Сумма средств пенсионных накоплений гарантируемая агентством по страхованию вкладов что это

Обновлено: 14.05.2024

1. Регламент контроля поступления платежей в фонд гарантирования пенсионных накоплений и осуществления выплат за счет средств этого фонда (далее - Регламент) определяет порядок взаимодействия структурных подразделений Агентства при осуществлении им контрольных функций, предусмотренных Порядком уплаты гарантийных взносов и осуществления контроля за полнотой и своевременностью их поступления в фонд гарантирования пенсионных накоплений, утвержденным решением Совета директоров Агентства 15 декабря 2014 г. (протокол N 6) (далее - Порядок уплаты взносов), осуществлении выплат за счет средств фонда гарантирования пенсионных накоплений (далее - ФГПН), установленных статьей 6 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 422-ФЗ "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений" (далее - Закон о гарантировании), осуществлении зачета или возврата излишне уплаченных взносов в ФГПН.

2. Для целей Регламента:

1) под платежами в ФГПН понимаются поступления вступительного и гарантийных взносов (далее совместно - взносы) и пеней, уплачиваемых негосударственным пенсионным фондом - участником системы гарантирования прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования (далее - фонд-участник), поступления гарантийных взносов, уплачиваемых Пенсионным фондом Российской Федерации (далее - ПФР), в соответствии с Законом о гарантировании, а также поступления средств, в результате удовлетворения требований Агентства, включенных в реестр требований кредиторов фонда-участника;

2) под выплатами за счет средств ФГПН понимаются выплата гарантийного возмещения фонду-участнику и ПФР (далее совместно - страховщики) при наступлении гарантийных случаев, указанных в частях 4 и 5 статьи 6 Закона о гарантировании, а также возврат в ПФР излишне уплаченных гарантийных взносов.

3. При реализации Регламента используется комплекс процедур по учету операций, связанных с поступлением платежей в ФГПН и контролем их уплаты, проводимых в отношении каждого страховщика, а также операций, связанных с осуществлением выплат за счет средств ФГПН (далее совместно - операции со средствами ФГПН), включающий в себя, в частности:

1) ведение аналитического учета операций со средствами ФГПН;

2) проверку расчетной базы на основании анализа получаемой от Центрального банка Российской Федерации (далее - Банк России) отчетности фондов-участников, а также иных документов и информации, касающихся исчисления и уплаты страховщиками гарантийных взносов;

3) исчисление размера платежей, подлежащих уплате в соответствующем расчетном периоде , их сверка с суммами фактически поступивших платежей в ФГПН;

4) истребование в досудебном порядке и подготовка к взысканию в судебном порядке задолженности по платежам в ФГПН;

5) осуществление зачета или возврата излишне уплаченных взносов (пеней) в соответствии с Законом о гарантировании и Порядком уплаты взносов;

6) организацию выплат за счет средств ФГПН при наступлении гарантийных случаев, установленных частями 4 и 5 статьи 6 Закона о гарантировании.

Расчетный период - один календарный год (отчетный год).

4. Мероприятия по учету операций со средствами ФГПН осуществляются Департаментом гарантирования пенсионных накоплений (далее - ДГПН), если иное не установлено Регламентом.

5. Аналитический учет операций со средствами ФГПН осуществляется с использованием автоматизированной информационной системы "Подсистема ведения реестра негосударственных пенсионных фондов - участников системы гарантирования прав застрахованных лиц Системы ведения реестра финансовых организаций" (далее - АИС) в форме ведения контрольной карточки страховщика.

6. Контрольная карточка фонда-участника открывается не позднее следующего рабочего дня после принятия Правлением Агентства решения о внесении негосударственного пенсионного фонда в реестр фондов-участников.

Контрольная карточка ПФР открывается не позднее 15 января 2015 г.

7. Закрытие контрольной карточки фонда-участника осуществляется на основании решения Правления Агентства об исключении негосударственного пенсионного фонда из реестра фондов-участников не позднее следующего рабочего дня после завершения расчетов по обязательствам фонда-участника по уплате гарантийных взносов (пеней).

8. Распоряжение об открытии (закрытии) контрольной карточки фонда-участника составляется по форме Приложения 1.1 и Приложения 1.2 к Регламенту (не приводятся) соответственно, копия распоряжения не позднее одного рабочего дня следующего за днем его составления направляется в Департамент бухгалтерского учета и отчетности (далее - ДБУиО), оригинал распоряжения хранится в ДГПН. Контрольная карточка ПФР открывается 1 января 2015 года в соответствии с частью 2 статьи 10 Закона о гарантировании.

II. Отражение операций, связанных с поступлением платежей

в ФГПН и контролем их уплаты

9. Операции, связанные с поступлением платежей в ФГПН и контролем их уплаты, отражаются в АИС в учетных регистрах, составляющих единую базу данных, основные выходные формы которых приведены в Приложениях 2 и 4 к Регламенту (не приводятся). Формы регистров и журналов, не определенные Регламентом, устанавливаются заместителем Генерального директора Агентства, координирующим деятельность ДГПН (далее - заместитель Генерального директора Агентства).

10. Регистры и журналы аналитического учета АИС составляются в разрезе страховщиков, расчетных периодов и видов платежей (по датам поступления платежей в ФГПН). Под видами платежей понимаются: вступительный взнос, гарантийные взносы, пени, их доплаты и пр.

11. Отражение в АИС сведений о поступивших на счет Агентства платежах в ФГПН производится в соответствующем регистре по форме приложения 2 к Регламенту на основании данных, ежедневно загружаемых из автоматизированной системы бухгалтерского учета Агентства, не позднее следующего рабочего дня после поступления средств.

12. Поступившие на счет Агентства платежи в ФГПН отражаются в АИС в течение 3 рабочих дней со дня отражения данных, загружаемых из автоматизированной системы бухгалтерского учета Агентства. Датой отражения в АИС платежа в ФГПН считается дата поступления средств на счет Агентства.

13. Расчетный период, за который поступил платеж в ФГПН, и вид платежа отражаются в АИС согласно назначению платежа, указанному в расчетном (платежном) документе.

14. При невозможности однозначно определить, к какому расчетному периоду или виду относится платеж в ФГПН, указанный платеж квалифицируется как требующий корректировки, и не позднее 3 рабочих дней со дня его поступления ДГПН принимает меры для получения у страховщика разъяснений о назначении платежа.

15. При получении от страховщика разъяснений, позволяющих определить назначение платежа, в АИС отражаются сведения о расчетном периоде и виде платежа в соответствии с полученным разъяснением.

16. ДГПН не позднее 10 рабочих дней с даты отражения в АИС операций, связанных с поступлением платежей в ФГПН, представляет в ДБУиО распоряжение на зачисление платежей в ФГПН по форме Приложения 3 к Регламенту (не приводится).

17. Запись сведений о размере обязательств по уплате взносов (пеней) в ФГПН за расчетный период производится в соответствующем регистре АИС по форме Приложения 4 к Регламенту после проверки расчетной базы на основании анализа получаемой от Банка России отчетности фондов-участников, а также иных документов и информации, касающихся исчисления и уплаты страховщиками гарантийных взносов.

18. Выписка об операциях, связанных с поступлением платежей в ФГПН, и сводная выписка об указанных операциях составляются по форме Приложения 5.1 и Приложения 5.2 к Регламенту (не приводятся) соответственно.

Выписка об операциях, относящихся к последнему расчетному периоду, формируется в АИС для каждого страховщика в электронном виде по окончании сверки платежей в ФГПН, проводимой в соответствии с разделом IV Регламента.

Сформированные выписки (сводные выписки) об операциях, связанных с поступлением платежей в ФГПН, хранятся в базе данных АИС в формате, не допускающем внесения изменений.

III. Получение и анализ отчетности фондов-участников,

иных документов и информации, касающихся исчисления

и уплаты страховщиками гарантийных взносов (пеней)

19. Получаемая от Банка России отчетность фондов-участников поступает в электронном виде в Департамент информационных технологий (далее - ДИТ). ДИТ не позднее следующего рабочего дня после получения отчетности фондов-участников загружает ее в АИС, где осуществляется автоматизированный входной контроль и формируется протокол ошибок. Обобщенные данные о загрузке отчетности в АИС и выявленных ошибках, заверенные уполномоченным работником ДИТ, направляются в ДГПН.

В целях исключения передачи Банком России в Агентство ошибочной отчетности ДИТ обеспечивает согласование и совпадение процедур входного контроля отчетности фондов-участников в Банке России и Агентстве.

20. Принятая отчетность фондов-участников, не содержащая ошибок входного контроля, размещается и регистрируется в день формирования протокола входного контроля.

21. Загрузку в АИС иных документов и информации, касающихся исчисления и уплаты страховщиками взносов (пеней), которые подлежат обработке в АИС, осуществляет ДГПН.

22. Для целей контроля полноты и своевременности поступления платежей в ФГПН ДГПН осуществляет анализ принятой отчетности фондов-участников, а также иных документов и информации, касающихся исчисления и уплаты страховщиками взносов (пеней).

IV. Сверка поступивших платежей в ФГПН

23. В течение 5 рабочих дней после поступления в Агентство отчетности фондов-участников, а также иных документов и информации, касающихся исчисления и уплаты страховщиками взносов (пеней) за отчетный год, ДГПН производит сверку суммы фактически уплаченного каждым страховщиком гарантийного взноса с суммой гарантийного взноса, подлежащего уплате за соответствующий отчетный год (далее - сверка). Одновременно ДГПН производит сверку суммы пеней, уплаченных фондом-участником, с суммой пеней, подлежащей уплате в соответствии с датой поступления платежей в ФГПН в связи с их неполной либо несвоевременной уплатой.

24. Сальдо расчетов страховщика по платежам в ФГПН за отчетный год определяется как разница между суммой фактически произведенных платежей в ФГПН за отчетный год и суммой платежей в ФГПН, подлежащих уплате за соответствующий отчетный год, по состоянию на текущую дату.

Отрицательное сальдо расчетов по результатам сверки свидетельствует о неуплате, несвоевременной или неполной уплате страховщиком взносов (пеней) в ФГПН (далее - недоплата), положительное сальдо - о наличии суммы излишне уплаченных взносов (пеней) в ФГПН (далее - переплата) за отчетный год.

25. Факты несвоевременной или неполной уплаты фиксируются в акте , форма и сроки формирования которого установлены Порядком уплаты взносов, после чего производятся действия по истребованию задолженности по платежам в ФГПН в соответствии с разделами V и VI Регламента.

25.1. В случае выявления в результате сверки переплаты фондом-участником вступительного взноса в ФГПН, Агентство направляет такому фонду предложение о зачете или возврате (по выбору фонда-участника) суммы излишне уплаченного вступительного взноса. На основании письма фонда-участника сумма излишне уплаченного вступительного взноса подлежит зачету в счет уплаты гарантийных взносов или возврату в порядке, предусмотренном пунктом 39.1 Регламента.

V. Истребование в досудебном порядке задолженности

по платежам в ФГПН

26. Не позднее 5 рабочих дней с даты подписания акта, указанного в пункте 25 Регламента, ДГПН направляет фонду-участнику требование о перечислении неуплаченных гарантийных взносов (пеней) в соответствии с Приложением 3 к Порядку уплаты взносов.

Указанное требование подписывается заместителем Генерального директора Агентства или уполномоченным им лицом и направляется фонду-участнику заказным письмом с уведомлением о вручении или передается фонду-участнику иным способом, подтверждающим факт и дату получения.

27. Сведения о работе по взысканию с фондов-участников задолженности по платежам в ФГПН отражаются в АИС в журнале учета требований к страховщикам об уплате гарантийных взносов (пеней) по форме Приложения 6 к Регламенту (не приводится).

28. Требование о перечислении неуплаченных гарантийных взносов (пеней) к фонду-участнику, у которого аннулирована лицензия на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, предъявляется Агентством в порядке и в сроки, установленные Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Расчет размера гарантийных взносов такого фонда-участника за расчетный период, в котором у него была аннулирована лицензия, осуществляется ДГПН на основе данных отчетности фонда-участника, представленных по запросу Агентства временной администрацией или конкурсным управляющим (ликвидатором) фонда-участника.

VI. Взыскание в судебном порядке задолженности

по платежам в ФГПН

29. Если требование Агентства о перечислении неуплаченных гарантийных взносов (пеней) не выполнено фондом-участником в установленный срок - в течение 10 рабочих дней с даты его получения фондом-участником, Агентство вправе взыскать задолженность в судебном порядке.

30. Исковое заявление о взыскании с фонда-участника задолженности по платежам в ФГПН готовится и направляется в арбитражный суд Юридическим департаментом Агентства по предложению ДГПН.

31. При необходимости ДГПН участвует в подготовке проекта искового заявления в арбитражный суд о взыскании с фонда-участника задолженности по платежам в ФГПН, а также оказывает содействие в подборе требуемых документов.

32. Копии судебных актов, принятых по делам о взыскании задолженности по платежам в ФГПН, направляются Юридическим департаментом в ДГПН не позднее 3 рабочих дней со дня поступления в Агентство для отражения в АИС в журнале учета требований к страховщикам об уплате гарантийных взносов (пеней) в соответствии с Приложением 6 к Регламенту.

33. Сведения о списании нереальных к взысканию сумм задолженности по платежам в ФГПН отражаются в АИС не позднее 3 рабочих дней со дня принятия Правлением Агентства решения о списании.

VII. Зачет излишне уплаченных взносов (пеней) в ФГПН

34. Зачет сумм излишне уплаченных взносов (пеней) в ФГПН производится в соответствии с Разделом V Порядка уплаты взносов.

35. При зачете устанавливаются следующие приоритеты расчетных периодов, видов платежей и сроков их поступления в ФГПН. В первую очередь погашается неполная уплата взносов, во вторую очередь - пеней. В каждой из указанных очередей погашение недоплаты начинается с более раннего расчетного периода. При этом на погашение неполной уплаты взносов (пеней) направляются суммы излишне уплаченных взносов (пеней) в порядке календарной очередности их поступления на счет Агентства.

36. Уведомление о зачете излишне уплаченных взносов (пеней) по форме приложения 7 к Регламенту (не приводится) направляется в фонд-участник за подписью заместителя Генерального директора Агентства или уполномоченного им лица.

37. ДГПН отражает операции по зачету излишне уплаченных взносов (пеней) в АИС.

VIII. Отражение операций, связанных с выплатами

за счет средств ФГПН

38. Сумма излишне уплаченных ПФР гарантийных взносов подлежит возврату в соответствии с Разделом V Порядка уплаты взносов на основании соответствующего заявления ПФР с приложением документов, подтверждающих излишнюю уплату гарантийных взносов.

39. Перечисление средств, подлежащих возврату в ПФР, осуществляется Агентством в течение 30 календарных дней с даты получения от ПФР заявления о возврате на основании решения Правления Агентства и распоряжения ДГПН на перечисление средств ПФР (возврат взносов) по форме Приложения 8 к Регламенту (не приводится). Распоряжение подготавливается ДГПН и представляется в ДБУиО не позднее чем за 3 рабочих дня до истечения срока возврата.

39.1. Сумма излишне уплаченного вступительного взноса в ФГПН подлежит возврату фонду-участнику на основании письма о возврате, предусмотренном пунктом 25.1 Регламента.

Перечисление средств, подлежащих возврату фонду-участнику, осуществляется на основании распоряжения ДГПН на перечисление фонду-участнику (возврат взносов) по форме Приложения 8.2 к Регламенту.

40. При наступлении гарантийного случая выплата гарантийного возмещения осуществляется Агентством на основании решения Правления Агентства и распоряжения ДГПН на перечисление средств в ПФР или в фонд-участник, составляемого по форме Приложения 9.1 или Приложения 9.2 к Регламенту (не приводятся) соответственно. Распоряжение подготавливается ДГПН и представляется в ДБУиО не позднее чем за 3 рабочих дня до истечения срока выплаты гарантийного возмещения.

41. ДГПН ведет аналитический учет операций, связанных с выплатами за счет средств ФГПН, с использованием АИС. Сведения о произведенных выплатах за счет средств ФГПН отражаются в АИС на основании данных, ежедневно загружаемых из автоматизированной системы бухгалтерского учета Агентства, не позднее следующего рабочего дня после перечисления средств.

42. Выписка об операциях, связанных с выплатами за счет средств ФГПН, и сводная выписка об указанных операциях составляются по форме Приложения 10.1 и Приложения 10.2 к Регламенту (не приводятся) соответственно.

IX. Отчеты и информация о формировании ФГПН

43. ДГПН осуществляет мониторинг операций со средствами ФГПН, формирует оперативный отчет о формировании ФГПН и нарушениях, допущенных страховщиками при уплате взносов (пеней) в ФГПН (Приложение 11 к Регламенту - не приводится), а также отчет о действиях Агентства по истребованию задолженности страховщиков по платежам в ФГПН (Приложение 6 к Регламенту) и при наличии существенных нарушений страховщиком порядка расчета и осуществления платежей в ФГПН представляет его заместителю Генерального директора Агентства.

44. По итогам отчетного года ДГПН по форме Приложения 12 к Регламенту (не приводится) составляет отчет о поступлениях и выплатах за счет средств ФГПН. Отчет представляется заместителю Генерального директора Агентства.

45. Сведения об уплате страховщиками платежей в ФГПН включаются в Годовой отчет Агентства.

1. Регламент контроля поступления платежей в фонд гарантирования пенсионных накоплений и осуществления выплат за счет средств этого фонда (далее - Регламент) определяет порядок взаимодействия структурных подразделений Агентства при осуществлении им контрольных функций, предусмотренных Порядком уплаты гарантийных взносов и осуществления контроля за полнотой и своевременностью их поступления в фонд гарантирования пенсионных накоплений, утвержденным решением Совета директоров Агентства 15 декабря 2014 г. (протокол N 6) (далее - Порядок уплаты взносов), осуществлении выплат за счет средств фонда гарантирования пенсионных накоплений (далее - ФГПН), установленных статьей 6 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 422-ФЗ "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений" (далее - Закон о гарантировании), осуществлении зачета или возврата излишне уплаченных взносов в ФГПН.

2. Для целей Регламента:

1) под платежами в ФГПН понимаются поступления вступительного и гарантийных взносов (далее совместно - взносы) и пеней, уплачиваемых негосударственным пенсионным фондом - участником системы гарантирования прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования (далее - фонд-участник), поступления гарантийных взносов, уплачиваемых Пенсионным фондом Российской Федерации (далее - ПФР), в соответствии с Законом о гарантировании, а также поступления средств, в результате удовлетворения требований Агентства, включенных в реестр требований кредиторов фонда-участника;

2) под выплатами за счет средств ФГПН понимаются выплата гарантийного возмещения фонду-участнику и ПФР (далее совместно - страховщики) при наступлении гарантийных случаев, указанных в частях 4 и 5 статьи 6 Закона о гарантировании, а также возврат в ПФР излишне уплаченных гарантийных взносов.

3. При реализации Регламента используется комплекс процедур по учету операций, связанных с поступлением платежей в ФГПН и контролем их уплаты, проводимых в отношении каждого страховщика, а также операций, связанных с осуществлением выплат за счет средств ФГПН (далее совместно - операции со средствами ФГПН), включающий в себя, в частности:

1) ведение аналитического учета операций со средствами ФГПН;

2) проверку расчетной базы на основании анализа получаемой от Центрального банка Российской Федерации (далее - Банк России) отчетности фондов-участников, а также иных документов и информации, касающихся исчисления и уплаты страховщиками гарантийных взносов;

3) исчисление размера платежей, подлежащих уплате в соответствующем расчетном периоде , их сверка с суммами фактически поступивших платежей в ФГПН;

4) истребование в досудебном порядке и подготовка к взысканию в судебном порядке задолженности по платежам в ФГПН;

5) осуществление зачета или возврата излишне уплаченных взносов (пеней) в соответствии с Законом о гарантировании и Порядком уплаты взносов;

6) организацию выплат за счет средств ФГПН при наступлении гарантийных случаев, установленных частями 4 и 5 статьи 6 Закона о гарантировании.

Расчетный период - один календарный год (отчетный год).

4. Мероприятия по учету операций со средствами ФГПН осуществляются Департаментом гарантирования пенсионных накоплений (далее - ДГПН), если иное не установлено Регламентом.

5. Аналитический учет операций со средствами ФГПН осуществляется с использованием автоматизированной информационной системы "Подсистема ведения реестра негосударственных пенсионных фондов - участников системы гарантирования прав застрахованных лиц Системы ведения реестра финансовых организаций" (далее - АИС) в форме ведения контрольной карточки страховщика.

6. Контрольная карточка фонда-участника открывается не позднее следующего рабочего дня после принятия Правлением Агентства решения о внесении негосударственного пенсионного фонда в реестр фондов-участников.

Контрольная карточка ПФР открывается не позднее 15 января 2015 г.

7. Закрытие контрольной карточки фонда-участника осуществляется на основании решения Правления Агентства об исключении негосударственного пенсионного фонда из реестра фондов-участников не позднее следующего рабочего дня после завершения расчетов по обязательствам фонда-участника по уплате гарантийных взносов (пеней).

8. Распоряжение об открытии (закрытии) контрольной карточки фонда-участника составляется по форме Приложения 1.1 и Приложения 1.2 к Регламенту (не приводятся) соответственно, копия распоряжения не позднее одного рабочего дня следующего за днем его составления направляется в Департамент бухгалтерского учета и отчетности (далее - ДБУиО), оригинал распоряжения хранится в ДГПН. Контрольная карточка ПФР открывается 1 января 2015 года в соответствии с частью 2 статьи 10 Закона о гарантировании.

II. Отражение операций, связанных с поступлением платежей

в ФГПН и контролем их уплаты

9. Операции, связанные с поступлением платежей в ФГПН и контролем их уплаты, отражаются в АИС в учетных регистрах, составляющих единую базу данных, основные выходные формы которых приведены в Приложениях 2 и 4 к Регламенту (не приводятся). Формы регистров и журналов, не определенные Регламентом, устанавливаются заместителем Генерального директора Агентства, координирующим деятельность ДГПН (далее - заместитель Генерального директора Агентства).

10. Регистры и журналы аналитического учета АИС составляются в разрезе страховщиков, расчетных периодов и видов платежей (по датам поступления платежей в ФГПН). Под видами платежей понимаются: вступительный взнос, гарантийные взносы, пени, их доплаты и пр.

11. Отражение в АИС сведений о поступивших на счет Агентства платежах в ФГПН производится в соответствующем регистре по форме приложения 2 к Регламенту на основании данных, ежедневно загружаемых из автоматизированной системы бухгалтерского учета Агентства, не позднее следующего рабочего дня после поступления средств.

12. Поступившие на счет Агентства платежи в ФГПН отражаются в АИС в течение 3 рабочих дней со дня отражения данных, загружаемых из автоматизированной системы бухгалтерского учета Агентства. Датой отражения в АИС платежа в ФГПН считается дата поступления средств на счет Агентства.

13. Расчетный период, за который поступил платеж в ФГПН, и вид платежа отражаются в АИС согласно назначению платежа, указанному в расчетном (платежном) документе.

14. При невозможности однозначно определить, к какому расчетному периоду или виду относится платеж в ФГПН, указанный платеж квалифицируется как требующий корректировки, и не позднее 3 рабочих дней со дня его поступления ДГПН принимает меры для получения у страховщика разъяснений о назначении платежа.

15. При получении от страховщика разъяснений, позволяющих определить назначение платежа, в АИС отражаются сведения о расчетном периоде и виде платежа в соответствии с полученным разъяснением.

16. ДГПН не позднее 10 рабочих дней с даты отражения в АИС операций, связанных с поступлением платежей в ФГПН, представляет в ДБУиО распоряжение на зачисление платежей в ФГПН по форме Приложения 3 к Регламенту (не приводится).

17. Запись сведений о размере обязательств по уплате взносов (пеней) в ФГПН за расчетный период производится в соответствующем регистре АИС по форме Приложения 4 к Регламенту после проверки расчетной базы на основании анализа получаемой от Банка России отчетности фондов-участников, а также иных документов и информации, касающихся исчисления и уплаты страховщиками гарантийных взносов.

18. Выписка об операциях, связанных с поступлением платежей в ФГПН, и сводная выписка об указанных операциях составляются по форме Приложения 5.1 и Приложения 5.2 к Регламенту (не приводятся) соответственно.

Выписка об операциях, относящихся к последнему расчетному периоду, формируется в АИС для каждого страховщика в электронном виде по окончании сверки платежей в ФГПН, проводимой в соответствии с разделом IV Регламента.

Сформированные выписки (сводные выписки) об операциях, связанных с поступлением платежей в ФГПН, хранятся в базе данных АИС в формате, не допускающем внесения изменений.

III. Получение и анализ отчетности фондов-участников,

иных документов и информации, касающихся исчисления

и уплаты страховщиками гарантийных взносов (пеней)

19. Получаемая от Банка России отчетность фондов-участников поступает в электронном виде в Департамент информационных технологий (далее - ДИТ). ДИТ не позднее следующего рабочего дня после получения отчетности фондов-участников загружает ее в АИС, где осуществляется автоматизированный входной контроль и формируется протокол ошибок. Обобщенные данные о загрузке отчетности в АИС и выявленных ошибках, заверенные уполномоченным работником ДИТ, направляются в ДГПН.

В целях исключения передачи Банком России в Агентство ошибочной отчетности ДИТ обеспечивает согласование и совпадение процедур входного контроля отчетности фондов-участников в Банке России и Агентстве.

20. Принятая отчетность фондов-участников, не содержащая ошибок входного контроля, размещается и регистрируется в день формирования протокола входного контроля.

21. Загрузку в АИС иных документов и информации, касающихся исчисления и уплаты страховщиками взносов (пеней), которые подлежат обработке в АИС, осуществляет ДГПН.

22. Для целей контроля полноты и своевременности поступления платежей в ФГПН ДГПН осуществляет анализ принятой отчетности фондов-участников, а также иных документов и информации, касающихся исчисления и уплаты страховщиками взносов (пеней).

IV. Сверка поступивших платежей в ФГПН

23. В течение 5 рабочих дней после поступления в Агентство отчетности фондов-участников, а также иных документов и информации, касающихся исчисления и уплаты страховщиками взносов (пеней) за отчетный год, ДГПН производит сверку суммы фактически уплаченного каждым страховщиком гарантийного взноса с суммой гарантийного взноса, подлежащего уплате за соответствующий отчетный год (далее - сверка). Одновременно ДГПН производит сверку суммы пеней, уплаченных фондом-участником, с суммой пеней, подлежащей уплате в соответствии с датой поступления платежей в ФГПН в связи с их неполной либо несвоевременной уплатой.

24. Сальдо расчетов страховщика по платежам в ФГПН за отчетный год определяется как разница между суммой фактически произведенных платежей в ФГПН за отчетный год и суммой платежей в ФГПН, подлежащих уплате за соответствующий отчетный год, по состоянию на текущую дату.

Отрицательное сальдо расчетов по результатам сверки свидетельствует о неуплате, несвоевременной или неполной уплате страховщиком взносов (пеней) в ФГПН (далее - недоплата), положительное сальдо - о наличии суммы излишне уплаченных взносов (пеней) в ФГПН (далее - переплата) за отчетный год.

25. Факты несвоевременной или неполной уплаты фиксируются в акте , форма и сроки формирования которого установлены Порядком уплаты взносов, после чего производятся действия по истребованию задолженности по платежам в ФГПН в соответствии с разделами V и VI Регламента.

25.1. В случае выявления в результате сверки переплаты фондом-участником вступительного взноса в ФГПН, Агентство направляет такому фонду предложение о зачете или возврате (по выбору фонда-участника) суммы излишне уплаченного вступительного взноса. На основании письма фонда-участника сумма излишне уплаченного вступительного взноса подлежит зачету в счет уплаты гарантийных взносов или возврату в порядке, предусмотренном пунктом 39.1 Регламента.

V. Истребование в досудебном порядке задолженности

по платежам в ФГПН

26. Не позднее 5 рабочих дней с даты подписания акта, указанного в пункте 25 Регламента, ДГПН направляет фонду-участнику требование о перечислении неуплаченных гарантийных взносов (пеней) в соответствии с Приложением 3 к Порядку уплаты взносов.

Указанное требование подписывается заместителем Генерального директора Агентства или уполномоченным им лицом и направляется фонду-участнику заказным письмом с уведомлением о вручении или передается фонду-участнику иным способом, подтверждающим факт и дату получения.

27. Сведения о работе по взысканию с фондов-участников задолженности по платежам в ФГПН отражаются в АИС в журнале учета требований к страховщикам об уплате гарантийных взносов (пеней) по форме Приложения 6 к Регламенту (не приводится).

28. Требование о перечислении неуплаченных гарантийных взносов (пеней) к фонду-участнику, у которого аннулирована лицензия на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, предъявляется Агентством в порядке и в сроки, установленные Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Расчет размера гарантийных взносов такого фонда-участника за расчетный период, в котором у него была аннулирована лицензия, осуществляется ДГПН на основе данных отчетности фонда-участника, представленных по запросу Агентства временной администрацией или конкурсным управляющим (ликвидатором) фонда-участника.

VI. Взыскание в судебном порядке задолженности

по платежам в ФГПН

29. Если требование Агентства о перечислении неуплаченных гарантийных взносов (пеней) не выполнено фондом-участником в установленный срок - в течение 10 рабочих дней с даты его получения фондом-участником, Агентство вправе взыскать задолженность в судебном порядке.

30. Исковое заявление о взыскании с фонда-участника задолженности по платежам в ФГПН готовится и направляется в арбитражный суд Юридическим департаментом Агентства по предложению ДГПН.

31. При необходимости ДГПН участвует в подготовке проекта искового заявления в арбитражный суд о взыскании с фонда-участника задолженности по платежам в ФГПН, а также оказывает содействие в подборе требуемых документов.

32. Копии судебных актов, принятых по делам о взыскании задолженности по платежам в ФГПН, направляются Юридическим департаментом в ДГПН не позднее 3 рабочих дней со дня поступления в Агентство для отражения в АИС в журнале учета требований к страховщикам об уплате гарантийных взносов (пеней) в соответствии с Приложением 6 к Регламенту.

33. Сведения о списании нереальных к взысканию сумм задолженности по платежам в ФГПН отражаются в АИС не позднее 3 рабочих дней со дня принятия Правлением Агентства решения о списании.

VII. Зачет излишне уплаченных взносов (пеней) в ФГПН

34. Зачет сумм излишне уплаченных взносов (пеней) в ФГПН производится в соответствии с Разделом V Порядка уплаты взносов.

35. При зачете устанавливаются следующие приоритеты расчетных периодов, видов платежей и сроков их поступления в ФГПН. В первую очередь погашается неполная уплата взносов, во вторую очередь - пеней. В каждой из указанных очередей погашение недоплаты начинается с более раннего расчетного периода. При этом на погашение неполной уплаты взносов (пеней) направляются суммы излишне уплаченных взносов (пеней) в порядке календарной очередности их поступления на счет Агентства.

36. Уведомление о зачете излишне уплаченных взносов (пеней) по форме приложения 7 к Регламенту (не приводится) направляется в фонд-участник за подписью заместителя Генерального директора Агентства или уполномоченного им лица.

37. ДГПН отражает операции по зачету излишне уплаченных взносов (пеней) в АИС.

VIII. Отражение операций, связанных с выплатами

за счет средств ФГПН

38. Сумма излишне уплаченных ПФР гарантийных взносов подлежит возврату в соответствии с Разделом V Порядка уплаты взносов на основании соответствующего заявления ПФР с приложением документов, подтверждающих излишнюю уплату гарантийных взносов.

39. Перечисление средств, подлежащих возврату в ПФР, осуществляется Агентством в течение 30 календарных дней с даты получения от ПФР заявления о возврате на основании решения Правления Агентства и распоряжения ДГПН на перечисление средств ПФР (возврат взносов) по форме Приложения 8 к Регламенту (не приводится). Распоряжение подготавливается ДГПН и представляется в ДБУиО не позднее чем за 3 рабочих дня до истечения срока возврата.

39.1. Сумма излишне уплаченного вступительного взноса в ФГПН подлежит возврату фонду-участнику на основании письма о возврате, предусмотренном пунктом 25.1 Регламента.

Перечисление средств, подлежащих возврату фонду-участнику, осуществляется на основании распоряжения ДГПН на перечисление фонду-участнику (возврат взносов) по форме Приложения 8.2 к Регламенту.

40. При наступлении гарантийного случая выплата гарантийного возмещения осуществляется Агентством на основании решения Правления Агентства и распоряжения ДГПН на перечисление средств в ПФР или в фонд-участник, составляемого по форме Приложения 9.1 или Приложения 9.2 к Регламенту (не приводятся) соответственно. Распоряжение подготавливается ДГПН и представляется в ДБУиО не позднее чем за 3 рабочих дня до истечения срока выплаты гарантийного возмещения.

41. ДГПН ведет аналитический учет операций, связанных с выплатами за счет средств ФГПН, с использованием АИС. Сведения о произведенных выплатах за счет средств ФГПН отражаются в АИС на основании данных, ежедневно загружаемых из автоматизированной системы бухгалтерского учета Агентства, не позднее следующего рабочего дня после перечисления средств.

42. Выписка об операциях, связанных с выплатами за счет средств ФГПН, и сводная выписка об указанных операциях составляются по форме Приложения 10.1 и Приложения 10.2 к Регламенту (не приводятся) соответственно.

IX. Отчеты и информация о формировании ФГПН

43. ДГПН осуществляет мониторинг операций со средствами ФГПН, формирует оперативный отчет о формировании ФГПН и нарушениях, допущенных страховщиками при уплате взносов (пеней) в ФГПН (Приложение 11 к Регламенту - не приводится), а также отчет о действиях Агентства по истребованию задолженности страховщиков по платежам в ФГПН (Приложение 6 к Регламенту) и при наличии существенных нарушений страховщиком порядка расчета и осуществления платежей в ФГПН представляет его заместителю Генерального директора Агентства.

44. По итогам отчетного года ДГПН по форме Приложения 12 к Регламенту (не приводится) составляет отчет о поступлениях и выплатах за счет средств ФГПН. Отчет представляется заместителю Генерального директора Агентства.

45. Сведения об уплате страховщиками платежей в ФГПН включаются в Годовой отчет Агентства.

Размещая свои пенсионные накопления в том или ином фонде, вкладчик или участник не в последнюю очередь беспокоится об их сохранности. Это вполне объяснимо, поскольку от этого зависит будущий доход человека при окончании трудовой деятельности, уровень его финансового благосостояния и благополучия. В статье рассмотрим инструменты гарантирования сохранности отчислений на будущую пенсию, механизмы их реализации, а также законодательное регулирование данного вопроса.

Какие системы обеспечивают госгарантию выплат по пенсионным накоплениям

Бесплатно по России

Одной из важных задач государственного регулирования деятельности фондов, управляющих пенсионными отчислениями российских граждан, является гарантирование получения положенных по закону выплат.

В целях реализации данного принципа законодатель предусмотрел различные механизмы, в числе которых:

  1. Создание фондов гарантирования путем участия в них нескольких НПФ, деятельность которых регламентируется внутренними правилами таких фондов с опорой на действующее пенсионное законодательство.
  2. Вступление НПФ в общество взаимного страхования, представляющее собой потребительский кооператив, целью которого является взаимное страхование имущественных интересов участников.
  3. Заключение фондом договора добровольного страхования, целью которых является предоставление дополнительных государственных гарантий участникам и вкладчикам по сохранности их денежных накоплений.
  4. Страхование имущественной ответственности подобных организаций в Агентстве по страхованию вкладов, выступающего (а в его лице и непосредственно государство) гарантом получения гражданами положенных им по законодательству пенсионных выплат при наступлении соответствующих условий.

Важно! Первые три инструмента хотя и предусматриваются законом от 07.05.1998 № 75-ФЗ (ст. 23), но используются фондами по своему усмотрению. Указанные возможности для самих НПФ носят диспозитивный характер, т.е. не обязательны для исполнения, а лишь выступают дополнительным средством привлечения вкладчиков и защиты своей имущественной ответственности.

Обязательства НПФ по страхованию вкладов

В этой связи обязанностью фонда является уплата соответствующих взносов, из которых по принципу накопления формируется фонд гарантирования страховых пенсионных накоплений. Их размер зависит от того сколько средств находится в управлении фонда в рамках обязательного пенсионного страхования, а также ряда других критериев, установленных ст. 15 закона 422-ФЗ.

Фактически фонд автоматически становится страхователем своей ответственности перед участниками с момента начала осуществления своей деятельности.

Процедура постановки на учет фонда в качестве страхователей выглядит следующим образом:

  1. Принятие Центробанком решения о соответствии НПФ установленным требованиям для страховщиков в данной системе.
  2. Направление Банком России уведомления в АСВ.
  3. Постановка фонда на учет в качестве страховщика Агентством и включение его в реестр.

Что такое АСВ

Рассматриваемую аббревиатуру имеет Агентство по страхованию пенсионных накоплений, первоначально созданное в целях гарантии сохранности вкладов граждан на счетах в кредитных организациях.

Справка! Деятельность АСВ регулируется отдельными нормами закона 177-ФЗ, но специфика в отношении пенсионных накоплений регламентирована упомянутым выше законом 422-ФЗ.

Данное агентство создано в форме государственной корпорации и служит гарантом не только сохранения денежных средств граждан в той или иной сфере, но и стабильности на финансовом рынке в целом. Для выполнения этих задач Агентство и было включено в систему правоотношений между гражданами и НПФ в качестве участника.


По общему правилу, все полученные в рамках программы формирования гарантийного фонда средства АСВ вправе использовать только на 2 цели:

  1. Собственно выплата гарантийного возмещения.
  2. Финансирование аппарата страхования отчислений.

Какие гарантии получает НПФ при вступлении в АСВ

Прямой выгоды для негосударственного фонда от участия в системе страхования не прослеживается. Напротив, обязанность уплачивать взносы в АСВ создает дополнительную финансовую нагрузку на компанию и влечет дополнительные расходы.

Вместе с тем, законодательно закреплен случай, когда за счет фонда, формируемого АСВ, будут защищены финансовые интересы НПФ. Так, АСВ будет нести расходы вместо фонда в том случае, если на индивидуальном пенсионном счете гражданина недостаточно средств для выплаты ему полагающихся средств при наступлении определенного законом страхового случая.

Сумма, превышающая имеющиеся на индивидуальном счете средства, должна быть привлечена из гарантийного фонда, находящегося под управлением АСВ.

Кроме того, при такой системе граждане могут быть уверены в том, что они в любом случае не потеряют свои деньги, а получат все причитающиеся им выплаты. Таким образом, НПФ получают дополнительные средства в управление от тех граждан, которые при отсутствии системы страхования не решились бы передавать средства для управления в частные руки.


Страховые случаи для АСВ

Законом определен перечень случаев, когда Агентством по страхованию вкладов выплачиваются средства застрахованным гражданам. Лишь при их наступлении закон позволяет расходовать накопленные в гарантийном фонде денежные средства. Одним из таких является указанный выше случай при нормальном функционировании самого НПФ, другие же связаны с прекращением по той или иной причине деятельности фонда.

Поможет ли АСВ, если у НПФ отобрали лицензию и он ликвидирован

Агентство по страхованию вкладов не случайно на законодательном уровне определено в качестве ликвидатора негосударственного пенсионного фонда.

Связано это, в частности, с тем, что страховыми случаем возмещения агентством средств граждан являются:

    у управляющей организации на осуществление деятельности в области обязательного страхования пенсионных накоплений;
  • признание такого фонда финансово несостоятельным и открытие конкурсного производства в отношении банкрота.

Внимание! По действующему законодательству для гражданина существует лишь один финансовый риск при выборе управляющего его накоплениями компании. В случае смены фонда чаще 1 раза в 5 лет он рискует потерять не только инвестиционные накопления, но и часть основных средств, при отрицательном результате управления деньгами.

Риски потери пенсионных накоплений при условии участия фонда в системе их страхования отсутствуют. Гражданин может спокойно вкладывать свои средства в тот или иной НПФ с уверенностью, что он при любом исходе получит свои средства назад в виде полагающихся ему по закону выплат.

Список аккредитованных НПФ

На официальном сайте Агентства по страхованию вкладов в открытом доступе представлен реестр фондов-участников системы страхования, а также приведен перечень тех, кто кто прошел процедуру ликвидации.

В реестре участников можно найти все самые крупные и известные НПФ в нашей стране, что еще раз доказывает безопасность передачи накоплений под их управление.

К числу таких фондов, в частности, относятся:

При выборе управляющей компании стоит ознакомиться с перечнем участников системы страхования, чтобы быть уверенным в сохранности доверенных ей денежных средств.

Полезное видео

Подробнее о принципах работы и том,что же страхует АСВ смотрите в видео:

Система гарантирования пенсионных накоплений – программа, в рамках которой застрахованные лица получают обеспечение возврата средств, доверенных негосударственным фондам. Сбережения предоставляются из резервов специального фонда при наступлении страхового случая, указанного в нормативно-правовом регламенте. Помимо этого, для осуществления деятельности каждый НПФ предварительно должен попасть в реестр участников системы, чтобы подтвердить свою состоятельность.

Пенсионные накопления: что это и как формируются

Накопительная часть пенсии состоит из:

  • Страховых взносов, отчисляемых работодателем в соответствии с ранее действовавшими пенсионными нормативными актами (до принятия ряда пенсионных реформ государственное содержание по старости состояло из трех частей (ныне их две), одна из которых была накопительной);
  • Дополнительных взносов на накопительную часть (добровольные отчисления граждан и участие в программах софинансирования);
  • Доходов от инвестиционной деятельности названных средств;
  • Денежных сумм, перечисленных по программе помощи в виде материнского сертификата.

Особенности:

    , формировавшего накопительную часть пенсии, правопреемниками денежных средств становятся его близкие родственники или лица, упомянутые в законе;
  1. Пенсионные накопления формируются из:
  • Средств, перечисленных непосредственным владельцем индивидуального счета или лицами, обязанными совершать в его пользу таковые сборы;
  • Выплатного резерва, выступающего гарантией предоставления накопленных средств.

Система гарантирования

Система гарантирования выплат пенсионных накоплений начала свое действие одновременно с принятием последней пенсионной реформы – с 2015 года. Ее основная цель – защитить сформированные гражданами резервы и обеспечить их последующую выплату.

Созданная система подразумевает два уровня защиты, в частности:

  • Резервный фонд по выплатам с обязательного страхования;
  • Фонд гарантирования пенсионных выплат, действующий в масштабах государства (ФГПН).

Как работает система

Как работает система гарантирования выплат

Возврат пенсионных накоплений по системе гарантирования выплат осуществляется при наступлении страхового случая, наиболее вероятный из которых – отзыв лицензии у НПФ, признание банкротом или прекращение деятельности фонда ввиду несоблюдения взятых на себя обязательств по иным причинам.

При возникновении указанных обстоятельств гражданин обеспечен следующими мерами защиты:

  • Сохранность сбережений обеспечивает ЦБ РФ;
  • Ответственность за выплаты, их аккумулирование и приумножение возложена на АСВ (агентство по страхованию вкладов).

В трехмесячный срок, после признания случая страховым, ЦБ РФ автоматически инициирует перевод накопленных гражданином средств со счета НПФ в пользу ПФР, который принимает на себя обязательства по:

  1. Инвестированию сбережений и использованию финансовых инструментов, позволяющих приумножить первоначальные суммы накоплений;
  2. Выплате накоплений, решение по которым было принято до наступления страхового случая с НПФ.

Закон выделяет средства пенсионных накоплений, считающихся обязательными к выплате. К числу таковых относятся:

  • Средства, направленные по материнскому сертификату;
  • Аккумулированные во время действия программы софинансирования;
  • Страховые взносы, перечисленные работодателем (за исключением доходов от их вложения за период пребывания на счетах НПФ).

Гражданин, вложивший пенсионные накопления в НПФ, который ныне принудительно ликвидируют, может претендовать на получение инвестиционного дохода от их использования, предусмотренного договором с названным учреждением, только если продажа его активов обеспечила дебет после исполнения всех финансовых обязательств.

При наступлении страхового случая с НПФ застрахованное лицо (владелец индивидуального счета) вправе распорядиться гарантированными выплатами по следующим альтернативам:

  1. Предоставить право управления денежными средствами ПФР;
  2. Заключить договор и перевести накопления в иной НПФ.

Агентство по страхованию вкладов – базис системы гарантирования, реализующий следующие задачи:

  • Предоставление гарантийного возмещения в случаях, предусмотренных законодательством;
  • Инвестирование средств участников фонда для их приумножения;
  • Сбор и контроль за поступлением гарантийных взносов;
  • Контроль за деятельностью и принятие мер по ликвидации недобросовестных участников системы.

Особенности АСВ:

  1. Обеспечивает выплаты в случае наступления страхового случая из специального фонда;
  2. Размер предусмотренной гарантированной выплаты включает суммы, размещенные в специальной части лицевого счета (дополнительные доходы от инвестирования не учитываются);
  3. Формирует реестр участников фонда и осуществляет их учет.

Вхождение в АСВ для НПФ считается обязательным. При отказе агентства во включении негосударственного пенсионного фонда в реестр, последний обязан прекратить деятельность и передать имеющиеся резервы под управление государственного внебюджетного фонда.

Условия включения НПФ в реестр системы гарантирования:

  • Наличие действующей лицензии;
  • Успешное прохождение проверки, организуемой ЦБ РФ;
  • Внесение обязательных взносов;
  • Проведение процедуры акционирования.

На официальном ресурсе агентства имеется перечень негосударственных пенсионных фондов, вошедших в реестр участников системы гарантирования. Среди таковых представлены (перечень не полный):

  1. ВТБ ПФ;
  2. Будущее;
  3. Лукойл-Гарант;
  4. ГАЗФОНД пенсионные накопления;
  5. Русский Стандарт НПФ;
  6. НПФ Сбербанк;
  7. Национальный;
  8. КИТ Финанс;
  9. НАСЛЕДИЕ;
  10. Согласие.

Страховые случаи

Гарантированное возмещение пенсионных накоплений предоставляется при следующих обстоятельствах:

  • Отзыв/аннулирование лицензии НПФ;
  • Признание НПФ несостоятельным и инициирование в его отношении конкурсного производства;
  • Снижение резервов ПФР на уровень, ниже минимально установленного порога;
  • Недостаточность величины взносов в момент выплаты застрахованному лицу срочных пенсионных или накопительных выплат.

Фонд пенсионных накоплений при АСВ

  1. От взносов НПФ-участников:
  2. За счет накоплений граждан;
  3. Взносы ПФР;
  4. Выручка от инвестиционной деятельности и проектов;
  5. Пени, взимаемые за несвоевременное исполнение обязательств участниками.

Основные моменты формирования фонда:

  • Законом предусмотрены минимальные лимиты взносов участников и объем резервов фонда;
  • Ставка по взносам устанавливается/корректируется ЦБ РФ;
  • Уплата взносов – обязанность страховщика, последний срок перечисления платежа - 15 апреля года, следующего за отчетным периодом;
  • За несвоевременное исполнение обязательства по уплате взноса назначается пеня в размере 0,1% от суммы недоимки;
  • Накопленные резервы фонда распределяются по следующим направлениям:
  1. Выплата гарантийного возмещения при отзыве лицензии у НПФ или наступлении иного страхового случая;
  2. Обеспечение деятельности системы и покрытие расходов с ней связанных;
  • Задачи, которые решает фонд:
  1. Обеспечение сохранности накоплений граждан;
  2. Обеспечение соблюдения прав вкладчиков.

Заключение

С целью обеспечения пенсионных прав на законодательном уровне была создана специальная система гарантирования. Ее действие обусловлено тем фактом, что многие граждане предпочитают размещать свои накопления на счетах негосударственных пенсионных фондов, которые, в свою очередь, могут лишиться лицензии или признать себя несостоятельными.

Выплаты по страховым случаям осуществляются из резервного фонда, а его управлением занимается агентство по страхованию вкладов.

Чтобы НПФ мог вести деятельность и заключать договоры с гражданами, ему потребуется попасть в реестр АСВ, в противном случае действия будут признаны незаконными.

Читайте также: