Какие цели преследует государство при проведении пенсионной реформы в россии

Обновлено: 16.05.2024

С 1 января 2019 года на территории Российской Федерации начала действовать пенсионная реформа 2019-2024 годов. Цель нововведений: постепенное повышение уровня пенсионных выплат, чтобы к 2024 году её уровень превысил уровень инфляции. Такое решение вызвало широкий общественный резонанс, прошли массовые митинги по многим городам России, где люди выражали своё недовольство начавшейся реформой. Не все граждане понимают истинную суть изменений пенсионного законодательства. Попробуем разобраться в этом вопросе вместе.

Цель проводимой реформы и её этапы

Приоритетной причиной изменений законодательной базы послужила нехватка денежных средств в Пенсионном фонде. Восполнив возникший дефицит финансовых ресурсов, можно будет производить достойные выплаты пенсий, сопоставимых с размером заработной платы.

Основная цель, достижение которой выделил в своём обращении к Правительству Президент, это планомерное постепенное увеличение уровня гарантированных пенсионных выплат. Самым первым изменением, принятым на обсуждении в Государственной Думе, стал законопроект о возможности увеличения возрастного порога выхода на пенсию: мужское население — 65 лет, женское-60 лет.

Такое увеличение является начальным этапом всей проводимой реформы и остальные её планируемые корректировки довольно внушительны. Несколько из них уже были озвучены и начали частично реализовываться. Это:

Итоговое оформление заключительной редакции проводимой реорганизации в настоящее время ещё не сконструировано, т.к. периодически заносятся дополнения и диверсификации. В этот законопроект внёс существенную поправку и В.В.Путин, итогом которого стало уменьшение возраста выхода на заслуженный отдых женщинам с первоначальных 63 лет до 60. В дальнейшем по настоянию Президента были отредактированы алгоритмы индексирования пенсионных средств для малообеспеченных граждан страны, т.е. им стали производить доплату сверх установленного прожиточного минимума.

Тенденция реверсирования пенсионного возраста представлена следующим образом:

Год рождения Возрастная граница в годах
МУЖ. ЖЕН.
1959 60,5
1960 61,5
1961 63
1962 64
1963 65
1964 55,5
1965 56,6
1966 58
1967 59
1968 60

Рекомендации Президента России по смягчению вносимых перемен

В своём заявлении к жителям России в августе 2018 года Владимир Владимирович внёс предложения по ослаблению итоговых преобразований пенсионной реформы 2019-2024 годов:

  • Снизить предполагаемый возраст выхода женщин на заслуженный отдых. Он посоветовал сделать выбор на регламентной возрастной отметке 60 лет, а не 63, как было предложено ранее.
  • Ввести привилегированные пенсии матерям, воспитывающим трёх или четырёх ребятишек. Женщины, воспитывающие трёх детей, могут оформить документы на пенсию в 57 лет, а матери, имеющие четырех детей, соответственно, 56 лет.
  • Для тех несостоявшихся пенсионеров, которые должны были регистрировать назначение пенсии в 2019-2020 годах по утратившему свою силу закону, дать разрешение на оформление документов на полгода раньше необходимого срока.
  • Предусмотреть вероятность довременного оформления пенсии при продолжительной трудовой деятельности. Женщины, заработавшие страховой стаж не менее 37 лет, а мужчины, заработавшие страховой стаж 42 года, имеют право выйти на пенсию на 2 года ранее прописанного в законе срока (вместо 40 и 45 предложенных ранее).
  • Ввести дополнительные меры, гарантирующие поддержку для граждан предпенсионного возраста( т.е. за 5 лет до предстоящего выхода на пенсию):
  • ответственность (вплоть до уголовной) работодателей за увольнение или отказ в приеме на работу по причине возраста;
  • программы поощрения работодателей на прием и сохранение на работе граждан, попадающих под эту категорию;
  • курсы по повышению квалификации, получению дополнительной специальности, профессиональной переподготовке;
  • увеличение наивысшего размера пособия потерявшим работу гражданам;
  • предоставление двух оплачиваемых дней в течение года для прохождения периодического медицинского осмотра;
  • предоставление всех федеральных льгот (в том числе по уплате имущественных налогов), а также льготы, установленные органами местного самоуправления при достижении женщинами и мужчинами возраста 55/60 лет.

Все названые предложения были представлены на рассмотрение в Государственную Думу в качестве поправок. На заседании в сентябре 2018 года депутаты единодушно приняли все рекомендованные Президентом меры по смягчению реорганизации пенсионного законодательства. В октябре этот закон подписан Президентом.

Льготный выход на пенсию отдельных категорий трудящихся

В 2019 году были вписаны корректировки в Закон № 350-ФЗ от 03.10.2018 года, которые видоизменяют условия для оформления пенсии льготным категориям граждан. Эти перемены касаются медицинских, педагогических категорий, работников творческих профессий. До декабря 2018 года пенсионные назначения перечисленным работникам производились при отработке определенного количества лет в данной профессии. С 2019 года обратиться за назначением пенсии можно по истечении периода отсрочки, который будет увеличиваться ежегодно. Следует заметить, что возрастные данные по профессиональному стажу остались без изменений. Кроме того, закон не дискриминирует и не ограничивает род трудовой деятельности в течение периода отсроченных действий. Человек может продолжить трудовую карьеру на прежнем месте, поменять сферу деятельности или уйти на заслуженный отдых.

Замена накопительных пенсионных начислений с 2020 года

В общих чертах теория внедрения этого продукта заключается в следующем:

  • Человек добровольно подтверждает своё согласие на отчисление из своего дохода на гарантированный пенсионный продукт. Размер взносов будет варьироваться от 1 до 6% (здесь гражданин сам устанавливает приемлемую для себя ставку).
  • Государство со своей стороны обеспечивает целостность перечисленных средств, а также предоставляет возможность получения налоговых вычетов на сумму перечисленных взносов.
  • В исключительных случаях можно будет вывести свои пенсионные сбережения, не дожидаясь наступления пенсионного возраста (в случае тяжелого заболевания, получения инвалидности и т.п.).

Индексирование пенсии в 2019-2024 годах

Пенсионные реорганизационные мероприятия, запланированные на период 2019-2024 годов, не довольствуются только вышеупомянутыми реконструкциями. Структура развития пенсионной системы пополняется и корректируется. Уже в течение 2019 года было выдвинуто огромное количество разнообразных предложений, которые имеют право на существование в рамках осуществляемой реформы.

Положительные и отрицательные стороны проводимой реформы

Действующий до недавнего времени возрастной порог выхода на пенсию был внедрён в первой половине 20 века, поэтому соответствовал действительности того периода. В то время на каждого человека пенсионного возраста приходилось примерно четверо работоспособного возраста. За несколько десятилетий число пенсионеров увеличилось. И теперь на одного пенсионера приходится 2,3 трудоспособных гражданина, а в ближайшее время эта цифра грозит ещё более сократиться. С этим нужно было что-то делать, поэтому возникла необходимость в кардинальном пересмотре действующего законодательства, регламентирующего начисление пенсий. Принятие нововведения вызвало много разногласий даже среди депутатов, было много дискуссий, споров, альтернативных вариантов. Но, в конце концов, политики смогли прийти к согласованности и вынести на обсуждение принятый в последствии законодательный правовой документ.

Споры и разномыслия возникли и среди граждан России. Мнения разделились. Многие высказывались за принятие нового закона, приводили аргументированные доводы в правильности подобного решения. Другая часть возражала и приводила свои аргументы против реформы. И в адрес Президента страны было написано множество жалоб и претензий. И проанализировав все письма и обращения россиян, В.Путин счёл правильным и необходимым лично (пусть и с экранов телевизоров) объяснить людям причины столь противоречивого решения. Он смог доступно и объективно разъяснить причины принятого решения.

И всё-таки, несмотря на то, что такое нововведение вызвало огромный резонанс и негативный отклик со стороны более чем 90% населения, преимущества ее внедрения всё же есть:

  1. Уменьшение дефицита пенсионного фонда страны. Как уже было сказано, принятию реформы способствовали демографические факторы. Увеличив пенсионный возраст, тем самым увеличив количество трудоспособного населения, поднимется пенсионный фонд России, который на данный момент находится в убыточном состоянии и пенсии финансируются из федерального бюджета.
  2. Повышение уровня пенсий. Глава Счетной палаты гарантирует, что благодаря принятию нового закона, увеличение размера пенсионных выплат будет иметь тенденцию к увеличению порядка 30%.
  3. Увеличение объёма средств федерального бюджета. Так как теперь меньше средств будут тратиться на пенсии, то соответственно в федеральной казне будет значительно больше располагаемых средств.

Преимущества касаются в основном государственных интересов, а вот недостатки реформы граждане ощутят на собственном опыте:

Пенсионный фонд Российской Федерации был образован 22 декабря 1990 г. с целью государственного управления средствами пенсионной системы. Впервые в стране была создана автономная внебюджетная система финансирования социальных выплат и формирования источников пенсионных капиталов.

В 1991 году ПФР начал сбор средств на финансирование пенсий и формирование территориальных органов ПФР. Основным средством для формирования первого бюджета вновь созданной финансовой организации стало привлечение заемных средств в коммерческих банках.

В ноябре 1993 года была введена фиксированная компенсационная надбавка ко всем пенсиям, сопоставимая с минимальным размером пенсии по старости.

Модернизация системы социальной защиты и повышение уровня жизни населения стало одной из приоритетных целей последующих социальных реформ правительства, которые осуществлялись при непосредственном участии Пенсионного фонда России.

Уже на первом этапе реформы (в период 1991-1994 г.г.) численность пенсионеров в России возросла за счет распространения пенсионного права на творческих работников, священнослужителей, индивидуальных предпринимателей, и других категорий работающих граждан, которые не были по разным причинам включены в пенсионную систему страны до 1990 года.

Кроме того, были введены новые схемы расчета пенсий, которые позволяли начислять пенсию исходя из заработка за любой 5-летний период непрерывного стажа. Период учета размера зарплаты был увеличен с 12 до 24 месяцев перед выходом на пенсию.

В результате введения нового пенсионного законодательства все пожилые граждане России становились субъектами пенсионного права. Это был один из принципиально важных итогов первого шага пенсионной реформы в России.

Очередной этап развития пенсионной системы в стране начался в 1995 году — когда правительство утвердило скорректированный вариант Концепции пенсионной реформы. Впервые вводилось деление пенсий на базовую, страховую и накопительную компоненты. В 1997 году в стране была подготовлена очередная программа реформирования пенсионной системы — по мнению экспертов, один из лучших вариантов, устраняющий прежние противоречия в законодательстве и более приближенный к реальным условиям в экономике на тот период.

В 2002 году в стране начался самый масштабный период пенсионной реформы. Ее главным итогом стало введение многоуровневой структуры пенсионного капитала.

Отныне пенсия граждан России стала включать в себя три составляющие: базовую, страховую и накопительную части.

В ходе реформы также была введена двухуровневая система управления накопительной частью пенсии: закон о пенсионном страховании предоставил гражданам право самостоятельно распорядиться страховыми отчислениями, выбирая в качестве управляющей компании государственный Пенсионный фонд России или один из негосударственных инвестиционных фондов.

Начиная с 2003 года, функции государственной управляющей компании - агента Пенсионного фонда России по управлению накопительной частью пенсии застрахованных лиц - возложены на Внешэкономбанк.

Согласно действующему с начала 2000-х годов законодательству, пенсионные накопления работающих граждан в возрасте от 1967 года рождения и моложе формируются за счет обязательных страховых взносов, отчисляемых работодателями в Пенсионный фонд.

С 2007-2008 годов Пенсионный фонд сопровождает две государственные программы: материнского капитала и софинансирования пенсионных накоплений.

В 2013 году Пенсионный фонд России приступил к реализации новой Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ. Одна из ключевых целей Стратегии - развитие трехуровневой модели пенсионной системы на основе обязательного пенсионного страхования, корпоративных пенсионных систем и добровольного пенсионного страхования.

В ходе целого комплекса радикальных реформ пенсионного и социального обеспечения, осуществленных в России за последние 30 лет, функции Пенсионного фонда значительно расширились. Помимо выплаты трудовых и социальных пенсий, Пенсионный фонд России осуществляет выплату всех видов пособий льготным и малоимущим категориям граждан; выдачу государственных сертификатов на семейный (материнский) капитал каждой семье при рождении второго и последующего ребенка; реализацию программы государственного софинансирования пенсий; формирование, инвестирование и выплату средств накопительной части пенсионных капиталов участников системы социального страхования.

Пенсионный фонд осуществляет свою деятельность на федеральном уровне по всей территории России, а также в городе Байконур Республики Казахстан.

В Пенсионном фонде работают 103,3 тысячи специалистов. В 2020 году в целях оптимизации структуры территориальных органов и штатной численности 236 управлений ПФР, входящих в состав 82 региональных отделений, были преобразованы в 22 межрайонных управления и 4 центра государственных услуг и установления пенсий.

В настоящее время Пенсионный фонд ведет лицевые счета 156,4 млн. российских и иностранных граждан, выплачивает пенсии 43 млн. пенсионеров и обеспечивает выплаты по федеральным льготам для более чем 20 млн. россиян. Фонд также формирует пенсионные накопления 38,4 млн. будущих и нынешних пенсионеров и предоставляет выплаты миллионам российских семей с детьми.

К своему 30-летию Пенсионный фонд России - один из трех государственных внебюджетных фондов, на которые возложены функции по обязательному социальному страхованию в Российской Федерации.

Окно возможностей

Вторая итерация дискуссии пришлась на 2001 год и завершилась внесением президентского пакета законопроектов о реформе в Госдуму. Предлагалось структурировать пенсионную систему, исходя из принципов ее финансирования и целей, решаемых ее отдельными компонентами. Базовая часть трудовой пенсии решала проблемы бедности и финансировалась федеральным бюджетом из расчета прожиточного минимума. Страховая часть — учитывала стаж и заработок застрахованного лица и обеспечивала дифференциацию размеров пенсий. Накопительная часть — учитывала взносы и инвестиционный доход, обеспечивая коэффициент замещения утраченного заработка для работников с доходами выше средних. По мнению экспертов и рейтинговых агентств, предложенная архитектура обеспечивала долгосрочную устойчивость системы.

При этом прогнозы основывались на весьма высоких темпах роста российской экономики в годы после дефолта. Предполагалось, что пенсионные накопления станут источником долгосрочных инвестиций, а новый класс институциональных инвесторов в лице НПФ будет фактором стабильности на финансовых рынках.

Переписанный сценарий

Но первоначальные принципы существенно изменились в процессе реализации реформы. Во-первых, менялись механизмы финансирования пенсионной системы: с 2001 года страховые взносы в ПФР и другие внебюджетные фонды заменили на Единый социальный налог (ЕСН), а с 2010 года вернулись к страховым взносам. Во-вторых, в целях стимулирования экономики в 2005 году ЕСН снизили с 35,6% до 26%, что привело к возникновению дефицита пенсионной системы. В этой ситуации средства, идущие на пенсионные накопления, стали восприниматься как выпадающие доходы ПФР. Существенно возросла роль федерального бюджета, которому пришлось одновременно покрывать возникший дефицит и финансировать повышение пенсий. В-третьих, пенсионные накопления, в силу своего объема, стали играть заметную роль на финансовых рынках. В том числе и поэтому государственной управляющей компании ВЭБ расширили инвестиционную декларацию и дали возможность более активно покупать облигации компаний первого эшелона.

При этом изначально никто не ожидал, что индустрия НПФ сможет играть значительную роль в системе обязательного пенсионного страхования. Однако за десять лет более половины застрахованных лиц 1967 года рождения и моложе перевели свои накопления в частные фонды, совокупные активы которых превысили активы под управлением ВЭБ. Казалось, что развитие сектора НПФ обеспечено устойчивой бизнес-моделью и высокой доходностью на вложенные инвестиции. Но регулирование постепенно ужесточалось.

Первым шагом, совпавшим по времени с принятым в 2013 году решением о заморозке новых накопительных взносов, стал процесс акционирования НПФ и создания системы гарантирования пенсионных накоплений. С одной стороны, Банк России хотел знать реальных владельцев и бенефициаров НПФ (по аналогии с банковским сектором), с другой — создать модель распределенной ответственности за результаты инвестирования. Череда банкротств НПФ, вызванная ужесточением регулирования и реализовавшимися рисками вложения пенсионных средств в проекты учредителей НПФ, сформировала общественный запрос на повышение надежности системы, ответом на который стало назначение Агентства по страхованию вкладов (АСВ) оператором системы гарантирования пенсионных накоплений (также по аналогии с банками). Новые правила работы НПФ привели к пересмотру инвестиционных стратегий. В итоге крайне консервативная и осторожная инвестиционная политика фондов уже не позволяла рассчитывать на получение доходности, превышающей инфляцию на долгосрочном периоде. Привлекательность системы НПФ для граждан снизилась.

Альтернатива для желающих

Но природа не терпит пустоты. На фоне системного кризиса ОПС значительное развитие получила система индивидуальных инвестиционных счетов. С одной стороны, популярность ИИС можно объяснить эффективной моделью налогового стимулирования со стороны государства, с другой — возможностью инвестора выбирать инвестиционную стратегию с учетом своих потребностей и ожиданий. НПФ столкнулись с необходимостью конкуренции за средства граждан, и, к сожалению, пока пенсионным фондам не удалось сформировать адекватную продуктовую линейку.

Между тем проблема зависимости ПФР от федерального бюджета так и осталась нерешенной, хотя теперь вся пенсионная часть страховых взносов идет на выплаты нынешним пенсионерам. В рамках сложившейся конфигурации системы объем бюджетных трансфертов в ПФР будет только увеличиваться. В таких условиях заявленный демонтаж остатков накопительной системы представляется наиболее вероятным сценарием.

Долгое время в Российской Федерации существовала пенсионная система, основанная на принципе распределения и принципе солидарности поколений. Но в настоящее время данная система не в состоянии обеспечить достойный уровень жизни пенсионерам, так как поддержание на неизменном уровне пенсионного обеспечения пожилых при таких демографических тенденциях ведет либо к росту экономической нагрузки на активное население (за счет увеличения пенсионных налогов), либо к дальнейшему увеличению возраста выхода на пенсию. Возможны и различные, комбинации из названных мер. Еще одной альтернативой выхода из создавшегося положения является полный или частичный переход пенсионной системы на накопительные принципы. Это обусловило переход пенсионной системы на страховую основу.

Итак, низкий уровень пенсионного обеспечения, сложные негативные демографические изменения, установление рыночных отношений в экономике требуют пенсионного реформирования.

Цели и задачи пенсионной реформы

1. совершенствовать пенсионные выплаты гражданам РФ;

2. обеспечить достойную старость пенсионерам;

3. стабилизировать ситуацию, учитывая демографический кризис;

5. привлечь дополнительные инвестиции в экономику страны.

Первая цель пенсионной реформы – вывести скрытые части зарплат из тени и увеличить за счёт этого поступления средств для выплаты пенсий сегодняшним пенсионерам.

Второй целью пенсионной реформы является создание стимулов для работающих к полной уплате взносов со всего объёма своих доходов. А для этого была отменена система учёта пенсионных прав (по стажу работы и по размеру заработка за два последних года), поскольку она не полностью учитывает вклад каждого человека в доходы пенсионной системы. Новая пенсионная модель, во – первых, учитывает весь денежный капитал, внесённый каждым россиянином за каждый год и месяц своего трудового стажа, и, во – вторых, закрепляет их в виде обязательств государства персонально перед каждым работником.

Третья цель, которую должна решить реформа, - это обеспечить прозрачность пенсионной системы. Обязательства государства перед гражданами по пенсионным выплатам должны выражаться не в процентах и годах, а в рублях. И каждый год работник должен получать отчёт о состоянии заработанных им пенсионных прав – в каком объеме перечислены взносы за него его работодателем, каков общий объём пенсионного капитала, начисленного ему за все годы работы, в каких объёмах он индексировался и т. д. Официальные уведомления об этом каждый россиянин, застрахованный в системе обязательного пенсионного страхования, должен получать ежегодно. И в случае несогласия сможет добиться их изменения.

Этапы пенсионной реформы в России
Попытки реформирования в области пенсионного обеспечения в Российской Федерации предпринимались с начала 90-х годов. Фактически эти попытки сводились к осовремениванию заработка, выплатам компенсаций и прочим весьма непопулярным мерам. Однако наличие достаточно низкого пенсионного возраста, большого числа льготников и северян, возможность получения пенсии после достижения пенсионного возраста, соотношение числа активно работающего населения к числу пенсионеров, резкое снижения числа плательщиков взносов по сравнению с числом получателей пенсий при проводимых мерах не могло привести к значительному изменению уровня социальной защищенности неработающего населения.
Анализ сложившегося положения привел к единственному решению необходимости реформирования самой системы пенсионного обеспечения.
На различных этапах реформы формулировка целей периодически изменялась:
В 1991 г. - преодоление проблем с выплатами пенсий и их низким уровнем. Проблема была связана с возникшим дефицитом бюджета. Произошло выделение пенсионного фонда в отдельную структуру. Ранее пенсии выплачивались из государственного бюджета.
В 1995 г. - совершенствование управления пенсионной системой. Реформирование направлено на факт отсутствия организационной структуры, ответственной за реализацию государственной политики в области пенсионного обеспечения. Создание справедливой системы начислений пенсии.
В 1995 г. - 1998 г.:
1. Обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы. Решение проблемы дефицита бюджета пенсионного фонда; обеспечения своевременных выплат пенсий; обеспечение пенсионерам прожиточного минимума.
2. Увеличение дифференциации пенсий в зависимости от уровня заработка. Предполагается введение накопительной части пенсии.
В 1998 г. - 2001 г.:
1. Обеспечение текущей и долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы при ожидаемом усугублении демографической ситуации. Поэтапный переход от всеобщей распределительной системы к смешанной системе пенсионного обеспечения, в которой значительную роль должны играть накопительные механизмы финансирования пенсий на основе рационального сочетания государственных и негосударственных форм пенсионного обеспечения.
2. Решение проблемы легализации заработка населения. В соответствии с новым пенсионным законодательством практика нелегализованных отчислений в качестве заработной платы должна приводить к тому, что часть пенсионных выплат у этой части населения будет минимальной.
С 2001 г. одна из основных целей реформы - это создание таких правовых основ пенсионной системы, которые бы побуждали трудоспособное население вне зависимости от места работы (частного, государственного, промышленного или других секторов) накапливать свои пенсионные права, думать о старости и зарабатывать самостоятельно на ее обеспечение.
Пенсионная реформа состоит из трех блоков (финансовая реформа, правовая реформа и административная реформа) и должна осуществляться в общей сложности в течение 20 ближайших лет (с 1 января 2002 г. по 1 января 2022 г.) в несколько последовательных этапов.

- А также другие изменения.
1990-1995 гг. В этот период осуществлялись попытки увеличения доходной части пенсионного фонда за счет увеличения налогов. Также проходили индексации пенсий. С 1992 года начали работу Негосударственные пенсионные фонды.
В настоящее время реализуется программа пенсионной реформы 2001г., подготовленная Министерством труда и социального развития и Пенсионным фондом России. На ее основе были приняты следующие Федеральные Законы:
- ФЗ от 2001 г. (в ред. 2002 г.)"об обязательном пенсионном страховании в РФ".
- ФЗ от декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в РФ".
- ФЗ от августа 2002 г. "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии".
- ФЗ от января 2003 г. "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах".
А также ряд других законов.
Принят в первом чтении законопроект "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации" (14 декабря 2003 г.)

Сущность пенсионной реформы в РФ Федерации заключается в переходе работы Пенсионного Фонда от распределительной схемы, к распределительно-накопительной.
Распределительная схема представляла собой сбор пенсионных отчислений работающих граждан и последующее их распределение между пенсионным населением.
Распределительно-накопительная схема, как видно из названия, не только распределяет пенсионные отчисления, но и определенную часть отчислений накапливает на специальном пенсионном счете работающего гражданина.
Таким образом, Государство стремится обеспечить финансовое благополучие будущих пенсионеров.

До пенсионной реформы Пенсионный Фонд России осуществлял деятельность по распределительному принципу – каждый работодатель обязан уплачивать Единый социальный налог (ЕСН), который предусматривает отчисления в Пенсионный фонд. Данные поступления ПФР направлял на выплату пенсий действующим пенсионерам. Отчисления в ПФР состояли из двух частей: базовой и страховой. Кратко можно сказать, что все отчисления в ПФР поступали на один счет или в один общий фонд, из которого производилась выплата пенсий.

С появлением пенсионной реформыПФР перешел от распределительной системы пенсионных накоплений к распределительно-накопительной. Таким образом, пенсия стала включать в себя три части – базовую, страховую и накопительную. У каждого гражданина появились пенсионные накопительные счета, с помощью которых отдельная часть пенсии накапливается в собственный пенсионный фонд. Это значит, что каждый гражданин начинает формировать собственную пенсию с началом трудовой деятельности.

Основные признаки растений: В современном мире насчитывают более 550 тыс. видов растений. Они составляют около.


Напомним, у работающих пенсионеров ежегодная индексация пенсий сейчас "заморожена". То есть пока работник, оформивший получение пенсии, продолжает трудиться, он ее получает без индексации, в первоначальном назначенном размере в течение всех лет "переработки".

Правда, стоит отметить, что поскольку с зарплаты таких граждан работодатели продолжают платить взносы в Пенсионный фонд, пенсию им ежегодно пересчитывают с учетом размера поступивших отчислений - это происходит с 1 августа каждого года. А вот когда гражданин увольняется, пенсия ему пересчитывается с учетом всех пропущенных индексаций. Например, пенсионер продолжал трудиться три года - значит, когда он прекратит карьеру, пенсия ему будет проиндексирована с коэффициентами, действовавшими в последние три года.

Этот принцип "отложенных индексаций" предполагается сохранить для работающих пенсионеров и после начала реформы. Но поскольку правительство обещает увеличить коэффициент индексации после введения новой возрастной планки, эта группа пенсионеров в итоге также окажется в выигрыше, ведь повышенные коэффициенты будут действовать для всех.

Добрый доктор

Более 60 лет отработала в родной больнице в Рязани старейший хирург России (а может, и мира) Алла Ильинична Левушкина.

Ей 90 лет, а оперировать она перестала всего месяц назад. Более 60 лет приходила в ординаторскую первого хирургического отделения 11-й горбольницы Рязани.

"Ни разу не изменила ни больнице, ни хирургии, и о том, чтобы оставить работу, даже не думала", - говорит доктор. А пациенты всегда стремились попасть лечиться к ней - маленькой, хрупкой, но с твердой рукой и бесконечной добротой.



C премьер-министром Дмитрием Медведевым встретилось руководство партии и фракции "Единой России", чтобы обсудить трудовые гарантии для граждан в рамках предстоящей пенсионной реформы.

С одной стороны, речь идет о людях в возрасте после 50 лет, которым необходимо гарантировать трудоспособное будущее. Сейчас такие работники в зоне риска с точки зрения потери работы. Также им довольно сложно в случае увольнения найти новое место.

Нужны гарантии, чтобы людей в этом возрасте не увольняли, либо, если увольнение произошло, чтобы они могли пройти переобучение. Впрочем, в Роструде уже сообщили, что для возрастных работников будут предложены особые программы помощи в трудоустройстве.

Еще одна возрастная категория - молодые люди, у которых нередко возникают проблемы с поиском стартового места работы. Один из обсуждаемых вариантов: дать выпускникам вузов гарантию первого рабочего дня. Другая возможность - вернуться к старой системе распределения выпускников.


Реальное повышение пенсионного возраста, о чем многие сегодня не помнят, началось 1,5 года назад. И первой категорией, для которой было принято такое решение, стали государственные служащие.

Поправки в Закон "О страховых пенсиях" вступили в силу с 1 января 2017 года. Параметры повышения, кстати, были те же самые, что предлагаются сегодня для всех остальных работников (за исключением льготников): возраст увеличивается с 60 лет до 65 для мужчин и с 55 до 63 для женщин. Только шаг повышения тогда был выбран более плавный: по полгода увеличения за год.

Одновременно с возрастом были изменены и некоторые другие параметры для назначения пенсий - например, минимальный стаж работы на госслужбе.

Теперь возраст выхода на пенсию для госслужащих предлагается привести в соответствие с предстоящим увеличением общеустановленного возраста. С 1 января 2020 года шаг уже проводимого второй год увеличения трудоспособного возраста будет ускорен - по принципу "год за год".


Пойти на повышение пенсионного возраста правительство заставила ситуация с трудовыми ресурсами - доля работников все меньше, а пенсионеров все больше, сказал глава правительства Дмитрий Медведев, представляя параметры реформы. Увеличение возраста поможет "обеспечить нормальный уровень жизни пенсионерам", подчеркнул он, отметив, что по Конвенции МОТ размер пенсии должен обеспечивать 40 процентов утраченного заработка.

Для "обычных" работников, которые по действующему законодательству выходят на пенсию в возрасте 60 лет - мужчины, и 55 лет - женщины, предполагается повысить возрастную планку на 5 лет для сильной половины и на 8 лет - для женского населения. То есть когда реформа закончится, мужчины смогут оформить страховую пенсию по старости в 65 лет, а женщины - в 63 года. Но это повышение не будет скачкообразным. Как показал опыт других стран, чтобы люди адаптировались и спокойнее принимали перемены, возраст надо повышать постепенно.

Начать правительство предлагает уже с 1 января 2019 года, при этом предусматривается достаточно длительный переходный период: с 2019 по 2028 год для мужчин и с 2019 по 2034 год для женщин. Таким образом, возраст выхода на пенсию предлагается увеличивать по принципу "на год за год, пропуская год" в течение 10 лет для мужчин и 16 лет для женщин. (См. инфографику выше)

Если законопроект будет принят в нынешнем виде, увеличение пенсионного возраста первыми затронет мужчин 1959 года рождения и женщин 1964 года рождения. Граждане этого возраста с учетом переходных положений получат право выйти на пенсию в 2020 году - в возрасте соответственно 61 год и 56 лет.

Отметим, что когда рассматривались разные варианты реформы, эксперты просчитывали и другие параметры, например, более медленное увеличение возраста "по полгода за каждый год". В пользу такого подхода высказалась на днях глава Совета Федерации Валентина Матвиенко. Так что дискуссии и в правительстве, и среди парламентариев продолжаются. Окончательные параметры станут ясны позднее.

Много вопросов возникло и по поводу, что правительство собирается сделать с льготными пенсиями. Категорий льготников у нас очень много. Для некоторых сегодняшний порядок выхода на пенсию решено не менять. Для других - изменения все же будут.


Граждане, отработавшие определенный срок (иногда его называют "северным стажем") в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к северным территориям, имеют право на досрочную пенсию. Правительство предложило для тех северян, кому сейчас установлен возраст выхода на пенсию в 55 лет (для мужчин) и 50 лет (для женщин), постепенно его повысить. Предусматривается повышение пенсионного возраста до 60 лет и 58 лет соответственно у мужчин и женщин.

Досрочные пенсии для северян ввели в 50-е годы прошлого века, когда нужно было осваивать северные территории. Условия работы и жизни в отдаленных северных регионах были чрезвычайно сложными, инфраструктура, всевозможные социальные объекты, обеспечивающие нормальную жизнь, отсутствовали и строились с нуля. Фактически льготой по раннему выходу на пенсию правительство компенсировало людям жизнь и работу в очень непростых условиях.

Сейчас ситуация другая. А продолжительность жизни у северян растет даже быстрее, чем в среднем по стране. За 2010-2016 годы в целом по России ожидаемая продолжительность жизни выросла на 2,93 года. За это же время на Чукотке стали жить дольше на 6,93 года, в Ненецком автономном округе - на 6,16 года, а в Сахе (Якутии) - на 4,09 года.

Порядка 42 тысяч россиян получают сегодня социальную пенсию. Это граждане, которые не работали вообще или трудились непродолжительное время. В результате они не наработали полноценного стажа, необходимого для получения страховой пенсии. В таких случаях государство берет на себя обязательство выплачивать им небольшую по размеру социальную пенсию.

До сих пор социальная пенсия назначалась женщинам, достигшим 60 лет, и мужчинам - в 65 лет.

Сроки ее получения также предлагается отодвинуть. Если законопроект будет принят, социальная пенсия будет назначаться женщинам на восемь лет позже нынешнего срока - в 68 лет, а мужчинам - позже на пять лет, то есть, соответственно, по достижении 70 лет.

Увеличение возраста для получения социальной пенсии будет проходить точно таким же образом, как и в случае с обычными страховыми пенсиями: плавно и постепенно.

Что касается пенсий по инвалидности, порядок их назначения остается, по сути, прежним. Граждане, имеющие значительные нарушения жизнедеятельности, как и раньше, имеют право обратиться за установлением инвалидности и при положительном решении (независимо от возраста) получать социальную пенсию по инвалидности. Средний размер социальной пенсии с 1 апреля 2018 г. составил 9072 рубля.


Главный момент: досрочные пенсии бюджетникам льготных категорий решено сохранить. Но время их назначения планируется постепенно сдвигать одновременно с увеличением общеустановленного пенсионного возраста.

Напомним, право оформить пенсию досрочно есть у педагогов, медиков и артистов. Сейчас к конкретному возрасту момент назначения пенсии не привязан: нужно только выработать специальный стаж по профессии: от 15 до 30 лет. Например, школьные учителя должны отработать по профессии 25 лет. У врачей, работающих на селе или в поселках городского типа, спецстаж 25 лет, а если доктор работает в городской поликлинике и больнице, он должен отработать не менее 30 лет. У артистов право на льготную пенсию появляется в 50-55 лет, и лишь у некоторых категорий не зависит от возраста.

Требования к стажу разные: у профессий с большими физическими нагрузками, у солистов стаж меньше, у "массовки" - больше. Ключевой момент: требования к величине стажа менять не планируется. "Исходя из общественной значимости этих работников институт досрочных пенсий сохраняется в полном объеме, - пояснили "РГ-Неделе" в минтруде. - Никакого ужесточения требований по спецстажу не будет". Тем не менее порядок назначения досрочных пенсий предлагается изменить. Параллельно с увеличивающимся общеустановленным пенсионным возрастом будут постепенно (по году за год) "сдвигать" и сроки назначения льготной пенсии. В итоге, когда закончится переходный период, срок оформления этого вида пенсий сдвинется на 8 лет.

"Новый возраст выхода на пенсию будет исчисляться исходя из даты выработки спецстажа и приобретения права на досрочную пенсию, - уточнили в минтруде. - Сейчас таким работникам необходимо выработать от 15 до 30 лет в зависимости от конкретной категории льготника. Таким образом, возраст, в котором эти работники вырабатывают специальный стаж и приобретают право на досрочную пенсию, фиксируется, а реализовать это право (назначить "досрочную" пенсию) можно будет в период с 2019 по 2034 год и далее с учетом увеличения трудоспособного возраста и переходных положений" (см. рисунок).

Большинство педагогов и медиков, оформивших досрочную пенсию, продолжают трудиться. Сейчас такие пенсии получают 1,1 миллиона учителей и 659 тысяч врачей. В прошлом году ее оформили 23 тысячи учителей, и более 19 тысяч остались на рабочем месте. Та же картина и с врачами: в 2017 году досрочную пенсию получили 14,5 тысячи медработников, и 12,3 тысячи из них по-прежнему продолжают лечить людей.
Педагогам требуется 25 лет выслуги в учреждениях для детей, независимо от возраста и пола. Если школьный учитель, например, в 2019 году выработает этот необходимый стаж, пенсия ему будет назначена через год, то есть в 2020 году.

Многим категориям работников повышение пенсионного возраста, откровенно говоря, даже выгодно. Приближаясь к предпенсионному возрасту, люди опасаются потерять работу. Новый порядок защитит их интересы.

С другой стороны, встает вопрос об обострении конкуренции опытных зрелых людей и креативной, но бесшабашной молодежи. Повышение пенсионного возраста не должно серьезно повлиять на показатели безработицы, считает глава минтруда Максим Топилин. Работники старших возрастов и молодежь занимают разные ниши на рынке труда: молодые охотнее занимаются информационными технологиями, идут в бизнес, финансовую сферу, открывают собственное дело. Старшее поколение занято в основном в традиционных отраслях и бюджетной сфере. "Мы исходим из того, что в связи с повышением пенсионного возраста серьезных изменений показателей безработицы не будет", - сказал министр.

По данным минтруда, на начало 2018 года уровень безработицы в стране (по методологии МОТ) составлял чуть более 5 процентов - 3,9 млн человек. Фактически это тот уровень безработицы, который является естественным для российского рынка труда при текущем достаточно слабом развитии трудовой мобильности.

Основной проблемой для России становится сейчас не безработица, а нехватка кадров, которая, как следует из прогнозов Росстата, Банка России и минэкономразвития, будет только нарастать. Это - ключевое ограничение для экономического роста (а значит, и для повышения доходов населения, в том числе пенсионеров). И повышение пенсионного возраста позволит смягчить этот дефицит ресурсов.



При этом эксперты предупреждают о возможных рисках. Директор по социальным исследованиям НИУ ВШЭ Лилия Овчарова напомнила, что повышение пенсионного возраста в других странах сопровождалось изменениями в системе здравоохранения, а также специальными программами поддержки занятости людей старших возрастов.

"Если этих мер не будет, то, конечно, есть существенные риски, связанные с тем, что у нас, во-первых, вырастет безработица среди лиц старших возрастов. Во-вторых, может достаточно лавинообразно увеличиться доля людей, которые оформляют пенсию не по старости, а по инвалидности", - предупредила Овчарова.

Вероятность роста безработицы не исключил и проректор Академии труда и социальных отношений, профессор Александр Сафонов. Кроме того, он не исключил того, что власти могут столкнуться с необходимостью дополнительного увеличения пособий, выплачиваемых безработным гражданам.

"Не стоит также забывать, что решение повысить НДС с 18 до 20 процентов повлияет на доходы населения не в лучшую сторону. Реальные доходы граждан станут меньше, соответственно, это может усугубить ситуацию с занятостью", - отметил эксперт.

Одновременно с проектом пенсионной реформы правительство внесло в Госдуму проект поправок, касающийся страховых взносов работодателей на обязательное пенсионное страхование. По действующей редакции Налогового кодекса до конца 2020 года применяется тариф на уровне 22 процента от фонда оплаты труда, с 2021 года тариф должен был составить 26 процентов. Проектируемыми изменениями повышение тарифа отменяется.

Сельским медицинским работникам также требуется 25 лет работы в учреждениях здравоохранения, независимо от возраста и пола.
Если врач сельской больницы выработает необходимый стаж в 2020 году, пенсия ему будет назначена в соответствии с общим темпом повышения пенсионного возраста через два года, то есть в 2022 году.

В Пенсионном фонде РФ "РГ-Неделе" предоставили уточненный список категорий граждан, которые сегодня имеют право на назначение досрочных пенсий, и это право решено за ними сохранить без каких-либо изменений.

Речь идет о гражданах, занятых на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, в частности, горняках и шахтерах, рабочих в добывающей промышленности, черной и цветной металлургии, железнодорожной отрасли и ряда других, включенных в так называемые "малые списки".

Еще одна категория - "чернобыльцы", получившие льготы в связи с радиационным воздействием. Кроме того, сохраняются льготы и для граждан, которым страховые пенсии назначаются по социальным мотивам (в частности, многодетные матери, родившие 5 и более детей, женщины родившие и воспитавшие ребенка-инвалида до 8 лет, инвалиды по зрению с 1 группой, а также лилипуты (карлики).

Возраст не меняется для так называемых "списочников": граждан, работающих на рабочих местах с опасными и вредными условиями труда (страховые взносы за них в Пенсионный фонд платятся по специальным тарифам, устанавливаемым в результате спецоценки условий труда):

Читайте также: