Регистрация в есиа пенсионный фонд что это

Обновлено: 05.05.2024

Единая система идентификации и авторизации (ЕСИА) – это единственный способ верифицировать личность пользователя. Если продукт работает с деньгами, решает юридические задачи или работает с медицинскими данными, без интеграции с ЕСИА не обойтись. Рассказываем, что нужно знать, чтобы работать с этой инфраструктурой.

ЕСИА появилась в 2010 году и изначально использовалась для авторизации на Портале госуслуг. За прошедшее время возможности системы постоянно развивались, и сегодня коммерческие организации используют её, чтобы связывать учётные записи пользователя с их оффлайн-личностью.

То есть если компании нужно удостовериться, что по ту сторону экрана действительно тот человек, которым представился пользователь, ЕСИА предоставляет такую возможность. И самое главное – эта идентификация имеет юридическую значимость.

1. Клиент может подписывать юридически значимые электронные документы, получать защищённый доступ к конфиденциальной информации, медицинским данным и т.д.

2. Появляется возможность автоматически заполнять в анкетах и заявках персональные данные клиента: ФИО, данные паспорта, ИНН, информация о детях и др. При этом компания может быть уверена, что эти данные абсолютно верны и правдивы.

3. Страховые компании и банки могут продавать через приложение свои продукты. И никаких расходов, которые связаны с традиционными, оффлайновыми каналами продаж – не нужно собирать документы, приглашать человека в офис, достаточно разработать скрипт для колл-центра.

4. Для пользователя верификация с ЕСИА повышает доверие к сервису и делает саму процедуру удобнее – не нужно помнить дополнительные пароли, просто нажимаешь знакомую кнопку и всё.

В наших проектах интеграция ЕСИА активно используется в продуктах страховых компаний. Это позволяет клиентам покупать полисы ОСАГО, отправлять извещения о ДТП при оформлении заявок на урегулирование убытков. Это критически важная функция для сценариев заявления о страховых случаях по ОСАГО, когда пользователь не является клиентом данной страховой компании.

ЕСИА является прослойкой между стандартным содержанием приложения и его защищёнными данными. Если пользователю не требуются услуги, которые требуют верификации личности, он может не проходить дополнительную авторизацию. Когда же он захочет попасть в этот раздел, приложение переадресует его на Портал госуслуг, а после успешной авторизации – вернёт обратно.

Технически процесс выглядит так:

1. Пользователь обращается к защищённому ресурсу информационной системы (например, при онлайн-покупке полиса ОСАГО).

2. Информационная система направляет в ЕСИА запрос на аутентификацию.

3. ЕСИА проверяет, есть ли у пользователя открытая сессия, т.е. авторизовался ли он уже ранее. Если такой сессии нет, ЕСИА направляет пользователя на веб-страницу, чтобы он ввёл свой логин и пароль.

4. После успешной аутентификации ЕСИА передаёт в информационную систему пакет с идентификационными данными пользователя, информацию об уровне его учётной записи и контексте аутентификации.

5. На основании этой информации система открывает пользователю доступ.

Процедура подключения занимает около месяца. Это время включает регистрацию необходимых аккаунтов, получение данных от Минцифры, работы по интеграции ИС.

1. Зарегистрируйте руководителя организации на Портале госуслуг. Регистрировать компании в ЕСИА могут только те их представители, которые вправе действовать без доверенности. Им понадобится подтверждённая учётная запись физического лица – т.е. нужно будет не только указать свои данные, но и обратиться в банк или МФЦ для верификации. В последнее время многие банки позволяют сделать это онлайн, через их приложения.

2. Зарегистрируйте вашу организацию.

a. Получите квалифицированную электронную подпись (КЭП) на руководителя организации.

b. Зарегистрируйте юридическое лицо в профиле ЕСИА.

c. Оформите КЭП для юридического лица.

Оформлением КЭП занимаются аккредитованные удостоверяющие центры. Подробная инструкция по этому процессу здесь.

3. Зарегистрируйте информационную систему в ЕСИА.

4. Доработайте систему для обмена данными с ЕСИА.

Аутентификация пользователей в ЕСИА происходит по OAuth 2.0 и OpenID Connect 1.0. Компании необходимо сгенерировать закрытый ключ и сертификат открытого ключа, зарегистрировать его на технологическом портале. Стоит отметить, что ЕСИА поддерживает только российские алгоритмы шифрования ГОСТ Р 34.10-2012 и ГОСТ Р 34.11-2012.

Стоит отдельно отметить, что если в компании уже используются средства верификации пользователей посредством Single Sign-On, то особых технических трудностей при подключении к ЕСИА не будет.

5. Подключитесь к тестовой среде ЕСИА

6. Подключитесь к промышленной среде ЕСИА

Полезные ссылки

Осталось выяснить как сделать так, чтобы у каждого в РФ был подтвержденный аккаунт Госуслугах. У более половины пользователей телемедицинских услуг например, его нет.

развитие не остановить - от наличных денег граждане уже почти отвыкли, электронные услуги наверняка тоже будут только развиваться

А для чего еще можно использовать токен? Например аутентификация пользователя в стороннем портале??

на каждом новом сайте нужно авторизоваться заново и получать новый токен, повторное использование угрожало бы безопасности пользователя

А для гос служащих есиа можно подключить?

В пункте №4 неточность: ключи для работы с ЕСИА нужно не самим генерить, а покупать в удостоверяющем центре, т.е. они должны быть квалифицированные.

спасибо за уточнение) мы готовили инструкцию по информации с ПГУ - там в этом пункте УЦ не упоминаются

Осталось только дописать какие компании могут воспользоваться этим сервисом. Обычное ООО как я понял не может, нужно иметь явный допуск прописанный в законе.
В регламенте этого не прописано, но прописано в 115 ФЗ насколько знаю и в 710 ФЗ.
И варианта 2 - либо вы
- медицинские учреждения;
- банки и МФО (микрофинансовые организации);
- страховщики;
- лицензированные брокеры, дилеры, финансовые управляющие и другие - лица, профессионально работающие с финансовыми инструментами;
- НПФ (негосударственные пенсионные фонды);
- операторы связи.

И тогда вы на основе 115 ФЗ можете податься и вам дадут доступ.
Либо вы можете написать в ЦБ что хотите поучаствовать в эксперименте который сейчас проходит и подключиться как простая компания, написать им письмо нужно. И они могут согласиться, сейчас так авито например подключается.

Был ещё 3 вариант, работать через прослойку, например IDX. Но сейчас в связи с недавним изменением законодательства такой возможности более нет.

Читайте также: