Какой существует порядок обращения за пенсией 2020

Обновлено: 04.05.2024

1. Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.

2. Целью настоящего Федерального закона является защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования с учетом социальной значимости трудовой и (или) иной общественно-полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создается материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения.

Статья 2. Правовое регулирование в области страховых пенсий

1. Законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов. (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ)

2. Страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.

3. В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

31. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (Часть введена - Федеральный закон от 08.12.2020 № 429-ФЗ)

4. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии и правила установления указанных пенсий отдельным категориям граждан. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

6. Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.

Статья 3. Основные понятия, применяемые в целях настоящего Федерального закона

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

1) страховая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств;

2) страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж;

3) индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии;

4) стоимость пенсионного коэффициента - стоимостной параметр, учитываемый при определении размера страховой пенсии, отражающий соотношение суммы страховых взносов на финансовое обеспечение страховых пенсий и трансфертов федерального бюджета, поступающих в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствующем году, и общей суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов получателей страховых пенсий;

5) установление страховой пенсии - назначение страховой пенсии, перерасчет и корректировка ее размера, перевод с одного вида пенсии на другой;

6) фиксированная выплата к страховой пенсии - обеспечение лиц, имеющих право на установление страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом, устанавливаемое в виде выплаты в фиксированном размере к страховой пенсии;

7) корректировка размера страховой пенсии - повышение размера страховой пенсии в связи с увеличением стоимости пенсионного коэффициента;

8) выплатное дело - комплект соответствующих установленным требованиям документов в подлиннике и (или) в копии на бумажном носителе или в электронной форме, на основании которых гражданину установлены и выплачиваются пенсия (пенсии), дополнительное материальное обеспечение и иные выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 4. Лица, имеющие право на страховую пенсию

1. Право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2. Нетрудоспособные члены семей граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, имеют право на страховую пенсию в случаях, предусмотренных статьей 10 настоящего Федерального закона.

3. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Статья 5. Право на выбор пенсии

1. Лицам, имеющим право на одновременное получение страховых пенсий различных видов, в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается одна пенсия по их выбору.

2. В случаях, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

3. Назначение и выплата страховой пенсии производятся независимо от назначения накопительной пенсии в соответствии с Федеральным законом "О накопительной пенсии".

4. Обращение за назначением страховой пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на страховую пенсию без ограничения каким-либо сроком.

Статья 6. Виды страховых пенсий

В соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливаются следующие виды страховых пенсий:

1) страховая пенсия по старости;

2) страховая пенсия по инвалидности;

3) страховая пенсия по случаю потери кормильца.

Статья 7. Финансовое обеспечение выплаты страховых пенсий

1. Порядок финансового обеспечения выплаты страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии определяется Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

2. При внесении в настоящий Федеральный закон изменений, требующих увеличения расходов на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, принимаются федеральные законы о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий год и плановый период и федеральный закон о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на текущий год и плановый период.

Глава 2. Условия назначения страховых пенсий

Статья 8. Условия назначения страховой пенсии по старости

1. Право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). (В редакции Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ)

11. Лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации (далее - государственные должности), замещаемые на постоянной основе муниципальные должности (далее - муниципальные должности), должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы (далее - должности государственной гражданской и муниципальной службы), страховая пенсия по старости назначается по достижении ими в соответствующем году возраста, указанного в приложении 5 к настоящему Федеральному закону. (Часть введена - Федеральный закон от 23.05.2016 № 143-ФЗ)

12. Лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 11 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины). (Часть введена - Федеральный закон от 03.10.2018 № 350-ФЗ)

2. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

3. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Статья 9. Условия назначения страховой пенсии по инвалидности

1. Право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

2. Страховая пенсия по инвалидности устанавливается на основании сведений об инвалидности, содержащихся в федеральном реестре инвалидов, или документов, поступивших от федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой и (или) иной деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы. (В редакции Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ)

3. В случае полного отсутствия у инвалида страхового стажа устанавливается социальная пенсия по инвалидности в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Статья 10. Условия назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца

1. Право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются:

1) дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей; (В редакции Федерального закона от 12.11.2018 № 409-ФЗ)

2) один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на страховую пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с пунктом 1 настоящей части, и не работают;

3) родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) либо являются инвалидами; (В редакции Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ)

4) дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) либо являются инвалидами, при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать. (В редакции Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ)

3. Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.

4. Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет.

5. Нетрудоспособные родители и супруг умершего кормильца, не состоявшие на его иждивении, имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца, если они независимо от времени, прошедшего после его смерти, утратили источник средств к существованию.

6. Нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какую-либо пенсию, имеют право перейти на страховую пенсию по случаю потери кормильца.

7. Страховая пенсия по случаю потери кормильца-супруга сохраняется при вступлении в новый брак.

8. Усыновители имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родителями, а усыновленные дети наравне с родными детьми. Несовершеннолетние дети, имеющие право на страховую пенсию по случаю потери кормильца, сохраняют это право при их усыновлении.

9. Отчим и мачеха имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца наравне с отцом и матерью при условии, что они воспитывали и содержали умерших пасынка или падчерицу не менее пяти лет. Пасынок и падчерица имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родными детьми, если они находились на воспитании и содержании умершего отчима или умершей мачехи.

10. Страховая пенсия по случаю потери кормильца устанавливается независимо от продолжительности страхового стажа кормильца из числа застрахованных лиц, а также от причины и времени наступления его смерти, за исключением случаев, предусмотренных частью 11 настоящей статьи.

11. В случае полного отсутствия у умершего застрахованного лица страхового стажа либо в случае совершения нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца уголовно наказуемого деяния, повлекшего за собой смерть кормильца и установленного в судебном порядке, устанавливается социальная пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Глава 3. Страховой стаж

Статья 11. Периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж

1. В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

2. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закон

В первую очередь, для тех, кто имеет право на досрочный выход на пенсию, - шахтеров, горняков, спасателей, водителей общественного транспорта и других работников, работающих в тяжелых, опасных и вредных условиях труда. Работодатели уплачивают за них дополнительные взносы на пенсионное страхование. Большинство таких работников, как и раньше, выходят на пенсию в 50 или 55 лет в зависимости от пола.

Также действуют прежние льготы, и для жителей северных областей, которые выходят на пенсию на 5 лет раньше общеустановленного пенсионного возраста, но с учетом его постепенного повышения. Минимальный северный стаж для досрочного назначения пенсии не поменялся и по-прежнему составляет 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и 20 календарных лет в приравненных местностях. Требования по общему страховому стажу аналогично сохранились и составляют 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин

Досрочный выход на пенсию сохранен для педагогов, врачей, представителей некоторых творческих профессий, выплаты которым назначаются не по достижении пенсионного возраста, а после приобретения необходимой выслуги лет. Пенсия при этом назначается с учетом переходного периода по повышению пенсионного возраста, который начинает действовать с момента приобретения выслуги лет по профессии. Например, школьный учитель, выработавший в апреле 2020-го необходимый педагогический стаж, сможет выйти на пенсию в соответствии с переходным периодом через полтора года, в октябре 2021-го.

Необходимый педагогический стаж выработан в 2019 году – выход на пенсию с момента выработки педстажа + 6 месяцев;

Необходимый педагогический стаж выработан в 2020 году – выход на пенсию с момента выработки педстажа + 18 месяцев;

Необходимый педагогический стаж выработан в 2021 году – выход на пенсию с момента выработки педстажа + 36 месяцев;

Необходимый педагогический стаж выработан в 2022 году – выход на пенсию с момента выработки педстажа + 48 месяцев;

Ежегодно этот норматив будет увеличиваться на 1 год, пока в 2023 г. не закрепится окончательная величина (5 лет).

Напоминаем, что в 2020 году продолжают действовать льготные условия по выходу на пенсию — предусмотрено оформление выплат на полгода раньше предусмотренных сроков. Это значит, что для выработавших стаж в 2020 году получение пенсии будет отложено только на полтора года.

Повышение пенсионного возраста не распространяется на пенсии по инвалидности. Они сохраняются в полном объеме и назначаются тем, кто потерял трудоспособность, независимо от возраста при установлении группы инвалидности.

О причинах и правилах удержания части пенсии граждан

В ГУ - Главное управление ПФР № 2 по г. Москве и Московской области поступают обращения от граждан, являющихся получателями пенсий, с вопросом о законности взыскания долгов по финансовым обязательствам из пенсии

Согласно действующему законодательству меры принудительного взыскания долга по финансовым обязательствам могут применяться к пенсионерам за исключением получателей пенсий по случаю потери кормильца. Удержания осуществляются на основании исполнительных документов, решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о взыскании сумм пенсий, излишне выплаченных пенсионеру, решений судов о взыскании сумм пенсий вследствие злоупотреблений со стороны пенсионера, установленных в судебном порядке.

Удержания производятся в счет уплаты долга по следующим финансовым обязательствам:

- погашения долга по алиментам;

- задолженности по кредитам, коммунальным платежам, административным штрафам, налогам и сборам;

-возмещение материального ущерба, причиненного юридическому либо физическому лицу;

- возмещение вреда, причиненного здоровью;

- возмещение ущерба, причиненного преступлением;

Ежемесячный процент удержания устанавливается индивидуально, учитывая обстоятельства конкретного дела и материальное положение должника. Максимальный размер взыскания по исполнительному листу – 50 % от суммы ежемесячных выплат.

Однако размер удержания может быть увеличен до 70% в случаях, если производится в уплату долга по следующим основаниям:

- возмещение вреда, причиненного здоровью;

- возмещение вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца;

-возмещение за ущерб, причиненный преступлением;

-долг по алиментам на несовершеннолетних детей.

При наличии объективных причин (болезнь, тяжелое материальное положение и др.) у гражданина есть возможность уменьшить объем ежемесячных удержаний по исполнительным листам. В этом случае пенсионеру необходимо обратиться в службу судебных приставов и подать соответствующее заявление.

Частичное удержание из пенсии может быть произведено и на основании решения территориального органа Пенсионного фонда.

Например, студент дневного отделения ВУЗа является получателем пенсии по случаю потери кормильца. Он решает устроиться на работу, прекращает обучение, но в Пенсионный фонд не представляет информацию и продолжает получать выплаты. Этот факт будет установлен, а переплату придется вернуть.

Взыскание во всех подобных случаях производится в объеме, не превышающем 20% от размера пенсии, но может быть увеличено на основании письменного заявления самого пенсионера. Информацию о причинах и размере ежемесячного удержания из пенсии можно уточнить, обратившись в службу судебных приставов или в клиентские службы территориального органа ПФР.

Она формируется на основе поступающих данных из Пенсионного фонда России, Федерального бюро медико-социальной экспертизы, Федерального медико-биологического агентства, Фонда социального страхования России, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федеральной службы по труду и занятости России, Министерства здравоохранения России, субъектов России.

Система аккумулирует сведения и предоставляет оперативный доступ к ним, позволяет анализировать информацию, проводить соответствующие мероприятия по своевременному установлению или корректировке полагающихся мер поддержки, а самим гражданам с инвалидностью — получать полную информацию об имеющихся у них правах.

Кроме того, предоставлена возможность получить государственные и муниципальные услуги онлайн: подать заявление о назначении пенсии и выборе способа ее доставки, о предоставлении НСУ и многое другое, а также пройти социологический опрос и оценить качество предоставления услуг.

Обращайтесь за назначением пенсии заблаговременно

Главное управление ПФР № 2 по г. Москве и Московской области напоминает, что первое обращение по вопросу предстоящего назначения пенсии по старости следует делать заблаговременно - за год или в течение 12 месяцев до назначения.

За месяц до наступления права необходимо подать заявление на установление пенсии. Сделать это можно в клиентской службе ПФР, на сайте ПФР, через портал госуслуг.

Для предварительной оценки документов, необходимых для назначения страховой пенсии по старости, в рамках заблаговременной работы, гражданам необходимо представить: паспорт; трудовую книжку и (или) другие документы, подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности, в том числе на соответствующих видах работ (справки, подтверждающие периоды льготной работы); свидетельство государственного пенсионного страхования (СНИЛС).

Для подтверждения дополнительных обстоятельств: военный билет; свидетельство о браке (при наличии смены фамилии); свидетельства о рождении детей; справку о среднемесячном заработке за 60 месяцев подряд до 01.01.2002 г. в случае отсутствия факта работы за 2000-2001 гг. или в случае, когда размер среднемесячной заработной платы за 2000-2001 гг. составил менее 1793,40 руб. (для выбора наиболее выгодного варианта среднемесячного заработка).

Установить пенсию можно и через работодателя, когда в рамках заключенного соглашения между ПФР и работодателем путем электронного взаимодействия кадровые службы организаций направляют документы и заявления сотрудников, выходящих на пенсию в ближайший год. Это существенно экономит время как самих граждан, так и время, необходимое для назначения пенсий. При этом сведения передаются только по письменному согласию сотрудника в адрес работодателя на передачу и обработку его персональных данных.

Пенсия работающего пенсионера после увольнения

Работающие пенсионеры, как установлено федеральным законодательством, получают страховую пенсию и фиксированную выплату к ней без учета плановых индексаций.

Эта норма закона распространяется только на получателей страховых пенсий и не распространяется на получателей пенсий по государственному пенсионному обеспечению, включая социальные пенсии.

После прекращения трудовой деятельности — работы и (или) иной деятельности — суммы страховой пенсии с учетом индексаций, имевших место в период осуществления трудовой деятельности, выплачиваются, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности. Подавать заявление при этом в Пенсионный фонд не нужно, так как работодатели до 15 числа каждого месяца направляют в ПФР отчетность, и факт осуществления работы определится автоматически. Хотя гражданин имеет право подать в ПФР заявление о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности.

Пенсионный фонд после обработки и учета сведений в течение месяца со дня их получения от страхователя принимает соответствующее решение о выплате сумм пенсии с учетом (без учета) индексации с месяца, следующего за месяцем принятия решения.

Тем самым, после представления работодателем соответствующих сведений о прекращении работы и вынесении решения территориальным органом ПФР пенсионеру будет осуществлена выплата пенсии с учетом всех прошедших за период его работы индексаций. Выплата будет произведена, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем увольнения.

Тем не менее, необходимо понимать механизм проведения перерасчета пенсии уволившегося пенсионера.

Например, пенсионер уволился с работы в августе. В сентябре в ПФР поступит отчетность от работодателя за август, где пенсионер еще числится работающим. В октябре ПФР получит отчетность за сентябрь, в которой пенсионер работающим уже не числится. В ноябре ПФР примет решение о возобновлении индексации, и в декабре пенсионер получит уже полный размер пенсии, а также денежную разницу между прежним и новым размером пенсии за предыдущие три месяца — сентябрь, октябрь, ноябрь. То есть пенсионер начнет получать новый проиндексированный размер пенсии спустя три месяца после увольнения, но эти три месяца будут ему компенсированы.

Если пенсионер через какое-то время вновь устроится на работу, размер его страховой пенсии уже не уменьшится.

По 31 декабря 2020 года включительно работники вправе выбрать формат трудовой книжки

Главное управление ПФР №2 по г. Москве и Московской области напоминает, что по 31 декабря 2020 года включительно работающие граждане имеют право сделать выбор о ведении трудовой книжки в электронном виде или сохранении ее бумажного варианта.

Заявление о своем выборе необходимо подать работодателю. Сотрудники, выбравшие электронную трудовую книжку , получат бумажную трудовую на руки с соответствующей записью о сделанном выборе. Бумажная трудовая книжка при этом не теряет своей силы, ее необходимо сохранить, поскольку она является источником сведений о трудовой деятельности до 2020 года. В электронной версии фиксируются сведения с 2020 года. Если работник принял решение сохранить бумажную трудовую книжку, работодатель, наряду с электронной, продолжит вести и бумажную.

Напомним, переход на электронные трудовые книжки носит добровольный характер и осуществляется только с согласия граждан. Исключением станут те, кто впервые устроится на работу с 2021 года. У них все сведения о периодах работы изначально будут вестись только в электронном виде без оформления бумажной трудовой книжки.

Ознакомиться с данными, зафиксированными в электронной трудовой книжке, можно в личном кабинете на сайте ПФР или на портале госуслуг , а также в бумажном виде, подав заявку: работодателю (по последнему месту работы), в территориальный орган ПФР , в МФЦ. Услуга носит экстерриториальный характер, без привязки к месту жительства или работы.

Получайте услуги ПФР в электронном виде

Сегодня гражданам доступны порядка 65 электронных услуг, некоторые предоставляются без регистрации, большинство требуют регистрации и подтверждения учетной записи на портале госуслуг.

Если необходимо обратиться в клиентскую службу ПФР, то по-прежнему необходимо воспользоваться сервисом предварительной записи на сайте. Записаться на прием можно также через мобильное приложение ПФР.

Получите консультацию по кодовому слову не выходя из дома

Главное управление ПФР №2 по г. Москве и Московской области в целях предупреждения распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) напоминает, что стало возможным получить персональную консультацию по телефону с использованием кодового слова.

Установление кодового слова позволяет обратившемуся для консультации человеку по телефону получить персональную информацию, касающуюся, например, размера пенсии или социальных выплат, сумме увеличения выплат, учтенном стаже и других личных данных, которые имеются в распоряжении ПФР. Без установления кодового слова специалисты ПФР не могут сообщать персональные сведения без подтверждения личности гражданина. Дополнительно к кодовому слову специалист ПФР попросит назвать ФИО, дату рождения, СНИЛС. Если все данные совпадут, информация будет предоставлена. В иных случаях человек получит консультацию общего справочного характера.

Напоминаем также, что все клиентские службы Пенсионного фонда РФ в Москве и Московской области работают по предварительной записи. Записаться на прием можно через сайт ПФР, мобильное приложение ПФР и по телефонам горячих линий, указанным на сайте ПФР.

Главное управление ПФР №2 по г. Москве и Московской области в условиях распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) настоятельно рекомендует гражданам по возможности отложить личное посещение клиентских служб ПФР. Особенно это имеет отношение к гражданам старшего поколения и в частности людям возраста 65+.

Работающим с COVID-19 медицинским работникам о новом учете стажа

ГУ - Главное управление ПФР № 2 по г. Москве и Московской области информирует медицинских работников, оказывающих помощь пациентам с коронавирусной инфекцией, о новом учете стажа, дающего право на досрочную пенсию

Медикам, лечащим пациентов с COVID-19, один день работы будет засчитываться в стаж в двойном размере.

Учет стажа, дающего право на досрочную пенсию, утвержден Постановлением Правительства РФ № 1191 от 06.08.2020 г. Указанным документом установлен особый порядок исчисления стажа некоторых медицинских работников, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости.

За время работы в период пандемии стаж медицинских работников будет засчитываться в двойном размере.

В указанном порядке исчисляются периоды работы, имевшей место с 1 января по 30 сентября 2020 года. В двойном размере будет исчисляться период работы медицинских работников, занятых оказанием медицинской помощи пациентам с COVID-19 в стационарных условиях. В двойном размере будет рассчитываться страховой стаж медицинских работников, оказывающих скорую, в том числе специализированную, медицинскую помощь пациентам с симптомами ОРВИ и внебольничной пневмонии.

Также речь идет об осуществлении медработниками отбора биологического материала пациентов для лабораторного исследования на наличие нового коронавируса и медицинской эвакуации пациентов с подозрением на COVID-19.

В двойном размере будет учитываться стаж медицинских работников, оказывающих первичную медико-санитарную помощь пациентам с установленным диагнозом COVID-19 в амбулаторных условиях (в том числе и на дому), оказывающих первичную медико-санитарную помощь пациентам с симптомами ОРВИ и внебольничной пневмонии, а также осуществляющих отбор биологического материала для лабораторных исследований на наличие COVID-19 и транспортировку пациентов в поликлиники, оборудованные под KT-центры, и иные медицинские организации для проведения исследования на наличие внебольничной пневмонии.

При подсчете страхового стажа периоды работы медицинских работников, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии, подтверждаются на основании сведений индивидуального лицевого счета (ИЛС). Сведения ИЛС в территориальные органы Пенсионного фонда предоставляют работодатели. Постановление закрепляет для соответствующих категорий медицинских работников применение льготных условий досрочного пенсионного обеспечения при определении права на пенсию.

ГУ - Главное управление ПФР № 2 по г. Москве и Московской области обращает внимание, что указанное Постановление не распространяется на медицинских работников, которые уже получают пенсию. Право на пенсию у них уже определено.

У кого есть право выйти на пенсию досрочно

Главное управление ПФР №2 по г. Москве и Московской области напоминает, что в Российской Федерации для отдельных категорий граждан, имеющих право на досрочное назначение пенсии, возраст выхода на пенсию и условия назначения досрочной пенсии остались неизменными.

Начиная с 2019 года, в России идет процесс постепенного повышения пенсионного возраста – у женщин до 60 лет, у мужчин до 65 лет.

ВАЖНО: В 2019 году была введена новая категория граждан, имеющая право на досрочное назначение страховой пенсии. Это женщины, родившие четырех детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет. Им пенсия назначается по достижении женщиной возраста 56 лет и при наличии 15 лет страхового стажа. Женщины, родившие трех детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет. Таким женщинам пенсия назначается по достижении возраста 57 лет при наличии 15 лет страхового стажа.

Назначение досрочной пенсии зависит от своевременности обращения граждан за предварительной оценкой заработанных пенсионных прав. При этом специалисты Пенсионного фонда проведут оценку права на назначение досрочной пенсии для дальнейшего её назначения.

Заявление на назначение страховой пенсии можно подать как в электронном виде – в личном кабинете на сайте ПФР или портале госуслуг, так и лично – в клиентской службе ПФР (по предварительной записи) или в МФЦ.

Напомним, страховая пенсия – это ежемесячная денежная выплата для компенсации гражданам заработной платы или другого дохода, которые они получали в период трудовой деятельности, а также компенсация дохода, который утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованного лица в связи с его смертью.

К страховой пенсии устанавливается фиксированная выплата в твердом размере, которая зависит от вида страховой пенсии. Размер выплаты ежегодно индексируется, и в текущем году составляет 6044 рубля 48 копеек в месяц.

Страховая пенсия бывает трех видов: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца. Рассмотрим страховую пенсию по старости.

Условия назначения

Для назначения страховой пенсии по старости необходимо одновременное соблюдение нескольких условий:

  • Достижение общеустановленного пенсионного возраста – 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. С учетом поэтапного повышения пенсионного возраста, в 2021 году право на страховую пенсию имеют женщины, родившиеся в первом полугодии 1965 года, – в 56,5 лет, и мужчины, родившиеся в первом полугодии 1960г., – в 61,5 года.
  • Наличие необходимого стажа. В 2021 году страховой стаж должен составлять не менее 12 лет. Повышение требований к стажу происходит постепенно, по одному году, пока не достигнет 15 лет к 2024 году.
  • Определенное количество индивидуальных пенсионных коэффициентов. В 2021 году необходимо иметь 21 коэффициент. Их количество будет ежегодно увеличиваться на 2,4, и к 2025 году будет составлять 30. Данный показатель напрямую зависит от суммы страховых взносов, перечисленных за сотрудника работодателем: чем выше официальная заработная плата, тем больше работодатель перечисляет взносов на будущую пенсию.

Когда обращаться

Граждане могут обратиться за назначением пенсии в любое время после возникновения права на нее. Заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста. Днем обращения за пенсией является день приема заявления о назначении пенсии является днем обращения за пенсией (за исключением случая подачи заявления за месяц до достижения соответствующего возраста). Заявление может быть подано лично гражданином, которому назначается пенсия, его представителем, либо через работодателя.

Какие документы необходимы

При оформлении заявления о назначении страховой пенсии по старости предоставляются:

- документ, удостоверяющий личность гражданина (например, паспорт гражданина РФ, вид на жительство иностранного гражданина (лица без гражданства) и пр.);

- документы, подтверждающие периоды работы, иной деятельности, иные (нестраховые) периоды;

  • справка о среднемесячном заработке за 60 месяцев подряд до 1 января 2002 года в течение трудовой деятельности (при необходимости). Во внимание могут быть приняты сведения о среднемесячном заработке за 2000-2001 годы, представленные работодателями и имеющиеся в информационных системах ПФР;другие документы, необходимые для подтверждения дополнительных обстоятельств.

При направлении заявления в форме электронного документа с использованием личного кабинета на портале госуслуг и сайте ПФР документы, удостоверяющие личность, возраст, гражданство гражданина, не требуются.

В случае согласия гражданина о назначении пенсии по имеющимся в распоряжении территориального органа ПФР сведениям индивидуального (персонифицированного) учета, представление дополнительных документов о стаже и заработке не требуется. Также, если в индивидуальном лицевом счете будущего пенсионера все указано правильно, то, подавая электронное заявление, можно проставить отметку о согласии назначения пенсии на основании имеющихся сведений. В этом случае предоставлять дополнительные документы о стаже и заработке не требуется.

Источник информации: ГУ-УПФР №15 по Москве и Московской области.


В связи с появившимися в ряде российских СМИ, в том числе – нашего региона, недостоверными публикациями о единовременной выплате пенсионерам, Отделение Пенсионного фонда России по Брянской области сообщает следующее.

Для назначения накопительной пенсии в государственном Пенсионном фонде России необходимо наличие двух факторов: человек должен иметь средства пенсионных накоплений и право на назначение страховой пенсии. Вступившие в силу с 1 января 2019 года изменения в пенсионном законодательстве не меняют правил назначения и выплаты пенсионных накоплений. Пенсионный возраст, дающий право на их получение, остается в прежних границах – 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Это распространяется на все виды выплаты пенсионных накоплений, включая накопительную пенсию, срочную и единовременную выплаты. Как и прежде, пенсионные накопления назначаются при наличии минимально необходимых пенсионных коэффициентов и стажа: в 2020 году это не менее 18,6 пенсионных коэффициентов и 11 лет стажа.

За назначением накопительной пенсии можно обратиться в любое время после возникновения права на нее, без каких-либо ограничений по времени. Выплату можно назначить как одновременно со страховой пенсией, так и отдельно. Если пенсионер, у которого формировались пенсионные накопления, не обращался за их установлением, то он может обратиться с заявлением об установлении соответствующей выплаты в любое удобное для него время. При этом не важно, является он работающим или уже не работает.

Средства пенсионных накоплений формируются главным образом за счет части страховых взносов, которые работодатели перечисляли за своих работников до 2014 года. Направление части страховых взносов работодателей на пенсионные накопления было приостановлено по решению государства на период 2014–2022 годов.

У кого, как правило, имеются пенсионные накопления:

  • у граждан 1967 года рождения и моложе, работавших в период с 2002 по 2014 год, за счет того, что их работодатели уплачивали часть страховых взносов на финансирование накопительной пенсии;
  • у мужчин 1953–1966 года рождения и женщин 1957–1966 года рождения, работавших в период с 2002 по 2004 год, за которых работодатели уплачивали часть страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии. С 2005 года эти отчисления были прекращены в связи с изменениями законодательства;
  • у участников Программы государственного софинансирования пенсий, производивших уплату добровольных страховых взносов;
  • у тех, кто направил средства материнского (семейного) капитала на формирование накопительной пенсии.

Существует три вида выплат средств пенсионных накоплений:

Накопительная пенсия. Осуществляется ежемесячно и пожизненно. Выплачивается при достижении возраста 55 лет (женщины), 60 лет (мужчины), а также лицам, имеющим право на досрочное назначение страховой пенсии по старости – по достижении соответствующего возраста или наступления срока. Ее размер рассчитывается исходя из ожидаемого периода выплаты: в 2020 году - 258 месяцев. Чтобы рассчитать ежемесячный размер выплаты, надо общую сумму пенсионных накоплений, учтенную в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, по состоянию на день, с которого назначается выплата, разделить на 258 месяцев.

Единовременная выплата. Все пенсионные накопления выплачиваются сразу одной суммой. Получателями такой выплаты являются граждане, у которых размер накопительной пенсии составляет 5 процентов и менее по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости, в том числе, с учетом фиксированной выплаты и размера накопительной пенсии, рассчитанных по состоянию на день обращения за выплатой пенсионных накоплений. Получателями единовременной выплаты также являются граждане, которые при достижении возраста 55 лет женщины, 60 лет мужчины не приобрели право на страховую пенсию по старости из-за отсутствия необходимого страхового стажа или необходимого количества пенсионных коэффициентов.

Срочная пенсионная выплата. Ее продолжительность определяет сам гражданин, но она не может быть меньше 10 лет. Выплачивается при достижении возраста 55 лет (женщины), 60 лет (мужчины), а так же лицам, имеющим право на досрочное назначение страховой пенсии по старости – по достижении соответствующего возраста или наступления срока, при наличии пенсионных накоплений за счет взносов в рамках Программы государственного софинансирования пенсий, в том числе, взносов работодателя, взносов государства на софинансирование и дохода от их инвестирования, а также за счет средств материнского (семейного) капитала и дохода от их инвестирования.

На личном приеме необходимо иметь документ, удостоверяющий личность.

Заявление о назначении накопительной пенсии или срочной пенсионной выплаты рассматривается не более 10 рабочих дней со дня приема заявления со всеми необходимыми документами. Заявление о назначении единовременной выплаты рассматривается в течение месяца. По результатам рассмотрения выносится решение о назначении соответствующей выплаты или об отказе в ее назначении с обоснованием причин.

Единовременная выплата средств пенсионных накоплений производится в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия решения.

Брянские пенсионеры участвуют в финальном этапе 10-го Всероссийского чемпионата по компьютерному многоборью

Все компании и предприниматели с наемными работниками обязаны направлять в ПФР сведения для электронных трудовых книжек

Читайте также: