Трансферт на обязательное пенсионное страхование это

Обновлено: 01.05.2024

Об утверждении Правил предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение осуществления денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 декабря 2019 г. № 1940

МОСКВА

Об утверждении Правил предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение осуществления денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение осуществления денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения.

2. Министерству здравоохранения Российской Федерации совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования давать необходимые разъяснения по вопросам применения Правил, утвержденных настоящим постановлением.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2020 г.

Российской Федерации Д.Медведев

УТВЕРЖДЕНЫпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 30 декабря 2019 г. № 1940

ПРАВИЛАпредоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение осуществления денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения

1. Настоящие Правила определяют порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение осуществления денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения (далее соответственно - Федеральный фонд, территориальный фонд) в целях стимулирования медицинских работников к раннему выявлению злокачественных новообразований и новообразований in situ (далее - онкологические заболевания).

2. Указанные в пункте 1 настоящих Правил межбюджетные трансферты предоставляются Федеральным фондом за счет средств нормированного страхового запаса, предусмотренных в бюджете Федерального фонда на текущий финансовый год и плановый период, с внесением соответствующих изменений в сводную бюджетную роспись бюджета Федерального фонда в форме иных межбюджетных трансфертов бюджетам территориальных фондов (далее - иные межбюджетные трансферты).

3. Распределение иных межбюджетных трансфертов между субъектами Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации в соответствии с методикой распределения межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение осуществления денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения согласно приложению.

4. Перечисление иных межбюджетных трансфертов осуществляется из бюджета Федерального фонда на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджет территориального фонда.

5. Иные межбюджетные трансферты перечисляются в установленном порядке ежемесячно, до 20 числа, исходя из одной двенадцатой годового объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на предоставление иных межбюджетных трансфертов, бюджету территориального фонда соответствующего субъекта Российской Федерации. Начиная с 7-го месяца года размер иных межбюджетных трансфертов, подлежащих ежемесячному перечислению бюджету территориального фонда соответствующего субъекта Российской Федерации, уменьшается на сумму остатков средств, образовавшихся в результате неполного использования территориальным фондом иных межбюджетных трансфертов в текущем году.

6. Условием предоставления иных межбюджетных трансфертов является наличие средств в бюджете Федерального фонда в размере не менее одной двенадцатой годового объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на предоставление иных межбюджетных трансфертов.

7. Иные межбюджетные трансферты являются источником финансового обеспечения расходов бюджета территориального фонда на софинансирование расходов медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, на осуществление денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам (далее соответственно - медицинские организации, денежные выплаты) за каждый случай впервые выявленного онкологического заболевания при проведении профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения и (или) диспансеризации находящихся в стационарных организациях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также при проведении профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних (далее соответственно - диспансеризация, профилактические медицинские осмотры).

8. Средства из бюджета территориального фонда предоставляются медицинским организациям на осуществление денежных выплат в размере 1 тыс. рублей за каждый случай впервые выявленного онкологического заболевания, диагноз которого подтвержден результатами соответствующих диагностических инструментальных и (или) лабораторных исследований (далее - диагностические исследования), в том числе:

а) 500 рублей - врачу-терапевту (врачу-терапевту участковому, врачу-терапевту цехового врачебного участка, врачу общей практики (семейному врачу), врачу-педиатру (врачу-педиатру участковому), фельдшеру фельдшерского здравпункта (фельдшерско-акушерского пункта), ответственному за организацию и проведение профилактического медицинского осмотра и диспансеризации, за исключением руководителя медицинской организации;

б) 500 рублей (всего) - следующим медицинским работникам:

медицинскому работнику, назначившему диагностические исследования в ходе и (или) по результатам проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации;

медицинскому работнику, выполнившему своевременно диагностические исследования, по результатам которых установлен диагноз онкологического заболевания;

медицинскому работнику, осуществившему своевременное установление диспансерного наблюдения за пациентом с онкологическим заболеванием.

Размер денежной выплаты медицинскому работнику из числа указанных в настоящем подпункте устанавливается обратно пропорционально общему числу этих медицинских работников с округлением до целого рубля по правилам математического округления.

9. Средства из бюджета территориального фонда предоставляются медицинским организациям при соблюдении установленных в программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на соответствующий год и плановый период сроков ожидания медицинской помощи в случае подозрения на онкологическое заболевание, а именно:

сроки ожидания проведения консультаций врачей-специалистов не должны превышать 3 рабочих дней;

сроки ожидания проведения диагностических исследований не должны превышать 7 рабочих дней со дня их назначения;

сроки ожидания установления диспансерного наблюдения врача-онколога за пациентом с выявленным онкологическим заболеванием не должны превышать 3 рабочих дней с момента постановки диагноза онкологического заболевания.

10. Порядок и условия осуществления денежных выплат утверждаются Министерством здравоохранения Российской Федерации и предусматривают в том числе:

а) порядок представления медицинскими организациями заявки на получение средств из бюджета территориального фонда на осуществление денежных выплат и форму указанной заявки;

б) порядок заключения соглашения территориального фонда и медицинской организации о софинансировании расходов на осуществление денежных выплат и форму указанного соглашения.

11. Перечень медицинских организаций, в которых проводятся профилактические медицинские осмотры и диспансеризация, диагностические исследования, диспансерное наблюдение за пациентом с онкологическим заболеванием, утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

12. Территориальный фонд перечисляет средства на осуществление денежных выплат медицинским организациям, заключившим с территориальным фондом соглашение о софинансировании расходов на осуществление денежных выплат, на счета, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами обязательного медицинского страхования, поступающими медицинским организациям, с внесением соответствующих изменений в сводную бюджетную роспись бюджета территориального фонда без внесения изменений в закон субъекта Российской Федерации о бюджете территориального фонда.

13. Территориальный фонд перечисляет средства на осуществление денежных выплат медицинским организациям на основании заявок на получение средств из бюджета территориального фонда на осуществление денежных выплат, исходя из количества случаев впервые выявленных онкологических заболеваний и размеров денежной выплаты, предусмотренных пунктом 8 настоящих Правил, с учетом связанных с осуществлением денежных выплат расходов медицинской организации на предоставление медицинским работникам гарантий, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, а также расходов на уплату налога на доходы физических лиц, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, на обязательное медицинское страхование.

14. Медицинские организации:

ведут раздельный аналитический учет средств на осуществление денежных выплат;

представляют в территориальный фонд отчет об осуществлении денежных выплат в порядке и по форме, которые утверждаются Федеральным фондом.

15. Средства на осуществление денежных выплат, использованные медицинской организацией не по целевому назначению, подлежат возврату в бюджет территориального фонда в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

16. Остатки средств на осуществление денежных выплат, не использованные медицинской организацией на 1 января очередного финансового года, используются в очередном финансовом году на те же цели.

17. Средства территориального фонда на осуществление денежных выплат не включаются в подушевые нормативы финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования.

18. Территориальный фонд представляет в Федеральный фонд ежемесячно, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, отчет о расходах бюджета территориального фонда, источником финансового обеспечения которых являются иные межбюджетные трансферты, по форме и в порядке, которые утверждаются Федеральным фондом.

19. Контроль за использованием медицинскими организациями средств, предусмотренных на осуществление денежных выплат, осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, и территориальным фондом.

20. Контроль за осуществлением расходов бюджета территориального фонда, источником финансового обеспечения которых являются иные межбюджетные трансферты, осуществляется Федеральным фондом и уполномоченными органами государственного финансового контроля.

____________

ПРИЛОЖЕНИЕк Правилам предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение осуществления денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения

МЕТОДИКАраспределения межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение осуществления денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения

1. Размер межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования i-го субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение осуществления денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения (далее - иные межбюджетные трансферты) (Сi) рассчитывается в тысячах рублей с округлением до одного десятичного знака после запятой по формуле:

Ci = ((ДВ x Чi x РКi) + Оi) x 1,302,

ДВ - размер денежной выплаты стимулирующего характера медицинским работникам за каждый случай впервые выявленного онкологического заболевания, в рублях, с точностью до двух десятичных знаков после запятой;

Чi - прогнозное число впервые выявленных случаев онкологических заболеваний при проведении диспансеризации и профилактических медицинских осмотров в i-м субъекте Российской Федерации согласно данным Министерства здравоохранения Российской Федерации;

РКi - сумма средневзвешенного районного коэффициента к заработной плате и средневзвешенной процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за работу в местностях с особыми климатическими условиями, которые установлены для территории i-го субъекта Российской Федерации или г. Байконура законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Союза ССР на год, в котором рассчитывается размер иного межбюджетного трансферта, согласно данным Министерства финансов Российской Федерации;

Оi - сумма средств, необходимых с учетом денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам на оплату ежегодного отпуска (в рублях, с точностью до двух десятичных знаков после запятой);

1,302 - коэффициент, отражающий размер начислений на выплаты по оплате труда (расходы по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, на обязательное медицинское страхование).

2. Размер денежной выплаты стимулирующего характера медицинским работникам за каждый случай впервые выявленного онкологического заболевания (ДВ) определяется по формуле:


,

где 0,87 - коэффициент, отражающий долю размера денежной выплаты после взимания налога на доходы физических лиц по ставке 13 процентов.

3. Сумма средств, необходимых с учетом денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам на оплату ежегодного отпуска (Оi), определяется по формуле:


12 - количество месяцев, в течение которых производится денежная выплата стимулирующего характера;

29,3 - среднемесячное число календарных дней, используемых для исчисления среднего дневного заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации;

35 - средняя продолжительность ежегодного отпуска медицинских работников (дней).

4. При распределении иных межбюджетных трансфертов формируется резерв в размере 15 процентов.

Минфин и ФНС доработали закон об оперативной блокировке имущества должника по налогам. ПФР и ФСС планируют объединить к 1 января 2023 года. Рассказываем о главных новостях прошедшей недели. Будьте в курсе событий в стране.

Про объединения

В рамках российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений будет создана временная рабочая группа для обсуждения законодательных инициатив, связанных с объединением ПФР и ФСС. Объединение Пенсионного фонда и Фонда социального страхования, которое планируется завершить к 1 января 2023 года.

Еще в феврале текущего года стало известно, что правительство может провести масштабную реформу внебюджетных фондов, в ходе которой будут объединены Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования.

Про разумное

Власти не планируют вводить какие-либо меры ответственности за отказ от вакцинации против коронавируса. Об этом заявил президент РФ Владимир Путин в ходе расширенной пресс-конференции. Глава государства напомнил, что в настоящее время уровень вакцинации составляет 59,4%.

Про поддержку

Правительство РФ продлило еще на год действие лицензий, которые истекут в 2022 году. Из-за пандемии коронавируса правительство определило перечни лицензий и разрешений, которые из-за эпидемии коронавируса будут автоматически продлеваться на 1 год (постановление от 03.04.2020 № 440). Документ продлил на 12 месяцев действие срочных лицензий и иных разрешений, сроки действия которых истекли с 15 марта по 31 декабря 2020 года. Затем правительство продлило еще на 12 месяцев действие срочных лицензий и иных разрешений, сроки действия которых истекают в период с 1 января по 31 декабря 2021 г.

Теперь правительство решило продлить на 12 месяцев для отдельных видов деятельности действие срочных лицензий и иных разрешений, сроки действия которых истекут в период с 1 января по 31 декабря 2022 года. Данная мера применяется в том числе в отношении лицензий и разрешений, которые продлены в 2021 году.

Президент РФ Владимир Путин продлил до конца 2024 года так называемую заморозку накопительной части пенсии. С 2014 года законодательство предписывает направлять страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в полном объеме (включая накопительную часть) на финансирование страховой пенсии. Это значительно уменьшает объем трансферта из федерального бюджета в ПФР. Применение данной меры было ограничено 2023 годом. Новые поправки продлили указанный подход учета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на 2024 год.

Про блокировку

Правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект, который позволит налоговым органам во время проверок блокировать имущество организаций и ИП для предотвращения возможного уклонения от уплаты налогов.

Новые нормы устанавливают порядок наложения налоговыми органами в отношении имущества должника предварительных обеспечительных мер в виде запрета на продажу, передачу собственности или передачу в залог. Такое решение налоговый орган может принять после составления акта камеральной проверки или вынесения решения о выездной проверке.

Про календари и тигров

Про риск и банки

Согласно закону, все клиенты банков будут разделены на три категории: низкая степень риска осуществления подозрительных операций, средняя и высокая. Соответственно, банки получат право (а в отдельных случаях будут обязаны) отказывать компаниям и ИП со средним и высоким уровнем риска в проведении операций.

Новые нормы будут вступать в силу поэтапно начиная с 21 марта 2022 года.

Про заботу

Глава департамента информационной безопасности ЦБ РФ Вадим Уваров сообщил, что финансовый регулятор предлагает ввести в законодательство новые правила возврата гражданам похищенных мошенниками денег. Речь идет о возврате похищенных средств, даже если мошенничество произошло с использованием методов социальной инженерии.

В настоящее время гражданин вправе претендовать на возврат похищенных со счета денежных средств, только если он не нарушил условия банковского договора, в частности, не передавал мошенникам индивидуальные банковские сведения (смс-код, номер платежной карты и пр.).

Про базовый доход

В Госдуму поступил закон о базовом доходе семей, имеющих детей, который устанавливает основания и порядок осуществления ежемесячной выплаты родителям в связи с рождением первого и последующих детей.

Законопроект № 42393-8 предлагает установить, что право на получение ежемесячной выплаты возникает у граждан РФ при наличии в семье одного и более ребенка.

Такая выплата должна производиться в размере 10 000 рублей на каждого ребенка с момента рождения до достижения им возраста 18 лет.

Про героев

Про Новый год и распродажи

Стартовала новогодняя распродажа видеокурсов: 1С:Бухгалтерия, 1С:ЗУП, программирование в 1С, подготовка к 1С:Профессионал и многое другое со скидками до 60%.

Видеокурсы 1С – это доступ к видеоурокам по всем основным и востребованным направлениям 1С на 90 дней. Это общение с преподавателем по электронной почте с возможностью быстро и подробно получить ответы на любые вопросы. Наши видеокурсы – это идеальный вариант для тех, кто хочет изучать 1С самостоятельно и по своему графику.


Тариф страховых взносов на 2021 год установлен законодательно. Каковы эти ставки и как их правильно применять, расскажем в статье далее.

Кто обязан уплачивать страховые взносы?

Плательщики страхвзносов перечислены в ст. 419 НК РФ:

Кто обязан уплачивать страховые взносы?

Подробнее о плательщиках страхвзносов см. в этой публикации.

Группы страховых тарифов

Тариф страхвзносов — это установленная в законодательстве ставка, с помощью которой рассчитываются обязательства страхователя. По каждому виду взносов устанавливается свой тариф.

Условно тарифы страхвзносов можно разделить на 4 группы:

  • процентные — устанавливаются в процентах от базы страхвзносов (например: 22%, 5,1% и др.);
  • суммовые — указываются в твердых суммах без привязки к базе страхвзносов (например, фиксированные взносы ИП за себя);
  • комбинированные — представляют собой сочетание процентного тарифа с суммовым (к примеру, тариф взносов для ИП за себя при доходе более 300 000 руб.).

Далее остановимся подробнее на тарифах страховых взносов на 2021 год.

Основные, пониженные, дополнительные тарифы

Тарифы по страховым взносам на2021 год для наглядности представлены в виде таблицы/схемы с использованием для каждого вида взносов информации из НК РФ по статьям:

  • 425 (основные тарифы на текущий год);
  • 427 (пониженные тарифы страховых взносов);
  • 428, 429 (дополнительные тарифы).


Для субъектов МСП с апреля 2020 года действуют пониженные тарифы страхвзносов:


Пример от КонсультантПлюс:
Работнику в апреле 2021 г. начислена зарплата за апрель - 20 000 руб. и премия за 1 квартал - 10 000 руб. Выплаты за апрель сверх МРОТ - 17 208 руб. (30 000 руб. - 12 792 руб.). Взносы с зарплаты за апрель в пределах МРОТ: на ОПС . Получите пробный доступ к системе К+ и переходите к расчетному примеру, чтобы наглядно разобраться с новым порядком расчета взносов. Это бесплатно.

Пониженные тарифы страховых взносов

Некоммерческие организации (кроме государственных (муниципальных) учреждений) на УСН, осуществляющие деятельность в области социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства, массового спорта (за исключением профессионального)

на случай временной нетрудоспособности с выплат иностранным гражданам (лицам без гражданства), временно пребывающим в РФ (кроме ВКС), - 1,5%

Российские организации, проектирующие и разрабатывающие изделия электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции

В течение 10 лет начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором был получен статус участника проекта:

Организации (ИП), которые получили статус участника свободной экономической зоны (СЭЗ) на территориях Республики Крым и Севастополя

на ОМС - 0,1%, на случай ВНиМ - 1,5%) применяются в отношении выплат работникам, задействованным в инвестиционном проекте в СЭЗ:

- в течение 10 лет со дня получения статуса участника СЭЗ - плательщиками, получившими этот статус до 1 января 2018 г. (срок исчисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем включения в реестр участников СЭЗ);

- до окончания существования СЭЗ - плательщиками, получившими статус в период с 1 января 2018 г., при условии соблюдения определенного уровня капитальных вложений (тарифы применяются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем получения статуса, но не ранее чем с 1 января 2020 г.)

Резиденты территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), которые получили этот статус не позднее трех лет со дня ее создания (за исключением резидентов ТОСЭР в Дальневосточном федеральном округе (далее - ДФО)).

Резиденты ТОСЭР в ДФО, которые получили свой статус до 25.06.2018 (включительно) и не позднее трех лет со дня создания указанной территории (при условии, что объем инвестиций составляет не менее 500 тыс. руб.)

Резиденты ТОСЭР в ДФО, которые получили свой статус с 26.06.2018 до 31.12.2025 (включительно) (при условии, что объем инвестиций составляет не менее 500 тыс. руб.)

Пониженные тарифы применяются исключительно в отношении физлиц, которые заняты на новых рабочих местах, создаваемых при исполнении соглашения об осуществлении деятельности.

10 лет отсчитываются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем регистрации в качестве резидента ТОСЭР

Организации (ИП), которые получили статус резидента свободного порта Владивосток (далее - СПВ) до 25.06.2018 (включительно) и не позднее трех лет со дня вступления в силу Федерального закона от 13.07.2015 N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток" (при условии, что объем инвестиций составляет не менее 5 млн руб.).

Организации (ИП), которые получили статус резидента СПВ с 26.06.2018 до 31.12.2025 (включительно) (при условии, что объем инвестиций составляет не менее 5 млн руб.)

Пониженные тарифы применяются исключительно в отношении физлиц, которые заняты на новых рабочих местах, создаваемых при исполнении соглашения об осуществлении деятельности.

Организации, которые включены в единый реестр резидентов Особой экономической зоны (ОЭЗ) в Калининградской области в период с 01.01.2018 по 31.12.2022 (включительно)

Помимо пониженных взносов, для ряда налогоплательщиков НК предкусматривает повышенные взносы:


Отдельные доптарифы предусмотрены ст. 429 НК РФ на соцобеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и отдельных категорий работников компаний угольной промышленности.

Полноту, правильность и своевременность уплаты вышеуказанных страхвзносов курируют налоговики.

Тарифы взносов по закону № 125-ФЗ

Это обязательные платежи, перечисляемые страхователями в ФСС. Из них физлицам выплачиваются компенсации за вред здоровью (полученный при выполнении трудовых обязанностей).

Этот вид страхвзносов (в отличие от вышеперечисленных) не контролируется налоговиками. Их курирует соцстрах.

Отличия этого вида взносов от прочих обязательных страхвзносов заключается в особой технологии их определения (индивидуальном подходе).

  • для каждого страхователя тарифы устанавливаются ежегодно специалистами соцстраха;
  • их величина зависит от класса профессионального риска основного вида деятельности организации;
  • основной вид деятельности нужно подтвердить, представив в ФСС (ежегодно не позднее 15 апреля) пакет документов (заявление о подтверждении основного вида деятельности, справку-подтверждение и копию пояснений к бухгалтерскому балансу);
  • при отсутствии этого пакета документов специалисты фонда самостоятельно установят тариф взносов исходя из вида деятельности с наиболее высоким классом профессионального риска.

Как сэкономить на тарифе?

Посмотрите, как влияет на размер тарифа своевременное подтверждение основного вида деятельности компании.

Как сэкономить на тарифе?

Как относится ФСС к переносу крайних отчетных сроков, узнайте из публикации.

Тарифы для предпринимателей

ИП рассчитывают и уплачивают взносы по двум схемам:

  • как работодатели (исчисляя страхвзносы с доходов своих сотрудников);
  • за себя (вне зависимости от того, есть у ИП наемные работники или нет).

При этом за себя ИП уплачивает взносы на ОПС и взносы на медстрахование. На этом обязательная часть по страхвзносам для ИП заканчивается. Но остается возможность добровольной уплаты взносов в рамках страхования на случай наступления нетрудоспособности или в связи с материнством. При уплате таких взносов предприниматель имеет право получать пособие при наступлении страхового случая (болезни или родов).

Подробнее о тарифах страховых взносов на 2021 год для ИП узнайте из следующего раздела.

Формула комбинированного тарифа для ИП

Тарифы на обязательное пенсионное страхование (ОПС) в 2021 году:

  • установлены в виде фиксированного платежа (если доходы ИП не превышают 300 000 руб.);
  • исчисляются комбинированным способом при доходе свыше 300 000 руб. (фиксированный платеж + процент от превышения дохода над суммой 300 000 руб.).

В 2021 году страхвзносы на ОПС (СВОПС) исчисляются следующим образом (подп. 1 п. 1 ст. 430 НК РФ):

Если Д ≤ 300 000 руб. → СВОПС = 32 448 руб.

Если Д > 300 000 руб. → СВОПС = 32 448 руб. + 1% × [Д – 300 000 руб.]

Иными словами, если доход ИП за 2021 год не превысил 300 000 руб., никакие расчеты ему не нужны. Сумму страхвзносов на ОПС он возьмет из НК РФ: 32 448 руб. Если граница в 300 000 руб. превышена, без расчета не обойтись. Пример такого расчета см. далее.

Расчет взносов по формуле комбинированного тарифа

Разберемся с расчетом пенсионных взносов при доходах ИП в 2021 году свыше 300 000 руб.

ИП Красильников Е. Т. применяет общую систему налогообложения и работает без привлечения наемного труда. Показатели его работы в 2021 году:

  • доходы — 5 638 339 руб.;
  • расходы — 4 060 788 руб.

Таким образом, для расчета взносов на ОПС доходы ИП Красильников Е. Т. (уменьшенные на сумму расходов) составили 1 577 551 руб. (5 638 33 – 4 040 788).

Так как 1 577 551 руб. превышает 300 000 руб., Красильникову Е. Т. необходимо применить формулу для расчета суммы взносов на ОПС за 2021 год:

СВОПС = 32 448 + 1% × (1 577 551– 300 000) = 45 223,51 руб.

Сроки для уплаты взносов за себя отличаются от сроков уплаты взносов за отрудников, а также от сроков перечисления 1% с доходов свыше 300 тыс. руб.

Не ошибиться в расчетах вам поможет готовое решение от КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите к подсказкам от экспертов.

С разнообразными расчетными формулами знакомьтесь с помощью статей:

Итоги

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

КС отметил, что взносы по доптарифам, уплаченные в отношении работников, занятых на работах с особыми условиями труда, предназначены для создания финансового источника для выплаты пенсий всем работникам соответствующей категории


Конституционный Суд РФ опубликовал Определение от 24 декабря 2020 г. № 2890-О, в котором указал, что обязанность по уплате страховых взносов по дополнительному тарифу распространяется на всех работодателей, чьи сотрудники заняты на работах с особыми условиями труда, независимо от режима занятости (полной или частичной).

Работодатель счел, что у него отсутствовали основания для исчисления в отношении работника страховых взносов по доптарифу

Общество, полагая, что у него как работодателя отсутствовали основания для исчисления страховых взносов по доптарифу, поскольку Л., занятый на вредном производстве (как сварщик) менее 80% рабочего времени, не обладал правом на досрочное назначение трудовой (с 1 января 2015 г. – страховой) пенсии по старости, обжаловало решение в арбитражный суд.

В жалобе в Конституционный Суд общество указало, что оспариваемые нормы (ч. 2 ст. 58.3 Закона о страховых взносах, а также абз. 7, 9, 10 ст. 3 и п. 2 ст. 33.2 Закона об обязательном пенсионном страховании и ст. 6 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе ОПС), предусматривающие необходимость уплаты страховых взносов по доптарифу за работников, занятых на работе с вредными условиями труда неполное рабочее время, и тем самым – введение тарифа взносов, не эквивалентного страховому обеспечению в системе ОПС, не учитывают конституционные принципы справедливости и равенства, не имеют экономического обоснования и не соответствуют социально-правовой природе страховых взносов.

КС напомнил специфику взносов на ОПС

Рассмотрев материалы жалобы, КС не нашел оснований для ее принятия к рассмотрению. При этом Суд напомнил, что, в отличие от налогов, страховые взносы имеют правовую специфику. Так, для страхователей-работодателей они являются обязательной составной частью расходов по найму рабочей силы, а для застрахованных лиц – материальной гарантией пенсионного обеспечения в случаях лишения возможности иметь заработок (доход) или его утраты в силу возраста, состояния здоровья и т.д. При этом уплатой страховых взносов обеспечиваются не только частные интересы застрахованных, но и публичные интересы, связанные с реализацией принципа социальной солидарности поколений (постановления от 24 февраля 1998 г. № 7-П; от 10 июля 2007 г. № 9-П; от 30 ноября 2016 г. № 27-П и др.).

Это гарантируется, отметил КС, структурой тарифа взносов на ОПС, который с 1 января 2012 г. включает солидарную и индивидуальную части, из которых только последняя предназначена для персонифицированного формирования пенсионных прав застрахованного лица и подлежит учету в общей и специальной частях его индивидуального лицевого счета. Взносы в составе солидарной части тарифа предназначены для формирования денежных средств на осуществление в том числе фиксированной выплаты к страховой пенсии (до 1 января 2015 г. – фиксированного базового размера страховой части пенсии по старости, по инвалидности и по потере кормильца), устанавливаемой в твердой сумме безотносительно к размеру уплаченных за застрахованного взносов (абз. 9 ст. 3 Закона об ОПС). Соответственно, они не учитываются в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица (подп. 13 и 15 п. 2 ст. 6 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе ОПС).

Кроме того, согласно ст. 58.3 Закона о страховых взносах (с 1 января 2017 г. – ст. 428 НК РФ), а также ст. 33.2 Закона об ОПС работодатели, чьи сотрудники трудятся в особых условиях (выполнение работ сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности – тяжелыми условиями), с 1 января 2013 г. обязаны платить страховые взносы по доптарифам с учетом их поэтапного повышения в 2014 и 2015 гг.

Данные законоположения, подчеркивается в определении, не содержат исключений относительно начисления взносов по доптарифу в отношении работников, занятых на работах с особыми условиями труда, в зависимости от режима занятости (полной или частичной). Обязанность по уплате взносов по доптарифу распространяется на всех работодателей, чьи работники трудятся в особых условиях.

При этом, подчеркнул КС, для таких работодателей законодательством предусмотрена возможность применения взамен установленных ч. 1 и 2 ст. 58.3 Закона о взносах (с 1 января 2017 г. – п. 1 и 2 ст. 428 НК) доптарифов взносов в ПФР на финансирование страховой пенсии, доптарифов (в том числе нулевого тарифа), дифференцированных в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда, а также класса условий труда (ч. 2.1 ст. 58.3 Закона о взносах; с 1 января 2017 г. – п. 3 ст. 428 НК).

В определении также отмечается, что в соответствии со ст. 33.2 Закона об ОПС доптариф составляет солидарную часть тарифа страховых взносов. Из положений ст. 6 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе ОПС также следует, что доптариф не зачисляется на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц, занятых на соответствующих работах. При этом абз. 2 п. 2 ст. 17 Закона об ОПС, определяющей порядок формирования бюджета ПФР, предусматривает, что трансферт на ОПС определяется в том числе с учетом досрочного назначения страховых пенсий лицам, указанным в ст. 30–32 Закона о страховых пенсиях (уменьшенных на сумму доходов от доптарифов взносов, уплачиваемых в соответствии со ст. 33.2 Закона об ОПС). Это, подчеркнул Конституционный Суд, означает, что взносы по доптарифам, уплаченные в отношении работников, занятых на работах с особыми условиями труда, предназначены для создания финансового источника для выплаты пенсий всем работникам соответствующей категории.

Эксперты оценили выводы КС

До 2018 г., добавил Дмитрий Шнайдман, такие споры в основном разрешались в пользу работодателей, поскольку суды соглашались с позицией о том, что если у конкретного работника в силу его неполной занятости на работах с особыми условиями нет права на досрочную пенсию, то и работодатель не обязан финансировать дополнительными страховыми тарифами ее досрочный характер в отношении данного работника.

Таким образом, заключил эксперт, определение не изменило, а окончательно закрепило хоть и в достаточной степени формальный, но прагматичный и экономически обоснованный подход судов к спорной проблеме, направленный, в первую очередь, на пополнение бюджета ПФР.

Читайте также: