Пенсионный фонд кто контролирует

Обновлено: 14.05.2024

Светлана Симонова

Проверки внебюджетных фондов, как и налоговые ревизии, бывают камеральными и выездными. На камеральных проверках сотрудники ПФР и ФСС контролируют правильность начисления взносов за конкретный период.

На плановые выездные ревизии сотрудники фондов отдельно не ходят, так как ПФР и ФСС могут проводить плановые выездные проверки только совместно. План-график таких проверок на каждый отчетный период можно найти на сайте своего регионального отделения ФСС.

ФСС и ПФР ежегодно совместно составляют план выездных проверок. При этом каждый из фондов старается включить в план страхователей, интересных именно ему. В итоге примерно половина компаний попадает в план по инициативе ПФР, половина – по предложению ФСС.

Рассмотрим, на основании каких критериев происходит отбор.

Проверка ПФР – 2015: креатив от региональных отделений фонда

Помимо общепринятых критериев отбора компаний на выездную проверку, при составлении планов на 2015 год отделения ПФР в регионах использовали и другие, менее популярные критерии. Например, в него включали компании, которые взяли за правило сдавать отчетность в последний момент. А еще выездные проверки назначали тем, у кого побывала с ревизией трудовая инспекция и выявила нарушения.

К вам приехал ревизор…

Выездная проверка ПФР и проверка ФСС проходит, как правило, на территории компании-работодателя. Но если у страхователя нет возможности предоставить проверяющим помещение для проверки, сотрудники фондов проведут ее у себя на месте.

Выездная проверка начинается с того, что компании вручают решение о проведении проверки. В таком документе должны быть указаны состав проверяющих и проверяемый период, который не может быть больше трех лет.

С предъявленным решением страхователя должны ознакомить под роспись. После этого сотруднику вручают требование о представлении документов. Причем, если проверка совместная, то от каждого фонда должно быть свое требование. Но исполнять эти требования придется по отдельности, независимо одно от другого. То есть документы нужно будет подготовить в двух экземплярах.

Поскольку круг интересов у проверяющих из разных фондов расходятся, то и запрашивать ревизоры будут разные документы.

Что нужно ФСС на выездной проверке

ФСС может требовать от плательщика страховых взносов копии документов, которые являются основанием для исчисления и уплаты страховых взносов, а также подтверждают правильность их расчета и уплаты, а именно:

  • расчетно-платежных ведомостей;
  • больничных листов;
  • договоров гражданско-правового характера;
  • документов, необходимых для оформления пособий;
  • табелей учета рабочего времени;
  • трудовых книжек;
  • документов о расследовании несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
  • материалов специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест)
  • и т. п.

Что требует ПФР на выездной проверке

Что касается проверки пенсионного фонда, то ПФР может требовать от компании копии документов, которые являются основанием для исчисления и уплаты страховых взносов; подтверждают правильность расчета и уплаты страховых взносов. Это могут быть:

  • учредительные документы;
  • приказы об учетной политике;
  • лицензии;
  • расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам;
  • бухгалтерская отчетность (в т. ч. годовые отчеты, пояснительные записки к ним, аудиторские заключения);
  • регистры бухгалтерского (налогового) учета по расчетам с персоналом и подотчетными лицами, по социальному страхованию и обеспечению, по учету денежных средств;
  • карточки индивидуального учета начисленных выплат (вознаграждений) и страховых взносов;
  • организационно-распорядительные документы, договоры и дополнительные соглашения к договорам (приказы, коллективные договоры, трудовые договоры и т. д.);
  • банковские и кассовые документы;
  • первичные документы, подтверждающие выплаты персоналу (например, зарплатные ведомости, расходные кассовые ордера, ведомости на выдачу аванса, зарплаты, премий и других вознаграждений, выписки банка по зачислению денежных средств на банковские карточки и счета физических лиц);
  • документы индивидуального учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Как идет проверка и чем может закончиться

Выездная проверка не может длиться более двух месяцев и заканчивается в тот день, когда сотрудники фонда составили справку о ее проведении. В отдельных случаях срок проверки может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев.

Основанием для продления выездной проверки может стать:

  • получение в ходе проверки информации, которая свидетельствует о наличии в организации нарушений законодательства о страховых взносах и требует дополнительной проверки;
  • форс-мажорные обстоятельства на территории проведения проверки;
  • наличие у организации четырех и более обособленных подразделений;
  • непредставление или несвоевременное представление страхователем документов, необходимых для проведения выездной проверки.

Если справка – то конец проверке

По окончании выездной проверки или в ее последний день проверяющие составляют Справку о проведенной выездной проверке. Один экземпляр остается в компании, второй приобщается к материалам проверки.

В течение двух месяцев со дня составления справки готовится Акт выездной проверки. Он подписывается обеими сторонами. Один экземпляр акта вручается представителю компании под расписку в течение пяти рабочих дней с даты подписания (или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения его представителем организации).

Есть возможность возразить

Если компания не согласна с выводами проверяющих, изложенными в акте, она в течение 15 рабочих дней со дня получения документа может представить письменные возражения. Для обоснования возражений важно приложить заверенные копии документов.

Руководитель фонда, проводящего проверку, должен рассмотреть акт проверки, другие материалы ревизии, а также представленные возражения по акту, и уже на их основании вынести решение – в течение 15 рабочих дней со дня истечения срока, отведенного на представление письменных возражений.

Какой-то официально утвержденной формы для оформления возражений нет, поэтому они составляются в свободной форме. В документе обязательно надо указать наименование, ИНН, КПП, адрес компании, регистрационный номер страхователя, время проведения ревизии, ее объект. И затем пояснить причины возражения, привести ссылки на нормативные акты.

Результаты бывают разными

По результатам рассмотрения материалов проверки руководители (их заместители) территориального органа ПФР, ФСС России выносят одно из решений:

  • О привлечении к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах.
  • Об отказе в привлечении к ответственности.

В решении указываются выявленные нарушения, сумма выявленной недоимки, а также предлагается уплатить штрафы ПФР (штрафы ФСС) и пени по страховым взносам.

Один экземпляр решения в течение пяти рабочих дней после дня вынесения вручается проверяемому лицу под расписку (или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения). В случае направления документа по почте заказным письмом решение считается полученным по истечении шести рабочих дней со дня направления письма.

Обжаловать решение по выездной проверке можно как в вышестоящем отделении фонда, так и в суде. Но в отличие от обжалования решений по налоговым проверкам, где досудебный порядок обжалования является обязательным, подать жалобы на решение фонда одновременно – и в вышестоящее отделение фонда, и в суд. Срок для обжалования – три месяца с момента вынесения решения.

Ревизоры могут нагрянуть внезапно

Внеплановые проверки и ПФР, и ФСС России могут проводить отдельно.

Внепланово выездные проверки ФСС проводит, если:

организация находится на стадии ликвидации или реорганизации;

страхователь обратился за выделением средств;

сотрудник пожаловался на неправильный расчет пособия.

Что касается п. 2, то ФСС заинтересуются компанией только в том случае, если сумма возмещения превышает уплаченные взносы за несколько лет или компания хочет получить деньги через пару месяцев после своей регистрации.

Внепланово выездные проверки ПФР проводит только при ликвидации или реорганизации организации.

Счетная палата проинформировала президента России Владимира Путина о выявленных нарушениях в системе персонифицированного учета, которую ведет Пенсионный фонд России.

Фото: iStock

Проверка проводилась в отделениях по Москве, Московской и Саратовской областям, а также в Межрегиональном информационном центре Пенсионного фонда.

Выяснилось, что основной проблемой учета является открытие на одного и того же человека двух и более счетов, а также присвоение одного СНИЛС нескольким гражданам. "Доплаты со дня назначения пенсий в 53,3 % не осуществлялись, что привело к нарушению пенсионных прав граждан. Из-за несвоевременного поступления сведений о смерти и снятия средств с банковского счета родственниками умершего пенсионера, переплаты пенсий только в двух территориальных органах ПФР составили более 377 млн рублей", - говорится в отчете. Ошибки происходят в основном из-за того, что базы данных ЗАГС, ФНС России и ПФР различаются в части фамилии, паспортных данных и места проживания граждан. Получается, что у каждого ведомства разная информация об одних и тех же людях.

"Из проверенных назначенных пенсий 1 061 гражданина нарушения пенсионных прав выявлены в 171 случае (16,1 %). Выплаты недополученных пенсий составили около 3 млн рублей. Установлены факты незаконного отказа в назначении пенсии, затягивания рассмотрения документов о назначении пенсии и нарушение сроков проведения перерасчета пенсии, связанных с нарушением (до 21 месяца) ПФР сроков отражения на счетах взносов, добровольно уплаченных гражданами на страховую пенсию в ПФР. Пенсионные права граждан нарушались не только при проведении перерасчетов в автоматизированном режиме, но и при назначении пенсий", - следует также из отчета Счетной палаты.

Есть недоработки и в анкете застрахованного лица, которую граждане должны заполнить для регистрации в системе персонифицированного учета. В частности, она не соответствует требованиям к наличию фамилий при рождении и ИНН. "Сейчас ИНН присваивается практически при рождении. Поэтому, если в анкете будут эти строки, то будет легче идентифицировать соответствующее лицо", - считает аудитор Сергей Штогрин.

Кроме того, в самом индивидуальном лицевом счете Пенсионный Фонд не указывает сведения о правопреемниках застрахованного лица и долях распределения между ними средств пенсионных накоплений, что является нарушением закона об индивидуальном учете в системе обязательного пенсионного страхования.

"Конечно, когда существует такой большой массив данных, то возникает проблема и необходимость совершенствования этой системы", - прокомментировал результаты проверки аудитор Сергей Штогрин. Счетная палата предлагает наладить механизм межведомственного взаимодействия и провести сверку персонифицированной информации о гражданах по единому идентификатору (например, СНИЛС или ИНН).

Фото: iStock

Также предложено усовершенствовать механизм взаимодействия ПФР с налоговой службой. Много вопросов к автоматизированному учету стажа застрахованных граждан. Сведения о стаже сразу же отражаются на лицевом счете застрахованного только в том случае, если система учета не выявляет ошибки в предоставленных работодателем отчетах. На практике же число ошибок может достигать 4% от общего числа лиц, по которым представлены данные. Так, на счетах почти 13 тыс застрахованных лиц до сих пор не отражены сведения за 2017 год, за 2018 год не полные данные у 27 тыс застрахованных. А неправильно учтенный стаж - это минус в пенсии. Для минимизации ошибок Счетная палата предлагает Фонду пересмотреть подход к проведению контроля отдельных форм отчетности, которые не содержат персонифицированных сведений. Кроме того, Минтруд по рекомендациям Счетной палаты подготовил два законопроекта, устраняющие недостатки формирования счетов граждан, и регулирующие сроки передачи в доверительное управление пенсионных накоплений граждан, возвращенных в ПФР по решению суда.

Денежное дерево НПФ под лупой

Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) – это организация, которая занимается пенсионным обеспечением своих клиентов. НПФ инвестирует доверенные ему средства в финансовые инструменты, чтобы получить инвестиционный доход. Выплаты от НПФ участник фонда начнет получать с момента выхода на пенсию.

Из этой статьи вы узнаете, чем занимаются и могут быть полезны НПФ, как регулируется их деятельность, как защищены хранящиеся в них средства граждан и на что следует обратить внимание при выборе НПФ.

Что именно делает НПФ?

1. Он управляет пенсионными накоплениями гражданина, которые формируются на индивидуальном счете.

Эти средства входят в систему обязательного пенсионного страхования (ОПС). Когда клиент НПФ достигает пенсионного возраста, фонд назначает и выплачиваем ему пенсию из накопленных средств. Чем лучше работает НПФ, тем больший доход он зарабатывает своим клиентам – и тем выше их будущая пенсия.

2. С его помощью можно формировать дополнительную пенсию.

К примеру, вы направили свои накопления в НПФ и полностью довольны тем, как он распоряжается вашими средствами. В таком случае можно также начать накапливать и на дополнительную пенсию, предварительно заключив с фондом еще один договор. Или выбрать другой фонд для формирования дополнительной пенсии. Это и есть негосударственное пенсионное обеспечение (НПО) – деньги, которые вы откладываете самостоятельно и отдаете под управление НПФ.

Как регулируется деятельность НПФ?

Сколько НПФ в России?

Актуальный список НПФ вы всегда найдете на сайте Агентства по страхованию вкладов и Банка России. Год от года количество действующих НПФ в России уменьшается. По данным Банка России и АСВ, по состоянию на июнь 2021 года лицензию имели 41 НПФ, из которых 28 состоят в системе гарантирования прав застрахованных граждан (то есть могут управлять пенсионными накоплениями).

Количество НПФ в России по годам, шт.

2006200720082009201020112012
290289252235165151146
2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
134 120 120 102 83 6847

Уменьшение количества НПФ за последние годы, в основном, вызвано следующими причинами:

1. Ужесточение требований законодательства.

2. Повышение требований к качеству активов НПФ со стороны регулятора – Банка России.

А мои деньги в НПФ или ПФР?

Как выбрать НПФ?

Как защищены средства в НПФ?

НПФ, работающие с накоплениями, входят в систему гарантирования прав застрахованных лиц. Это означает, что накопления их вкладчиков застрахованы Агентством по страхованию вкладов. Если по какой-то причине у НПФ, который управляет вашими пенсионными накоплениями, аннулируют лицензию, вам не нужно предпринимать никаких действий чтобы вернуть ваши средства: начиная с даты аннулирования лицензии, вашим новым страховщиком станет ПФР.

Подробную информацию о гарантировании прав можно получить на сайте АСВ.

Я решил сменить НПФ: как это правильно сделать?

Если вы хотите поменять НПФ, то нужно учитывать, что без потерь это можно делать не чаще, чем 1 раз в 5 лет. В противном случае у вас есть риск потерять инвестиционный доход. Как это работает?

Тот доход, который НПФ заработал для своего клиента, прибавляется к его счету раз в 5 лет – это называется фиксинг. Если клиент меняет страховщика после того, как доход зафиксировался на его персональном счету, то такой переход считается срочным и не приводит к потере накопленного дохода. А вот досрочный переход к другому страховщику происходит до истечения пятилетнего периода. В таком случае гражданин теряет инвестиционный доход с момента прудыдущего фиксинга.

Советуем вам внимательно обдумать решение о смене страховщика и взвесить все возможные выгоды и потери.

Каждый вправе самостоятельно принимать решения, которые влияют на будущую пенсию. Можно ли доверять свои пенсионные накопления НПФ? Разумеется, да: деятельность НПФ строго регламентирована и контролируется со стороны государства, а средства под их управлением застрахованы. Однако важно не только доверять, но проверять. Чтобы обеспечить сохранность средств и получить хороший доход, рекомендуем внимательно следить за состоянием своего пенсионного счета, результатами работы вашего страховщика и его конкурентов на рынке.

Читайте также: