6 перечислите виды имущества кредитных организаций которые реализуются при ликвидационных процедурах

Обновлено: 08.05.2024

Если доходы сильно падают, долги растут и появляется убыток, то учредители часто решают закрыть свою компанию — ликвидировать ООО. Но сдать отчеты в налоговую и фонды все равно надо, а также надо подготовить ликвидационные балансы. Разберемся с составом отчетности и сроками для ее подготовки.

Что такое ликвидация ООО

Ликвидация — это процедура закрытия юрлица, при которой в ЕГРЮЛ вносят запись о том, что ООО прекращает свою работу и ликвидируется. После окончания процедуры правопреемники не получают активы и обязательства компании.

Ликвидация возможна в двух вариантах — добровольном и принудительном. Принудительная обычно проводится по судебному решению, вынесенному по инициативе одного из учредителей, налоговой или другого госоргана. Она может быть связана с нарушением закона, ошибками при регистрации, банкротством. Также налоговая может принудительно исключить ООО из ЕГРЮЛ без суда, если в реестре содержатся недостоверные сведения или компания по факту не ведет деятельность.

Добровольную учредители ООО проводят по своему решению — именно об этом виде процедуры мы поговорим подробнее.

Чтобы ликвидировать ООО в добровольном порядке, нужно:

  1. Провести общее собрание учредителей, принять решение о ликвидации.
  2. Назначить ответственных за процедуру — ликвидатора или комиссию.
  3. Сообщить в Федресурс, налоговую и кредиторам.
  4. Составить ликвидационные балансы.
  5. Подать сведения в ПФР.
  6. Рассчитаться по долгам ООО.
  7. Распределить между участниками ООО оставшееся имущество.
  8. Зарегистрировать ликвидацию в ИФНС.

Но в процессе выполнения этих пунктов ООО не должно забывать о своих стандартных обязанностях — платить зарплату и налоги, погашать долги перед контрагентами, а также сдавать отчетность. Подробнее про отчетность читайте дальше.

Сдавать ли отчеты при ликвидации ООО в 2020 году

Все отчеты, которые организация сдавала пока работала, нужно продолжать сдавать. Пока процесс ликвидации идет, делайте все в стандартном порядке. А вот отчетность за последний период, в котором работала компания, представляется в особые сроки и с изменениями в порядке заполнения.

Во время процедуры ликвидации ООО надо сдавать отчеты в несколько контролирующих инстанций — ФНС, ФСС и ПФР. Они будут ждать бухотчетность, а также отчеты по налогам и сотрудникам.

Вот полный список отчетов, которые надо сдавать:

  1. Декларация по прибыли, УСН, ЕНВД или ЕСХН.
  2. 6-НДФЛ и 2-НДФЛ.
  3. Декларации и расчеты по другим налогам и сборам: налог на имущество, НДПИ, водный налог, НДС и пр.
  4. РСВ.
  5. Расчет 4-ФСС.
  6. Персотчетность за работников: СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ, СЗВ-ТД, ДСВ-3, информационные сведения.
  7. Ликвидационные балансы.
  8. Отчетность в Росстат.

Штрафы за несвоевременное представление отчетов не обойдут стороной и ликвидирующихся юрлиц. Например, за налоговые декларации и РСВ сумма штрафа составит 5 % от неуплаченного налога за каждый месяц просрочки, но не меньше 1 000 рублей и не больше 30 %. Все полученные в процессе ликвидации штрафы прибавятся к обязательствам ООО, которые нужно погасить до закрытия.

Далее разберем порядок подготовки всех отчетов и правила сдачи ликвидационной отчетности в 2020 и 2021 году.

Кто подписывает отчеты при ликвидации ООО

Когда участники ООО решают ликвидировать компанию, они также решают, кому поручить руководство процедурой — назначают ликвидатора или ликвидационную комиссию. С момента назначения они получают все права и обязанности, связанные с деятельностью ООО: могут представительствовать в суде, подписывать доверенности и совершать иные юридически значимые действия.

Подписывать отчетность тоже будут ликвидаторы. Среди требований к бухгалтерскому балансу — обязательное наличие подписи руководителя. Так как с момента назначения ликвидатора он получает все полномочия по управлению ООО, то и баланс должен подписывать он (ст. 62, 63 ГК РФ).

Как сдать последнюю бухгалтерскую отчетность

Бухгалтерская отчетность одинакова для ООО на всех режимах налогообложения. Пока ликвидация идет, составлять и сдавать бухотчетность за прошедший год нужно в стандартном порядке. В пояснениях можно указать, что принято решение о скорой ликвидации.

Кроме того, понадобится дважды составить ликвидационный баланс. Первый будет промежуточным, второй — окончательным.

Промежуточный ликвидационный баланс

В приложениях к ПЛБ должна быть раскрыта информация об имуществе организации, требованиях кредиторов, результатах рассмотрения и перечне требований, которые удовлетворены по решению суда.

Ликвидационная комиссия передает ПЛБ на утверждение учредителям ООО, а затем направляет в регистрирующий орган уведомление по форме Р15016. Сам баланс сдавать никуда не нужно.

Окончательный ликвидационный баланс

После расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет окончательный ликвидационный баланс (ОЛБ). В целом порядок его подготовки аналогичен подготовке ПЛБ, но в нем отражается имущество, которое осталось после удовлетворения требований кредиторов.

После утверждения направьте ОЛБ в налоговый орган вместе с заявлением о ликвидации, документом об уплате пошлины и документом, подтверждающим сдачу сведений в ПФР (пп. б п. 1 ст. 21 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП).

Последняя бухгалтерская отчетность

На основе ОЛБ и данных, полученных с даты его утверждения до даты ликвидации, нужно подготовить последнюю бухотчетность (ч. 3 ст. 17 Закона о бухгалтерском учете). Она составляется за неполный отчетный год — с 1 января до даты внесения в ЕГРЮЛ записи.

Срок сдачи этой отчетности законодательством не предусмотрен. Обычно ее подают в налоговую вместе с документами на регистрацию ликвидации.

Как сдать налоговую отчетность при ликвидации ООО

Ликвидируемая фирма должна сдавать все отчетные формы по налогам, которые сдавала в период своей обычной работы. Меняются только правила заполнения некоторых полей, отчетный период и дата сдачи.

Последний день для сдачи деклараций — день, предшествующий внесению в реестр записи о прекращении работы компании. Налоговый период зависит от периодичности сдачи декларации. Так, декларацию по УСН надо составить за период с 1 января до дня ликвидации. Если запись о ликвидации добавлена в реестр 26 ноября, то отчетным периодом будет 1 января — 25 ноября. Для квартальных и ежемесячных отчетов порядок определения отчетного периода практически аналогичный — с начала квартала или месяца до дня ликвидации (п. п. 2–3.4 ст. 55 НК РФ).

Если организация ликвидируется в начале года, то некоторые отчеты за текущий год нужно сдавать вместе с отчетами за предыдущие годы.

Информация в декларации указывается за те периоды, которые закончились до даты ликвидации, и за налоговый период в целом.

Сдавать ее рекомендуется после того, как закончатся все облагаемые операции: продажа имущества, расчеты с кредиторами и пр. Напоминаем, что это нужно сделать до внесения сведений о ликвидации в ЕГРЮЛ (п. 1 ст. 346.19 НК РФ, п. 9 ст. 63 ГК РФ, Письмо ФНС России от 03.08.2006 № 02-6-10/55@).

Расчет 6-НДФЛ и справки 2-НДФЛ

Эти отчеты нужно представить после окончательных расчетов с работниками, учредителями и остальными физлицами, но не позже окончания ликвидации (п. 3.5 ст. 55 НК РФ, п. 9 ст. 63 ГК РФ, Письмо ФНС России от 30.03.2016 № БС-3-11/1355@). Сведения в них попадают с начала года до момента прекращения деятельности.

Декларация по налогу на имущество и другим налогам

Сдают декларацию после того, как закончатся все облагаемые операции или объекты налогообложения. Например, при составлении декларации по налогу на имущество лучше подождать момента, когда облагаемый объект будет продан или передан участникам.

Отчетность по страховым взносам

РСВ и 4-ФСС тоже нужно сдавать при ликвидации. Их составляют после окончательного расчета с работниками, но вот дата окончания отчетного периода отличается.

Расчет по страховым взносам

РСВ нужно подготовить и сдать до составления промежуточного баланса. Расчет составляется за период с начала года до даты подачи (п. 3.5 ст. 55, п. 1 ст. 423, п. 15 ст. 431 НК РФ).

Разница между суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с РСВ, и суммой взносов, уплаченной с начала расчетного периода, подлежит уплате в течение 15 дней со дня подачи расчета.

С 2021 года сведения о среднесписочной численности сотрудников тоже указываются в составе РСВ, поэтому они будут отражены в последнем расчете по взносам (п. 2 ст. 1, ч. 2, 3 ст. 2 Федерального закона от 28.01.2020 № 5-ФЗ).

4-ФСС нужно подать в фонд до дня подачи в налоговую заявления о госрегистрации ликвидации ООО (п. п. 1, 4, 15 ст. 22.1 Закона N 125-ФЗ). Расчет составляется за период с начала расчетного периода по день представления расчета.

Рассчитанную сумму взносов на травматизм ООО должно уплатить в течение 15 календарных дней с момента сдачи формы.

Отчетность по персонифицированному учету

После увольнения всех работников и окончательного расчета с ними, нужно сдать по ним последнюю персонифицированную отчетность. На ее подготовку отводится месяц. Отсчет начинается со дня утверждения ПЛБ на общем собрании и заканчивается в день подачи документов для регистрации факта ликвидации.

Подготовьте для ПФР следующие документы:

    — с начала месяца подачи до дня составления. — с начала года до дня составления. — за период с начала квартала, в котором она подается, до даты составления, если в этом квартале вы перечисляли дополнительные взносы на накопительную пенсию работников. — на всех уволенных работников. В 2020 году форму нужно сдать не позднее рабочего дня, следующего за днем издания приказа об увольнении.
  • Индивидуальные сведения о работниках — на каждого работника нужно передать данные, указанные в пп. 1-8 ст. 6 Закона о персучете. Их можно сдать по форме АДВ-1, дополнив СНИЛСом и фамилией из свидетельства о рождении.

В отчетность по сотрудникам включается ликвидатор и все члены комиссии, так как они тоже относятся к застрахованным.

Если не передать в ФНС документы, подтверждающие направление вышеуказанных сведений в ПФР, то в регистрации ликвидации не откажут. Но в таком случае налоговая запросит эти сведения из фонда самостоятельно, в порядке межведомственного взаимодействия.

Статистическая отчетность

Отчеты в Росстат подаются до самого прекращения существования организации в стандартном порядке. Никаких специальных форм или особенностей подготовки отчетности в процессе ликвидации и после ее окончания законом не предусмотрено.

Как сдать отчетность при ликвидации через Экстерн

Экстерн — сервис для сдачи отчетности через интернет. Через него можно отчитаться в ФНС, ПФР, ФСС, Росстат, РПН и ФСРАР. Кроме того, доступна отправка электронных заявлений и писем.

  • автоматическое и своевременное обновление всех форм отчетов, деклараций, расчетов и заявлений;
  • выгрузка отчетов из 1С;
  • автоматическая проверка отчетов перед отправкой по утвержденным контрольным соотношениям;
  • неограниченное количество выписок из ЕГРИП и ЕГРЮЛ;
  • переписка и сверка с контролирующими органами;
  • подробный индивидуальный график отчетности;
  • автоматическое формирование платежек по данным деклараций и требований об уплате налогов.

Ответные документы от ФНС придут напрямую в систему, в налоговую за ними можно будет не ходить. Скачайте файлы на страничке документооборота и распечатайте.

Целью темы является ознакомление с основными видами ликвидации фирмы.

Достижение поставленной цели требует решение следующих задач:

  • характеристика основных видов ликвидации фирмы;
  • изучение особенностей той или иной формы (вида) ликвидации;
  • выявление важнейших характеристик добровольной и принудительной ликвидации фирмы.

Оглавление

Ликвидация - это способ прекращения деятельности фирмы, без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. То есть в результате ликвидации фирмы - прекращается экономическая деятельность субъекта.

Прежде чем переходить к подробному описанию порядка, видов и оснований ликвидации, необходимо рассмотреть ликвидацию присоединяемого общества и ликвидацию при слиянии.

Для регистрации прекращения деятельности присоединяемого (поглощаемого) юридического лица требуются следующие документы:

  • письменное заявление;
  • решение о реорганизации обществ;
  • оригиналы учредительных документов присоединяемой фирмы;
  • документ об оплате за оформление регистрации;
  • разрешение антимонопольного органа, в случаях, когда оно требуется.

Далее выдаётся заключения регистрирующего органа, являющееся основанием для:

  • снятия присоединяемого общества с налогового учёта;
  • аннулирования идентификационных кодов;
  • закрытия счетов в банке;
  • снятия с учёта в отделениях Пенсионного, Обязательного медицинского страхования и Фонда социального страхования.

После этого все документы и справки (о снятии с учётов), передаются в регистрирующий орган, который на их основании погашает оригиналы учредительных документов, а затем уведомляет об этом налоговые органы.

Если же говорить о слиянии, то сначала необходимо создать и зарегистрировать вновь образованное общество, после этого его учредителям выдаётся временное свидетельство о регистрации, подлежащее замене на постоянное свидетельство, после представления в регистрирующий орган следующих документов.

  1. Временное свидетельство.
  2. Документ об уничтожении печатей, штампов и бланков, реорганизуемых изготовление их для нового.
  3. Справки:
    • из налоговой инспекции о снятии с учёта всех реорганизуемых обществ и, следовательно, постановке на учёт вновь возникшего;
    • из банка о закрытии счетов реорганизованных и об открытии для нового юридического лица;
    • из органов статистики об аннулировании идентификационных кодов реорганизуемых и о присвоении для новой фирмы;
    • из отделения Пенсионного фонда о снятии реорганизуемых с учёта и о постановке на учёт нового.

Добровольная ликвидация фирмы происходит по решению:

  • участников;
  • органа юридического лица уполномоченного на то учредительными документами.

В соответствии с законам об АО и об ООО, таковыми органами являются:

  • в АО - общее собрание акционеров по представлению совета директоров (наблюдательного совета), также им решается вопрос о назначении ликвидационной комиссии.
  • в ООО - общее собрание участников по предложению совета директоров, также ими решается вопрос о назначении ликвидационной комиссии.

Причинами добровольной ликвидации являются:

  • истечение срока, на который оно было создано, но общее собрание может продлить срок или вообще отказаться от его указания;
  • достижение цели - решение общего собрания устанавливает, достигнута ли цель, для которой оно создавалось;
  • нецелесообразность дальнейшего существования - явная недостижимость цели;
  • сокращение стоимость чистых активов общества ниже уровня минимального размера уставного капитала.

Не является основанием для принудительной ликвидации невыполнение добровольного решения о ликвидации, если в деятельности фирмы не установлены неоднократные и грубые нарушения законов.

Если же эти нарушения имеют место - это является основанием для принудительной ликвидации.

Принудительная ликвидация фирмы осуществляется по решению суда.

Существует пять основных причин принудительной ликвидации.

Из вышесказанного следует, что иски о принудительной ликвидации вправе подавать государственные органы и органы местного самоуправления, а именно:

  • антимонопольные органы;
  • прокурор;
  • налоговые органы, причём иски налоговых органов принимаются арбитражным судом к рассмотрению, если в законах прямо оговорено право налоговых органов заявлять такие требования и существует соответствие этих требований полномочиям, задачам и целям налоговых органов (например, контроль за соблюдением налогового законодательства);
  • Центральный Банк - он вправе предъявлять иски о ликвидации кредитной организации (а они чаще всего имеют организационно-правовую форму в виде АО (ОАО/ЗАО) или ООО) на основании ст.20 ФЗ О банках и банковской деятельности.

Пятой причиной принудительной ликвидации является - несостоятельность (банкротство).

При рассмотрении требований суд учитывает все обстоятельства дела, оценивает характер и последствия нарушений, то есть достаточность оснований для ликвидации фирмы. Суд вправе:

  • предложить обществу внести необходимые изменения и дополнения с регистрацией их в установленном порядке или устранить последствия нарушения закона, если это возможно;
  • отложить рассмотрение дела.

Порядок ликвидации фирмы урегулирован статьями 62-64 ГК РФ и соответствующими статьями ФЗ об АО и ФЗ об ООО. Если суммировать эти нормы и иные положения (других законов и судебной практики), то можно вывести следующий порядок ликвидации.

Уведомление делается в письменной форме в течении трёх дней по месту своего нахождения. После этого регистрирующий орган делает запись о процессе ликвидации данной фирмы и делает последующее уведомление регистрирующего органа о формировании ликвидационной комиссии.

Наряду с выше изложенным требуются соответствующие документы:

  • подписанное заявителем заявление о государственной регистрации, а в нём наличие информации о соблюдении порядка ликвидации о расчётах с кредиторами;
  • ликвидационный баланс;
  • документы об уплате государственной пошлины.

Если ликвидация происходит в принудительном порядке, то суд направляет в регистрирующий орган сведения о том, что фирма находится в процессе ликвидации.

Отказ в государственной регистрации допускается в случае:

  • непредставления указанных документов;
  • представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

За необоснованный отказ в государственной регистрации или неосуществление её в сроки должностные лица несут ответственность и возмещение ущерба.

Четвёртый этап – это назначение ликвидационной комиссии.

Если акционером (участником) ликвидируемого общества является государство или муниципальное образование, в состав ликвидационной комиссии включается представитель соответствующего комитета, фонда или органа местного самоуправления. Обязанности по проведению принудительной ликвидации не могут возлагаться судом на государственные или муниципальные органы, по иску которых принято соответствующее решение.

Назначение добровольной ликвидационной комиссии происходит по решению общего собрания по предложению совета директоров (наблюдательного совета).

Пятый этап - установление порядка и срока ликвидации. Эти положения также принимаются общим собранием.

Шестой этап - ликвидационная комиссия (после её назначения в её руках все полномочия по управлению обществом) помещает в органах печати информацию о предстоящей ликвидации с указанием:

  • порядка заявления требований кредиторами;
  • срока заявления требований, при этом срок не может быть меньше чем два месяца;
  • своих реквизитов.

На седьмом этапе - ликвидационная комиссия выявляет:

  • кредиторов, и уведомляет их о ликвидации данной фирмы;
  • дебиторов, и взыскивает их задолженности перед обществом.

Восьмой этап - это составление промежуточного ликвидационного баланса, в котором должны быть отражены:

  • состав имущества общества (данные об её активах);
  • заявленные требования кредиторов;
  • учёт требований, срок платежа по которым ещё не наступил;
  • результаты рассмотрения требований кредиторов с установлением достаточности денежных средств общества. Если денежных средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, то происходит продажа имущества общества с публичных торгов и последующие выплаты кредиторам в порядке очерёдности (ст.64 ГК).

Промежуточный баланс утверждается общим собрание акционеров (АО) или учредителями, участниками (ООО), общим собранием участников (ООО).

На девятом этапе принимается ликвидационный баланс (ст.63 п.5 ГК), так же утверждаемый общим собранием.

На десятом этапе оставшееся имущество после расчётов с кредиторами передаётся учредителям и участникам. В учредительных документах могут содержаться иные лица, получающие оставшееся имущество.

Одиннадцатый этап - все соответствующие документы, возникающие в порядке ликвидации, передаются в регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об исключении этой фирмы и, следовательно, она прекращает своё существование.

Не реализованные кредиторами требования погашаются (аннулируются).

Ликвидация может быть признана судом недействительной по основаниям:

  • если с 8.12.1994г. ликвидация производилась не по правилам статей 61065 ГК РФ.
  • если само ликвидируемое предприятие обратится в Арбитражный суд с иском о признании недействительным акта о его принудительной ликвидации, до момента исключения из государственного реестра. Основания могут быть самыми различными.

Необходимо также учитывать, что правила ГК РФ о ликвидации юридических лиц не может и не должен применяться к индивидуальным предпринимателям без образования юридического лица. Достаточно аннулировать его регистрацию в качестве такового.

  1. Ликвидация - это способ прекращения деятельности фирмы без правопреемства.
  • ликвидация присоединяемого общества (обществ);
  • ликвидация сливающихся обществ.

Причины добровольной ликвидации могут быть различными (истечение срока, нецелесообразность…).

Принудительная (по решению суда) ликвидация происходит при наличии основательных нарушений закона.

Данная ликвидация производится по иску уполномоченного на то органа, таких как: налоговые органы; прокуратура; Центральный банк и другие, государственные и муниципальные органы.

Ликвидация должна проводиться строго в установленном порядке, иначе она может быть в дальнейшем признана недействительной.


Примите на общем собрании акционеров решение о ликвидации, назначении ликвидатора (ликвидационной комиссии) и об определении порядка и срока ликвидации.

Дальше всю процедуру проведет ликвидатор (ликвидационная комиссия), который уведомит о предстоящей ликвидации регистрирующий орган и кредиторов АО, внесет сведения в ЕФРСФДЮЛ, рассчитается с кредиторами и выполнит иные действия. Акционеры должны будут только утвердить промежуточный и окончательный ликвидационные балансы.

Срок добровольной ликвидации АО не ограничен, он устанавливается произвольно решением собрания акционеров. Если не соблюсти этот срок, то заинтересованное лицо или уполномоченный госорган вправе требовать в судебном порядке ликвидации общества и назначения арбитражного управляющего.

Решение о ликвидации принимает общее собрание акционеров. Если в АО один акционер, то он просто письменно оформляет такое решение (п. 3 ст. 47, пп. 3 п. 1 ст. 48 Закона об АО).

Для принятия решения о ликвидации:

1) созовите общее собрание акционеров (очередное или внеочередное) в соответствии с требованиями законодательства и устава общества;

2) проведите собрание и примите решение по вопросу ликвидации. Включите в решение о ликвидации вопросы: о назначении ликвидатора (ликвидационной комиссии) и определении порядка и сроков ликвидации (п. 3 ст. 62 ГК РФ, п. 2 ст. 21 Закона об АО).

  • о ликвидации и назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) — 3/4 голосов акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров. Привилегированные акции также являются голосующими по вопросам ликвидации (п. 4 ст. 32, п. 4 ст. 49 Закона об АО);
  • об определении порядка и сроков ликвидации — большинством голосов — владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров. Привилегированные акции не голосуют по данному вопросу (п. 4 ст. 32, п. 2 ст. 49 Закона об АО);

3) оформите решение в виде протокола.

Как отменить решение о ликвидации АО

Ликвидация общества считается завершенной, а общество — прекратившим деятельность (существование) с момента внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи (п. 6 ст. 22 Закона N 129-ФЗ, ст. 24 Закона об АО, п. 9 ст. 63 ГК РФ).

До указанного момента общество может принять решение об отмене ранее принятого решения о ликвидации.

Если решение об отмене ликвидации принято обществом до направления в регистрирующий орган заявления (уведомления) по форме N Р15016, уведомлять регистрирующий орган об отмене решения о ликвидации не нужно.

В заявлении (уведомлении) по форме N Р15016 нужно также заполнить листы А и В (п. п. 102, 106 разд. VII Приложения N 13 к Приказу ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@). При необходимости ограничить доступ к сведениям о юрлице заполните лист Б (п. 105 разд. VII Приложения N 13 к Приказу ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@).

1.1. В каких случаях назначается ликвидатор, а в каких ликвидационная комиссия

По общему правилу акционеры на общем собрании сами решают, кто будет заниматься ликвидацией АО: ликвидатор или ликвидационная комиссия (п. 3 ст. 62 ГК РФ, п. 2 ст. 21 Закона об АО).

Но учтите: если акционером является государство или муниципальное образование, то можно назначить только ликвидационную комиссию. В ее состав обязательно включается представитель соответствующего комитета по управлению имуществом, или фонда имущества, или соответствующего органа местного самоуправления (п. 4 ст. 21 Закона об АО).

Кроме того, рекомендуем назначать ликвидационную комиссию при ликвидации АО со значительным объемом имущества, дебиторской и кредиторской задолженности, а также большим штатом сотрудников.

  1. Как уведомить регистрирующий орган и кредиторов АО о принятии решения о ликвидации и внести сведения в ЕФРСФДЮЛ

Порядок уведомления регистрирующего органа и кредиторов о принятии решения о ликвидации АО аналогичен порядку уведомления при ликвидации иных юрлиц. Так, для того чтобы уведомить:

За невнесение или несвоевременное внесение сведений в ЕФРСФДЮЛ установлена ответственность.

  1. Как составить промежуточный ликвидационный баланс

Утвержденной формы промежуточного ликвидационного баланса нет, вместе с тем можно руководствоваться рекомендуемыми ФНС России форматами и машиночитаемыми формами (Письмо от 25.11.2019 N ВД-4-1/24013@).

Обязательные сведения, указываемые в промежуточном ликвидационном балансе (п. 2 ст. 63 ГК РФ):

  • о составе имущества ликвидируемого юридического лица;
  • о перечне требований, предъявленных кредиторами, и результатах их рассмотрения;
  • о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.

Кроме того, рекомендуем, хоть ГК РФ и не обязывает, указать в промежуточном ликвидационном балансе информацию о кредиторах, которые не предъявили требования ни ликвидатору, ни в суд. Это позволит в случае возникновения спора с такими кредиторами подтвердить, что ликвидатор подавал в регистрирующий орган достоверную информацию и не нарушал порядок ликвидации, предусмотренный законодательством.

3.1. Какие действия должно совершить АО после составления промежуточного ликвидационного баланса

После того как промежуточный ликвидационный баланс составлен, в первую очередь, необходимо убедиться, что денежных средств и иного имущества общества достаточно для удовлетворения требований кредиторов. При недостаточности имущества подавайте в суд заявление о признании должника банкротом (п. 4 ст. 63 ГК РФ).

Если денег и иного имущества достаточно, сделайте следующее:

1) утвердите промежуточный ликвидационный баланс на общем собрании акционеров большинством в 3/4 голосов акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров (п. 2 ст. 63 ГК РФ, п. 4 ст. 49 Закона об АО).

Протокол общего собрания акционеров АО об утверждении промежуточного ликвидационного баланса составляется в обычном порядке;

2) подайте заявление (уведомление) о составлении промежуточного баланса в регистрирующий орган по форме N Р15016 (п. 3 ст. 20 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП).

Срок подачи заявления (уведомления) о составлении промежуточного ликвидационного баланса — не ранее (п. 4 ст. 20 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП):

  • истечения срока, установленного для предъявления требований кредиторами;
  • вступления в законную силу судебного акта по делу о рассмотрении требования, предъявленного к АО, находящемуся в процессе ликвидации;
  • окончания выездной налоговой проверки, оформления ее результатов (в том числе рассмотрения ее материалов) и вступления в силу итогового документа по результатам этой проверки в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах в случае проведения в отношении юрлица, находящегося в процессе ликвидации, такой проверки;
  • завершения таможенной проверки в отношении юрлица, находящегося в процессе ликвидации, составления акта такой проверки и принятия по ее результатам решения (последнего из решений) в сфере таможенного дела (если принятие соответствующего решения предусмотрено международными договорами РФ и правом ЕАЭС и (или) законодательством РФ о таможенном регулировании);

3) рассчитайтесь с кредиторами общества. Расчеты с кредиторами осуществляются денежными средствами. Если их не хватает, то продайте имущество на торгах, за исключением имущества стоимостью до 100 тыс. руб. Такое имущество продается без проведения торгов (п. 4 ст. 63 ГК РФ).

Правила очередности удовлетворения требований кредиторов при ликвидации юрлица установлены в ст. 64 ГК РФ.

При ликвидации юрлица после погашения текущих расходов, необходимых для осуществления ликвидации, требования кредиторов юрлица нужно удовлетворять в следующей очередности (п. 1 ст. 64 ГК РФ):

  • в первую очередь удовлетворяются, в частности, требования граждан, перед которыми ликвидируемое юрлицо отвечает за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;
  • во вторую очередь выплачиваются выходные пособия и оплачивается труд лиц, работающих или работавших по трудовому договору, вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности;
  • в третью очередь производятся обязательные платежи в бюджет и во внебюджетные фонды;
  • в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

По общему правилу требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди (п. 2 ст. 64 ГК РФ).

После удовлетворения требований кредиторов указанных очередей удовлетворяются требования кредиторов о возмещении убытков в виде упущенной выгоды, о взыскании неустойки (штрафа, пеней), в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей (п. 1 ст. 64 ГК РФ);

4) распределите оставшееся имущество между акционерами ликвидируемого АО (верните акционерам доли в уставном капитале) в порядке, установленном ст. 23 Закона об АО.

Учтите, имущество распределяется после расчетов с кредиторами, но законодатель не устанавливает, в какой момент это можно делать — до составления ликвидационного баланса или после его составления.

Рекомендуем делать это до составления ликвидационного баланса. Это позволит снизить риски споров с регистрирующим органом, который может отказать в регистрации ликвидации, признав недостоверным ликвидационный баланс, содержащий сведения об оборотных активах и нераспределенной прибыли. Есть примеры судебных решений, когда такой отказ регистрирующего органа признается ошибочным;

Сведения в ПФР нужно подать в течение месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса (п. 2 ст. 9, п. п. 1, 3 ст. 11 Закона о персонифицированном учете).

Учтите, что расчет по страховым взносам представляется в налоговый орган до составления промежуточного ликвидационного баланса за период с начала расчетного периода по день представления указанного расчета включительно (п. п. 1, 2.3 ст. 11 Закона о персонифицированном учете, п. 15 ст. 431 НК РФ, Письмо Минфина России от 27.02.2020 N 03-15-05/14267).

  1. Как составить окончательный ликвидационный баланс АО

Ликвидационный баланс составляется после расчетов с кредиторами (п. 6 ст. 63 ГК РФ).

Окончательный ликвидационный баланс АО утверждается на общем собрании большинством в 3/4 голосов акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров (п. 6 ст. 63 ГК РФ, п. 4 ст. 49 Закона об АО).

Протокол общего собрания акционеров АО об утверждении окончательного ликвидационного баланса нужно составить в обычном порядке.

Форма такого баланса законодательно не утверждена, вместе с тем можно руководствоваться рекомендуемыми ФНС России форматами и машиночитаемыми формами (Письмо от 25.11.2019 N ВД-4-1/24013@).

Содержание ликвидационного баланса зависит от того, распределили вы имущество, оставшееся после расчетов с кредиторами, между акционерами или нет.

Если распределили, то тогда в балансе отражается информация об отсутствии у общества каких-либо активов и пассивов.

Если не распределили, то в балансе отражается информация об оставшихся активах и пассивах общества.

Для этого подайте документы в регистрирующий орган или единый регистрационный центр по месту нахождения общества (п. 1 ст. 9 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП).

Заявителем является ликвидатор (председатель ликвидационной комиссии) (п. п. 1, 1.3 ст. 9 Закона о госрегистрации юрлиц).

Документы, которые необходимо представить для регистрации ликвидации (п. 1 ст. 21 Закона N 129-ФЗ):

2) ликвидационный баланс;

3) документ об уплате государственной пошлины. Размер пошлины составляет 800 руб. (пп. 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Данный документ не является обязательным, но рекомендуем его приложить к пакету документов;

Способ подачи документов может быть одним из следующих:

1) непосредственное обращение в инспекцию;

2) через МФЦ — возможность оказания услуги по регистрации юрлиц следует уточнить в конкретном МФЦ;

3) почтовым отправлением с объявленной ценностью при пересылке с описью вложения;

4) через Единый портал госуслуг, интернет-сервис ФНС России или мобильное приложение — при подаче документов в электронной форме. При этом они должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью. В этом случае удостоверять подпись заявителя у нотариуса не требуется (п. 1.2 ст. 9 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП, п. п. 4, 5 Порядка, утвержденного Приказом ФНС России от 12.10.2020 N ЕД-7-14/743@);

5) через нотариуса только при личном обращении к нему заявителя за отдельную плату (п. 1 ст. 9 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП, ст. ст. 22, 86.3 Основ законодательства РФ о нотариате).

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры.

Остались вопросы к адвокату?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическая работа состоит из двух заданий: сбор и анализ информации из официальных истоников (сайт Банка России) и тестовые задания по процедуре конкурсного производва. Задания направлены на приобретение навыков сбора и анализа информации о порядке ликвидации кредитных организаций и их причинах.

Практическая работа

Цель: приобретение навыков сбора информации, анализа статистики об организации ликвидации кредитных организаций и их причинах.

Количество часов: 2

Форма выполнения: письменная работа с размещением результатов в приложении MicrosoftWord (Ворд).

Задание 1. Используя информацию, представленную на официальном сайте Банка России и нормативных актов, выполните следующие задания

Поясните значения: добровольная ликвидации, принудительная ликвидации, банкротство

Укажите данные о количестве кредитных организаций, находящихся на стадии ликвидации с 2011-2021 гг. в разрезе видов ликвидации. Составьте таблицу

Сколько кредитных организаций признано банкротом в 2020 году?

Укажите количество арбитражных управляющих, аккредитованных при Банке России по состоянию на 01.11.2021

Укажите обязательные условия аккредитации

Перечислите виды имущества кредитных организаций, которые реализуются при ликвидационных процедурах.

Назовите лиц второй и третьей очереди при удовлетворении требований кредиторов

Назовите виды уголовно наказуемых деяний, признаки которых были обнаружены в деятельности руководства и собственников кредитных организаций.

Проведите анализ причин отзыва лицензии у 10 кредитных организаций через Приказы об отзыве (аннулировании) лицензий на осуществление банковских операций (закладка Отзыв (аннулирование) лицензий на осуществление банковских операций)

Список источников:

Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О несостоятельности (банкротстве)" Статья 189.77. Конкурсный управляющий

Задание 2. Выполните тестовые задания

Выберите один правильный ответ

Кредитная организация получает право на осуществление банковских операций с момента

подписания учредительного договора

получения лицензии Банка России на проведение банковских операций

получения уведомления о её государственной регистрации

полной оплаты уставного капитала

Высшим органом управления кредитной организации является

Коллегиальный исполнительный орган

Общее собрание акционеров (участников общества)

Изменение организационно-правовой формы кредитной организации называется

При рассмотрении арбитражным судом дела о банкротстве кредитной организации применяется

Годовое общее собрание акционеров проводится в сроки, устанавливаемые уставом общества

не ранее чем через 2 месяца и не позднее чем через 6 месяцев после окончания финансового года

не ранее чем через 3 месяца и не позднее чем через 7 месяцев после окончания финансового года

в любое время в течение года

Меры по предупреждению банкротства кредитных организаций:

1) финансовое оздоровление кредитной организации;

2) назначение временной администрации по управлению кредитной организацией

3) изменение значений обязательных нормативов

4) реорганизация кредитной организации.

Банк России может отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций в случае

задержки представления ежемесячной отчётности более чем на 15 дней

неудовлетворения требований кредиторов по денежным обязательствам в течение 14 дней

снижения достаточности капитала кредитной организации ниже двух процентов

установления недостоверности сведений, на основании которых выдана указанная лицензия

осуществления банковских операций, не предусмотренных указанной лицензией

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом наделены

В лицензии на осуществление банковских операций указывается

перечень банковских операций, на осуществление которых кредитная организация имеет право

валюта, в которой могут осуществляться банковские операции

срок действия лицензии

Внутренними структурными подразделениями кредитной организации являются

операционные кассы вне кассового узла

Критерии оценивания:

Задания выполнены правильно. Студент демонстрирует методологические и теоретические знания, свободно владеет банковской терминологией. Свободно работает с открытыми источниками

Задания выполнены правильно. Студент демонстрирует методологические и теоретические знания, владеет банковской терминологией, однако допускает некоторые неточности при оперировании научной терминологией. Работает с открытыми источниками

Задания выполнены в основном правильно. Имеет ограниченные теоретические знания, допускает существенные ошибки при установлении логических взаимосвязей, допускает ошибки при использовании банковской терминологии. Работа с открытыми источниками вызывает затруднения.

Задания выполнены неправильно, обсуждение и помощь преподавателя не привели к правильному выполнению задания. Имеет слабые теоретические знания, не использует банковскую терминологию. Демонстрирует отсутствие навыков работы с открытыми источниками

Читайте также: