Пенсионное соглашение между белоруссией и украиной

Обновлено: 28.04.2024

В 2021 году вступило в силу новое Соглашение по вопросам выплаты пенсий гражданам государств, входящих в Евразийский экономический союз. Оно решит проблемы многих граждан, которые платят страховые взносы в другой стране, но не могут претендовать на пенсию оттуда. Мы разобрались в ситуации и рассказываем главное о новом документе.

Пенсии по территориальному и пропорциональному принципу

Согласно законодательству России, право на пенсию и ее сумма определяются страховым стажем и взносами на пенсионное страхование. Но это касается только периодов после 2002 года, а за более ранние периоды пенсионные права рассчитываются по более сложной схеме (с учетом стажа и средней зарплаты).

Но есть еще один важный момент: до и после распада СССР у многих россиян был трудовой стаж в других союзных республиках, а потом – странах СНГ. Чтобы как-то упорядочить пенсионные права, в 1992 году на уровне СНГ было подписано специальное Соглашение касательно начисления пенсий. Его общие положения касательно россиян такие:

  • за периоды до 1991 года стаж работы в любой республике СССР включается в трудовой (страховой) стаж для начисления пенсий;
  • за периоды с 1992 по 2001 годы учитывается стаж, полученный в государствах, подписавших Соглашение;
  • с 2002 года в стаж учитываются только те периоды, когда за будущего пенсионера шли отчисления в Пенсионный фонд России.

Проблема была в том, что это Соглашение подписали не все постсоветские страны – среди подписантов были Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина.

С другими бывшими союзными республиками позже были подписаны отдельные соглашения:

  • Молдавия – в 1995 году;
  • Грузия – в 1997 году;
  • Литва – в 1999 году;
  • Латвия – в 2007 году;
  • Эстония – в 2011 году.

Как можно увидеть, до сих пор не заключено соглашение с Азербайджаном, но со всеми остальными бывшими республиками СССР такие договоренности существуют.

С Белоруссией в 2006 году было подписано новое Соглашение по принципу пропорциональности – по нему для граждан обеих стран гарантируется выплата пенсии, заработанной в обеих странах, а за советский период пенсионные права рассчитываются, исходя из государства проживания.

Новое соглашение ЕАЭС

Поскольку действующие соглашения (за исключением Белоруссии) лишали граждан права на пенсию в случае работы после 2002 года в другом государстве, это было серьезной проблемой. И только в декабре 2019 года стало ясно, что проблема будет решена.

В Санкт-Петербурге было подписано соглашение между странами-членами Евразийского экономического союза, куда кроме России входят Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения. Это соглашение в течение 2020 года ратифицировали парламенты всех стран-участниц, и с января 2021 года оно вступило в силу.

Если говорить кратко, новое соглашение распространяет принцип пропорциональности на все страны ЕАЭС. По сути, теперь в любом государстве из этих пяти можно оформить пенсию, заработанную в любом другом государстве ЕАЭС, причем если стаж был в двух или более государствах, каждое будет платить свою долю пенсии.

Итак, общие черты нового соглашения таковы:

  • в России оно касается страховой пенсии (включая фиксированную выплату) и накопительной пенсии. Социальные пенсии в Соглашение не входят;
  • оформлять пенсию, заработанную в другой стране, можно в Пенсионном фонде России (и дата обращения в ПФР считается датой обращения в зарубежный фонд);
  • выдавать пенсию может как Пенсионный фонд страны проживания, так и страны, которая назначает эту пенсию;
  • иностранцы, за которых перечисляются страховые взносы, имеют равные права на пенсию с гражданами страны;
  • в России фиксированная выплата полагается только тем, кто проживает на территории РФ (то есть, за границей российская пенсия будет выплачиваться только за пенсионные баллы);
  • при назначении пенсии учитывается стаж в стране проживания, а если его недостаточно – то во всех остальных странах (но только если он не учитывается при назначении другой пенсии).

То есть, для оформления пенсии в другой стране не придется выезжать со своего места жительства – заявление можно подать в Пенсионный фонд по месту проживания. Но придется собирать справки о стаже из другой страны (в соответствии с законодательством страны проживания).

Однако касательно стажа и суммы пенсии есть достаточно много разных особенностей, которые нужно знать.

Особенности расчета стажа и суммы

Новое Соглашение частично решает этот вопрос. Так, пенсию будет начислять та страна, в которой получен стаж, причем по своим собственным правилам. То есть, если гражданин Белоруссии заработал пенсию и в России, и в Белоруссии, то получать ее он будет от обоих государств. Правда, фиксированную выплату (базовую часть, и т.д.) ему будет платить только та страна, где он живет.

Что касается стажа и пенсионных прав, то будут работать следующие положения:

  • если стажа для назначения пенсии в конкретной стране, то можно зачесть и стаж из других стран . Главное – чтобы те же периоды не учитывались при назначении пенсии в других странах;
  • при назначении российской пенсии будет учитываться стаж , полученный на территории СССР и РФ;
  • пенсионные баллы (коэффициенты) в России будут рассчитываться по существующим правилам. Но если их не будет хватать, пенсионеру начислят по 1 баллу за каждый год работы в любой из других 4 стран ЕАЭС. Причем рассчитываться они будут вплоть до месяцев (1/12 балла) и дней (1/360 балла);
  • льготный стаж , полученный в одной стране, в другой льготным не считается (но засчитывается в общий стаж);
  • чтобы оформить пенсию по законодательствую конкретной страны , нужно иметь в ней не менее 12 месяцев трудового стажа (кроме накопительных пенсий, пенсий по инвалидности и потере кормильца);
  • если для назначения пенсии по инвалидности нужно пройти освидетельствование, это можно сделать по месту жительства бесплатно, или даже заочно.

Правда, не все так идеально – каждая страна будет платить свою часть пенсии за стаж, сформированный после вступления в силу соглашения (то есть, с 2021 года). А за периоды до этого будут действовать прежние правила – в том числе соглашения СНГ и с другими странами.

Еще важный пункт – признание документов, необходимых для назначения пенсии. Так, Соглашение предполагает, что документы каждой из 5 стран будут признаваться в остальных странах без дополнительных процедур. Но при этом Пенсионный фонд конкретной страны может попросить заявителя предоставить нотариально заверенный перевод документов на государственный язык.

Таким образом, новое Соглашение позволяет решить проблему, когда иностранные работники делают страховые взносы, которые затем никак не влияют на их пенсии. Теперь, вероятно, у них будет больше стимулов к легальной работе – например, проработав в России год, такой иностранец сможет претендовать на какую-то часть российской пенсии.

основываясь на положениях Договора между РСФСР и Украинской ССР от 19 ноября 1990 г. и Соглашения между Российской Федерацией и Украиной о дальнейшем развитии межгосударственных отношений от 23 июня 1992 г.,

согласились о нижеследующем:

Действие настоящего Соглашения распространяется на лиц (далее именуются - Работники) и членов их семей, являющихся гражданами или имеющих постоянное место жительства на территории одной из Сторон (далее именуется - Сторона выезда) и осуществляющих свою трудовую деятельность на условиях найма на территории другой Стороны (далее именуется - Сторона трудоустройства).

Возраст, с которого допускается прием на работу граждан, определяется законодательством Стороны трудоустройства.

Органами, уполномоченными представлять Стороны в реализации настоящего Соглашения (далее именуются - Уполномоченные Органы), выступают:

с Российской Стороны - Министерство труда Российской Федерации;

с Украинской Стороны - Министерство труда Украины;

Уполномоченные Органы имеют право привлекать в установленном порядке компетентные органы Сторон для решения вопросов, вытекающих из настоящего Соглашения.

Все вопросы, связанные с выполнением настоящего Соглашения решаются путем взаимных консультаций между Уполномоченными Органами Сторон.

Уполномоченные Органы образуют рабочую группу по реализации настоящего Соглашения и принятию оперативных решений.

Регламент работы рабочей группы и положение о ней утверждаются Уполномоченными Органами совместно.

Въезд и пребывание Работника, осуществляющего трудовую деятельность на территории Стороны трудоустройства, регулируются законодательством этой Стороны.

Трудовая деятельность Работника оформляется трудовым договором (контрактом), заключенным с работодателем в соответствии с трудовым законодательством Стороны трудоустройства. Работодатель регистрирует заключенные трудовые договоры (контракты) в учреждениях, определенных Уполномоченными Органами.

В случае, если трудовой договор (контракт) расторгнут в связи с ликвидацией предприятия (учреждения, организации), сокращения численности или штата работников, Уполномоченный Орган Стороны трудоустройства предпринимает усилия с тем, чтобы включить Работника в другие, равноценные трудовые отношения на срок действия трудового договора (контракта). При невозможности трудоустройства на Работника распространяются порядок и льготы, предусмотренные законодательством Стороны трудоустройства для высвобождаемых Работников.

По месту постоянного жительства работнику предоставляется право на трудоустройство на общих основаниях.

При изменении ситуации на национальных рынках труда Стороны на основе взаимной договоренности могут вводить ограничения на прием Работников другой Стороны.

Работники Стороны выезда, работающие на территории Стороны трудоустройства, пользуются правами и выполняют обязанности, установленные трудовым законодательством Стороны трудоустройства (включая вопросы трудовых отношений, коллективных договоров, оплаты труда, режима рабочего времени и времени отдыха, охраны и условий труда и другие).

Трудовой стаж, включая стаж, исчисляемый в льготном порядке, и стаж работы по специальности, приобретенный в связи с трудовой деятельностью на территориях обеих сторон, взаимно признается Сторонами.

Исчисление стажа производится по законодательству той Стороны, на территории которой осуществлялась трудовая деятельность.

Сторонами признаются дипломы, свидетельства и другие документы государственного образца об уровне образования и квалификации, выданные соответствующими компетентными органами Сторон, без легализации.

Вопросы пенсионного обеспечения регулируются Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. и двусторонними соглашениями в этой области.

Социальное обеспечение по данному Соглашению для Работников, работающих на территории Стороны трудоустройства, и членов их семей осуществляется на основании законодательства этой Стороны. При этом под социальным обеспечением по данной статье понимаются все виды пособий и выплат, которые предоставляются гражданам в случае болезни, беременности и родов и в других случаях.

Стороны будут придерживаться следующего порядка в отношении возмещения Работнику ущерба (вреда) вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, полученного в связи с исполнением им трудовых обязанностей:

а) возмещение ущерба вследствие трудового увечья или иного повреждения здоровья, а также смерти потерпевшего производится Стороной, законодательство которой распространялось на Работника в момент получения увечья;

б) возмещение ущерба вследствие профессионального заболевания, либо последовавшей в связи с ним смерти потерпевшего производится Стороной, законодательство которой распространялось на Работника во время его трудовой деятельности, которая вызвала профессиональное заболевание, даже если указанное заболевание впервые было выявлено на территории другой Стороны.

В тех случаях, когда Работник, получивший профессиональное заболевание, работал в обоих государствах в условиях и областях деятельности, которые могли вызвать профессиональное заболевание, возмещение ущерба осуществляется той Стороной, на территории которой в последний раз выполнялась указанная работа;

в) возмещение ущерба вследствие профессионального заболевания, назначенное одной из Сторон, при обострении заболевания пересматривается в соответствии с законодательством этой же Стороны. Однако это положение не применяется, если обострение заболевания связано с трудовой деятельностью на предприятиях (в учреждениях, организациях) другой Стороны, которая могла вызвать профессиональное заболевание и в период которой к Работнику применялось законодательство другой Стороны.

В случае переселения Работника с территории Стороны трудоустройства на территорию другой Стороны работодатель обязан перечислять потерпевшему средства, возмещающие причиненный здоровью вред, в размерах, предусмотренных законодательством Стороны трудоустройства.

Все расходы, связанные с осуществлением социального обеспечения по настоящему Соглашению, несет Сторона трудоустройства.

Документы, выданные в целях реализации настоящего Соглашения на территории одной Стороны по установленной форме или их копии, заверенные в установленном порядке, принимаются на территории другой Стороны без легализации.

Настоящее Соглашение вступает в силу с момента его подписания.

1. Настоящее Соглашение заключается сроком на пять лет и будет автоматически продлеваться каждый раз на один год, если ни одна из Сторон не заявит о своем желании прекратить его действие путем письменного извещения не менее чем за 6 месяцев до истечения соответствующего периода.

2. В случае денонсации Соглашения его положения остаются в силе в отношении трудовых договоров (контрактов), заключенных Работниками с работодателем, до истечения срока, на который они были заключены.

3. В настоящее Соглашение по согласованию Сторон могут вноситься изменения и дополнения, которые оформляются в письменном виде.

Совершено 15 января 1993 г. в г. Москве в двух экземплярах на русском и украинском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

Фото из архива

14 января, Минск /Корр. БЕЛТА/. 1 января 2021 года вступило в силу соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года. Подробнее о том, как оно повлияет на пенсионеров, живущих на этой территории, БЕЛТА рассказали в Министерстве труда и социальной защиты.

Соглашение ратифицировали Беларусь, Армения, Казахстан, Кыргызстан и Россия. Оно распространяется на граждан этих государств, проживающих и имеющих стаж на их территориях, приобретенный после 1 января 2021 года.

Документ регулирует вопросы уплаты пенсионных взносов, а также назначения и выплаты: трудовой пенсии (по возрасту, за выслугу лет (кроме пенсий военнослужащих и приравненных к ним, членов их семей и госслужащих), по инвалидности, по случаю потери кормильца) - в Беларуси; трудовой пенсии (по возрасту, на льготных условиях, за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца, частичной) и обязательной накопительной пенсии (аннуитет, программная выплата, единовременная выплата, единовременная выплата наследникам) - в Армении; пенсионных выплат из единого накопительного пенсионного фонда за счет сформированных пенсионных взносов (по достижении пенсионного возраста, при установлении инвалидности I и II групп, если она установлена бессрочно, единовременная выплата наследникам) - в Казахстане; пенсии по государственному соцстрахованию (по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца), накопительной части пенсии из средств государственного накопительного пенсионного фонда, выплат за счет средств пенсионных накоплений из средств государственного накопительного пенсионного фонда - в Кыргызстане; страховой пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца) и фиксированной выплаты к ней, повышения, увеличения фиксированной выплаты к страховой пенсии и доплаты к ней, накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений - в Российской Федерации.

Законодательство государства, где граждане трудятся, независимо от их места проживания, диктует то, как будут уплачиваться взносы.

Принцип пропорциональности пенсионного обеспечения

Каждое государство - участник соглашения будет назначать пенсию и исчислять ее размер за стаж на его территории после 1 января 2021 года. При этом для назначения пенсии (за исключением трудовых (страховых) пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, накопительной пенсии) стаж на территории государства - участника соглашения должен составлять не менее 12 полных месяцев.

За стаж до вступления в силу соглашения пенсия будет назначаться и выплачиваться в соответствии с законодательством государства - участника соглашения. При этом учитывается соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, а для Беларуси и России - еще и договор о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года.

Если стажа на территории одной страны будет недостаточно для определения права на пенсию, то может быть учтен также стаж, приобретенный на территории других государств - участников соглашения. Подтверждение такого стажа производится компетентными органами этих государств.

Куда обращаться за назначением пенсии

Для этого гражданин может выбрать компетентный орган государства проживания и (или) государства, на территории которого приобретен стаж.

По вопросам пенсионного обеспечения с учетом положений соглашения постоянно проживающим в Беларуси гражданам надо обращаться в орган по труду, занятости и социальной защите по месту жительства в республике.

Где будет выплачиваться пенсия

Это решение также предоставлено гражданину. Он может выбрать выплату либо на территории страны проживания, либо на территории государства - участника соглашения, назначившего пенсию.

Перевод пенсии за предшествующий квартал компетентным органом государства, назначившим пенсию, на территорию государства проживания пенсионера будет осуществляться до 15 числа первого месяца каждого квартала в денежной валюте государства проживания.

Доставит пенсию получателю после 15 числа компетентный орган государства, на территорию которого выплата переведена.

Получателям в Беларуси пенсия будет перечисляться на счет пенсионера, открытый в банке.

Республикой Беларусь заключены договоры (соглашения) в области социального (пенсионного) обеспечения в рамках СНГ (1992 год), с Украиной (1995 год), Литовской Республикой (1999 год), Российской Федерацией (2006 год), Латвийской Республикой (2008 год), Азербайджанской Республикой (2013 год), Чешской Республикой и Эстонской Республикой (2018 год) и Республикой Молдова (2019 год). В 2019 году подписан договор с Республикой Польша, который пока не вступил в силу. Ведется работа по заключению договора с Республикой Болгария.-0-

Беларуская
English (UK)


Aдрес: 222811, Минская область,
г. Марьина Горка, ул. Ленинская, 47

ПОНЕДЕЛЬНИК – ПЯТНИЦА
С 8:30 до 17:30
обед с 13:00 до 14:00

Социальные сети: Инстаграм

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ РЕСПУБЛИКОЙ БЕЛАРУСЬ И УКРАИНОЙ ОБ УПРОЩЕННОМ ПОРЯДКЕ ИЗМЕНЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА ГРАЖДАНАМИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ПОСТОЯННО ПРОЖИВАЮЩИМИ В УКРАИНЕ, И ГРАЖДАНАМИ УКРАИНЫ, ПОСТОЯННО ПРОЖИВАЮЩИМИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Вступило в силу 8 апреля 2000 г.

Республика Беларусь и Украина, именуемые в дальнейшем Сторонами,

исходя из стремления народов двух стран к сохранению и упрочению исторических традиционно дружественных связей в отношении обеспечения их гражданам прав и свобод человека,

подтверждая приверженность обязательствам в отношении обеспечения прав и свобод человека в соответствии с общепринятыми международными нормами,

желая обеспечить благоприятные условия для реализации их гражданами на основе свободного волеизъявления права на изменение гражданства,

стремясь предотвратить случаи безгражданства,

согласились о нижеследующем:

Статья 1

Каждая из Сторон предоставит постоянно проживающим на законных основаниях на ее территории гражданам другой Стороны гражданство в соответствии с ее национальным законодательством.

В течение десяти дней после предоставления лицу нового гражданства компетентные органы Стороны приобретаемого гражданства выдают лицу документ, подтверждающий приобретенное гражданство, одновременно изымают документ, подтверждающий прекращаемое гражданство, и пересылают его по дипломатическим каналам Стороне прекращаемого гражданства вместе с уведомлением о приобретении нового гражданства с указанием даты приобретения гражданства.

Дата приобретения гражданства одной Стороны будет являться датой прекращения гражданства другой Стороны.

Стороны освобождают лиц, изменяющих гражданство в соответствии с настоящим Соглашением, от уплаты обязательных платежей, связанных с изменением гражданства.

Статья 2

При приобретении гражданства родителями, усыновителями, опекунами, попечителями, вследствие которого оба становятся гражданами другой Стороны, изменяется соответственно гражданство их несовершеннолетних детей, а также несовершеннолетних лиц, находящихся под их опекой либо на их попечительстве.

Гражданство несовершеннолетних детей, один из родителей, усыновителей, опекунов, попечителей которых является гражданином одной из Сторон, а другой приобретает гражданство другой Стороны, определяется соглашением родителей, усыновителей, опекунов, попечителей, которое должно быть выражено в письменной форме и удостоверено в установленном порядке.

Если родители, усыновители, опекуны, попечители не пришли к соглашению по поводу изменения гражданства несовершеннолетних детей, ребенок является гражданином той Стороны, на территории которой постоянно проживают родители, усыновители, опекуны, попечители.

Несовершеннолетние дети, родители, усыновители, опекуны, попечители которых проживают раздельно, сохраняют гражданство родителя, усыновителя, опекуна, попечителя, на воспитании которого они находятся, если по этому поводу не состоялось иного соглашения между родителями, выраженного в письменной форме и удостоверенного в установленном порядке.

Гражданство несовершеннолетних детей не изменяется при изменении гражданства родителей, лишенных родительских прав. На изменение гражданства несовершеннолетних детей не требуется согласие родителей, лишенных родительских прав.

Изменение гражданства несовершеннолетних детей в возрасте от 16 до 18 лет в случае изменения гражданства обоих либо одного из родителей, усыновителей, опекунов, попечителей может происходить только с согласия несовершеннолетних детей, изложенного в письменной форме и удостоверенного в установленном порядке.

Статья 3

Вопросы, не урегулированные настоящим Соглашением, регулируются национальным законодательством Сторон.

Статья 4

Вопросы, связанные с толкованием и применением настоящего Соглашения, решаются Сторонами путем проведения консультаций или обмена дипломатическими нотами.

Статья 5

Настоящее Соглашение подлежит ратификации и вступает в силу на десятый день со дня обмена Сторонами ратификационными грамотами.

Статья 6

Настоящее Соглашение действует в течение пяти лет со дня его вступления в силу и автоматически продлевается на последующий пятилетний период, если одна из Сторон не уведомит другую Сторону о своем намерении прекратить действие настоящего Соглашения за шесть месяцев до истечения указанного срока.

Совершено в г. Киеве 12 марта 1999 года в двух экземплярах, каждый на белорусском, украинском и русском языках, причем все тексты имеют одинаковую силу.

Читайте также: