Юридическая ответственность в пенсионном обеспечении

Обновлено: 18.05.2024

Под юридической ответственностью понимается мера государственного принуждения, основанная на юридическом и общественном осуждении поведения правонарушителя и выражающаяся в установлении для него определенных отрицательных последствий в форме ограничений личного и имущественного порядка. По своему содержанию юридическая ответственность проявляется либо в виде возложения на виновное лицо штрафных, карательных санкций за совершенное правонарушение, либо в виде вменения ему в обязанность восстановления там, где это возможно, незаконно нарушенных прав и ранее существовавших общественных отношений. Следует отметить, что в современной отечественной правовой науке социального обеспечения проблемы юридической ответственности в достаточной мере не разработаны (данная проблема рассматривалась К.С. Батыгиным в рамках государственного социального страхования как формы социального обеспечения).

Особенности юридической ответственности субъектов правоотношений по социальному обеспечению определяются спецификой предмета права социального обеспечения: 1) отношения в праве социального обеспечения имеют распределительный характер; 2) хотя в этих правоотношениях отсутствует равенство, их стороны не несут друг перед другом публично-правовой (административной, уголовной) ответственности; 3) получатель материального блага по системе социального обеспечения является экономически зависимой стороной, что ограничивает его имущественную ответственность; 4) в праве социального обеспечения широкое распространение должны получить восстановительные имущественные санкции, призванные служить исключительно восстановлению нарушенного права другой стороны. Ответственность в праве социального обеспечения – это разные правовые явления, однако они тесно связаны, так как преследуют общую цель – защиту нарушенного права.




6.1. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Дайте общую характеристику юридической ответственности

2. Какие особенности характерны для юридической ответственности в праве социального обеспечения?

3. Какие виды юридической ответственности существуют в праве социального обеспечения?

4. Изложите, по каким критериям дифференцируется юридическая ответственность в праве социального обеспечения

6.2. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ:

6.2.1. Существуют ли различия в понятии юридической ответственности в социальном обеспечении и в праве социального обеспечения:

а) да, существуют

б) нет, различий не существует

6.2.2. Чем отличается понятие юридической ответственности в сфере социального обеспечения по своему содержанию от понятия юридической ответственности в праве социального обеспечения?

а) понятие юридической ответственности в сфере социального обеспечения по своему содержанию шире понятия юридической ответственности в праве социального обеспечения

б) понятие юридической ответственности в сфере социального обеспечения по своему содержанию уже понятия юридической ответственности в праве социального обеспечения

в) понятие юридической ответственности в сфере социального обеспечения по своему содержанию ничем не отличается от понятия юридической ответственности в праве социального обеспечения

6.2.3. Юридическая ответственность в сфере социального обеспечения установлена для:

а) всех участников отношений по социальному обеспечению

б) только для правомочных организаций как участников отношений по социальному обеспечению

в) только для граждан как участников отношений по социальному обеспечению

6.2.4. Юридическая ответственность в праве социального обеспечения предусмотрена:

а) только для граждан как участников материальных отношений по социальному обеспечению

б) только для организаций как субъектов процессуальных отношений по социальному обеспечению

в) только для субъектов процессуальных отношений по социальному обеспечению

г) для всех субъектов материальных отношений по социальному обеспечению

6.2.5. Юридическая ответственность в праве социального обеспечения может дифференцироваться по следующим критериям:

а) по организационно-правовым формам социального обеспечения

б) по субъектному составу

в) по объекту правоотношений

г) критериев нет

6.3. РЕШЕНИЕ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ

6.3.1. Ковалев, индивидуальный предприниматель, 1 июня текущего года принял на работу Березовского по трудовому договору. Страховые взносы за него стал перечислять только с 1 сентября текущего года, мотивируя это тем, что у Березовского три месяца был испытательный срок. Допустил ли Ковалев какие-либо нарушения действующего законодательства об обязательном социальном страховании? Если нарушил, то какой вид ответственности он может нести?

6.3.2. Лебедеву в возрасте 12 лет была назначена трудовая пенсия по случаю потери кормильца. После окончания школы он поступил на очное отделение университета. Проучившись один курс, он перевелся на вечернее отделение этого вуза, продолжая получать пенсию. Может ли быть Лебедев привлечен к какой-либо ответственности? Какой вид санкции по отношению к нему может применить пенсионный орган?

6.3.3. При проверке своевременности и полноты уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний выяснилось, что организация систематически занижала фонд оплаты труда, в связи с чем не полностью вносились платежи. Какие санкции следует применить к правонарушителю?

6.3.4. В каких размерах может быть установлена пеня за нарушение сроков уплаты страховых взносов физическими лицами, применяющим труд наемных работников? В каком порядке производится начисление пени?

6.3.5. Страхователю в связи с отсутствием средств на расчетном счете по его заявлению была предоставлена отсрочка погашения задолженности по страховым взносам сроком на три месяца. Однако страхователь по истечении этого срока не погасил задолженность. Какие меры могут быть применены к нему и за какой период страхователю надлежит выплатить пеню за просрочку платежей?


В современной отечественной правовой науке социального обеспечения проблемы юридической ответственности в достаточной мере не разработаны. Данная проблематика рассматривалась К.С. Батыгиным в рамках государственного социального страхования как формы социального обеспечения[62] 62
Батыгин К.С. и др. Право социального обеспечения. Общая часть, М., 1998. Наиболее полно вопросы юридической ответственности в социальном обеспечении последнего времени рассмотрены Масловым С.С. и др. См., например: Ответственность за непредоставление социального обеспечения // Трудовые споры. 2007. № 2.

В законодательстве о социальном обеспечении такая ответственность закреплена в многочисленных нормах правовых актов – законах и подзаконных актах.

Место норм о юридической ответственности в системе права социального обеспечения до настоящего времени также не определено.

Исследование норм международного и отечественного законодательства, судебной практики о правонарушениях в сфере права социального обеспечения позволяют сформулировать юридическую ответственность следующим образом.

Юридическая ответственность в праве социального обеспечения – это фактическое претерпевание правонарушителем лишений имущественного характера, предусмотренных санкцией, вследствие нарушений предписаний норм права социального обеспечения с целью восстановления нарушенного права.

Юридическая ответственность в праве социального обеспечения является одной из гарантий, обеспечивающих восстановление нарушенного права. Поэтому в силу специфики отношений, регулируемых правом социального обеспечения, к правонарушителю должны применяться специфические имущественные санкции. Это означает, что применять к субъектам этих отношений другие меры ответственности, например гражданско-правовой ответственности за нарушение обязательств, материальной ответственности на основании норм трудового права в случае нарушения ими обязанностей, закрепленных в источниках права социального обеспечения, нельзя.

Особенности юридической ответственности субъектов правоотношений по социальному обеспечению определяются спецификой предмета права социального обеспечения. Как отмечает С.С. Маслов, она проявляется в следующем: 1) отношения в праве социального обеспечения имеют распределительный характер; 2) хотя в этих правоотношениях отсутствует равенство, их стороны не несут друг перед другом публично-правовой (административной, уголовной) ответственности; 3) получатель материального блага по системе социального обеспечения является экономически зависимой стороной, что ограничивает его имущественную ответственность; 4) в праве социального обеспечения широкое распространение должны получить восстановительные имущественные санкции, призванные служить исключительно восстановлению нарушенного права другой стороны.

Совокупность норм о юридической ответственности субъектов материальных распределительных правоотношений по социальному обеспечению в целом образует самостоятельный институт общей части права социального обеспечения, поскольку эти нормы должны содержаться в Особенной части права социального обеспечения.

Ответственность в праве социального обеспечения и ответственность в сфере социального обеспечения – это разные правовые явления. Однако они тесно связаны, поскольку имеют общую цель – защиту нарушенного права.

Ответственность в праве социального обеспечения должна в первую очередь охранять и защищать права гражданина на существующие виды (блага) по системе социального обеспечения как экономически более слабой стороны от нарушений со стороны обязанного органа, а также гарантировать восстановление того финансового источника, за счет средств которого было незаконно получено благо. Ответственность в сфере социального обеспечения охраняет в целом публичный правопорядок в этой правовой области.

В отраслевом законодательстве нормы о юридической ответственности представлены фрагментарно. К тому же законы, в которых есть нормы об ответственности, в реальности не могут защитить права, так как механизм ответственности, закрепленный в них, на практике довольно сложно применить.

Отсутствие в подзаконных нормативных актах правового механизма ответственности в сфере социального обеспечения можно объяснить тем, что все основные виды социального обеспечения определены законом (ч. 2 ст. 39 Конституции РФ). Следовательно, юридическая ответственность должна содержаться только в нормах федеральных законов, устанавливающих виды социального обеспечения общегосударственного характера.

В праве социального обеспечения за правонарушения к гражданам применяются лишь правовосстановительные и правоограничивающие санкции.

При применении правовосстановительной санкции происходит, например, возмещение незаконно выплаченной пенсии. Особой чертой восстановительных санкций в праве социального обеспечения является то, что они, гарантируя возмещение причиненного ущерба, предусматривают его возмещение в полном размере. Однако полный размер не означает полное возмещение убытков, предусмотренное в гражданском праве (реальный вред + упущенная выгода).

В нормах права социального обеспечения отсутствует какая-либо форма компенсации противоправного неполного (несвоевременного) предоставления соответствующего вида социального обеспечения, а ведь только предоставлением неполученного (или полученного не в полном объеме блага) можно восстановить имущественные права их получателя.

Восстановление права как вид санкции должно предусматривать еще и дополнительную компенсацию в пользу гражданина, состоящую не только в компенсации морального вреда, но и в выплате процентов за несвоевременное предоставление соответствующего вида социального обеспечения.

7.3. Виды юридической ответственности в праве социального обеспечения

В социальном обеспечении могут быть выделены следующие виды юридической ответственности: конституционно-правовая, уголовная, административная и дисциплинарная[63] 63
Перечисленные виды ответственности являются предметом специального изучения. Многие теоретические и практические выводы и предложения, сделанные в ходе исследования этих вопросов С.С. Масловым, носят дискуссионный характер. В настоящем учебнике они не рассматриваются.

Юридическая ответственность субъектов в праве социального обеспечения существует, хотя и недостаточно оформленная, в рамках распределительных правоотношений, функционирующих по поводу: а) пенсий; б) социальных пособий и компенсационных выплат; в) социальных услуг (обслуживания); г) социальной медицинской помощи и лечения; д) государственной социальной помощи; е) социальных льгот и преимуществ и пр.

Можно предположить, что каждый вид социального обеспечения, будучи самостоятельным институтом права социального обеспечения, содержит нормы юридической ответственности. Однако, несмотря на объективную потребность в юридической ответственности в праве социального обеспечения (своих санкций, необходимости гарантировать соблюдение прав граждан), она еще не получила своего достаточного оформления.

Внутри каждого вида отраслевых социально-обеспечительных отношений можно провести дифференциацию ответственности по разным критериям, например:

♦ по организационно-правовым формам социального обеспечения (обязательное социальное страхование и обеспечение за счет ассигнований из государственного бюджета);

♦ субъектному составу (получатели социального материального блага и органы социального обеспечения, обязанные его предоставить, – обязанные органы);

♦ объекту правоотношений (виды предоставляемых социальных материальных благ) и др.

Такие критерии дифференциации во взаимосвязи друг с другом позволяют целостно представить юридическую ответственность. Так, в зависимости от организационно-правовых форм социального обеспечения в пенсионной системе нормы юридической ответственности установлены в актах, регулирующих отношения по обязательному пенсионному страхованию и государственному пенсионному обеспечению. Следовательно, круг субъектов пенсионных правоотношений различается в зависимости от двух существующих пенсионных систем – страховой и бюджетной. Отсюда можно выделить юридическую ответственность двух конкретных субъектов – получателей пенсий и обязанных органов и т. д.

Подобный логический подход к выявлению юридической ответственности и ее изложению возможен и для других видов социального обеспечения.

7.4. Закрепление юридической ответственности в праве социального обеспечения

Рассмотрим закрепление и проявление юридической ответственности в пенсионном обеспечении.

В пенсионных правоотношениях существует следующий основной субъектный состав:

1) граждане – получатели соответствующих видов пенсий;

2) обязанные органы – пенсионные органы, обязанные предоставить соответствующую пенсию гражданам.

Помимо указанных субъектов имеются также участники пенсионных правоотношений (сосубъекты – дополнительные субъекты), которые как способствуют реализации права на получение пенсии гражданами, так и выступают гарантами реализации такого права. К ним относятся:

♦ работодатели и иные приравненные к ним участники;

♦ государство в лице своих органов и правомочных организаций.

Основные обязанности гражданина как субъекта пенсионных правоотношений по этому закону заключаются как в представлении необходимых документов пенсионному органу, так и в своевременном уведомлении этого органа обо всех обстоятельствах, которые могут послужить основанием для изменения размера выплачиваемой пенсии в сторону уменьшения или прекращения ее выплаты.

Работодатели (физические и юридические лица) несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты трудовой пенсии. (Такая же ответственность предусмотрена и для организаций, выдающих архивные документы, необходимые для установления пенсий.)

Работодатель и пенсионер возмещают ущерб, причиненный невыполнением или ненадлежащим выполнением обязанностей (п. 3 ст. 25 Закона). Однако неясно, выступают ли они как самостоятельные субъекты ответственности или как солидарные или субсидиарные должники.

Государство, как известно, не осуществляет расходов по страховой пенсии, поэтому оно не может ограничивать право застрахованного лица на ее получение. Однако, например, если лицо причинило вред своему здоровью, то ему вместо трудовой пенсии по инвалидности назначается социальная пенсия. Ведь лишение его права на получение пенсии по инвалидности является не чем иным, как дополнительным наказанием, не предусмотренным УК РФ. При этом государство в лице законодательных органов не несет какой-либо ответственности.

Юридическая ответственность получателей пенсии в рамках бюджетной пенсионной системы не получила своего закрепления в каком-либо одном нормативном правовом акте. Главными причинами такого положения дел являются множество нормативных актов, регулирующих отношения по предоставлению бюджетных пенсий, разнообразие их получателей и пр.

Ответственность получателей пособий по беременности и родам в Федеральном законе от 29 декабря 2006 г. не предусмотрена.

Помимо пособий гражданам могут выплачиваться другие социальные выплаты – компенсационные, субсидии, ежемесячные денежные выплаты. Ответственность получателей этих видов социального обеспечения либо не установлена вовсе, либо сформулирована в общих чертах.

Юридическая ответственность сторон правоотношений по обеспечению медицинской и лекарственной помощи в отраслевых нормативных правовых актах по существу отсутствует. Так, в Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан говорится только о правах получателей медицинской помощи. Норм об их ответственности за какие-либо нарушения нет.

Юридическая ответственность обязанных органов в Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан предусмотрена в случаях причинения вреда здоровью граждан: виновные обязаны возместить потерпевшим ущерб в объеме и порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 66). А эта мера является гражданско-правовой ответственностью, а не мерой ответственности в праве социального обеспечения.

Основным нарушением прав граждан в таких правоотношениях может быть неоказание медицинской помощи, несвоевременное ее оказание или оказание не в полном объеме. Мерами ответственности в этих случаях могла бы быть компенсация расходов гражданина на получение им платной медицинской помощи с начислением на эту сумму процентов.

В сфере обеспечения лекарственной помощью медицинские работники несут ответственность за необоснованное назначение или назначение неправильной дозировки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Юридическая ответственность за непредоставление лекарственной помощи, за ее предоставление в неполном объеме или несвоевременное предоставление гражданам не установлена.

Изложенное выше свидетельствует о необходимости организации правовых норм юридической ответственности субъектов правоотношений в системе отрасли права социального обеспечения.

Изменения в законодательство, как резонно считает С.С. Маслов в своих работах, могут быть произведены: 1) путем внесения изменений в каждый нормативный акт каждого института права социального обеспечения; 2) принятием единого нормативного акта, распространяющегося на все институты права социального обеспечения. Последний вариант с точки зрения экономии более предпочтителен.

Отсюда все нормы, регулирующие юридическую ответственность в праве социального обеспечения, следует отнести к его общей части. Это обусловлено тем обстоятельством, что они имеют значение для каждого института Особенной части права социального обеспечения и, как отмечалось ранее, реализуются исходя из единых принципов.

Юридическая ответственность в праве социального обеспечения должна гарантировать реализацию социальных прав граждан, закрепленных Конституцией РФ.

В предмет права социального обеспечения, как уже отмечалось, входят материальные, процедурные и процессуальные отношения. Каждая группа имеет свое содержание в виде совокупности прав и обязанностей сторон.

В рамках материальных правоотношений реализуются социальные материальные права граждан на получение пенсий, пособий и компенсационных выплат социального характера, социальные услуги, социальную медицинскую и лекарственную помощь, государственную социальную помощь, социальные льготы и преимущества. Поэтому правонарушения в рамках этих правоотношений наиболее опасны, а меры юридической ответственности должны быть предусмотрены даже за незначительное нарушение со стороны обязанных органов.

Правонарушения в рамках процедурных социально-обеспечительных правоотношений могут также носить существенный характер для получателей тех или иных видов социального обеспечения. Поэтому юридической ответственностью должны защищаться не только права, реализуемые сторонами в рамках материальных отношений, но и права в процедурных отношениях.

Отсюда особое внимание должно быть уделено законодательному установлению полной юридической ответственности обязанного органа перед гражданином, так как нарушения со стороны обязанных органов зачастую носят для граждан тяжкий (часто и фатальный) характер. Реализуя свое право на социальное обеспечение, гражданин тем самым осуществляет свое право на жизнь, которое безусловно должно подлежать защите всеми способами, предусмотренными действующим правопорядком России.

Вышеизложенное свидетельствует, что юридическая ответственность как формирующийся институт общей части права социального обеспечения должна найти свое дальнейшее развитие и должное закрепление в отраслевом законодательстве.

В современной отечественной правовой науке социального обеспечения проблемы юридической ответственности в достаточной мере не разработаны. Данная проблематика рассматривалась К.С. Батыгиным в рамках государственного социального страхования как формы социального обеспечения .

В законодательстве о социальном обеспечении такая ответственность закреплена в многочисленных нормах правовых актов – законах и подзаконных актах.

Место норм о юридической ответственности в системе права социального обеспечения до настоящего времени также не определено.

Исследование норм международного и отечественного законодательства, судебной практики о правонарушениях в сфере права социального обеспечения позволяют сформулировать юридическую ответственность следующим образом.

Юридическая ответственность в праве социального обеспечения – это фактическое претерпевание правонарушителем лишений имущественного характера, предусмотренных санкцией, вследствие нарушений предписаний норм права социального обеспечения с целью восстановления нарушенного права.

Юридическая ответственность в праве социального обеспечения является одной из гарантий, обеспечивающих восстановление нарушенного права. Поэтому в силу специфики отношений, регулируемых правом социального обеспечения, к правонарушителю должны применяться специфические имущественные санкции. Это означает, что применять к субъектам этих отношений другие меры ответственности, например гражданско-правовой ответственности за нарушение обязательств, материальной ответственности на основании норм трудового права в случае нарушения ими обязанностей, закрепленных в источниках права социального обеспечения, нельзя.

Особенности юридической ответственности субъектов правоотношений по социальному обеспечению определяются спецификой предмета права социального обеспечения. Как отмечает С.С. Маслов, она проявляется в следующем: 1) отношения в праве социального обеспечения имеют распределительный характер; 2) хотя в этих правоотношениях отсутствует равенство, их стороны не несут друг перед другом публично-правовой (административной, уголовной) ответственности; 3) получатель материального блага по системе социального обеспечения является экономически зависимой стороной, что ограничивает его имущественную ответственность; 4) в праве социального обеспечения широкое распространение должны получить восстановительные имущественные санкции, призванные служить исключительно восстановлению нарушенного права другой стороны.

Совокупность норм о юридической ответственности субъектов материальных распределительных правоотношений по социальному обеспечению в целом образует самостоятельный институт общей части права социального обеспечения, поскольку эти нормы должны содержаться в Особенной части права социального обеспечения.

Ответственность в праве социального обеспечения и ответственность в сфере социального обеспечения – это разные правовые явления. Однако они тесно связаны, поскольку имеют общую цель – защиту нарушенного права.

Ответственность в праве социального обеспечения должна в первую очередь охранять и защищать права гражданина на существующие виды (блага) по системе социального обеспечения как экономически более слабой стороны от нарушений со стороны обязанного органа, а также гарантировать восстановление того финансового источника, за счет средств которого было незаконно получено благо. Ответственность в сфере социального обеспечения охраняет в целом публичный правопорядок в этой правовой области.

В отраслевом законодательстве нормы о юридической ответственности представлены фрагментарно. К тому же законы, в которых есть нормы об ответственности, в реальности не могут защитить права, так как механизм ответственности, закрепленный в них, на практике довольно сложно применить.

Отсутствие в подзаконных нормативных актах правового механизма ответственности в сфере социального обеспечения можно объяснить тем, что все основные виды социального обеспечения определены законом (ч. 2 ст. 39 Конституции РФ). Следовательно, юридическая ответственность должна содержаться только в нормах федеральных законов, устанавливающих виды социального обеспечения общегосударственного характера.

В праве социального обеспечения за правонарушения к гражданам применяются лишь правовосстановительные и правоограничивающие санкции.

При применении правовосстановительной санкции происходит, например, возмещение незаконно выплаченной пенсии. Особой чертой восстановительных санкций в праве социального обеспечения является то, что они, гарантируя возмещение причиненного ущерба, предусматривают его возмещение в полном размере. Однако полный размер не означает полное возмещение убытков, предусмотренное в гражданском праве (реальный вред + упущенная выгода).

В нормах права социального обеспечения отсутствует какая-либо форма компенсации противоправного неполного (несвоевременного) предоставления соответствующего вида социального обеспечения, а ведь только предоставлением неполученного (или полученного не в полном объеме блага) можно восстановить имущественные права их получателя.

Восстановление права как вид санкции должно предусматривать еще и дополнительную компенсацию в пользу гражданина, состоящую не только в компенсации морального вреда, но и в выплате процентов за несвоевременное предоставление соответствующего вида социального обеспечения.

Батыгин К.С. и др. Право социального обеспечения. Общая часть, М., 1998. Наиболее полно вопросы юридической ответственности в социальном обеспечении последнего времени рассмотрены Масловым С.С. и др. См., например: Ответственность за непредоставление социального обеспечения // Трудовые споры. 2007. № 2.


Конституция объявляет Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты [1].

Основной целью социального обеспечения и социальной защиты является обеспечение достойных условий жизни для всех членов общества и создание равных и справедливых возможностей для развития каждого гражданина. Достижение данных целей составляет содержание социальной функции государства, реализуемой в рамках его социальной политики на основе нормативного и организационного механизмов.

Но социальный характер государства заключается не столько в провозглашении себя таковым, сколько в недопущении совершения правонарушений в сфере социального обеспечения, а также в своевременной защите социальных прав своих граждан.

В настоящее время многие нормы о юридической ответственности в праве социального обеспечения отсутствуют или же несоразмерно малы по отношению к совершенным правонарушениям.

Правонарушение представляет собой виновное, противоправное, наносящее вред обществу деяние праводееспособного лица или лиц, влекущее за собой юридическую ответственность [6, с. 290].

Все правонарушения классифицируются в зависимости от характера правонарушений, степени их вредности и опасности для общественных отношений, а также от характера применяемых санкций за их совершение. Согласно последнему критерию все правонарушения делятся на преступления и проступки.

Рассмотрим некоторые уголовно наказуемые преступления и ответственность за них в сфере социального обеспечения:

– необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов;

– разглашение тайны усыновления (удочерения) вопреки воле усыновителя, совершенное лицом, обязанным хранить факт усыновления (удочерения) как служебную или профессиональную тайну, либо иным лицом из корыстных или иных низменных побуждений, наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового [3].

В КоАП РФ также содержатся правонарушения в сфере социального обеспечения:

– разглашение информации с ограниченным доступом влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей;

– непредставление на безвозмездной основе услуг по погребению, невыплата социального пособия на погребение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей;

– нарушение установленного законодательством РФ об обязательном социальном страховании срока регистрации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей [4].

Согласно российскому законодательству повторность одного и того же административного проступка в ряде случаев может повлечь за собой трансформацию административной ответственности в уголовную.

В области социального обеспечения к гражданско-правовым правонарушениям можно отнести:

– действия (бездействие) должностных лиц, отвечающих за предоставление социального обеспечения, которые повлекли за собой причинение убытков получателю социального обеспечения.

Таким образом, в российском законодательстве, касающемся сферы социального обеспечения, закреплены все основные виды правонарушений: уголовные преступления, административные, гражданско-процессуальные. Но проблему представляет то, что данные нормы не объединены в единый нормативный правовой акт, т. е. не кодифицированы. Данная проблема является серьезным препятствием для выявления правонарушений в сфере социального обеспечения и привлечения правонарушителей к юридической ответственности, соответствующей совершенному противоправному действию.

Основные термины (генерируются автоматически): социальное обеспечение, административный штраф, лицо, неосновательное обогащение, юридическая ответственность, правонарушение, Российская Федерация, российское законодательство, рубль, социальная защита.

Читайте также: