В каких случаях могут отказать в субсидии на коммунальные услуги пенсионеру

Обновлено: 10.05.2024

Верховный суд РФ вступился за права социально незащищенных категорий граждан на получение льгот по оплате коммунальных услуг и взносов за капремонт: суд рассмотрел спор инвалида II группы с чиновниками Смоленской области, которые из-за долга всего в 825 рублей лишили ее дотации.

ВС подчеркнул, что программа помощи определенным категориям граждан является федеральной, поэтому местные законы по ограничению в выплате компенсаций не являются главными.

Высшая инстанция также призвала суды более человечно относиться к жильцам, имеющим долги за ЖКХ, и изучать причины, по которым они не платят по счетам. Сама по себе задолженность не может являться основанием для лишения гражданина социальной поддержки, указывает ВС РФ.

Суть дела

Жительнице Смоленской области предоставлялась мера социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг и частично — на капитальный ремонт. Женщина исправно оплачивала все счета, но отказывалась вносить плату за четыре месяца на капитальный ремонт по принципиальным соображениям. Из-за этой задолженности местные власти вовсе лишили инвалида II группы компенсации.

Заявительница сочла эти решения незаконными, но поддержки в Ярцевском городском суде, а позднее и в Смоленском областном суде она не нашла.

Отказывая истице в удовлетворении иска, суд в том числе сослался на региональный закон о мерах социальной поддержки инвалидов, согласно которому задолженность по оплате ЖКХ уже за два месяца является основанием для прекращения выплаты льготы. У истицы же была пропущена оплата за четыре месяца, значит, чиновники лишили ее компенсаций правомерно, посчитал суд.

Он также указал, что раз гражданин не выполняет своих платежных обязательств, то у него отсутствуют соответствующие расходы, значит и компенсировать ему нечего.

Позиция ВС

Верховный суд подчеркнул, что право определённых категорий граждан, в том числе инвалидов, на получение мер социальной поддержки в форме компенсации расходов, на оплату жилого помещения и коммунальных услуг установлено не региональными властями, а федеральными законами.

Порядок и условия компенсации расходов имеют целевое назначение — уменьшение фактических затрат граждан, в данном случае инвалидов, по оплате жилого помещения.

По общему правилу меры социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату ЖКХ предоставляются при отсутствии задолженности по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, по уплате взносов на капитальный ремонт, а наличие долгов может являться основанием для приостановления или прекращения предоставления льготы, признает ВС РФ.

Однако, как указано в пункте 47 постановления пленума Верховного суда от 27 июня 2017 года No 22, само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.

ВС отмечает, что при наличии уважительных причин отсутствия оплаты ЖКХ в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано. К таким причинам могут быть отнесены невыплата заработной платы в срок, тяжёлое материальное положение жильца и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, болезнь, нахождение на стационарном лечении собственника или членов его семьи, наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др., поясняет ВС.

Нормами смоленского законодательства установлен перечень оснований для приостановления и прекращения выплаты компенсаций, к которым относится и наличие долгов по оплате коммунальных услуг в течение двух месяцев, а также отсутствие мер по погашению задолженности в течение месяца после приостановки перечисления средств. Если же собственник перестал платить за ЖКХ по уважительным причинам, то выплата компенсации возобновляется.

Однако приведённый в местном законе перечень уважительных причин исчерпывающим не является, указывает ВС РФ.

Между тем судебные инстанции, решавшие спор по иску инвалида II группы, не учли взаимосвязь регионального и федерального законодательства, которые касаются этого вопроса.

Выводы судебных инстанций сделаны без учёта фактических обстоятельств дела и выяснения причин образования задолженности. Суды даже не стали устанавливать достоверный период образования долга, удивилась высшая инстанция.

Из материалов дела следует, что в течение более полутора лет инвалид оплачивала коммунальные услуги в полном объёме. Женщина столкнулась с трудностями лишь при оплате взносов за капитальный ремонт: региональный оператор составил договор таким образом, что из него вытекала обязанность оплатить эти взносы за уже прошедшие четыре месяца. Жительница с таким подходом не согласилась и заключать договор не стала, а компании отправила претензию, на которую та так и не ответила. Но при получении первой же квитанции взносы на капремонт заявительница перечислила. А по оплате предшествующего до рассылки квитанций периода между жительницей и региональным оператором до сих пор имеется судебный спор.

То есть задолженность в 825 рублей у жительницы образовалась по уважительным причинам, к тому же суду следовало учесть состояние здоровья истицы и тот факт, что впоследствии она регулярно и вовремя вносила оплату, отмечает ВС.

Таким образом, у департамента Смоленской области по социальному развитию отсутствовали правовые основания для отказа инвалиду в предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений, коммунальных услуг, уплату взноса на капитальный ремонт,отмечает ВС РФ.

Высшая инстанция сочла возможным не только отменить все состоявшиеся по делу решения, но и принять новое: об удовлетворении исковых требований, о признании незаконными действий Департамента Смоленской области по социальному развитию и о возложении на чиновников обязанности возобновить выплату инвалиду II группы, включая период, на который ее необоснованно лишили льготы.

Неформальный подход

На его взгляд, суды нижестоящих инстанций не стали вникать в саму суть проблемы и не устанавливали причину неоплаты, хотя ВС РФ указывал неоднократно на то, что такой подход недопустим.

Как видно из определения Верховного суда РФ, суды нижестоящих инстанций неполно рассмотрели дело, что, в свою очередь, привело к нарушению прав получателя субсидии.

«И такое, к сожалению, не редкость. Вызвано это как загруженностью суда, так и формальным подходом к рассмотрению споров.

Данное определение полезно в первую очередь получателями субсидий на оплату ЖКХ, капитального ремонта. Теперь при наличии уважительных причин, по которым образовалась задолженность за жилищно-коммунальные услуги или капитальный ремонт, в суде можно ссылаться на данное определение для того, чтобы напомнить суду, что нужно не просто учесть наличие задолженности, но и выяснить почему задолженность за ЖКУ образовалась.

Кроме того, на его взгляд, по мере накопления судебной практики, увеличения оспаривания отказов в выплате субсидии, возможно уже на этапе решения социальными органами наличия оснований для выплаты субсидий, чиновники будут самостоятельно учитывать причину возникновения задолженности, что приведет к уменьшению нагрузки на суды за счет снижения числа споров.

Также, возможно, последуют изменения в региональном законодательстве с целью определения какие случаи являются уважительными в качестве основания образования долгов за ЖКУ и в методике определения уважительности причин неоплаты за ЖКУ, выразил надежду член АЮР.

К такому выводу пришел ВС РФ, разбирая спор между челябинским управлением соцзащиты и хозяйкой однокомнатной квартиры: дама обратилась в собес за назначением ей субсидии на оплату жилья и ЖКХ, но получила отказ из-за "висевшего" на ней долга по ОДН и установке общедомового счетчика холодной воды.

Дама объяснила, что спорная сумма начислена ей незаконно, вопреки нормам Жилищного кодекса, она с этим "долгом" категорически не согласна и оплачивать его, разумеется, не собирается.

На управление соцзащиты это не произвело никакого впечатления, и тогда дама обжаловала отказ в суде.

Районный, а затем и областной суды встали на сторону собеса:

  • запрет в выдаче субсидии должникам прямо закреплен в п. 5 ст. 159 ЖК РФ и в п. 6 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее –Правила);
  • наличие задолженности в данном случае подтверждено документально;
  • следовательно, отказ в предоставлении субсидии законен.

Дополнительно областной суд коснулся обстоятельств начисления спорной задолженности, и даже пришел к выводу, что спорный платеж начислен верно и согласуется с нормами ЖК РФ, да и в суд с оспариванием этого долга истица не обращалась. А значит, задолженность возникла у истца в связи с несогласием оплачивать долг, а не по каким-либо иным причинам.

Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ посмотрела на дело иначе:

  • субсидия на оплату жилья и коммунальных услуг является мерой социальной поддержки граждан, ведь Российская Федерация – это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека. Региональные субсидии в Челябинской области также установлены в целях соцподдержки отдельных категорий малоимущих граждан при проведении реформы ЖКХ (постановление Правительства Челябинской области от 12 апреля 2006 г. № 61-П);
  • субсидия предоставляется, если жилищно-коммунальные расходы граждан, рассчитанные с применением региональных стандартов жилплощади и стоимости ЖКУ, превышают максимально допустимый порог расходов в совокупном доходе семьи (п. 1 ст. 159 ЖК РФ);
  • Порядок определения размера субсидий, их предоставления, условия приостановки и прекращения предоставления и т. п. устанавливаются Правительством РФ (п. 7 ст. 159 ЖК РФ). В региональном челябинском нормативном акте о субсидиях указано, что субсидии предоставляются в порядке и на условиях, определенных федеральным Порядком;
  • этим Порядком предусмотрено (п. 56 Правил), что предоставление субсидий может быть приостановлено при условии неуплаты получателем субсидии текущих платежей за жилье или ЖКУ в течение 2 месяцев или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности;
  • но при этом субсидии сначала всего лишь приостанавливают на месяц (п. 57 Правил), с обязательной целью выяснить, каковы причины возникновения (непогашения) указанной задолженности. И если выяснится, что долги появились по причинам уважительным (стационарное лечение, смерть близких, задержка зарплаты и другие), то предоставление субсидий должно быть возобновлено (п. 58 Правил);
  • следовательно, решение уполномоченного органа об отказе в предоставлении субсидии допускается только в случае, если им будет выяснено, что отсутствуют уважительные причины образования задолженности по оплате жилья и комуслуг. А если эти долги образовались по уважительным причинам, то отказать гражданину в предоставлении субсидии нельзя. Потому что действующее правовое регулирование отношений по предоставлению субсидий на оплату ЖКХ, определяющее механизм реализации гражданами права на получение такой субсидии, не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом. И само по себе наличие у гражданина "коммунального" долга не может служить безусловным основанием для приостановления мер социальной поддержки или для отказа в их предоставлении;
  • указанная правовая позиция изложена также в п. 47 постановления Пленума ВС РФ от 27 июня 2017 г. № 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности";
  • из материалов дела следует, что сам челябинский собес причины задолженности не выяснял, их уважительность не устанавливал,
  • а значит, и у суда не было основания для выводов о том, что у собеса были основания отказать в назначении субсидии.

Дополнительно Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ отмела довод апелляционной инстанции о том, что спорный долг возник в связи с несогласием оплачивать водоснабжение на ОДН и установку общедомового счетчика, а не по каким-либо иным причинам: по мнению ВС РФ, довод сделан без установления и исследования обстоятельств, имеющих значение для дела.

Какие бывают льготы на услуги ЖКХ?

Льготы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг бывают двух типов: федеральные и региональные.

Федеральные предоставляют:

Региональными могут воспользоваться:

• Пенсионеры;
• Многодетные семьи;
• Ветераны труда;
• Дети-сироты;
• Труженики тыла;
• и некоторые другие категории граждан в зависимости от региона.

Если федеральные льготы для оплаты ЖКХ едины по всей Российской Федерации, то региональные могут устанавливаться в зависимости от субъекта Российской Федерации. Например, могут быть введены дополнительные категории граждан, которым полагаются компенсации, или же применяться надбавки к федеральным льготам.

Узнать подробнее обо всех федеральных и региональных льготах по жилищно-коммунальным платежам можно на информационном портале ГИС ЖКХ или в отделении МФЦ.

Как производится расчет компенсаций расходов за оплату ЖКХ?

По федеральным льготам размер компенсации исчисляется согласно данным счетчиков, но не выше установленных нормативов потребления. Если же приборов учета нет, то компенсация для оплаты ЖКУ будет рассчитана в соответствии со средним тарифом по региону.

Льготы и субсидии — одно и то же?

Несмотря на то, что и льготы, и субсидии уменьшают итоговую сумму жилищно-коммунальных платежей, между ними все же есть небольшое отличие.

Льгота — постоянная скидка на оплату жилищно-коммунальных услуг, которая назначается по определённому критерию.

Субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату услуг ЖКХ превышают максимально допустимую долю расходов на оплату данных услуг в совокупном доходе семьи. Это временная выплата, право на которую нужно подтверждать каждые 6 месяцев.

Рассмотрим подробнее самые распространенные льготы и субсидии

Ветеранам

Ветеранам боевых действий, инвалидам войны, участникам ВОВ, и жителям блокадного Ленинграда полагается компенсация расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50%. Компенсация также предоставляется членам семей ветеранов боевых действий, инвалидов войны, совместно с ними проживающим.

Многодетным семьям

Таким семьям положена региональная льгота на оплату жилищно-коммунальных услуг не менее 30% от ее суммы. При этом регионы по своему усмотрению могут увеличить размер компенсации. Например, в Москве для семей, где проживает 10 и более детей, положена льготная скидка, которая составляет уже 50%. В Санкт-Петербурге компенсация расходов в размере 50% положена семьям, имеющим 8 и более несовершеннолетних детей.

Военным

Компенсация расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 60%. Полагается льгота на оплату услуг ЖКХ членам семей военных, погибших (умерших) в период прохождения службы.

Семьям с низким доходом

Максимальный размер расходов на оплату услуг ЖКХ не может составлять более 22% от общего семейного дохода, однако регионы могут понижать эту планку. Например, в Москве траты на коммунальные платежи не могут превышать 10% семейного бюджета.

Людям с ограниченными возможностями

Инвалиды 1, 2 и 3 группы имеют право на компенсацию за оплату услуг ЖКХ в размере 50%. Также на компенсацию претендуют и семьи, которые имеют детей-инвалидов.

Пенсионерам

Льготы на оплату услуг ЖКХ для пенсионеров являются региональными, поэтому отличаются в зависимости от субъекта. Например, в Санкт-Петербурге предоставляют компенсацию на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50% пенсионерам, проработавшим в Санкт-Петербурге (Ленинграде) не менее 20 лет.

Дополнительные категории

На федеральную льготу претендуют педагогические работники сельских образовательных учреждений. Им положена ежемесячная компенсация расходов на оплату услуг ЖКХ в размере 1200 рублей.

Отдельные субъекты Российской Федерации могут вводить дополнительные льготы. Например, педагоги в Санкт-Петербурге имеют право получать ежемесячную компенсацию, которая равна 50% стоимости услуг ЖКХ.

Льготы также имеют дети — сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Их устанавливают региональные власти и, в зависимости от субъекта Российской Федерации, положена либо компенсация в размере до 100%, либо полное освобождение от оплаты услуг ЖКХ.

Как получить компенсацию на оплату услуг ЖКХ?

Если в семье проживают дети старше 16 лет, то дополнительно понадобиться документ об их доходах за последние полгода. В качестве такого документа может выступать справка об обучении в школе или отсутствии стипендии, которая подтвердит отсутствие заработка.

Решение об отказе или предоставлении компенсации принимается в срок до 10 дней.

Стоит отметить, что в зависимости от льготной категории гражданина, могут потребоваться дополнительные документы, о необходимости предоставления которых могут сообщить по месту подачи заявления.

Почему могут отказать в предоставлении компенсации?

В получении компенсации могут отказать, если имеются просроченные более чем на два месяца платежи за жилищно-коммунальные услуги. Чтобы компенсация была предоставлена повторно, необходимы веские причины неплатежей, например, документально подтвержденное прохождение лечения или же смерть кого-то из членов семьи.

Еще одним поводом для отказа в получении компенсации является отсутствие регистрации и соответствующей отметки в паспорте. Не получится оформить компенсацию, если жилье не соответствует стандартам нормативной площади жилья — меньше 18 кв. м на каждого члена семьи, состоящей из трех и более человек.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ рассмотрела дело об отказе жителю МКД в субсидии на оплату ЖКУ из-за накопившегося долга. Суд определил, что гражданина нельзя лишить такого вида соцподдержки, не установив причины образования задолженности. Поговорим об этом подробнее.

При наличии задолженности за ЖКУ субсидия не предоставляется

Житель многоквартирного дома, оплатив холодное водоснабжение в квартире, обратился в городское управление социальной защиты за начислением субсидий на ЖКУ. Соцслужба отказала потребителю, указав на задолженность по оплате услуги ХВС, предоставленной на содержание общего имущества МКД, и на долг за установку общедомового прибора учёта холодной воды.

Потребитель не согласился с отказом и подал иск в суд, указав, что полностью оплатил счета за коммунальные и жилищные услуги, предоставленные в жилом помещении.

Согласно ч. 1 ст. 159 ЖК РФ, субсидии на оплату ЖКУ предоставляются, если расходы потребителя на оплату жилого помещения и коммунальных услуг превышают максимально допустимую сумму расходов граждан на это в совокупном доходе семьи. Субсидии могут получать как собственники жилых помещений, так и наниматели по договорам соцнайма и члены жилищных кооперативов (ч. 2 ст. 159 ЖК РФ).

Чтобы получить такой вид государственной поддержки, потребитель ЖКУ должен обратиться в уполномоченный орган МСУ с заявлением. Субсидия предоставляется при условии, что у заявителя нет задолженности по оплате жилищных и коммунальных услуг либо с исполнителем услуг заключено соглашение о рассрочке выплаты долга (ч. ч. 3,5 ст. 159 ЖК РФ, п. 6 ПП РФ № 761).

Граждане обязаны своевременно и полностью оплачивать ЖКУ (ч. 1 ст. 153 ЖК РФ), в том числе вносить плату за ресурсы, потреблённые на содержание общего имущества МКД (ч. 1 ст. 154 ЖК РФ).

Поскольку по лицевому счёту истца числилась задолженность за жилищные услуги по содержанию общего имущества МКД, суд первой инстанции признал право органа МСУ отказать потребителю в предоставлении субсидий.

Потребитель обязан платить за общедомовые нужды

Истец подал апелляцию в областной суд, настаивая на том, что не был обязан вносить плату за общедомовые нужды до 1 апреля 2016 года, когда, по словам потребителя, эти расходы были включены в жилищные услуги управляющей организации.

Истец сослался ч. 9 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ, который внёс изменения в ЖК РФ и отнёс плату за ОДН к жилищным услугам с 01 апреля 2016 года. До этого момента, по мнению потребителя, он не был должен оплачивать данные услуги, так как не заключал договоры с исполнителем КУ – ресурсоснабжающей организацией.

Апелляционный суд отверг доводы потребителя, сославшись на как указал апелляционный суд, потребитель должен был вносить плату за ОДН напрямую поставщику ресурсов. Договор с исполнителем КУ был заключён на основании конклюдентных действий: потребитель оплачивал счета за индивидуальное потребление холодной воды (п. 6 ПП РФ № 354). Закон не предусматривает заключение отдельного договора на каждый вид услуг водоснабжения.

Поскольку потребитель не оспорил в суде задолженность перед исполнителем КУ, а только отказался её оплачивать, апелляционный суд подтвердилзаконность решения суда первой инстанции.

Отказать в субсидии можно только после выяснения причин появления долга

Потребитель подал кассационную жалобу, которую рассмотрела Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ. На этот раз истец настаивал на том, что его обязанность оплачивать ресурсы, потреблённые на общедомовые нужды, наступила только 1 января 2017 года. Оплатить установку общедомового прибора учёта должна ресурсоснабжающая организация. Следовательно, у него нет долга за оплату ЖКУ. Уполномоченный орган МСУ должен предоставлять ему субсидию.

Судебная коллегия ВС РФ, разбирая спор, определила, что выводы первой и апелляционной инстанций сделаны при неправильном толковании и применении норм материального права.

Суды формально подошли к рассмотрению дела о соцподдержке

Принимая во внимание вышеперечисленные нормы права, Судебная коллегия ВС РФ сделала вывод, что решение об отказе в предоставлении субсидии на оплату ЖКУ выносится, если уполномоченный орган МСУ установил отсутствие уважительных причин образования задолженности.

  • имеет ли истец право получать указанные субсидии;
  • за какой период у потребителя образовалась задолженность и её размер;
  • устанавливал ли уполномоченный орган причины возникновения долга и относятся ли они к уважительным;
  • поступало ли истцу предложение о погашении долга;
  • в каком материальном положении находится истец.

ВС РФ указал на формальный подход судов к рассмотрению дела о предоставлении мер социальной поддержки и отменил предыдущие постановления по делу. Иск потребителя направлен на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Управляющим организациям на заметку

Приостановление выплаты субсидий на оплату ЖКУ из-за долга – один из весомых аргументов, к которым УО апеллируют, призывая неплательщиков в многоквартирных домах внести начисленную плату.

Выводы судебной коллегии ВС РФ вносят в данный тезис корректировки. Согласно рассмотренному в статье определению, потребитель, не оплативший в течение двух месяцев счета за ЖКУ, не всегда лишается права получать субсидии. Для отказа в предоставлении такой социальной поддержки уполномоченный орган обязан установить, что причина образования у потребителя задолженности не является уважительной.

Читайте также: