Порядок и условия пенсионного обеспечения лиц прибывших из республик бывшего ссср

Обновлено: 05.05.2024

Пенсионное обеспечение лиц, проживающих за границей, осуществляется в соответствии с Федеральными законами “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации” от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ, “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, “О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации” от 06.03.2001 г. № 21-ФЗ и рядом других нормативно-правовых актов, если иное не предусмотрено международными договорами (соглашениями) Российской Федерации. При этом имеется ряд особенностей пенсионного обеспечения этих лиц.

Выплата пенсий лицам, проживающим за границей, осуществляется в соответствии со статьёй 24 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, Федеральным законом от 06.03.2001 г. № 21-ФЗ и Положением “О порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы Российской Федерации”, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.2002 г. № 510. Данные нормативно-правовые акты подлежат применению только в случае отсутствия международного договора (соглашения), предусматривающего иной порядок пенсионного обеспечения лиц, проживающих за границей.

В настоящее время право лиц, выехавших на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации, на пенсионное обеспечение в соответствии с российским законодательством может реализовываться по трём вариантам:

• восстановление выплаты пенсий, которые были назначены в соответствии с законодательством Российской Федерации до отъезда из России. Этот вариант распространяется как на граждан России, так и на иностранных граждан и лиц без гражданства. То есть если иностранцу была назначена российская пенсия, он будет продолжать её получать в случае соответствующего волеизъявления и при выезде из России;

• новое назначение пенсий лицам, выехавшим за рубеж до наступления права на пенсионное обеспечение. Это вариант может быть реализован только при условии наличия российского гражданства. То есть если иностранец, работавший в России, выехал из страны, к примеру, до наступления пенсионного возраста, пенсия ему не может быть назначена, если иное не предусмотрено международным договором;

• на основании международных соглашений (договоров) Российской Федерации в области пенсионного обеспечения (в том числе на основании Соглашения с Литовской Республикой в отношении граждан, выехавших на жительство в Литву).

В настоящее время при установлении и выплате пенсий Пенсионным фондом Российской Федерации (далее – ПФР) и его территориальными органами применяются 12 пенсионных международных договоров, которые условно можно дифференцировать на две группы: соглашения, подписанные и ратифицированные СССР (в данном случае Россия выступает их участником как государство-правопреемник СССР), и соглашения, подписанные Российской Федерацией.

Подписанные СССР

Подписанные Россией

1. Соглашение между СССР

и Чехословацкой Республикой

о социальном обеспечении

от 2 декабря 1959 г.;

2. Соглашение между СССР и Румынской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 декабря 1960 г.;

3.Соглашение между СССР

и Венгерской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 20 декабря 1962 г.;

4. Соглашение между СССР

и Монгольской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 6 апреля 1981 г.

1. Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 г.*;

2. Временное Соглашение между Правительством РФ и Правительством Украины о гарантиях прав граждан, работавших в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в области пенсионного обеспечения от 15 января 1993 г.;

3. Договор между РФ и Королевством Испания о социальном обеспечении от 11 апреля 1994 г.;

4. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 г.;

5. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан от 27 апреля 1996 г.;

6. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Литовской Республики о пенсионном обеспечении от 29 июня 1999 г.;

7. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16 мая 1997 г.;

8. Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь

о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 г.

* Участниками данного Соглашения на сегодняшний день являются: Российская Федерация, Казахстан, Украи­на, Армения, Таджикистан, Туркменистан, Киргизия, Узбекистан.

Из этих договоров три построены с использованием пропорционального принципа и предусматривают выплату пенсий за рубеж в отношении граждан договаривающихся сторон: с Испанией, Украиной и Белоруссией. Другие, как и Соглашение с Литвой, основаны на территориальном принципе и предусматривают осуществление пенсионного обеспечения по законодательству страны проживания, то есть выплата российских пенсий, как правило, в такие страны не производится.

Условия назначения и исчисления размера пенсии в отношении граждан, проживающих за рубежом, аналогичны условиям, действующим для лиц, которые живут в России, если иное не предусмотрено международным соглашением. При выполнении необходимых требований они могут иметь право на установление (восстановление) пенсии любого вида, кроме социальной, которая представляет собой по своей природе социальное пособие и за рубеж не переводится.

Порядок обращения за получением пенсии лиц, проживающих за границей, зависит от варианта реализации соответствующего права: восстанавливается ли выплата пенсии, осуществляется ли новое назначение пенсии или происходит её установление исходя из норм международного договора.

Назначение пенсии в соответствии с международным договором осуществляется на основании формуляров связи, которыми обмениваются компетентные органы договаривающихся сторон.

Гражданам, которым в России была установлена пенсия, перед выездом за границу на постоянное место жительства по их желанию и на основании необходимых документов выплачивается пенсия в российских рублях за шесть месяцев вперёд (то есть авансом).

В дальнейшем этим лицам на основании их письменного заявления пенсия может переводиться за пределы Российской Федерации по месту их постоянного жительства. Такое заявление подаётся в ПФР. Кроме того, в Пенсионный фонд Российской Федерации представляются документ, подтверждающий место постоянного жительства гражданина за пределами Российской Федерации, и справка о дате выезда на постоянное жительство из Российской Федерации (переезда из одного государства в другое) (образцы смотрите в ссылке “Бланки заявлений, справок, свидетельств”).

Документ, подтверждающий место постоянного жительства гражданина за пределами Российской Федерации, выдаётся дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации либо компетентным органом (должностным лицом) иностранного государства, справка о дате выезда - дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации.

ПФР на основании заявления гражданина и документов для организации выплаты пенсии запрашивает у органа, осуществлявшего пенсионное обеспечение гражданина на территории Российской Федерации, справку по его пенсионному делу по установленное форме.

После получения справки по пенсионному делу гражданина, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, ПФР осуществляет перевод пенсии за пределы Российской Федерации.

Перевод пенсии за пределы Российской Федерации производится начиная с месяца, следующего за месяцем выезда гражданина за пределы Российской Федерации, но не ранее чем со дня, до которого выплачена пенсия в российских рублях (с учётом выплаты пенсии за шесть месяцев вперёд перед выездом).

Обращение за новым назначением пенсии осуществляется в общем порядке. Граждане постоянно проживающие за границей, подают заявление о назначении пенсии непосредственно в ПФР со всеми необходимыми документами (удостоверяющие личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству, о страховом стаже и среднемесячном заработке). В необходимых случаях (при назначении конкретного вида пенсии) прилагаются дополнительные документы, определенные законодательством.

Документы вправе представить в ПФР и доверенное лицо гражданина.

В ПФР по результатам рассмотрения заявления и всех необходимых документов выносится решение о назначении пенсии либо об отказе в её назначении.

Перевод пенсии за пределы Российской Федерации производится при условии представления в ПФР документа, подтверждающего факт нахождения гражданина в живых, на 31 декабря каждого года (образец смотрите в рубрике “Бланки заявлений, справок, свидетельств”).

Такой документ выдаётся дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации за границей, нотариусом на территории Российской Федерации либо компетентным органом (должностным лицом) иностранного государства.

В случае непредставления указанного документа выплата пенсии приостанавливается (прекращается) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. После представления выплата пенсии возобновляется (восстанавливается) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет перевод пенсии гражданину на его счёт в банке или другом финансово-кредитном учреждении иностранного государства, котором он постоянно проживает, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

Перевод пенсии за пределы Российской Федерации производится в иностранной валюте по курсу рубля, установленному Центральным банком Российской Федерации на день совершения операции.

Выплата пенсий за пределы Российской Федерации осуществляется один раз в квартал. Сложившаяся с учётом международного опыта практика позволяет сократить затраты пенсионеров, поскольку банковские или иные финансово-кредитные учреждения иностранного государства, в котором они постоянно проживают, взимают с пенсионера определённую плату при получении пенсии.

Важно, что гражданам, проживающим за рубежом, пенсия может выплачиваться и на территории России. Заявление о выплате пенсии на территории Российской Федерации и соответствующие документы подаются в орган, осуществлявший пенсионное обеспечение гражданина на территории Российской Федерации. Также и граждане, постоянно проживающие за границей, но имеющие регистрацию по месту пребывания (жительства) на территории Российской Федерации и изъявившие желание получать пенсию на территории Российской Федерации, подают заявление в соответствующий территориальный орган ПФР.

Как отмечалось выше, согласно пунктам 11 и 23 Положения от 08.07.2002 г. № 510 гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, пенсия (кроме социальной), назначенная в соответствии с российском законодательством, на основании их письменного заявления может переводиться за пределы Российской Федерации по месту их постоянного жительства или выплачиваться на территории Российской Федерации.

При этом с целью перевода сумм пенсии – ДМО (дополнительное материальное обеспечение) и ДЕМО (дополнительное ежемесячное материальное обеспечение) за пределы территории Российской Федерации их получатель должен сообщить в ПФР сведения о банковских реквизитах (банковский счёт должен быть открыт в свободно конвертируемой валюте - доллары США или евро) латинскими буквами:

Название Банка_______________________________________________ ________________________

IBAN/Номер личного счёта ____________________________________________________________

Банк-Посредник (если есть)_____________________________________________________________

Согласно статье 12 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ признание гражданина инвалидом, установление времени наступления и периода инвалидности, а также степени ограничения способности к трудовой деятельности и причины инвалидности осуществляются Государственной службой медико-социальной экспертизы.

В соответствии с пунктом 30 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии Федеральными законами “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” и “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации” , утверждённым Министерства труда и социального развития РФ и Пенсионным фондом РФ от 27.02.2002 г. № 16/19па, признание лица инвалидом, а также период инвалидности, дата и причина установления инвалидности, степень ограничения способности к трудовой деятельности определяются на основании выписки из акта освидетельствования в учреждении Государственной службы медико-социальной экспертизы.

Для этого необходимо представить в ПФР следующие документы: заявление на проведение заочного медицинского освидетельствования (в произвольной форме); медицинские документы медицинского учреждения по месту постоянного проживания, содержащие достаточную информацию для освидетельствования в соответствии с рекомендованными стандартами обследования больных.

Согласно пункту 29 Правил от 20.02.2006 г. № 95 по результатам медико-социальной экспертизы гражданина составляется акт. Выписка из акта медико-социальной экспертизы гражданина, признанного инвалидом, направляется в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, а гражданину, признанному инвалидом, выдаётся (направляется) справка, подтверждающая факт установления инвалидности (пункты 35, 36 Правил).

С целью заочного освидетельствования лиц, проживающих за границей и изъявивших желание получать пенсию по месту своего жительства за пределами Российской Федерации, данные документы пересылаются ПФР в Главное бюро медико-социальной экспертизы г. Москвы, а для заочного освидетельствования лиц, проживающих за границей и получающих пенсию на территории Российской Федерации по прежнему месту своего жительства до выезда за рубеж, - в соответствующее территориальное бюро медико-социальной экспертизы (при этом с целью ускорения процесса осуществления заочного освидетельствования гражданину целесообразно направлять названные заявление и документы в территориальный орган ПФР, осуществляющий его пенсионирование).

Для заочного освидетельствования Главным бюро медико-социальной экспертизы г. Москвы в соответствии с пунктом 16 Правил от 20.02.2006 г. № 95 в медицинском документе должны содержаться результаты обследования, объективные данные, подтверждающие диагноз и отражающие степень выраженности функциональных нарушений.

Примерный перечень документов, которые необходимо представить гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим за границей,
для установления трудовой пенсии

Механизм пенсионного обеспечения граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств бывшего СССР, подробно прописан в соответствующих международных договорах. Это документы, подтверждающие личность, возраст, место жительства, проживание и гражданство лица, которому устанавливается пенсия по нормам международного соглашения (договора), в зависимости от его правового статуса на территории России

Для применения международных соглашений от 13.03.1992, от 10.02.1995, от 16.05.1997, от 29.06.1999 необходимым условием для назначения пенсии на территории России является постоянное проживание на территории России, которое подтверждается:

  • паспортом гражданина РФ с отметкой о регистрации по месту жительства, видом на жительство для иностранного гражданина либо лица без гражданства, в том числе с отметкой о регистрации по месту жительства

При обращении за назначением пенсии в соответствии международными договорами от 24.01.2006, от 14.07.2011, от 18.12.2007 на территории Российской Федерации необходимо подтвердить законное проживание на территории России на момент обращения за пенсией:

  • граждане Российской Федерации подтверждают проживание паспортом гражданина РФ с отметкой о регистрации по месту жительства, свидетельством о регистрации по месту пребывания;
  • иностранные граждане - видом на жительство для иностранного гражданина либо лица без гражданства, разрешением на временное проживание.

Периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж, дающие право на страховую пенсию по старости:

  • Гражданам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом стаж работы после 01.01.2002 года может быть включен в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
  • Гражданам, прибывшим из Республики Молдова и Республики Грузия, учитывается трудовой стаж, приобретенный в соответствии с законодательством РФ или Республик Молдова или Грузия, а также на территории бывшего СССР по 31 декабря 1990 года. Периоды работы на территории Республик Молдова и Грузия после 1 января 1991 года включаются в страховой стаж на основании справок компетентных органов названных государств об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование: соответственно Социальным фондом Республики Молдова или Единым государственным фондом социального обеспечения и медицинского страхования Республики Грузия.
  • Гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию из Литовской Республики, принимается во внимание страховой стаж, учитываемый при назначении пенсий согласно законодательству РФ и Литовской Республики, в том числе и до вступления в силу Соглашения от 26.09.1999. Исчисление периодов работы за пределами территории Российской Федерации после 1 декабря 1991 г. производится на основании справки о страховом стаже, выданной Отделом заграничных пенсий Управления фонда государственного социального страхования Литовской Республики
  • Гражданам, прибывшим из государства - республики бывшего СССР, не заключившего соглашение с Российской Федерацией (Азербайджан), учитывается страховой стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 1 января 1991 г., независимо от уплаты страховых взносов. Периоды работы после указанной даты включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Республики Беларусь учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Подсчет страхового (трудового) стажа для исчисления размера пенсии осуществляется согласно законодательству Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию.

При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Эстонской Республики учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР. Каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.

При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Латвийской Республики учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства.

За периоды страхового (трудового) стаж, приобретенного до 01.01.1991 на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает Договаривающаяся Сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией в соответствии с Договором от 18.12.2007. За периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного после 01.01.1991, каждая Договаривающаяся сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с Договором от 18.12.2007.


Проблемы пенсионного обеспечения граждан, прибывших в Российскую Федерацию из стран СНГ

Аннотация

Анализируются некоторые проблемы пенсионного обеспечения граждан, прибывших в Российскую Федерацию из стран СНГ, основанные на примерах судебной практики по таким делам. Проблемы и выводы, изложенные автором, могут быть использованы в совершенствовании законодательства в данной сфере

Распад СССР и возникшие геополитические в связи с этим процессы значительно затруднили жизнь людей, особенно тем, кто вынужден по тем или иным причинам переезжать из одной страны СНГ в другую. Сложности возникают во многих сферах, в том числе и в области пенсионного обеспечения и реализации прав граждан по получение пенсии по старости. Российским судам нередко приходится разрешать пенсионные споры о назначении и выплате пенсий гражданам Российской Федерации и гражданам государств – участников СНГ, постоянно проживающим в Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 этого Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств – участников вышеуказанного Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

При назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств – участников Соглашения от 13.03.1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств – участников Соглашения от 13.03.1992 года.

Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах – участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. N 203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

В случае, если в государствах – участниках Соглашения от 13.03.1992 года введена собственная валюта, размер заработка (дохода) определяется путем перевода иностранной валюты в рубли по текущему курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на день обращения за назначением пенсии – независимо от того, за какие периоды представляется заработок для исчисления пенсии. Курс валюты публикуется в “Российской газете”. (Письмо Минсоцзащиты РФ от 31.01.1994 N 1-369-18 “О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в РФ из государств, ранее входивших в состав СССР”)(2).

При обращении за установлением пенсии после 1 января 2002 г. перевод национальной валюты осуществляется на дату конвертации пенсионных прав, то есть по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на 1 января 2002 г. (период выплаты заработной платы в переходной валюте заменяется другими месяцами, непосредственно предшествующими или следующими за ним (п. 11 Распоряжения Правления ПФ РФ от 22.06.2004 N 99р “О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР”(3).

При этом чаще всего размер пенсии в таких случаях для граждан, обращающихся за назначением пенсии в Российской Федерации, оказывается значительно ниже, чем для граждан, работавших в Российской Федерации. Дело в том, что, рассчитывая средний размер заработной платы, подразделения Пенсионного фонда РФ переводят его суммы в российскую валюту на дату конвертации, при этом ещё учитывают деноминацию в России в 1998г. деля сумму заработка до 1998г. на 1000. В связи с этим, естественно, размер пенсии оказывается унизительно маленьким.

Существуют и иные проблемы, с которыми сталкивают граждане, прибывшие из стран СНГ. Министерство социальной защиты населения Российской Федерации своим указанием от 29 октября 1992 г. N 1-91-У разъяснило, что лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из республик, ранее входивших в состав СССР, органы социальной защиты населения производят назначение социальных выплат только в случаях их прописки на территории России или признания их в установленном порядке беженцами либо вынужденными переселенцами. Назначение социальных выплат производится при предъявлении заявителем подтверждающего соответствующий факт документа. В связи с принятием Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”(6) реализация права на пенсионное обеспечение по нормам международных соглашений граждан, снявшихся с регистрационного учета по прежнему месту жительства, стала затруднительной, так как возникли серьезные проблемы относительно сроков назначения и получения пенсии при переезде из одного государства так называемого ближнего зарубежья в другое. Естественно, что применение пенсионного законодательства с учетом норм о гражданстве привело к существенным нарушениям пенсионных прав и к массовым обращениям за их судебной защитой(7).

Пенсионер обратился в районный суд г. Ярославля с иском к отделению ПФР о признании недействительным решения об отказе в назначении ему пенсии по старости. Суд, исследовав материалы дела, счел толкование пенсионного законодательства органами ПФР неправильным(8).

Таким образом, по-прежнему, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, назначают и выплачивают пенсию и гражданам стран ближнего зарубежья лишь после получения ими вида на жительство или – в единичных случаях – при наличии решений судов, подтверждающих факт их постоянного проживания на территории России. При этом возможность обращения в суд за установлением такого факта органами ПФР не разъясняется.

При этом в ч. 3 ст. 3 Закона о трудовых пенсиях, прямо сказано, что наравне с гражданами Российской Федерации имеют право на трудовую пенсию иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, за исключением случаев, установленных международным договором Российской Федерации. Следовательно, приоритет отдается нормам международного договора. Ссылка на международный договор со всей очевидностью свидетельствует о том, что им может быть установлено и более льготное условие предоставления права на пенсию иностранным гражданам по сравнению с Законом, т.е. в данном случае и без факта их постоянного проживания в России.

Итак, судебная практика по пенсионным делам граждан СНГ довольно распространена и в то же время неоднозначна. Разумеется, что в суд за защитой своих пенсионных прав обращается лишь незначительная часть пенсионеров, переезжающих в Россию. Остальная же часть, как правило, мирится с низким размером пенсии либо с многомесячной невыплатой им пенсии. Становится очевидным, что законодатель должен своим волевым решением защитить права пенсионеров, приехавших их стран СНГ, урегулировав спорные вопросы в законодательстве Российской Федерации.

Литература

(1)Соглашение стран СНГ от 13.03.1992 “О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения”// Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ “Содружество”. – N 3. – 1992.

(2)Письмо Минсоцзащиты РФ от 31.01.1994 N 1-369-18 “О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в РФ из государств, ранее входивших в состав СССР” // Российские вести.- N 36. – 01.03.1994.

(3)Распоряжение Правления ПФ РФ от 22.06.2004 N 99р “О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР”// Пенсия. – N 10. – 2004.

(4)Постановление Правительства РФ от 18.09.1997 N 1182 “О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен” // Собрание законодательства РФ. – 22.09.1997. – N 38. – Ст. 4389.

(5)Решение Тракторозаводского районного суда г.Челябинска по делу №2-304/2010 от 16 декабря 2011г.// Архив Тракторозаводского районного суда г. Челябинска

(6)Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” // Собрание законодательства РФ. – 29.07.2002. – N 30. – Ст. 3032.

(7)Азарова Е.Г. Разрешение пенсионных споров граждан государств СНГ // Комментарий судебной практики. Вып. 15 / под ред. К.Б. Ярошенко. – М.: Юридическая литература, 2010. – С. 94 – 113.

Копилка добрых дел

Пенсионное обеспечение граждан, прибывших на постоянное место жительства в Россию из государств – республик бывшего СССР

Законодательные акты, регулирующие условия и нормы пенсионного обеспечения граждан, прибывших в Россию из республик бывшего СССР

Федеральные законы Российской Федерации:

Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины);

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 г. (вступило в силу 4 декабря 1995 года);

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16 мая 1997 г. (вступило в силу 28 июня 2002 года);

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о пенсионном обеспечении от 29 июня 1999 г. (вступило в силу 29 мая 2001 года);

Документы, подтверждающие личность, возраст, место жительства и гражданство лица, которому устанавливается пенсия, в зависимости от его правового статуса на территории России:

паспорт гражданина Российской Федерации с отметкой о регистрации по месту жительства, по месту пребывания или фактического проживания на территории РФ при условии снятия с регистрационного учета по прежнему месту жительства в другом государстве (см. вопрос 28 и 29 Обзора практики применения пенсионного законодательства за 4 кв. 2003г.);

Периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж, дающие право на трудовую пенсию по старости в соответствии с Законом от 17.12.2001г. №173-ФЗ:

Лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.. При этом стаж работы после 01.01.2002 года может быть включен в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 10 февраля 1995 г. и Соглашения от 16 мая 1997 г., учитывается трудовой (страховой) стаж, приобретенный в соответствии с законодательством Российской Федерации или Республик Молдова или Грузия (в том числе до вступления в силу указанных Соглашений), а также на территории бывшего СССР по 31 декабря 1990 года. Периоды работы на территории Республик Молдова и Грузия после 1 января 1991 года включаются в трудовой (страховой) стаж на основании справок компетентных органов названных государств об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование: соответственно Социальным фондом Республики Молдова или Единым государственным фондом социального обеспечения и медицинского страхования Республики Грузия.

Лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государства - участника Соглашения от 29 июня 1999 г., принимается во внимание страховой (трудовой) стаж, учитываемый при назначении пенсий согласно законодательству государства каждой из Сторон, в том числе и до вступления в силу настоящего Соглашения. Исчисление периодов работы за пределами территории Российской Федерации после 1 декабря 1991 г. производится на основании справки о страховом (трудовом) стаже, выданной Отделом заграничных пенсий Управления фонда государственного социального страхования Литовской Республики.

Периоды работы, включаемые в общий трудовой стаж в целях оценки пенсионных прав на 01.01.2002г.

В общий трудовой стаж засчитываются периоды работы в государствах - республиках бывшего СССР до 1 января 2002 года.

При этом в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства должно быть соблюдено условие, предусмотренное статьей 98 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", согласно которой работа за границей после 1 декабря 1991 года включается в общий трудовой стаж, если не менее двух третей его требуемой продолжительности приходится на работу в СССР.

Заработок для оценки пенсионных прав на 01.01.2002г.

Исчисление расчетного размера трудовой пенсии гражданам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР и осуществлявшим до 1 января 2002 года на территории Российской Федерации трудовую деятельность, производится из заработка за любые 60 месяцев подряд либо из заработка за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Исчисление расчетного размера трудовой пенсии гражданам государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г. производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.

В случае если в государствах - участниках данного Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса на 01.01.2002г.

Исчисление расчетного размера трудовой пенсии при применении Соглашения от 10 февраля 1995 г. и Соглашения от 16 мая 1997 г. осуществляется из заработка (дохода), имевшего место в Российской Федерации, после переселения.

Для граждан, которые после переселения на территорию Российской Федерации не работали или не имеют минимального стажа работы, требуемого для исчисления заработной платы при назначении пенсии, размер пенсии исчисляется из среднемесячного заработка работника соответствующей профессии и квалификации, занятого аналогичной деятельностью ко времени назначения пенсии в Российской Федерации.

При невозможности определения среднемесячного заработка в указанном порядке размер пенсии исчисляется из среднемесячного заработка, сложившегося ко времени назначения пенсии на территории Российской Федерации.

В этом случае во внимание следует принимать сведения о заработке по аналогичной должности или о среднемесячной заработной плате в Российской Федерации за декабрь 2001 года в размере 1671 руб., утвержденной Правительством Российской Федерации для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, и соотносить с заработком по стране за аналогичный период (1671 рубль).

При исчислении расчетного размера трудовой пенсии гражданам - участникам Соглашения от 29.06.1999 учитывается заработок в рублях (СССР или РФ) в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 30 ФЗ от 17.12.2001г. №173-ФЗ.

Лицам, которые после переселения на территорию РФ не работали, расчетный размер трудовой пенсии может определяться с учетом среднемесячной заработной платы в Российской Федерации для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденной Правительством (1671 руб.), которая соотносится с заработком по стране за аналогичный период (1671 руб.).

При исчислении расчетного размера трудовой пенсии гражданам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, с которыми не заключены международные соглашения в области пенсионного обеспечения, во внимание принимаются сведения о заработной плате в рублях за периоды работы на территории этих государств до 1 декабря 1991 года.

Адреса и контакты oбщественных приемных

г. Ульяновск, ул. Гоголя, д.34а (Заволжский р-н)
тел.: 55-80-70
время приема: понедельник, четверг с 10.00 до 12.00, пятница с 15.00 до 17.00

Ульяновская обл., г.Димитровград, ул. Мелекесская, д.34
тел.: 8 (84235) 7-44-48
время приема: вторник, четверг с 9.00 до 12.00

Читайте также: