Куда могут обращаться граждане с заявлениями об установлении выплате и доставке пенсии

Обновлено: 11.05.2024

Год достижения
возраста
60 лет / 55 лет
(мужчины/женщины)

Право на пенсию возникает

Требуемая
величина

в возрасте
(мужчины/женщины)

Вопрос 2. Каким образом при назначении российской пенсии учитывается стаж, приобретенный на территории иностранных государств, в том числе ранее входившим в состав СССР?

Вопрос 3. Возможно ли приобрести недостающую для возникновения права на страховую пенсию по старости величину индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК)?

Вопрос 4. В каком порядке производится выплата страховой пенсии в период осуществления (после прекращения) трудовой деятельности?

Вопрос 5. Каким образом выплачиваются (переводятся) суммы пенсии в случае выезда на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации?

Вопрос 6. Какие документы могут быть представлены с целью продления выплаты пенсии гражданам, проживающим за границей?

Выплата пенсий, установленных в рамках национального законодательства Российской Федерации, лицам, проживающим за ее пределами, производится в соответствии с Положением о порядке выплаты страховой пенсии лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 № 1386, на основании заявления о выезде за пределы Российской Федерации (согласно приложению № 1 к названному Положению), при условии ежегодного подтверждения факта нахождения гражданина в живых посредством:

  • документа, выданного нотариусом на территории Российской Федерации;
  • документа, выданного иностранным нотариусом или компетентным органом (должностным лицом) иностранного государства;
  • акта личной явки гражданина в ПФР (его территориальный орган);
  • акта личной явки гражданина в дипломатическое представительство (консульское учреждение) Российской Федерации, который в рамках соглашения об электронном взаимодействии направляется в Пенсионный фонд Российской Федерации через Министерство иностранных дел Российской Федерации в электронном виде.

При отсутствии подтверждения факта нахождения гражданина в живых, выплата пенсии приостанавливается (прекращается) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
После подтверждения названного факта выплата пенсии (не позднее чем в течение 10 лет со дня ее прекращения) возобновляется (восстанавливается) за прошедшее время, но не более чем за три года, с месяца, в котором органом ПФР получен документ, подтверждающий факт нахождения в живых.

Вопрос 7. Возможно ли принять к производству справку о факте регистрации по месту жительства на территории иностранного государства с целью подтверждения факта нахождения гражданина в живых?

Согласно статьям 35-38 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года № 4462-1 удостоверение факта нахождения лица в живых является нотариальным действием, при котором нотариус, должностные лица местного самоуправления и консульских учреждений Российской Федерации устанавливают личность обратившегося за совершением нотариального действия посредством подтверждения личного присутствия гражданина, в отношении которого осуществляется данное нотариальное действие.
Следовательно, справка о факте регистрации по месту жительства за пределами Российской Федерации не может служить основанием для продолжения выплаты российской пенсии, поскольку по своему содержанию не свидетельствует о факте нахождения в живых.

Вопрос 8. Имеют ли право на российскую пенсию лица, проживающие за рубежом, в случае выхода из гражданства Российской Федерации?

Вопрос 9. Кому производится социальная доплата к пенсии до величины прожиточного минимума пенсионера?

Вопрос 11. Возможно ли зафиксировать курс рубля по отношению к одной единице иностранной валюты, поскольку его волантильность приводит к уменьшению размера получаемой пенсии в валютном эквиваленте?

Согласно положениям действующего пенсионного законодательства и международных договоров (соглашений) Российской Федерации выплата (перевод) пенсий за ее пределы осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации в иностранной валюте страны проживания по курсу рубля, установленному Центральным банком Российской Федерации на день совершения этой операции, которым считается день составления платежных документов.
В случае изменения курса рубля по отношению к одной единице иностранной валюты размер выплачиваемой пенсии в валютном эквиваленте изменяется в ту или иную сторону.
Иного порядка выплаты (перевода) сумм пенсии за границу законодательство, международные договоры и нормативные правовые акты Российской Федерации не содержат.

Вопрос 12. Как получить СНИЛС?

Вопрос 14. С какой целью органами ПФР направляется форма заявления о согласии на трансграничную передачу персональных данных?

Вопрос 15. Как зарегистрироваться в Личном кабинете гражданина?

Вопрос 16. Что нужно для прекращения выплаты пенсии в случае смерти гражданина, проживавшего и умершего за пределами территории Российской Федерации?

Вопрос 17. Где можно узнать перечень документов, необходимых дляустановления российской пенсии?

Получатели услуги: Государственная услуга предоставляется гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, пенсии которым установлены в соответствии с федеральными законами, за исключением граждан, выехавших на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации и не имеющих подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания на территории Российской Федерации, иностранным гражданам, на которых распространяется действие международных договоров Российской Федерации, а также членов их семей и наследников в случае неполучения начисленной суммы пенсии в связи со смертью указанных граждан.

Положения не распространяются на граждан из числа федеральных государственных гражданских служащих, которым выплачивается пенсия за выслугу лет.

Гражданин может воспользоваться государственной услугой через своего законного или уполномоченного представителя либо при наличии письменного согласия гражданина через своего работодателя, за исключением случаев подачи заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги.

При этом личное участие гражданина в правоотношениях по получению государственной услуги не лишает его права иметь представителя, равно как и участие представителя не лишает гражданина права на личное участие в указанных правоотношениях.

1. Заявление (оригинал) – 1 шт.

2. Документ, удостоверяющий личность заявителя (копия с предъявлением оригинала) – 1 шт.

3. Документ, удостоверяющий личность законного представителя (копия с предъявлением оригинала) – 1 шт.

4. Документ, удостоверяющий полномочия законного представителя (копия с предъявлением оригинала) – 1 шт. Если уполномоченным представителем является доверенное лицо по нотариальной доверенности, то документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.

5. К заявлению о возобновлении выплаты пенсии прилагаются следующие документы:

а) документ, подтверждающий обучение гражданина по очной форме обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным образовательным программам (оригинал) – 1 шт.;

б) документ, подтверждающий, что гражданин не имеет права на пенсию на территории государства его постоянного проживания, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, согласно которому обязательства по пенсионному обеспечению несет государство, на территории которого пенсионер проживает (оригинал) – 1 шт.

6. К заявлению о прекращении выплаты пенсии прилагаются следующие документы:

а) подтверждающие отчисление граждан в возрасте старше 18 лет из организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также о переводе их на заочную и очно-заочную форму обучения - в случае если выплата пенсии зависит от факта обучения по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации (оригинал) – 1 шт.;

б) о поступлении гражданина на работу (возобновлении иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж), в том числе о работе в должностях, дающих право на получение пенсии гражданам из числа работников летно-испытательного состава, космонавтов-испытателей, космонавтов-исследователей, инструкторов-космонавтов-испытателей, инструкторов-космонавтов-исследователей, в случае, если выплата пенсии зависит от факта выполнения работы (оригинал) – 1 шт.

7. К заявлению о прекращении выплаты пенсии по другим основаниям и к заявлению об отказе получения назначенной пенсии представления дополнительных документов не требуется.

8. К заявлению о восстановлении выплаты пенсии прилагаются следующие документы:

а) об отмене решения суда об объявлении гражданина умершим или решения суда о признании его безвестно отсутствующим (оригинал) – 1 шт.;

б) подтверждающие, что нетрудоспособный гражданин проходит обучение по очной форме в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением обучения по дополнительным образовательным программам (оригинал) – 1 шт.;

в) подтверждающие, что направление на обучение в иностранную образовательную организацию, расположенную за пределами территории Российской Федерации, произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации (оригинал) – 1 шт.;

г) подтверждающие, что гражданин не работает (копия с предъявлением оригинала) – 1 шт.;

д) подтверждающие наступление новых обстоятельств либо подтверждающие прежние обстоятельства, дающие право на выплату пенсии (оригинал) – 1 шт.

К заявлению о восстановлении выплаты пенсии гражданина, отказавшегося от получения назначенной страховой пенсии на основании пункта 5 части 1 статьи 25 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, представления дополнительных документов не требуется.

9. К заявлению о подтверждении постоянного проживания в Российской Федерации гражданина Российской Федерации, получающего социальную пенсию представления дополнительных документов не требуется.

10. К заявлению о доставке пенсии представления дополнительных документов не требуется.

11. К заявлению об изменении персональных данных прилагаются следующие документы:

а) подтверждающие изменение фамилии, имени, отчества гражданина (копия с предъявлением оригинала) – 1 шт.;

б) подтверждающие дату рождения гражданина (копия с предъявлением оригинала) – 1 шт.;

в) подтверждающие изменение фамилии, имени, отчества представителя (копия с предъявлением оригинала) – 1 шт.

12. К заявлению о перечислении пенсии в полном объеме или в определенной части этой пенсии в счет установленной платы за предоставляемые социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания представления дополнительных документов не требуется.

13. К заявлению о выплате начисленных сумм пенсии, причитавшихся пенсионеру и оставшихся неполученными в связи с его смертью, прилагаются следующие документы:

а) подтверждающие смерть пенсионера (копия с предъявлением оригинала) – 1 шт.;

б) о родственных отношениях с умершим пенсионером (копия с предъявлением оригинала) – 1 шт.;

в) о совместном проживании с умершим пенсионером на день смерти (оригинал) – 1 шт.;

г) свидетельство о праве на наследство - для подтверждения права наследования начисленных сумм пенсии, причитавшихся гражданину и оставшихся не полученными в связи с его смертью (копия с предъявлением оригинала) – 1 шт.

14. К заявлению о выдаче справки о суммах пенсии, не выплаченных при жизни пенсионеру, представляется запрос нотариуса (оригинал) – 1 шт.

15. В случае подачи гражданином заявления о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на территории Российской Федерации представления документов к данному заявлению не требуется.

16. К заявлению о подтверждении места фактического проживания гражданина представления дополнительных документов не требуется.

17. К заявлению о выплате накопительной пенсии представления дополнительных документов не требуется.

предоставление государственной услуги осуществл яется бесплатно

1.Внесение информации в выплатное дело гражданина в соответствии с заявлением о доставке пенсии, заявлением об изменении персональных данных осуществляется не позднее чем через 3 рабочих дня после получения территориальным органом ПФР указанных заявлений с документами.

2.Заявление о возобновлении выплаты пенсии рассматривается территориальным органом ПФР не позднее чем через 5 рабочих дней со дня получения территориальным органом ПФР указанного заявления и документов.

3.Заявление о восстановлении выплаты пенсии рассматривается территориальным органом ПФР не позднее чем через 5 рабочих дней со дня получения территориальным органом ПФР указанного заявления и документов.

Выплата пенсии восстанавливается:

- в случае отмены решения суда об объявлении гражданина умершим или о признании гражданина безвестно отсутствующим - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором вступило в силу соответствующее решение суда;

- по желанию гражданина в случае наступления новых обстоятельств или надлежащего подтверждения прежних обстоятельств, дающих право на установление страховой пенсии, если со дня прекращения выплаты указанной пенсии прошло не более 10 лет - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором территориальным органом ПФР получены заявление о восстановлении выплаты этой пенсии и документы;

- при подаче гражданином заявления о восстановлении выплаты страховой пенсии после отказа от ее получения- с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором территориальным органом ПФР, получено соответствующее заявление пенсионера.

4. Перечисление пенсии в полном объеме или в определенной части пенсии в счет установленной платы за предоставляемые социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания и начисление сумм пенсии с учетом удержания в счет установленной платы за предоставляемые социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания производятся с 1-го числа месяца, следующего за месяцем получения территориальным органом ПФР заявления о перечислении пенсии в полном объеме или в определенной части этой пенсии в счет установленной платы за предоставляемые социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания, но не ранее даты, указанной гражданином в заявлении.

5.Выплата сумм пенсии, причитавшихся пенсионеру и оставшихся не полученными в связи с его смертью, производится в течение 5 рабочих дней после получения территориальным органом ПФР заявления.

6.Справка о суммах пенсии, не полученных при жизни пенсионером, выдается территориальным органом ПФР в течение 3 рабочих дней после получения территориальным органом ПФР заявления.

7.Принятие решения о прекращении выплаты пенсии осуществляется территориальным органом ПФР в течение рабочего дня, следующего за днем получения территориальным органом ПФР заявления.

8.Заявление о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности, поданное гражданином, осуществляющим (прекратившим) работу и (или) иную деятельность на территории Российской Федерации рассматривается в месяце, следующем за месяцем, в котором территориальным органом ПФР получены сведения, представленные страхователем.

9. Заявление о подтверждении постоянного проживания в Российской Федерации гражданина Российской Федерации, получающего социальную пенсию приобщается к материалам выплатного дела.

10.Заявление о подтверждении места фактического проживания гражданина Российской Федерации приобщается к материалам выплатного дела для продолжения выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности, фиксированной выплаты к страховой пенсии по случаю потери кормильца, продолжения выплаты дополнительного увеличения повышения фиксированной выплаты к указанным страховым пенсиям

удовлетворение поданного заявления либо отказ в удовлетворении поданного заявления

Суд указал, что если в случае невыполнения этой обязанности ПФР гражданин несвоевременно обратился с заявлением о получении компенсационных выплат, то неполученные суммы должны быть выплачены ему полностью без ограничения каким-либо сроком


Одна из адвокатов заметила, что решение Верховного Суда является примером того, как должны применяться нормы права на практике и при разрешении споров. Другая отметила, что значительное количество споров о поражении в правах социально незащищенных граждан связано с юридической неграмотностью. По мнению третьей, рассматриваемая правовая позиция ВС дает гражданам зеленый свет для взыскания сумм задолженности за прошлое время, не полученных своевременно по вине ответственных органов.

Верховный Суд опубликовал Определение № 5-КГ21-29-К2 от 31 мая, в котором поддержал мать ребенка-инвалида в требовании перерасчета ежемесячных компенсационных выплат, не полученных в течение нескольких лет по вине пенсионного органа.

1 января 2012 г. Главное управление ПФР № 9 по г. Москве и Московской области назначило социальную пенсию по инвалидности дочери Юлии Баланиной. Через месяц она прекратила работать, поскольку осуществляла уход за ребенком.

Спустя 6 лет, 1 ноября 2018 г. пенсионный орган установил Юлии Баланиной ежемесячную компенсационную выплату как лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом. Далее женщина обратилась с заявлением о перерасчете ежемесячной выплаты со дня возникновения права на такую выплату, т.е. за период с 7 февраля 2012 г. по 31 октября 2018 г. В данном заявлении ей было отказано, но решением пенсионного органа указанный период был засчитан Юлии Баланиной в страховой стаж.

В октябре 2019 г. женщина через представителя обратилась в суд с иском о перерасчете ежемесячной компенсационной выплаты со дня возникновения права на такую выплату. В суде представитель заявителя приводил доводы о том, что правоотношения между Юлией Баланиной и ГУ ПФР № 9 возникли с января 2012 г. при подаче ею заявления о назначении пенсии по инвалидности ее ребенку, при этом пенсионным органом ей не было разъяснено о праве неработающих трудоспособных лиц, осуществляющих уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет, обратиться с заявлением об установлении ежемесячной выплаты. Он также указал, что в 2014 г. Юлия Баланина при смене места жительства представляла документы в тот же пенсионный орган, однако и при этом обращении он не уведомил ее о наличии у нее права на ежемесячную выплату.

Как отмечалось в иске, отказ пенсионного органа в перерасчете ежемесячной выплаты не соответствует положениям пенсионного законодательства и Указа Президента РФ от 26 февраля 2013 г. № 175, в связи с чем Юлия Баланина просила признать незаконным отказ пенсионного органа в установлении ей ежемесячной выплаты как лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом, со дня возникновения права на эту выплату и обязать ответчика произвести перерасчет этой выплаты.

Решением Хорошевского районного суда г. Москвы от 24 декабря 2019 г. в удовлетворении исковых требований Юлии Баланиной было отказано. Впоследствии апелляция и кассация поддержали это решение. Суды указали, что из материалов дела не следует, что уполномоченным органом были нарушены права заявителя, поскольку ежемесячная выплата назначена с месяца подачи заявления в пенсионный орган, оснований для назначения выплаты ранее обращения Юлии Баланиной у органа отсутствовали, в связи с чем действия ответчика не могут быть признаны незаконными, а основания для перерасчета также отсутствуют.

Позднее представитель Юлии Баланиной обратился с кассационной жалобой в Верховный Суд. Изучив дело, Судебная коллегия по гражданским делам ВС удовлетворила жалобу, отменив решения нижестоящих инстанций в связи с выявленными нарушениями норм материального и процессуального права.

Как пояснил Верховный Суд, в целях усиления социальной защищенности нетрудоспособных граждан Указом Президента РФ от 26 декабря 2006 г. № 1455 с 1 января 2007 г. установлены ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, к категории которых были отнесены в том числе дети-инвалиды в возрасте до 18 лет. Анализируя положения данного Указа, Правил осуществления ежемесячных компенсационных выплат от 4 июня 2007 г. № 343, Указа Президента РФ от 26 февраля 2013 г. № 175, Правил осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам от 2 мая 2013 г. № 397, Верховный Суд указал, что ежемесячная выплата рассматриваемой категории граждан является мерой социальной поддержки.

ВС отметил, что по общему правилу ежемесячная выплата назначается органом, осуществляющим пенсионное обеспечение ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, на основании заявления лица, осуществляющего уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также необходимых документов, представляемых этим лицом в случае их отсутствия в распоряжении органа, осуществляющего выплату пенсии ребенку-инвалиду.

Таким образом, ВС пришел к выводу, что в случае невыполнения пенсионным органом названной обязанности, приведшего к несвоевременному обращению неработающего трудоспособного лица, осуществляющего уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, в пенсионный орган с заявлением о назначении ежемесячной выплаты, данное лицо имеет право на выплату неполученных сумм ежемесячной выплаты за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

Суд также заключил, что суды нижестоящих инстанций не учли тот факт, что пенсионный орган не представил данных о том, что при обращении Юлии Баланиной с заявлением о назначении социальной пенсии по инвалидности своему ребенку он выполнил обязанность по информированию о ее праве получения льготы. В связи с этим ВС отменил судебные акты нижестоящих инстанций и направил дело на новое рассмотрение.

Адвокат АП Новосибирской области Татьяна Яцученко считает, что гражданское судопроизводство должно обеспечивать правильное разрешение дел и способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду. По ее мнению, рассматриваемое определение вызывает уважение к Верховному Суду РФ и является примером того, как должны применяться нормы права на практике и при разрешении споров.

По мнению юриста, к.ю.н. Юлии Севастьяновой, выводы, высказанные Верховным Судом, можно охарактеризовать как тихую революцию в области социального обеспечения, поскольку они дают вторую жизнь принципу приоритета прав человека и гражданина, закрепленному в Конституции.

Адвокат, член Совета АП Калининградской области Ирина Фаст указала, что в настоящее время действительно существует проблема: многие граждане узнают о своем праве на получение социальных выплат спустя длительное время с момента его возникновения или вовсе не знают о нем. По ее мнению, это вызвано многими причинами, в числе которых низкая правовая грамотность и сложное для простого человека законодательное регулирование.

Адвокат обратила внимание, что ВС в данном судебном акте исходил из того, что РФ является социальным государством, политика которого направлена на обеспечение достойной жизни каждого человека путем установления и реальной реализации различных гарантий социальной защиты.

С 2002 года в России действует система обязательного пенсионного страхования (ОПС), в которой и формируется будущая пенсия работающих граждан. Основа будущей пенсии — страховые взносы, которые работодатель ежемесячно уплачивает за своего работника в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР). В 2014 и 2015 годах тариф, по которому работодатели уплачивают страховые взносы, - 22% от годового фонда оплаты труда работника. При этом предельный годовой заработок, с которого уплачиваются страховые взносы, ежегодно определяется федеральным законом (в 2014 году — 624 000 рублей).

Кстати, страховые взносы не стоит путать с подоходным налогом. Сумма НДФЛ представляет собой удержание из зарплаты, а страховые взносы не влияют на размер заработной платы. Они рассчитываются в процентах от фонда оплаты труда и уплачиваются работодателем, а не работником.

Страховой стаж — это продолжительность периодов работы гражданина, за которые работодатель начислял и уплачивал страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Наличие страхового стажа подтверждает право граждан на трудовую пенсию. В то же время существуют периоды, которые засчитываются в страховой стаж несмотря на то, что гражданин не работал. Это так называемые нестраховые периоды.

По новым правилам расчета пенсии в страховой стаж засчитываются в том числе периоды военной службы по призыву, отпуска по уходу за каждым ребенком до достижения им возраста 1,5 лет (но не более 6 лет в общей сложности), ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом, гражданином, достигшим возраста 80 лет. За эти нестраховые периоды также начисляются пенсионные баллы. Если гражданин, к примеру, в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком работал, то у него будет право выбора, какие баллы использовать при расчете своей пенсии: или за работу, или за нестраховой период.

Основным документом, подтверждающим периоды работы гражданина до 2002 года, является трудовая книжка. Периоды работы 2002 года подтверждаются по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета, который подают работодатели в Пенсионный фонд России.

По новой пенсионной формуле стаж, необходимый для возникновения права на страховую пенсию по старости, будет поэтапно увеличиваться с 6 лет в 2015 году до 15 лет в 2024 году.

Чем продолжительнее срок, в течение которого уплачивались страховые взносы, тем большая сумма отражена на Вашем индивидуальном лицевом счете в Пенсионном фонде России и тем выше будет пенсия.

Баллы за социально значимые периоды жизни,

которые включаются в стаж (нестраховые периоды)

- Один год ухода за гражданином, достигшим 80 лет, инвалидом I группы, ребенком-инвалидом

- Один год отпуска по уходу за первым ребенком

- Один год военной службы по призыву

- Один год отпуска по уходу за вторым ребенком

- Один год отпуска по уходу за третьим и четвертым ребенком

ВОЗРАСТ ВЫХОДА НА ПЕНСИЮ

Общеустановленный возраст выхода на пенсию для женщин — 55 лет, для мужчин — 60 лет. Отдельные категории граждан могут выйти на пенсию раньше. Списки производств, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по старости на льготных условиях, установлены законодательством.

За каждый год более позднего обращения за назначением пенсии фиксированная выплата и страховая пенсия увеличивается на определенные коэффициенты. Эти премиальные коэффициенты имеют разные значения для фиксированной выплаты и страховой пенсии. Например, если гражданин обратится за назначением пенсии через 5 лет после возникновения права на страховую пенсию, то фиксированная выплата вырастет на 36%, а страховая пенсия — на 45%. Если через 10 лет, то фиксированная выплата увеличится в 2,11 раза, страховая пенсия — в 2,32 раза.

Важно, что граждане, которые уже являются пенсионерами, смогут отказаться от получения пенсии на определенный ими срок для увеличения своей страховой пенсии за счет премиальных коэффициентов.

Общеустановленный возраст выхода на пенсию для женщин — 55 лет, для мужчин — 60 лет. У отдельных категорий граждан право на страховую пенсию по старости возникает и раньше. По новой пенсионной формуле те граждане, которые приобрели право на страховую пенсию и не обратились за ее назначением либо отказались от ее получения, получат пенсию в повышенном размере.

ПРЕМИАЛЬНЫЕ КОЭФФИЦИЕТЫ

Количество полных месяцев, истекших со дня возникновения права на страховую пенсию


Перерасчет размера пенсии может носить беззаявительный характер, а может быть сделан по заявлению гражданина.

ПФР приводит перечень случаев перерасчета пенсии.

Перерасчет страховой пенсии без заявления

Перерасчет размера страховой пенсии без заявления производится работающим пенсионерам и неработающим - через увеличение индивидуального пенсионного коэффициента (баллов).

Работающим пенсионерам перерасчет производится с учетом страховых взносов, которые работодатель начислил и уплатил за него в ПФР, и которые не учтены:

  • при назначении страховой пенсии по старости;
  • при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца;
  • при назначении страховой пенсии по инвалидности;
  • при переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности;
  • при предыдущем перерасчете.

Перерасчет размера страховой пенсии по случаю потери кормильца подлежит корректировке один раз: в августе года, следующего за годом, в котором была назначена эта пенсия.

Законодательством установлены максимальные значения ИПК ( не выше 3 баллов), которые учитываются при беззаявительном перерасчете страховой пенсии.

Кроме того, в случае представления после назначения страховой пенсии страхователем сведений персучета в отношении периодов работы, имевших место до ее назначения, которые влекут увеличение ИПК, производится перерасчет размера страховой пенсии со дня назначения указанной пенсии без истребования заявления.

Беззаявительный перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии осуществляется в случаях:

  • достижения пенсионером возраста 80 лет. Применяется только к страховой пенсии по старости. Достижение возраста 80 лет позволяет установить размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в повышенном размере;
  • изменения группы инвалидности. Применяется как к страховой пенсии по старости, так и к страховой пенсии по инвалидности. При этом повышенная фиксированная выплата к страховой пенсии по старости предусмотрена для инвалидов I группы.

Перерасчет пенсионных накоплений

Гражданам, продолжающим работать после назначения выплаты в виде накопительной пенсии или срочной пенсионной выплаты, или за которых после назначения таких выплат продолжают поступать в рамках Программы государственного софинансирования пенсий дополнительные взносы на формирование пенсионных накоплений, перерасчет производится 1 августа каждого года в беззаявительном порядке.

Перерасчет происходит исходя из:

  • результатов инвестирования пенсионных накоплений гражданина;
  • суммы поступлений, которые не были учтены при назначении срочной пенсионной выплаты или выплаты накопительной пенсии или предыдущей корректировке.

Перерасчет страховой пенсии по заявлению

Заявительный перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения осуществляется в случае:

  • изменения количества нетрудоспособных членов семьи, находящихся на иждивении пенсионера. При появлении нетрудоспособных иждивенцев устанавливается повышенная фиксированная выплата к страховой пенсии по старости и по инвалидности (учитывается не более трех нетрудоспособных иждивенцев);
  • проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Фиксированная выплата к страховой пенсии по старости, по инвалидности или по случаю потери кормильца увеличивается на соответствующий районный коэффициент на весь период проживания в указанных районах (местностях);
  • приобретения необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях или страхового стажа. Устанавливается повышенная фиксированная выплата к страховой пенсии по старости или по инвалидности;
  • изменения категории получателей страховой пенсии по случаю потери кормильца. Например, ребенок, получающий страховую пенсию по случаю потери кормильца за одного родителя и впоследствии потерявший второго родителя, имеет право на повышенную фиксированную выплату

Перерасчет страховой пенсии с учетом нестраховых периодов

Периоды работы, в течение которых за гражданина уплачиваются страховые взносы в ПФР, называются страховыми. Наряду с ними существуют так называемые нестраховые периоды – когда гражданин, как правило, не работает и за него работодатели не отчисляют взносы, но его пенсионные права на страховую пенсию при этом формируются.

К таким периодам, например, относятся: уход одного из родителей за ребенком до достижения им возраста полутора лет, уход, осуществляемый трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, служба в армии по призыву. Как и страховые периоды, нестраховые периоды засчитываются в страховой стаж, и за них государство начисляет пенсионные коэффициенты.

Период ухода за ребенком засчитывается родителю в страховой стаж в случае, если соответствующий период ухода за данным ребенком не засчитан в страховой стаж другому родителю при установлении ему страховой пенсии.

При наличии в распоряжении ПФР необходимых сведений, представление гражданином документов не требуется. Заявление и прилагаемые к нему документы рассматриваются ПФР с учетом выбора для заявителя наиболее выгодного варианта его пенсионного обеспечения.

Перерасчет размера страховой пенсии в сторону увеличения производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии с приложением к нему всех необходимых для такого перерасчета документов.

В случае, если перерасчет размера страховой пенсии невыгоден пенсионеру - приводит к уменьшению размера получаемой страховой пенсии по старости или утрате права на получение досрочно назначенной страховой пенсии - пенсионер информируется о том, что перерасчет не производится и пенсия выплачивается в прежнем размере.

К нестраховым периодам, за которые предусмотрено начисление пенсионных коэффициентов, относятся:

  • уход одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более 6 лет в общей сложности (коэффициенты начисляются не более чем за 4 детей);
  • прохождение военной службы по призыву;
  • уход, осуществляемый трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или лицом, достигшим возраста 80 лет;
  • проживание супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;
  • проживание за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, постоянные представительства РФ при международных организациях, торговые представительства РФ в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений РФ (госорганов и госучреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством РФ, но не более 5 лет в общей сложности;
  • временное отстранение от должности (работы) в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством РФ, лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности и впоследствии реабилитированных;
  • прохождение военной службы, службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, иной службы или осуществление деятельности (работы), в период которой на них не распространялось обязательное пенсионное страхование, уволенными с указанной службы (работы) начиная с 1 января 2002 года и не приобретшими право на пенсию за выслугу лет, на пенсию по инвалидности или на ежемесячное пожизненное содержание, финансируемые за счет средств федерального бюджета.

Перерасчет размера страховой пенсии с учетом нестраховых периодов происходит по заявлению пенсионера, которое ему необходимо подать в ПФР.

Помимо заявления также понадобятся:

  • документ, удостоверяющий личность (паспорт гражданина РФ, заграничный паспорт гражданина РФ, служебный паспорт гражданина РФ, дипломатический паспорт гражданина РФ и др.);
  • документы, подтверждающие нестраховые периоды, засчитываемые в страховой стаж, если они отсутствуют в выплатном деле получателя пенсии (к примеру, для учета периода ухода за ребенком до возраста 1,5 лет – свидетельство о рождении, паспорт ребенка).

Срок представления гражданином документов, необходимых для перерасчета размера пенсии, не должен превышать 5 рабочих дней со дня подачи соответствующего заявления.

Если такие документы не будут представлены в установленный срок, заявление о перерасчете размера пенсии, поданное в форме электронного документа, не подлежит рассмотрению.

Нестраховые периоды в первую очередь подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, которые есть в распоряжении ПФР. Если эти сведения оказываются неполными либо отсутствуют, нестраховые периоды подтверждаются соответствующими документами.

НДС – 2022

Лучший спикер в налоговой тематике Эльвира Митюкова 14 января подготовит вас к сдаче декларации и расскажет обо всех изменениях по НДС. На курсе повышения квалификации осталось 10 мест из 40. Поток ограничен, так как будет живое общение с преподавателем в прямом эфире. Успейте попасть в группу. Записаться>>>

Читайте также: