Право на пенсию по старости на льготных основаниях у матери родившей 5 х детей возникает

Обновлено: 27.04.2024

В России предусмотрено пять льготных оснований, определяющих право на пенсию по старости. Они не связаны с условиями или характером трудовой деятельности и относятся непосредственно к личности гражданина, обращающегося за пенсией, к его особенностям [142] .

Два льготных основания из пяти касаются женщин. Первое — это многодетность женщины в сочетании с воспитанием ею детей до определенного возраста.

Обычно многодетной признается женщина, имеющая трех и более детей. Однако пенсия на льготных основаниях устанавливается не всем таким женщинам, а лишь тем из них, которые, во-первых, родили пять или более детей и, во-вторых, воспитали их до восьми лет. Такие женщины имеют право на пенсию по старости по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 15 лет.

Льготное пенсионное обеспечение по признаку многодетности не распространено в мировой практике, даже в странах со сравнительно низкой рождаемостью. При этом не без оснований считается, что пенсионные льготы в отдаленной перспективе не могут повлиять на решение молодых родителей иметь определенное законодателем число детей. Да и многодетность в ущерб реальной возможности обеспечить хорошее воспитание и необходимый материальный достаток в семье не поощряется. Другими словами, сколько иметь детей в семье — это дело самой семьи. Возлагать на других застрахованных дополнительные расходы в связи с многодетностью признается несправедливым.

В СССР пенсионные льготы для многодетных матерей впервые были введены в 1956 г. и восприняты российским пенсионным законом, но лишь как многолетняя традиция. Причем объем льгот (снижение пенсионного возраста и общего трудового стажа на 5 лет) сохранился прежним.

Происхождение ребенка от матери (материнство) устанавливается органом записи актов гражданского состояния на основании документов, подтверждающих рождение ребенка в медицинском учреждении, а в случае рождения ребенка вне медицинского учреждения — на основании медицинских документов, свидетельских показаний или на основании других документов.

Мать ребенка записывается в книге записей рождений (см. ст. 48 Семейного кодекса РФ). На основании такой записи выдается свидетельство о рождении, которое служит доказательством происхождения ребенка от данной матери. Следует иметь в виду, что в определенных случаях женщина может быть указана в книге записей рождений матерью, хотя она и не является таковой. Это относится к случаям так называемого полного усыновления, т. е. к тем случаям, когда усыновители указываются в книге записей рождений в качестве родителей усыновленного ребенка и им выдается свидетельство о рождении ребенка, где они указаны его родителями (см. ст. 136 Семейного кодекса РФ).

Тайна усыновления ребенка охраняется законом. Судьи, вынесшие решение об усыновлении ребенка, или должностные лица, осуществившие государственную регистрацию усыновления, а также лица, иным образом осведомленные об усыновлении, обязаны сохранять тайну усыновления ребенка. Лица, разгласившие тайну усыновления против воли усыновителей, привлекаются к ответственности в установленном порядке. Для обеспечения тайны усыновления по просьбе усыновителя могут быть изменены дата рождения усыновленного ребенка (но не более чем на 3 месяца), а также место его рождения. При этом изменение даты рождения усыновленного ребенка допускается при усыновлении ребенка в возрасте до года (ст. 135, 136 Семейного кодекса РФ).

Из этого следует, что если в свидетельстве о рождении ребенка женщина указана его матерью, то никто не вправе проводить какие-либо действия, которые могут повлечь разглашение тайны усыновления. Это касается и работников органов социальной защиты населения. Итак, женщина, указанная в свидетельстве о рождении ребенка матерью, считается родившей ребенка.

Усыновление вызывает определенные правовые последствия, устанавливает соответствующие права и обязанности. Согласно ст. 137 Семейного кодекса РФ, усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники по отношению к усыновленным детям и их потомству приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению.

Семейный кодекс РФ решает вопрос о правах и обязанностях лишь между усыновленными и усыновителями, их потомством.

Учитываются ли усыновленные дети наравне с рожденными детьми при назначении пенсии на льготных условиях? Данный вопрос разрешен в официальном порядке разъяснениями Госкомтруда СССР от 22 марта 1976 г. № 4 следующим образом: если в свидетельствах о рождениях детей женщина, обратившаяся за пенсией, не значится матерью, но ею представлены документы об усыновлении, то при назначении пенсии эти дети учитываются при условии, что усыновление состоялось до достижения каждым из них восьмилетнего возраста. Так, если один ребенок усыновлен в возрасте, допустим, 6 лет, а второй — 9 лет, то учитывается лишь ребенок, усыновленный в шестилетнем возрасте.

Пасынки и падчерицы (дети одного из супругов), не усыновленные другим супругом, не учитываются, независимо от возраста, в котором они поступили на воспитание.

Воспитание детей родителями предполагается, как и то, что они находятся на иждивении родителей (см. ст. 53 Закона 1990 г.). Другими словами, оно не требует доказательств. Поэтому, например, не имеет значения, проживали ли дети в возрасте до 8 лет совместно с матерью или отдельно от нее, допустим, с отцом, бабушкой, дедушкой. Считается, что мать воспитывала и тех детей, которые находились полностью или частично на государственном обеспечении в детском доме, школе-интернате, суворовском училище и т. д. Исключение — это матери, лишенные родительских прав. Согласно ст. 71 Семейного кодекса РФ, родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей. Это касается и государственной пенсии, установленной для многодетных матерей: если женщина лишена родительских прав, то ребенок не считается рожденным ею при определении права на пенсию на льготных условиях. При этом не имеет значения, когда она лишена родительских прав — до достижения ребенком возраста 8 лет или позднее.

Второе основание — это воспитание матерью ребенка — инвалида с детства до 8 лет. Как и многодетные матери, эти матери имеют право на пенсию по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 15 лет.

Происхождение ребенка — инвалида с детства от матери (материнство) устанавливается в порядке, изложенном выше, а его воспитание матерью предполагается и не требует доказательств.

Что касается возможности назначения пенсии женщине, усыновившей ребенка — инвалида с детства, то этот вопрос может разрешаться, видимо, с учетом смысла указанного выше разъяснения Госкомтруда СССР: право на пенсию на льготном основании должно предоставляться тем женщинам, которые усыновили ребенка — инвалида с детства до достижения им восьмилетнего возраста.

То обстоятельство, что ребенок являлся инвалидом с детства, подтверждается медицинским заключением, выданным соответствующими лечебно-профилактическими учреждениями, оказывающими медицинскую помощь детям и подросткам, либо соответствующей справкой с указанием времени наступления инвалидности. Зачастую эти документы находятся с отделе социальной защиты населения, который выплачивает (или выплачивал в прошлом) социальную пенсию на ребенка-инвалида [143] .

Третье и четвертое льготные основания, определяющие право на пенсию по старости, касаются двух категорий инвалидов: инвалидов Великой Отечественной войны и других инвалидов, приравненных к ним в отношении пенсионного обеспечения, и инвалидов I группы по зрению. Что касается первой категории инвалидов, то для них снижен общий пенсионный возраст на 5 лет, т. е. пенсия по старости устанавливается мужчинам по достижении 55 лет, а женщинам по достижении 50 лет. В данном случае предусмотрено снижение лишь пенсионного возраста; стажевые требования для получения пенсии остались теми же: общий стаж для мужчин — не менее 25 лет, а для женщин — не менее 20 лет.

Льготные основания для этой категории инвалидов впервые были введены в 1967 г. и сохраняются до сих пор.

Чем объяснялось их введение в то время? Главным образом тем, что размер пенсии по старости тогда был выше, чем пенсии по инвалидности III, II групп (а иногда даже и I группы) вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо заболевания, связанного с пребыванием на фронте. Введение льготных условий позволило, следовательно, не только выйти на пенсию по старости инвалидам, которые смогли приобрести соответствующий трудовой стаж, на 5 лет ранее достижения общего пенсионного возраста, но и получить пенсию в более высоком размере. При этом надо иметь в виду, что к тому времени (1967 г.) большинство участников Отечественной войны еще не достигли общего пенсионного возраста. Положение изменилось к середине 80-х годов. В эти годы участники войны в основном перешагнули рубеж пенсионного возраста и возрастная льгота для них утратила значение.

В настоящее время данные льготные основания актуальны для тех граждан, которые стали инвалидами вследствие военной травмы в послевоенный период [144] . При этом следует учитывать, что такие граждане имеют право в соответствии с российским пенсионным законом получать две пенсии.

Льготные основания распространяются на всех инвалидов вследствие военной травмы, независимо от группы инвалидности. Причем эти основания определяются на момент обращения за пенсией. Пенсия по старости назначается, согласно закону, пожизненно. Из этого следует, что назначенная пенсия по старости сохраняется независимо от состояния трудоспособности в дальнейшем, после назначения пенсии. Другими словами, назначенная пожизненная пенсия по старости сохраняется и в случае, если в дальнейшем ее получатель не будет признан инвалидом, например при очередном переосвидетельствовании.

Что касается второй категории инвалидов — инвалидов I группы по зрению, то для них пенсионный возраст снижен: для мужчин на 10 лет, с 60 до 50 лет, для женщин — на 15 лет, с 55 до 40 лет. Общий трудовой стаж снижен как для мужчин, так и для женщин на 10 лет (соответственно с 25 до 15 лет и с 20 до 10 лет).

Пенсионные льготы в части пенсии по старости для инвалидов-слепых также введены многие годы назад. ^Российский пенсионный закон воспроизвел эти льготы. Их введение объяснялось тем, что пенсия по старости была в то время выше, чем пенсия по инвалидности, в том числе и I группы. Теперь положение иное: пенсия по инвалидности I группы, в частности по зрению, по отношению к заработку не может быть ниже пенсии по старости, обычно она выше [145] .

Условия для назначения пенсии определяются на момент обращения за ней, и пенсия по старости назначается пожизненно. В связи с этим не имеет значения срок, на который обратившемуся за пенсией по старости определена инвалидность I группы по зрению. Назначенная пенсия по старости сохраняется и в случае, если в дальнейшем ее получателю будет установлена при переосвидетельствовании иная группа инвалидности, например II вместо I, либо его признают трудоспособным (случай маловероятный).

Пятое льготное основание для назначения пенсии по старости распространяется на граждан, больных гипофизарным нанизмом (лилипутов). Оно введено в 1961 г. и воспринято практически без изменений российским пенсионным законом: пенсии им устанавливаются при пониженном пенсионном возрасте на 15 лет (по достижении 45 лет мужчинам и по достижении 40 лет женщинам) и сокращенном общем трудовом стаже на 5 лет (20 и 15 лет соответственно).

На тех же условиях устанавливаются пенсии диспропорциональным карликам (это льготное основание, близкое к предыдущему, введено пенсионным Законом 1990 г.).

Для назначения пенсии на льготных основаниях перечисленным гражданам выдаются лечебными учреждениями соответствующие справки о характере их заболеваний. При этом заключения об установлении инвалидности вследствие указанных заболеваний для назначения пенсии по старости на льготных основаниях не требуется.

Основной пенсионной льготой для многодетных женщин, родивших детей, является возможность досрочно выйти на пенсию по старости ранее общеустановленного пенсионного возраста.

По общему правилу с учетом повышения пенсионного возраста в 2021 году страховая пенсия по старости назначается и выплачивается застрахованным лицам при следующих условиях:

  • достижение возраста 65 лет для мужчин, 60 лет - для женщин (за исключением государственных служащих. Для них установлено повешение пенсионного возраста до 65 лет для мужчин и 63 лет для женщин). (предусмотрено ежегодное повышение до 15 лет к 2024 году);
  • величина пенсионных баллов (ИПК) (предусмотрено ежегодное увеличение до 30 баллов к 2025 году).

Подробнее об условиях назначения страховых пенсий читайте в статье по ссылке.

Справочно. По закону "О страховых пенсиях" (в редакции, действующей в 2018 г.) льгота для многодетных матерей предусмотрена только если женщина родила 5 и более детей и воспитала их до достижения ими возраста 8 лет. В этом случае женщина имеет право на страховую пенсию по старости по достижении возраста 50 лет. Такой порядок подлежит применению до 2018 годах. После 2019 года многодетные матери, воспитавшие 3 детей, имеют право на досрочную пенсию (читайте далее о новом порядке досрочной пенсии для многодетных).

О том, кто еще имеет право на досрочную пенсию в России читайте в статье по ссылке.

Многодетные отцы права на досрочное пенсионное обеспечение не имеют.

Условия выхода на пенсию многодетных матерей досрочно

Условие 1 – воспитание до 8 лет не менее 3 детей. Многодетными матерями в целях пенсионного обеспечения признаются мамы, воспитавшие 3, 4, 5 и более детей. В зависимости от количества детей возраст выхода на пенсию отличается (чем больше детей, тем раньше можно пойти на пенсию). Женщины, воспитавшие 2 детей право на досрочную пенсию не имеют. В этом случае женщина пойдет на пенсию по достижению 60 лет, как и любая бездетная (за исключением женщин, имеющих детей и проживающих в районах Крайнего Севера).

Условие 2 – минимальный страховой стаж не менее 15 лет. При воспитании детей период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается в страховой стаж из расчета 1 к 1, но не более шести лет в общей сложности. О порядке учета стажа читайте в статье по ссылке.

Справочно. В страховой стаж многодетной мамы можно засчитать в общей сложности 6 лет ухода за детьми. Таким образом, 6 лет женщина может ухаживать за детьми, не выходя на работу, и 9 лет ей необходимо проработать, чтобы получить 15 лет страхового стажа и приобрести право на досрочную пенсию.

Условие 3 – минимальное количество пенсионных баллов. О порядке расчетов пенсионных баллов читайте в статье по ссылке.

При этом следует учитывать, что для женщин, воспитывающих детей, предусмотрено следующее исчисление пенсионных баллов:

  • 1,8 - в отношении периода ухода одного из родителей за первым ребенком до достижения им возраста полутора лет;
  • 3,6 - в отношении периода ухода одного из родителей за вторым ребенком до достижения им возраста полутора лет;
  • 5,4 - в отношении периода ухода одного из родителей за третьим или четвертым ребенком до достижения каждым из них возраста полутора лет.

Справочно. Таким образом, если многодетная мать ухаживала за четырьмя детьми до 1,5 лет, то за эти периоды (6 лет стажа) она заработает 24,3 балла.

Условие 4 – достижение минимального возраста выхода на пенсию (50, 56, 57-летнего возраста).

При невыполнении одного из этих условий женщине не может быть назначена пенсия на льготных основаниях со снижением пенсионного возраста.

Не могут приобрести право на эту пенсию и женщины, лишенные родительских прав. Согласно ст. 71 Семейного кодекса РФ родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей. При этом не имеет значения, когда они лишены родительских прав - до достижения ребенком восьми лет или позднее.

Новый порядок выхода на пенсию многодетных матерей

После принятия закона об увеличении пенсионного возраста изменились условия назначения досрочной пенсии для многодетных матерей.

Многодетные матери получают право на досрочный выход на пенсию в зависимости от количества детей. Женщины с тремя детьми получают право выхода на пенсию на три года раньше срока, с четырьмя — на четыре года раньше. Женщины, воспитавшие пять и более детей - выходят на пенсию в 50 лет.

Количество детей

Возраст выхода на пенсию для матерей (при отсутствии иных льгот)

В России предусмотрено пять льготных оснований, определяющих право на пенсию по старости. Они не связаны с условиями или характером трудовой деятельности и относятся непосредственно к личности гражданина, обращающегося за пенсией, к его особенностям [142] .

Два льготных основания из пяти касаются женщин. Первое — это многодетность женщины в сочетании с воспитанием ею детей до определенного возраста.

Обычно многодетной признается женщина, имеющая трех и более детей. Однако пенсия на льготных основаниях устанавливается не всем таким женщинам, а лишь тем из них, которые, во-первых, родили пять или более детей и, во-вторых, воспитали их до восьми лет. Такие женщины имеют право на пенсию по старости по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 15 лет.

Льготное пенсионное обеспечение по признаку многодетности не распространено в мировой практике, даже в странах со сравнительно низкой рождаемостью. При этом не без оснований считается, что пенсионные льготы в отдаленной перспективе не могут повлиять на решение молодых родителей иметь определенное законодателем число детей. Да и многодетность в ущерб реальной возможности обеспечить хорошее воспитание и необходимый материальный достаток в семье не поощряется. Другими словами, сколько иметь детей в семье — это дело самой семьи. Возлагать на других застрахованных дополнительные расходы в связи с многодетностью признается несправедливым.

В СССР пенсионные льготы для многодетных матерей впервые были введены в 1956 г. и восприняты российским пенсионным законом, но лишь как многолетняя традиция. Причем объем льгот (снижение пенсионного возраста и общего трудового стажа на 5 лет) сохранился прежним.

Происхождение ребенка от матери (материнство) устанавливается органом записи актов гражданского состояния на основании документов, подтверждающих рождение ребенка в медицинском учреждении, а в случае рождения ребенка вне медицинского учреждения — на основании медицинских документов, свидетельских показаний или на основании других документов.

Мать ребенка записывается в книге записей рождений (см. ст. 48 Семейного кодекса РФ). На основании такой записи выдается свидетельство о рождении, которое служит доказательством происхождения ребенка от данной матери. Следует иметь в виду, что в определенных случаях женщина может быть указана в книге записей рождений матерью, хотя она и не является таковой. Это относится к случаям так называемого полного усыновления, т. е. к тем случаям, когда усыновители указываются в книге записей рождений в качестве родителей усыновленного ребенка и им выдается свидетельство о рождении ребенка, где они указаны его родителями (см. ст. 136 Семейного кодекса РФ).

Тайна усыновления ребенка охраняется законом. Судьи, вынесшие решение об усыновлении ребенка, или должностные лица, осуществившие государственную регистрацию усыновления, а также лица, иным образом осведомленные об усыновлении, обязаны сохранять тайну усыновления ребенка. Лица, разгласившие тайну усыновления против воли усыновителей, привлекаются к ответственности в установленном порядке. Для обеспечения тайны усыновления по просьбе усыновителя могут быть изменены дата рождения усыновленного ребенка (но не более чем на 3 месяца), а также место его рождения. При этом изменение даты рождения усыновленного ребенка допускается при усыновлении ребенка в возрасте до года (ст. 135, 136 Семейного кодекса РФ).

Из этого следует, что если в свидетельстве о рождении ребенка женщина указана его матерью, то никто не вправе проводить какие-либо действия, которые могут повлечь разглашение тайны усыновления. Это касается и работников органов социальной защиты населения. Итак, женщина, указанная в свидетельстве о рождении ребенка матерью, считается родившей ребенка.

Усыновление вызывает определенные правовые последствия, устанавливает соответствующие права и обязанности. Согласно ст. 137 Семейного кодекса РФ, усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники по отношению к усыновленным детям и их потомству приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению.

Семейный кодекс РФ решает вопрос о правах и обязанностях лишь между усыновленными и усыновителями, их потомством.

Учитываются ли усыновленные дети наравне с рожденными детьми при назначении пенсии на льготных условиях? Данный вопрос разрешен в официальном порядке разъяснениями Госкомтруда СССР от 22 марта 1976 г. № 4 следующим образом: если в свидетельствах о рождениях детей женщина, обратившаяся за пенсией, не значится матерью, но ею представлены документы об усыновлении, то при назначении пенсии эти дети учитываются при условии, что усыновление состоялось до достижения каждым из них восьмилетнего возраста. Так, если один ребенок усыновлен в возрасте, допустим, 6 лет, а второй — 9 лет, то учитывается лишь ребенок, усыновленный в шестилетнем возрасте.

Пасынки и падчерицы (дети одного из супругов), не усыновленные другим супругом, не учитываются, независимо от возраста, в котором они поступили на воспитание.

Воспитание детей родителями предполагается, как и то, что они находятся на иждивении родителей (см. ст. 53 Закона 1990 г.). Другими словами, оно не требует доказательств. Поэтому, например, не имеет значения, проживали ли дети в возрасте до 8 лет совместно с матерью или отдельно от нее, допустим, с отцом, бабушкой, дедушкой. Считается, что мать воспитывала и тех детей, которые находились полностью или частично на государственном обеспечении в детском доме, школе-интернате, суворовском училище и т. д. Исключение — это матери, лишенные родительских прав. Согласно ст. 71 Семейного кодекса РФ, родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей. Это касается и государственной пенсии, установленной для многодетных матерей: если женщина лишена родительских прав, то ребенок не считается рожденным ею при определении права на пенсию на льготных условиях. При этом не имеет значения, когда она лишена родительских прав — до достижения ребенком возраста 8 лет или позднее.

Второе основание — это воспитание матерью ребенка — инвалида с детства до 8 лет. Как и многодетные матери, эти матери имеют право на пенсию по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 15 лет.

Происхождение ребенка — инвалида с детства от матери (материнство) устанавливается в порядке, изложенном выше, а его воспитание матерью предполагается и не требует доказательств.

Что касается возможности назначения пенсии женщине, усыновившей ребенка — инвалида с детства, то этот вопрос может разрешаться, видимо, с учетом смысла указанного выше разъяснения Госкомтруда СССР: право на пенсию на льготном основании должно предоставляться тем женщинам, которые усыновили ребенка — инвалида с детства до достижения им восьмилетнего возраста.

То обстоятельство, что ребенок являлся инвалидом с детства, подтверждается медицинским заключением, выданным соответствующими лечебно-профилактическими учреждениями, оказывающими медицинскую помощь детям и подросткам, либо соответствующей справкой с указанием времени наступления инвалидности. Зачастую эти документы находятся с отделе социальной защиты населения, который выплачивает (или выплачивал в прошлом) социальную пенсию на ребенка-инвалида [143] .

Третье и четвертое льготные основания, определяющие право на пенсию по старости, касаются двух категорий инвалидов: инвалидов Великой Отечественной войны и других инвалидов, приравненных к ним в отношении пенсионного обеспечения, и инвалидов I группы по зрению. Что касается первой категории инвалидов, то для них снижен общий пенсионный возраст на 5 лет, т. е. пенсия по старости устанавливается мужчинам по достижении 55 лет, а женщинам по достижении 50 лет. В данном случае предусмотрено снижение лишь пенсионного возраста; стажевые требования для получения пенсии остались теми же: общий стаж для мужчин — не менее 25 лет, а для женщин — не менее 20 лет.

Льготные основания для этой категории инвалидов впервые были введены в 1967 г. и сохраняются до сих пор.

Чем объяснялось их введение в то время? Главным образом тем, что размер пенсии по старости тогда был выше, чем пенсии по инвалидности III, II групп (а иногда даже и I группы) вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо заболевания, связанного с пребыванием на фронте. Введение льготных условий позволило, следовательно, не только выйти на пенсию по старости инвалидам, которые смогли приобрести соответствующий трудовой стаж, на 5 лет ранее достижения общего пенсионного возраста, но и получить пенсию в более высоком размере. При этом надо иметь в виду, что к тому времени (1967 г.) большинство участников Отечественной войны еще не достигли общего пенсионного возраста. Положение изменилось к середине 80-х годов. В эти годы участники войны в основном перешагнули рубеж пенсионного возраста и возрастная льгота для них утратила значение.

В настоящее время данные льготные основания актуальны для тех граждан, которые стали инвалидами вследствие военной травмы в послевоенный период [144] . При этом следует учитывать, что такие граждане имеют право в соответствии с российским пенсионным законом получать две пенсии.

Льготные основания распространяются на всех инвалидов вследствие военной травмы, независимо от группы инвалидности. Причем эти основания определяются на момент обращения за пенсией. Пенсия по старости назначается, согласно закону, пожизненно. Из этого следует, что назначенная пенсия по старости сохраняется независимо от состояния трудоспособности в дальнейшем, после назначения пенсии. Другими словами, назначенная пожизненная пенсия по старости сохраняется и в случае, если в дальнейшем ее получатель не будет признан инвалидом, например при очередном переосвидетельствовании.

Что касается второй категории инвалидов — инвалидов I группы по зрению, то для них пенсионный возраст снижен: для мужчин на 10 лет, с 60 до 50 лет, для женщин — на 15 лет, с 55 до 40 лет. Общий трудовой стаж снижен как для мужчин, так и для женщин на 10 лет (соответственно с 25 до 15 лет и с 20 до 10 лет).

Пенсионные льготы в части пенсии по старости для инвалидов-слепых также введены многие годы назад. ^Российский пенсионный закон воспроизвел эти льготы. Их введение объяснялось тем, что пенсия по старости была в то время выше, чем пенсия по инвалидности, в том числе и I группы. Теперь положение иное: пенсия по инвалидности I группы, в частности по зрению, по отношению к заработку не может быть ниже пенсии по старости, обычно она выше [145] .

Условия для назначения пенсии определяются на момент обращения за ней, и пенсия по старости назначается пожизненно. В связи с этим не имеет значения срок, на который обратившемуся за пенсией по старости определена инвалидность I группы по зрению. Назначенная пенсия по старости сохраняется и в случае, если в дальнейшем ее получателю будет установлена при переосвидетельствовании иная группа инвалидности, например II вместо I, либо его признают трудоспособным (случай маловероятный).

Пятое льготное основание для назначения пенсии по старости распространяется на граждан, больных гипофизарным нанизмом (лилипутов). Оно введено в 1961 г. и воспринято практически без изменений российским пенсионным законом: пенсии им устанавливаются при пониженном пенсионном возрасте на 15 лет (по достижении 45 лет мужчинам и по достижении 40 лет женщинам) и сокращенном общем трудовом стаже на 5 лет (20 и 15 лет соответственно).

На тех же условиях устанавливаются пенсии диспропорциональным карликам (это льготное основание, близкое к предыдущему, введено пенсионным Законом 1990 г.).

Для назначения пенсии на льготных основаниях перечисленным гражданам выдаются лечебными учреждениями соответствующие справки о характере их заболеваний. При этом заключения об установлении инвалидности вследствие указанных заболеваний для назначения пенсии по старости на льготных основаниях не требуется.

Признана неконституционной норма закона, допускающая различный подход к решению вопроса о праве родителя совершеннолетнего недееспособного инвалида с детства на сохранение повышенной страховой пенсии по старости


22 апреля Конституционный Суд РФ вынес Постановление № 20-П по делу о проверке конституционности ч. 3 ст. 17 Закона о страховых пенсиях по жалобе гражданки Инны Дашковой.

Повод для обращения в Конституционный Суд

Инна Дашкова является опекуном родного сына 1999 г. рождения, которого в 2002 г. признали ребенком-инвалидом, а спустя 15 лет – инвалидом с детства I группы. Кроме того, в 2015 г. суд признал ребенка недееспособным.

Впоследствии суды отказали Инне Дашковой в установлении факта нахождения сына на ее иждивении и в перерасчете страховой пенсии по старости, посчитав, что правовые основания для повышения фиксированной выплаты к назначенной заявительнице страховой пенсии по старости отсутствуют.

В ходе судебного разбирательства было установлено, что размер получаемых истицей социальных выплат (включая социальную пенсию по инвалидности, ежемесячную денежную выплату инвалиду I группы, ежемесячную компенсационную выплату на уход и ежемесячную компенсацию расходов на оплату жилья и коммунальных услуг) превышает размер страховой пенсии по старости, назначенной самой заявительнице. Таким образом, суды сочли, что доход гражданки, состоящий исключительно из вышеуказанной пенсии, не может рассматриваться как постоянный и основной источник средств к существованию ее сына, который в силу этого не может быть признан иждивенцем матери. Сам же по себе факт нетрудоспособности сына-инвалида, подчеркнули суды, не мог служить достаточным доказательством для признания его находящимся на иждивении матери. Впоследствии кассационные инстанции (в том числе Верховный Суд РФ) отказались рассматривать соответствующие жалобы гражданки.

Доводы жалобы в КС

В жалобе в Конституционный Суд Инна Дашкова указала, что согласно ч. 3 ст. 17 Закона о страховых пенсиях лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в п. 1, 3 и 4 ч. 2 ст. 10 этого же закона, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности устанавливается в сумме, равной 1/3 суммы, предусмотренной ч. 1 ст. 16 закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи.

По мнению Инны Дашковой, истолкование судами при разрешении ее дела вышеуказанной нормы как предполагающей необходимость доказывания факта нахождения сына – инвалида с детства I группы, признанного судом недееспособным, на иждивении матери свидетельствует о неопределенности ее содержания. Соответственно, все это обусловливает необходимость выявления конституционно-правового смысла такого законоположения, который позволил бы установить заявительнице фиксированную выплату к страховой пенсии по старости в повышенном размере и тем самым устранить нарушение ее конституционного права на социальное обеспечение.

Исходя из этого, женщина оспаривала конституционность ч. 3 ст. 17 Закона о страховых пенсиях в связи со снижением размера фиксированной выплаты к установленной ей страховой пенсии по старости ввиду невозможности отнесения ее сына, являющегося инвалидом с детства I группы и признанного судом недееспособным, к пятой категории нетрудоспособных иждивенцев, несмотря на нуждаемость его в постоянном постороннем уходе и помощи (надзоре), а также продолжение фактического осуществления такого ухода его матерью после достижения им совершеннолетия.

Выводы Конституционного Суда

После изучения материалов дела высшая судебная инстанция напомнила, что повышение фиксированной выплаты к страховым пенсиям по старости и инвалидности представляет собой способ материальной компенсации иждивенческой нагрузки получателя соответствующей пенсии. Соответственно, право на повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости и инвалидности связывается законодателем с фактом наличия на иждивении у лица, получающего такую пенсию, нетрудоспособного члена семьи, относящегося к какой-либо из предусмотренных законом категорий.

Таким образом, факт нахождения детей, не достигших 18 лет, на иждивении своих родителей не требует доказательств, в отличие от иждивения родителей детей, объявленных полностью дееспособными или достигших вышеуказанного возраста. Данный подход распространяется и на детей-инвалидов, а также совершеннолетних граждан, которые являются инвалидами с детства, так как эти лица априори не признаются состоящими на иждивении своих родителей.

В то же время, отметил Суд, имеются и противоположные судебные решения, предполагающие повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, назначенной родителю инвалида с детства, в силу самого признания конкретного инвалида с детства находящимся на иждивении своего родителя. При этом состояние иждивенства ребенка по отношению к его родителю презюмируется и после достижения им совершеннолетнего возраста, а также признания его инвалидом с детства. Такое понимание позволяет сохранять родителю, осуществлявшему уход за ребенком-инвалидом после достижения им совершеннолетия и признания его инвалидом с детства, право на повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости.

В этой связи Конституционный Суд признал оспариваемую норму неконституционной в той мере, в какой она в силу неопределенности, порождающей на практике неоднозначное ее истолкование и возможность произвольного применения, допускает различный подход к решению вопроса о праве родителя инвалида с детства на сохранение после достижения последним совершеннолетия и признания его судом недееспособным повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, при том что он фактически продолжает ухаживать за своим ребенком. Федеральному законодателю предписано внести соответствующие изменения в законоположение в целях устранения его неопределенности, КС РФ также распорядился о пересмотре судебных дел заявительницы.

Читайте также: