Обязанности негосударственного пенсионного фонда перед застрахованными лицами

Обновлено: 28.04.2024

Особенность проведения выплаты пенсий участникам системы негосударственного пенсионного обеспечения. Основные полномочия застрахованных лиц не державных фондов. Преимущества и недостатки данных организаций. Анализ прав и обязанностей страхователей.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 28.03.2017
Размер файла 27,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Негосударственные пенсионные фонды

Содержание

Глава 1. Неосударственные пенсионные фонды в Российской федерации

1.1 История развития негосударственных пенсионных фондов

1.2 Создание и этапы становления фонда

1.3 Виды и деятельность негосударственных пенсионных фондов

1.4 Различие между негосударственными и государственными пенсионными фондами

Глава 2. Сущность договора негосударственных пенсионных организаций

2.1 Договор пенсионного обеспечения

2.2 Права участников и застрахованных лиц негосударственных пенсионных фондов

2.3 Права и обязанности страхователей

Введение

Негосударственный пенсионный фонд-это некоммерческая организация основой которой является выплата пенсий участникам системы негосударственного пенсионного обеспечения.

Деятельностью негосударственных пенсионных фондов является сбор взносов на пенсию, формирование выплат и пенсионных резервов.

Работа негосударственного пенсионного фонда схожа с работой пенсионного фонда РФ.

Целью моей работы является изучение работы негосударственный пенсионных фондов В Российской Федерации.

Перед собой я ставлю задачи узнать как развивался НПФ,изучить деятельность НПФ и рассмотреть различия между негосударственными пенсионными фондами и государственными.

Под негосударственными пенсионными фондами понимаются некоммерческие финансовые организации,обеспечивающие финансовое содержание пенсионеров за счёт их вкладов.

Благодаря негосударственным пенсионным фондам снижается нагрузка на государственный бюджет,а так же улучшаются условия труда.

На данный момент остро встают вопрoс какой же пенсионный фонд выбрать и в своей курсовой работе я рассмотрю деятельность негосударственных пенсионных фондов,укажу плюсы и минусы НПФ.

Пенсионный возраст уже не за горами и стоит задуматься об этом уже сейчас. Существуют государственные и негосударственные пенсионные фонда. Чем же они отличаются друг от друга и какой из ни

Актуальность данной темы не оставляет сомнений т.к. затрагивает интересы каждого гражданина РФ.Сложные рыночные условия,в которых мы живём что заботиться о собственном бедующем нужно начинать сейчас.И поэтому очень важно изучить негосударственное пенсионное обеспечение,что является целью этой рабoты.

Глава 1. Неосударственные пенсионные фонды в Российской федерации

1.1 История развития негосударственных пенсионных фондов

Введение добровольного пенсионного обеспечение произошло в 1988 году. Затем в 1992 году гражданам были возвращены пенсионные накопления.

При помощи НПФ планировали снять напряжённость в обществе, снизить нагрузку на бюджет страны,

Для тогo что бы НПФ было под наблюдением была создана инспекция негосударственных пенсионных фондов. Она осуществляла контроль за деятельностью НПФ.У инспекции присутствовали полномочия как принятие актов направленных на регулирование НПФ,проведение проверок их деятельности, приостановление действия лицензии НПФ в случаи не устранения нарушений.

После кризиса в 1998 году некоторые фонды прекратили работу.

Существовала программа пенсионной реформы утверждённая постановлением Правительства РФ от 20.05.1998 N 463[ ].

После издания ФЗ от 24 июля 2002 № 111-ФЗ стал возможен переход из государственного пенсионного фонда в НПФ.[ ]

1.2 Создание и этапы становления фонда

Негосударственный пенсионный фонд является некоммерческой организацией. Учредителе не могут распоряжаться переданным фонду имуществом в своих целях.

Учредительным документом фонда служит устав. учредитель утверждает устав.

«Закон определяет, что устав фонда должен содержать:

2) сведения о местoнахождении фонда;

3) положение о предмете и целях деятельности фонда;

4) сведенья о структуре и компетенции органов управления фонда, нормах представительства в органах управления;

5) положения о порядке назначения на должность и освобождения от должности должностных лиц, принятия решений, опубликования отчётов, осуществления контроля деятельности фонда, реорганизации и ликвидации фонда, распределения доходов от размещения пенсионных резервов, а также о порядке распределения имущества при ликвидации фонда.[ ,c.101]

Право юридического лица фонд получает после даты государственной регистрации фонда. После получения лицензии фонд в праве осуществлять работу по негосударственному пенсионному обеспечению. Данная лицензия предоставляется уполномоченным федеральным органом, не ограничивая срок её действия.

В случаи несоответствия предоставляемых документов требованиям, установленным законодательством, наличия на документов несоответствующих сведений в регистрации негосударственного пенсионного фонда может быть отказано.

Можно выделить три этапа становления негосударственных пенсионных фондов в РФ:

1)создание системы добровольного пенсионного обеспечения;

2)принятие закона, подзаконных и нормативных актов o негосударственных пенсионных фондах;

3)Негосударственный пенсионный фонд включается в систему пенсионного страхования.

1.3 Виды и деятельность негосударственных пенсионных фондов

Негосударственные пенсионные фонды бывают трёх видов:

1)Открытый пенсионный фонд-негосударственный пенсионный фонд участниками которого могут быть любые лица, не зависимо от их статуса в обществе.

2)Корпоративный пенсионный фонд. Основателем данного фонда является юридическое лицо. Физические лица предстают как участники фонда.

3)Профессиональный пенсионный фонд-это негосударственный пенсионный фонд объединяющий предприятия, граждан относящихся к одной специальности. В уставе прописаны профессии и специальности обладатели которых могут принять участие.

По уставу можно определить следующие функции фoнда:

· разработка правит фонда;

· заключение пенсионных договор и др. договоров;

· слежение за пенсионными взносами и средствами пенсионных накоплений;

· информирование участников фонда о состоянии счетов;

· заключение договора с другими организациями для обеспечения деятельности фонда;

· ведёт бухгалтерский и налоговый учёт;

· назначает и выплачивает негосударственные пенсии;

· назначает и выплачивает накопительную часть трудовой пенсии ;

· назначает и выплачивает профессиональные пенсии.

1.4 Различие между негосударственными и государственными пенсионными фондами

Преимущества государственных пенсионных фондов:

-получение возможности увеличения объёма пенсии за счёт накопительной системы;

-надёжность государственного пенсионного фонда;

Преимущества негосударственных пенсионных фондов:

-индивидуальный подход к каждому клиенту, бесплатные консультации;

-ежемесячные отчёты по начислениям;

-возможность выйти на пенсию раньше пенсионного возраста(40 или 50 лет)

-получение дополнительного пенсионного капитала за счёт вкладов в фондовый рынок;

-все вклады и взносы клинта -это его собственность?

-при закрытии фонда средства переводятся в другой банк;

Недостатки государственного пенсиoнного фонда:

-все отчисления в фонд идут с официальной заработной платы гражданина;

-отчисления не являются собственностью работника и идут от работодателя;

-определённый процент от отчисления идёт на выплату пенсий другим пенсионерам;

- распоряжаться отчислениями можно лишь по достижению пенсионного возраста.

Недостатки негосударственного пенсионного фонда:

-накопительная сумма делиться помесячно и не может быть выдана вся целиком;

-деньги выдаются только в национальной валюте;

-из накопительной суммы выплачиваются налоги;

-ненадёжность и не опытность негосударственных пенсионных фондов.

Вывод : в данной главе начинается знакомство с негосударственными пенсионными фондами, я рассмотрела различия между фондами и уже пришла к более ясному пониманию данного фонда. Можно сделать вывод, что негосударственные пенсионные фонды в последние пару лет демонстрируют устойчивый рост.

Глава 2. Сущность договора негосударственных пенсионных организаций

2.1 Договор пенсионного обеспечения

Для вступление в правоотношения с негосударственными пенсионными фондами по пенсионному обеспечению, нужно заключить с фондом пенсионный договор.

Пенсионный договор-соглашение, по которому вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в фонд, а фонд обязуется выплачивать участнику негосударственную пенсию.[ с.139]

Необходимо понимать, что вкладчик и участник могут быть не всегда один и тем же лицом.

Договоp заключается в пользу третьих лиц, стороны договора вкладчик и фонд. выплата пенсионный фонд страхователь

С момента заключения начинает действовать данный договор, но выплата пенсии участнику будет зависеть от наличия пенсионных оснований. Законодательство РФ устанавливает пенсионные основания.

Пенсионный договор заключается в надлежащей форме и стoроны при составлении договора должны прийти к соглашению.

В пенсионном договоре указываются:

3)права и обязанности сторон;

4)порядок и условия внесения взносов;

5)вед пенсионной схемы;

7)порядок выплаты пенсий;

8)критерии за неисполнение обязанности сторон;

9)срок действия договора;

10)обстоятельства доля прекращения договора;

11)условия изменения договора;

12)порядок решения споров;

Пенсионные взносы вносятся в денежной форме и в размере обеспечивающем выплату пенсии.

В договоре ещё указываются периоды выплатой пожизненный или иной период.

Условия договора изменяются до момента назначения пенсии и заключается дополнительное соглашение.

По договору фонд обязан:

1)осуществить ознакомление участников с правилами фонда;

2)открыть именной пенсионный счёт после поступления первого пенсионного взноса;

3)зачислить пенсионные взносы на пенсионный счёт участника;

4)ежегодно информировать участника о состоянии пенсионного счёта;

5)выплачивать пенсию в соответствии с правилами фонда;

6)после расторжения договора выплатить выкупную сумму или перевести её в другой пенсионный фонд;

7)соблюдать конфиденциальность в отношении договоров;

Фонд имеет право:

1)запрашивать у участника необходимую информацию;

2)в случаи невыполнения, не своевременного выполнения обязанностей приостановить выплату пенсии.

В течении 3 дней открывается пенсионный счёт участника, зачисляются пенсионные взносы на пенсионный счёт.

После расторжения договора в течении 6 дней фонд выплачивает выкупную сумму.

В течении 30 дней уплачивается первый пенсионный взнос.

Размер пенсионного взноса может быть не менее пяти тысяч рублей в месяц.

Накопительный период исчисляется с даты зачисления первого пенсионного взноса, минимальным накопительный периодом является срок в 5 лет.

Выплата пенсий производится в срок не менее трёх лет.

Случаи расторжения договора:

1)с соглашения сторон;

2)по решению участника;

3)по решению одной из сторон в следствии невозможности исполнения обязательств.

При расторжении договора участник должен написать письменное заявлении не позднее 60 дней до даты расторжения.

2.2 Права участников и застрахованных лиц негосударственных пенсионных фондов

Права обладателями которых являются участники:

1)предъявлять требования выполнения обязательств фонду по выплате пенсий по условию договора;

2)получить пенсию в соответствии с договором заключённым с фондом;

3)предъявлять требования фонду о перемене обстоятельств негосударственного пенсионного обеспечения в соответствии с инструкциями фонда и критериями пенсионного договора;

4)предъявлять требования с негосударственного пенсионного фонда выплаты выкупных сумм либо их перехода в иной негосударственный пенсионный фонд;

Застрахованных лица негосударственного пенсионного фонда обладают возможностью:

1)предъявлять требования не государственному пенсионному фонду о выполнении обязанностей в соответствии с критериями договорённости о обязательном пенсионной страховании.

3)приобретать согласно собственным обращениями методом, отмеченным ими при обращении, безвозмездно один раз в год в негосударственной пенсионом фонде данные о состоянии личных пенсионных счётов накопительной доли трудовой пенсии;

5) Предъявлять требования негосударственному пенсионному фонду о переходе средств(доли денег) материнского капитала, нацеленных на развитие накопительной доли трудовой пенсии, в том числе прибыль с их инвестирования, в Пенсионный фонд Российской Федерации в связи с отказом от направления средств на развитие накопительной доли трудовой пенсии;

6)приобрести разовую выплату в режиме определённом Правительством Российской Федерации, в случаи, если застрахованный субъект, получающей трудовую пенсию согласно инвалидности или трудовой пенсии по случаю утраты кормильца или получающие пенсию по государственному пенсионному обеспечению, никак не получил возможность в формировании трудовой пенсии по старости в связи отсутствием необходимого страхового стажа при условии достижения возраста, указанного в фз № 173 [ ]

7)приобрести разовую выплату в случае, если объём накопительной доли трудовой пенсии по старости в случае её назначения собрал бы 5 % и меньше согласно связи к объёму трудовой пенсии в старoсти в том числе накопительную и страховую доли рассчитанном в дату направления накопительной доли трудовой пенсии по старости при условии достижения возраста, дающего право на назначение трудовой пенсии по старости.

2.3 Права и обязанности страхователей

1)в определённый период предоставить органам пенсионного фонда данные о застрахованных лицах;

2)приобретать в органах пенсионного фонда страховые свидетельства обязательного пенсионного страхования, кроме того дубликаты страховых свидетельств и предоставить их застрахованных лицам, работающих у него согласно трудовому договору, в поощрении согласно которому Начисляются страховые вклады;

3)Передать безвозмездно любому застрахованному лицу, работающему по трудовому договору, в поощрение согласно которому начисляются страховые вклады, список данных предоставленных в пенсионный фонд для индивидуального учёта с целью введения их в лицевой счёт застрахованного лица;

4)осуществлять контроль за соответствием реквизитов страхового свидетельства, полученного застрахованных лицом, реквизита документов, подтверждающих личность застрахованного лица, работающего у него согласно трудовому договору, на вознаграждение по которому начисляются страховые вклады.

Страхователь имеет право:

1)потребовать при приёме на работу страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования;

2)дополнять и уточнять предоставленные ему сведенья о застрахованных лицах с согласование Пенсионного фонда.

Вывод: в данной главе я рассмотрела субъекты пенсионного обеспечения и их права. В следствии выше изложенного теперь Можно увидеть более подробно систему пенсионного обеспечения из внутри.

Подобные документы

Негосударственный пенсионный фонд - некоммерческая организация, которая аккумулирует денежные средства и использует их для выплаты пенсий и пособий своим участникам. Основные проблемы и задачи развития системы негосударственного пенсионного обеспечения.

презентация [374,3 K], добавлен 11.01.2012

История развития пенсионного обеспечения в РФ. Деятельность негосударственных пенсионных фондов на примере "Негосударственного пенсионного фонда Банка Москвы". Механизм управления пенсионными накоплениями. Государственное регулирование деятельности НПФ.

курсовая работа [1,7 M], добавлен 04.12.2010

Понятие и сущность негосударственных пенсионных фондов, их роль в современной пенсионной системе. Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах". Состав участников системы негосударственного пенсионного обеспечения в Кемеровской области.

курсовая работа [51,9 K], добавлен 17.02.2009

История развития негосударственных пенсионных фондов, их место в системе пенсионного обеспечения РФ. Рассмотрение современных аспектов деятельности данного пенсионного обеспечения в России. Обязанности фондов перед вкладчиками, налогообложение их прибыли.

курсовая работа [56,6 K], добавлен 23.12.2010

Структура пенсионного обеспечения населения и его основные положения, характеристика источников финансирования. Государственный и негосударственный пенсионные фонды. Софинансирование пенсионного обеспечения, его недостатки и их способы их устранения.


Застрахованным лицам 1967 года рождения и моложе предоставлена возможность выбора варианта пенсионного обеспечения и страховщика в системе обязательного пенсионного страхования.

Из ПФР в НПФ и обратно

  • выбрать один из двух инвестиционных портфелей государственной управляющей компании (ВЭБ УК);
  • выбрать частную управляющую компанию из числа отобранных по конкурсу;
  • перейти в НПФ;
  • отказаться от формирования накопительной пенсии и направлять 6% индивидуальной части тарифа страхового взноса на финансирование страховой пенсии.
  • выбрать другой НПФ;
  • перейти в ПФР, выбрав при этом инвестиционный портфель государственной управляющей компании (ВЭБ УК) или частную управляющую компанию из числа отобранных по конкурсу;
  • отказаться от формирования накопительной пенсии и направлять 6% индивидуальной части тарифа страхового взноса на финансирование страховой пенсии.

Выбирая страховщиком НПФ, помимо подачи заявления, необходимо заключить с выбранным НПФ договор об обязательном пенсионном страховании.

Срочный переход

При положительном рассмотрении заявления о переходе передача средств пенсионных накоплений осуществляется по истечении пятилетнего срока с года подачи заявления о переходе к новому страховщику.

То есть, если вы в 2018 году подали заявление о переходе в ПФР, в НПФ, или из НПФ в НПФ, пенсионные накопления с учетом инвестиционного дохода будут переданы выбранному страховщику до 31 марта 2023 года.

При этом сохраняется возможность досрочного перевода накоплений в выбранный застрахованным лицом НПФ или ПФР. Застрахованное лицо может перейти к новому страховщику в следующем году, подав заявление о досрочном переходе.

Досрочный переход

В случае досрочного перехода, передача накоплений осуществляется без учета инвестиционного дохода, поскольку капитализация инвестиционного дохода производится по истечении пятилетнего периода нахождения у одного страховщика. Если текущий страховщик показал убытки при инвестировании, то они будут отражены на лицевом счете застрахованного лица.

То есть, если вы в 2018 году подали заявление о досрочном переходе в ПФР, в НПФ, или из НПФ в НПФ, СПН (без учета инвестиционного дохода) будут переданы новому страховщику до 31 марта 2019 года.

Данные ограничения не касаются застрахованных лиц формирующих пенсионные накопления через ПФР, которые могут ежегодно осуществлять выбор инвестиционного портфеля (управляющей компании). Поданные застрахованными лицами заявления о выборе УК рассматриваются ПФР в срок до 1 марта года, следующего за годом подачи заявления.

То есть, если вы в 2018 году подали заявление о выборе УК, накопления с учетом инвестиционного дохода будут переданы в выбранную управляющую компанию до 31 марта 2019 года.

В случае подачи заявления о переходе, застрахованное лицо имеет право на замену выбранного им страховщика по ОПС либо инвестиционного портфеля (управляющей компании), указанного в заявлении о переходе, путем подачи уведомления о замене в ПФР.

При подаче заявления об отказе, застрахованное лицо вправе отозвать его до конца года, в котором оно было подано и продолжить формирование накоплений.

В соответствии с изменениями, предусмотренными положениями Федерального закона от 20.12.2017 №413-ФЗ, с 2015 по 2020 годы, все страховые взносы граждан, уплачиваемые работодателями в рамках ОПС, в полном объеме (в размере 16%) направляются ПФР на финансирование страховой пенсии с индексацией расчетного пенсионного капитала (т.е. тариф страховых взносов на накопительную пенсию в текущем году составляет 0%). При этом все ранее сформированные накопления граждан по-прежнему инвестируются в УК или НПФ и будут выплачены в полном объеме, с учетом инвестиционного дохода, когда граждане получат право выйти на пенсию и обратятся за ее назначением.

АКЦИЯ ГОДА

Ваши пенсионные накопления все еще где-то лежат и даже приносят инвестиционный доход. Вы можете ими распорядиться.

В 2002 году в России заработала новая система обязательного пенсионного страхования — ОПС. У будущих пенсионеров появились страховая и накопительная части пенсии. Вместе они образуют трудовую пенсию по старости.

Страховая часть — это обязательства государства платить вам определенную сумму. Они выражены в баллах. Чем больше баллов, тем больше государство будет вам платить, когда выйдете на пенсию.

Накопительная часть — это уже не виртуальные баллы, а деньги, которые копятся на счету, пока вы работаете. Эти деньги называются пенсионными накоплениями. Если вы родились в 1967 году или позже и официально работали с 2002 по 2013 год, работодатель делал отчисления, за счет которых и сформировалась накопительная пенсия. С 2014 года отчисления прекратились, но суммы, которые успели накопиться, не отобрали.

Пенсионные накопления лежат в Пенсионном фонде России и негосударственных пенсионных фондах, которые инвестируют данный капитал в акции, облигации и другие финансовые инструменты с целью извлечения дополнительной прибыли. От эффективности работы этих организаций зависит, на сколько вырастет сумма накоплений и какой будет пенсия. Чтобы повлиять на размер пенсии, вы можете самостоятельно выбрать, кто будет управлять вашими взносами. Для этого можно поменять один пенсионный фонд на другой.

Я пять лет работал агентом негосударственных пенсионных фондов и несколько раз переводил свои накопления из фонда в фонд. Расскажу, как это сделать в 2021 году.

Как победить выгорание

Как узнать, где лежат пенсионные накопления

Фонд, где лежат пенсионные накопления, называется страховщиком по ОПС.

В пункте 4 документа сказано, какой фонд является вашим страховщиком и с какого года. Там же увидите размер своих пенсионных накоплений.

Можно ли поменять ПФ

Какого бы страховщика вы ни выбрали, непосредственно вести инвестиционную деятельность будет одна или несколько управляющих компаний — УК. В ПФР и НПФ поступают деньги, а потом страховщики отправляют их в свои УК.

Страховщиками могут выступать:

  1. Пенсионный фонд России, он же ПФР — государственная структура.
  2. Один из негосударственных пенсионных фондов, НПФ. На начало 2021 года в РФ действуют 43 НПФ, но страховщиками по ОПС выступают только 29.

Тех граждан, кто пошел по такому сценарию, называют молчунами. Но можно не быть молчуном и самому распорядиться накопительной пенсией, выбрав себе управляющую компанию из предложенного списка, в том числе и ВЭБ. Это делается через заявление, о котором пойдет речь ниже.

Страховщиком в этом случае остается ПФР, но он направляет пенсионные накопления в выбранную УК. Выбрать можно только одну. В 2020 году перечень доступных УК насчитывал 15 компаний.

Если вы не хотите, чтобы страховщиком выступал ПФР, вы можете передать средства в распоряжение НПФ.

Негосударственный пенсионный фонд. Он, так же как и ПФР, отдает ваши деньги управляющим компаниям, но не одной, а сразу нескольким. Выбирать эти УК фонд будет сам.

Никто не знает, какой вариант в итоге принесет больше выгоды — через ПФР или НПФ. Но для себя я выбрал НПФ, потому что не хочу доверять будущую пенсию только одной управляющей компании. Надеюсь, что профессиональные инвесторы из НПФ лучше меня распределят деньги между разными УК и их инвестиционными портфелями.

Законодательная база

Сейчас СНИЛС в виде таких зеленых карточек уже не выдают. Теперь номер электронный, но можно распечатать выписку

В законе также прописаны требования к структуре инвестиционного портфеля НПФ: в каких долях можно приобретать разрешенные активы. Например, доля иностранных ценных бумаг не может превышать 20%. На своих сайтах НПФ обычно указывают, куда именно они вкладывают пенсионные накопления.

Что изменилось. Пенсионные накопления как часть будущей трудовой пенсии появились в 2002 году. С тех пор систему постоянно меняли.

Пенсионные накопления появились за счет обязательных страховых взносов. Страховые взносы считают от зарплаты до вычета НДФЛ. Платят их работодатели за свой счет.

В 2002 году взносы на накопительную часть пенсии делали за мужчин 1953 года и моложе, а также женщин 1957 года и моложе. С 2005 года работодатели стали отчислять на накопительную пенсию только за работников 1967 года рождения и моложе. Размер взносов тоже постоянно менялся.

Как менялись взносы на накопительную пенсию

Годы Мужчины 1953—1966 и женщины 1957—1966 годов рождения Люди 1967 года рождения и моложе
2002—2003 2% 3%
2004 2% 4%
2005—2007 0% 4%
2008—2013 0% 6%
2014—2023 0% 0%

Например, официальная зарплата Виктора — 100 000 Р . С нее он платит НДФЛ — 13%, но не сам, а посредством работодателя, потому что тот является налоговым агентом. На руки Виктор получает 87 000 Р . К пенсионным накоплениям эти 13 000 Р отношения не имеют.

Работодатель Виктора платит еще страховые взносы — 30% от 100 000 Р . Они не вычитаются из зарплаты. 30% — это основной тариф, но бывают льготные, когда процент ниже. Фирма Виктора ко льготникам не относится. Таким образом, работодатель должен заплатить в бюджет еще 30 000 Р .

Сумма уплаченных им страховых взносов распределяется по 3 компонентам: социальное, обязательное медицинское и обязательное пенсионное страхование. На ОПС идет 22% от зарплаты — 22 000 Р , которые делились на страховую и накопительную пенсии: 16% и 6% соответственно — 16 000 Р на страховую и 6000 Р на накопительную.

Таким образом, до 2014 года пенсионные накопления формировались за счет взносов работодателя 6% и дохода от их инвестирования. C 2014 года власти заморозили накопительную пенсию, а взносы от работодателей направили в страховую часть.

Теперь накопительная пенсия растет только за счет инвестиционного дохода, который извлекает управляющая компания. Мораторий временный, но его постоянно продлевают — для этого Госдума принимает изменения. В декабре 2020 года Президент подписал закон, который продлил заморозку до конца 2023 года.

Что такое НПФ и для чего он нужен

Как уже было отмечено, управляющие компании занимаются инвестированием пенсионных накоплений. Между ними и будущим пенсионером стоит страховщик — ПФР или НПФ.

Страховщик является прослойкой, которая выступает гарантом, формирует, а потом выплачивает накопительную пенсию. Формировать — значит принимать взносы, учитывать и передавать пенсионные накопления в управление УК.

Возникает вопрос, для чего нужны НПФ, раз есть ПФР, который может формировать накопительную пенсию. Объясняется это тем, что НПФ имеет несколько отличительных характеристик:

  1. Возможность для клиентов сохранить взносы на накопительную пенсию.
  2. Более высокая доходность.
  3. Более узкая специализация.

Выбрать НПФ — сохранить взносы на накопительный компонент. До конца 2015 года человек мог сам решить судьбу страховых взносов:

Чтобы сохранить взносы 6% на накопительную и 16% на страховую пенсию, нужно было распорядиться накопительной — выбрать УК или НПФ. До 2016 года это была важная причина, чтобы перейти в НПФ. Сейчас это уже неактуально.

Если в 2023 году власти не станут продлевать мораторий на накопительную пенсию, у клиентов НПФ, распорядившихся пенсией до 2016 года, она снова будет расти за счет работодателя, а у клиентов ПФР — нет.

Лучшие НПФ зарабатывают больше ПФР. Деньги молчунов инвестирует УК ВЭБ. Ее средняя доходность за 2011—2019 годы — 7,7% годовых. Семерка лучших НПФ показала за тот же период доходность от 7,9% до 9,7%. Разница кажется небольшой, но на длительном отрезке заметна, а пенсионные накопления всегда подразумевают длительный отрезок.

Вот сколько денег можно потерять таким образом. Допустим, размер накопительной пенсии — 300 000 Р , работать осталось 30 лет, а пенсионные отчисления в накопительную часть не возобновятся. Предположим, что доходность УК ВЭБ каждый год равна 8%, а доходность клиента НПФ — 9%. Полученные проценты реинвестируются.

Сколько денег пропадет, если оставить накопительную пенсию в ПФР

Сумма спустя 30 лет, без учета дополнительных взносов Ежемесячная прибавка к пенсии (сумма накоплений делится на период дожития, в 2021 году — на 22 года)
УК ВЭБ, доходность 8% годовых 2 590 000 Р 10 000 Р
НПФ, доходность 9% годовых 3 350 000 Р 13 000 Р

НПФ специализируются на накоплениях. Хотя сам Пенсионный фонд России деньги не инвестирует, но он выбирает управляющие компании, отвечает за них, копит резервы, и в этом смысле тоже является участником рынка. При этом приращение капитала — малая часть обязанностей ПФР. Пенсионный фонд работает также со страховой и социальной пенсиями, пенсиями по инвалидности и потере кормильца.

НПФ же изначально создавались для того, чтобы формировать и инвестировать пенсионные накопления, а потом выплачивать накопительные пенсии, причем не только государственные.

Государственная накопительная пенсия формируется в рамках системы обязательного пенсионного страхования. Взносы на ОПС делают работодатели, а фонд выступает страховщиком. Лицензию на обязательное пенсионное страхование выдает Центробанк.

Если будущий пенсионер хочет в старости получать больше, он может поучаствовать в программе НПО — негосударственного пенсионного обеспечения. Взносы на НПО он делает сам. НПФ, у которых нет лицензии на ОПС, формируют и платят только негосударственные пенсии. Изначально негосударственные пенсионные фонды для этого и создавались.

НПФ действуют в нашей стране с 1992 года и имеют больший опыт по работе с ценными бумагами для получения доходов, чем Пенсионный фонд России.

Зачем менять фонд

Фонды вкладывают накопления в финансовые инструменты, которые приносят доход. За счет этого будущая пенсия увеличивается. Один фонд сработает лучше, другой — хуже, что в итоге повлияет на размер пенсии.

Бывало, что Центробанк отзывал лицензии у негосударственных пенсионных фондов из-за нарушений закона и невыполнения ими своих обязательств.

Если вы считаете, что ваш НПФ менее надежный или доходный — можете его поменять.

Преимущества и недостатки перехода в другой ПФ

Доходность. Никто не знает заранее, как сработает негосударственный пенсионный фонд — они не гарантируют определенный процент прибыли от инвестиций. Какую доходность дал НПФ, становится известно только к апрелю следующего года. Например, за 2020 год фонды отчитаются к апрелю 2021.

Если какой-то фонд десять лет подряд давал 10%, это не значит, что на следующий год он не уйдет в минус. Поэтому после перехода в другой ПФ, который исторически показывал лучшие результаты, вы можете как выиграть в деньгах, так и проиграть.

Близость. Если вы перешли в фонд, чье отделение расположено в вашем городе, это может стать преимуществом. Например, вы захотите прийти туда, чтобы написать заявление или поскандалить.

Если же выбрать НПФ без представительства в вашем регионе, придется решать все вопросы удаленно или далеко ездить.

Пенсия из разных источников. Если вы доверили свои пенсионные накопления НПФ, он и будет платить вам накопительную пенсию. Страховую будете получать из ПФР. Обращаться за пенсиями придется в НПФ и ПФР.

Для удобства можете перед достижением пенсионного возраста вернуться в ПФР — туда вы обратитесь за обеими пенсиями и будете получать их из одного источника.

Потери из-за досрочного перехода. Если клиент меняет страховщика чаще одного раза в пять лет, ему не выплачивают инвестиционный доход — деньги, которые заработал прежний НПФ или ПФР.

Виды перехода в другой ПФ

Менять фонд разрешено не чаще одного раза в год. Деньги переводят не сразу, а самое раннее — на следующий год после подачи заявления. Различают переход в НПФ и досрочный переход в НПФ.

Доходность пенсионных накоплений фиксируют по завершении пятилетнего цикла. Цикл начинается с года, в котором деньги попали к новому страховщику или в котором появились первые пенсионные накопления. Поэтому к новому страховщику без потери доходности деньги переводят только в определенный год. Затем начинается новый цикл — чтобы в следующий раз перейти без потерь, нужно ждать еще пять лет.

Если человек хочет перейти без потерь, ему не нужно ждать 4 года, чтобы написать заявление и перейти на следующий год. Человек может сделать срочный переход — написать заявление в любой момент в течение пятилетки, которое автоматически будет исполнено по завершении цикла — на следующий год после фиксации инвестдохода. Такое заявление называется заявлением о переходе.

Лена выбрала новый НПФ, заключила с ним договор и написала заявление о переходе в 2020 году. Свой нынешний НПФ она выбрала в 2019 году, пять лет пройдет в 2023 году, поэтому ее пенсионные накопления переведут с января по март 2024 года. Доходность за прошлые годы она не потеряет.

Досрочный переход — на следующий год. Если человек не хочет ждать пять лет, он может написать заявление о досрочном переходе. По заявлению о досрочном переходе пенсию переводят на следующий год после заключения договора с новым фондом, до 1 апреля. Будущий пенсионер потеряет доходность за тот период, который пробыл в пенсионном фонде: от года до четырех лет.

Пятилетние циклы ввели в 2011 году. Те, кто поменял страховщика до 2011 года, приравнены к тем, кто перевелся в 2011 году. Если человек перешел досрочно, его отсчет циклов начинается с этого времени, и у разных людей они не совпадают.

Олег перешел в НПФ в 2011 году. С этого момента начался его пятилетний цикл: доходность ему начисляли, но не фиксировали. Если бы он перешел в другой фонд в 2012 году, потерял бы доходность за 2011 год. Если бы перешел в 2013 году — за 2011 и 2012. По итогам 2011—2015 годов доходность Олега зафиксировали. Поэтому в 2016 году его накопления могли бы перейти в новый НПФ без потерь. Сделал он это или нет, с 2016 года начался новый цикл — в следующий раз доходность Олега зафиксировали по итогам 2016—2020 годов. Поэтому в 2021 году он может опять поменять страховщика без потерь.

Незаконный перевод накопительной пенсии. Многих людей перевели в другой ПФ мошенники. Человек думает, что находится в одном фонде, и случайно узнает, что в другом. Мошенников не волнуют потери за досрочный переход, поэтому большинство пострадавших теряют доходность. Вернуть ее получается только через суд.

Так произошло и со мной. Я выбрал НПФ и перевел туда деньги, а потом без моего ведома их перевели в другой фонд. Мои подписи на договоре и заявлении подделали — и представили дело так, будто я сам перешел в новый НПФ.

В итоге мне удалось не только вернуть деньги, но и возместить моральный ущерб. Почитайте, что мы уже писали об этом:

Как переходить в другой ПФ, чтобы не потерять накопления

Потерять можно только инвестдоход, который еще не зафиксировали. Остальная сумма пенсионных накоплений остается за вами даже при досрочном переходе.

Чтобы не потерять доходность при переводе, не подавайте заявление о досрочном переходе.

В 2022 году перейти в НПФ без потерь могут:

  1. Те, кто сменил страховщика в 2012 году. Для этого надо было подать заявление о переходе в 2011 году. Первая возможность перехода без потерь у них была через пять лет — в 2017 году. Следующая будет в 2022 году, но заявление подается в предыдущий год.
  2. Те, кто сменил страховщика в 2017 году — значит, подал заявление в 2016.

Во всех остальных случаях что-то из доходности вы потеряете, если решите в 2021 году подать заявление о досрочном переходе.

Организация заключила договор негосударственного пенсионного обеспечения, по которому обязуется делать взносы в негосударственный пенсионный фонд за своих сотрудников ежемесячно. По достижении пенсионного возраста сотрудником негосударственный фонд будет производить выплату из накопленных средств. Каким образом нужно учитывать перечисляемые суммы в бухгалтерском и налоговом учете?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

При соблюдении определенных условий (указаны в тексте) взносы в негосударственный пенсионный фонд за своих сотрудников:

могут быть учтены в расходах при налогообложении прибыли;

не облагаются НДФЛ;

не облагаются страховыми взносами.

В бухгалтерском учете взносы работодателя отражаются в составе расходов по обычным видам деятельности.

Обоснование вывода:

Договором негосударственного пенсионного обеспечения признается соглашение между фондом и вкладчиком фонда, в соответствии с которым вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в фонд, а фонд обязуется выплачивать участнику (участникам) фонда негосударственную пенсию (ст. 3 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (далее - Закон N 75-ФЗ))*(1).

Налог на прибыль

На основании п. 16 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения, далее - НПО), заключенным в пользу работников со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами, далее - НПФ), имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством РФ, на ведение соответствующих видов деятельности в РФ. Указанные суммы относятся к расходам на оплату труда по договорам негосударственного пенсионного обеспечения при условии:

уплата взносов в НПФ должна быть предусмотрена трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами;

у НПФ должна быть лицензия, выданная в соответствии с законодательством РФ на ведение соответствующего вида деятельности в РФ;

пенсионная схема по договору с НПФ должна предусматривать учет пенсионных взносов на именных счетах работников (участников НПФ);

договор с НПФ должен предусматривать выплату пенсий до исчерпания средств на именном счете участника, но в течение не менее 5 лет, или пожизненно;

договор должен быть заключен в пользу работников. Суммы взносов в негосударственные пенсионные фонды, перечисленные за участников, которые не являются работниками налогоплательщика, не могут быть учтены в составе расходов для целей налогообложения прибыли (смотрите письмо Минфина России от 15.04.2011 N 03-03-06/1/239).

Кроме того, необходимо учитывать требование о предельном размере взносов в НПФ, которые могут быть учтены для целей налогообложения. Так, совокупная сумма взносов работодателей, выплачиваемая по договорам долгосрочного страхования жизни, добровольного пенсионного страхования и НПО работников, учитывается в расходах в размере, не превышающем 12% от суммы расходов на оплату труда (седьмой абзац п. 16 ст. 255 НК РФ).

Поэтому если организация, кроме взносов по договору НПО, уплачивает взносы по указанным выше договорам, то суммы выплат признаются в составе расходов в размере, не превышающем в совокупности 12% от суммы расходов на оплату труда.

При несоблюдении вышеперечисленных условий взносы на НПО не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль (п. 7 ст. 270 НК РФ).

При расчете предельных размеров платежей (взносов), исчисляемых в соответствии с п. 16 ст. 255 НК РФ, в расходы на оплату труда не включаются суммы платежей (взносов), предусмотренные этой нормой.

Согласно п. 6 ст. 272 НК РФ расходы по обязательному и добровольному страхованию (НПО) признаются в качестве расхода в том отчетном (налоговом) периоде, в котором в соответствии с условиями договора налогоплательщиком были перечислены (выданы из кассы) денежные средства на оплату страховых (пенсионных) взносов.

Если по условиям договора предусмотрена уплата взноса разовым платежом, то по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, расходы признаются равномерно в течение срока действия договора пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде*(2).

Если в отношении отдельных видов расходов предусмотрены ограничения по размеру расходов, принимаемых для целей налогообложения, то база для определения предельной суммы расходов рассчитывается нарастающим итогом с начала налогового периода. При этом по расходам, связанным с пенсионным обеспечением, для определения предельной суммы расходов учитывается срок действия договора в налоговом периоде начиная с даты вступления такого договора в силу (п. 3 ст. 318 НК РФ).

Платежи (взносы) по бессрочным договорам НПО, предусматривающим выплату пенсий пожизненно, по мнению Минфина России, могут учитываться в расходах для целей налогообложения прибыли организаций равномерно исходя из порядка и условий внесения пенсионных взносов (в частности, за какой период уплачиваются взносы), содержащихся в пенсионном договоре и пенсионных правилах фонда, но в течение не менее пяти лет (смотрите письмо от 08.07.2010 N 03-03-06/1/454)*(2).

Порядок определения налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения регулируется положениями ст. 213.1 НК РФ.

Абзацем шестым п. 1 ст. 213.1 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами, не учитываются суммы пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами.

Иными словами, суммы пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, уплаченные обществом (вкладчиком) в пользу работников (участников) в НПФ, в порядке и на условиях, установленных Законом N 75-ФЗ, не подлежат обложению НДФЛ (письмо Минфина России от 26.06.2019 N 03-04-06/47212).

Страховые взносы

Подпунктом 1 п. 1 ст. 420 НК РФ определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ), в частности, в рамках трудовых отношений.

В соответствии с п. 1 ст. 421 НК РФ база для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 420 НК РФ, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами в соответствии со ст. 422 НК РФ.

При этом в силу пп. 5 п. 1 ст. 422 НК РФ не подлежат обложению страховыми взносами суммы пенсионных взносов плательщиков по договорам негосударственного пенсионного обеспечения.

Таким образом, суммы пенсионных взносов, уплачиваемых организацией (вкладчиком) в пользу своих работников (участников) в НПФ по договору негосударственного пенсионного обеспечения, не облагаются страховыми взносами на основании пп. 5 п. 1 ст. 422 НК РФ (письмо Минфина России от 26.06.2019 N 03-04-06/47212). Аналогичная норма содержится в пп. 5 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

Бухгалтерский учет

Расходы по уплате пенсионных взносов работодателем отражаются в бухгалтерском учете в составе расходов по обычным видам деятельности (п.п. 5 и 8 ПБУ 10/99).

При этом расходы организации, в частности, признаются:

в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности) (п. 18 ПБУ 10/99);

с учетом связи между произведенными расходами и поступлениями (соответствие доходов и расходов) (п. 19 ПБУ 10/99);

путем их обоснованного распределения между отчетными периодами, когда расходы обуславливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем (п. 19 ПБУ 10/99).

Если условиями договора негосударственного пенсионного обеспечения предусмотрена уплата пенсионного взноса разовым платежом, а относятся эти расходы ко всему сроку действия договора, заключенного на срок более одного отчетного периода, они могут быть учтены в бухгалтерском учете равномерно, в течение срока действия договора.

В этом случае сумма, подлежащая ежемесячному включению в состав текущих расходов, может быть рассчитана пропорционально количеству календарных дней в каждом месяце к сроку действия договора негосударственного пенсионного обеспечения, выраженному в днях.

Для обобщения информации о расходах, произведенных в данном отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, предназначен счет 97 "Расходы будущих периодов".

На наш взгляд, в бухгалтерском учете организации операции могут быть отражены следующим образом:

Дебет 76 *(3) Кредит 51
- перечислены страховые взносы по договору негосударственного пенсионного обеспечения;

Дебет 97 Кредит 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"
- суммы страховых взносов по договору негосударственного пенсионного обеспечения отражены в составе расходов будущих периодов;

Дебет 20 (26, 44) Кредит 97
- списана часть расходов по договору негосударственного пенсионного обеспечения за соответствующий период.

Если платежи производятся равномерно (как в рассматриваемой ситуации ежемесячно), можно не использовать счет 97:

Дебет 20 (26, 44) Кредит 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"
- суммы ежемесячных страховых взносов по договору негосударственного пенсионного обеспечения учтены в расходах за соответствующий период.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

- Энциклопедия решений. Платежи работодателей по договорам негосударственного пенсионного обеспечения работников;

- Вопрос: Руководство организации приняло решение заключить договор с негосударственным пенсионным фондом (НПФ). По его условиям компания будет перечислять взносы в НПФ в счет формирования будущих пенсий работников. Какие последствия будут в отношении таких платежей по НДФЛ и страховым взносам? Как учитываются платежи для целей налогообложения прибыли, если в будущем компания переведет пенсионные средства из одного НПФ в другой? (журнал "ЭЖ Вопрос-Ответ", N 10, октябрь 2019 г.);

- Энциклопедия решений. Налоговая база по НДФЛ по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с НПФ.

21 февраля 2020 г.

*(1) Участником является физическое лицо, которому в соответствии с заключенным между вкладчиком и фондом пенсионным договором должны производиться или производятся выплаты негосударственной пенсии. Вкладчиком может быть как физическое, так и юридическое лицо. Вкладчик - физическое лицо вправе заключить договор в отношении себя (тогда он выступает и участником) или другого человека.

Пенсионный договор должен содержать, в частности, вид пенсионной схемы; положения о правах и об обязанностях сторон; положения о порядке и об условиях внесения пенсионных взносов. При этом порядок и условия исполнения фондом обязательств по пенсионным договорам определяются пенсионными правилами фонда (п. 2 ст. 9, п. 1 ст. 12 Закона N 75-ФЗ).

*(2) Если учет пенсионных взносов изначально предусмотрен на солидарном счете вкладчика, то расходы на негосударственное пенсионное страхование признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они зачисляются на именной пенсионный счет работника. Такая позиция изложена в постановлении Президиума ВАС РФ от 30.10.2012 N 9061/12. Отметим, что ранее нижестоящие арбитражные суды в своих решениях указывали, что в целях признания расходов на пенсионное страхование дожидаться момента, когда средства будут распределены с солидарного счета на именные счета участников, не нужно (смотрите постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.12.2011 N А33-17476/2010, ФАС Московского округа от 30.03.2011 N КА-А40/2605-11).

*(3) В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета для обобщения информации о расчетах по социальному страхованию, пенсионному обеспечению и обязательному медицинскому страхованию работников организации предназначен счет 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению".

То есть организация может использовать не счет 76, а счет 69. Порядок применения счетов бухгалтерского учета, как и порядок отражения операций в учете, следует закрепить в учетной политике организации.

Читайте также: