Могут ли субъекты рф устанавливать дополнительные пенсии не предусмотренные федеральным законом

Обновлено: 02.05.2024

В данной статье вы узнаете, чем такая выплата отличается от страховой, кто имеет на нее право, что сделать для ее оформления и получения.

Содержание:

Социальная пенсия

Социальная пенсия – это пособие, выделяемое из госбюджета для определенных ФЗ №166 категорий граждан.

Этот вид государственного пособия выплачивается тем гражданам РФ, которые достигли пенсионного возраста, но не имеют достаточного стажа для назначения трудовой пенсии, а также инвалидам, лицам после потери кормильца, детям, родители которых неизвестны.

Индексация социальной пенсии в 2021 году

На размер социальной пенсии влияет размер прожиточного минимума. Как правило, индексация наступает 1 апреля каждого года. Для 2021 года размер индексации будет равен 3,4%. Таким образом, сумма выплат увеличится с 9724 до 10058 рублей.

Виды социальной пенсии

Эта выплата назначается в соответствии со ст. 11 ФЗ № 166. Предусмотрено несколько вариантов развития событий, относительно которых начисляются пособия:

  • По старости. Пенсионные выплаты предусмотрены для женщин старше 63 лет и мужчин от 67 лет. Население Крайнего Севера может рассчитывать на них по достижении 47 и 52 лет соответственно. При этом официальный рабочий стаж должен быть не менее 11 лет, а индивидуальный пенсионный коэффициент – составлять минимум 18,6 баллов.

Стоит обратить внимание, что к 2024 году планируется изменение этих данных до стажа 15 лет и 28,2 баллов ИПК. Если претендент соответствует только по возрасту, размер социального пенсионного платежа будет ниже трудового.

  • По инвалидности. Пенсия не зависит от возраста пенсионера и выплачивается в зависимости от группы инвалидности. Сюда же считают и региональный коэффициент.
  • По потере кормильца. Предусмотрена для граждан, не достигших 23-летнего возраста, которые потеряли обоих или одного из родителей, попечителей или опекунов. Если эти граждане студенты вуза, выплаты будут прекращены после прекращения ими учебы по любой причине. Менять само заведение при этом можно, не имеет значения, получает ли человек стипендию.

Кто может получить социальную пенсию

На социальную пенсию могут претендовать не только пенсионеры, имеющие на нее право по достижении определенного возраста, но и инвалиды вне зависимости от возрастной категории.

Лица, имеющие такой статус с детства, получают пособие независимо от степени инвалидности. Пособие предназначено для следующих категорий граждан, а также лиц без гражданства, проживающих на территории РФ более 15 лет:

Социальная пенсия не привязана к трудовой, поэтому в некоторых случаях закон предусматривает получение обоих типов пособий. Чаще всего она назначается вдове погибшего военного или родителям призывника, погибшего или получившего травмы во время несения военной службы.

Сумма выплат социальной пенсии

В 2021 году размеры этой выплаты следующие:

  • По возрасту – 5606,15 рублей.
  • По инвалидности III группы – 4765,27 рублей.
  • Инвалиды I и II группы – 11212,36 рублей.
  • По потере кормильца – 11212,36 рублей.
  • Инвалиды детства – 13454,64 рубля.
  • Для ветеранов ВОВ, получивших травмы во время военных действий, выплата составляет 32300–39800 рублей.

Может быть назначена доплата в том случае, если сумма меньше регионального ПМ или федерального. Для доплаты регионального уровня обращаются в органы социальной защиты, а федерального – в Пенсионный Фонд РФ.

На что стоит обратить внимание в 2021 году

Пенсионная реформа окончится в 2023 году, это означает, что и показатели выплат будут изменены. Пенсионное пособие по возрасту после 2023 года для мужчин будет назначаться с 70 лет, для женщин – с 65 лет, для проживающих на Крайнем Севере – с 55 и 50 лет соответственно.

Для населения Москвы продолжат действовать региональные надбавки, это значит, что размер их выплат будет выше, чем у остальных жителей страны. Расчет такой суммы происходит с учетом стандарта, установленного городом или регионом. Объем доплаты также будет определяться разницей между данными ГСС и реальной пенсией, получаемой на руки.

Минимальное пособие по достижению старости в столице на 2021 год составляет 20222 рублей. Если пенсионеры официально трудоустроены, но их зарплата ниже 20000, доплата составляет 17500 рублей.

Стоит обратить внимание и на то, что данный стандарт распространяется и на граждан, которые на законных основаниях проживают в Москве более 10 лет. Таким образом, общая сумма выплат не может быть ниже, чем установленный для города прожиточный минимум. На данный момент это 12126 рублей в месяц.

Сроки назначения социальной пенсии

Вид социальной пенсии не влияет на сроки выплаты пособия. Все они выплачивается в начале каждого месяца после того, как было оформлено право на их получение. Однако бессрочным является только пособие, выплачиваемому гражданину по старости.

Для инвалидов действуют определенные сроки, равные срокам до переосвидетельствования их статуса. Существуют и исключения, например, если гражданин с детства будет признан нетрудоспособным, тогда переосвидетельствование не требуется, и пенсия выплачивается ему пожизненно.

Социальная пенсия по потере кормильца имеет ограничения и не может быть бессрочной. Она выплачивается до тех пор, пока нетрудоспособный член семьи не достигнет 23-летнего возраста или не прекратит учебу в вузе.

Как происходит выплата социальной пенсии

Способ получения пособия граждане могут выбрать самостоятельно. Предлагается несколько вариантов получения выплаты, а также выбор среди нескольких организаций, которые будут заниматься выдачей пособия. Варианты:

Для этого придется регулярно ходить в почтовое отделение по назначенному сотрудниками почты графику. Возможен вариант, при котором почтальон будет приносить пособие домой, для этого все равно потребуется добраться до почтового отделения, чтобы написать там заявление о том, что вы хотите получать пособие на дом.

Стоит отметить, что если за 6 месяцев пенсионер ни разу не получал деньги и заявления не писал, то выплаты будут прекращены до того момента, как он напишет заявление на получение.

Это удобный и весьма практичный способ. Пенсия будет приходить на карту любого банка, с которым вы заключите договор, однако есть одно условие – должна работать платежная система МИР.

Поступление денег будет осуществляться в день выделения из бюджета, а это значит, что пенсионер не столкнется с очередями, задержками, ожиданием почтальона и т.д. Деньги можно снять с карты согласно тарифу вашего банка или оплачивать карточкой безналично.

Не все пенсионеры хотят или умеют пользоваться пластиковыми картами, но по каким-то причинам им проще пойти в отделение банка, чем почты, например, если оно ближе. Вы можете получить деньги в кассе банка, в котором у вас открыт счет.

  • Организации, способные организовать доставку социальной пенсии.

Чаще всего ими являются органы социальной защиты населения. Существуют и иные структуры, наделенные такими полномочиями. Какие из них действуют в вашем населенном пункте, вы можете узнать в территориальном органе Пенсионного Фонда РФ.

Определить вариант получения вы можете самостоятельно. Для этого потребуется написать заявление в ПФР, сделать это можно как на физическом носителе (почтой), так и на электронном, отправив письмо на электронный адрес организации. В письме нужно указать выбранный вариант доставки. Для заявления на почту Пенсионный Фонд выдает соответствующий бланк.

Для детей действует особый порядок государственных выплат. Если лицо не достигло 14-летнего возраста, доставка выплат будет осуществляться либо на имя несовершеннолетнего, либо на его попечителя на выбор.

После того как ребенку исполнится 14 лет, он сможет сам получить пособие. Предусмотрены те же способы, что уже были указаны выше. Использовать средства можно на свое усмотрение, отчет в органы опеки не требуется.

Документы на социальную пенсию

Чтобы начать получать социальную пенсию, следует оформить право на нее. Для этого потребуются следующие документы:

  • Заявление в Пенсионный Фонд России в форме, определенной самой организацией, бланк можно получить в ПФР. В заявлении нужно не только изъявить свое желание, но и оставить полные данные о себе или лице, которое находится у вас на попечении и имеет право на получение пособия,
  • СНИЛС,
  • Паспорт для гражданина РФ. Если лицо не является гражданином страны, оно может подать вид на жительство и паспорт своей страны,
  • Документы, согласно которым ваше право на получение выплат легально,
  • Свидетельство о рождении,
  • Для инвалидов: выписка из акта освидетельствования, признающего его инвалидом, а также указание группы инвалидности.

Как оформить социальную пенсию

Однако стоит обратить внимание на то, что второй способ работает не всегда, а только в том случае, если у организаций есть соглашение о взаимном обмене данными. Узнать это вы можете в своем отделении Пенсионного Фонда или МФЦ.

Обычно заявление предоставляет лично гражданин, заинтересованный в получении пенсии, однако если это ребенок, за него это могут сделать родители или опекуны. Оформить пособие на взрослого может его работодатель.

К примеру, социальную пенсию могут получать граждане, которые относятся к малочисленным народам Севера. Женщины могут оформить такое пособие в 50 лет, мужчины — в 55. Однако одно из условий для оформления этого вида выплат — это факт постоянного проживания в подпадающих под эту категорию районах Севера. Также они должны доказать факт своей нетрудоспособности.

Как получать социальные выплаты без постоянной прописки?

Законодатели позаботились о таких гражданах. Государственные выплаты в виде социальной пенсии могут выплачиваться по месту, где заявители фактически проживают.

Нет необходимости в личном посещении МФЦ или Пенсионного Фонда, оформить документы можно и дистанционно. Для этого потребуется зарегистрировать личный кабинет на сайте Госуслуг или ПФР. Заявление система принимает только от авторизованного пользователя.

Обратите внимание: срок рассмотрения письма организацией занимает 10 календарных дней с момента его получения. Это время необходимо для того, чтобы сотрудники Пенсионного Фонда могли осуществить проверку данных, поданных гражданином.

Пенсионный Фонд может отказать в заявке, это может быть связано со следующими причинами:

  • В заявке указаны не все сведения или она заполнена неправильно.
  • Иные причины, например, отсутствие права на получение пособия.

Вне зависимости от того, по какой причине последовал отказ, организация отправит заявителю ответ, где все причины будут изложены в письменной форме. Получить ответ можно будет на почте.

Дата исчисления, когда было подано обращение, зависит от того в какой форме была подана заявка:

  • Если заявитель лично пришел в Пенсионный Фонд или МФЦ, за него это сделал его работодатель или официальный представитель, то отчет 10 дней начинается с момента принятия документа организацией.
  • Если заявка была отправлена почтой, то днем обращения будет считаться день, указанный на почтовом штемпеле, то есть когда письмо было отправлено, а не получено. Однако Пенсионный Фонд может получить письмо и с заметным опозданием при отправлении почтой, вам придется ждать, как правило, более 10 дней.
  • Если использовался единый портал Госуслуг или официальный сайт самого ПФР, то исходной датой будет считаться дата отправки документа.

После того как будет получен ответ, заявителю дается три месяца, за это время он должен представить Пенсионному Фонду все необходимые справки и дополнительные документы, которые будут затребованы.

Чем социальная пенсия отличается от страховой?

Прежде всего эти два типа выплат отличаются источником финансирования.

Страховая выделяется из страховых взносов, которые делают работодателями за сотрудника, а социальная выделяется из государственного бюджета. Вторая разновидность предусмотрена для нетрудоспособных граждан, которые не могут получать страховую пенсию, например, не достигли возраста старости.

Эти два отличия являются основными, однако не единственными. Большая разница также заключается и в самих получателях, если для получения страховой пенсии достаточно официально поработать определенное законом время и достичь определенного ФЗ №166 возраста, то для социальной получатель должен соответствовать следующим требованиям:

  • Иметь официальное признание нетрудоспособности.
  • Официально проживать на территории РФ не менее 15 лет.
  • Права на страховую пенсию при этом быть не должно.

Государственное пособие может быть назначено в следующих случаях:

  • по старости;
  • получение инвалидности;
  • инвалидам детства;
  • по потере кормильца несовершеннолетним или студентам.

Могут назначаться разные сроки выплат социальной пенсии, они зависят от основания, на котором она назначается. Таким образом:

  • Социальная пенсия по старости сроков не имеет и выплачивается, пока пенсионер не устроится на работу. Если у пенсионера появится официальная работа, он сможет рассчитывать на страховую пенсию, поэтому социальной лишится.
  • Пособие по потере кормильца выплачивается до 18 лет ребенку, потерявшему одного или обоих родителей. Если такой пенсионер учится на очном отделении вуза, выплаты продолжаются до тех пор, пока он не окончит заведение или не будет отчислен. Кроме этого, выплата прекращается по достижении студентом 23-летнего возраста.
  • По инвалидности социальная пенсия может быть как срочной, так и бессрочной, это зависит от того, должен ли инвалид проходить переосвидетельствование. Срок такой пенсии равен сроку действия свидетельства. Для инвалидов детства выплаты бессрочны.

Страховая же пенсия бессрочная и привязана только к возрасту пенсионера и его коэффициенту ИПК.

Анна Хмылова

В России три основных вида пенсии — страховая, накопительная и государственная. Про страховую и накопительную мы не раз писали. А кто получает государственную пенсию и чем она отличается от остальных?

Пенсия по государственному обеспечению — это ежемесячная государственная денежная выплата, компенсирующая утраченный заработок определенным категориям граждан России. Как и страховая пенсия, пенсия по государственному пенсионному обеспечению назначается по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца. Но дополнительно предусмотрена также государственная пенсия за выслугу лет. Она назначается летчикам и космонавтам, военным, пожарным, чиновникам.

Кто получает государственную пенсию

Специальные выплаты от государства получают федеральные госслужащие, космонавты и летчики-испытатели, граждане, пострадавшие на военной службе, в техногенных и радиационных катастрофах — или их семьи. Участники Великой отечественной войны. А еще те, кто является нетрудоспособным и остается без средств к существованию. Например, не накопил на страховую пенсию. Такой род выплат называется социальной пенсией.

В России, по данным Пенсионного фонда России, пенсии по государственному обеспечению получают 3,9 млн человек. Из них 3,2 млн человек являются получателями социальных пенсий, большая часть которых выплачивается по инвалидности. Государственные пенсии индексируются ежегодно 1 апреля, в 2021 году индексация составила 3,4%.

Пенсия для космонавтов и летчиков

Профессия космонавта перестала быть такой популярной среди нынешнего подрастающего поколения. Нет уже того романтического флера, который был в годы прошлого века. Между тем, люди, которые занимаются экстремальными видами деятельности и приносят пользу человечеству, имеют право на повышенную пенсию и дополнительные выплаты после окончания трудовой деятельности. Речь идет не только о космонавтах, но и о летчиках-испытателях. Им платится пенсия за выслугу лет. Для ее получения летчики и космонавты должны проработать 20 лет (женщины) и 25 лет (мужчины). Пенсия также назначается по инвалидности и по случаю потери кормильца — членам семей, а именно — детям, родителям и супругу (или супруге). Причем тут речь идет не только о космонавтах и летчиках, но и о кандидатах на эти должности — они могут получить инвалидность или погибнуть во время учебы.

По данным Росстата на 1 января 2016 года (более свежих данных Росстат по этой профессии не публикует), пенсия космонавта составляла 446 тыс. руб.

А еще космонавтам и летчикам-испытателям может устанавливаться не только государственная пенсия за выслугу лет, но и страховая пенсия по старости, за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии. Конечно, при наличии условий для ее назначения.

Военная пенсия

Для военнослужащих, за исключением проходивших службу по призыву, пенсия назначается в порядке, предусмотренном специальным законом. Они имеют право на выплаты за выслугу — через двадцать лет после начала службы по контракту. Так, военный, начавший служить по контракту в двадцать лет, в сорок уже может начать получать государственную пенсию.

Также пенсия может быть назначена военным по инвалидности, если они приобрели ее на службе. Их семьи получают пенсию в случае смерти кормильца, причем как проходящего службу, так и уже пенсионера.

Военные пенсионеры получают пенсию из федерального бюджета по линии силовых ведомств — например, от министерства обороны. Но если после выхода на пенсию военный пойдет работать в должности, не относящейся к военной службе, — например, в частное охранное предприятие — то работодатель будет отчислять за него страховые взносы в систему обязательного пенсионного страхования в ПФР. И тогда при определенных условиях военный может получить вторую пенсию.

Вторая пенсия военнослужащим назначается, если они:

  • достигли общеустановленного пенсионного возраста — 60 лет для женщин и 65 для мужчин к 2024 году с учетом переходного периода;
  • набрали определенный стаж на гражданке — 15 лет к 2024 году;
  • набрали пенсионные коэффициенты — 30 к 2025 году;
  • получают военную пенсию.

Пенсия для чиновников

Еще госпенсию за выслугу лет назначают федеральным государственным служащим. Право на нее имеют те чиновники, которые отработали определенное количество лет — этот показатель с 2017 года увеличивается поэтапно с 15 лет 6 месяцев в 2017 году до 20 лет в 2026 году.

Для госслужащих повышение пенсионного возраста началось в 2017 году. Оно тоже поэтапное, как и для всей России. Мужчины-госслужащие к 2028 году будут выходить на пенсию в 65 лет, женщины с 2034 года — в 63 года.

Государственная пенсия по старости

Государственная пенсия по старости назначается гражданам, которые пострадали в результате радиационных или техногенных катастроф. Для них установлен специальный пенсионный возраст. Условия для ее получения зависят от статуса подвергшихся радиационному воздействию и от характера выполнявшихся ими работ, от времени, места и продолжительности проживания на подвергшихся радиационному загрязнению территориях, а также от установления причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями таких катастроф.

Те граждане, которые ликвидировали последствия катастрофы на Чернобыльской АЭС в могут выйти на пенсию уже в 45 лет (женщины) и 50 лет (мужчины). А для тех, кто делал это двумя годами позже, пенсионный возраст начинается с 50 и 55 лет соответственно. Максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости — 10 лет.

Кстати, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф россияне могут выбрать, какую именно пенсию они хотят получать — вот эту самую государственную или обычную страховую, на которую они тоже имеют право при выполнении определенных требований — стажа (он постепенно увеличивается, в 2020 году был 11 лет, к 2025 году составит 15 лет) и наличия определенного числа индивидуальных пенсионных коэффициентов (2020 год — 18,6 коэффициентов, к 2025 году — 30). Дело в том, что страховая пенсия может быть больше государственной, которая максимум составит 250% от размера социальной пенсии. Социальная пенсия по старости в 2021 году равняется 5796,76 руб.

Государственная пенсия по инвалидности

При этом граждане могут продолжать зарабатывать деньги — факт оплачиваемой трудовой деятельности на выплату государственной пенсии по инвалидности не влияет. Участники ВОВ, награжденные перечисленными выше знаками граждане и те, кто получил военную травму, могут также рассчитывать на вторую страховую пенсию.

Выплаты участникам Великой Отечественной войны, которые получают одновременно страховую пенсию и пенсию по государственному обеспечению, в 2021 году в среднем составляют 42 тыс. рублей.

Социальная пенсия

Социальная пенсия предназначена для нетрудоспособных граждан. Это инвалиды, дети без родителей, малочисленные народы Севера в возрасте и 50 и 55 лет (женщины и мужчины соответственно), а также те, кто не заработал нужное число пенсионных коэффициентов и стажа для получения страховой пенсии.

Если гражданин России не заработал определенное число баллов и коэффициентов, то он не сможет получить страховую пенсию по старости. В этом случае — и если он нигде не работает — по достижении 65 и 70 лет (женщины и мужчины соответственно) он начнет получать социальную пенсию.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Кретова Л.В. на решение Орловского областного суда от 18 мая 2018 года, которым отказано в удовлетворении его административного иска об оспаривании решения Урицкого районного Совета народных депутатов Орловской области от 15 июня 2017 года N 60/11-5РС "О внесении изменений и дополнений в положение "О гарантиях осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления Урицкого района (глава Урицкого района)".

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., а также заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

решением Урицкого районного Совета народных депутатов Орловской области от 11 июля 2008 года N 61-ГР утверждено Положение о гарантиях осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления Урицкого района (глава Урицкого района).

15 июня 2017 года Урицким районным Советом народных депутатов Орловской области принято решение N 60/11-5РС "О внесении изменений и дополнений в положение "О гарантиях осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления Урицкого района (глава Урицкого района)", подпунктами 1.1 - 1.3 пункта 1 которого абзацы второй, третий и пятый раздела 10 названного Положения изложены в новой редакции.

Согласно указанным нормам доплата к пенсии устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (подпункт 1.1 пункта 1).

Доплата к пенсии назначается в размере 15 процентов ежемесячного денежного содержания главы администрации района за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", и не может быть ниже 1500 рублей (подпункт 1.2 пункта 1).

Порядок обращения за доплатой к страховой пенсии определяется в соответствии с порядком назначения, перерасчета, выплаты и доставки к пенсии за выслугу лет муниципальным служащим Урицкого района Орловской области (подпункт 1.3 пункта 1).

Согласно пункт 3 решения Урицкого районного Совета народных депутатов Орловской области от 15 июня 2017 года N 60/11-5РС данное решение распространяет свое действие на правоотношения, возникшие до вступления в силу этого решения.

Кретов Л.В. обратился в Орловский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим подпункта 1.2 пункта 1 и пункта 3 решения Урицкого районного Совета народных депутатов Орловской области от 15 июня 2017 года N 60/11-5РС "О внесении изменений и дополнений в положение "О гарантиях осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления Урицкого района (глава Урицкого района)", изменяющих ранее установленный порядок расчета доплаты к пенсии и устанавливающих доплату к пенсии в фиксированном минимальном размере.

В обоснование своих требований заявитель ссылался на то, что как занимавший должность главы Урицкого района до 19 марта 2007 года с 1 февраля 2016 года являлся получателем ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости в размере 75 процентов среднемесячного заработка главы администрации района за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости, установленной в соответствии с федеральных законодательством о трудовых пенсиях. По состоянию на 1 января 2017 года размер данной доплаты составлял 49294,51 рубля, а в связи с принятием оспариваемого решения с 1 июля 2017 года размер указанной доплаты уменьшился до 1500 рублей.

Решением Орловского областного суда от 18 мая 2018 года в удовлетворении административного иска отказано.

В апелляционной жалобе Кретов Л.В. просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении административного иска.

Как утверждает заявитель, пенсионное обеспечение за выслугу лет муниципальному служащему гарантировано пунктом 12 части 1 статьи 11, пунктом 5 части 1 статьи 23, частями 1 и 2 статьи 24 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", а также пунктами 2 и 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". По мнению заявителя, оспариваемое решение противоречит данным нормам.

Против удовлетворения апелляционной жалобы прокурором, участвующим в административном деле, представлены письменные возражения.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации оснований для отмены решения суда не установила и считает его правильным.

Социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, согласно пунктам "ж" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Пунктом 12 части 1 статьи 11 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрено, что муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральный законодатель, предусматривая соотносительность основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу Российской Федерации, взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации (пункт 6 статьи 5 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации") и гарантируя в связи с этим муниципальному служащему право на пенсионное обеспечение, в том числе право на пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 12 части 1 статьи 11, пункт 5 части 1 статьи 23 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации"), одновременно относит определение условий и порядка пенсионного обеспечения за выслугу лет к компетенции органов местного самоуправления.

Условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим (пункт 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"), размер государственной пенсии муниципального служащего (часть 2 статьи 24 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации"), дополнительные гарантии муниципальным служащим (часть 3 статьи 23 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации") обеспечиваются за счет средств местных бюджетов на основании законов, иных нормативных актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления.

При этом государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации, муниципальные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", при наличии стажа государственной гражданской службы, стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которых для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к Федеральному закону "О страховых пенсиях".

Частью 6 статьи 2 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.

При рассмотрении вопроса о природе пенсии за выслугу лет или ежемесячной доплаты к пенсии государственным служащим субъектов Российской Федерации и о допустимости уменьшения субъектами Российской Федерации размера такого рода выплат, Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что предоставляемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации пенсии за выслугу лет (доплаты к пенсии) - при наличии у государственного служащего определенного стажа государственной службы (выслуги лет) - являются дополнительным, помимо назначаемой на общих основаниях пенсии, обеспечением бывших государственных служащих субъектов Российской Федерации, в силу чего при изменении правил исчисления таких дополнительных выплат и их размера, право на получение пенсии в установленных законом случаях не нарушается.

Из изложенного следует, что органы местного самоуправления вправе не только вводить, но и изменять порядок и условия предоставления за счет средств местного бюджета, лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы, пенсии за выслугу лет, установленной к страховой пенсии, в том числе корректировать правила назначения пенсии за выслугу лет и ее расчета.

Особенности организации муниципальной службы в Орловской области и правовое положение муниципальных служащих Орловской области урегулированы Законом Орловской области от 19 января 2008 года N 736-ОЗ "О муниципальной службе в Орловской области".

Согласно пункту 12 части 1 статьи 10 данного закона Орловской области муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим законом.

Частями 1 - 3 статьи 23 этого же закона Орловской области предусмотрено, что в области пенсионного обеспечения в соответствии с Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации" на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и Законом Орловской области от 4 июня 2012 года N 1350-ОЗ "О регулировании отдельных правоотношений в сфере государственной гражданской службы Орловской области".

Определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом Орловской области соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Орловской области. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего Орловской области по соответствующей должности государственной гражданской службы Орловской области.

Условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств органов местного самоуправления определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона Орловской области от 4 июля 2013 года N 1499-ОЗ "О гарантиях осуществления полномочий депутата, выборного должностного лица местного самоуправления в Орловской области" депутату, выборному должностному лицу, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, предоставляются пенсионное обеспечение, обязательное медицинское страхование, обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Депутату, выборному должностному лицу, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, уставом муниципального образования может устанавливаться ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Размер, порядок и условия назначения ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) указанным в настоящей части лицам устанавливаются нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.

В соответствии с частью 20 статьи 32 Устава Урицкого района Орловской области Урицкий районный Совет народных депутатов реализовал полномочия самостоятельно устанавливать порядок предоставления видов социальных гарантий, избрав в качестве гарантии доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности) главе района, что не может рассматриваться как нарушающее право на пенсионное обеспечение и ухудшающее положение административного истца.

Положение о гарантиях осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления Урицкого района (глава Урицкого района), утвержденное решением Урицкого районного Совета народных депутатов Орловской области от 11 июля 2008 года N 61-ГР (в ранее действовавшей редакции) в пункте 6 предусматривало право выборного должностного лица местного самоуправления в связи с выходом на пенсию на ежемесячную доплату к государственной пенсии, которая назначалась и выплачивалась в размере и на условиях, включая условия о стаже, установленных нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления.

Решением Урицкого районного Совета народных депутатов от 17 февраля 2011 года N 204-ГР пункт 6 названного Положения изложен в новой редакции, согласно которой доплата к пенсии назначается в размере 75 процентов среднемесячного заработка главы администрации района за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости (инвалидности), установленной федеральным законодательством о трудовых пенсиях.

Содержание Положения о гарантиях осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления Урицкого района (глава Урицкого района), утвержденного решением Урицкого районного Совета народных депутатов от 11 июля 2008 года N 61-ГР, в редакции решения Урицкого районного Совета народных депутатов Орловской области от 15 июня 2017 года N 60/11-5РС, отдельные положения которого оспариваются административным истцом, позволяет сделать вывод, что установление, выплаты и перерасчет доплаты к пенсии лицу, исполнявшему обязанности выборного должностного лица местного самоуправления в Урицком районе Орловской области, не являются произвольными и производятся в соответствии с действующим законодательством с учетом социально-экономического положения и возможностей бюджета муниципального района; предельный индекс при определении размера доплаты к пенсии установлен с учетом бюджетных возможностей.

Поскольку указанные объективные критерии установления, выплаты и перерасчета доплаты к пенсии выборному должностному лицу местного самоуправления Урицкого района согласуются с правовой природой дополнительного материального обеспечения, реализуемого в рамках пенсионных отношений, предполагающих предоставление денежных выплат в целях компенсации утраченного заработка (дохода) в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости (достижения определенного возраста) или инвалидности, они не могут рассматриваться как противоречащие требованиям Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", Закона Орловской области "О муниципальной службе в Орловской области", Закона Орловской области "О регулировании отдельных правоотношений в сфере государственной гражданской службы Орловской области" и Закона Орловской области "О гарантиях осуществления полномочий депутата, выборного должностного лица местного самоуправления в Орловской области".

Обоснованными являются и суждения суда первой инстанции относительно того, что принятие оспариваемого решения обусловлено тем, что муниципалитет в силу состояния районного бюджета был вынужден прибегнуть к уменьшению своих расходных обязательств, так как на протяжении ряда лет увеличился как дефицит бюджета, так и кредиторская задолженность, в целом бюджет района является дотационным (собственные доходы составляют 30 процентов; 70 процентов поступает из бюджета Орловской области).

Действия муниципальных властей района направлены на минимизацию расходов; помимо принятия оспариваемого нормативного правового акта, имели место сокращение численности аппарата управления района и работников муниципальных учреждений, реорганизация предприятий, сокращение рабочего времени.

Оспариваемый пункт 3 решения, предусматривающий распространение действия решения на правоотношения, возникшие до его вступления в силу, не свидетельствует о нарушении прав административного истца, поскольку данные правоотношения носят длящийся характер, направлены на обеспечение равенства лиц, исполнявших обязанности выборного должностного лица местного самоуправления, независимо от момента назначения им указанной доплаты к пенсии.

Доводы апелляционной жалобы относительно нарушения процедуры принятия и опубликования оспариваемого решения, его подписания не уполномоченным лицом, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно признаны несостоятельными.

Отклоняя доводы административного истца, суд первой инстанции, проверив в соответствии с Уставом Урицкого района Орловской области, Регламентом Урицкого районного Совета народных депутатов полномочия органа на принятие нормативного правового акта и полномочия лица, его подписавшего, правила введения в действие, в том числе, и порядок опубликования, обоснованно пришел к выводу, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом, правомочным составом депутатов, подписано уполномоченным лицом, соблюден порядок опубликования.

В соответствии с частью 13 статьи 24 Устава Урицкого района Орловской области в случае отсутствия председателя районного Совета или невозможности выполнения им обязанностей его обязанности выполняет заместитель председателя районного Совета народных депутатов; согласно протоколу заседания Урицкого районного Совета народных депутатов Орловской области от 15 июня 2017 года в нем приняло участие 12 из 15 депутатов, при наличии кворума не менее 50 процентов; в соответствии с положениями статьи 52 Устава принятое решение опубликовано в течение 7 дней в районной газете "Новая жизнь" (опубликовано 16 июня 2017 года, N 24).

Таким образом, обжалуемое решение Орловского областного суда является законным и обоснованным. Оснований для отмены данного решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется, поскольку данные доводы основаны на неверном истолковании норм материального права, повторяют позицию административного истца в суде первой инстанции, проверялись судом и получили правильную оценку в решении.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

решение Орловского областного суда от 18 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кретова Л.В. - без удовлетворения.

Правительство всячески поддерживается участников боевых действий. Они могут рассчитывать на субсидии и социальные выплаты. Однако для получения государственной помощи необходимо оформить статус ветерана боевых действий. Попробуем разобраться, как это сделать, и какие выплаты полагаются военнослужащим.

  1. Правовое обоснование
  2. Кто может являться ветераном боевых действий
  3. В чем особенности ветеранского удостоверения
  4. Получение документации
  5. Льготы жителям Москвы и СПБ
  6. Региональные преференции ветеранам
  7. Льготные условия ветеранам боевых действий
    1. Улучшение жилищных условий
    2. Привилегии в коммунальной сфере
    3. Освобождение от имущественного налога
    4. Медицинские и санаторно-курортные услуги
    5. Транспортные льготы
    6. Военная пенсия
    7. Льготы работающим участникам боевых действий
    8. Привилегии для членов семьи

    Правовое обоснование

    Порядок получения статуса ветерана и виды выплат регламентируют следующие нормативные акты:

    ФЗ от 12.01.1995 №5-ФЗ. Закон охватывает разные категории участников боевых действий, порядок получения удостоверения и виды социальной защиты ветеранов.

    Постановление Минтруда от 11.10.2000 №69. Документ регулирует порядок и условия реализации прав на льготы для ветеранов.

    ПП РФ от 19.12.2003№ 763. Постановление утверждает форму удостоверения и порядок заполнения бланка.

    Приказ Минобороны от 29.09.2017 №595. Распоряжение утверждает порядок выдачи удостоверений ветеранам.

    Кто может являться ветераном боевых действий

    К ветеранам относятся следующие лица:



    Статья закона также содержит список стран и периодов ведения боевых действий с участием граждан России (ст.3 ФЗ №5-ФЗ).

    В чем особенности ветеранского удостоверения

    Удостоверение наделяет его владельца определенными правами. Например, на получение социальной помощи. Документ содержит данные о получателе и норму закона, на основании которой военнослужащий признан ВБД.



    Ветеранское удостоверение выдает специальная комиссия при Минобороны России. В случае утери документа ветерану также следует обращаться в этот орган.

    На заметку! Если владелец выявит ошибку в бланке, то ему придется получать новый документ. Старое удостоверение подлежит уничтожению.

    Получение документации

    Порядок получения удостоверения:

    Подача рапорта (заявления) в комиссию при Минобороны РФ (военнослужащие). Остальные граждане также могут обратиться в военный комиссариат по месту проживания. Адреса комиссий указаны в Приложении №1.

    Претенденту необходимо подготовить:

    доказательства участия в военных действиях;

    орденскую книжку (если есть).



    К заявлению нужно приложить копии вышеуказанных документов. Однако ветеран должен иметь при себе оригиналы.

    Срок рассмотрения заявления – 30 дней. В особых случаях его могут продлить еще на месяц (п.12 приказа Минобороны №595). О принятом решении претендента уведомят отдельно.

    Если комиссия откажет заявителю в выдаче удостоверения, то ему обязаны сообщить причину такого решения. Обычно выдается выдержка из заседания комиссии.

    Если решение комиссии будет положительным, то кадровый орган подготовит документ и выдаст его ветерану. Удостоверение должно содержать дату выдачи, подпись руководителя и печать государственного учреждения.

    Удостоверение регистрируется в книге учета и направляется в воинскую часть, военный комиссариат или выдается под расписку получателю.

    Если бланк документа пришел в негодность, то вместо него выдается дубликат. Повторная выдача удостоверения производится на основании документов, которые предоставлялись при получении оригинала. Старый бланк также нужно будет сдать.

    Льготы жителям Москвы и СПБ

    Жителям столицы полагаются следующие льготы:

    льготное протезирование зубов;

    возмещение расходов за телефон;

    бесплатные путевки на оздоровление;

    право на льготный проезд общественным транспортом;

    компенсация затрат на содержание квартиры и ЖКУ (50%);

    освобождение от уплаты транспортного налога на 1 машину (до 200 л.с).

    Региональные преференции ветеранам

    Льготы федерального значения действуют для ветеранов боевых действий во всех регионах. Сюда относится освобождение от уплаты земельного налога, государственной пошлины и получение имущественных вычетов.

    Что касается местных преференций, то они могут отличаться в зависимости от субъекта РФ. Например, в Ростовской области ветераны не платят транспортный налог на автомобили мощностью до 150 л. с. Граждане могут купить единый социальный проездной билет стоимостью 287 р. (ПП Ростовской области от 17.12.2020 №364). А также участвовать в программах субсидирования жилищных займов. Похожие льготы присутствуют в Краснодарском крае. Могут отличаться только суммы выплат или названия программ субсидирования.

    Льготные условия ветеранам боевых действий

    Ветераны имеют право на улучшение жилищных условий, освобождение от уплаты имущественно налога, санаторно-курортное лечение, транспортные льготы, военная пенсия. Ниже рассмотрим каждую привилегию по отдельности.



    Улучшение жилищных условий

    Ветераны боевых действий имеют приоритетное право на получение жилья. Порядок его предоставления зависит от того, когда человек встал на учет – до или после 01 января 2005 года.

    В качестве альтернативы предусмотрена возможность получения муниципального жилья во временное пользование по договору соцнайма согласно общей очереди (ст.23.2 ФЗ от 12.01.1995 №5-ФЗ). Основания для предоставления помещения по договору социального найма закреплены ст.51 ЖК РФ.

    Дополнительно ветеранам полагается приоритетная установка телефона в жилое помещение.

    Привилегии в коммунальной сфере

    Участникам боевых действий полагается возмещение затрат на содержание жилья – 50% от всех начислений. При этом закон не содержит ограничений по количеству членов семьи, проживающих в одном помещении с ветераном.

    Расчет субсидии зависит не только от суммы начислений за содержание жилья, но и от статуса пользователя квартиры. Например, возмещение взносов на капитальный ремонт многоквартирного дома предусмотрено только для владельцев помещений. Пользователи по договору найма не делают такие взносы, а значит, и возмещать им ничего не нужно.

    Освобождение от имущественного налога

    Ветеран освобождается от уплаты налога на имущество. Единственное условие – недвижимость не используется в предпринимательстве.

    Если налогоплательщик является собственников 2 или 3 объектов недвижимости, то от уплаты налога освобождается только один из них.

    Владельцы земли вправе уменьшить налогооблагаемую базу на сумму кадастровой стоимости 600 кв. м. (6 соток) участка. Кроме федеральных льгот, предусмотрены также местные налоговые послабления. Детальнее о размерах ставок по земельному налогу тут.

    Медицинские и санаторно-курортные услуги

    Ветераны вправе обслуживаться в тех учреждениях, к которым они были прикреплены в период службы. Прием военнослужащих осуществляется без очереди.

    Отдельно ветеранам полагается обеспечение протезами. Если человек купил протезно-ортопедическое изделие за свой счет, то ему выплачивают компенсацию в установленном размере. Порядок обеспечения ВБД протезами закреплен ПП РФ от 07.04.2008 №240.

    Субъекты РФ вправе устанавливать список бесплатных медикаментов или размер субсидий на покупку препаратов для ветеранов.

    Транспортные льготы

    Военная пенсия

    Этой категории граждан также делается ежемесячная выплата в размере 1699 р., инвалидам войны – 3 088 р. (ст.23.1 ФЗ от 12.01.1995 №5-ФЗ).

    Льготы работающим участникам боевых действий

    Работающим ветеранам полагается ежегодный неоплачиваемый отпуск сроком до 35 дней. Граждане могут выбирать время отдыха по своему усмотрению.

    Дополнительно работающие участники боевых действий могут проходить обучение в ВУЗах за счет работодателя.

    Работающие ветераны вправе получать налоговый вычет в размере 500 р. (письмо Минфина от 01.12.2020 №03-04-06/104820).

    Привилегии для членов семьи

    Льготы, которыми пользуется участник боевых действий, распространяются и на его семью. Воспользоваться преференциями может живой супруг и родители погибшего ветерана. А также нетрудоспособные лица, которые находились на его содержании и получают пенсию в связи с потерей кормильца (дети, братья).

    На заметку! Перечень льгот зависит от субъекта РФ, срока и места службы, наличия наград у ветерана.

    Поддержка вдовам ветеранов боевых действий

    Меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) ветеранов закреплены законом. Вдовам полагается:

    приоритет при вступлении в ЖСК;

    приоритетное право на покупку садовых земельных участков;

    право на получение медицинской помощи;

    компенсация затрат на содержание квартиры и оплату ЖКУ;

    доплата к пенсии.

    Вдовам ветеранов боевых действий также полагается помощь в случае кончины супруга. Оплата ритуальных услуг происходит за счет государства.

    Куда обращаться

    Выбор организации зависит от вида получаемой льготы (помощи). Например, для получения скидки на содержание жилья или оплату ЖКУ нужно обращаться в организацию, которая начисляет платежи.

    Для изготовления зубных протезов необходимо обратиться в стоматологическую поликлинику по месту регистрации.

    Оформление налоговых льгот производится на сайте ФНС. Необходимые действия выполняются через учетную запись налогоплательщика.

    Как правильно оформить льготы

    Как обжаловать отказ от боевых льгот

    Отказ в предоставлении субсидии и иной льготы можно в вышестоящем органе или в суде.

    Для подачи жалобы потребуется письменный отказ исполнительного органа власти и документы, подтверждающие право человека на льготу.

    На заметку! Обжаловать отказ комиссии Минобороны в выдаче удостоверения можно военной прокуратуре, Министерстве обороны РФ или в суде.



    Изменение в законе о ВБД в 2021 году

    Возможные проблемы и нюансы

    Одна из проблем – довольно сложно подтвердить статус участника боевых действий. Сюда же можно отнести и ограниченный перечень вооруженных конфликтов. В законе представлены данные за период с 1918 по 2015 год. Если закон не содержит регион или дату проведения боевых действий, то претенденту придется обращаться в суд.

    Дополнительная информация

    Категории лиц и виды социальной помощи для ветеранов определяются законом. Основанием для получения льгот является удостоверение. Порядок его получения закреплен приказом Минобороны от 29.09.2017 №595. Для получения льготы или субсидии нужно подать заявление в конкретное учреждение (ПФР, орган соцзащиты). Выгодополучателем может быть как ветеран, так и члены его семьи.

    Читайте также: