Смирнов является лицом без гражданства при каких условиях он может приобрести право на пенсию

Обновлено: 21.05.2024

Письмо Минтруда России от 18.12.2018 № 21-2/10/П-9349

Комментарий

Лица предпенсионного возраста (предпенсионеры) – это граждане, которым до наступления возраста, дающего право на пенсию (в том числе назначаемую досрочно), остается 5 лет или менее.

Такая категория граждан появилась в законодательных актах в ходе пенсионной реформы. В частности, это определение содержится в п. 2 ст. 5 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 "О занятости населения в РФ".

Предпенсионеры имеют право на ряд льгот и гарантий, отдельные из которых обязаны предоставлять работодатели. К примеру, освобождение от работы раз в год на два рабочих дня с сохранением должности и среднего заработка для прохождения диспансеризации (ст. 185.1 ТК РФ).

Кроме того, работодатель, оплачивая таким сотрудникам санаторно-курортное лечение, вправе претендовать на финансовое обеспечение понесенных затрат органом ФСС РФ. Другими словами, работодатель может уменьшить начисленные взносы "на травматизм" на стоимость путевок в сумме, согласованной с фондом (п. 2, пп. "н" п. 3 Правил, утв. приказом Минтруда России от 10.12.2012 № 580н). Таким образом, работодателям важно правильно определить сотрудников, которые входят в категорию предпенсионеров.

Право на пенсию по старости имеют мужчины, достигшие 65 лет, и женщины, достигшие 60 лет (п. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", далее – Закон № 400-ФЗ).

Однако с этого возраста граждане смогут получать пенсию только с 2028 года. До этого года действует переходный период по постепенному повышению пенсионного возраста (Приложение 6 к Закону № 400-ФЗ, п. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ, информация на сайте ПФР).

Следовательно, предпенсионный возраст также повышается постепенно. В связи с этим Минтруд России в письме от 18.12.2018 № 21-2/10/П-9349 подробно разъяснил, лица какого возраста признаются предпенсионерами в каждом году с 2019 по 2028 год. Представим это в таблице.

Год возникновения права на пенсию по старостиГод рождения физлиц, которые признаются предпенсионерами
МужчиныЖенщины
2019 г. 1959 – 1963 гг. 1964 – 1968 гг.
2020 г.
2021 г.
2022 г.
2023 г.
2024 г. 1960 – 1964 гг. 1965 – 1969 гг.
2025 г. 1961 – 1965 гг. 1966 – 1970 гг.
2026 г. 1962 – 1966 гг. 1967 – 1971 гг.
2027 г. 1963 – 1967 гг. 1968 – 1972 гг.
2028 г. 1964 – 1968 гг. 1969 – 1973 гг.

Напомним, что ряд граждан имеют право получать трудовую пенсию по старости досрочно, т.е. до достижения установленного законом возраста выхода на пенсию. В частности, это жители Крайнего Севера и приравненных местностей, педагоги, врачи, артисты, иные категории лиц, перечисленные в ст. 30 – 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее – Закон № 400-ФЗ).

Минтруд России в комментируемом письме пояснил, в какой момент лица, претендующие на досрочную пенсию, признаются пенсионерами.

Как указали в ведомстве:

  • если право на пенсию связано не только с возрастным цензом, но и с работой в определенных условиях труда или климатических условиях, то статус предпенсионера такие лица приобретают за 5 лет до достижения возраста, позволяющего получать пенсию досрочно, но при соблюдении хотя бы одного из следующих условий:
    • отработано необходимое для назначения досрочной пенсии количество лет в соответствующих условиях труда (если физлицо уже не работает в подобных условиях);
    • факт работы в условиях труда, позволяющих получать пенсию досрочно.

    Это касается преимущественно лиц, занятых во вредных условиях труда либо отработавших определенное время в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях (пп. 1, 6 п. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ).

    • если право на досрочную пенсию зависит только от страхового стажа, а возраст значения не имеет (к примеру, у педагогических и медицинских работников), то статус предпенсионера такой гражданин приобретает, когда выработает необходимый стаж (пп. 19, 20 п. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ).
    • если право на назначение пенсии досрочно зависит от стажа и соответствия

    определенным требованиям, то физлицо становится предпенсионером за 5 лет до общеустановленного (для конкретного года) возраста выхода на пенсию, если требования относительно страхового стажа и иные критерием соблюдены.

    Например, это многодетные матери. Возраст их выхода на пенсию (досрочно) определяется количеством детей и страховым стажем (ст. 32 Закона № 400-ФЗ).

    Соответствующая информация размещена и на сайте отделения ПФР по г. Москве.

    Заметим: если у работодателя возникают сомнения, является ли сотрудник предпенсионером, следует попросить работника получить в органе фонда информацию о таком статусе. Возможность заказа подобной справки предусмотрена на сайте ПФР. См. здесь.

    Чуднова Елена

    Федеральным законом от 12 ноября 2012 г. № 182-ФЗ Закон о гражданстве был дополнен новой гл. YIII.1, предусматривающей право получения российского гражданства в упрощенном порядке для двух категорий лиц: первая – лица, которые имели гражданство СССР и прибыли в Россию для проживания до 1 ноября 2002 г., но не приобрели российское гражданство, при этом не имели другого гражданства (или вида на жительство); вторая – те, кто получил паспорт РФ до 1 июля 2002 г. на законном бланке в уполномоченных органах, но их гражданство поставлено под сомнение. Для этих лиц до 1 января 2020 г. действовал упрощенный порядок получения российского гражданства, согласно которому не требовалось получения вида на жительство, сдачи экзамена по русскому языку, а также предъявления данных об источнике средств к существованию.

    Основными сведениями о принадлежности к гражданству РФ является запись в базе данных АС ЦБДУИГ МВД России и МИД или прописка на 6 февраля 1992 г. на территории России для бывших граждан СССР. При этом если система постоянной прописки, созданная еще в советские времена, еще как-то работает, то базы данных, которые системно начали формироваться только в конце 90-х гг., зачастую не имеют полных и достоверных сведений о гражданах, получивших гражданство вплоть до середины 1990-х.

    Критериев, согласно которым сотрудники уполномоченных органов могут поставить под сомнение российское гражданство лица или законность получения российского паспорта, до сих пор не существует. Согласно сложившейся практике это могут быть только обоснованные сомнения в подлинности документов, предъявленных лицом для получения гражданства или паспорта гражданина России, иные его незаконные или умышленные виновные действия либо незаконные действия сотрудников уполномоченных органов, выдавших документ. Однако в этом случае лишение гражданства происходит только в судебном порядке, в состязательном процессе, причем обязанность доказать неправомерность получения лицом российского гражданства возложена на уполномоченный орган.

    Возникает вопрос: если лицо лишается паспорта гражданина России в результате внесения уполномоченным органом в соответствующую базу данных сведений о его недействительности, лишается ли данное лицо одновременно гражданства? Формально нет: ведь соответствующее решение в отношении этого лица не принималось. Именно такую позицию заняло УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре в споре об изъятии российского паспорта.

    Моя доверительница приехала в Россию в 1992 г. из Киргизии для получения образования. Закончив обучение в педагогическом техникуме, она решила остаться в России, для чего по месту своего жительства подала документы на получение российского гражданства. В 1997 г. она переехала в Западную Сибирь, поступила на обучение в Сургутский государственный педагогический институт, устроилась на работу в среднюю школу, а в 1999 г. заключила брак с гражданином России, в связи с чем обменяла паспорт на новый. Впоследствии она получила и заграничный паспорт гражданина РФ. Женщина постоянно проживает в г. Когалыме и имеет здесь непрерывный трудовой стаж 24 года. За это время в семье доверительницы родились двое детей – граждан России.

    По достижении возраста 45 лет доверительница обратилась в ОВМ ОМВД России по г. Когалыму для замены паспорта и получила его. После этого специалисты УВМ УМВД России по ХМАО-Югре инициировали проверку обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии у доверительницы российского гражданства. Из заключения служебной проверки об обстоятельствах, свидетельствующих о наличии либо отсутствии у лица гражданства РФ и законности выдачи ей паспорта, следовало, что изначально она прибыла в Россию из Киргизии, впервые подала документы для получения российского гражданства в 1995 г., ей был выдан паспорт гражданина СССР образца 1974 г., однако, как следовало из ответа УМВД ГУ МВД России по Иркутской области, представить форму № 1 на указанный паспорт не представляется возможным в связи с уничтожением данных документов в результате пожара. В базе данных АС ЦБДУИГ МВД России среди лиц, обратившихся за получением гражданства в консульские учреждения и дипломатические представительства РФ, доверительница не значилась, в базе данных УВМ УМВД России по ХМАО-Югре сведения о получении ею гражданства отсутствовали (замечу, что их и не могло быть в этой базе – за получением гражданства доверительница обращалась по месту жительства в Иркутской области).

    Действовавшие на момент проверки нормативные акты, регламентировавшие порядок обмена паспорта, прямо указывали, что по результатам служебной проверки принимается одно из решений: о выдаче паспорта либо об отказе в его выдаче по основаниям, предусмотренным законом.

    Так, п. 45 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1325 (далее – Положение), установлен исчерпывающий перечень документов, удостоверяющих наличие российского гражданства, а именно: паспорт гражданина РФ, в том числе заграничный, дипломатический, служебный; удостоверение личности (военный билет) военнослужащего с вкладышем, свидетельствующим о наличии гражданства РФ; свидетельство о рождении, в которое внесены сведения о российском гражданстве родителей, одного из родителей или единственного родителя (в случаях, предусмотренных п. 45.3 Положения); свидетельство о рождении с отметкой, подтверждающей наличие гражданства РФ, проставленной должностным лицом полномочного органа (в случаях, предусмотренных п. 40, 45.4, 46, 48, 48.1 и 49 Положения).

    В п. 51 Положения определено, что при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство России (утеря, кража, порча и т.п.), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица российского гражданства, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств.

    После получения необходимой информации уполномоченный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства РФ. Проверка осуществляется по заявлению лица, составленному в произвольной форме, по инициативе полномочного органа или иного госоргана с учетом ч. 7 ст. 4 и ст. 42 Закона о гражданстве. О результатах проверки сообщается заявителю или органу, обратившемуся с запросом (п. 52 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ).

    В то же время в п. 7 Постановления Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 828, утвердившего Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации, предусмотрено, что паспорт, выданный в нарушение установленного порядка или оформленный на утраченном (похищенном) бланке, подлежит изъятию органом внутренних дел, выявившим такой документ.

    В случае с моей доверительницей выданный паспорт не был даже изъят у нее, однако его аннулировали после выдачи.

    Те факты, что женщина уже дважды обменивала российский паспорт, кроме того, имеет загранпаспорт гражданина России, проживает в России почти 25 лет, имеет семью, члены которой – граждане России, владеет недвижимостью, работает учителем российской начальной школы, получила соответствующее образование в России, а также имеет непрерывный трудовой стаж, не повлияли на заключение проверяющего органа. Причем данный орган по факту признал незаконность выдачи им же выданного документа!

    Это действительно могло стать опасным прецедентом в нашей юридической практике (по крайней мере, региональной).

    Закон о гражданстве определяет, что документом, удостоверяющим гражданство, является паспорт гражданина РФ или иной основной документ, содержащий указание на гражданство. При этом какой-либо специальный документ, подтверждающий принадлежность к российскому гражданству, помимо паспорта, законом не предусмотрен. Официально документ об отмене решения о получении лицом гражданства в отношении моей доверительницы не принимался, но главное – исходя из перечисленных норм – законных оснований как для проведения проверки, так и для заключения об отсутствии у доверительницы гражданства ГУ УМВД России по ХМАО-Югре не имело, они также не были указаны во врученном доверительнице уведомлении.

    Приобрести гражданство России в упрощенном порядке путем подачи заявления до 31 декабря 2019 г., конечно, можно было, однако кто вернет доверительнице социально значимые гарантии, которые она приобрела за 20 лет законного проживания в качестве гражданина России, – например, льготный трудовой стаж педагога и право на досрочную пенсию?

    Лишение лица права на получение паспорта не может рассматриваться иначе, как ограничение прав и свобод человека и гражданина. Произвольное толкование закона недопустимо. Паспорт гражданина РФ или загранпаспорт гражданина РФ являются легальным подтверждением принадлежности к российскому гражданству. Однако в случае сомнений в гражданстве бремя доказывания законности его получения миграционный орган возлагает на гражданина, что само по себе является нарушением прав последнего. Миграционные органы, изымая паспорт, не проводят тщательную и всестороннюю проверку обстоятельств в каждом отдельном случае, как до изъятия паспорта, так и после, ограничиваясь отсутствием сведений, подтверждающих получение гражданства, в базе данных МИД или МВД.

    Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,

    рассмотрев по требованию гражданина И.Д. Смелянского вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

    1. Гражданин И.Д. Смелянский оспаривает конституционность пунктов 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которые устанавливают варианты определения расчетного размера трудовой пенсии для оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года исходя из продолжительности общего трудового стажа и содержат перечни включаемых в нее периодов, а также следующих положений Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в жалобе части статей названного Федерального закона ошибочно именуются пунктами):

    части 1 статьи 11, согласно которой в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, выполнявшиеся застрахованными лицами на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации;

    части 8 статьи 13, согласно которой при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу данного Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица;

    части 4 статьи 30, закрепляющей возможность исчисления периодов работы (деятельности), имевших место до дня вступления в силу данного Федерального закона, с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

    Как следует из представленных материалов, заявителю, 15 июня 1960 года рождения, с 15 июня 2017 года была установлена страховая пенсия по старости как лицу, после аварии на Чернобыльской АЭС переселенному из зоны отселения. При этом в страховой стаж И.Д. Смелянского не был засчитан период учебы в медицинском институте, поскольку данному периоду не предшествовали его работа в качестве рабочего или служащего либо служба в составе Вооруженных Сил СССР, как того требовал действовавший в то время абзац тринадцатый пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий (утверждено постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590). Расчетный размер пенсии был исчислен из заработной платы за шестьдесят месяцев подряд, а невозможность определения расчетного размера пенсии из заработной платы заявителя за работу на территории Республики Крым в 2000 - 2001 годы территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации аргументировал отсутствием за данный период сведений индивидуального персонифицированного учета. Правильность такого расчета была подтверждена судами общей юрисдикции, рассматривавшими исковое заявление И.Д. Смелянского.

    По мнению заявителя, оспариваемые положения вступают в противоречие со статьями 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1), 39 и 55 Конституции Российской Федерации в той мере, в какой при назначении после 1 января 2015 года страховых пенсий гражданам Российской Федерации, проживающим в Республике Крым, исключают возможность зачета в страховой стаж при исчислении пенсии периодов обучения в высшем учебном заведении, которые включались в общий трудовой стаж согласно законодательству Союза ССР и Украины, и не предусматривают определение размера пенсии из среднего заработка за 2000 - 2001 годы, подтвержденного документами, выдаваемыми работодателями, чем создают для таких лиц худшие условия реализации пенсионных прав по сравнению как с гражданами Российской Федерации, работавшими в указанный период на территории Российской Федерации, так и с гражданами Российской Федерации, проживающими в Республике Крым, которые являлись получателями пенсий на 31 декабря 2014 года.

    2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

    Конституция Российской Федерации, закрепляя в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) право каждого на социальное обеспечение, включая право на получение пенсий (статья 39, часть 1), не предусматривает право на конкретный размер пенсии и определенный способ ее исчисления; право на пенсионное обеспечение реализуется в пенсионных правоотношениях в порядке и на условиях, установленных законом (статья 39, часть 2).

    Реализация права граждан Российской Федерации на страховые пенсии в настоящее время осуществляется, в частности, в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", с момента вступления в силу которого (т.е. с 1 января 2015 года) Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" в части, не противоречащей ему (части 1 и 3 статьи 36).

    Положения статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предусматривающие правовой механизм оценки приобретенных до 1 января 2002 года пенсионных прав застрахованных лиц, относятся к нормам, регулирующим исчисление размера трудовых пенсий и подлежащим применению в целях определения размеров страховых пенсий.

    Установленные названными законоположениями правила включают в себя несколько вариантов определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц (пункты 3, 4 и 6) как одного из обязательных элементов механизма конвертации ранее приобретенных пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал, предоставив самим застрахованным лицам право выбора наиболее выгодного для них варианта (пункт 2).

    Порядок исчисления расчетного размера трудовой пенсии при оценке приобретенных до 1 января 2002 года пенсионных прав застрахованных лиц в части, касающейся определения размера среднемесячного заработка застрахованного лица, закреплен положениями пунктов 3 и 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в равной мере распространяется на всех лиц, у которых право на назначение трудовой пенсии по старости возникло после указанной даты, обеспечивает индивидуализацию размера трудовой пенсии по старости, обусловленную правовой природой и целевым назначением данной выплаты, исключает возможность произвольного установления пенсионного обеспечения и, по существу, воспроизводит действовавший ранее порядок определения среднемесячного заработка в целях исчисления размера трудовых пенсий по старости.

    Такое правовое регулирование является элементом механизма реализации конституционного права граждан на пенсионное обеспечение, направленного на сохранение ранее приобретенных пенсионных прав при изменении системы пенсионного обеспечения, предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявителя.

    В равной степени на решение названных задач направлены также часть 8 статьи 13 и часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", устанавливающие порядок реализации права застрахованных лиц на пенсионное обеспечение исходя из избранного ими наиболее благоприятного варианта исчисления продолжительности страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ.

    Что касается закрепленного в части 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" правила о включении в страховой стаж застрахованных лиц периодов их работы при условии начисления и уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, с соблюдением которого связывается реализация права на получение страховой пенсии в надлежащем объеме и которому корреспондирует законодательно закрепленная обязанность страхователя своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, то оно призвано обеспечивать нормальное функционирование финансового механизма обязательного пенсионного страхования и, в конечном счете, выплату застрахованным лицам страховых пенсий в размере, предусмотренном законом и адекватном результатам их труда.

    Разрешение же вопроса об изменении порядка исчисления страховых пенсий для граждан Российской Федерации, проживающих в Республике Крым, которым страховые пенсии назначаются после 1 января 2015 года, на чем, как видно из жалобы, настаивает заявитель, не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, определенным в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

    Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

    1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Смелянского Игоря Давыдовича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

    2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

    В данной статье вы узнаете, чем такая выплата отличается от страховой, кто имеет на нее право, что сделать для ее оформления и получения.

    Содержание:

    Социальная пенсия

    Социальная пенсия – это пособие, выделяемое из госбюджета для определенных ФЗ №166 категорий граждан.

    Этот вид государственного пособия выплачивается тем гражданам РФ, которые достигли пенсионного возраста, но не имеют достаточного стажа для назначения трудовой пенсии, а также инвалидам, лицам после потери кормильца, детям, родители которых неизвестны.

    Индексация социальной пенсии в 2021 году

    На размер социальной пенсии влияет размер прожиточного минимума. Как правило, индексация наступает 1 апреля каждого года. Для 2021 года размер индексации будет равен 3,4%. Таким образом, сумма выплат увеличится с 9724 до 10058 рублей.

    Виды социальной пенсии

    Эта выплата назначается в соответствии со ст. 11 ФЗ № 166. Предусмотрено несколько вариантов развития событий, относительно которых начисляются пособия:

    • По старости. Пенсионные выплаты предусмотрены для женщин старше 63 лет и мужчин от 67 лет. Население Крайнего Севера может рассчитывать на них по достижении 47 и 52 лет соответственно. При этом официальный рабочий стаж должен быть не менее 11 лет, а индивидуальный пенсионный коэффициент – составлять минимум 18,6 баллов.

    Стоит обратить внимание, что к 2024 году планируется изменение этих данных до стажа 15 лет и 28,2 баллов ИПК. Если претендент соответствует только по возрасту, размер социального пенсионного платежа будет ниже трудового.

    • По инвалидности. Пенсия не зависит от возраста пенсионера и выплачивается в зависимости от группы инвалидности. Сюда же считают и региональный коэффициент.
    • По потере кормильца. Предусмотрена для граждан, не достигших 23-летнего возраста, которые потеряли обоих или одного из родителей, попечителей или опекунов. Если эти граждане студенты вуза, выплаты будут прекращены после прекращения ими учебы по любой причине. Менять само заведение при этом можно, не имеет значения, получает ли человек стипендию.

    Кто может получить социальную пенсию

    На социальную пенсию могут претендовать не только пенсионеры, имеющие на нее право по достижении определенного возраста, но и инвалиды вне зависимости от возрастной категории.

    Лица, имеющие такой статус с детства, получают пособие независимо от степени инвалидности. Пособие предназначено для следующих категорий граждан, а также лиц без гражданства, проживающих на территории РФ более 15 лет:

    Социальная пенсия не привязана к трудовой, поэтому в некоторых случаях закон предусматривает получение обоих типов пособий. Чаще всего она назначается вдове погибшего военного или родителям призывника, погибшего или получившего травмы во время несения военной службы.

    Сумма выплат социальной пенсии

    В 2021 году размеры этой выплаты следующие:

    • По возрасту – 5606,15 рублей.
    • По инвалидности III группы – 4765,27 рублей.
    • Инвалиды I и II группы – 11212,36 рублей.
    • По потере кормильца – 11212,36 рублей.
    • Инвалиды детства – 13454,64 рубля.
    • Для ветеранов ВОВ, получивших травмы во время военных действий, выплата составляет 32300–39800 рублей.

    Может быть назначена доплата в том случае, если сумма меньше регионального ПМ или федерального. Для доплаты регионального уровня обращаются в органы социальной защиты, а федерального – в Пенсионный Фонд РФ.

    На что стоит обратить внимание в 2021 году

    Пенсионная реформа окончится в 2023 году, это означает, что и показатели выплат будут изменены. Пенсионное пособие по возрасту после 2023 года для мужчин будет назначаться с 70 лет, для женщин – с 65 лет, для проживающих на Крайнем Севере – с 55 и 50 лет соответственно.

    Для населения Москвы продолжат действовать региональные надбавки, это значит, что размер их выплат будет выше, чем у остальных жителей страны. Расчет такой суммы происходит с учетом стандарта, установленного городом или регионом. Объем доплаты также будет определяться разницей между данными ГСС и реальной пенсией, получаемой на руки.

    Минимальное пособие по достижению старости в столице на 2021 год составляет 20222 рублей. Если пенсионеры официально трудоустроены, но их зарплата ниже 20000, доплата составляет 17500 рублей.

    Стоит обратить внимание и на то, что данный стандарт распространяется и на граждан, которые на законных основаниях проживают в Москве более 10 лет. Таким образом, общая сумма выплат не может быть ниже, чем установленный для города прожиточный минимум. На данный момент это 12126 рублей в месяц.

    Сроки назначения социальной пенсии

    Вид социальной пенсии не влияет на сроки выплаты пособия. Все они выплачивается в начале каждого месяца после того, как было оформлено право на их получение. Однако бессрочным является только пособие, выплачиваемому гражданину по старости.

    Для инвалидов действуют определенные сроки, равные срокам до переосвидетельствования их статуса. Существуют и исключения, например, если гражданин с детства будет признан нетрудоспособным, тогда переосвидетельствование не требуется, и пенсия выплачивается ему пожизненно.

    Социальная пенсия по потере кормильца имеет ограничения и не может быть бессрочной. Она выплачивается до тех пор, пока нетрудоспособный член семьи не достигнет 23-летнего возраста или не прекратит учебу в вузе.

    Как происходит выплата социальной пенсии

    Способ получения пособия граждане могут выбрать самостоятельно. Предлагается несколько вариантов получения выплаты, а также выбор среди нескольких организаций, которые будут заниматься выдачей пособия. Варианты:

    Для этого придется регулярно ходить в почтовое отделение по назначенному сотрудниками почты графику. Возможен вариант, при котором почтальон будет приносить пособие домой, для этого все равно потребуется добраться до почтового отделения, чтобы написать там заявление о том, что вы хотите получать пособие на дом.

    Стоит отметить, что если за 6 месяцев пенсионер ни разу не получал деньги и заявления не писал, то выплаты будут прекращены до того момента, как он напишет заявление на получение.

    Это удобный и весьма практичный способ. Пенсия будет приходить на карту любого банка, с которым вы заключите договор, однако есть одно условие – должна работать платежная система МИР.

    Поступление денег будет осуществляться в день выделения из бюджета, а это значит, что пенсионер не столкнется с очередями, задержками, ожиданием почтальона и т.д. Деньги можно снять с карты согласно тарифу вашего банка или оплачивать карточкой безналично.

    Не все пенсионеры хотят или умеют пользоваться пластиковыми картами, но по каким-то причинам им проще пойти в отделение банка, чем почты, например, если оно ближе. Вы можете получить деньги в кассе банка, в котором у вас открыт счет.

    • Организации, способные организовать доставку социальной пенсии.

    Чаще всего ими являются органы социальной защиты населения. Существуют и иные структуры, наделенные такими полномочиями. Какие из них действуют в вашем населенном пункте, вы можете узнать в территориальном органе Пенсионного Фонда РФ.

    Определить вариант получения вы можете самостоятельно. Для этого потребуется написать заявление в ПФР, сделать это можно как на физическом носителе (почтой), так и на электронном, отправив письмо на электронный адрес организации. В письме нужно указать выбранный вариант доставки. Для заявления на почту Пенсионный Фонд выдает соответствующий бланк.

    Для детей действует особый порядок государственных выплат. Если лицо не достигло 14-летнего возраста, доставка выплат будет осуществляться либо на имя несовершеннолетнего, либо на его попечителя на выбор.

    После того как ребенку исполнится 14 лет, он сможет сам получить пособие. Предусмотрены те же способы, что уже были указаны выше. Использовать средства можно на свое усмотрение, отчет в органы опеки не требуется.

    Документы на социальную пенсию

    Чтобы начать получать социальную пенсию, следует оформить право на нее. Для этого потребуются следующие документы:

    • Заявление в Пенсионный Фонд России в форме, определенной самой организацией, бланк можно получить в ПФР. В заявлении нужно не только изъявить свое желание, но и оставить полные данные о себе или лице, которое находится у вас на попечении и имеет право на получение пособия,
    • СНИЛС,
    • Паспорт для гражданина РФ. Если лицо не является гражданином страны, оно может подать вид на жительство и паспорт своей страны,
    • Документы, согласно которым ваше право на получение выплат легально,
    • Свидетельство о рождении,
    • Для инвалидов: выписка из акта освидетельствования, признающего его инвалидом, а также указание группы инвалидности.

    Как оформить социальную пенсию

    Однако стоит обратить внимание на то, что второй способ работает не всегда, а только в том случае, если у организаций есть соглашение о взаимном обмене данными. Узнать это вы можете в своем отделении Пенсионного Фонда или МФЦ.

    Обычно заявление предоставляет лично гражданин, заинтересованный в получении пенсии, однако если это ребенок, за него это могут сделать родители или опекуны. Оформить пособие на взрослого может его работодатель.

    К примеру, социальную пенсию могут получать граждане, которые относятся к малочисленным народам Севера. Женщины могут оформить такое пособие в 50 лет, мужчины — в 55. Однако одно из условий для оформления этого вида выплат — это факт постоянного проживания в подпадающих под эту категорию районах Севера. Также они должны доказать факт своей нетрудоспособности.

    Как получать социальные выплаты без постоянной прописки?

    Законодатели позаботились о таких гражданах. Государственные выплаты в виде социальной пенсии могут выплачиваться по месту, где заявители фактически проживают.

    Нет необходимости в личном посещении МФЦ или Пенсионного Фонда, оформить документы можно и дистанционно. Для этого потребуется зарегистрировать личный кабинет на сайте Госуслуг или ПФР. Заявление система принимает только от авторизованного пользователя.

    Обратите внимание: срок рассмотрения письма организацией занимает 10 календарных дней с момента его получения. Это время необходимо для того, чтобы сотрудники Пенсионного Фонда могли осуществить проверку данных, поданных гражданином.

    Пенсионный Фонд может отказать в заявке, это может быть связано со следующими причинами:

    • В заявке указаны не все сведения или она заполнена неправильно.
    • Иные причины, например, отсутствие права на получение пособия.

    Вне зависимости от того, по какой причине последовал отказ, организация отправит заявителю ответ, где все причины будут изложены в письменной форме. Получить ответ можно будет на почте.

    Дата исчисления, когда было подано обращение, зависит от того в какой форме была подана заявка:

    • Если заявитель лично пришел в Пенсионный Фонд или МФЦ, за него это сделал его работодатель или официальный представитель, то отчет 10 дней начинается с момента принятия документа организацией.
    • Если заявка была отправлена почтой, то днем обращения будет считаться день, указанный на почтовом штемпеле, то есть когда письмо было отправлено, а не получено. Однако Пенсионный Фонд может получить письмо и с заметным опозданием при отправлении почтой, вам придется ждать, как правило, более 10 дней.
    • Если использовался единый портал Госуслуг или официальный сайт самого ПФР, то исходной датой будет считаться дата отправки документа.

    После того как будет получен ответ, заявителю дается три месяца, за это время он должен представить Пенсионному Фонду все необходимые справки и дополнительные документы, которые будут затребованы.

    Чем социальная пенсия отличается от страховой?

    Прежде всего эти два типа выплат отличаются источником финансирования.

    Страховая выделяется из страховых взносов, которые делают работодателями за сотрудника, а социальная выделяется из государственного бюджета. Вторая разновидность предусмотрена для нетрудоспособных граждан, которые не могут получать страховую пенсию, например, не достигли возраста старости.

    Эти два отличия являются основными, однако не единственными. Большая разница также заключается и в самих получателях, если для получения страховой пенсии достаточно официально поработать определенное законом время и достичь определенного ФЗ №166 возраста, то для социальной получатель должен соответствовать следующим требованиям:

    • Иметь официальное признание нетрудоспособности.
    • Официально проживать на территории РФ не менее 15 лет.
    • Права на страховую пенсию при этом быть не должно.

    Государственное пособие может быть назначено в следующих случаях:

    • по старости;
    • получение инвалидности;
    • инвалидам детства;
    • по потере кормильца несовершеннолетним или студентам.

    Могут назначаться разные сроки выплат социальной пенсии, они зависят от основания, на котором она назначается. Таким образом:

    • Социальная пенсия по старости сроков не имеет и выплачивается, пока пенсионер не устроится на работу. Если у пенсионера появится официальная работа, он сможет рассчитывать на страховую пенсию, поэтому социальной лишится.
    • Пособие по потере кормильца выплачивается до 18 лет ребенку, потерявшему одного или обоих родителей. Если такой пенсионер учится на очном отделении вуза, выплаты продолжаются до тех пор, пока он не окончит заведение или не будет отчислен. Кроме этого, выплата прекращается по достижении студентом 23-летнего возраста.
    • По инвалидности социальная пенсия может быть как срочной, так и бессрочной, это зависит от того, должен ли инвалид проходить переосвидетельствование. Срок такой пенсии равен сроку действия свидетельства. Для инвалидов детства выплаты бессрочны.

    Страховая же пенсия бессрочная и привязана только к возрасту пенсионера и его коэффициенту ИПК.

    Анна Хмылова

    Читайте также: