Вкладчики обязательных пенсионных взносов обязаны

Обновлено: 16.05.2024

Социальные страховые взносы — это обязательные платежи, которые должны осуществлять все организации и индивидуальные предприниматели. Их уплата дает право работникам получать различные социальные гарантии. Например, оплату больничного, бесплатную медицинскую помощь, пенсионное обеспечение.

Глава 34 НК РФ регулирует вопросы, связанные с отчислениями на случай временной нетрудоспособности и материнства, на обязательное медицинское страхование и на обязательное пенсионное страхование. Что касается взносов на травматизм, эту сферу регламентируют Федеральный закон от 24.07.1998 №125-ФЗ и Федеральный закон от 22.12.2005 №179-ФЗ.

Кто должен платить

Платить социальные отчисления должны все работодатели. То есть организации и индивидуальные предприниматели, которые наняли хотя бы одного сотрудника, и физические лица, не имеющие статус ИП, но осуществляющие какие-либо выплаты наемным работникам. Кроме этого, такой обязанностью наделены ИП, которые работают на себя, например, адвокаты, нотариусы.

Довольно часто встречаются ситуации, когда одно лицо подпадает под несколько категорий плательщиков страховых отчислений. В таком случае делать страховые взносы необходимо по каждому основанию. Например, индивидуальный предприниматель, у которого есть наемные работники. В таком случае он платит и за себя, и за работников.

Страховые взносы на социальное обеспечение и их виды

Существуют четыре вида страховых соцвзносов:

  • обязательное пенсионное страхование;
  • обязательное медицинское страхование;
  • на случай временной нетрудоспособности и материнства;
  • на случай травмы на производстве и профзаболевания.

Администрированием первых трех видов соцвзносов занимается ИФНС. За страховые платежи на травматизм отвечает ФСС. Суммарная ставка первых трех видов составляет 30%. Если предельная величина базы не превышает 1 292 000 руб. — для ОПС, и 912 000 руб. — для ВНиМ, то ставки по каждому страховому социальному отчислению будут составлять:

Если величина базы превышает установленный лимит, страховые ставки будут следующими:

При этом взносы на обязательное медицинское страхование уплачиваются со всей суммы облагаемого дохода, так как лимитов по ОМС не предусмотрено.

Что касается платежей в ФСС, то их ставка колеблется от 0,2 до 8,5% в зависимости от класса профессионального риска, который подтверждают ежегодно.

Отчисления ИП за себя

Для ИП, осуществляющих страховые отчисления за себя, предусмотрены фиксированные суммы. На ОПС, если сумма дохода не превышает 300 000 рублей:

  • 26 545 руб. — за 2018 г.;
  • 29 354 руб. — за 2019 г.;
  • 32 448 руб. — за 2020 г.

Если сумма дохода выше установленного лимита, придется доплатить 1% от суммы превышения, но не более:

  • 212 360 руб. — за 2018 г.;
  • 234 832 руб. — за 2019 г.;
  • 259 584 руб. — за 2020 г.

Отчисления на ОМС вне зависимости от суммы дохода составляют:

  • 5840 руб. — за 2018 г.;
  • 6884 руб. — за 2019 г.;
  • 8426 руб. — за 2020 г.

Изменения в страховом обеспечении из-за коронавируса

Для поддержки российского бизнеса в период эпидемии коронавируса в России, Президент и Правительство РФ вводят особые меры. Помощь предпринимателям и бизнесменам заключается сразу в нескольких привилегиях:

  1. Отсрочка по налогам и взносам.
  2. Снижение тарифа по страховому обеспечению до 15%.
  3. Отсрочки по сдаче отчетности, запрет проведения налоговых проверок.
  4. Запрет ФНС до 1 мая на блокирование счетов и принудительное взыскание задолженностей.
  5. Кредитные каникулы, льготное кредитование.
  6. Отмена арендных платежей (по государственному и муниципальному имуществу).

Все эти льготы предусмотрены для малого и среднего бизнеса. Причем правительство определило 22 отрасли экономики, которые наиболее пострадали от коронавируса. Бизнесмены из этих отраслей получат поддержку в первую очередь.

Налоговые каникулы из-за коронавируса

Представители малого и среднего бизнеса получат полугодовую отсрочку по всем налогам, кроме НДС и НДФЛ. Если же бизнесмен относится к категории микропредприятий, то ему полагается отсрочка по страховым взносам.

Новые сроки уплаты страховых взносов следующие:

За март, апрель и май 2020 г.

Условие действует только в отношении микропредприятий

За июнь и июль 2020 г.

ИП за самого себя, с суммы дохода, превышающей 300 000 руб. за 2019 г. (срок до 01.07.2020 по НК РФ)

Штрафные санкции и пени за период отсрочки не начисляются

Представителям малого и среднего бизнеса отсрочка предоставляется в беззаявительном порядке. Никаких заявлений и документов подавать в ИФНС не нужно. Не потребуется и соответствующего решения или уведомления от инспекции.

Снижение тарифа страховых взносов

Владимир Путин в своем обращении от 25.03.2020 г. заявил о снижении тарифа по страховым взносам с 30% до 15%. Привилегия предусмотрена только в отношении малых и средних предприятий. Причем льгота распространяется не на всю заработную плату и иные вознаграждения за труд. Снижение тарифа по взносам применяется по новым правилам:

  • в отношении заработной платы, которая не превышает МРОТ, тариф по страховым взносам остается на прежнем уровне — 30%;
  • в отношении части заработной платы, которая превышает МРОТ, тариф по страховому обеспечению снижается до 15%.
  • начисляем по основному тарифу: 12 130 рублей * 30% = 3 639 рублей;
  • считаем сумму заработка, превышающую МРОТ: 30 000 рублей - 12 130 руб. = 17 870 рублей;
  • исчисляем величину страхования по сниженному тарифу: 17 870 рублей * 15% = 2 680,50 рублей.

Снижение тарифа — это не временная мера из-за пандемии коронавируса. Президент предложил ввести новый порядок исчисления страховых взносов для малого и среднего бизнеса на долгосрочную перспективу

Когда платить тем, на кого не распространяется отсрочка

Организации должны перечислять страховые соцвзносы ежемесячно, до 15 числа месяца, следующего за тем, в котором было начислено то или иное вознаграждение. Для ИП установлены другие сроки:

  • ОПС, если доход менее 300 000 руб., — до 31 декабря текущего года;
  • ОПС, если доход выше 300 000 руб., — до 1 июля следующего года;
  • ОМС и ВНиМ — до 31 декабря текущего года.

Когда и куда отчитываться

Ниже представлена таблица, отражающая виды отчетности, ведомство-получатель и сроки подачи.

Ежемесячные отчисления из заработной платы — это взносы в пенсионный фонд.

Пенсионные взносы и начисленный на них инвестиционный доход формируют общую финансовую подушку безопасности, из которой выплачиваются пенсии.

Пенсионные отчисления бывают 3 видов:

  • обязательные пенсионные взносы;
  • обязательные профессиональные пенсионные взносы;
  • добровольные пенсионные взносы.

Обязательные пенсионные взносы (ОПВ)

Обязательные взносы платят: юридические и физические лица; частные и индивидуальные предприниматели; субъекты малого бизнеса; крестьянские и фермерские хозяйства; те, кто работает за пределами страны, оставаясь ее гражданином.

Обязательные пенсионные взносы (ОПВ), подлежащие уплате в ЕНПФ, устанавливаются в размере 10 % от ежемесячного дохода, принимаемого для исчисления ОПВ, но не менее 10 % от минимального размера заработной платы, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете, и не выше 10 % 50-кратного минимального размера заработной платы.

Плательщики

Период

Объект исчисления

Пределы

Сроки перечисления

Примечание

Юридические лица, использующие труд наемных работников и физических лиц, с которыми заключены договора гражданско-правового характера

за каждый месяц налогового периода

ежемесячный доход наемных работников и физических лиц

в размере 10 % от ежемесячного дохода и не выше 10% 50-кратного МРЗП3

не позднее 25 числа месяца, следующего за месяцем выплаты доходов

Обязанность по уплате ОПВ

ЧП и ИП, перечисляющие ОПВ в свою пользу

за каждый месяц налогового периода

получаемый доход, определяемый самостоятельно

в размере 10 % от получаемого дохода, но не менее 10 % от МРЗП и не выше 10 % 50-кратного МРЗП

не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным месяцем

Обязанность по уплате ОПВ

В случае отсутствия дохода, вправе уплачивать ОПВ из расчета 10 процентов от МРЗП

Лица ЧП и ИП, использующие труд наемных работников

за каждый месяц налогового периода

ежемесячный доход наемных работников

в размере 10 % от ежемесячного дохода и не выше 10% 50-кратного МРЗП

не позднее 25 числа месяца, следующего за месяцем выплаты доходов

Обязанность по уплате ОПВ

Субъекты малого бизнеса, применяющий специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации, перечисляющие ОПВ в свою пользу, и использующие труд наемных работников

ежемесячный доход наемных работников и физических лиц

в размере 10% от дохода, но не менее 10% от МРЗП и не выше 10% от 6 размеров 50-кратного МРЗП

в сроки, предусмотренные налоговым законодательством РК: не позднее 25 числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым

Обязанность по уплате ОПВ

Упрощенная декларация (форма 910.00) представляется в налоговый орган не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом.

ИП, применяющие специальный налоговый режим на основе патента

получаемый доход за налоговый период

в размере 10% от получаемого дохода, но не менее 10% от МРЗП и не выше 10% от 12 размеров 50-кратного МРЗП

в срок, предусмотренный налоговым законодательством РК: оплата стоимости патента производится до представления расчета

Обязанность по уплате ОПВ

Расчет стоимости патента (форма 911.00) представляется в налоговый орган в сроки, предусмотренные налоговым законодательством

Крестьянские или фермерские хозяйства в пользу совершеннолетнего (участника) и главы крестьянского или фермерского хозяйства

за каждый месяц налогового периода

не менее 10% от МРЗП и не выше 10% 50-кратного МРЗП

в порядке и сроки, предусмотренные налоговым законодательством РК

Обязанность по уплате ОПВ

ОПВ в пользу совершеннолетних членов (участников) крестьянского или фермерского хозяйства подлежат исчислению и уплате с начала календарного года, следующего за годом достижения ими совершеннолетия.

Декларация (форма 920.00) представляется в налоговый орган не позднее 31 марта налогового периода, следующего за отчетным налоговым периодом

Физические лица, получающие доходы по договорам ГПХ, в том числе предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), заключенным с физическими лицами, не являющими налоговыми агентами4

за каждый месяц налогового периода

в размере 10% от получаемого дохода, но не выше 10% 50-кратного МРЗП

На период с 1 июня 2020 года до 1 января 2021 года5, действуют пределы в размере 5% от получаемого дохода, но не выше 5% 50-кратного МРЗП

не позднее 25 числа месяца, следующего за месяцем получения доходов

Имеют право уплачивать ОПВ

Граждане РК, работающие в представительствах международных организаций в РК, дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств, аккредитованных в РК

за каждый месяц налогового периода

в размере 10% от получаемого дохода, но не менее 10% от МРЗП и не выше 10% 50-кратного МРЗП

Имеют право уплачивать ОПВ

Граждане РК, работающие за пределами РК

за каждый месяц налогового периода

в размере 10% от получаемого дохода, но не менее 10% от МРЗП и не выше 10% 50-кратного МРЗП

Имеют право уплачивать ОПВ

От уплаты ОПВ освобождаются физические лица, работающие по трудовому договору, получающие доходы по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), заключенным с физическими лицами, не являющимися налоговыми агентами.

Перечисление ОПВ производится агентами путем безналичных платежей.

Лица ЧП, ИП, а также физические лица, получающие доходы по договорам гражданско-правового характера, не имеющие счетов в банках и организациях, осуществляющих отдельные виды банковских операций (далее – банки), вносят ОПВ наличными деньгами в банки для их последующего перечисления в ЕНПФ, с указанием следующих реквизитов Государственной корпорации:

Бенефициар

КНП (Код назначения платежа)

Обязательные профессиональные пенсионные взносы (ОППВ)

Для защиты и компенсации ущерба здоровью людям, работающим на вредном производстве, государство предусмотрело в том числе такой механизм, как ОППВ.

Вкладчиком ОППВ является работодатель. Именно он осуществляет за счет своих собственных средств ОППВ в пользу работника.

Право на пенсионные накопления за счет ОППВ имеют те граждане, которые работают по профессиям, перечень которых утвержден Постановлением Правительства РК.

ОППВ устанавливаются в размере 5 % от ежемесячного дохода работника, принимаемого для исчисления пенсионных взносов в порядке, определяемом Правительством РК.

ЕНПФ утвержден договор о пенсионном обеспечении за счет ОППВ (договор присоединения).

Договор присоединения заключается на основании заявления об открытии индивидуального пенсионного счета (ИПС). Заявление подписывается тремя сторонами - участниками договора: ЕНПФ, вкладчик (работодатель) и получатель (работник), в пользу которого будут производиться ОППВ.

От уплаты ОППВ освобождаются:

ОППВ уплачиваются в национальной валюте РК - не позднее 25 числа месяца, следующего за месяцем выплаты доходов. Хозяйствующими субъектами, применяющими специальный налоговый режим, - в порядке и сроки, предусмотренные налоговым законодательством РК.

Контролируют перечисление ОППВ налоговые органы. В случае если работодатель своевременно не перечисляет на ИПС работника ОППВ (при условии фактической выплаты и получения работником дохода), с работодателя налоговыми органами взыскиваются и подлежат перечислению в ЕНПФ ОППВ с начисленной пеней в размере 2,5-кратной официальной ставки рефинансирования, установленной уполномоченным органом, на каждый день просрочки (включая день оплаты в Центр).

В случаях неполного и (или) несвоевременного перечисления ОППВ налоговые органы вправе взыскивать с банковских счетов работодателей деньги в пределах образовавшейся задолженности. Взыскание задолженности производится на основе уведомления, направляемого работодателю в порядке, установленном Правительством РК.

Работодатель в течение 5 рабочих дней со дня получения уведомления обязан представить в налоговый орган списки вкладчиков, в пользу которых взыскивается задолженность по обязательным профессиональным пенсионным взносам.

Более подробно можно ознакомиться на сайте Еnpf.kz

Добровольные пенсионные взносы (ДПВ)

Добровольные пенсионные взносы граждане платят по своей инициативе, в любом объеме и с любой периодичностью.

Добровольные пенсионные взносы в единый накопительный пенсионный фонд (далее – ЕНПФ) и (или) добровольный накопительный пенсионный фонд (далее – ДНПФ) вносятся вкладчиками:

  • физическими лицами в свою пользу за счет своего дохода;
  • физическими и юридическими лицами в пользу получателя (третьего лица).

Вкладчик добровольных пенсионных взносов вправе выбрать для уплаты добровольных пенсионных взносов ЕНПФ и (или) ДНПФ.

Ставка добровольных пенсионных взносов и порядок их уплаты определяются вкладчиком (получателем) самостоятельно.

Физическим лицом-резидентом РК по расходам на уплату добровольных пенсионных взносов, произведенным в свою пользу, применяется налоговый вычет. Вычет применяется в том налоговом периоде, на который приходится дата уплаты добровольных пенсионных взносов.

Подтверждающими документами для применения налогового вычета по добровольным пенсионным взносам являются договор.

Заключение договора о пенсионном обеспечении за счет добровольных пенсионных взносов (далее – договор) осуществляется при личном обращении в ЕНПФ вкладчика (получателя), вкладчика и получателя (при заключении договора в пользу третьего лица) или законного представителя несовершеннолетнего лица, доверенного лица на основании нотариально удостоверенной доверенности.

Заключение договора осуществляется в офисе ЕНПФ при личном обращении вкладчика и (или) получателя/поверенного лица/ законного представителя.

В случае, если у физического лица (получателя) имеется открытый ранее индивидуальный пенсионный счет (далее – ИПС) для учета добровольных пенсионных взносов (при условии изменения вкладчика по договору) повторное открытие ИПС, предназначенного для учета добровольных пенсионных взносов, не осуществляется, но заключается новый договор с номером ИПС и договора, открытого ранее, с текущей датой заключения нового договора.

В данной статье изложены основные положения по обязательным пенсионным взносам за счет работодателя, порядок расчета ОПВР, сроки уплаты.

Что такое ОПВР?

Обязательные пенсионные взносы работодателя – деньги, перечисленные агентами за счет собственных средств на условный пенсионный счет в порядке, установленном законодательством РК.

Исходя из данного определения, уже можно сделать вывод, что расходы на уплату ОПВР несут именно налоговые агенты (работодатели), за счет собственных средств. Данные взносы не удерживаются из доходов работников.

За кого работодатель не уплачивает ОПВР?

Работодатель освобождается от уплаты ОПВР за следующие категории граждан:

  • физические лица, достигшие пенсионного возраста;
  • физические лица, имеющие инвалидность I и II групп (если инвалидность установлена бессрочно);
  • военнослужащие (кроме военнослужащих срочной службы), сотрудники специальных государственных и правоохранительных органов, государственной фельдъегерской службы, а также лица, права которых иметь специальные звания, классные чины и носить форменную одежду упразднены с 1 января 2012 года;
  • получатели пенсионных выплат за выслугу лет;
  • судьи в отставке, получающие ежемесячное пожизненное содержание.

Как рассчитываются ОПВР в пользу работников?

Исчисление и перечисление ОПВР является ответственностью налоговых агентов.

Объектом для исчисления пенсионных взносов работодателя являются доходы работника. При исчислении ОПВР учитываются все доходы работника (все виды оплаты труда в денежном выражении и иные доходы), полученные от такого налогового агента.

В соответствии с Проектом Правил, при расчете ОПВР не учитываются следующие виды выплат и доходов (редакция статей 2020 года):

  1. указанные в пункте 2 статьи 319 НК РК;
  2. указанные в пункте 1 статьи 341 НК (за исключением установленных пп12), 31), 32) и 53) пункта 1 статьи 341, а также пп46) и 47) пункта 1 статьи 341 НК (в части утраченного заработка (дохода)). Подпункт 52) пункта 1 статьи 341 НК не учитывается при определении дохода, с которого исчисляются ОПВР.
  3. полученные в натуральной форме или виде материальной выгоды инвалидами и иными лицами, указанными в подпункте 2) пункта 1 статьи 346 НК РК .

Для ОПВР установлена единая ставка – 5% от объекта.

При расчете ОПВР налоговым агентом (юридическим лицом или ИП) в пользу работников, установлен максимальный размер дохода, принимаемого для исчисления – 50 МЗП. Минимальный предел отсутствует.

Как рассчитываются ОПВР индивидуальными предпринимателями в свою пользу?

Индивидуальные предприниматели (а также адвокаты, частные судебные исполнители, частные нотариусы, профессиональные медиаторы) обязаны производить уплату обязательных пенсионных взносов работодателя и в свою пользу.

Данными категориями так же применяется ставка для расчета – 5%, но объектом выступает полученный доход, который определяется данными категориями самостоятельно.

При расчете необходимо соблюдать установленные пределы – объект исчисления за месяц не может быть менее 1 МЗП. Максимальный предел для данных категорий не установлен.

В случае если в отчетном периоде (месяце) доход отсутствовал, то данные категории ВПРАВЕ (но не обязаны), произвести исчисление и уплату ОПВР в свою пользу исходя из объекта в 1 МЗП (то есть по нижнему пределу).

В какие сроки перечисляются ОПВР?

ИП в свою пользу уплачивают ОПВР так же в срок до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Ответственность за нарушение порядка и сроков перечисления ОПВР

При несвоевременном (либо не полном) исчислении и перечислении ОПВР, такие суммы взыскиваются с начисленной пеней в размере 2,5-кратной официальной ставки рефинансирования за каждый день просрочки (включая день оплаты ОПВР в Государственную корпорацию).

В случаях неполного или несвоевременного перечисления ОПВР, органы государственных доходов вправе взыскивать с банковских счетов агентов деньги в пределах образовавшейся задолженности. Агенту, при этом, направляется соответствующее уведомление о взыскании (если задолженность составляет более 1 МРП).

В остальном, при нарушении порядка и сроков перечисления ОПВР, на налоговых агентов возлагается ответственность, аналогичная, как и при нарушении требований по ОПВ за счет работников.

Еще немного слов об ОПВР

В связи с планируемыми поправками в Налоговом Кодексе РК (в редакции статьи 234 с 2020 года), ОПВР будут относиться налоговыми агентами на вычеты при исчислении корпоративного подоходного налога (КПН).

Также, уже сейчас, в редакции НК РК 2020 года, ОПВР указаны в подпункте 23) пункта 2 статьи 319 НК РК и не рассматриваются в качестве дохода физического лица, в пользу которого они уплачены налоговым агентом.

Главой 23 НК РФ предусмотрены специальные правила налогообложения налогом на доходы физических лиц доходов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами. Об этих особенностях мы и поговорим в нижеприведенном материале.

Для начала рассмотрим, что представляют собой негосударственный пенсионный фонд, договор негосударственного пенсионного обеспечения и договор об обязательном пенсионном страховании.

Негосударственным пенсионным фондом (далее — фонд) признается организация, исключительной деятельностью которой является негосударственное пенсионное обеспечение, в том числе досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, и обязательное пенсионное страхование.

Для справки: лицензия на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию предоставляется Банком России без ограничения срока ее действия. Лицензия предоставляется фондам, созданным в результате их учреждения, а также фондам, создаваемым в результате реорганизации (п. п. 1 и 2 ст. 7.1 Закона № 75-ФЗ).

Фонд вправе осуществлять деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии, а деятельность по обязательному пенсионному страхованию со дня, следующего за днем внесения фонда в реестр негосударственных пенсионных фондов — участников системы гарантирования прав застрахованных лиц (п. 2 ст. 2 Закона № 75-ФЗ).

Договором негосударственного пенсионного обеспечения является соглашение между фондом и вкладчиком фонда, в соответствии с которым вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в фонд, а фонд обязуется выплачивать участнику (участникам) фонда негосударственную пенсию (ст. 3 Закона № 75-ФЗ).

При этом вкладчиком может быть как физическое, так и юридическое лицо, являющееся стороной договора негосударственного пенсионного обеспечения и уплачивающее пенсионные взносы в фонд.

Участником является физическое лицо, которому в соответствии с заключенным между вкладчиком и фондом договором должны производиться или производятся выплаты негосударственной пенсии. Участник может выступать вкладчиком в свою пользу.

Требования к договору негосударственного пенсионного обеспечения установлены в ст. 12 Закона № 75-ФЗ.

Договором об обязательном пенсионном страховании является соглашение между фондом и застрахованным лицом в пользу застрахованного лица или его правопреемников, в соответствии с которым фонд обязан при наступлении пенсионных оснований осуществлять назначение и выплату застрахованному лицу накопительной пенсии и (или) срочной пенсионной выплаты или единовременной выплаты либо осуществлять выплаты правопреемникам застрахованного лица.

При этом застрахованным лицом является физическое лицо, заключившее договор об обязательном пенсионном страховании.

Требования к договору об обязательном пенсионном страховании установлены в ст. 36.3 Закона № 75-ФЗ.

Форма типового договора об обязательном пенсионном страховании между негосударственным пенсионным фондом и застрахованным лицом на сегодняшний день утверждена Приказом Минтруда России от 03.06.2013 № 238н.

Форма заявления застрахованного лица о переходе из ПФР в негосударственный пенсионный фонд, осуществляющий деятельность по обязательному пенсионному страхованию и инструкция по заполнению указанного заявления утверждены Постановлением Правления ПФР от 03.12.2018 № 502п.

Заметим, что названным Постановлением также, в частности, утверждены:

  • форма заявления застрахованного лица о досрочном переходе из ПФР в негосударственный пенсионный фонд, осуществляющий деятельность по обязательному пенсионному страхованию (Приложение 3);
  • инструкция по заполнению формы заявления застрахованного лица о досрочном переходе из ПФР в негосударственный пенсионный фонд, осуществляющий деятельность по обязательному пенсионному страхованию (Приложение 4);
  • форма заявления застрахованного лица о переходе из одного негосударственного пенсионного фонда в другой негосударственный пенсионный фонд (Приложение 9);
  • инструкция по заполнению формы заявления застрахованного лица о переходе из одного негосударственного пенсионного фонда в другой негосударственный пенсионный фонд (Приложение 10);
  • форма заявления застрахованного лица о досрочном переходе из одного негосударственного пенсионного фонда в другой негосударственный пенсионный фонд (Приложение 11);
  • инструкция по заполнению формы заявления застрахованного лица о досрочном переходе из одного негосударственного пенсионного фонда в другой негосударственный пенсионный фонд (Приложение 12);
  • Порядок доведения до сведения застрахованных лиц форм заявлений застрахованных лиц о переходе и заявлений застрахованных лиц о досрочном переходе из ПФР в негосударственный пенсионный фонд, осуществляющий деятельность по обязательному пенсионному страхованию, из негосударственного пенсионного фонда в ПФР, из одного негосударственного пенсионного фонда в другой негосударственный пенсионный фонд, уведомления застрахованного лица о замене выбранного им страховщика по обязательному пенсионному страхованию (инвестиционного портфеля (управляющей компании), указанного в заявлении застрахованного лица о переходе, уведомления об отказе от смены страховщика, а также инструкций по заполнению указанных форм заявлений и уведомлений (Приложение 17).

Следует отметить, что субъектами отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию являются фонды, ПФР, специализированные депозитарии, управляющие компании, вкладчики, участники, застрахованные лица и страхователи (ст. 3.1 Закона № 75-ФЗ).

Участниками отношений по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию являются брокеры, кредитные организации, а также другие организации, вовлеченные в процесс размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений. Права и обязанности вкладчиков, участников и застрахованных лиц определяются Законом № 75-ФЗ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ и нормативными актами Банка России, правилами фонда, договором негосударственного пенсионного обеспечения и договором об обязательном пенсионном страховании (п. 1 ст. 13 Закона № 75-ФЗ).

В целях соблюдения требований Закона № 75-ФЗ, защиты прав и интересов участников и застрахованных лиц, иных заинтересованных лиц и государства государственное регулирование деятельности фондов в области негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования, надзор и контроль за указанной деятельностью осуществляет уполномоченный федеральный орган и Банк России (п 1 ст. 34 Закона № 75-ФЗ).

Государство стимулирует более активное участие фондов, граждан и работодателей в добровольном пенсионном обеспечении путем предоставления им льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах (ст. 36 Закона № 75-ФЗ).

Налог на доходы физических лиц

В ст. 213.1 НК РФ установлены особенности определения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами. Согласно п. 1 указанной статьи при определении налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами, не учитываются:

Минфин России в Письме от 31.10.2014 № 03-04-06/55341 со ссылкой на абз. 5 п. 1 ст. 213.1 НК РФ разъяснил, что суммы пенсии, выплачиваемой в соответствии с договором негосударственного пенсионного обеспечения, не учитываются при определении налоговой базы по НДФЛ независимо от того, что указанные пенсии выплачиваются не только за счет поступивших пенсионных взносов, но также за счет начисленного фондом дохода.

Для целей обложения НДФЛ не имеет значения, какой вид пенсионного счета негосударственного пенсионного обеспечения (именной или солидарный) используется для аналитического учета в фонде.

Перечень документов, которые могут быть представлены налогоплательщиком негосударственному пенсионному фонду в целях подтверждения уплаты НДФЛ с пенсионных взносов, внесенных работодателем в указанный фонд до 01.01.2005 по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, для освобождения от обложения НДФЛ сумм пенсий, выплачиваемых по таким договорам, НК РФ не установлен.

По мнению Минфина России, это могут быть любые документы, прямо или косвенно подтверждающие сумму уплаченного НДФЛ с дохода в виде пенсионных взносов, внесенных работодателем в негосударственный пенсионный фонд по договору негосударственного пенсионного обеспечения.

Подпунктом 1 п. 1 ст. 231.1 НК РФ предусмотрено, что суммы налога, удержанные налоговым агентом с сумм пенсий физическим лицам, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, пенсионные взносы по которым до 01.01.2005 были внесены работодателем в указанные фонды с удержанием и уплатой НДФЛ, признаются излишне уплаченными и подлежат возврату в соответствии со ст. 231.1 НК РФ.

В силу п. 2 ст. 231.1 НК РФ указанные суммы НДФЛ подлежат возврату в порядке, аналогичном порядку, установленному ст. 78 НК РФ, с начисленными на них процентами.

Указанными положениями НК РФ не регулируются ситуации, когда суммы пенсий выплачиваются физическим лицам по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, пенсионные взносы по которым вносились работодателем в указанные фонды до 01.01.2005 с удержанием и уплатой НДФЛ, а также после 01.01.2005 без удержания и уплаты НДФЛ, а также по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, пенсионные взносы по которым уплачивались до 2001 года до вступления в силу части 2 НК РФ.

В связи с изложенным суммы пенсий, выплачиваемые по таким договорам, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в соответствии со ст. 213.1 НК РФ.

Аналогичные разъяснения содержатся в Письме Минфина России от 09.12.2015 № 03-04-06/71852;

  • суммы пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами;
  • суммы пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным физическими лицами с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами в пользу других лиц.

При определении налоговой базы по НДФЛ учитываются (п. 2 ст. 213.1 НК РФ):

  • суммы пенсий физическим лицам, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, за исключением сумм, указанных в абз. 5 п. 1 ст. 213.1 НК РФ.

Как разъясняет Минфин России в письмах от 13.12.2017 № 03-04-06/83421, от 23.01.2015 № 03-04-05/1738, доходы в виде сумм пенсий, получаемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключаемым организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, носят характер экономической выгоды для физических лиц, так как пенсионные взносы по таким договорам, дающим право на получение указанных пенсий, уплачивают за них работодатели.

В связи с изложенным в ст. 213.1 НК РФ предусмотрены положения, в соответствии с которыми указанные пенсии подлежат обложению налогом на доходы физических лиц;

  • суммы пенсий, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным физическими лицами с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, пенсионные взносы по которым до 01.01.2005 были внесены работодателем в указанные фонды с удержанием и уплатой НДФЛ, признаются излишне уплаченными и подлежат возврату в соответствии со ст. 231.1 НК РФ.

В силу п. 2 ст. 231.1 НК РФ указанные суммы НДФЛ подлежат возврату в порядке, аналогичном порядку, установленному ст. 78 НК РФ, с начисленными на них процентами.

Указанными положениями НК РФ не регулируются ситуации, когда суммы пенсий выплачиваются физическим лицам по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, пенсионные взносы по которым вносились работодателем в указанные фонды до 01.01.2005 с удержанием и уплатой НДФЛ, а также после 01.01.2005 без удержания и уплаты НДФЛ, а также по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, пенсионные взносы по которым уплачивались до 2001 года до вступления в силу части 2 НК РФ.

В связи с изложенным суммы пенсий, выплачиваемые по таким договорам, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в соответствии со ст. 213.1 НК РФ.

Аналогичные разъяснения содержатся в Письме Минфина России от 09.12.2015 № 03-04-06/71852;

  • суммы пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами;
  • суммы пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным физическими лицами с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами в пользу других лиц.

При определении налоговой базы по НДФЛ учитываются (п. 2 ст. 213.1 НК РФ):

  • суммы пенсий физическим лицам, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, за исключением сумм, указанных в абз. 5 п. 1 ст. 213.1 НК РФ.

Как разъясняет Минфин России в письмах от 13.12.2017 № 03-04-06/83421, от 23.01.2015 № 03-04-05/1738, доходы в виде сумм пенсий, получаемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключаемым организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, носят характер экономической выгоды для физических лиц, так как пенсионные взносы по таким договорам, дающим право на получение указанных пенсий, уплачивают за них работодатели.

В связи с изложенным в ст. 213.1 НК РФ предусмотрены положения, в соответствии с которыми указанные пенсии подлежат обложению налогом на доходы физических лиц;

  • суммы пенсий, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным физическими лицами с имеющими соответствующую лицензию российвый вычет предоставляется в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде пенсионных взносов по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения, заключенному (заключенным) налогоплательщиком с негосударственным пенсионным фондом в свою пользу и (или) в пользу членов семьи и (или) близких родственников в соответствии с Семейным кодексом РФ (супругов, родителей и детей, в том числе усыновителей и усыновленных, дедушки, бабушки и внуков, полнородных и неполнородных (имеющих общих отца или мать) братьев и сестер), детей-инвалидов, находящихся под опекой (попечительством).

Указанный вычет предоставляется в размере фактически произведенных расходов с учетом ограничения, установленного п. 2 ст. 219 НК РФ (в совокупности не более 120 000 руб. за налоговый период) при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы по негосударственному пенсионному обеспечению.

При выплате физическому лицу денежных (выкупных) сумм негосударственный пенсионный фонд обязан удержать сумму налога, исчисленную с суммы дохода, равной сумме платежей (взносов), уплаченных физическим лицом по этому договору, за каждый календарный год, в котором налогоплательщик имел право на получение социального налогового вычета.

Если налогоплательщик предоставил справку, выданную налоговым органом по месту жительства налогоплательщика, подтверждающую неполучение им социального налогового вычета либо подтверждающую факт получения налогоплательщиком суммы социального налогового вычета, то негосударственный пенсионный фонд соответственно не удерживает либо исчисляет сумму налога, подлежащую удержанию.

Форма справки о подтверждении неполучения налогоплательщиком социального налогового вычета либо подтверждении факта получения налогоплательщиком суммы предоставленного социального налогового вычета, предусмотренного пп. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ, утверждена Приказом ФНС России от 13.07.2016 № ММВ-7-11/403@.

Рекомендации по порядку выдачи справок налоговыми органами содержатся в Письме ФНС России от 19.05.2008 № ШС-6-3/368@.

Так, для получения справки физическое лицо подает в налоговую инспекцию по месту своего жительства заявление с приложением соответствующих документов (смотри раздел 2 Рекомендаций по порядку выдачи налоговыми органами налогоплательщикам справок).

Рекомендуемый формат представления в электронной форме заявления о выдаче справки приведен в Приложении № 2 к Приказу ФНС России от 10.11.2016 № ММВ-7-6/609@.


Куда платить страховые взносы в 2021 году на пенсионное, медицинское и соцстрахование? Кто администрирует несчастные взносы? Изменились ли КБК для уплаты страхвзносов в 2021 году? В какие сроки нужно перечислить взносы? Ответы на эти и другие вопросы читайте в нашей статье.

Куда следует уплачивать взносы на ОПС, ОМС и ОСС

Законодательные новшества в страховых взносах, вступившие в силу с 2017 года, привели к замене инстанции, осуществляющей функции администратора этих платежей. Такой инстанцией для большей части взносов стала налоговая служба, начавшая контролировать платежи, предназначенные:

  • для ФСС в части больничных и материнства;
  • ПФР и ФОМС, в т. ч. оплачиваемые ИП за себя.

Все положения, отражающие особенности применения таких платежей, как страховые взносы, с 2017 года стала регулировать особая глава НК РФ.

Попав в НК РФ, страховые взносы начали подчиняться всем его правилам, т. е. оказались приравненными к бюджетным платежам, уплачиваемым в особом порядке, который касается не только правил оформления платежных документов, но и реквизитов для перечисления.

Обратите внимание! С 01.01.2021 изменились реквизиты Казначейства для уплаты налоговых платежей. Но с 01.01 по 30.04.2021 действовал переходный период и платежи проходили как на новые реквизы, так и на старые. С 01.05.2021 нужно указывать только новые реквизиты. Иначе - платеж попадет в невыясненные. Подробности см. здесь.

С учетом вышесказанного, т.к. страховые взносы перечисляются в ИФНС, получателем с 01.05.2021 также остается ИФНС. То есть платежное поручение на уплату страхвзносов будет выглядеть следующим образом:


Красным выделены новые реквизиты ИФНС по г. Москва, на которые должен поступить платеж после 01.05.2021.

Для каждого региона будут разные реквизиты. Новые казначейские реквизиты для своего региона вы можете посмотреть, скачав табицу по ссылке ниже:

Куда платят страховые взносы в 2021 году? Взносы, регулируемые НК РФ, следует уплачивать в бюджет по месту нахождения налогоплательщика, а если у него есть обособленные структурные единицы, исчисляющие и выплачивающие зарплату, то и по месту нахождения таких структурных единиц. ИП уплачивают взносы за себя и за сотрудников по месту жительства.

Платежные документы, как и раньше, оформляются раздельно в отношении оплаты, предназначенной для каждого из фондов, но в соответствии с требованиями, действительными для налоговых платежей.

По каким реквизитам перечислять взносы, регулируемые НК РФ

В отношении того, куда перечислять страховые взносы в 2021 году и как оформлять платежные документы, ФНС, получившая взносы под контроль, дала немало разъяснений. Основные вопросы, к которым относились эти разъяснения:

  • КБК для уплаты на границе 2016-2017 годов;
  • КБК для взносов-2021, ставших полноценным бюджетным платежом;
  • статус плательщика в платежном документе.
  • 18210202010061000160 — по платежам в ПФР;
  • 18210202101081011160 — по платежам в ФОМС;
  • 18210202090071000160 — по платежам в ФСС.

Их обновленный вариант, используемый для начисленных с начала 2017 года взносов:

  • 18210202010061010160 — по платежам в ПФР;
  • 18210202101081013160 — по платежам в ФОМС;
  • 18210202090071010160 — по платежам в ФСС.

ИП, оформляя платежи по взносам, уплачиваемым за 2016 год в 2017 году, тоже применяют промежуточные коды:

  • 18210202140061100160 — по платежам в ПФР при доходе до 300 000 руб.;
  • 18210202140061200160 — по платежам в ПФР на доход, превышающий 300 000 руб.;
  • 18210202103081011160 — по платежам в ФОМС.

Начисления, сделанные позже 2017 года, ИП перечисляет уже по окончательным КБК:

  • 18210202140061110160 — по платежам в ПФР (этот код с 2017 года стал единым для фиксированных платежей и взносов, начисленных на доход сверх 300 000 руб.);

С октября 2021 года упраздняются некоторые статусы, в т.ч. статус 09. Какой код указать в платежке с октября 2021 года, узнайте в КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.

В остальных аспектах платежный документ, оформляемый при оплате взносов, ничем не отличается от обычно формируемого на перечисление налогов. Получателем в нем, как и при налогах, будет числиться ИФНС.

В ноябре 2016 года в НК РФ введено положение о допустимости уплаты налоговых платежей за третье лицо. С 2017 года такая возможность оказалась применимой и к оплате страховых взносов, начавших подчиняться правилам НК РФ. Статус плательщика, указываемый при такой оплате, должен соответствовать статусу того лица, за которое делается платеж.

Подробнее обо всех применяемых с 2021 года КБК читайте здесь.

Сроки, в течение которых нужно оплачивать взносы

Несмотря на передачу взносов под контроль другому администратору, сроки их оплаты не изменились. Платить взносы, регламентируемые НК РФ, надо:

  • осуществляющим выплаты физлицам — ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, наступающего за месяцем начисления (п. 3 ст. 431 НК РФ);
  • не осуществляющим таких выплат — не позже 31 декабря текущего года с общей величины полученного за год дохода, не превышающей 300 000 руб., и не позднее 01 июля следующего года с суммы дохода, превысившего 300 000 руб. (п. 2 ст. 432 НК РФ).

При этом, вне зависимости от того, кто является администратором взносов, крайняя дата срока, попавшая на выходной, переносится на наступающий за этим выходным будний день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ, п. 4 ст. 22 закона 125-ФЗ).

Итоги

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Читайте также: