Когда вернут долги военным пенсионерам по пенсиям

Обновлено: 28.05.2024

В Кремле заявили, что вопрос индексации пенсий работающим пенсионерам в проработке. Дмитрий Песков заявил, что вопрос, связанный с индексацией пенсий для работающих пенсионеров, не снимался с повестки. Об этом представитель Кремля сообщил во время ежедневного брифинга с журналистами.

Когда вернут индексацию рабочим пенсионерам и в каком году?

Когда вернут индексацию рабочим пенсионерам и в каком году — один из главных вопросов этого года. Отказ от индексации пенсий работающих пенсионеров страны является нарушением прав граждан, закрепленных в Конституции. В принятых в 2020 году поправках четко указываются обязательства власти: пенсии в стране должны расти. И разделения пожилых людей на работающих и неработающих в основном законе нет.

В Кремле заявили, что вопрос индексации пенсий работающим пенсионерам в проработке

Поручение президента РФ Владимира Путина представить предложения по индексации пенсий работающим пенсионерам пока прорабатывается, единой позиции по этому вопросу нет, сообщил журналистам пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков.

На ежегодной большой пресс-конференции президента, состоявшейся в декабре 2020 года, Путин сказал, что возобновление индексации пенсий работающим пенсионерам возможно при условии бюджетной обеспеченности. Пенсионеры этого заслуживают, отметил президент.

Какие варианты индексации пенсии работающим пенсионерам в 2022 году?

Еще в декабре 2020 года Президент В. Путин подготовил поручение Правительству № Пр-2240 проработать вопрос восстановления индексации пенсий работающим пенсионерам и представить в срок до 1 февраля 2021 года предложения, как и когда можно ее вернуть.

Правительство представило свои предложения по вопросу индексации пенсий работающим пенсионерам, в администрации президента рассмотрят варианты и только затем совместно будут приняты решения. Об этом, отвечая на вопрос о выполнении соответствующего поручения Кабмину, рассказал журналистам пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков.

Рассмотрим, какие могут быть варианты и насколько они реальны:

Вариант 1. Вернуть все долги

Это самый затратный путь. Тогда придется раздать тот самый триллион рублей между всеми работающими пенсионерами. В среднем каждый из них в этом случае получит по 100 тысяч рублей. Кто-то больше, кто-то меньше.

Это будет зависеть от нескольких факторов:

  • Во-первых, от того, какой именно срок из последних пяти лет человек работал и получал сниженную пенсию.
  • Во-вторых, от того, сколько он официально зарабатывал в эти годы. И в-третьих, дожил ли он в принципе до этого прекрасного момента.

Честно говоря, вероятность такого сценария приближается к нулю. Власти, скорее всего, будут объяснять, что это сложно и технически, и юридически. Мол, задним число такие перерасчеты не делаются. Но в реальности причина будет банальна. Лишнего триллиона в бюджете просто нет.

Вариант 2. Вернуть все индексации

Это вариант, на котором настаивают многие эксперты. Нужно сделать все по справедливости, то есть уравнять работающих и неработающих пенсионеров в пенсионных правах. Это позволит платить всем по заслугам, не делая разницы между теми, кто работает, и теми, кто — нет.

Да, в этом случае компенсировать все накопившиеся долги работающим пенсионерам никто не будет. Но зато они получат приличную прибавку к пенсии – в 3 – 4 тысячи рублей в месяц в среднем.

Вероятность такого сценария – 10%. Так мало, потому что этот вариант потребует от государства дополнительно потратить только в этом году 400 млрд рублей. И взять на себя сопоставимые обязательства на будущие годы.

Вариант 3. Вернуть только новые индексации

Это наиболее компромиссный вариант. Он предполагает, что в этом случае работающим пенсионерам вернут только возможность получения новых индексаций. Например, с января 2022 года. Тогда пенсия у них будет расти каждый год теми же темпами, что и у неработающих пенсионеров. А вот пропущенные индексации вернут лишь после увольнения и полноценного выхода на заслуженный отдых.

Вероятность этого сценария – 90%. Для государства это будет значительно дешевле. На все про все потребуется потратить не более 100 млрд рублей в год.

Сколько доплатят работающим пенсионерам в 2022 году

Работающим получателям страховых пенсий в России по-прежнему остается рассчитывать на повышение пенсионного обеспечения только за счет зарплаты. Буквально на днях прояснились перспективы этой прибавки на следующий год. Об этом рассказала юрист Ирина Сивакова, сообщает PRIMPRESS.

Она напомнила, что механизм повышения страховых пенсий работающим пенсионерам основан на пенсионных баллах, как и весь современный расчет пенсий. За каждый год, отработанный после расчета пенсии, гражданам начисляются баллы.

По ее словам, в свою очередь количество баллов зависит от двух факторов: это то, какую зарплату человек получает официально, и сколько в соответствующем году составляет максимальная сумма страховых взносов, которые можно заработать. Именно она и стала наконец известна на 2022 год.

Например, у пенсионера официальный заработок – 30 тысяч рублей в месяц. За весь год страховые взносы в ПФР с его зарплаты составят 57 600 рублей. Эту цифру нужно разделить на известный максимум и умножить на 10. Получаем 2,3, именно столько пенсионных баллов получит пенсионер, если будет работать весь год с официальной зарплатой в приведенном размере.

Сейчас стоимость одного пенсионного балла составляет около 100 рублей, однако с 1 января 2022 года за счет индексации она увеличится и составит уже почти 105 рублей.

С какого года и почему не индексируют пенсию работающим пенсионерам

Почему отменили индексацию и когда вернут

Изначально мораторий вводился как временная мера, чтобы сбалансировать федеральный бюджет и бюджет Пенсионного фонда. Напомним, что в это же время власти были вынуждены принять решение об индексации страховых пенсий ниже уровня годовой инфляции — на 4% вместо положенных 12,91%. Однако в дальнейшем темпы плановых индексаций были восстановлены, но только для неработающих граждан. Но в отношении работающих пенсионеров правила так и не изменились.

При этом вопрос необходимости восстановления индексации регулярно обсуждают в Правительстве, а депутаты Госдумы периодически вносят на рассмотрение соответствующие законопроекты. Но в противовес этому озвучивается позиция Минфина о том, что пенсионное обеспечение работающих пенсионеров индексировать не нужно, поскольку они получают зарплату, которая регулярно растет (согласно данным Росстата).

Снова индексировать пенсии трудоустроенных граждан смогут только при достаточной обеспеченности бюджета. По разным оценкам, на решение этого вопроса требуется около 350-400 млн руб. ежегодно. В данный момент в Правительстве прорабатывается возможность изыскать такие средства, чтобы восстановить индексацию уже с 2022 года.

На сколько процентов не индексировалась пенсия с 2016 года: таблица

Процент недоиндексации пенсионных выплат работающим пенсионерам определяется с учетом даты их выхода на пенсию.

По этой же таблице можно определить, на сколько процентов недоиндексирована пенсия работающего пенсионера. Для этого нужно перемножить коэффициенты плановых индексаций, пропущенных из-за действующего моратория.

Пример:

Мужчина вышел на пенсию по старости в 2018 году, но продолжает работать до настоящего времени. Его пенсионное обеспечение не индексировали в 2019, 2020 и 2021 году. Произведение коэффициентов индексации за этот период составляет 1,0705 × 1,066 × 1,063 = 1,213. То есть страховая выплата за это время не индексировалась на 21,3%.

Стоит отметить, что на этот же процент увеличится его пенсионное обеспечение, если мужчина уволится в 2021 году, то есть станет неработающим. Повышенная выплата будет назначена с 1-ого числа месяца следующего за датой увольнения.

Заключение

Скорое восстановление индексации пенсий работающим пенсионерам поставили под сомнение

Работающие пенсионеры были и остаются в России социальной категорией-изгоем, максимально ущемленной в правах и формах государственной поддержки. На взгляд экспертов, эту данность в очередной раз подтвердил глава Минфина Антон Силуанов, озвучивший позицию правительства по вопросу восстановления индексации пенсий работающим пожилым гражданам.

В ходе выступления в Госдуме министр четко дал понять: тема закрыта, поскольку у финансового ведомства иные приоритеты – поддержка семей с детьми, пенсионеров без дополнительных источников дохода (неработающих) и борьба с бедностью. Ресурсы бюджета уходят на решение этих задач, осложняемых инфляционными процессами. Словом, поскольку у работающих пенсионеров есть работа, рассчитывать им пока больше не на что.

Многие военнослужащие, выйдя на пенсию, являются нетрудоспособными по состоянию здоровья, многие умирают, не перейдя рубеж в 60 лет. К категории военных пенсионеров относятся военнослужащие, проводившие основное время своей службы в полевых условиях, на учениях, тактических полевых занятиях, выполнявшие международный долг, участвовавшие в боевых действиях, выполнявшие приказы командиров и верховного главнокомандующего.

Военные пенсии у большинства военнослужащих составляют не более 20000 рублей, а данные статистики о средней пенсии 26000 рублей ошибочны. По сей день при расчете военной пенсии используют понижающий коэффициент, равный 0,73. Данный закон был принят 2012 году, и коэффициент тогда равнялся 0,54. Каждый год этот показатель должен был увеличиваться на 2%, но в 2019 году его заморозили.

Военные пенсии 2022: почему государство не выполняет гарантии, данные военным пенсионерам

В 2022 году понижающий коэффициент составит 0,74, то есть фактически военный пенсионер будет получать 74% от полного размера пенсии. Законопроект о такой величине ПК в 2022 году уже подготовлен Правительством РФ и внесен на рассмотрение в Госдуму. Вступление в силу закону запланировано на 1 января 2022 года.

Стоит заметить, что применение ПК касается не только бывших военнослужащих, но и лиц, приравненных к ним по статусу — служивших в МВД, таможенных органах, УФСИН, МЧС, ФССП, Росгвардии и других ведомствах. При этом подобное ограничение не распространяется на судей, сотрудников прокуратуры и следственных органов, вышедших на пенсию, а также членов их семей.

Повышение понижающего коэффициента военным пенсионерам

  • Так, последний раз изменение ПК произошло 1 октября 2019 года, когда его значение увеличили с 0,7223 до 0,7368.
  • С аналогичной величиной ПК (0,7368) расчет военной пенсии производился на протяжении 2020 и 2021 года. Это происходило из-за того, что в течение этих двух лет применялся мораторий, предусмотренный в подписанных Президентом федеральных законах № 381-ФЗ от 02.12.2019 и № 397 от 08.12.2020.

Действие моратория завершится 1 января 2022 года, и по правилам понижающий коэффициент должен увеличиться на 2%, как это и предусмотрено законом. Однако Правительство в очередной раз предложило отказаться от такой схемы повышения, в связи с чем уже внесло на рассмотрение в Госдуму свой законопроект.

Законопроект о понижающем коэффициенте военной пенсии в 2022 году

На рассмотрение в Госдуму поступил проект федерального закона №1258305-7, подготовленный Правительством РФ.

В нем Правительство России в очередной раз предложило не повышать в полном объеме долю денежного довольствия, которая учитывается при расчете военных пенсий, затормозив полноценную индексацию еще на год – до 1 января 2023 года.

Рассмотрение законопроекта будет происходить в течение осенней сессии Госдумы.

Согласно тексту законопроекта, значение ПК с 1 января 2022 года составит 0,74. Это означает, что военные пенсионеры будут получать 74% от полного размера пенсии.

В результате такого изменения с 1 января 2022 года увеличатся военные пенсии. Однако повышение будет незначительным — всего 0,43% (0,74 / 0,7368 = 1,0043, то есть плюс 0,43%).

Например, пенсионеру, пенсионное обеспечение которого составляет 25000 рублей в месяц, будет назначена прибавка в 107,50 руб.

Какое будет повышение военных пенсий и зарплат в 2022 году?

Недавно президент России Владимир Путин на совещании рассказал, что денежное довольствие военнослужащих и сотрудников силовых органов будет повышено на 9% в течение двух лет, а в 2023 году повышение составит 5%. По тексту стенограммы следовало, что довольствие будет повышаться по 9% каждый год. Однако текст законопроекта, который правительство внесло в Госдуму, говорит о другом.

Сейчас коэффициент составляет 0,7368 – в последний раз его поднимали в 2019 году (с 0,7223). Изначально коэффициент был установлен на уровне 0,54 в 2012 году, и должен был расти на 0,02 каждый год. По факту в некоторые годы он рос быстрее плана, в другие – не рос вообще. Соответственно, в 2022 году по плану коэффициент должен составит 0,74 (или 74%). И, как следует их законопроекта правительства, именно столько он и составит.

Соответственно, понижающий коэффициент вырастет на 0,0032, повысив военные пенсии на 0,43%.

Кроме того, законопроект ссылается на проект федерального бюджета, в котором заложена индексация денежного довольствия с 1 октября 2022 года на 4% (вместо 9%, о которых мог говорить президент).

Таким образом, военные пенсии с 1 октября 2022 года будут выше текущего уровня примерно на 4,45%.

Как изменялся ПК в предыдущие годы

Экскурс в историю пенсионного обеспечения военнослужащих: что гарантировало государство

Кроме того, указом Президента № 604 2012 года Правительству было предписано ежегодное увеличение пенсий гражданам, уволенным с военной службы, не менее чем на 2% сверх уровня инфляции.

В ответе комитета Госдумы по обороне на открытое письмо военного пенсионера, обратившегося за разъяснениями в связи с введением понижающего коэффициента, сказано:

Как государство выполняло обещания, данные военным пенсионерам

Перейдем к простому арифметическому анализу изменения размера военных пенсий с 2012 года:

  • 2012 год: размер понижающего коэффициента (далее – РПК) – 54%. Индексация военных пенсий не проводилась;
  • 2013 год: РПК увеличен на 4,05% и составил 58,05%. Это повлекло за собой увеличение размера пенсий на 7,5%, что выше уровня инфляции 2012 года (6,58), однако ниже 8,58% (6,58% + 2%, согласно указу);
  • 2014 год: РПК увеличен на 2% и составил 60,05%. Это повлекло за собой увеличение размера пенсий на 3,45%, что практически в 2 раза ниже уровня инфляции 2013 года (6,45), и, естественно, ниже 8,45 (согласно указу);
  • 2015 год: РПК увеличен на 6,73% и составил 66,78%. Это повлекло за собой увеличение размера пенсий на 11,21%, что ниже уровня инфляции 2014 года (11,36), и ниже 13,36 (согласно указу);
  • 2016 год: РПК увеличен на 2,67% и составил 69,45%. Это повлекло за собой увеличение размера пенсий на 4%, что ниже уровня инфляции 2015 года более чем в три раза (12,9), и ниже 14,9 (согласно указу);
  • 2017 год: РПК увеличен на 2,78% и составил 72,23%. Это повлекло за собой увеличение размера пенсий на 4%, что ниже уровня инфляции 2016 года (5,4), и ниже 7,4 (согласно указу);
  • 2018 год: РПК заморожен на уровне 2017 года, то есть составил 72,23%. На 4% увеличено денежное довольствие военнослужащих, что повлекло за собой увеличение размера пенсий на 4%, что выше уровня инфляции 2017 года (2,5), но ниже 4,5 (согласно указу);
  • 2019 год: РПК увеличен на 1,45%, что ниже установленного законом уровня в 2%, и составил 73,68%. На 4,3% увеличено денежное довольствие военнослужащих. Это в совокупности повлекло за собой увеличение размера пенсий на 6,1%, что выше уровня инфляции 2018 года (4,3), но ниже 6,3 (согласно указу);
  • 2020 год: РПК вновь заморожен, то есть остался на уровне 2019 года в размере 73,68%. На 3% увеличено денежное довольствие военнослужащих. Это повлекло за собой увеличение размера пенсий на 3%, что соответствует уровню инфляции 2019 года (3,0), но ниже 5,0 (согласно указу);
  • 2021 год: РПК вновь заморожен, то есть остался на уровне 2019 года в размере 73,68%. В октябре планируется увеличение денежного довольствия военнослужащих на 3,7%. Это повлечет за собой увеличение размера пенсий на 3,7%, что соответствует уровню инфляции сентября 2020 года (3,7), но традиционно ниже установленного Президентом уровня (5,7).

Из анализа приведенных цифр следует

Во-первых, государством не выполняются гарантии, данные военнослужащим и военным пенсионерам о ежегодном повышении понижающего коэффициента минимум на 2%. С 2018 года понижающий коэффициент трижды замораживался, а в 2019 году составил менее 2% (1,45).

Во-вторых, вопреки требованиям указа Президента, Правительством ни разу не обеспечено ежегодное увеличение военных пенсий не менее чем на 2% сверх уровня инфляции.

В-третьих, принцип индексации военных пенсий дважды в год (в связи с увеличением понижающего коэффициента и повышением денежного довольствия), о котором заявляли в комитете Госдумы по обороне, забыт. Такая индексация была проведена лишь в 2019 году. В остальные годы индексация либо проводилась однократно, либо дважды в год, но за счет поэтапного увеличения РПК.

Вместе с тем в очередном ответе комитета по обороне сказано, что требования ч. 2 ст. 43 закона о военных пенсиях не нарушены, поскольку РПК сейчас составляет 73,68%. И если бы его увеличивали на 2% в год, а не больше, как это было в 2013–2017 годах, то размер РПК составил бы в 2020 году всего 70%.

Однако это лукавство. Сослагательное наклонение в данном случае не применимо. Увеличение РПК происходило в соответствии с законом о военных пенсиях, предусматривающим возможность такого увеличения более чем на 2% с учетом уровня инфляции. При этом в законе не сказано, что в случае, если в текущем году РПК увеличен более чем на 2%, то в следующем году он может быть заморожен.

Почему Правительство и Госдума не выполняют гарантии, которые были даны военным пенсионерам

Все мы прекрасно понимаем, что федеральный бюджет не резиновый, а военная пенсия влечет за собой существенные расходы. Однако замалчивание проблемы, связанной с невыполнением государством взятых на себя обязательств, вызывает множество вопросов.

Читайте также: