Негосударственное пенсионное страхование это

Обновлено: 10.05.2024

В настоящее время существуют 3 федеральных государственных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд России (ПФР), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС), территориальные фонды обязательного медицинского страхования в субъектах РФ (ТФОМС), Фонд социального страхования (ФСС). Среди негосударственных фондов самыми известными являются негосударственные пенсионные фонды (НПФ).

Правовой статус фондов социального страхования регулируют:

Целью создания внебюджетных фондов является реализация указанных в Конституции прав граждан на социальное обеспечение и социальную защиту, то есть средства этих фондов носят целевой характер: они не могут быть изъяты и перенаправлены на какие-либо иные цели.

Внебюджетные фонды, как следует из их названия, образуются и расходуются независимо от федерального и регионального бюджетов, управляются органами государственной власти РФ, но подконтрольны финансовым органам.

Порядок составления и утверждения бюджета фонда определен в Бюджетном кодексе. Отчет об исполнении бюджета фонда представляется Правительством РФ или органом исполнительной власти РФ на рассмотрение Федеральному Собранию или законодательному (представительному) органу субъекта РФ соответственно.

На первый взгляд, ПФР, ФФОМС и ФСС имеют общую цель деятельности: обеспечение реализации социальных прав граждан РФ, выполнение социальных задач РФ, но в соответствующих актах содержатся разные формулировки правового статуса фондов[4].

ПФР – финансово-кредитное учреждение , осуществляющее деятельность в соответствии с законодательством РФ[5].

ФФОМС – самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение , реализующее государственную политику в области обязательного медицинского страхования[6].

ФСС – специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве РФ , управляющее средствами социального страхования[7].

Цель и сущность деятельности государственных фондов одинаковы, но различается их правовой статус. Это вызвано тем, что нормативные акты, регулирующие данные организации, принимались в разное время, и авторы не согласовывали их тексты. Но анализ данных актов позволяет выявить следующие сходства правового статуса государственных фондов:

  1. Осуществляют управление финансами социальной сферы, однако не входят в систему федеральных органов исполнительной власти.
  2. Назначаются Правительством РФ (ПФР, ФФОМС) или его председателем (ФСС).
  3. Целевой характер деятельности.
  4. Полномочия по изданию нормативно-правовых актов по вопросам своего ведения. Акты подлежат государственной регистрации в Министерстве Юстиции и опубликованию.

Данные характеристики государственных внебюджетных фондов говорят об их схожести с органами исполнительной власти. Однако они являются и юридическими лицами[8].

Получается, что государственные внебюджетные фонды занимают промежуточное положение между органами исполнительной власти и некоммерческими организациями, однако в их деятельности более выражено публично-правовое начало.

Остановимся подробнее на правовом статусе ПФР и НПФ. Так, ПФР имеет следующие полномочия:

— сбор, аккумуляцию, капитализацию и расходование денежных средств, контроль за их поступлением и расходованием;

— организация деятельности по взысканию с работодателей в случае, если по их вине был причинен вред здоровью работникам;

— международное сотрудничество по вопросам пенсионного обеспечения;

— статистическая и научная деятельность по вопросам своего ведения;

— юридическая консультация граждан, ведение разъяснительной работы по вопросам своей компетенции.

ПФР, как уже было сказано, подконтролен подотчетен Правительству, правление ПФР отвечает за выполнение задач Фонда[10].

Работники ПФР несут в зависимости от характера правонарушения гражданско-правовую, дисциплинарную, административную и уголовную ответственность согласно Кодексу этики и служебного поведения работника системы Пенсионного фонда Российской Федерации, то есть аналогично с другими государственными служащими[11].

При совершении правонарушения в социально-обеспечительных отношениях ответственность наступает только в случаях, если имеет место: противоправное поведение лица, его виновность в этом, наступление имущественного вреда и причинно-следственная связь между правонарушением и наступившими последствиями. Таким образом, если имеет место правонарушение, но вследствие него имущественный вред не нанесен, то юридическая ответственность не возникает. Это связано с тем, что в праве социального обеспечения чаще всего применяются 2 вида санкций: правовосстановительные и правоограничительные. Ответственность ПФР, в свою очередь, имеет специфические черты:

  1. Недостаточно детально урегулирован механизм привлечения к ответственности ПФР
  2. Неясен механизм установления причинно-следственной связи. Такая проблема решается, исходя из судебной практики по аналогичным делам, чего не должно быть.[12]

— исполнять обязательства по договору, заключаемому со вкладчиком;

— осуществлять учет вкладов, предоставлять необходимую информацию вкладчикам;

-не принимать в одностороннем порядке решения, нарушающие права вкладчиков, участников и застрахованных лиц[13].

Фонд несет ответственность в соответствии с гражданским законодательством. Предусматривается административная ответственность НПФ за нарушения требований законодательства, касающиеся его деятельности (ст. 15.29 КоАП РФ)[14].

НПФ является некоммерческой организацией, и из этого следует первое его отличие от ПФР: преобладание частноправового начала регулирования. На НПФ распространяются все правила о некоммерческих организациях с учетом особенностей, установленных специальным Федеральным законом.

НПФ имеет право заниматься приносящей доход деятельностью, не противоречащей его уставу. По сути, целевое направление деятельности фонда – коммерческое использование денежных средств и распределение между вкладчиками полученных в результате этого доходов. В этом смысле НПФ близки в коммерческим организациям. Также следует отметить, что ПФР подотчетен Правительству РФ, а НПФ – Центральному Банку. [15]

Существуют 2 основных варианта получения негосударственных пенсий: бессрочные и срочные выплаты. В первом случае денежные средства начисляются в течение всего пенсионного возраста вкладчика до его смерти, но не могут быть переданы по наследству. Также возможны выплаты в течение определенного времени, и если вкладчик умирает раньше, чем кончается срок выплат, то средства, оставшиеся на его счете, переходят по наследству. Существует также возможность получить все накопленные средства единоразово.

Несомненными плюсами НПФ по сравнению с ПФР являются: возможность самому выбирать определенный фонд и режим начисления пенсии, государственное страхование вкладов. Однако НПФ не пользуется значительным доверием населения из-за их ненадежности: НПФ не гарантирует стабильный доход. Необходимо тщательно подходить к выбору фонда. [16]

А главное сходство ПФР и НПФ состоит в выполняемой ими функции: социальном обеспечении граждан в случаях, установленных договором (у НПФ) или законодательством (у ПФР). Фонды аккумулируют средства, получаемые от взносов, и распределяют их согласно уставу. Граждане могут добровольно делать взносы не только в НПФ, но и в ПФР в случаях, если они являются, например, индивидуальными предпринимателями, адвокатами и нотариусами.

Целью данной статьи было выяснение основных черт правового статуса государственных и негосударственных фондов социального страхования, их сходств и различий. В процессе работы стало ясно, что нормативное регулирование данного вопроса нуждается в реформировании, а именно в упорядочивании нормативно-правовой базы.

В настоящее время в науке ведутся дискуссии относительно того, следует ли придавать НПФ коммерческий статус.[17] С одной стороны, это позволило бы им активно использовать находящиеся у них денежные средства. Для этого предлагается преобразовать НПФ в особый вид акционерных обществ или реорганизовать их в структуру, схожую с паевыми инвестиционными фондами.

Однако, НПФ выполняет не только коммерческую, но и социально-значимую функцию: социальное обеспечение вкладчиков. Поэтому необходимо сохранить статус НПФ как некоммерческих организаций. В таком случае возможен государственный контроль над их деятельностью. Более того, такой контроль необходим, так как, охраняя вклады граждан в НПФ, государство выполняет свою функцию по социальной защите граждан.

Что касается нормативного регулирования статуса ПФР, ФСС и ФФОМС, то он регулируется подзаконными актами, которые были приняты в разное время и не унифицированы. Сходство в правовом статусе значительно, в связи с чем было бы целесообразно либо принять единый Федеральный закон, объединяющий и упорядочивающий положения старых источников, или унифицировать акты, регулирующие правовое положение государственных фондов для упорядочивания правоприменительной практики и уменьшения количества сорных ситуаций.

Список литературы:

[1] См.: Конституция РФ // Собрание законодательства РФ. – 2014. — №31. – Ст. 4398.

[2] Миляков Н.В. Финансы: учебник 2-е изд — М.:ИНФРА-М, 2004. – С.204.

[3] Мацкуляк И.Д. Государственные и муниципальные финансы – М: РАГС, 2007. – С. 331.

[8] См.: Мирошник С.В. Финансово-правовой режим социальных внебюджетных фондов // Пробелы в российском законодательстве – 2012. – №2. –С.274-275.

[12] См. Люминарская С.В. Вопросы ответственности в праве социального обеспечения // Вестник Удмуртского университета – 2010. — №2. – С. 59-62.

[14] См.: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // Собрание законодательства РФ. – 2002. — №1. – Ст. 1.

[15] См.: Кузин А.А. Правовой статус негосударственного пенсионного фонда // Социально-политические науки – 2012. – №2. – С.87-89.

[16] См.: Сургутскова Е.В. Основные проблемы негосударственных пенсионных фондов и перспективы негосударственного пенсионного обеспечения в России // Вестник Югорского государственного университета – 2015. — №38. – С.52-54.

[17] См.: Кузин А.А. Правовой статус негосударственного пенсионного фонда // Социально-политические науки – 2012. – №2. – С.90.

Информация для получателей финансовых услуг негосударственного пенсионного фонда в соответствии с Базовым стандартом

Уважаемый клиент! Перед заключением договора об обязательном пенсионном страховании (далее – договор ОПС) или договора негосударственного пенсионного обеспечения (далее – договор НПО) просим Вас внимательно ознакомиться со следующей информацией и документами:

Обязательное пенсионное страхование

Правила взаимодействия застрахованного лица с фондом по договору об обязательном пенсионном страховании

Негосударственная пенсионное обеспечение

  1. Заключение договора НПО носит добровольный характер;
  2. Информация о финансовой услуге по негосударственному пенсионному обеспечению, ее сущности, стоимости и основных рисках (Ключевой информационный документ (КИД) по НПО);
    • Ключевой информационный документ по НПО (Схема № 2)
    • Ключевой информационный документ по НПО (Схема № 4)
    • Ключевой информационный документ по НПО (Схема № 4, в пользу 3-го лица)
    • Ключевой информационный документ по НПО (Схема № 9)
    ;
  3. Договор негосударственного пенсионного обеспечения:
  4. Возможна потеря части пенсионных взносов в случае выплаты выкупной суммы, если Пенсионные правила и (или) условия пенсионного договора предусматривают такую потерю.

Об условиях негосударственного пенсионного обеспечения

Негосударственное пенсионное обеспечение (НПО) - дополнительный вид пенсионного обеспечения граждан. Осуществляется негосударственными пенсионными фондами (НПФ), имеющими соответствующую лицензию, на основе договоров о негосударственном пенсионном обеспечении, заключаемых с физическими или юридическими лицами.

  • долгосрочные отношения с Фондом (от 5 лет) по формированию пенсии по Договору НПО в свою пользу;
  • сформировать дополнительную к государственной пенсию, обеспечивающую более высокий уровень жизни в пенсионном возрасте;
  • получение налогового вычета по личным взносам;
  • сохранность и доходность вложенных средств, защита накоплений от взысканий.

Отличительная особенность НПО - его добровольный характер, т.е. если государственная пенсионная система в нашей стране основана на принципе обязательного пенсионного страхования и обязательных страховых взносах, то негосударственное пенсионное обеспечение основано на добровольности выбора пенсионной программы и добровольных пенсионных взносах. Размер негосударственной пенсии не зависит ни от трудового стажа, ни от заработной платы, ни от размера государственной (страховой и накопительной) пенсии. Негосударственная пенсия формируется исключительно за счет добровольных пенсионных взносов, уплачиваемых в НПФ и дохода от их размещения (инвестирования). Чем больше накоплено пенсионных средств, тем больше будет размер негосударственной пенсии. Размер пенсии рассчитывается, исходя из суммы пенсионных средств, сформированных в пользу будущего пенсионера и срока выплаты негосударственной пенсии (в течение определенного ряда лет или пожизненно).

Пенсионная схема №1. С установленными размерами пенсионных взносов, вносимых на солидарный пенсионный счет вкладчика, с распределением на именные пенсионные счета участников в течение 90 дней. Пенсии выплачиваются пожизненно. Вкладчики – юридические лица.

Пенсионная схема №2. С установленными размерами пенсионных взносов, вносимых на именные пенсионные счета участников. Пенсии выплачиваются пожизненно. Вкладчики – юридические и физические лица.

Пенсионная схема №3. С установленными размерами пенсионных взносов, вносимых на солидарный пенсионный счет вкладчика, с распределением на именные пенсионные счета участников. Пенсии выплачиваются пожизненно. Вкладчики – юридические лица.

Пенсионная схема №4. С установленными размерами пенсионных взносов, вносимых на именные пенсионные счета участников. Пенсии выплачиваются в течение срока, установленного пенсионным договором. Вкладчики – юридические и физические лица.

Пенсионная схема №5. С установленными размерами пенсионных выплат. Пенсионные взносы вносятся на солидарный пенсионный счет вкладчика. Пенсии выплачиваются в течение срока, установленного пенсионным договором. Вкладчики – юридические лица.

Пенсионная схема №6. С установленными размерами пенсионных взносов, вносимых на именные пенсионные счета участников. Пенсии выплачиваются (определяется условиями пенсионного договора): до исчерпания средств на именном пенсионном счете участника, но в течение не менее 5 лет, или пожизненно. Вкладчики – юридические лица.

Пенсионная схема №8. С установленными размерами пенсионных взносов, вносимых на именные пенсионные счета участников. Пенсии выплачиваются в течение срока, установленного пенсионным договором, но не менее 5 лет. Вкладчики – физические лица, заключившие пенсионный договор в свою пользу.

Пенсионная схема №9. С установленными размерами пенсионных взносов. Учет пенсионных взносов – на СПС вкладчика и / или ИПС участников. Пенсии выплачиваются в течение установленного срока, или до исчерпания средств на ИПС участника, или пожизненно. Вкладчики – юридические и / или физические лица.

Пенсионная схема №10. С установленными размерами пенсионных выплат. Учет пенсионных взносов – на СПС вкладчика и / или ИПС участников. Пенсии выплачиваются в течение установленного срока или пожизненно. Вкладчики – юридические и / или физические лица.

Общая информация о деятельности Фонда по обязательному пенсионному страхованию и негосударственному пенсионному обеспечению

Просим Вас внимательно ознакомиться со следующей информацией и документами:


​​​​​​​

Какой частью пенсии можно распорядиться

Вы сможете начать получать выплаты с этих накоплений на 5 лет раньше, чем наступит пенсионный возраст — женщины имеют право на это с 55 лет, а мужчины с 60 лет. Но до этого момента вам нужно решить, где эта часть пенсии будет храниться и какой доход принесёт.

Что делать с накопительной пенсией

Вы сами выбираете, где будут храниться ваши пенсионные накопления: можно доверить их Пенсионному фонду РФ или негосударственным компаниям — негосударственному пенсионному фонду (НПФ) или инвестиционной управляющей компании (УК).


​​​​​​​


​​​​​​​

Удобно отслеживать

Вы увидите ежегодное начисление вашего инвестиционного дохода в СберБанк Онлайн


​​​​​​​

Всё застраховано

Закон защищает накопления от всех возможных рисков, в том числе от банкротства НПФ

7,29%

среднегодовая доходность СберНПФ за 5 лет — это выше средней инфляции за последние годы

6,19%

доходность СберНПФ за кризисный 2020 год

>8,7 млн

человек доверили свои пенсионные накопления СберНПФ

Результаты инвестирования в прошлом не определяют доходов в будущем.

Как сохранить инвестиционный доход при переводе пенсии

Сохранность накоплений и инвестиционного дохода гарантированы, если переводить накопительную пенсию из фонда в фонд не чаще, чем раз в 5 лет. Если перевести досрочно, можно потерять часть инвестиционного дохода.

Как оформить перевод накопительной пенсии по ОПС

Виды переводов и периоды переходов

Срочный перевод — накопительная пенсия переводится из фонда в фонд не чаще, чем раз в 5 лет. Сохранность накоплений и инвестиционного дохода гарантируется.

Досрочный перевод — накопительная пенсия переводится из фонда в фонд чаще, чем раз в 5 лет. При этом возможна потеря части инвестиционного дохода фонда.

без потерь дохода

за 2019-2021 годы

за 2020-2021 годы

без потерь дохода

за 2019-2021 годы

за 2020-2021 годы

Что такое накопительная пенсия?

Накопительная пенсия — это часть пенсии, которая формируется на специальном лицевом счете гражданина из отчислений работодателя и дохода от инвестирования этих средств. Работодатель делает отчисления — обязательные страховые взносы в системе обязательного пенсионного страхования (ОПС) работникам по найму 1967 года рождения и моложе. С 2014 года накопительная часть пенсии в России заморожена, такой режим будет действовать как минимум до конца 2023 года. Поэтому пока эта часть пенсии растет только за счет инвестиционного дохода, который зависит от результатов инвестиционной деятельности негосударственного пенсионного фонда (НПФ) или Пенсионного фонда России (ПФР).

Обратите внимание: у мужчин 1953-1966 года рождения и у женщин 1957-1966 года рождения накопительная пенсия формировалась всего три года: в период с 2002 по 2004 годы. С 2005 года эти отчисления были прекращены в связи с изменениями в российском законодательстве. С 2005 года все отчисления работодателя у мужчин 1953-1966 года рождения и у женщин 1957-1966 года рождения идут на формирование страховой части пенсии в ПФР.

Если страховая пенсия (ее также называют пенсией от государства) всегда формируется в ПФР, то накопительная пенсия в этом отношении гибче: ее можно перевести другому страховщику — в негосударственный пенсионный фонд (НПФ).

Как перевести пенсионные накопления (накопительную пенсию) в СберНПФ?

  1. Сначала заключите договор в офисе СберНПФ или обратитесь в отделение Сбербанка, где можно воспользоваться сервисной операцией по печати и отправке договора об ОПС в СберНПФ. При себе нужно иметь паспорт и СНИЛС.
  2. После этого подайте заявление о переводе накопительной пенсии в отделении Пенсионного Фонда России или на портале Госуслуг (при наличии подтвержденной учетной записи и квалифицированной электронной подписи).

Обратите внимание: подать такое заявление о переводе возможно не позднее первого декабря года, в котором заключен договор со СберНПФ.

Срочный и досрочный переход, в чем разница?

С 1 января 2015 года гражданин может поменять страховщика по обязательному пенсионному страхованию, подав заявление о переходе или досрочном переходе.

В случае подачи заявления о переходе перевод пенсионных накоплений осуществляется через пять лет после года подачи заявления. Например, если вы в 2021 году подали заявление о переходе, то, при положительном рассмотрении заявления в ПФР, перевод ваших накоплений и инвестиционного дохода завершится в 2026 году.

Если же переход осуществляется досрочно, то при положительном рассмотрении заявления в ПФР, ваши накопления будут переведены новому страховщику до 31 марта года, следующего за годом подачи такого заявления.

Обратите внимание: досрочный переход может повлечь потерю части инвестиционного дохода, начисленного предыдущим страховщиком. Размер инвестдохода, подлежащего передаче новому страховщику, вы можете узнать у своего действующего страховщика.

Что происходит с деньгами в НПФ? Куда инвестируются пенсионные накопления?

Центробанк строго контролирует, куда НПФ вкладывает деньги, чтобы исключить высокорискованные инструменты.

Если негосударственный пенсионный фонд разорится, что будет с накоплениями?

Пенсионные накопления должны быть переданы в ПФР в течение 3 месяцев со дня отзыва лицензии. В случае, если в НПФ не будет хватать пенсионных накоплений для выполнения обязательств перед застрахованными лицами, Агентство по страхованию вкладов (АСВ — провайдер системы гарантирования прав застрахованных лиц) возместит недостающий объем пенсионных накоплений в пределах 100% страховых взносов, уплаченных работодателем за весь период накопления.

Когда и как можно получить пенсионные накопления?

Застрахованное лицо — человек, на которого распространяется обязательное пенсионное страхование, может обратиться в СберНПФ за выплатой своих пенсионных накоплений по договору об ОПС в случае:

  1. Досрочного приобретения права на страховую пенсию по старости (эта категория граждан определена законом);
  2. При достижения определенного возраста: 55 лет (женщины) или 60 лет (мужчины). Порядок обращения за выплатой установлен законодательно и носит заявительный характер. Застрахованному лицу нужно написать заявление в фонд и подготовить необходимый пакет документов. Заявление клиент может подать либо на сайте СберНПФ, в отделении Банка или в клиентской зоне фонда.

Обратите внимание: при достижении возраста 55 и 60 лет (соответственно, женщины и мужчины) СберНПФ с помощью смс-уведомления информирует застрахованных лиц о возможности обратиться в фонд за выплатой по договору ОПС. Смс-уведомление получают клиенты, которые дали на это согласие в личном кабинете на сайте фонда.

Какие виды выплат пенсионных накоплений бывают?

Получить накопительную часть пенсии при наступлении установленного законом возраста можно несколькими способами:

  • единовременная выплата (как правило, если сумма небольшая);
  • срочная пенсионная выплата (если сумма более солидная, ее можно получать в виде ежемесячной выплаты на срок не менее 120 месяцев (10 лет);
  • накопительная пенсия (это пожизненная пенсия, которая выплачивается в течение 258 месяцев (21,5 года), в установленный Правительством РФ период дожития).

Обратите внимание: выплата средств пенсионных накоплений осуществляется страховщиком (ПФР или негосударственным пенсионным фондом), у которого формируются пенсионные накопления застрахованного лица на дату обращения за выплатой.

В каких случаях договор об ОПС прекращает свое действие?

Договор об ОПС заключается на неопределенный срок и прекращает своё действие в случаях:

  • полного выполнения обязательств по выплате пенсионных накоплений;
  • смерти застрахованного лица;
  • перевода пенсионных накоплений в ПФР или другой негосударственный пенсионный фонд.

Наследуются ли пенсионные накопления?

Да, пенсионные накопления наследуются. Правопреемников можно назначить при заключении договора об ОПС. Клиент указывает правопреемников в тексте договора. Если правопреемники не назначены, то ими становятся наследники первой очереди — это дети, супруги, родители. Если их нет, то наследниками второй очереди являются сестры, братья, дедушки, бабушки, внуки.

Обратите внимание: правопреемникам нужно обратиться за выплатами в СберНПФ в течение 6 месяцев со дня смерти застрахованного лица. В случае пропуска правопреемником срока обращения за выплатой право получить выплаты будет восстановлено в судебном порядке.

Для получения официальной информации о страховщике, который осуществлял обязательное пенсионное страхование в отношении умершего, правопреемнику следует обратиться в ПФР.

Система обязательного пенсионного страхования действует в России с 2002 года и базируется на страховых принципах. Ваша будущая пенсия формируется за счет взносов, которые уплачивают за Вас работодатели в Пенсионный фонд России в течение всей трудовой деятельности.

Ежемесячно работодатель перечисляет в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) страховые взносы в размере 22% сверх вашей зарплаты. До 2005 года накопительная пенсия формировалась также и у мужчин 1953–1966 года рождения и женщин 1957–1966 года рождения, но в связи с изменениями в пенсионной системе новые отчисления для лиц до 1967 года рождения были прекращены.

Схема системы обязательного пенсионного страхования

Страховая пенсия формируется в индивидуальных пенсионных коэффициентах (баллах).

Накопительная пенсия формируется в рублях и накапливается на Вашем индивидуальном лицевом счете. Накопительная пенсия подлежит наследованию, в том случае, если умерший работник не получал ее.

Стартовавшая в 2002 году пенсионная реформа призвана решить проблему низкого уровня пенсий путем введения накопительного компонента с целью его инвестирования и получения дохода. Накопительная пенсия — тот самый компонент. Каждый из нас имеет право им распорядиться, доверив его в управление тому или иному финансовому институту — государственной управляющей компании, частной управляющей компании или негосударственному пенсионному фонду.

Обращаем Ваше внимание, что информацию о состоянии пенсионного счета накопительной пенсии возможно получить бесплатно 1 раз в год по обращению застрахованного лица в течение 10 дней со дня обращения (указанная информация может быть направлена в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", а также иным способом, в том числе почтовым отправлением).

Формировать свои пенсионные накопления можно:

  • через Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), выбрав одну из управляющих компаний; при этом все средства пенсионных накоплений будут переданы ПФР в доверительное управление выбранной Вами управляющей компании. Вы можете выбрать: государственную управляющую компанию (ГУК); частную управляющую компанию (УК), отобранную по результатам конкурса.
  • через негосударственный пенсионный фонд, одним из видов деятельности которого является обязательное пенсионное страхование, например . НПФ самостоятельно определяет количество управляющих компаний для заключения договоров доверительного управления вашими пенсионными накоплениями с целью получения высокого ежегодного дохода. При этом негосударственный пенсионный фонд будет осуществлять назначение и выплату накопительной пенсии.

Для указанных выше лиц до реализации ими в течение установленных настоящим пунктом периодов права выбора, предусмотренного пунктом 1 статьи 31 Федерального закона № 111-ФЗ, а также не реализовавших в течение установленных настоящим пунктом периодов право выбора, устанавливается вариант пенсионного обеспечения, предусматривающий направление на финансирование страховой пенсии указанного в настоящем пункте размера процентов индивидуальной части тарифа страхового взноса.

2. Лица 1967 года рождения и моложе, в отношении которых с 1 января 2014 года впервые начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, до 31 декабря года, в котором истекает пятилетний период с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, вправе в порядке, установленном Федеральным законом № 75-ФЗ и Федеральным законом № 111-ФЗ, заключить договор об обязательном пенсионном страховании и обратиться с заявлением о переходе в негосударственный пенсионный фонд либо с заявлением о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании, расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной управляющей компании (при внесении изменений в единый реестр застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию либо при удовлетворении Пенсионным фондом Российской Федерации заявления о выборе инвестиционного портфеля с установлением варианта пенсионного обеспечения, предусматривающего направление на финансирование накопительной пенсии 6,0 процента индивидуальной части тарифа страхового взноса). В случае, если указанные в настоящем пункте лица по истечении пятилетнего периода с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не достигли возраста 23 лет, указанный период продлевается до 31 декабря года, в котором лицо достигнет возраста 23 лет (включительно).

Для лиц, указанных в настоящем пункте, до реализации ими в течение установленных настоящим пунктом периодов права выбора, предусмотренного пунктом 1 статьи 31 Федерального закона № 111-ФЗ, а также не реализовавших в течение установленных настоящим пунктом периодов право выбора, устанавливается вариант пенсионного обеспечения, предусматривающий направление на финансирование страховой пенсии указанного в настоящем пункте размера процентов индивидуальной части тарифа страхового взноса.

3. Новый тариф страхового взноса начинает применяться для учета на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, если иное не установлено Федеральным законом № 167-ФЗ, с 1 января года, следующего за годом подачи застрахованным лицом заявления о переходе в негосударственный пенсионный фонд либо заявления о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании, расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной управляющей компании (при внесении изменений в единый реестр застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию либо при удовлетворении заявления о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании).

Схема вариантов пенсионных накоплений

Обращаем Ваше внимание на то, что в период с 2014 по 2023 год включительно полный размер индивидуальной части тарифа страхового взноса направляется на финансирование страховой пенсии. Пенсионные накопления за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в указанный период не формируются.

О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений, а также о гарантиях исполнения Фондом обязательств

Пенсионные накопления, находящиеся в управлении Фонда, имеют две степени защиты:

    Резерв по ОПС, самостоятельно формируемый Фондом за счет: 1) ежегодных отчислений в резерв фонда по обязательному пенсионному страхованию, которые осуществляются за счет собственных средств Фонда;

2) средств пенсионных накоплений, не полученных правопреемниками умерших застрахованных лиц;

3) процентов за неправомерное пользование средствами пенсионных накоплений фондом, являвшимся предыдущим страховщиком по обязательному пенсионному страхованию;

4) доходов от инвестирования средств резерва фонда по обязательному пенсионному страхованию;

5) иного имущества, определенного по решению совета директоров (наблюдательного совета) фонда, в том числе средств акционеров фонда.

  • Система гарантирования прав застрахованных лиц, администратором которой выступает Государственная корпорация Агентство по страхованию вкладов (АСВ).

Не растеряйте свою пенсию!

Пенсионным законодательством установлено право застрахованных лиц выбирать страховщика для формирования накопительной пенсии: негосударственный пенсионный фонд или Пенсионный фонд Российской Федерации.

Новый порядок смены страховщика

Начиная с 2015 года перевестись от одного страховщика к другому можно путем подачи одного из двух видов заявлений: заявления о переходе или заявления о досрочном переходе.

Переход на основании обычного заявления о переходе осуществляется через пять лет после подачи заявления. Переход на основании заявления о досрочном переходе осуществляется на следующий год после подачи заявления.

Когда происходит фиксирование инвестиционного дохода и за какие годы теряется инвестиционный доход при подаче заявления о досрочном переходе?

Первое фиксирование инвестиционного дохода осуществляется для застрахованных лиц в порядке, установленном Федеральными законами от 28.12.2013 г. № 410-ФЗ и от 07.05.1998 г. № 75-ФЗ в зависимости от года вступления в силу договора об обязательном пенсионном страховании:

Есть ли возможность не потерять доход? Что делать, если договор с новым негосударственным пенсионным фондом уже заключен, а о грядущей потере инвестиционного дохода мне стало известно только сейчас?

1. Обратитесь в негосударственный пенсионный фонд, с которым Вы заключили договор об обязательном пенсионном страховании, и потребуйте аннулировать договор на том основании, что Вас не проинформировали о потере инвестиционного дохода при переходе и о соответствующем уменьшении размера будущей пенсии. Потребуйте прислать Вам ответ с подтверждением факта аннулирования договора. (СКАЧАТЬ ОБРАЗЕЦ ЗАЯВЛЕНИЯ).

Читайте также: