С какого года начались отчисления в пенсионный фонд в беларуси

Обновлено: 16.05.2024

В Беларуси уже не первый год хотят запустить полноценную накопительную пенсионную систему, однако это не удается сделать. Сейчас чиновники обсуждают вариант, чтобы работник мог перечислять на свой личный пенсионный счет до 10% от зарплаты, еще до 3% добавит работодатель. При этом для нанимателя хотят пропорционально снизить размер обязательных страховых взносов. Само по себе решение властей заняться накопительной системой, как считают отдельные эксперты, похвально, но оно во многом запоздалое, а к предложенному варианту есть немало вопросов.


Снимок носит иллюстративный характер. Фото из архива Zerkalo.io

Что хотят ввести чиновники

При этом нагрузка на нанимателей, как обещают чиновники, не вырастет. Уплачивать проценты работникам они будут из средств, предусмотренных на обязательный взнос в бюджет ФСЗН, который составляет 28%. Например, 3% уйдет на добровольное пенсионное страхование работника и 25% — в ФСЗН.

Справка Zerkalo.io. Для большинства нанимателей отчисления на работника составляют 34% (6% зарплатного фонда идет на выплату различных пособий, 28% — на пенсионное страхование). Все застрахованные работники выплачивают 1% от зарплаты.

Если для нанимателей снизят обязательные взносы, то на кого переложат выпадающие поступления?

Чтобы ввести обязательную накопительную пенсию, придется увеличить размер пенсионных отчислений. При этом наниматели настроены категорически против такого шага, а работники к нему пока не готовы. Об этом ранее говорили в Минтруда.

— Если вводить обязательное накопление, мы должны будем задуматься о введении дополнительного тарифа, — пояснял ранее замминистра труда и соцзащиты Валерий Ковальков. — Сегодня Фонд социальной защиты для обеспечения текущих выплат уже вынужден привлекать средства республиканского бюджета. Эти 29% сегодня не покрывают расходы на выплату пенсий, поэтому на накопления их отдать нельзя. Кто-то должен будет эти деньги компенсировать, а это опять республиканский бюджет. Работодатели будут крайне против увеличения дополнительного страхового тарифа, они и так негативно воспринимают эти 28%. Работники к этому пока не готовы.

Фото: Reuters

Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Reuters

Для работников пересмотрят обязательные взносы?

Нет, для работников обязательные страховые взносы не намерены пересматривать. Они по-прежнему будут на уровне 1% от зарплаты.

Сможет ли фонд выжить без возмещения потерь?

В бюджете ФСЗН, из средств которого выплачивают пенсии и пособия, не первый год наблюдается дыра, из-за которой требуются ежегодные вливания — субвенции из госбюджета. Об этом ранее заявлял в числе прочего Александр Лукашенко. Минтруда и другим профильным ведомствам не удается решить эту проблему.

К примеру, в январе–августе этого года в бюджет влили субвенции на 775,9 миллиона рублей.

Куда будут инвестировать деньги из пенсионного фонда?

Накопительная пенсионная система предполагает, что человек начинает откладывать на заслуженный отдых за несколько лет, в некоторых случаях — даже десятилетий. Ее смысл в том, что чем раньше начать это делать, тем бОльшую сумму можно накопить к моменту выхода на пенсию или же делать более мелкие взносы.

В этой ситуации возникает вопрос с тем, куда вложат эти средства, чтобы их не съела инфляция. Второй вопрос: под какой процент будут размещены средства, будет ли он варьироваться, к примеру, в зависимости от суммы отчислений или других факторов. Ранее в Минтруда говорили, что новая накопительная пенсионная схема будет работать через страховые компании.

В Минтруда анализировали российский опыт, где ввели накопительную часть пенсии, но с 2014 года регулярно замораживают эти накопления и переводят их в пенсионный фонд.

— К сожалению, кризис 2015–2016 годов показал, что очень сложно эти деньги сохранить и, главное, приумножить, чтобы сохранить покупательную способность, — отмечал ранее Валерий Ковальков. — Россия столкнулась с тем, что пенсионный фонд получил отрицательную доходность, и после этого накопления немножко заморозили. Я думаю, что речь о введении обязательного накопления может идти, только когда мы точно почувствуем стабилизацию экономики, — констатировал Валерий Ковальков.

Наследовать можно будет пенсионные отчисления по новой схеме?

Министр не уточнила, речь только о той сумме, которую внесет работник, или и о той, которую заплатит наниматель. Скорее всего, речь идет только о средствах работников, так как сейчас обязательные отчисления в ФСЗН не наследуются.

А что будет с пенсионными страховками, которые белорусы уже оформили?

Чиновники планируют, что пенсионные договоры, которые белорусы уже оформили в страховых компаниях через нанимателей или самостоятельно, сохранятся. То есть их можно будет продолжать пополнять.

Почему белорусы до сих пор не спешили накапливать на старость через страховки

Среди причин — недоверие к финансовой системе (в том числе из-за высокой инфляции), отсутствие лишних денег на дополнительное страхование (в среднестатистической семье только на еду приходится почти 40% от всех потребительских расходов), падение уровня доходов.


При назначении пенсии одной из главных проблем всегда является подтверждение советского стажа.

Это показатель, который имеет огромное значение для размера назначаемой пенсии, поскольку дает право на ряд дополнительных надбавок (валоризация, стажевый коэффициент).

Поэтому очень важно представить в ПФР как можно больше доказательств стажа, дабы пенсия была рассчитана с учетом его максимальной продолжительности.

Те, кто еще не сталкивался с назначением пенсии, обычно полагают, что трудовой книжки вполне будет достаточно для того, чтобы подтвердить весь стаж.

Но когда дело действительно доходит до оформления пенсии, человек получает в ПФР внушительный список документов, которые нужно представить помимо трудовой книжки.

А получить документы о советском стаже — крайне сложная задача, учитывая, сколько времени уже прошло. В связи с этим стоит приступать к сбору документов о стаже заранее, а для этого нужно представлять, что именно необходимо.

Предлагаю рассмотреть, все возможные способы подтверждения советского стажа.

1. В уточнение трудовой книжки (если в ней указаны неточные сведения, есть исправления и т.п.) нужно представить:

— трудовой договор или справку о подтверждении работы в указанный период (если работодатель еще существует или у него остался преемник) - со ссылкой на приказы о приеме на работу и увольнении;

— архивные выписки из приказов, ведомости на получение зарплаты, копии лицевых счетов работников (если работодатель ликвидировался и сдал документы в архив);

— справку о переименованиях (или реорганизациях) предприятия-работодателя (если в трудовой книжке указаны разные наименования работодателя).

2. Если работа выполнялась без оформления трудовой книжки, можно подтвердить стаж следующими документами:

— гражданско-правовой договор (авторский договор, договор подряда или оказания услуг), но дополнительно требуется справка или официальная отметка на договоре о перечислении в бюджет обязательных платежей (единый социальный налог, взносы в ПФР и т.д.);

— если договор не заключался, то в любом случае нужен документ об уплате обязательных платежей в бюджет (например, работа няней, домашней работницей, в составе крестьянского хозяйства и т.д.).

Как подтвердить уплату обязательных платежей в бюджет?

— за период до 1991 года обязательными платежами признаются взносы, уплаченные на государственное социальное страхование.

Сведения о них можно получить только в архивах финансовых органов.

— за период с 1991 года по 2000 год и с 2002 года - в архивах Пенсионного фонда РФ (об уплате взносов на обязательное пенсионное страхование);

— за 2001 год — в архивах налоговой службы (об уплате единого социального налога).

На практике крайне сложно найти документальные подтверждения об уплате обязательных платежей в бюджет за старые годы (особенно за 1990-е годы, когда страна переходила на рельсы рыночной экономики).

Поэтому единственной возможностью подтвердить стаж остается судебное решение: представить суду копии платежных документов и любые другие сохранившиеся документы, которые прямо или косвенно подтверждают уплату обязательных платежей в бюджет.

Суды, в отличие от органов ПФР, могут принимать любые доказательства стажа (единственное, что не допускается, - это подтверждать уплату налогов свидетельскими показаниями).

Если работа выполнялась по трудовому договору, подтверждать уплату обязательных платежей не требуется.

3. Нестраховые периоды, которые включаются в стаж, подтверждаются следующими документами:

— воинская служба - воинским билетом, справкой из воинской части или записью в трудовой книжке;

— период получения пособия по безработице - справкой из центра занятости населения;

— период ухода за ребенком до полутора лет - свидетельством о рождении ребенка, справкой из жилищной организации о совместном проживании или справкой от работодателя о начальной и конечной дате нахождения в отпуске по уходу за ребенком.

При этом в ПФР должны быть предоставлены сведения о втором родителей ребенка (чтобы проверить, не включен ли ему в стаж отпуск по уходу за ребенком),

— период ухода за инвалидом 1 группы или престарелым - решением органа ПФР об удостоверении периода ухода, справку о совместном проживании.

Если ухаживающий проживал отдельно, то дополнительно нужно письменное подтверждение от нетрудоспособного (или члена его семьи) о периоде фактического ухода.

4. В тех случаях, когда документы о стаже невозможно представить (не сохранились), возможно подтверждение стажа свидетельскими показаниями.

Для этого нужно обратиться в орган ПФР с двумя свидетелями своей трудовой деятельности и представить письменный ответ из архива об отсутствии документов.

Но следует учитывать, что свидетелями можно подтвердить не более половины всего стажа, а льготный стаж (который дает право на досрочную пенсию) по свидетельским показаниям не устанавливается вовсе (прямой запрет в законе).

Позаботьтесь о подтверждении своего стажа заранее!

АКЦИЯ ГОДА

http://zabelarus.com/wp-content/uploads/2020/05/00011.jpg

Действующая солидарная система не гарантирует достойной жизни на пенсии. Наполняемость пенсионного фонда продолжает ухудшаться из-за сложной демографической ситуации и старения населения. Предпринимаемые меры властей по повышению пенсионного возраста не улучшают положения. Непрозрачность пенсионных начислений не способствует доверию населения к системе, что препятствует проведению ее реформирования. Высокая налоговая нагрузка на бизнес способствует использования серых схем по ее снижению, что в долгосрочной перспективе приводит к росту дефицита средств в пенсионном фонде.

Пенсионная реформа предусматривает упрощение пенсионной формулы и дебюрократизацию системы, повышение финансовой грамотности населения относительно важности своего участия в обеспечении достойного уровня жизни на пенсии. Введение обязательной накопительной пенсии будет способствовать устойчивости пенсионной системы в долгосрочной перспективе, а также заинтересованности работников в отчислениях на достойную старость.

Пенсии

ПРОБЛЕМЫ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРЫХ НАПРАВЛЕНА РЕФОРМА

1. Кризис солидарной пенсионной системы и наполнения пенсионного фонда в связи с неблагоприятной демографической ситуацией.

Сейчас те, кто работает сегодня, оплачивая из своих заработков взносы в пенсионный фонд, обеспечивают тех, кто получает пенсии. Сегодня на одного пенсионера в Беларуси приходится около 1,7 работающих. К 2050 году каждому работающему придется производить отчисления на содержание своей семьи и одного пенсионера.

Попытка государства разрешить проблему наполнения пенсионного фонда за счет увеличение пенсионного возраста не приносит результаты. В связи с низкой рождаемостью прогнозируется увеличение пенсионной нагрузки на работающих в долгосрочной перспективе.

В настоящее время в Беларуси один из самых высоких на постсоветском

пространстве уровень пенсионных взносов, который составляет для большинства работодателей 34%:

28 % идет на пенсионное страхование,

6 % на социальное страхование.

Для работника этот тариф составляет 1 %, который удерживается из его заработной платы.

3. Непрозрачность страховой пенсионной системы, отсутствие стимулов для работника делать отчисления в Фонд социальной занятости населения ( ФСЗН ) или же пенсионные накопления.

В Беларуси нет практики заранее информировать гражданина о размере пенсии. Самому работнику крайне затруднительно самостоятельно определить размер своей будущей пенсии из-за сложности расчетов.

Большинство граждан не задумывается или не знает о том, как формируется ФСЗН (в том числе пенсионный фонд). В результате у граждан формируется искаженное представление о том, что пенсии и пособия им платит государство.

Вся сфера пенсионного страхования в Беларуси монополизирована, а альтернативных предложений по обеспечению старости на рынке отсутствуют. Для того, чтобы официально получать пенсию необходимо уплачивать страховые взносы в ФСЗН либо воспользоваться

Обязательным условием для трудовой пенсию по возрасту и за выслугу лет является наличие стажа работы с уплатой взносов в бюджет. Однако в последние годы государство постоянно увеличивает минимальный страховой стаж. С 2015 года произошло увеличение с 10 до 15 лет , хотя еще в 2013 года он составлял 5 лет. Эта тенденция продолжится и к 2025 году для получения трудовой пенсии необходимо будет иметь стаж в 20 лет.

В страховой стаж, в отличие от общего, из-за отсутствия отчислений в ФСЗН не включаются :

Периоды, в течение которых было назначено пособие по безработице;

Отпуск по уходу за инвалидом/ребенком-инвалидом/лицом старше 80 лет;

Дневное обучение в высшем и среднем специальном учебном заведении.

При этом целая группа граждан очутилась в ловушке страхового стажа. Часть работников, которые в период нововведений достигают пенсионного возраста и имеют достаточный страховой стаж по старым правилам, не дотягивают до страхового стажа по новым правилам. Эти люди не могут получить ни пенсию по возрасту на общих основаниях, ни социальную пенсию.

5. Невысокий размер трудовых пенсий для большинства работников и исключительные пенсионные условия для отдельных групп граждан.

Распределительная пенсионная система в Беларуси характеризуется, с одной стороны, низким уровнем размеров трудовых пенсий, с другой — высоким тарифом страховых взносов.

Средний размер пенсии по возрасту в январе 2020 года составил 445,90 бел.руб., а номинальная начисленная средняя зарплата работников 1118,10 бел. руб.

Соотношение средней пенсии по возрасту и средней заработной платы в январе 2020 года по Беларуси составило 39,9%.

Вместе с тем, у госслужащих, сотрудников МВД, КГБ, МЧС, военнослужащих пенсии значительно выше, чем у остальных пенсионеров. К примеру, пенсионное обеспечение военнослужащих регулируется в рамках особого законодательства, а выплаты производятся из республиканского бюджета, а не пенсионного фонда.

6. Невыгодные условия для трудовой занятости пожилых людей на пенсии.

В Беларуси трудовую деятельность продолжают около 600 тыс. пенсионеров.

Эти граждане (и предприятия, на которых они работают) продолжают делать отчисления в ФСЗН и, соответственно, оплачивать собственные пенсионные выплаты.

Работающим пенсионерам с более высоким коэффициентом заработка (выше 1,3) пенсионные выплаты производятся не в полном размере. При этом они не освобождаются от оплаты страховых взносов в ФСЗН, что в результате приводит к формированию серого рынка труда, на котором часть пенсионеров занята нелегально.

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ / ЗАДАЧИ РЕФОРМЫ

Обеспечение прозрачности пенсионной системы и повышение доверия населения.

Обеспечение устойчивости пенсионной системы и пенсионного фонда.

Повышение эффективности накопления и расходования средств.

Повышение уровня пенсий по возрасту.

Поддержание приемлемого уровня страховой нагрузки для бизнеса.

Введение обязательного накопительного уровня пенсионной системы.

ОСНОВНЫЕ МЕРЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ РЕФОРМ

1. Выравнивание возраста выхода на пенсию для мужчин и женщин до 60 лет.

Вопрос повышения пенсионного возраста тесно связан с сохранением трудоспособности, созданием новых рабочих мест на рынке труда для лиц предпенсионного возраста, снижением уровня безработицы. В возрасте, дающем право на пенсию, может трудиться

80% людей, но при этом лишь 1⁄3 — на прежнем рабочем месте, а 2⁄3 — с неполным рабочим днем либо выполняя работу на дому.

2. Упрощение системы органов социального обеспечения и объединение Министерства труда и социальной защиты и его органов на местах с органами управления Фонда социальной защиты населения (ФСЗН) .

соответствующие фонды, из средств которых осуществляется социальное обеспечение.

3. Унификация пенсионного законодательства и выравнивание условий по пенсионному обеспечению для всех граждан без привилегированных категорий.

Следует отказаться от множественных пенсионных льгот. Так пенсии за выслугу лет и пенсии, связанные с определенными видами профессиональной деятельности, должны рассматриваться как разновидность трудовых пенсий без привилегированных коэффициентов

4. Отмена понижающего коэффициента и отмена взносов в ФСЗН для работающих на пенсии.

Это станет стимулом для продолжения трудовой занятости работников в пенсионном возрасте и присутствию пенсионеров на рынке труда необходима.

5. Включение в страховой стаж следующих периодов:

получение пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

уход одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста трёх лет;

получение пособия по безработице;

содержание под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы;

уход, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;

Дневное обучение в высшем и среднем специальном учебном заведении.

6. Введение обязательного накопительного уровня с сохранением базового пакета социальной пенсии.

Государство сохраняет солидарную пенсионную систему в качестве базовой ступени и берет на себя обязательства по ее функционированию. Обеспечение этого вида пенсий гарантируется отдельной статьей расходов из средств, поступающих в виде социального налога от нанимателей и предпринимателей, в государственный пенсионный фонд. Размер этой части пенсии соответствует минимальному прожиточному минимуму.

Вторую ступень формируют пенсионные накопительные фонды, которые создаются как независимые организации. Платежи в бюджет этих фондов поступают от государства и частных лиц. Работы накопительных фондов регламентируются и контролируются государством.

7. Перераспределение обязательных пенсионных взносов между государственным пенсионным фондом социального страхования и накопительными фондами.

Реформа предусматривает постепенное увеличение отчислений в накопительный фонд на именной счет гражданина 10% от его зарплаты к 2030 году (с шагом 1% в год).

При этом взносы распределяются следующим образом: на именной счет в выбранном работником пенсионном фонде перечисляется 50% пенсионного взноса из его зарплаты, а государство переводит дополнительные 50% суммы. Этим государство стимулирует гражданина участвовать во второй ступени пенсионной системы.

Одновременно проводится снижение нагрузки на предприятия по выплатам в пенсионный фонд до 24% (с шагом 1% в год).

8. Внесение изменений в налоговое законодательство и льготы для участников накопительной системы.

Для предприятий предусмотреть вычеты из налогооблагаемой базы по прибыли, а для индивидуальных предпринимателей снижение ставок единого налога в зависимости от размера накопительных взносов, для работников льготы по подоходному налогу.

9. Передача в Накопительные пенсионные фонды не менее 25% акций крупных госпредприятий или 25% средств от приватизации госимущества.

ОРГАНЫ, КОТОРЫЕ ПРИНИМАЮТ РЕШЕНИЕ

— Министерство труда и социальной защиты;

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ

— Разработка и принятие в Республике Беларусь Кодекса о социальном обеспечении.


На сайте Минского городского управления ФСЗН Минтруда и соцзащиты (МГУ) опубликованы разъяснения по вопросам уплаты страховых взносов некоторыми категориями плательщиков – самозанятыми гражданами, ремесленниками, работающими за границей, для формирования ими права на пенсию. Обращения плательщиков рассмотрела первый заместитель начальника МГУ Екатерина ЛИХАЧЕВА.

Самозанятые

Самозанятые физические лица, осуществляющие не­пред­принимательскую деятельность, получили право на добровольной основе участ­вовать в государственном социальном страховании с 1 ян­варя 2019 г.

Полный перечень видов деятельности, не относящихся к предпринимательской, закреплен в ст. 1 Граж­данского кодекса и ст. 337 Налогового кодекса.

Для обеспечения своего пенсионного будущего самозанятым необходимо стать на учет в территориальном органе фонда и уплачивать обязательные страховые взносы в ФСЗН.

Сумма взносов составляет 29% от определяемого самостоятельно дохода, но не менее 29% минимальной заработной платы по республике, установленной и проиндексированной в соответствии с законодательством (МЗП).

Например, за январь 2019 г. минимальная сумма взносов составила 95,7 руб. (330 х 29%).

Страховые взносы можно уплачивать ежемесячно, ежеквартально или 1 раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.

Взносы уплачиваются за периоды осуществления деятельности.

Декларировать периоды осуществления (неосуществления) деятельности необходимо 1 раз в год не позднее 31 марта года, следующего за отчетным, путем представления сведений персонифицированного учета по форме ПУ-3.

Для постановки на учет нужно обратиться в районный отдел фонда по месту регистрации с паспортом (иным документом, удостоверяющим личность), документом, подтверждающим осуществление деятельности (например, квитанция об уплате единого налога).

Взносы уплачиваются с даты постановки на учет.

Период уплаты взносов засчитывается в страховой стаж и учитывается при реализации права на пенсию при достижении пенсионного возраста, инвалидности.

Справочно: сегодня для получения пенсии по возрасту необходимо наличие 17 лет трудового стажа, а к 2025 г. этот порог увеличится до 20 лет.

Постановка и снятие с учета в органах Фонда являются добровольными. Самозанятые сами определяют период уплаты взносов для фор­мирования своего трудового стажа.

Обратите внимание: больничные листки самозанятым лицам не оплачиваются. Им предоставлено право добровольного участия только в пен­сионном страховании, при уплате взносов в размере 29% дохода или МЗП. Право на оплату больничных листков есть у ИП, размер взносов для которых составляет 35%.

Но даже если самозанятый будет уплачивать взносы в размере больше установленного для него минимума, это не повлияет на право оплаты больничных листков. Повышенная ставка для отчислений отразится только на размере будущей пенсии.

Ремесленники

Ремесленники участвуют в системе государственного соцстрахования на добровольной основе.

Как и самозанятые граждане, ремесленники могут стать на учет в органах ФСЗН, уплачивать страховые взносы на пенсионное обеспечение в размере 29% из определяемого ими дохода за период осуществления деятельности. При этом сумма обязательных страховых взносов должна быть не менее суммы, исчисленной за указанный период из суммы размеров МЗП.

Страховые взносы можно уплачивать как ежемесячно и ежеквартально, так и 1 раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.

Декларирование периодов осуществления (неосуществления) деятельности производится ремесленниками 1 раз в год не позднее 31 марта года, следующего за отчетным, путем представления сведений персонифицированного учета по форме ПУ- 3.

Если исчисление взносов будет производиться из суммы меньшей, чем МЗП, время для исчисления страхового стажа будет рассчитано дифференцированно.

Допустим, если ремесленник или ИП работал в течение года 6 месяцев, а взносы за этот период уплачивал из суммы меньшей, чем МЗП, то в страховой стаж ему будет засчитано, например, 4 месяца.

Работающие пенсионеры

Если пенсионер осуществляет непредпринимательскую деятельность, например, оказывает репетиторские услуги, обязанность по уплате взносов в ФСЗН у него не возникает, поскольку самозанятые лица добровольно участвуют в пенсионном страховании.

После назначения общеустановленной по возрасту пенсии стаж может быть добавлен только в случае отказа от получения пенсии. То есть, если пенсионер собирается дальше формировать пенсионный стаж и откажется от пенсии, тогда нужно регистрироваться и уплачивать взносы в ФСЗН. В таком случае он будет получать доходы от оказания репетиторских услуг и не получать пенсию. И за этот период пенсионный стаж будет пересчитан. То есть смысл в уплате взносов есть только в случае отказа от пенсии.

Если пенсионер зарегистрировался ИП, он обязан сообщить об этом в органы по труду, занятости и социальной защите: размер его пенсии в этом случае будет уменьшен.

При этом не имеет значения, осуществляет предприниматель-пенсионер деятельность или нет, имеет доходы или нет. Ограничение пенсии производится именно по факту регистрации в качестве ИП.

Работающие за границей

К отдельным категориям граждан, которые имеют право самостоятельно уплачивать страховые взносы в бюджет ФСЗН, относятся, в частности, граждане, работающие за пределами Беларуси.

Чтобы самостоятельно уплачивать взносы, таким гражданам необходимо обратиться в территориальный орган ФСЗН месту своей регистрации с документом, удостоверяющим личность, и трудовым и (или) гражданско-правовым договором с иностранным нанимателем, переведенным на один из государственных языков РБ (белорусский или рус­ский), и написать соответствующее заявление о постановке на учет.

После постановки на учет в органах фонда граждане, работающие за пределами страны, обязаны самостоятельно уплачивать страховые взносы. Иными словами, изъявив желание участвовать в государственном социальном страховании, гражданин приобретает обязанность уплачивать взносы до даты снятия с учета в органах фонда. Дата снятия с учета является добровольной, как и постановка на учет. Таким гражданам необходимо 1 раз в год представлять в ФСЗН форму ПУ-3.

За период уплаты страховых взносов формируется трудовой стаж на пенсию.

Криптовалютчики

Майнинг, приобретение, отчуждение цифровых знаков (токенов) не относятся к предпринимательской деятельности согласно ст. 1 ГК.

Соответственно, по такой деятельности гражданам предоставлено право уплачивать взносы в ФСЗН на добровольной основе.

На лиц, занимающихся майнингом, распространяются все требования законодательства, касающиеся самозанятых: можно зарегистрироваться в органах ФСЗН и уплачивать 29% от минимальной заработной платы, установленной в республике с учетом индексации.

Читайте также: