Пенсионный фонд рф как субъект социального обеспечения курсовая

Обновлено: 18.05.2024

В настоящее время существуют 3 федеральных государственных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд России (ПФР), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС), территориальные фонды обязательного медицинского страхования в субъектах РФ (ТФОМС), Фонд социального страхования (ФСС). Среди негосударственных фондов самыми известными являются негосударственные пенсионные фонды (НПФ).

Правовой статус фондов социального страхования регулируют:

Целью создания внебюджетных фондов является реализация указанных в Конституции прав граждан на социальное обеспечение и социальную защиту, то есть средства этих фондов носят целевой характер: они не могут быть изъяты и перенаправлены на какие-либо иные цели.

Внебюджетные фонды, как следует из их названия, образуются и расходуются независимо от федерального и регионального бюджетов, управляются органами государственной власти РФ, но подконтрольны финансовым органам.

Порядок составления и утверждения бюджета фонда определен в Бюджетном кодексе. Отчет об исполнении бюджета фонда представляется Правительством РФ или органом исполнительной власти РФ на рассмотрение Федеральному Собранию или законодательному (представительному) органу субъекта РФ соответственно.

На первый взгляд, ПФР, ФФОМС и ФСС имеют общую цель деятельности: обеспечение реализации социальных прав граждан РФ, выполнение социальных задач РФ, но в соответствующих актах содержатся разные формулировки правового статуса фондов[4].

ПФР – финансово-кредитное учреждение , осуществляющее деятельность в соответствии с законодательством РФ[5].

ФФОМС – самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение , реализующее государственную политику в области обязательного медицинского страхования[6].

ФСС – специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве РФ , управляющее средствами социального страхования[7].

Цель и сущность деятельности государственных фондов одинаковы, но различается их правовой статус. Это вызвано тем, что нормативные акты, регулирующие данные организации, принимались в разное время, и авторы не согласовывали их тексты. Но анализ данных актов позволяет выявить следующие сходства правового статуса государственных фондов:

  1. Осуществляют управление финансами социальной сферы, однако не входят в систему федеральных органов исполнительной власти.
  2. Назначаются Правительством РФ (ПФР, ФФОМС) или его председателем (ФСС).
  3. Целевой характер деятельности.
  4. Полномочия по изданию нормативно-правовых актов по вопросам своего ведения. Акты подлежат государственной регистрации в Министерстве Юстиции и опубликованию.

Данные характеристики государственных внебюджетных фондов говорят об их схожести с органами исполнительной власти. Однако они являются и юридическими лицами[8].

Получается, что государственные внебюджетные фонды занимают промежуточное положение между органами исполнительной власти и некоммерческими организациями, однако в их деятельности более выражено публично-правовое начало.

Остановимся подробнее на правовом статусе ПФР и НПФ. Так, ПФР имеет следующие полномочия:

— сбор, аккумуляцию, капитализацию и расходование денежных средств, контроль за их поступлением и расходованием;

— организация деятельности по взысканию с работодателей в случае, если по их вине был причинен вред здоровью работникам;

— международное сотрудничество по вопросам пенсионного обеспечения;

— статистическая и научная деятельность по вопросам своего ведения;

— юридическая консультация граждан, ведение разъяснительной работы по вопросам своей компетенции.

ПФР, как уже было сказано, подконтролен подотчетен Правительству, правление ПФР отвечает за выполнение задач Фонда[10].

Работники ПФР несут в зависимости от характера правонарушения гражданско-правовую, дисциплинарную, административную и уголовную ответственность согласно Кодексу этики и служебного поведения работника системы Пенсионного фонда Российской Федерации, то есть аналогично с другими государственными служащими[11].

При совершении правонарушения в социально-обеспечительных отношениях ответственность наступает только в случаях, если имеет место: противоправное поведение лица, его виновность в этом, наступление имущественного вреда и причинно-следственная связь между правонарушением и наступившими последствиями. Таким образом, если имеет место правонарушение, но вследствие него имущественный вред не нанесен, то юридическая ответственность не возникает. Это связано с тем, что в праве социального обеспечения чаще всего применяются 2 вида санкций: правовосстановительные и правоограничительные. Ответственность ПФР, в свою очередь, имеет специфические черты:

  1. Недостаточно детально урегулирован механизм привлечения к ответственности ПФР
  2. Неясен механизм установления причинно-следственной связи. Такая проблема решается, исходя из судебной практики по аналогичным делам, чего не должно быть.[12]

— исполнять обязательства по договору, заключаемому со вкладчиком;

— осуществлять учет вкладов, предоставлять необходимую информацию вкладчикам;

-не принимать в одностороннем порядке решения, нарушающие права вкладчиков, участников и застрахованных лиц[13].

Фонд несет ответственность в соответствии с гражданским законодательством. Предусматривается административная ответственность НПФ за нарушения требований законодательства, касающиеся его деятельности (ст. 15.29 КоАП РФ)[14].

НПФ является некоммерческой организацией, и из этого следует первое его отличие от ПФР: преобладание частноправового начала регулирования. На НПФ распространяются все правила о некоммерческих организациях с учетом особенностей, установленных специальным Федеральным законом.

НПФ имеет право заниматься приносящей доход деятельностью, не противоречащей его уставу. По сути, целевое направление деятельности фонда – коммерческое использование денежных средств и распределение между вкладчиками полученных в результате этого доходов. В этом смысле НПФ близки в коммерческим организациям. Также следует отметить, что ПФР подотчетен Правительству РФ, а НПФ – Центральному Банку. [15]

Существуют 2 основных варианта получения негосударственных пенсий: бессрочные и срочные выплаты. В первом случае денежные средства начисляются в течение всего пенсионного возраста вкладчика до его смерти, но не могут быть переданы по наследству. Также возможны выплаты в течение определенного времени, и если вкладчик умирает раньше, чем кончается срок выплат, то средства, оставшиеся на его счете, переходят по наследству. Существует также возможность получить все накопленные средства единоразово.

Несомненными плюсами НПФ по сравнению с ПФР являются: возможность самому выбирать определенный фонд и режим начисления пенсии, государственное страхование вкладов. Однако НПФ не пользуется значительным доверием населения из-за их ненадежности: НПФ не гарантирует стабильный доход. Необходимо тщательно подходить к выбору фонда. [16]

А главное сходство ПФР и НПФ состоит в выполняемой ими функции: социальном обеспечении граждан в случаях, установленных договором (у НПФ) или законодательством (у ПФР). Фонды аккумулируют средства, получаемые от взносов, и распределяют их согласно уставу. Граждане могут добровольно делать взносы не только в НПФ, но и в ПФР в случаях, если они являются, например, индивидуальными предпринимателями, адвокатами и нотариусами.

Целью данной статьи было выяснение основных черт правового статуса государственных и негосударственных фондов социального страхования, их сходств и различий. В процессе работы стало ясно, что нормативное регулирование данного вопроса нуждается в реформировании, а именно в упорядочивании нормативно-правовой базы.

В настоящее время в науке ведутся дискуссии относительно того, следует ли придавать НПФ коммерческий статус.[17] С одной стороны, это позволило бы им активно использовать находящиеся у них денежные средства. Для этого предлагается преобразовать НПФ в особый вид акционерных обществ или реорганизовать их в структуру, схожую с паевыми инвестиционными фондами.

Однако, НПФ выполняет не только коммерческую, но и социально-значимую функцию: социальное обеспечение вкладчиков. Поэтому необходимо сохранить статус НПФ как некоммерческих организаций. В таком случае возможен государственный контроль над их деятельностью. Более того, такой контроль необходим, так как, охраняя вклады граждан в НПФ, государство выполняет свою функцию по социальной защите граждан.

Что касается нормативного регулирования статуса ПФР, ФСС и ФФОМС, то он регулируется подзаконными актами, которые были приняты в разное время и не унифицированы. Сходство в правовом статусе значительно, в связи с чем было бы целесообразно либо принять единый Федеральный закон, объединяющий и упорядочивающий положения старых источников, или унифицировать акты, регулирующие правовое положение государственных фондов для упорядочивания правоприменительной практики и уменьшения количества сорных ситуаций.

Список литературы:

[1] См.: Конституция РФ // Собрание законодательства РФ. – 2014. — №31. – Ст. 4398.

[2] Миляков Н.В. Финансы: учебник 2-е изд — М.:ИНФРА-М, 2004. – С.204.

[3] Мацкуляк И.Д. Государственные и муниципальные финансы – М: РАГС, 2007. – С. 331.

[8] См.: Мирошник С.В. Финансово-правовой режим социальных внебюджетных фондов // Пробелы в российском законодательстве – 2012. – №2. –С.274-275.

[12] См. Люминарская С.В. Вопросы ответственности в праве социального обеспечения // Вестник Удмуртского университета – 2010. — №2. – С. 59-62.

[14] См.: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // Собрание законодательства РФ. – 2002. — №1. – Ст. 1.

[15] См.: Кузин А.А. Правовой статус негосударственного пенсионного фонда // Социально-политические науки – 2012. – №2. – С.87-89.

[16] См.: Сургутскова Е.В. Основные проблемы негосударственных пенсионных фондов и перспективы негосударственного пенсионного обеспечения в России // Вестник Югорского государственного университета – 2015. — №38. – С.52-54.

[17] См.: Кузин А.А. Правовой статус негосударственного пенсионного фонда // Социально-политические науки – 2012. – №2. – С.90.

Право на пенсию – одно из основных прав, установленных Конституцией РФ (ч.1 ст.39), которые согласуются с нормами международного права, современными стандартами обеспечения социальной помощи и защиты права на жизнь. Более 43 млн. граждан России являются пенсионерами по линии Пенсионного фонда. В Хабаровском крае около 400 тысяч.

Пенсионный фонд России сегодня – это крупная вертикально интегрированная структура государственных учреждений, реализующих государственные полномочия по пенсионному страхованию, пенсионному обеспечению и отдельным мерам государственной социальной поддержки. Подразделения фонда представлены во всех региональных и районных центрах.

У нас в крае ПФР - это Отделение по Хабаровскому краю и подведомственные учреждения - Центр по выплате пенсий, а также территориальные подразделения – Управления либо на правах отделов – Клиентские службы в каждом районе края. Ежедневно к нам обращаются за различными услугами от 600 до 1 тыс. человек, в год – около полумиллиона человек, т.е. практически каждый третий житель края.

Ежегодные расходы Отделения, направляемые на различные выплаты гражданам, сопоставимы с годовым бюджетом Хабаровского края. Ежемесячно на выплату пенсий и социальных выплат Отделение направляет более 6,5 млрд. руб. В 2019 году на эти цели запланировано около 79 млрд руб., а с учетом выплат материнского капитала – 81,5 млрд руб.

Слайд 3

История ПФР насчитывает без малого уже три десятилетия. Практически ПФР – ровесник новой современной России.

В рамках реализации данного закона для целей государственного управления финансами пенсионного обеспечения 22 декабря 1990 г. было образовано самостоятельное кредитно-финансовое учреждение Пенсионный фонд России. Отделение ПФР по Хабаровскому краю создано 27 февраля 1991 г.

В кратчайшие сроки была проведена регистрация и создана база плательщиков страховых взносов в ПФР, организованы все процессы администрирования страховых платежей. И в последующий исторический период перехода к рыночному укладу экономики, который сопровождался в 90-х годах массовой безработицей и банкротством многих крупных (бюджетообразующих) предприятий, когда бюджетная поддержка консолидированной пенсионной системы становилась невозможной, утвержденная организационно-правовая структура Пенсионного фонда сыграла важную роль в дальнейшем развитии системы социального страхования в России и доказала свою эффективность и значимость в периоды финансовой и экономической дестабилизации государства, позволив своевременно исполнять, возложенные на Фонд функции.

Средства ПФР формально отделены от федерального бюджета, но при этом – это собственность Российской Федерации. Такая структура управления пенсионными средствами сыграла важную роль и обеспечила защиту пенсионных средств в экономически нестабильные периоды, когда прежняя модель финансирования пенсий из государственного бюджета уже очевидно не сработала бы. (в Хабаровском крае никогда не было перебоев с выплатой пенсий).

Слайд 4

Слайд 5

Следующим серьезным шагом в реформировании пенсионной системы стал 2002 год, с 1 января одновременно вступили в силу три федеральных закона: Об обязательном пенсионном страховании (167-ФЗ), О трудовых пенсиях (173-ФЗ) и О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации (166-ФЗ). Первый и третий законы действуют до настоящего времени, а закон о трудовых пенсиях трансформировался с 2015 года в два закона: О страховых пенсиях (400-ФЗ) и О накопительных пенсиях (424-ФЗ).

Здесь важно акцентировать внимание, что в 2002 году впервые введены обязательства государства, когда часть трудовой (страховой) пенсии (пенсии по 173-ФЗ), при наличии на нее права, устанавливается гарантированно, вне зависимости от стажа, вне зависимости от размера заработка и страховых взносов, гарантированная часть трудовой (страховой) пенсии – это БЧП или далее ФБР или сейчас ФВ.

Также впервые за счет средств федерального бюджета стали полностью финансироваться все пенсии по закону 166-ФЗ О государственном пенсионном обеспечении в РФ - это государственные пенсии, условием назначения которых является не стаж, а либо особые заслуги перед государством (как у УВОВ, ИВОВ), либо возмещение вреда здоровью (как в результате радиационных, техногенных катастроф), либо предоставление средств к существованию (когда при инвалидности, старости или потере кормильца отсутствует право на страховую пенсию – нет стажа). Эти пенсии полностью выплачиваются за счет средств федерального бюджета.

Так же впервые с 2002 года в пенсионной системе появляется накопительный компонент, который стал формироваться за счет части страхового тарифа.

Таким образом, обозначились рамочные возможности для дальнейшего формирования трехуровневой пенсионной модели: базовые государственные гарантии + страховой уровень пенсионного обеспечения + накопительный.

Напомню, что предварительные ориентиры на трехуровневую модель пенсионного обеспечения (с накопительным компонентом) были обозначены еще в 1995 году, когда в августе постановлением N 790 правительство РФ одобрило Концепцию реформы системы пенсионного обеспечения в РФ, а затем, 20.05.1998 г. постановлением N 463 Программу пенсионной реформы в РФ.

Но в связи с кризисом 98г. в 1999 г. эти планы были приостановлены.

Итак, Пенсионный фонд с 2002 года стал являться страховщиком по обязательному пенсионному страхованию, с выполнением функций пенсионного обеспечения. Именно 167-й ФЗ закрепил передачу от органов государственной и муниципальной власти полномочий по назначению и выплате пенсий Пенсионному фонду РФ. Итак, в полномочия фонда вошли учет пенсионных прав граждан на технологической платформе ПУ, учет и администрирование пенсионных взносов, установление и выплата страхового возмещения (страховых пенсий, пенсий и иных выплат за счет пенсионных накоплений), а также установление и выплата государственных пенсий и отдельных социальных выплат.

С 2017 года полномочия по сбору взносов осуществляет налоговая служба. ПФР же остается администратором пенсионных прав граждан и социальных обязательств государства перед гражданами.

Слайд 6

Несколько слов о страховом тарифе на ОПС. Он определен законодательно и на сегодня составляет 22% (менялся), из которых 16% - индивидуальная часть, учитывается на ИЛС граждан, и 6% - солидарная часть, поступающая в бюджет ПФР (для фиксированной выплаты). Тариф не удерживается из з/платы работников. Это начисления работодателя на общий ФОТ.

Помимо общеустановленного тарифа, для работодателей с вредными и тяжелыми условиями производства предусмотрен дополнительный тариф, за счет которого финансируются досрочные пенсии.

В контексте темы страхового тарифа сразу же, отмечу, о пенсионных накоплениях. Как уже было сказано, накопительный элемент появился только в 2002 году - для лиц 1967 г.р. и моложе часть страхового тарифа (2-4-6% из 16%) направлялась на формирование пенсионных накоплений. Но с 2014 г. введен мораторий на дальнейшее формирование пенсионных накоплений, тариф не делится, все 16% учитываются на страховую пенсию. Накопления, сформированные ранее, никуда не изъяты, они по-прежнему учтены в лицевых счетах граждан, инвестируются, и при наступлении страхового случая (достижение пенсионного возраста) – выплачиваются гражданам. Первые выплаты начались с 2012 года, их осуществляет ПФР или НПФ, выбранный гражданином.

Дальнейший вектор развития накопительного элемента в пенсионной системе также зафиксирован в новой Концепции развития пенсионной системы 2012 г. и Стратегии до 2030 года, и предполагает его перевод из сферы публичных правоотношений в гражданско-правовые. То есть это уже будут добровольные, по заявлению, отчисления из собственных средств на накопительную пенсию. И будут являться не обязательствами государства перед гражданами, а личными накоплениями, но с определенными правилами их расходования (получения).

Далее. Основные выплаты, осуществляемые Пенсионным фондом, связанны с обязательным пенсионным страхованием: страховая пенсия по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, а также накопительная пенсия, срочная выплата и единовременная выплата пенсионных накоплений.

Главное, что нужно знать о страховой пенсии.

Право на нее формируется в процессе трудовой деятельности, когда работодатель начисляет и уплачивает страховые взносы (легальная занятость). Чем длительнее страховой стаж и выше заработная плата, тем больше пенсионных прав (коэффициентов) будет заработано и соответственно пенсия будет выше. Для права на пенсию по старости необходимо 15 лет страхового стажа, не менее 30 пенсионных коэффициентов и достичь установленного возраста. С 2019 года возраст увеличивается до 65 лет мужчинам и 60 лет женщинам, рост поэтапно, на 1 год ежегодно. Все пенсионные права фиксируются на лицевом счете гражданина в ПФ, и абсолютно доступны через личный кабинет, для своевременного информирования. Там же можно при помощи калькулятора рассчитать предполагаемый размер будущей пенсии.

Слайд 7

Помимо полномочий страховщика по ОПС, ПФР является исполнителем ряда государственных полномочий в части пенсионного обеспечения за счет средств федерального бюджета (166-ФЗ), а также предоставляет ряд мер государственной социальной поддержки отдельным категориям граждан.

С 2005 ПФР становится центральным звеном в реформировании государственной социальной политики. Технология ПУ, вертикально интегрированная структура фонда стали платформой для перехода к адресности и монетизации государственных социальных льгот.

С 2005 года на ПФ возложены функции по установлению и выплате отдельным категориям граждан ежемесячных денежных выплат и реализации их прав на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. С этой целью пенсионным фондом создан и поддерживается в актуальном состоянии единый регистр федеральных льготников, на основании которого производятся регулярные выплаты из средств федерального бюджета получателям социальных льгот - (ЕДВ) инвалидам, участникам ВОВ, инвалидам, и некоторым другим.

С 2007 года введена новая дополнительная мера государственной поддержки семьям, имеющим детей. На ПФР была возложена новая задача – выдача сертификатов на материнский семейный капитал семьям, в которых после 01.01.2007г. родился или был усыновлен 2-й ребенок.

Изначально предполагалось, что первые деньги на реализацию сертификатов на МСК будут направлены не ранее 2010 года, поскольку 256-ФЗ не предусматривал возможность распоряжения средствами МСК до достижения ребенком трехлетнего возраста. Однако, в связи с очередным экономическим кризисом конца 2008 года, Правительство РФ разрешило гражданам с 01.01.2009 года направлять средства МСК на погашение кредитов, не дожидаясь, пока ребенку исполнится три года. И в дальнейшем, практически ежегодно, в рамках Программы МСК, уточняются: или направления использования этих средств, в т.ч. появляются новые, или корректируются сроки, порядки рассмотрения документов, правила финансирования средств, все изменения предусматриваются для более удобного, рационального и эффективного использования этих средств.

Помимо перечисленных, самых массовых социальных выплат, осуществляемых Пенсионным фондом, обозначу еще ряд, к примеру:

- компенсация проезда к месту отдыха и обратно неработающим пенсионерам-северянам. Осуществляется в двух видах: возмещение фактически произведенных расходов и предоставление специальных талонов на право бесплатного проезда в авиационном и/или железнодорожном транспорте.

- выплаты по уходу за нетрудоспособными гражданами (80-летними, детьми-инвалидами, инвалидами 1 группы). Назначается в качестве компенсации утраченного заработка неработающим трудоспособным гражданам, которые осуществляют уход.

- социальное пособие на погребение умерших пенсионеров. Выплачивается гражданам, за чей счет было осуществлено погребение.

С 2015 года ПФР выплачивает неработающим пенсионерам компенсацию затрат, связанных с выездом из северных районов на другое постоянное место жительства.

- также в период с 2000 года по 2018 г ПФР участвовал в софинансировании социальных программ субъектов РФ. В первую очередь, это было финансирование мероприятий связанных с укреплением учреждений социального обслуживания инвалидов и престарелых граждан (ремонт и оборудование домов интернатов, приобретение автотранспорта), на оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам (в том числе пострадавшим при стихийных бедствиях, например у нас в 2013 году от паводка), а также с 2015 на обучение неработающих пенсионеров компьютерной грамотности.

Слайд 8

На современном этапе механизм предоставления государственных услуг, в том числе и услуг Пенсионного фонда активно трансформируется. Уже устойчиво входит в жизнь порядок, когда заявители для получения госуслуги предъявляют лишь документы личного хранения. Значительная часть сведений, необходимых для предоставления в частности услуг ПФР, запрашивается через систему СМЭВ, также через СМЭВ Пенсионный фонд предоставляет информацию для установления иных государственных услуг. Информационной платформой для СМЭВа также стал ПУ со СНИЛСом.

Сам же СНИЛС сегодня, как бумажный документ (привычная зеленая карточка) уходит в прошлое, также, как ушло в прошлое пенсионное удостоверение, на смену бумажным пенсионным делам приходят электронные, сертификат на МСК сегодня тоже выдается электронный.

Правительством подготовлен законопроект с изменениями в ТК и в закон о ПУ по которым сведения о периодах работы граждан будут фиксироваться и храниться в электронно-цифровой форме, т.о. в ближайшей перспективе на смену бумажной трудовой книжке придет электронная, а Пенсионный фонд, по сути, будет оператором (агентом, центральным звеном) кадрового делопроизводства.

Уже два года Пенсионный фонд является центральным звеном в построении новой информационной системы – ЕГИССО.

Все меры государственной социальной поддержки, оказываемые гражданам независимо от источника их финансирования, отражаются в этой системе. Для граждан – это возможность видеть, на какие меры господдержки есть право, установлена эта мера или нет, как ее установить. Для государства – в перспективе, видеть социальный паспорт всех семей, адресная социальная поддержка, повышение эффективности планирования и расходования бюджетных средств. Фонд по законодательству закреплен оператором данной системы ЕГИССО.

Слайд 9

Итак, как вы теперь понимаете, Пенсионный фонд – это не только назначение пенсий, а наши клиенты или получатели - не только бабушки и дедушки. Выплаты, которые устанавливает Пенсионный фонд, адресованы разным возрастным группам, а регистрируются в Пенсионном фонде все граждане, на сегодня уже с момента рождения. Также вся деятельность, которую каждый человек официально осуществляет, обязательно учитывается в Пенсионном фонде. Поэтому, Пенсионный фонд – это не ворох пыльных документов, это динамично развивающаяся, технологичная система реализации государственных полномочий в социальной сфере.

Для многих из 400 тыс. пенсионеров нашего края пенсионная выплата является основным (и зачастую единственным) источником средств к существованию. Поэтому от качества исполнения законодательства в сфере социальной защиты и пенсионного обеспечения, как на этапе формирования пенсионных прав, так и на этапе реализации права на выплаты, сегодня в значительной мере зависят стабильность и благополучие нашего общества.

Читайте также: