Можно ли по исламу делать пенсию

Обновлено: 18.05.2024

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.

Некоторые детали этого вопроса уже были обсуждены ранее (см. вопрос № 78, а также вопрос № 43).

Нет сомнения, что по отношению к умершему существуют определенные обязательства, которые были разделены учеными на три категории.

Первая категория: обязательства, которые касаются его имущества. Сегодня Всевышний Аллах обогатил людей, и редко можно найти человека, у которого не было бы какого-либо имущества.

В первую очередь из оставленного имущества следует выплатить долги умершего перед Всевышним Аллахом. Долги перед Аллахом — это те вещи, которые он должен был сделать в своей жизни, но не сделал по тем или иным причинам. Сюда относится Хадж — из имущества покойного выделяют необходимую сумму и отправляют какого-то человека совершить за него паломничество. Также сюда входят пропущенные посты Рамадана: если покойный физически мог поститься, но пропустил, то его родственники возмещают за него эти дни, либо же кормят бедняка за один день поста. Также сюда входят обеты, которые умерший дал Всевышнему, но не успел привести их в действие.

Во-вторых, необходимо обратить внимание на долги покойного перед людьми. Если он взял у кого-то аманат, занял деньги, не отдал махр, был доверенным лицом и должен был вернуть имущество чужого человека, и так далее, — то есть все имущественные притязания владельцев должны быть удовлетворены, будь они мусульманами или нет.

Передается в достоверных сборниках о том, что когда хоронили кого-то из сподвижников, Пророк ﷺ первым делом спрашивал, был ли на нем долг[2]. Если отвечали положительно, он не совершал заупокойного молитву, пока долг умершего не возвращали или пока кто-то не брал на себя его оплату с течением времени. Только после этого Пророк ﷺ совершал над умершим заупокойную молитву.

В-четвертых, наследство и завещание. Если умерший завещал что-либо из своего имущества кому-либо, это завещание надо исполнить при двух условиях:

— во-первых, это не должно быть запретным. Если он завещал то, что является запретным, нельзя его исполнять. Как, например, тот, кто завещает, чтобы возле его могилы распивали спиртное, играли музыку, приводили чтецов Корана, чтобы они читали его, — все это является запретным либо нововведением. Исходя из этого, если в содержании завещания что-то является неразрешенным, то на него не обращают никакого внимания, даже если оно записано самим покойным или имеет свидетелей;

— во-вторых, чтобы оно не превышало трети имущества. Если это завещание в деньгах или в имуществе, и покойный передал в наследство свой единственный дом или 80% имущества другу, то его родственники не имеют права исполнять завещание, потому что это больше, чем треть его имущества. Он имеет право завещать только в пределах трети своего имущества, не больше. Например, в денежном эквиваленте суммарное значение его имущества после смерти варьируется в 1 млн рублей, а 500 000 рублей из них он решил кому-то завещать, — это является запретным. В данной ситуации он имеет право завещать только 330 000, то есть лишь треть имущества.

При этих двух условиях из имущества выделяется завещание, после чего выдаются доли наследникам умершего.

Аллах, Свят Он и Велик, установил для всех родственников определенную долю, поделив имущество человека между ними. Завещал ли он родным или нет — это не рассматривается. Например, человек умирает и завещает все свое имущество в мечеть как садакъа — это завещание аннулируется, и только треть из данного имущества отдается как садакъа в мечеть, а две трети отдаются наследникам по тем формулам, которые установлены в Шариате. Каждый наследник имеет определенную долю — это супруг, родители, дети, братья, сестры и другие.

Вторая категория: права умершего по отношению к его родственникам и друзьям. Необходимо сообщить людям о смерти этого человека: его близким родственникам, друзьям, тем, которых он любил и уважал, — дабы они имели возможность прийти и совершить над ним заупокойную молитву. Проводить своего брата или сестру в последний путь является необходимым.

— если это сопровождалось какими-то эпитетами, возвеличиванием и так далее, — между макрухом (нежелательным) и харамом;

— если же это сопровождалось рыданиями, ревом и другими неподобающими действиями, то является запретным.

Третья категория: обязанности по отношению к самому умершему. Сюда входят такие ритуалы, как омыть его; окутать в саван так, как это узаконено в шариате, по определенной методике; совершить заупокойную молитву джаназа и сделать ду’а за этого человека, попросив Аллаха для него милости и прощения; участвовать в траурной процессии; отнести на кладбище. Это все является коллективной обязанностью общины мусульман, и если никто не проведет эти ритуалы, то бремя греха ляжет на всех.

Напомним, что все нужно делать именно так, как это делал Пророк ﷺ: молитву, мольбы, похороны и траурная процессия — все должно быть по Сунне, как подобает. Это основные вещи, касающиеся умершего мусульманина и похоронного процесса.

А Аллаху ведомо лучше.

Наследники обязательно должны быть из числа мусульман и кровными родственниками?

Наследники — это ближайшие родственники, которые являются мусульманами. Если же человек не является мусульманином, он не может ни наследовать, ни брать наследство, потому что это является фактором запрета наследства.

Действительна ли молитва джаназа аль-мамуна, если в третьем рака’ате не прочитал ду’а за покойного?

Если родители умерли неверующими, нужно ли за них отдавать долг перед Аллахом, Свят Он и Велик?

Сказал Всевышний Аллах в Коране своему Пророку ﷺ:

وَلا تُصَلِّ عَلىٰ أَحَدٍ مِنهُم ماتَ أَبَدًا وَلا تَقُم عَلىٰ قَبرِهِ ۖ إِنَّهُم كَفَروا بِاللَّهِ وَرَسولِهِ وَماتوا وَهُم فاسِقونَ

Заупокойная молитва за тех, кто умер в неверии, запрещается. Запрещается также давать за них садакъа, делать ду’а, совершать хадж. Все эти поклонения относятся к только к мусульманам. Передается, что Всевышний Аллах разрешил Пророку ﷺ навещать могилу его матери, как это известно, но не делал за нее ду’а, потому что она не была мусульманкой.

Есть ли разница в том, как хоронить мужчину и женщину в глубине ямы?

Основа в том, что разницы нет. Исключением является момент, что когда хоронят женщину, делают сутра, поднимая покрывало. Это делают самые ближайшие родственники умершей женщины, чтобы чужие мужчины ее не видели. Когда хоронят человека, может открыться что-то из тела, поэтому они поднимают покрывало, дабы никто из чужих мужчин не видел ее тела, даже когда она в саване, и они спускают ее в могилу. Кроме того, саван у женщин бывает больше, чем у мужчины.

Что делать с наследством, которое перешло от несоблюдающего родственника? И куда деваться мусульманину, если наследники неверующие, или наоборот?

Каждый из этих вопросов рассматривается в частном порядке, поэтому люди, задающие их, должны обратиться к знающим в той местности, где они живут, и разобрать ситуацию в частном порядке.

Как известно, мусульмане не наследуют от неверных. Поэтому выходом в подобном случае является то, что, пока родители живы, они должны сделать это имущество подарком для наследующего. В данной ситуации они должны постараться объяснить, что после их смерти наследники не будут иметь права на это имущество по Шариату, поэтому лучше подарить им его при жизни. Если они при свидетелях скажут, что дарят это имущество сыну, дочери или внуку, то этого достаточно. Просим Аллаха открыть сердца родителей наших братьев и сестер, если они не в Исламе.

А Аллаху ведомо лучше.

Абу Ислам аш-Шаркаси
Эр-Рияд, Саудовская Аравия
5 Раджаб 1440 г. (12.03.2019)

[1] Сахих Аль-Бухари, хадис № 1852, т. 3, с. 18.

[2] Сахих Аль-Бухари, хадис № 2298, т. 3, с. 97; Сахих Муслима, хадис № 1619, т. 5, с. 62.

[3] Сунан Ан-Насаи, хадис № 4684, т. 7, с. 314.

[4] Сахих Аль-Бухари, хадис № 6764, т. 8, с. 156; Сахих Муслима, хадис № 1614, т. 5, с. 59.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста сообщите нам об этом по следующему адресу:
[email protected]


Можно ли в России выжить на пособие по инвалидности? Вполне! И даже можно нажиться. Корреспондент PublicPost побывал в нескольких дагестанских семьях, которые живут только на пенсию, и выяснил, что инвалидность — дело прибыльное.

Семья инвалидов

Ахмед и Умайсат Магомедовы из Цумадинского района Дагестана официально в разводе, но живут настоящей семьей. Более того, формально бывшая жена является многодетной матерю-одиночкой — воспитывает троих детей. От двоих детей она официально отказалась, но на них опекунство оформила сестра мужа. Сам глава семейства — Ахмед — безработный. Все живут под одной крышей (сестра Ахмеда живет с матерю в другой части села, которое, по просьбе героев, не будем называть). Для Дагестана ничего необычного нет, ведь исламские правила все соблюдены. "Главное, мы живем в мусульманском браке", — говорит Ахмед.

Вся семья, включая отказников, состоит сплошь из инвалидов второй и третьей групп. Общая сумма пособий семейства — 47 650 рублей.

Его жена, Умайсат, накрывает на стол и рассказывает, что им пришлось идти на обман: "Работы в Дагестане нет, а на заработки ездить мужу уже здоровье не позволяет. Пособия по безработице маленькие, а нам детей, на которых сто рублей дает государство, поднимать еще. Что нам осталось делать? Себе оставили три коровы, а восемь продали. Сначала сделали пенсию мне, мужу и дочке старшей. Потом сделали и всем остальным".

На идею развода, говорит Магомед, его толкнул сокурсник из Махачкалы: "Друг сам так живет, и мне подсказал. Оформили с женой развод, я написал отказ от детей. Ну, алименты плачу, но это из одного кармана в другой перекладываю, получается. Потом жена отказалась от двоих детей, а их на опеку взяла сестра — тоже ведь деньги. Вот так и выкручиваемся".

Магомедовы уже четвертый год живут по этой схеме. Чуть меньше половины их годовой пенсионной прибыли уходит на повторное освидетельствование в медико-социальной экспертизе с нужным итогом. "У нас в селе нет семьи, где не было бы двух-трех инвалидов", — говорит Ахмед.

Государство виновато

Рамазан, сосед Ахмеда, тоже оформил пенсию на всю семью: "Все этим занимаются, и я решил тоже. Я же не дурак, чтобы горбатиться, когда все легко делают деньги. Я продал машину свою и сделал себе документы, что у меня большое стадо коров и отара из тысячи овец. В банке взял кредит на развитие сельского хозяйства. По документам мне дали 300 тысяч рублей, но на руки я получил всего 200 тысяч — остальное откатом ушло банку. На эти деньги я сделал и себе, и жене инвалидности бессрочные. Потом еще на те документы на скот получил субсидии от государства. Сделал и пенсию своим троим детям, и кредит в банке погасил, и "Приору" купил".

Как и Ахмед, Рамазан — верующий мусульманин (или, как говорится в Дагестане, соблюдающий предписания ислама). Но если Ахмед точно не знает, допускает ли ислам обман с пособиями, то Рамзан сходу заученно отвечает: "Мы вот мусульмане, а живем в светском государстве. А любой нормальный мусульманин хочет шариата. Я за шариат. Воевать против России я не могу и не умею. А вот обманным путем получая пенсии, кредит, я умножаю коррупцию. Это такая диверсия, считаю. Мы же не исламские законы нарушаем, а светские, с которыми не согласны. Наш джихад — это коррупция".

Ахмед смеется над риторикой соседа и добавляет, что не джихада ради люди покупают справки, чтобы пенсию получать: "Если работа была бы с нормальной зарплатой, которой хватает на семью, то и не пришлось бы на обман идти. Это само государство нас так заставляет поступать".

Республика инвалидов?

Руководитель Главного бюро медико-социальной экспертизы по Дагестану Биймагомед Исмаилов говорит, что в шутке, что в республике половина жителей — инвалиды, а другая половина — борцы-вольники, только доля правды. Согласно официальной статистике МСЭ, в Дагестане 71 тысяча инвалидов на 2,9 млн жителей. От липовых инвалидностей в итоге страдают те, кому на самом деле нужна помощь, говорит Исмаилов. Количество инвалидов в республике уменьшилось бы в разы, если бы государство занялось проблемой безработицы в регионе, считает он.

В семье не без инвалида

В республике действуют десятки групп, предлагающих услуги по оформлению документов на пособия по инвалидности, рассказал PublicPost источник в дагестанской прокуратуре: "Эти люди за деньги оформляют всевозможные справки, направления, свидетельства. То есть человек вообще может дома сидеть, никуда не выходить, а дать определенную сумму денег мошенникам, и те ему сделают инвалидность. Услуги такие дорогие, но они оправдывают себя. Стоят они в зависимости от того, какую инвалидность ты хочешь сделать. Варьируются от 30 тысяч до 150 тысяч рублей на человека. Целыми семьями делают инвалидность. Много таких, скажем так, семейных инцидентов в Дахадаевском районе, Хасавюртовском районе и еще в десятках районах республики".

В высокогорных районах Дагестана есть села, где нет семей, в которых не было бы одного-двух инвалидов, рассказал PublicPost источник в прокуратуре: "Вся эта машина с липовыми инвалидностями охватывает тот же материнский капитал. Оформляются документы, что на дому родился ребенок, а его и нет, на ребенка получают материнский капитал , обналичивают его через тех же мошенников. На эти деньги делают инвалидность и на этого якобы рожденного ребенка, и на других членов семьи. В одном селе в Цунтинском районе Дагестана был даже смешной случай в прошлом году. Тогда проходили проверки по инвалидностям. Так вот, в том селе было где-то тридцать семей, живущих на пособия по инвалидности, которые были сделаны на средства материнского капитала. Кто-то среди них пустил слух, что именно в их село проверка из Москвы приедет, и будут мошенников сажать. Люди в спешном порядке оформляли задним числом документы, что те дети, по которым материнский капитал получили, умерли".

Этнические и религиозные особенности всё глубже входят в нашу жизнь. В силу религии люди, придерживающиеся её, ограничиваются в определенного вида пищи, деятельности или распорядка дня.

Недавно мне написала подписчица:

"Я давно читаю ваш канал, мне очень интересна тема инвестиций, но проблема в том, что я мусульманка, и мне по религии запрещено давать в долг и получать проценты. Можно ли мне заниматься хоть какими-то инвестициями или можно оставить эту тему, как несбывшуюся мечту?"

Все мы знаем, что Коран запрещаем мусульманам любую деятельность, связанную с ростовщичеством, то есть с процентами, в том числе кредитование и ссуды. Если мусульманин даёт кому-то деньги в долг, он не должен брать проценты. В связи с этим очень интересная система банкинга в странах Ислама, ведь, как мы знаем, банки "живут" за счет процентов, но там научились это правило обходить. Однако, про банки в мусульманских странах в одной из следующих статей.

Можно ли мусульманину инвестировать?

Вот, что говорит религия:

Получение процентов за долги и спекуляция запрещены Исламом, но получение прибыли с активов - нет. Так как Исламские законы были написаны задолго до того, как появились различные формы собственности, в частности, акции, то про них не сказано ни слова. Современные эксперты разделяют разные точки зрения, однако, я расскажу про то, к чему склоняется большинство.

Пройдёмся по основным видам инвестиций.

Облигации

Облигации являются долговыми ценными бумагами, с их помощью инвестор кредитует государство или компанию, выпустившую облигации. Владение облигацией подразумевает получение процентов за это владение, в связи с чем покупать облигации мусульманину нельзя. Запрещено!

Паевые инвестиционные фонды не являются долговой формой, они являются долевой формой, то есть, покупая ПИФ вы покупаете часть компании и участвуете в бизнесе, получая прибыль из части прибыли компании. Разрешено с ограничениями! Про ограничения ниже.

Акции и ETF

Акции, как и ПИФы, в отличие от облигаций, являются долевыми ценными бумагами. Инвестируя в акции вы приобретаете долю в компании, получая обратно не проценты, а прибыль, которую компания получила от своей деятельности. ETF - это фонд с большим количеством различных акций, поэтому, требования те же. Разрешено с ограничениями!

Теперь про ограничения на акции и ПИФы

В мусульманской регилигии существуют Халяльные (разрешенные) вещи и Харамные (запрещенные). К Хараму относятся все ограничения, которые нам знакомы: алкоголь, табак, свинина, мясо других животных, подготовленное неправильным способом, азартные игры и так далее. Рынок акций тоже можно поделить на Халяль и Харам.

Харам.

Раз некоторая деятельность запрещена Исламом, то и инвестиции в компании, которые зарабатывают на этом, тоже запрещены. Запрещены инвестиции в табачные компании, компании, которые производят алкоголь, которые занимаются свиноводством, в банковские и страховые компании.

Некоторые эксперты к Харамным причисляют также компании, занимающиеся разрешенной деятельностью, но которые имеют процентные счета в банках или берут кредиты. Но, учитывая, что большинство компаний берут кредиты на развитие, найти "чистую" компанию очень сложно. Однако, как я уже говорил, четкого разделения в таком случае нет, и вы должны сами принять решение - является ли инвестирование в компанию из разрешенной сферы деятельности, учитывая заемные средства. Многие исламские инвесторы принимают решение в зависимости от доли заемных средств - до какого-то порога инвестировать можно, после его превышения уже нет.

К Харамной деятельности относятся: азартные игры, алкоголь, банки, оружие. оборона, табак, свиные продукты, развлечения (в том числе кинотеатры, музыка, радио), компании с высокой долей заемных средств.

Халяль.

К Халяльным компаниям относятся все остальные, которые не занимаются запрещенной деятельностью и получают доход от нефинансовой деятельности.

Среди них - машиностроительные компании (не военные), металлургические, нефтегазовые, добывающие, обрабатывающие, пищевые (не связанные с мясом), и так далее. Если вам предстоит выбор компании, внимательно изучите её деятельность и её продукции, чтобы не купить акции запрещенных компаний.

Если вы инвестируете в ETF - фонд, собирающий широкий круг акций, вы можете тем самым нарушить запрет, так как в фондах есть и "Харамные" акции.

Специально для приверженцев ислама разработали фонды и индексы по законам Шариата - без запрещенной деятельности. Ищите в названиях упоминание об этом. Вот примеры:

Мусульманам инвестиции разрешены в определенный круг ценных бумаг, за исключением облигаций и некоторых акций. Инвестируйте правильно и не забывайте диверсифицироваться.

Если вы приверженец Ислама, расскажите в комментариях, каких правил придерживаетесь вы в инвестициях. Отходите ли от канонов или строго их придерживаетесь?

Также подпишитесь на мой канал в Телеграме , там еще больше полезного.

Процедура принятия Ислама не сложна. Главное условие — вера в Единого и Единственного Господа и подтверждение пророческой миссии заключительного Божьего посланника Мухаммада.

Процедура принятия состоит в проговаривании шахады.

Шаха́да — первое и важнейшее положение исламского символа веры, выражаемое формулой Единобожия “Ля иляхэ иллял-лах, мухаммадун расулюл-лах” (“Нет бога, кроме Единого Господа, Мухаммад — Его посланник”) и содержащее два первых догмата Ислама[1]. Во многих государствах мира практикуется торжественное оглашение шахады новым мусульманином или мусульманкой перед верующими местного прихода, общины. У нас в России подобное отсутствует. Рациональнее – пригласить в гости или посетить своих близких друзей, разделяющих ваши жизненные взгляды, и проговорить перед ними осознанно слова монотеистического свидетельства (шахады). Обычно слова шахады проговаривают на арабском языке, на языке последнего Писания, что можно назвать своеобразным ритуалом. Формула Единобожия должна быть сказана человеком осознанно и реализоваться в его повседневной жизни: совершение обязательного в меру сил и возможностей, а также сторонение всего явно запретного (например, употребления наркотиков и спиртных напитков, совершения прелюбодеяний, воровства или насилия).

Проговаривается шахада один раз:

Нужны ли свидетели?

В проговаривании шахады (свидетельства Единобожия) нет такого условия, как наличие при этом свидетелей. Любой человек может проговорить шахаду и стать мусульманином (мусульманкой) без присутствия свидетелей из числа людей.

Главное — намерение, убежденность в правильности смысла проговариваемого и само проговаривание. Свидетели при этом не обязательны, как и не обязательны они при совершении очередной молитвы-намаза или при соблюдении поста. Религиозная практика — это метафизический процесс между индивидуумом и Богом.

Если же для торжественности и осведомленности представителей местной общины человек желает проговорить шахаду в присутствии других людей, то такое возможно и практикуемо (достаточным будет наличие двух свидетелей-мусульман, будь то из числа мужчин или женщин, имеющих право голоса). Это создает дружескую братскую атмосферу между незнакомыми ранее людьми, а также является, например, определяющим то, в соответствии с какими традициями следует хоронить в случае неожиданной смерти, когда возникнут разногласия относительно принадлежности покойного к той или иной религии.

К религиозности и утвердившейся правильности нужно идти шаг за шагом. Резкие, необдуманные действия и решения часто приводят к ошибкам и заблуждениям. С надеждой на милость Всевышнего полезно добрыми делами укреплять свою богобоязненность, стараясь строго соблюдать нормы общечеловеческой морали и основной части религиозной практики. Рост личности как в интеллектуальном плане, так и в духовном происходит на протяжении всей мирской жизни. Всякому человеку свойственно периодически меняться, главное, чтобы амплитуда изменений не доходила до критического максимума: необдуманные поступки, разрушение отношений, крайности в поведении, работе и отношении к жизни. Стремясь к большему и лучшему посредством социальной активности, духовности и обязательности пред Богом, человек помогает лишь самому себе, даже если пользу от этого получают миллионы других.

Канонические аспекты

1. Проговорив осмысленно на всех уровнях души и разума слова шахады, человек тем самым причисляется к верующим и возлагает на себя обязательства соблюдать (с учетом реалий и возможностей) постулаты религиозной практики.

3. Став мусульманином, человек пишет духовно-нравственную сторону своей жизни с чистого листа; совершенные до этого ошибки аннулируются, за исключением нанесенных другим обид и вреда, что компенсируется только через урегулирование отношений с ними.

4. Человек не может принимать веру в состоянии опьянения, помутнения рассудка.

5. Нет канонической необходимости в смене имени, но и взять новое имя тоже никак не порицается. Любое имя, имеющее положительное значение, является мусульманским.

6. Циркумзиция желательна, но обязательности в этом нет. Мужчина с необрезанной крайней плотью является полноценным относительно его веры и религиозной практики[2]. Его посты, намазы и хадж принимаются так же, как и у человека с обрезанной крайней плотью. Все запреты и сомнения на этот счет выдуманы.

Вопросы и ответы по теме

С чего можно начать изучать Ислам после его принятия?

Становясь религиозно практикующим, нужно ли менять свое имя, когда оно не является арабским?

К какому бы языку имя ни относилось, нет канонической необходимости его менять, кроме как в том случае, если оно несет явно агрессивное, плохое, отрицательное значение. Мусульманским считается любое имя на любом языке, имеющее положительное значение.

Правда ли, что в Исламе можно найти ответы на все вопросы?

На многие — можно, как и на все. Все зависит от отвечающего и его умения мыслить и анализировать.

Как человеку, недавно принявшему Ислам, определить, к какому течению примкнуть, ведь каждое утверждает, что оно истинное и правдивое?

Каких авторов лучше всего читать: арабских, турецких или. Какой перевод Корана более точный?

Каждый автор имеет своего читателя. В большинстве случаев всякий автор пишет книгу, обращаясь к своему народу и говоря именно на языке местного менталитета. Поэтому читайте того, который близок вам по духу и миропониманию. Перевод могу порекомендовать только свой, так как лишь он на данный момент является богословским переводом смыслов Священного Корана на русский язык. Он есть на этом сайте и в виде книги в печатном, аудио и электронном форматах.

Религия — это единственный путь к Богу или есть другие?

За всю историю человечества из числа людей было избрано Богом более ста тысяч пророков и посланников, о чем оповестил нас заключительный и последний из них. Именно они и очерчивали возможные и наиболее краткие пути к Господу миров.

Мы с сестрой решили начать читать намаз. Мы всю жизнь верим в Аллаха, но нам сказали, что прежде, чем начать, нужно произнести особое выражение принятия Ислама. Не могли бы вы разъяснить, как и с чего нам начать? Элина, 22 года.

Моя близкая подруга-христианка очень хочет принять Ислам. Она сама пришла к этому, я тоже ее поддерживаю в выборе. Она боится, что мама узнает и будет против. Что ей делать? Обязательно ли надо говорить родителям и к кому можно обратиться, чтобы с ней пообщались и она произнесла шахаду? Омар.

На начальном этапе, когда еще мало что сформулировано для самого себя, заявлять об этом другим людям, даже близким, не следует. Это может показаться вызовом и создаст конфронтацию. К сожалению, в сознание общества въелось много негативных стереотипов об Исламе. Самосовершенствование (успехи в учебе, работе, распорядок дня, порядочное окружение, здоровый цвет лица) вашей подруги даст понять ее маме, что причин для беспокойств нет.

Мой отец — мусульманин, а мать — православная. Когда я родилась, мулла прочитал мне на ухо азан, а через несколько дней мама отвела меня в церковь и крестила. Могу ли я принять Ислам и считаться мусульманкой? Ведь говорят, что, однажды поменяв веру, ты уже не сможешь вернуться в Ислам. Но ведь мне поменяли веру не по моей воле. Я считаю себя мусульманкой, но все же меня очень волнует этот вопрос. Как мне лучше поступить? Снова пойти в мечеть и принять Ислам? Алия.

Выбор за вами. Вы становитесь мусульманкой, когда соглашаетесь с шестью столпами веры, пятью столпами религиозной практики и произносите свидетельство Единобожия.

Я — православная христианка, крещеная именем Ольга. Мне 21 год. Мои родители русские. Я студентка. Этот год был очень тяжелым для меня. Умерла моя бабушка, которая была для меня самым близким человеком! Она была глубоко верующей. С самого детства я ходила с ней в церковь, учила молитвы, знала святых. Бабушка пела в церковном хоре. Она всегда рассказывала мне о Боге, пыталась научить меня жить по-христиански. Я верила и боялась Бога. После смерти бабушки я улетела в Америку. Находилась там 2 месяца, посещала православную церковь в Лос-Анджелесе. В Штатах у меня одно время были большие трудности, и я ходила в церковь, рыдала, убивалась, просила Господа помочь мне. Он и вправду помогал. Потом мне пришлось вернуться в Россию. В России со мной случилась еще одна большая неприятность. И вот в тот момент как будто что-то оборвалось во мне… Мне страшно это говорить, но я обижена на Бога. Мне стало чуждо и непонятно поведение христиан: они угрюмы, постоянно плачутся, они готовы страдать и вообще весь смысл своей жизни видят в страдании. С тех пор я стала задумываться об Исламе. Конечно, при жизни бабушки мне даже страшно было думать об этом. Смена вероисповедания с точки зрения любой конфессии — великий грех. Но сейчас я все больше убеждаюсь в том, что хочу сменить веру. И ближе всего мне Ислам. Я пока не приняла решения и до сих пор колеблюсь, но это вопрос времени. Я вам пишу не для того, чтобы вы меня отговаривали или советовали. Я только хочу услышать ваше мнение. Ольга.

Моя невеста собирается принимать Ислам. Обязательно ли ей брать мусульманское имя? Если да, то и в паспорте это тоже должно быть отражено? Аман.

Нет канонической необходимости менять имя. Она может спокойно остаться при своем.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Всего в Исламе шесть главных постулатов веры.

[2] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 192, 195, 196.

Читайте также: