Куда не запрещено размещать средства пенсионных резервов нпф

Обновлено: 03.05.2024

Одной из новаций Нового Указания, как уже было отмечено выше, является предоставление негосударственному пенсионному фонду (далее именуется Фонд) возможности самостоятельно размещать средства пенсионных резервов в любые объекты инвестирования, разрешенные Указанием, наряду с управляющими компаниями. Сейчас в соответствии с Постановлением № 63 Фонды могут самостоятельно размещать средства пенсионных резервов в следующие активы: денежные средства на счетах в рублях и иностранной валюте; банковские депозиты в рублях и иностранной валюте; государственные ценные бумаги Российской Федерации; депозитные сертификаты российских банков; инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов; объекты недвижимого имущества. Новое Указание значительно расширяет перечень активов, разрешенных к размещению, как для Фонда, так и его Управляющей компании.

Перечень новых разрешенных активов:

· драгоценные металлы на счетах и во вкладах в кредитных организациях;

· российские и иностранные депозитарные расписки;

· клиринговые сертификаты участия, полученные по первой части договора репо с центральным контрагентом;

· единые недвижимые комплексы;

· сооружения инженерной инфраструктуры;

· права аренды земельного участка;

· права требования из договоров страхования активов, входящих в состав пенсионных резервов;

· доли в уставных капиталах российских обществ с ограниченной ответственностью;

· права требования из договоров (кроме договоров доверительного управления), заключенных для целей управления (доверительного управления) в отношении активов, составляющих пенсионные резервы;

· активы, не предусмотренные Указанием, при одновременном соблюдении следующих условий:

- права на указанные активы перешли фонду в результате ликвидации (банкротства) лица, являвшегося обязанным лицом по активам, составляющим пенсионные резервы, либо в результате получения доходов по ценным бумагам, входящим в состав пенсионных резервов;

- указанные активы входят в состав пенсионных резервов в течение не более 90 рабочих дней с даты перехода фонду прав на такие активы.

Основные требования к качеству активов при размещении средств пенсионных резервов

Во многом по аналогии с Положением № 580-П Новое Указание устанавливает дополнительные требования к качеству активов и обязанных лиц по данным активам, входящим в состав пенсионных резервов, а именно:

· усилены требования к кредитным организациям (необходимость наличия рейтинга не ниже определенного уровня, требования к условиям договора с кредитной организацией, наличие универсальной лицензии);

· усилены требования к выпускам/эмитентам облигаций (необходимость наличия рейтинга не ниже определенного уровня, выделены отдельно требования к субординированным облигациям, структурным облигациям и облигациям, конвертируемым в акции);

· в целях увеличения лимита на приобретение установлены требования к управляющим компаниям ПИФ о ежедневном раскрытии (предоставлении) сведений о стоимости активов, СЧА и стоимости пая;

· установлено требование к объему сдаваемой в аренду полезной площади при инвестировании в недвижимость.

Новые требования к структуре активов при размещении средств пенсионных резервов

Также во многом по аналогии с Положением № 580-П Новое Указание вводит ряд дополнительных структурных ограничений при размещении средств пенсионных резервов. При этом устанавливается постепенное снижение максимально разрешенных долей активов на промежутке с 2020 по 2022 гг.

Новые требования к структуре активов:

· введение структурных ограничений в отношении активов группы связанных юридических лиц. Это достаточно сложное ограничение, поскольку контроль и значительное влияние одного общества на другое имеет многоуровневый характер и не ограничивается цепочкой связанных лиц: основное – дочернее общество. Следует учитывать и возможную косвенную связь основного и дочернего общества через несколько юридических лиц;

· введение структурных ограничений в отношении активов на момент заключения сделки;

· введение ограничений по доле акций от капитализации эмитента;

· введение ограничений по максимальным долям паев одного ПИФ, долям одного ООО;

· введение структурных ограничений на вложения в любые активы в иностранной валюте;

· введение структурных ограничений на активы с меньшим объемом прав (субординированные облигации, облигации, конвертируемые в акции, акции, субординированные депозиты);

· введение структурных ограничений на облигации с переменным доходом/купоном/номиналом (любые выплаты), акции, не удовлетворяющие требованиям, паи, доли ООО, права требования;

· установлены различные структурные ограничения по акциям, входящим в список для расчета Индекса МосБиржи, и по акциям, не входящим в такой список;

· введение ограничений по заключению сделок с ПФИ и сделок РЕПО.

Важно отметить, что теперь при расчете различных структурных ограничений в общем случае инвестиционные паи будут рассматриваться, как совокупность активов, в которые инвестировано имущество ПИФ, депозитарные расписки - как базовые акции, права собственности на которые удостоверяют указанные расписки, ПФИ – как базовые активы указанных ПФИ.

Проект Нового Указания устанавливает ряд новых требований, соблюдение которых необходимо при совершении сделок за счет средств пенсионных резервов. Такие требования касаются, как самих Фондов, так и их Управляющих компаний. Предлагаемые изменения в порядке размещения пенсионных резервов во многом также аналогичны требованиям, которые установлены в отношении инвестирования пенсионных накоплений в соответствии с Положением № 580-П.

Требования в отношении сделок с ценными бумагами, РЕПО, ПФИ, валютой и драгоценными металлами

· совершение сделок по приобретению акций российских эмитентов, которые впервые публично размещаются на организованных торгах и (или) которые впервые предлагаются к публичному обращению. При этом накладывается ограничение на эмитента акций в части уровня кредитного рейтинга, а также на количество приобретаемых акций и объем сделки в рублях;

· в отличии от ограничений по пенсионным накоплениям отсутствует ограничение по цене при совершении сделок по приобретению облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации;

· совершение сделок с ценными бумагами в иных режимах, если правилами организованных торгов не предусмотрено их совершение на основании безадресных заявок, и, если указанные сделки совершаются на организованных торгах на условиях поставки против платежа.

Проект Указания предусматривает возможность совершения сделок с ценными бумагами, не допущенными к обращению на организованных торгах. В этом случае расчеты должны производиться на условиях предоплаты (предпоставки) со стороны контрагента.

В проекте Указания устанавливаются требования по заключению сделок РЕПО, заключению договоров, являющихся ПФИ, и по совершению сделок купли-продажи валюты иностранных государств. Эти требования абсолютно идентичны требованиям в отношении аналогичных сделок по пенсионным накоплениям. Требования к совершению сделок купли-продажи драгоценных металлов аналогичны требованиям к сделкам с валютой.

Требования в отношении сделок с иным имуществом

Новое Указание допускает совершение сделок с иным имуществом исключительно на условиях предоплаты (предпоставки) со стороны контрагента. Такое ограничение может осложнить совершение сделок с недвижимым имуществом. Во-первых, ограничивается возможность участия в сделках на других условиях оплаты. Во-вторых, невозможность участия Фонда и его управляющих компаний в конкурсах по приобретению недвижимого имущества, в которых обязательным условием является внесение предварительных взносов или предварительная оплата. В-третьих, в случаях изъятия недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (что встречается довольно часто) оплата выкупа изъятого имущества со стороны контрагента как правило происходит после изъятия имущества и его перерегистрации.

Требования в отношении взаимоотношений с брокером

В случае совершения сделок через брокера и Фонд, и его управляющая компания должны взаимодействовать только с тем брокером, который ведет обособленный учет денежных средств, поступивших от Фонда (его управляющей компании), на отдельном банковском счете (специальном брокерском счете), на котором учитываются только средства пенсионных резервов Фонда. Иными словами, не допускается на счете у брокера (специальном брокерском счете) объединение пенсионных резервов конкретного Фонда с иными активами. Постановление 63 для специального брокерского счета допускало исключение. Это новшество необходимо учитывать и заранее подготовиться к его реализации не только Фондам и управляющим компаниям, но и брокерам.

Требования в отношении контрагентов по сделке и обязанных лиц по активам

В отношении контрагентов вводится понятие связанных лиц. Не допускается совершение сделок со связанными лицами Фонда, управляющей компании, специализированного депозитария, аудитора, оценщика, актуария. Это же понятие применяется к обязанным лицам по активам: обязанным лицом по части активов (проще говоря эмитентом) не могут быть не только сами Фонды, управляющие компании, специализированные депозитарии, аудиторы, оценщики, актуарии Фонда, но и лица, связанные с Фондом, его управляющей компанией, управляющей компанией, действующей в качестве доверительного управляющего средствами пенсионных накоплений Фонда, специализированным депозитарием, аудитором, оценщиком и (или) актуарием. Следует признать, что такого требования по связанным лицам в настоящий момент нет даже в отношении пенсионных накоплений.

Необходимо учитывать, что в соответствии с МСФО каждое юридическое лицо самостоятельно определяет для себя круг связанных лиц, а также тот факт, что часть информации о них может не раскрываться в открытых источниках. Данное обстоятельство увеличивает вероятность различного понимания со стороны управляющих компаний, фондов и специализированного депозитария какие лица входят или не входят в круг связанных лиц в соответствии с МСФО. Возникает вопрос, какие источники информации следует принимать к сведению если учесть, что некоторые юридические лица в определенных случаях совершенно не обязаны ее раскрывать. Точки зрения участников рынка в данном случае могут существенно различаться.

Возможность передачи Специализированному депозитарию расчета рыночной стоимости активов, в которые размещены средства пенсионных резервов фонда, а также совокупной рыночной стоимости пенсионных резервов

Пункт 38 действующего в настоящее время Постановления № 63 позволяет Фонду возложить исполнение своей обязанности рассчитывать рыночную стоимость активов, в которые размещены средства пенсионных резервов Фонда, а также совокупную рыночную стоимость пенсионных резервов, на его специализированный депозитарий. Однако анализ положений проекта нового Указания, заменяющего собой Постановление № 63, не позволит Фондам в будущем передавать на аутсорсинг указанную выше свою обязанность. Данное ограничение права Фонда на передачу одной из своей обязанности на аутсорсинг специализированному депозитарию представляется излишним и не отвечающим рыночным ожиданиям. Практика показывает, что Фонды в большинстве своем пользовались предоставленной законодателем возможностью, однако, к сожалению, в будущем они будут ее лишены.

Передача на аутсорсинг в специализированный депозитарий учетных функций – это тренд будущего, позволяющий участникам рынка перепоручить исполнение части своих обязанностей профессиональному участнику рынка – специализированному депозитарию, который в силу своей основной деятельности наделен достаточными знаниями, опытом и ресурсами для исполнения указанных обязанностей. Это безусловно логично и полезно для Фондов, так как позволяет Фонду уже сейчас не отвлекать свои силы от исполнения свих основных функций.

У будущих пенсионеров, которые копят на старость самостоятельно или при помощи работодателя, появится риск уйти в минус. Негосударственным пенсионным фондам (НПФ) могут разрешить фиксировать отрицательную доходность в определенном периоде в системе негосударственного пенсионного обеспечения (НПО). Если же механизм будет скопирован с обязательной системы страхования (ОПС), то фонды возьмут из средств клиентов еще и вознаграждение. Это может произойти, если будет принято предложение об отказе от ежегодной сохранности средств пенсионных резервов. Оно содержится в плане разработки законодательной базы для развития НПО. Это позволит НПФ вкладываться в не самые консервативные, но прибыльные активы. Предполагается, что в долгосрочном периоде это обеспечит более высокую доходность.

Минус на плюс


На один из пунктов документа особо обратил внимание представитель ЦБ — зампред Владимир Чистюхин. Чтобы повысить привлекательность НПО для граждан, предлагается увеличить инвестиционный горизонт средств пенсионных резервов.

Проще говоря, НПФ необязательно будет ежегодно фиксировать положительную доходность. Им могут позволить в периоде демонстрировать отрицательный результат, который снизит количество средств на счетах клиентов.

Сегодня закон требует от НПФ обеспечивать сохранность и прирост пенсионных резервов клиентов НПО.

Владимир Чистюхин отметил, что этот пункт плана требует особого обсуждения. Сейчас рынок находится на развилке: или разрешить НПФ показывать в коротком периоде отрицательную доходность и вкладывать средства в более долгосрочные и прибыльные инструменты, или ориентироваться на постоянную доходность в более консервативные активы.

— И этот механизм, конечно, открывает возможность разнести убытки внутри периода по счетам клиентов, — уточнил он.

Директор рейтингов финансовых институтов Национального рейтингового агентства (НРА) Юрий Ногин отмечает, что в таком механизме есть плюсы и минусы.


— Но не стоит забывать, что, в отличие от ОПС, множество программ по НПО заключались с минимальной гарантированной доходностью, то есть НПФ вряд ли начнут агрессивные инвестиции массового характера, — добавил эксперт.

Однако, как показывают расчеты НРА, накопленная среднерыночная доходность НПФ (без учета вознаграждения) за пятилетний период с 2013 по 2018 год по ОПС и НПО вполне сопоставима. Более того, по негосударственному пенсионному обеспечению она несколько выше — 33,9% против 33,7%. То есть даже консервативный подход позволил заработать для клиентов больше денег. Кроме того, в обоих случаях управление пенсионными средствами не позволило обеспечить доходность выше накопленной инфляции, которая за указанный период составила 41,6%, что во многом было обусловлено резким скачком курса доллара в 2014 году.

Удар по репутации

— Повышение доверия к НПФ — это системный вопрос НПО, — прокомментировал руководитель рабочей группы по законодательному обеспечению развития пенсионной системы ГД, член комитета по финансовому рынку Дмитрий Скриванов.

Рост доходности от размещения пенсионных средств — потенциал для повышения доверия к НПФ, подчеркнул депутат.

По его словам, вопрос структуры вознаграждения фондов при этом требует дополнительной проработки, которая ведется в настоящее время.


— Люди ничего об этом не узнают, а если узнают, то ничего не поймут, — считает Павел Митрофанов.

Юрий Ногин напоминает, что сейчас подавляющее большинство пенсионных резервов — это средства государственных корпораций, которые они в виде взносов переводят на счета своих работников.

— Поэтому я не думаю, что граждане так же негативно воспримут увеличение инвестиционного горизонта, как это было по ОПС, — отметил он.

В Центробанке воздержались от комментариев по поводу предложения об отказе от принципа безубыточности в краткосрочной перспективе для НПО. Там лишь отметили, что внимательно следят за реализацией новой системы вознаграждения в обязательной системе, которая позволяет не только разносить убытки на счета клиентов, но и получать за это комиссию.

В Минфине не стали комментировать предложения об отказе от безубыточности инвестирования пенсионных резервов.

Читайте также: