Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий от 3 августа 1972 года 590

Обновлено: 29.04.2024

Положение о невключении в специальный стаж для назначения льготной пенсии по старости периодов обучения и службы в армии признано недействующим.

Принимая такое решение, Верховный Суд РФ исходил из следующего. Конституцией РФ каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Отношения в сфере пенсионного обеспечения последовательно регулировались Законом СССР от 14.07.1956 �О государственных пенсиях� (далее - Закон СССР от 14.07.1956), Законом СССР от 15.05.1990 �О пенсионном обеспечении граждан в СССР�, Законом РФ от 20.11.1990 № 340-1 �О государственных пенсиях в Российской Федерации�, Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ �О трудовых пенсиях в Российской Федерации� и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

С 1 января 2015 г. введен в действие Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ �О страховых пенсиях� (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ), устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан России на страховые пенсии.

Статьей 30 названного федерального закона предусмотрено сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии определенным категориям граждан.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающими право на досрочное назначение пенсии. При этом такие периоды работы (деятельности) могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч.ч. 3, 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

В силу ч. 8 ст. 13 указанного федерального закона при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу этого федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

По смыслу приведенных законоположений, федеральным законодателем в целях недопущения ухудшения условий реализации права граждан на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования, закреплена возможность исчисления стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.

Для реализации статей 30 и 31 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ Правительством РФ принято постановление от 16.07.2014 № 665 �О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение�, согласно п. 3 которого при исчислении периодов работы, указанных в абзаце третьем подпункта �а�, абзаце третьем подпункта �б� и абзаце третьем подпункта �в� п. 1 данного постановления, применяются соответствующие положения пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590 �Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий� (далее � Положение)

Пунктом 109 ранее действовавшего Закона СССР от 14.07.1956 было определено, что в общий стаж работы засчитывались, кроме прочего, обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации (пп. �з�); служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, КГБ при Совете Министров СССР, Министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных республик; служба в органах милиции (пп. �к�).

При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда, периоды, указанные в подпункте �к�, приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Период, указанный в подпункте �з�, приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Таким образом, действовавшее до введения в действие Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 �О государственных пенсиях в Российской Федерации� законодательство СССР в области пенсионного обеспечения предусматривало, что периоды обучения в училищах, школах и прохождения службы могли быть включены при определенных условиях в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Закон РФ от 20.11.1990 № 340-1 �О государственных пенсиях в Российской Федерации�, действовавший в период с 01.03.1991 до 01.01.2002, закрепляя право отдельных категорий работников на получение пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, не предусматривал включение в специальный трудовой стаж на соответствующих видах работ время обучения и прохождения службы.

Спорные положения абзаца второго пункта 11 Указания о том, что при назначении пенсии на льготных условиях периоды приравниваемой деятельности по ранее действовавшему законодательству (учеба, служба в армии, выборочная работа и т.п.) не включаются в специальный трудовой стаж после 1 января 1992 г., разъясняет положения утратившего силу закона официально не отменено и продолжает применяться.

Вместе с тем данное нормативное положение противоречит приведенным выше нормам действующего законодательства, так как по своему содержанию исключает возможность исчисления после 1 января 1992 года специального трудового стажа с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и (или) иной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж для назначения пенсии на льготных условиях.

Спасибо за полезную статью. Сегодня это большая редкость. В основном заказные статьи ПФР. Хорошо бы получить полезную информацию о способах получения назначенной пенсии за госслужбу.

Сергей Георгиевич, большое спасибо за подробный и квалифицированный ответ! Но Вы, как мне кажется, упустили один существенный момент: а КАК ИМЕННО должны в ПФ РФ учитывать эти годы обучения в ВУЗе? Другими словами, СКОЛЬКО БАЛЛОВ может получить будущий пенсионер за свои советские студенческие годы? Ведь, если пенсионные баллы за это время не полагаются, то тогда какой вообще смысл учитывать его в страховом стаже?

За учебу баллы будут, если расчёт будет по пункту 4.
Но многим стажа не хватает и учёба может пригодиться

Алла, учились по собственной инициативе, конечно, но с учетом законов тех лет, что вся учеба будет входить в стаж! Иначе, я бы, например, училась заочно и работала.

Большое спасибо за полезную статью. Хорошо понимаю и согласна с тем, что в ней изложено. Но как заставить ПФ действовать в соответствии с законами, не знаю. Обращалась в районный, региональный и ПФРФ с просьбой включить в трудовой стаж до 2001года периоды учёбы и ухода за детьми. Получаю однотипные отказы со ссылкой на 173-ФЗ. А на суды тоже нет никакой надежды.

Здравствуйте. Подскажите пожалуйста при расчете пенсии в расчет пенсии учеба входит, так как она вошла в страховой стаж. В ПФР говорят что не входит. заранее благодарю.Спасибо.Александр.

Закон 14 июля 1956 г п."в' ст. 1 всем видам перечисленной учёбы определил право на получение пенсии наряду с другими пунктами статьи 1. Статьёй 6 Закона удостоверено перечисление страховых взносов касательно всех пунктов ст. 1 "Право на пенсию имеют"
Появившееся в 1972 г (через 16 лет) Постановление № 590 отменить существующий порядок не могло как ухудшающее условия реализации заработанных прав.

Добрый день.
Подскажите, пожалуйста:
В июне 1979 года я окончила Общеобразовательную среднюю школу, 10 класс.
На выбор дальнейшего жизненного пути очень повлияло условие включения в трудовой стаж период обучения в ВУЗе, если поступление было сразу, после школы. В июле 1979 года я поступила в ЛГУ им. А.А. Жданова (сразу, после школы) и в 1984 году окончила. В сентябре 1984 года я поступила на работу по распределению и в трудовую книжку была внесена запись о 5 годах обучения в ЛГУ (это первая запись в моей трудовой). Я считала, что эти 5 лет входят в общий трудовой стаж. на сегодняшний день, эти 5 лет не вошли в мой общий трудовой стаж. Если бы они вошли, то сегодня у меня был бы общий трудовой стаж на 01 сентября 2020 года - 41 год, что дало бы мне право на льготы и денежные компенсации, которыми пользуются мои сверстники, которые обучались на вечернем отделении ВУЗа и в ПТУ. Имеет ли смысл добиваться включения этих 5 годах обучения в ВУЗе для 40 лет общего трудового стажа? Заранее, благодарю.

Юлия, ПФ признал увеличение Вашего стажа на 4 года (учеба в ВУЗе) и сделал перерасчет пенсии в соответствии с п.4 ст30 ? Т.е Вам эти годы потребовались для набора общего трудового стажа для исчисления пенсии (15 лет -женщины). Для Вас это действительно хороший результат с применением положений п.4 ст.30. Дебаты-то о включении в общий трудовой стаж учебного периода идут из-за игнорирования его в расчете пенсионного капитала по п.3 ст.30 (депутаты приняли его в такой редакции, которая существенно ущемляет права большинства, существенно сократив размер полагающейся пенсии большинства граждан).

В 1985 г. при поступлении на работу в ПАТП был направлен на курсы квалификации водителей автобусов на 5 месяцев, получал стипендию в уч .комбинате и выплаты в ПАТП. ПФР курсы не засчитывает в страховой стаж для начисления пенсии, хотя постановление Совета министров СССР от 03.08.1972г. указывало на включение курсов по подготовке кадров в общий стаж для начисления Государственных пенсий. ПФР постоянно указывает на 400 ФЗ и каждый раз отказывает мне. Остается только обращаться в Суд, но сил бороться с этим бес приделом все меньше и меньше!

и) обучение в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях (техникумах, педагогических и медицинских училищах и т.д.), партийных школах, совпартшколах, школах профдвижения, на рабфаках; пребывание в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре;

статье 30 ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ , статье 34 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ,

По-другому обстоят дела с советским периодом. Постановление Министерства труда №70 от 17.10.2003 говорит, что если обучение происходило в советское время, то вы вправе применять законодательство, действующее на то время.
обучение в училище или техникуме до 2002 года учитывается как трудовой стаж;

При применении нормы части 8 статьи 13 федерального закона 400-ФЗ страховой стаж может исчисляться по нормам закона СССР от 14.07.1956, закона 340-1 от 20.11.1990, федерального закона 173-ФЗ от 17.12.2001 и федерального закона 400-ФЗ от 28.12.2013.

При применении норм части 8 статьи 13 федерального закона 400-ФЗ страховой стаж исчисляется последовательно по всем законам, в период действия которых осуществлялась работа или иная общественно-полезная деятельность.

Подсчет трудового стажа по данной норме будет выгоден прежде всего застрахованным лицам, которые не имеют работы, требуемой продолжительности, в том числе при досрочном установлении страховой пенсии по старости.

. Порядок расчета страхового стажа установлен в ст. 13 закона № 400-ФЗ:Почему НИКОГДА И НИГДЕ НЕ УПОМИНАЕТСЯ пункт 8 этой статьи? А, между тем этот пункт ОЧЕНЬ ВАЖЕН для тех кто УЧИЛСЯ до принятия Закона 340-ФЗ от 1990 года. Этим людям ОТКАЗЫВАЮТ во включение в страховой стаж время УЧЕБЫ на том основании, что УЧЕБЫ НЕТ в перечне "иных периодов" в статье 11.

Ст. 13, п.8: При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии Учеба, поскольку приходится на советское время, по постановлению Министерства труда №70 от 17.10.2003 должно применяться законодательство того времени. По закону РФ от 20.11.1990 N 340-1 (ред. от 27.11.2001, с изм. от 05.11.2002) "О государственных пенсиях в Российской Федерации согласно ст 91 учеба входит в трудовой стаж.

При применении нормы части 8 статьи 13 федерального закона 400-ф3 страховой стаж исчисляется по нормам закона СССР 340-1 от 20.11.1990 федерального закона 173 фз от 17.12.2001 и федерального 400-ф3 от 28.12.2013г.

Злоупотребление должностными полномочиями – это использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, либо охраняемых законом интересов общества или государства (ч. 1 ст. 285 УК РФ).

Данной статьей предусмотрены различные виды наказания за совершенное преступление в зависимости от должности и тяжести последствий.

Превышение должностных полномочий – это совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлиявших на существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства (ст. 286 УК РФ).

Субъективная сторона квалифицированного и особо квалифицированного видов превышения служебных полномочий включает осознание виновным, помимо выхода за пределы своих полномочий, также и факта применения насилия или угрозы либо оружия или спецсредств и желание совершить превышение в одной из таких форм.

Общественная опасность незаконного участия в предпринимательской деятельности согласно ст. 289 УК РФ заключается в том, что должностное лицо учредило организацию для занятия предпринимательской деятельностью либо участвует в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, который установлен законом, только если его деяние связано с предоставлением организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме.

Служебный подлог – внесение должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведении, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 1 ст. 292 УК РФ).

Уголовным кодексом РФ также предусмотрена ответственность за злостное неисполнение представителем власти, государственным служащим, служащим органа местного самоуправления, а также служащим государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению (ст. 315 УК РФ). Данный вид правонарушения довольно часто допускается на практике.

Истец, фигурирующий как ФИО 3, подал иск против Пенсионного фонда, чтобы включить в трудовой стаж время обучения и за счёт этого повысить пенсию. Представитель истца на заседании уточнил требования, попросив включить период учёбы в страховой стаж и выполнить пересчёт пенсии.

Как считал истец, период учёбы не был включён в страховой стаж, и после включения он должен был возрасти до более чем 24 лет. Однако представитель ответчика указал, что период учёбы уже включён в общий трудовой стаж, и с его учётом продолжительность стажа составляет менее 20 лет. Спорный период подтверждается дипломом и записями в трудовой книжке истца.

ПФР не включает до сих пор время обучения в ВУЗах, техникумах, ПТУ, ординатуре и т. д. в общий трудовой стаж до 2002 года, что приводит к занижению значения ПК (пенсионного капитала) в части размера СК (стажевого коэффициента) и СВ (суммы валоризации), что как следствие приводит к занижению размера пенсии.
Хотя 400-ФЗ в ч.8 ст.13 ясно говорит об обратном.

Гражданка обратилась в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение с заявлением о перерасчете размера трудовой пенсии по старости со дня ее назначения из заработка за 2000- 2001 гг. за фактически отработанные месяцы путем деления общего заработка за 10 месяцев на 10 фактически отработанных.

Таким образом, суд приходит выводу о неверном исчислении пенсионным органом среднемесячной заработной платы Васкевич Н.П. за 2000-2001 годы путем деления общей суммы заработной платы истца, полученной за 10 фактически отработанных месяцев (16585,79 рублей) на 24 месяца, а также расчет среднемесячной заработной платы в стране, полученной из расчета 10 месяцев (1587,50 рублей). Итого за полные 8 месяцев работы заработок составил 14 440,31 руб. Количество фактически отработанных полных месяцев составил 8 месяцев. Таким образом, среднемесячный заработок истца составил: 14 440,31: 8 = 1 805,04 рублей. Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в муниципальном образовании Тихорецкий район Краснодарского края принять для перерасчета трудовой пенсии по старости Васкевич Нине Павловне среднемесячную заработную плату за 2000-2001 года в размере 1805 (одна тысяча восемьсот пять) рублей 04 (четыре) копейки, а среднемесячную заработную плату в стране за 2000-2001 года в размере 1494 (одна тысяча четыреста девяносто четыре) рубля 50 (пятьдесят) копеек.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в муниципальном образовании Тихорецкий район произвести перерасчет размера трудовой пенсии по старости Васкевич Нине Павловне

Муж летом 1980 года после окончания средней школы поступил в техникум, где начал учиться, но осенью 1980 его забрали в армию. Демобилизовавшись в 1982 году, он продолжил учёбу в техникуме очно.

Здравствуйте. Я летом 1980 года после окончания средней школы поступил в техникум, где начал учиться, но осенью 1980 меня забрали в армию. Демобилизовавшись осенью в 1982 году, я продолжил учёбу в техникуме очно. В трудовой книжке нет записи как о службе в армии, так и об учёбе в техникуме. Вопрос: войдут ли годы обучения в техникуме и годы службы в армии в трудовой стаж? Спасибо за ответ!

Здравствуйте. Муж летом 1980 года после окончания средней школы поступил в техникум, где начал учиться, но осенью 1980 его забрали в армию. Демобилизовавшись в 1982 году, он продолжил учёбу в техникуме очно. В трудовой книжке есть запись как о службе в армии, так и об учёбе в техникуме. Вопрос: войдут ли годы обучения в техникуме и годы службы в армии в трудовой стаж? Спасибо за ответ!

Верховный Суд РФ указал, что данное нормативное положение противоречит нормам действующего законодательства, так как по своему содержанию исключает возможность исчисления после 1 января 1992 года специального трудового стажа с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ или иной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж для назначения пенсии на льготных условиях.

В общий трудовой стаж входит и учеба в техникуме (равно как обучение в высших учебных заведениях для получения профессии) (не важно, что не работали) , и служба в армии .

Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 04.06.2014, с изм. от 19.11.2015) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"

""1. В страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитываются:

""1) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей";

ФЗ №400 содержит все такие нестраховые периоды в страховой стаж, если до или после них у лиц были периоды работы или другой деятельности с выплатой страховых взносов. Следовательно, понятие "страховой стаж" включает в себя стаж работы для начисления пенсии и периоды отсутствия таковой, перечисленные в ФЗ №400. В данном случае срочная служба в ВС РФ входит в трудовой стаж. До 1 января 2012 очное обучение наравне с работой входило в общий трудовой стаж, но в связи с действующей пенсионной программой, периоды учебы не считаются рабочей деятельностью, так как уплата страховых взносов в Пенсионный фонд страны не происходит, а значит, данный период не будет входить в расчет будущей пенсии. В Вашем случае учеба была до этих изменений в законодательстве, значит для общего трудового стажа должна учитываться.Учеба, поскольку приходится на советское время, по постановлению Министерства труда №70 от 17.10.2003 должно применяться законодательство того времени. По закону РФ от 20.11.1990 N 340-1 (ред. от 27.11.2001, с изм. от 05.11.2002) "О государственных пенсиях в Российской Федерации согласно ст 91 учеба входит в трудовой стаж .

Практика, если вы получали за нее заработную плату и были оформлены по трудовому договору, равноценна трудовой деятельности и в страховой стаж входит .Здравствуйте. Да войдет . В вашем случае можно применять действовавшие ранее нормы Закона.

В соответствии с федеральным законом № 400-ФЗ (часть 8 статья 13) при подсчете страхового стажа для определения права на страховую пенсию периоды работы и иной деятельности, которые были до 2015 года и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии согласно действовавшему в период работы (иной деятельности) законодательству, могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством, по выбору застрахованного лица.

Соответственно при применении нормы части 8 статьи 13 федерального закона 400-ФЗ страховой стаж может исчисляться по нормам закона СССР от 14.07.1956, закона 340-1 от 20.11.1990, федерального закона 173-ФЗ от 17.12.2001 и федерального закона 400-ФЗ от 28.12.2013.

Характерной особенностью 173-ФЗ и 400-ФЗ является дополнительное условие для учета нестраховых периодов, а именно наличие периодов работы или иной деятельности (независимо от продолжительности), за которые начислялись (уплачивались) страховые взносы в ПФР.

В зависимости от вида назначаемой пенсии в стаж включается обучение в высших и средних специальных учебных заведениях (в частности, при установлении пенсии по старости – только при наличии предшествовавшей учебе работы).

При применении норм части 8 статьи 13 федерального закона 400-ФЗ страховой стаж исчисляется последовательно по всем законам, в период действия которых осуществлялась работа или иная общественно-полезная деятельность.

Подсчет трудового стажа по данной норме будет выгоден прежде всего застрахованным лицам, которые не имеют работы, требуемой продолжительности, в том числе при досрочном установлении страховой пенсии по старости.Время учебы должно быть включено в общий трудовой стаж до 2002 года по следующим основаниям.

В нем присутствует ч. 8 ст. 13, по смыслу которой на момент возникновения права могут применятся правила подсчета стажа, которые действовали на тот период времени.

В период времени учебы, к примеру, в ВУЗе до 01.01.1991 года действовало Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное Постановлением Совмина СССР от 03.08.1972 г. №590.

Статья 100 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде так же говорила о том, что страхование рабочих и служащих осуществляется за счет Государства.

П.2 ст. 29. 173-ФЗ говорит о том, что уплата взносов на государственное соцстрахование до 01.01.1991 года приравнивается к уплате страховых взносов в ПФР.

Кроме того, правовая позиция, изложенная КС РФ в Постановлении от 29.01.2004 г. №2-П тоже соответствует вышеизложенному.

Это очень короткий обзор законодательства, но даже из него понятно, что учеба в трудовой стаж до 2002 года входить должна.

При этом у пенсионера есть три выбора: — включить иные периоды в трудовой стаж, подсчитанные по нормам 173-ФЗ, но при этом отказаться от баллов за эти периоды; — включить иные периоды с учетом льгот в трудовой стаж, подсчитанные по нормам закона, действовавшего в этот период, но при этом отказаться от баллов за эти периоды; — не включать иные периоды в трудовой стаж, но зачесть баллы за эти периоды. Об этом написано в п.10 ст. 15 и п. 8 ст. 13 400-ФЗ. ПФР должен выбрать наиболее выгодный для пенсионера вариант.

При этом у пенсионера есть три выбора: — включить иные периоды в трудовой стаж, подсчитанные по нормам 173-ФЗ, но при этом отказаться от баллов за эти периоды; — включить иные периоды с учетом льгот в трудовой стаж, подсчитанные по нормам закона, действовавшего в этот период, но при этом отказаться от баллов за эти периоды; — не включать иные периоды в трудовой стаж, но зачесть баллы за эти периоды. Об этом написано в п.10 ст. 15 и п. 8 ст. 13 400-ФЗ. ПФР должен выбрать наиболее выгодный для пенсионера вариант.

Муж летом 1980 года после окончания средней школы поступил в техникум, где начал учиться, но осенью 1980 его забрали в армию. Демобилизовавшись в 1982 году, он продолжил учёбу в техникуме очно.

Как посчитать среднемесячный заработок за период 2000-2001 гг. (ЗР), если стаж в этот период составляет всего 4 месяца (с 03.06.2001 по 01.10.2001)? Больше в этот период не работала. Общую зарплату за 4 месяца надо делить на 24 месяца или на 4 месяца? И как посчитать КСЗ? Нужно брать ЗП равную 1494,5 руб. или считать среднюю зарплату в РФ исходя из четырех месяцев, представленных в таблице "Средние зарплаты в период с 1998 по 2001 г.", то есть июнь, июль, август, сентябрь 2001 г.?

Исходя из формулировки ФЗ-173 (статья 30, п.3) именно так - суммарную зарплату за этот период надо делить на 24 месяца. ЗП при этом - 1494,5.

Логика очевидна - ваш пенсионный капитал определяется той общей суммой страховых взносов, которые вы перечисляли в ПФ (работодатель перечислял за вас).

Пунктом 11 Указания определено, что Закон РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР" дополнен статьей 133.1, предусматривающей возможность включения в специальный трудовой стаж по пунктам "а" и "б" статьи 12 данного закона периодов работы, дающих право на льготную пенсию до 1 января 1992 г. по ранее действовавшим спискам N 1 и 2. В этот стаж засчитывается только работа, дающая указанное право (абзац первый).

Периоды приравниваемой деятельности по ранее действовавшему законодательству (учеба, служба в армии, выборочная работа и т.п.) в специальный трудовой стаж при назначении льготной пенсии после 1 января 1992 г. не включаются (абзац второй).

М., являющийся получателем трудовой пенсии по старости за работу в особых условиях труда, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим абзаца второго пункта 11 Указания, ссылаясь на его несоответствие части 1 статьи 15, части 2 статьи 55 и пункту 2 раздела второго Конституции Российской Федерации. Свое требование с учетом дополнительных письменных объяснений мотивировал тем, что при назначении ему досрочно в 1993 г. трудовой пенсии по старости за работу в особых условиях в соответствии с пунктом "а" статьи 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, не были включены в специальный трудовой стаж периоды учебы и службы в армии, что повлияло на срок назначения льготной пенсии и ее размер. По мнению административного истца, оспариваемое нормативное положение ущемляет его права на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством, которое действовало на период выполнения соответствующих работ и позволяло засчитывать такие периоды в стаж. Кроме того, он считает, что оспариваемое нормативное положение не было официально опубликовано после принятия Конституции Российской Федерации, напечатано впервые в издании "Социальная защита", 1997, N 9, поэтому является незаконным и не подлежит применению.

Административный ответчик Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации и заинтересованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации в письменных возражениях на административное исковое заявление указали, что Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", а также нормативные правовые акты, принятые в целях его реализации и введенные в действие на территории РСФСР с 1 января 1992 г., не предусматривали включение в специальный стаж периодов обучения и службы в армии. Оспариваемое в части Указание разъясняет применение соответствующих норм законодательства, не устанавливает иных условий пенсионного обеспечения, не нарушает прав и законных интересов административного истца и соответствует законодательству Российской Федерации.

Заинтересованное лицо Министерство юстиции Российской Федерации в письменных объяснениях пояснило, что государственная регистрация нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации введена с 15 мая 1992 г. постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 1992 г. N 305 "О государственной регистрации ведомственных нормативных актов", изданное до названной даты Указание не подлежало государственной регистрации.

Административный истец М. и его представитель Е., извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, не явились в судебное заседание, просили рассмотреть дело без их участия.

В судебном заседании представители Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации А., С. и представитель Пенсионного фонда Российской Федерации М. не признали административный иск.

Представитель Министерства юстиции Российской Федерации К. счел требование административного истца подлежащим удовлетворению.

Обсудив доводы административного истца, заслушав возражения представителей административного ответчика А., С., представителей заинтересованных лиц М., К., проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявленное требование подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В целях обеспечения социальной защиты нетрудоспособного населения и лиц, нуждающихся в социальной поддержке, постановлением Правительства РСФСР от 26 декабря 1991 г. N 64 "Вопросы Министерства социальной защиты населения РСФСР" были определены функции Министерства социальной защиты населения РСФСР, к числу которых относилась организация пенсионного обеспечения граждан.

Вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 26 августа 2005 г. по делу N ГКПИ05-825, которым была проверена законность пункта 1 Указания, установлено, что этот нормативный правовой акт был издан компетентным органом государственной власти и опубликован.

В силу части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Следовательно, вопросы, касающиеся соблюдения требований к порядку подготовки и принятия нормативного правового акта, не подлежат повторному исследованию судом при рассмотрении настоящего дела с учетом преюдициального значения указанного судебного решения.

Частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации гарантировано каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Отношения в сфере пенсионного обеспечения последовательно регулировались Законом СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях" (далее - Закон СССР от 14 июля 1956 г.), Законом СССР от 15 мая 1990 г. "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

С 1 января 2015 г. введен в действие Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.

Статьей 30 названного федерального закона предусмотрено сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии определенным категориям граждан.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. При этом такие периоды работы (деятельности) могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (части 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

В силу части 8 статьи 13 поименованного федерального закона при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу этого федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

По смыслу приведенных законоположений, федеральным законодателем в целях недопущения ухудшения условий реализации права граждан на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования, закреплена возможность исчисления стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.

В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", согласно пункту 3 которого при исчислении периодов работы, указанных в абзаце третьем подпункта "а", абзаце третьем подпункта "б" и абзаце третьем подпункта "в" пункта 1 данного постановления, применяются соответствующие положения пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий".

В частности, в период действия Закона СССР от 14 июля 1956 г. пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, было определено, что в общий стаж работы засчитывались кроме прочего обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации (подпункт "з"); служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных республик; служба в органах милиции (подпункт "к").

При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда, периоды, указанные в подпункте "к", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Период, указанный в подпункте "з", приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Таким образом, действовавшее до введения в действие Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" законодательство СССР в области пенсионного обеспечения предусматривало, что периоды обучения в училищах, школах и прохождения службы могли быть включены при определенных условиях в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавший в период с 1 марта 1991 г. до 1 января 2002 г., закрепляя право отдельных категорий работников на получение пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, не предусматривал включение в специальный трудовой стаж на соответствующих видах работ время обучения и прохождения службы.

Установленное абзацем вторым пункта 11 Указания предписание о том, что при назначении пенсии на льготных условиях периоды приравниваемой деятельности по ранее действовавшему законодательству (учеба, служба в армии, выборочная работа и т.п.) не включаются в специальный трудовой стаж после 1 января 1992 г., разъясняет положения утратившего силу закона и официально не отменено и, как следует из объяснений административного ответчика и выданной административному истцу органом Пенсионного фонда Российской Федерации справки от 3 марта 2015 г., применяется.

Вместе с тем данное нормативное положение противоречит приведенным выше нормам действующего законодательства, так как по своему содержанию исключает возможность исчисления после 1 января 1992 г. специального трудового стажа с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и (или) иной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж для назначения пенсии на льготных условиях.

Доводы административного ответчика и Пенсионного фонда Российской Федерации о том, что оспариваемое нормативное положение соответствует Закону Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и поэтому не устанавливает иных условий пенсионного обеспечения, не имеет правового значения, так как названный закон утратил юридическую силу.

В соответствии с правилами главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оспариваемый (полностью или в части) нормативный правовой акт проверяется на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, то есть действующим на день рассмотрения административного дела.

Не имеют отношения к предмету проверки по настоящему делу и доводы о том, что невключение в специальный трудовой стаж периодов учебы и военной службы административного истца не повлияло на срок назначения ему льготной пенсии и ее размер, поскольку данные фактические обстоятельства относятся к содержанию конкретного правоприменительного решения органа пенсионного обеспечения.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации абзац второй пункта 11 Указания подлежит признанию не действующим со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку такая дата не препятствует дальнейшей реализации административным истцом права на пенсионное обеспечение в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Согласно части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

При подаче административного искового заявления М. уплачена государственная пошлина в размере 300 (трехсот) рублей согласно чеку-ордеру от 15 апреля 2016 г. Данные судебные расходы подлежат взысканию с административного ответчика в пользу административного истца.

административное исковое заявление М. удовлетворить.

Взыскать с Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в пользу М. расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 (трехсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Читайте также: