В чем отличие современной пенсионной системы от советской пенсионной системы

Обновлено: 03.05.2024

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

Развитие пенсионного обеспечения в нашей стране в целом шло в соответствии с мировым опытом, однако, кардинальное отличие состояло в запоздании его развития.

Первые прототипы современной пенсионной системы появились в России еще в XVIII веке и были связаны с реформаторскими инициативами Петра I. Первыми российскими пенсионерами стали морские офицеры, которым по Морскому уставу могла быть назначена выплаты по старости. В годы правления Екатерины II денежное содержание из государственной казны было назначено отставным военным.

Во второй половине XIX века в России появилась пенсионная система для бывших чиновников гражданских ведомств. Прослужившие на гражданской службе чиновники при отставке получали пенсию в размере полного годового оклада. Тогда же в российских министерствах в качестве дополнения к казенным пенсиям начали применять механизмы добровольного пенсионного страхования –выплаты накопительного типа из эмеритальных касс . Так, например, пенсионный капитал служащих военного министерства формировался из отчислений в эмеритальную кассу 6% офицерского жалования и государственного софинансирования.


С 1842 года пенсионное обеспечение было распространено на православное духовенство: был подписан царский указ, в соответствии с которым для обеспечения пенсиями беднейших священников, служащих в сельской местности, из отчислений священнослужителей (по 2% жалования) создавался накопительный капитал, который в последующем дополнялся казенными субсидиями. С 1866 года пенсионная система была распространена на все духовенство (размер годового пансиона – 20 рублей), а с 1887 года пенсионное обеспечение духовенства полностью перешло на государственное финансирование.

Реформа местного самоуправления и создание земств потребовали распространения пенсионного обеспечения на широкий штат новых служащих.

Уже на заре формирования пенсионной системы, Россия столкнулась с одной из ключевых проблем пенсионного страхования современности – высоким финансовым бременем, создаваемым распределительным механизмом финансирования. Согласно данным историков, уже в 1828 году один пенсионер приходился на 4,5 служащих, в 1843 году – на 2,5, в 1868 году- на одного.

Революция 1917 года и изменение конституционного строя способствовали кардинальному пересмотру подходов к построению системы пенсионного обеспечения в стране. Процесс построения пенсионной системы в СССР происходил в два этапа. На первом этапе (1917-1956) происходило формирования централизованной распределительной системы. Особое внимание политического руководства уделялось вопросам социальной политики.

Сразу после революции, в 1918 году, был создан Народный Комиссариат социального обеспечения, отвечавший за обеспечение социальной справедливости в молодом советском государстве. Тогда же было разработано и законодательная база, регламентировавшая выделение пенсионного обеспечения в отдельный вид социального обеспечения. В 1920-е гг. началась разработка качественно новой пенсионной системы, основанной на принципах конституционного гарантирования государством пенсионного обеспечения.

В первой Конституции СССР 1924 года было закреплено право социального страхования, распространявшийся на всех рабочих и служащих. Первые пенсии по старости в СССР были учреждены постановлением Наркома труда СССР 5 января 1928 года для рабочих текстильной промышленности, позднее система пенсионного обеспечения была распространена на трудящихся ведущих отраслей промышленности (1929), и лишь в 1936 году, после принятия Конституции СССР, пенсионное обеспечение для рабочих и служащих стало всеобщим.

Выплата пенсий в Советском Союзе осуществлялась за счет средств государственного бюджета, в том числе средств государственного бюджета социального страхования, формируемого из взносов предприятий, учреждений и организаций без отчислений со стороны трудящихся. Пенсионное обеспечение осуществлялось в соответствии с законодательством СССР, право на получение пенсии, а также ее размер определялись продолжительностью трудового стажа и величиной заработанной платы работника. Размеры пенсии определялись тажке и величиной прожиточного минимума, что позволяло эффективно бороться с бедностью.

С началом перестройки модернизационные процессы затронули и пенсионную сферу. В основе идей реформирования пенсионного обеспечения лежал целый комплекс факторов, ключевыми из которых были экономический и демографический. Во-первых, выделения пенсионной системы в отдельный финансовый институт требовала сама логика развития пенсионной системы: уже к концу 70-ых пенсионная система СССР практически полностью охватила население страны. Во-вторых, высокий уровень пенсионного обеспечения, который был введен и сохранялся вопреки чисто экономической логике в угоду идеологическим установкам - пенсионное обеспечение в Советском Союзе рассматривалось как форма содержания нетрудоспособных граждан. Таким образом, в результате влияния этих факторов сильно выросло финансовое обременение бюджета. Так, за период 1940-1986 гг. ВВП СССР увеличился в 18 раз, рост расходов бюджета в 24, а государственные расходы на пенсионное обеспечение в 164 раза, удельный вес бюджетных расходов на пенсионное обеспечение возрос с 1,7% до 11,8%. И если сформировавшаяся к 1965 году пенсионная система на первоначальном этапе обеспечивала достаточно низкий уровень замещения заработной платы, однако за последующие 20 лет коэффициент замещения вырос на 43%, к 1990 году он уже составлял 0,4.

Запланированному обновлению советской модели пенсионного обеспечения помешал развал СССР. В постсоветской России начался процесс формирования уже новой, современной российской пенсионной системы. В 1990 году был создан Пенсионный фонд СССР, а пенсионная система официально стала страховой, в 1992 году была заложена правовая основа для функционирования частный пенсионных фондов.

На протяжении десятилетия 1990-ых годов в России как и в Европе усиливались тенденции старения населения. Нарастающее давление демографического фактора сопровождалось негативными явлениями переходной экономики, объемы поступлений в Пенсионный фонд постоянно сокращались. В связи с этим начался поиск вариантов преодоления надвигающегося кризиса пенсионной системы. Выходом из сложившейся ситуации стала начавшаяся в середине 2000 года пенсионная реформа, направленная на унификацию механизмов пенсионного обеспечения в России с теми, что уже зарекомендовали свою эффективность в развитых странах.

После 2002 года в силу вступили новые механизмы пенсионного обеспечения, в корни изменившие механизм формирования пений. Пенсионная система получила трехуровневую структуру, предусматривающую государственное, страховое и негосударственное пенсионное обеспечение. Ключевым источником формирования пенсии стали страховые взносы, формирующие накопительную часть пенсии, размер пенсии перестал определяться стажем работника, теперь он напрямую зависит от размеров отчислений в ПФР.

В 2012 году для поддержания долгосрочной стабильности пенсионной системы Правительством была утверждена Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы. Основные цели стратегии – обеспечение долгосрочной финансовой стабильности пенсионной системы. В рамках стратегии в России планируется развитие трехуровневой пенсионной модели в России:

1 уровень – трудовая пенсия системы обязательного пенсионного страхования, формируемая за счет бюджета. Предполагается, что в рамках трудовой пенсии коэффициент замещения должен достигнуть 40%

2 уровень – корпоративная пенсия, формируемая работодателем при возможном участии и самого работника

3 уровень – частная (негосударственная) пенсия, формируемая самим работником за счет собственных добровольных взносов.

Развитие пенсионного обеспечения в России носит догоняющий характер. Во-первых, в силу исторического наследия наша страна не успела, как это было сделано на Западе, вовремя и адекватно принять превентивные меры по обеспечению стабильности пенсионной системы. Сегодня, когда первые шаги уже сделаны, а главные решения приняты, можно с уверенностью предположить, что при правильном продолжении реформ через 50 лет эффективность пенсионного обеспечения в России не будет ни в чем уступать западным аналогам.

Помимо этого, уже сегодня отметился ряд направлений деятельности в рамках пенсионной системы, в которых опыт Российской Федерации является одним из ведущих в мире. В первую очередь, это относится к информатизации систем пенсионного обеспечения.

Социальную политику любого развитого государства составляет ряд правовых и экономических норм, на основании которых гражданам предоставляется материальная поддержка. Пенсионная система в России предусматривает финансовое обеспечение определенных категорий граждан, к которым относятся люди пожилого возраста, недееспособные граждане и некоторые семьи – в случае потери кормильца.

Введение

На заметку. В РФ, как и во многих других странах, действует смешанная пенсионная система. По-другому она называется распределительно-накопительной. Часть отчислений граждане (или компании, в которых они работают) вносят в государственный пенсионный фонд страны. Это так называемая базовая часть. Впоследствии эти средства будут начисляться по государственной программе пенсионного обеспечения. За счет другой части денег формируется их индивидуальная накопительная часть.

Размер пособий и число граждан, которые получают социальные выплаты, во многом зависит от экономических возможностей государства и определяется целым рядом факторов: налоговой политикой, уровнем инфляции, демографическими и иными показателями.

Рассмотрим, как устроена российская пенсионная система, виды материального обеспечения, как работают ПФР и негосударственные фонды. Постараемся ответить на вопрос о том, как повысить размер будущего пособия тем, кто сегодня официально трудоустроен. Кратко расскажем о повышении возраста для мужчин и женщин, а также то, в каком направлении будет идти пенсионная реформа в дальнейшем.

Как устроена пенсионная система РФ

Итак, на каком основании и кому выплачивается материальное пособие в современной России? Есть ли отличие в работе государственного и негосударственных пенсионных фондов?

Чтобы ответить на эти вопросы, определим, какие сегодня встречаются виды пенсий и какие цели и обязанности есть у ПФР и НПФ.

  1. Страховая пенсия. Выплачивается гражданину, который признан утратившим дееспособность. Бывает трех видов: по старости, по инвалидности и по потере кормильца. В первом случае пособие получают граждане, которые достигли определенного возраста (как показали последние события, этот показатель может меняться). Пенсия по инвалидности начисляется гражданам с I, II и III группами. По потере кормильца – тем семьям, которые лишились кормильца. Трудовая пенсия (по старости), которая выплачивается после достижения гражданином определенного возраста, формируется за счет взносов работодателей.
  2. Накопительная пенсия. Ее средства хранятся на индивидуальных счетах граждан. Через различные частные компании или Внешэкономбанк (государственную компанию) ее формирует Пенсионный фонд России. НПФ инвестируют средства клиента в ценные бумаги и одну часть полученной прибыли перечисляют себе, а другую – гражданину, который платит взносы. Взаимодействие с негосударственными фондами имеет свои плюсы и минусы. Положительный момент заключается в том, что гражданин сможет накопить больше баллов, а отрицательный – в отсутствии той гарантии, что НПФ еще будет работать, когда гражданин выйдет на пенсию.

Важно! Если гражданин не написал заявления о переводе накопительной части в негосударственный фонд, по умолчанию ей будет распоряжаться государство (до того момента, пока соответствующая заявка не будет подана).

Чтобы ответить на вопрос, есть ли отличие в работе ПФР и НПФ, рассмотрим цели и обязанности, которые стоят перед ними. В целом как государственная, так и частные системы решают задачи по выплате средств тем гражданам, которые по закону имеют право на социальные пособия.

  • по труду. Начисляется гражданам, которые имеют определенный трудовой стаж. Размер выплат зависит от уровня заработной платы в течение всего трудового периода. Одна из разновидностей такой социальной выплаты – пенсия по выслуге лет, которая назначается гражданам, несшим государственную службу, в том числе сотрудникам органов внутренних дел, Вооруженных Сил и пр. Может быть назначена задолго до наступления возраста, когда начинает выплачиваться пенсия по старости;
  • по возрасту. Один из вариантов социальных выплат, когда ежемесячное пособие начисляется гражданину по достижении им определенного возраста. После пенсионной реформы 2019 года мужчины имеют право на пенсию по старости с 65 лет, женщины – с 63 лет (вместо прежних 60 и 55-ти соответственно).

Для справки. В марте 2019 года Государственной Думой принят закон, который предусматривает, что при подсчете общего объема выплат не будет учитываться сумма индексации пенсий. Чтобы пособие оказалось выше прожиточного минимума, эту часть будут выплачивать отдельно. Ее величина зависит от уровня ПМ в каждом субъекте РФ. Прожиточный минимум рассчитывается на местном уровне в соответствии с экономическим положением региона.

  • по инвалидности. Назначается частично дееспособным и недееспособным гражданам. Ее размер зависит от группы инвалидности. Наибольший размер положен тем, кто полностью зависит от третьих лиц и не может самостоятельно, без постороннего ухода, контролировать себя и передвигаться. Меньшая сумма положена инвалидам второй группы, которые могут работать с использованием различных вспомогательных инструментов. И, наконец, те, у кого есть серьезный недуг, но он не препятствует работе, не связанной с большими нагрузками, будут получать наименьшие выплаты. При этом речь идет о соотношении выплат в отдельном регионе, т. к. в одном субъекте Федерации размер пенсии по инвалидности может в значительной степени отличаться.
  • социальные. Регулярные денежные выплаты, которые назначаются государством и не зависит от трудового стажа. Даже если гражданин не работал официально и не платил необходимые взносы, он будет иметь право на минимальное социальное обеспечение. Правда, пенсия в этом случае будет относительно небольшой.


  • собирать страховые взносы;
  • финансировать выплаты государственных пенсий в РФ;
  • взыскивать с работодателей и тех, кто привел к инвалидности граждан, необходимые суммы для дальнейшей выплаты государственных пенсий;
  • капитализировать собранные средства и привлекать для этого физ- и юрлиц на добровольной основе;
  • предоставлять гражданам необходимую информацию о государственном пенсионном обеспечении;
  • контролировать поступление страховых взносов и правильное расходование средств;
  • организовывать и вести персональный учет застрахованных лиц по различным категориям;
  • вносить в органы законодательной власти предложения по совершенствованию пенсионной системы.

Также ряд задач касается международного и межгосударственного сотрудничества, проведения исследований в области пенсионного обеспечения и страхования.

Деятельность негосударственных пенсионных фондов, как и ПФР, регулируется ФЗ № 166.

Важно! По закону граждане имеют право перевести свои пенсионные накопления в негосударственный пенсионный фонд. Другой вариант – оставить все средства в ПФР. Но и здесь есть свои варианты. Так, ПФР работает с уполномоченными управляющими компаниями, которые могут предложить клиенту различные инвестиционные стратегии, чтобы увеличить объем будущих выплат.

  • повышать размер пенсионных выплат гражданам за счет формирования дополнительных накоплений;
  • создавать необходимые условия, чтобы отчисления граждан поступали и использовались в полном объеме;
  • создавать такие условия, чтобы накопления клиентов устойчиво росли, чтобы в итоге уровень выплат был максимально возможным.

Если этого не происходит, клиент может выбрать другую организацию. Ознакомиться с предложениями различных негосударственных пенсионных фондов вы можете на нашем финансовом портале.


Минимальная пенсия для мужчин и женщин в 2019 году

Итак, рассмотрим, на какой размер социального пособия могут рассчитывать граждане России по достижении установленного законом возраста.

Минимальной можно считать пенсию, которая состоит из одной только базовой части и не имеет доплат. При этом если уровень социальных выплат ниже прожиточного минимума, то гражданам может назначаться региональная или федеральная надбавка, которая индексируется каждый год 1 января. Но на такие доплаты могут рассчитывать только неработающие пенсионеры.

К сведению. 20 февраля 2019 года Президент России В. Путин распорядился пересмотреть методику начисления пенсий, чтобы наименьшие выплаты были не меньше прожиточного минимума по каждому региону. Перерасчет производился и раньше, но с учетом инфляции увеличения были незначительными. Пенсия индексировалась обычно до показателей прожиточного минимума. Теперь социальные выплаты будут индексироваться в том числе и тогда, когда они превышают региональный уровень ПМ.

Таким образом, как мужчины, так и женщины, имеющие право на пенсионное обеспечение, будут получать ежемесячно средства в размере, превышающем прожиточный минимум в регионе их постоянной регистрации. В связи с последними законодательными изменениями социальные пособия по возрасту выплачиваются мужчинам, достигшим 65 лет, и женщинам – с 63 лет.

Ожидаемые изменения

Начатую в 2019 году реформу пенсионной системы планируется завершить к 2028 году. До этого времени будет длиться так называемый переходный период, в течение которого намечен перерасчет социальных выплат в сторону их увеличения.

Важно! Тех, кто на момент реформы уже достиг пенсионного возраста, повышение не затрагивает, при этом они могут рассчитывать на все предстоящие индексации, намеченные правительством.

Повышение возраста будет происходить постепенно. Это касается и мужчин, и женщин. Увеличение возраста можно представить в виде следующей таблицы:

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

Развитие пенсионного обеспечения в нашей стране в целом шло в соответствии с мировым опытом, однако, кардинальное отличие состояло в запоздании его развития.

Первые прототипы современной пенсионной системы появились в России еще в XVIII веке и были связаны с реформаторскими инициативами Петра I. Первыми российскими пенсионерами стали морские офицеры, которым по Морскому уставу могла быть назначена выплаты по старости. В годы правления Екатерины II денежное содержание из государственной казны было назначено отставным военным.

Во второй половине XIX века в России появилась пенсионная система для бывших чиновников гражданских ведомств. Прослужившие на гражданской службе чиновники при отставке получали пенсию в размере полного годового оклада. Тогда же в российских министерствах в качестве дополнения к казенным пенсиям начали применять механизмы добровольного пенсионного страхования –выплаты накопительного типа из эмеритальных касс . Так, например, пенсионный капитал служащих военного министерства формировался из отчислений в эмеритальную кассу 6% офицерского жалования и государственного софинансирования.


С 1842 года пенсионное обеспечение было распространено на православное духовенство: был подписан царский указ, в соответствии с которым для обеспечения пенсиями беднейших священников, служащих в сельской местности, из отчислений священнослужителей (по 2% жалования) создавался накопительный капитал, который в последующем дополнялся казенными субсидиями. С 1866 года пенсионная система была распространена на все духовенство (размер годового пансиона – 20 рублей), а с 1887 года пенсионное обеспечение духовенства полностью перешло на государственное финансирование.

Реформа местного самоуправления и создание земств потребовали распространения пенсионного обеспечения на широкий штат новых служащих.

Уже на заре формирования пенсионной системы, Россия столкнулась с одной из ключевых проблем пенсионного страхования современности – высоким финансовым бременем, создаваемым распределительным механизмом финансирования. Согласно данным историков, уже в 1828 году один пенсионер приходился на 4,5 служащих, в 1843 году – на 2,5, в 1868 году- на одного.

Революция 1917 года и изменение конституционного строя способствовали кардинальному пересмотру подходов к построению системы пенсионного обеспечения в стране. Процесс построения пенсионной системы в СССР происходил в два этапа. На первом этапе (1917-1956) происходило формирования централизованной распределительной системы. Особое внимание политического руководства уделялось вопросам социальной политики.

Сразу после революции, в 1918 году, был создан Народный Комиссариат социального обеспечения, отвечавший за обеспечение социальной справедливости в молодом советском государстве. Тогда же было разработано и законодательная база, регламентировавшая выделение пенсионного обеспечения в отдельный вид социального обеспечения. В 1920-е гг. началась разработка качественно новой пенсионной системы, основанной на принципах конституционного гарантирования государством пенсионного обеспечения.

В первой Конституции СССР 1924 года было закреплено право социального страхования, распространявшийся на всех рабочих и служащих. Первые пенсии по старости в СССР были учреждены постановлением Наркома труда СССР 5 января 1928 года для рабочих текстильной промышленности, позднее система пенсионного обеспечения была распространена на трудящихся ведущих отраслей промышленности (1929), и лишь в 1936 году, после принятия Конституции СССР, пенсионное обеспечение для рабочих и служащих стало всеобщим.

Выплата пенсий в Советском Союзе осуществлялась за счет средств государственного бюджета, в том числе средств государственного бюджета социального страхования, формируемого из взносов предприятий, учреждений и организаций без отчислений со стороны трудящихся. Пенсионное обеспечение осуществлялось в соответствии с законодательством СССР, право на получение пенсии, а также ее размер определялись продолжительностью трудового стажа и величиной заработанной платы работника. Размеры пенсии определялись тажке и величиной прожиточного минимума, что позволяло эффективно бороться с бедностью.

С началом перестройки модернизационные процессы затронули и пенсионную сферу. В основе идей реформирования пенсионного обеспечения лежал целый комплекс факторов, ключевыми из которых были экономический и демографический. Во-первых, выделения пенсионной системы в отдельный финансовый институт требовала сама логика развития пенсионной системы: уже к концу 70-ых пенсионная система СССР практически полностью охватила население страны. Во-вторых, высокий уровень пенсионного обеспечения, который был введен и сохранялся вопреки чисто экономической логике в угоду идеологическим установкам - пенсионное обеспечение в Советском Союзе рассматривалось как форма содержания нетрудоспособных граждан. Таким образом, в результате влияния этих факторов сильно выросло финансовое обременение бюджета. Так, за период 1940-1986 гг. ВВП СССР увеличился в 18 раз, рост расходов бюджета в 24, а государственные расходы на пенсионное обеспечение в 164 раза, удельный вес бюджетных расходов на пенсионное обеспечение возрос с 1,7% до 11,8%. И если сформировавшаяся к 1965 году пенсионная система на первоначальном этапе обеспечивала достаточно низкий уровень замещения заработной платы, однако за последующие 20 лет коэффициент замещения вырос на 43%, к 1990 году он уже составлял 0,4.

Запланированному обновлению советской модели пенсионного обеспечения помешал развал СССР. В постсоветской России начался процесс формирования уже новой, современной российской пенсионной системы. В 1990 году был создан Пенсионный фонд СССР, а пенсионная система официально стала страховой, в 1992 году была заложена правовая основа для функционирования частный пенсионных фондов.

На протяжении десятилетия 1990-ых годов в России как и в Европе усиливались тенденции старения населения. Нарастающее давление демографического фактора сопровождалось негативными явлениями переходной экономики, объемы поступлений в Пенсионный фонд постоянно сокращались. В связи с этим начался поиск вариантов преодоления надвигающегося кризиса пенсионной системы. Выходом из сложившейся ситуации стала начавшаяся в середине 2000 года пенсионная реформа, направленная на унификацию механизмов пенсионного обеспечения в России с теми, что уже зарекомендовали свою эффективность в развитых странах.

После 2002 года в силу вступили новые механизмы пенсионного обеспечения, в корни изменившие механизм формирования пений. Пенсионная система получила трехуровневую структуру, предусматривающую государственное, страховое и негосударственное пенсионное обеспечение. Ключевым источником формирования пенсии стали страховые взносы, формирующие накопительную часть пенсии, размер пенсии перестал определяться стажем работника, теперь он напрямую зависит от размеров отчислений в ПФР.

В 2012 году для поддержания долгосрочной стабильности пенсионной системы Правительством была утверждена Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы. Основные цели стратегии – обеспечение долгосрочной финансовой стабильности пенсионной системы. В рамках стратегии в России планируется развитие трехуровневой пенсионной модели в России:

1 уровень – трудовая пенсия системы обязательного пенсионного страхования, формируемая за счет бюджета. Предполагается, что в рамках трудовой пенсии коэффициент замещения должен достигнуть 40%

2 уровень – корпоративная пенсия, формируемая работодателем при возможном участии и самого работника

3 уровень – частная (негосударственная) пенсия, формируемая самим работником за счет собственных добровольных взносов.

Развитие пенсионного обеспечения в России носит догоняющий характер. Во-первых, в силу исторического наследия наша страна не успела, как это было сделано на Западе, вовремя и адекватно принять превентивные меры по обеспечению стабильности пенсионной системы. Сегодня, когда первые шаги уже сделаны, а главные решения приняты, можно с уверенностью предположить, что при правильном продолжении реформ через 50 лет эффективность пенсионного обеспечения в России не будет ни в чем уступать западным аналогам.

Помимо этого, уже сегодня отметился ряд направлений деятельности в рамках пенсионной системы, в которых опыт Российской Федерации является одним из ведущих в мире. В первую очередь, это относится к информатизации систем пенсионного обеспечения.


ТАСС-ДОСЬЕ. 22 декабря 1990 г. постановлением Верховного совета РСФСР был образован Пенсионный фонд РСФСР (с 27 декабря 1991 г. - Пенсионный фонд РФ, ПФР). Ведомству были поручены выплата пенсионного обеспечения граждан (трудовые, государственные и др. пенсии), учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию, управление средств пенсионной системы.

Кудрин ожидает повышения пенсионного возраста в РФ через три года

В 1990-е гг. начали создаваться негосударственные пенсионные фонды (НПФ), в которые можно было делать взносы на добровольных основаниях. В ПФР персонифицированный учет перечисленных гражданином средств начал вестись в 1995 г.

До начала 2000-х гг. большинство граждан РФ получали только распределяемую государством пенсию, средства на выплату которой шли из госбюджета и общих налоговых поступлений в ПФР.

В 2002 г. стартовала крупномасштабная пенсионная реформа, базирующаяся на федеральных законах "О трудовых пенсиях в РФ" (от 17 декабря 2001 г.), "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" (от 15 декабря 2001 г.), "Об обязательном пенсионном страховании" (от 15 декабря 2001 г.) и "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ" (от 24 июля 2002 г.).

Суть реформы состояла в постепенном переходе от распределительной к распределительно-накопительной системе пенсионного обеспечения. Подразумевалось, что пенсия будет разделена на три части: базовую (гарантируется государством), страховую (пенсионные взносы, которые вычитаются из заработной платы и гарантируют выплаты после выхода на пенсию) и накопительную (реальные деньги на личном счету, которые до выхода на пенсию могут инвестироваться в ценные бумаги и другие активы). Размер пенсии в новой пенсионной модели стал определяться не стажем работника, как было до 2002 г., а его реальным заработком и размером отчислений работодателя в ПФР.

С 2002 г. начали осуществляться отчисления на накопительную часть пенсии (2-4%). Появилась возможность перенести ее из государственной управляющей компании, которой был выбран Внешэкономбанк (ВЭБ), в НПФ, либо в частную управляющую компанию (УК). С 2002 по 2004 гг. право на накопительную пенсию имели мужчины, родившиеся в 1953 г. и позднее, и женщины, начиная с 1957 г. рождения.

Выгода от увеличения пенсионного возраста госслужащих в 2016 году составит 622 млн

С 2005 г. из-за дефицита бюджета ПФР накопительную часть пенсии для всех граждан, родившихся до 1967 г., отменили, направив эти средства на финансирование страховой части пенсии.

Шаги по увеличению количества средств в системе пенсионных накоплений государство вновь стало предпринимать только с 2008 г. Тогда размер накопительной части пенсии для граждан, начиная с 1967 г. рождения, был повышен с 4% до 6%.

В 2010 г. было ликвидировано разделение на базовую, страховую и накопительную части, пенсия стала состоять только из страховой и накопительной. С июля 2012 г. начались первые выплаты накопительной части пенсии, когда достигли пенсионного возраста граждане, платившие 2-процентные страховые взносы в накопительную систему в период с 2002 по 2004 гг.

В 2013 г. была объявлена очередная реформа пенсионной системы. В ее рамках была создана трехуровневая система пенсионного обеспечения. Она включала в себя страховую и накопительную части, также появилась возможность вступления в корпоративную систему пенсионного страхования. Накопительная пенсия стала добровольной: граждане России могли выбрать управляющую компанию или НПФ для ее формирования, в противном случае поступающие средства должны были перечисляться в страховую часть. Кроме того, трудовая пенсия, высчитываемая по страховой системе, получила систему коэффициентов для своего расчета, который был составлен из рабочего стажа, возраста выхода на пенсию и уровня заработной платы.

По состоянию на 2013 г. клиентская база частных управляющих компаний и НПФ достигла 25 млн человек, сумма средств под их управлением составила почти 1 трлн руб., а общий объем пенсионных накоплений превысил 2,5 трлн руб. (с учетом денег на счетах ВЭБа, где хранятся деньги так называемых "молчунов" - граждан, не выбравших НПФ или УК для своих накоплений).

В сентябре 2013 г. при подготовке государственного бюджета было объявлено, что в 2014 г. перечисление средств в накопительную часть пенсий будет заморожено, и все деньги пойдут в страховую часть ПФР. Заморозка пенсий впоследствии была продлена на 2015 г., велось обсуждение о возможной отмене накопительной компоненты. 23 апреля 2015 г. премьер- министр РФ Дмитрий Медведев объявил, что накопительная часть пенсии будет сохранена. 7 октября глава ПФР Антон Дроздов сообщил, что принято решение о заморозке пенсионных накоплений на 2016 г.

Заморозка перечислений накопительной части пенсий предпринималась и другими странами мира. Например, в 2011 г. от накопительной системы отказалась Венгрия, в 2010-2011 гг. не производились выплаты в накопительную, вторую, ступень пенсионной системы Эстонии, в Словакии был сокращен с 9% до 4% размер накопительных выплат.

Кроме заморозки накопительной части пенсий обсуждались и другие варианты балансировки бюджета ПФР РФ. В частности, в 2010-2011 гг. началась активная дискуссия о повышении пенсионного возраста. 16 апреля 2015 г. Владимир Путин заявил, что, по его мнению, Россия в настоящий момент не готова к резкому повышению пенсионного возраста, однако это возможно в будущем "при открытом и активном диалоге с обществом", причем не должно коснуться людей предпенсионного возраста. Среди других вариантов снижения дефицита ПФР - сокращение индексации и выплат пенсий чиновникам или работающим пенсионерам, в частности, имеющим большие трудовые доходы.

Читайте также: