Что означает на практике право выбора пенсии

Обновлено: 17.05.2024

1. Гражданам, имеющим право на одновременное получение трудовых пенсий различных видов, в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается одна пенсия по их выбору.

3. Обращение за назначением трудовой пенсии (части трудовой пенсии) может осуществляться в любое время после возникновения права на трудовую пенсию (часть трудовой пенсии) без ограничения каким-либо сроком.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

32. Право осужденных на получение информации, пользование родным языком и на свободный выбор языка общения, свободу совести и вероисповедания

32. Право осужденных на получение информации, пользование родным языком и на свободный выбор языка общения, свободу совести и вероисповедания Право на получение информации относится к конституционному и обязывает администрацию предоставлять информацию о требованиях

§ 4. Право обвиняемого (подозреваемого) на свободный выбор защитника

§ 4. Право обвиняемого (подозреваемого) на свободный выбор защитника Основным элементом права на юридическую помощь является право на свободный выбор защитника. Европейский суд подчеркнул, что обвиняемый имеет право пользоваться услугами защитника по своему выбору,

2. Право на свободный выбор юриста в качестве защитника и представителя

2. Право на свободный выбор юриста в качестве защитника и представителя Возможность персонального выбора защитника или представителя как обеспечивающая качество юридической помощиОказание эффективной юридической помощи требует доверительных отношений между

Статья 4. Право на выбор пенсии

Статья 4. Право на выбор пенсии 1. Гражданам, имеющим право на одновременное получение трудовых пенсий различных видов, в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается одна пенсия по их выбору.2. В случаях, предусмотренных Федеральным законом «О

Статья 15. Размеры трудовой пенсии по инвалидности

Статья 15. Размеры трудовой пенсии по инвалидности 1. Размер базовой части трудовой пенсии по инвалидности в зависимости от степени ограничения способности к трудовой деятельности устанавливается в следующих суммах:1) при III степени – 3 900 рублей в месяц;2) при II степени –

Статья 17.1. Доля страховой части трудовой пенсии, устанавливаемая к пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим

Статья 17.1. Доля страховой части трудовой пенсии, устанавливаемая к пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим 1. Федеральные государственные служащие, имеющие не менее пяти лет страхового стажа, в который включаются периоды, указанные в пункте 2

Статья 26. Удержания из трудовой пенсии

Статья 26. Удержания из трудовой пенсии 1. Удержания из трудовой пенсии производятся на основании:1) исполнительных документов;2) решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о взыскании сумм трудовых пенсий, излишне выплаченных пенсионеру, в связи с

6. Право на выбор врача, в том числе семейного и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования[74]

6. Право на выбор врача, в том числе семейного и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования[74] 6.1. Теория права на выбор врача и ЛПУ Право

11. Право на получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья

11. Право на получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья Правам пациента посвящена эта книга. О праве пациентов на информацию о

Статья 17.1. Доля страховой части трудовой пенсии по старости, устанавливаемая к пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим

Статья 17.1. Доля страховой части трудовой пенсии по старости, устанавливаемая к пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ)1. Федеральные государственные гражданские служащие, которым назначена

Статья 17.2. Доля страховой части трудовой пенсии по старости, устанавливаемая к пенсии за выслугу лет гражданам из числа работников летно-испытательного состава

Статья 17.2. Доля страховой части трудовой пенсии по старости, устанавливаемая к пенсии за выслугу лет гражданам из числа работников летно-испытательного состава (введена Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЗ)1. Граждане из числа работников летно-испытательного состава,

Статья 19. Сроки назначения трудовой пенсии

Статья 19. Сроки назначения трудовой пенсии 1. Трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи,

Статья 26. Удержания из трудовой пенсии

Статья 26. Удержания из трудовой пенсии 1. Удержания из трудовой пенсии производятся на основании:1) исполнительных документов;2) решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о взыскании сумм трудовых пенсий, излишне выплаченных пенсионеру, в связи с

Статья 29.1. Сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости)

Статья 29.1. Сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) (введена Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЗ)1. Сумма расчетного пенсионного капитала

Статья 6. Право на свободу передвижения и выбор места жительства

Статья 6. Право на свободу передвижения и выбор места жительства 1. Право на свободу передвижения реализуется военнослужащими с учетом необходимости поддержания ими боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременности прибытия к месту военной

9.1. Право на свободу передвижения и выбор места жительства

9.1. Право на свободу передвижения и выбор места жительства Статья 27 Конституции гарантирует каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. До вступления в силу Конституции право

Пенсионная система как правовое понятие — комплексное образование. Совокупность ее норм регулирует в основном три различные по характеру группы общественных отношений. Первая группа — это отношения по формированию соответствующих пенсионных фондов, за счет которых выплачиваются пенсии и осуществляются иные пенсионные выплаты. Эта группа отношений составляет главным образом предмет финансового права в широком его понимании. Вторая группа — отношения по материальному обеспечению членов общества пенсиями и иными пенсионными выплатами. Это, по существу, пенсионное право, т. е. совокупность правовых норм, регулирующих пенсионные и тесно связанные с ними отношения. Третья группа — отношения по управлению и организации пенсионного обеспечения. В праве социального обеспечения как отрасли российского права вторая группа норм — пенсионное право — занимает центральное место. Пенсионное право не без оснований рассматривается рядом специалистов-правоведов как подотрасль российского права социального обеспечения, имеющая относительно самостоятельный основной предмет правового регулирования — пенсионные отношения и наиболее обширный массив правовых предписаний.

В ее структуре выделяются основные институты или группы правовых норм, регулирующих неразрывно связанные между собой однотипные пенсионные отношения — пенсии по старости, пенсии по инвалидности, пенсии за выслугу лет, пенсии по случаю потери кормильца, социальные пенсии. Они объединяют нормы по видам пенсий. К обособленным институтам относятся правовые предписания, регулирующие процедурные отношения в сфере пенсионного обеспечения. Наиболее существенные из них — назначение и выплата пенсий, исчисление, перерасчеты, повышение и адаптация пенсионных выплат. Такие отношения затрагивают основные институты, они касаются реализации права на материальное обеспечение в виде пенсии и могут предшествовать возникновению пенсионного правоотношения либо функционировать наряду с ним.

В нормативных правовых актах, в том числе в Законе 1990 г., не содержится определения пенсии. Однако значение этого слова хорошо известно каждому. Слово pensio (лат.) означает платеж. Но это не всякий платеж, а платеж гражданину, т. е. физическому лицу, в связи с наступлением определенных обстоятельств в жизни — достижения соответствующего возраста, наступления инвалидности, смерти кормильца, а иногда в связи с длительной соответствующей профессиональной деятельностью. Виды пенсий различаются в зависимости от этих жизненных обстоятельств.

Размер пенсии определяется, как правило, на основе заработка и рассчитывается на месяц.

В связи с этим можно дать следующее определение пенсии.

Пенсия — это ежемесячная выплата, которая предназначена для материального обеспечения граждан, достигших пенсионного возраста, ставших инвалидами или длительное время занимавшихся определенной профессиональной деятельностью, а также нетрудоспособных граждан, потерявших кормильца. Ее размер определяется, как правило, на основе заработка.

В России есть и негосударственные пенсии.Они введены соответствующими пенсионными фондами, средства которых образуются за счет добровольных взносов организаций и граждан.




В последнее время некоторые выплаты, установленные государством, именуются не пенсиями, а иначе: ежемесячным пожизненным денежным содержанием (для судей), доплатой к государственной пенсии (для государственных служащих) и т. д. Сущность подобных выплат от этого не меняется, они являются пенсионными выплатами.Другое же название дается им с целью обойти указанное выше требование Конституции РФ, в силу которого пенсии устанавливаются только законом.

Особо следует отметить принятую впервые в нашей стране и содержащуюся в Законе 1990 г. классификацию пенсий,основывающуюся на труде и иной общественно полезной деятельности. Это подразделение всех пенсий на трудовые, т. е. заработанные трудом, и нетрудовые, устанавливаемые вне связи с трудом. К последним относятся лишь социальные пенсии, все остальные — трудовые, заработанные пенсии.

Помимо классификации пенсий по основаниям их предоставления — по жизненным обстоятельствам или юридической основе в фактическом составе, а также на трудовые и нетрудовые, их можно подразделять и по иным признакам. Например, выделяются трудовые пенсии, выплачиваемые за счет собственных средств Пенсионного фонда России (его средства образуются в основном за счет пенсионных страховых взносов, они обособлены и не входят в состав государственного бюджета) и за счет ассигнований из государственного бюджета[140]. К первым относятся все виды пенсий, установленные для тех, кто в период трудовой деятельности подлежит обязательному (государственному) пенсионному страхованию (наемные работники и отдельные категории других работающих граждан), ко вторым — все виды пенсий, установленные для тех граждан, которые выполняют определенную работу, но не подлежат в этот период обязательному (государственному) пенсионному страхованию (военнослужащие различного состава, в том числе кадрового; граждане, проходящие службу в органах внутренних дел, и некоторые другие).

Российский пенсионный закон 1990 г. сохранил общее правило о том, что гражданам, имеющим право на различные государственные пенсии, назначается и выплачивается одна из них, по их выбору (ст. 5). Обычно граждане выбирают ту пенсию, размер которой выше. Ситуации, когда граждане имеют право на две и более государственные пенсии, не так уж редки. Например, инвалид, в том числе с детства, достигнув пенсионного возраста, зачастую приобретает право на пенсию по старости, если он трудился в период инвалидности. В то же время пенсионер по старости в случае признания его инвалидом приобретает право на пенсию по инвалидности. Тот, кто получал пенсию за выслугу лет, может по достижении пенсионного возраста перейти на пенсию по старости и т. д. Данное общее правило касается лишь государственных пенсий. Следовательно, вполне возможно получать, например, государственную пенсию по старости и, помимо нее, иную пенсию по старости или по инвалидности за счет негосударственного пенсионного фонда.

Российский пенсионный закон 1990 г. предусмотрел исключения из общего правила, предусмотренного в ст. 5, для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы: им предоставляется право получать две пенсии — пенсию по старости (или пенсию за выслугу лет) и пенсию по инвалидности. Причина такого исключения состоит в том, что в данных случаях налицо совершенно различные основания для пенсионного обеспечения — военная травма, полученная при защите Родины, исполнении иных обязанностей военной службы, приведшая к инвалидности, и многолетний труд, который определяет право на пенсию по достижении соответствующего пенсионного возраста.

В дальнейшем, в 1995 г., право получать две пенсии было предоставлено участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением случаев наступления инвалидности вследствие противоправных действий). Им также могут устанавливаться пенсии по старости (за выслугу лет) и по инвалидности. На практике большинство участников этой войны (1941—1945 гг.) признаны инвалидами и получают две пенсии (возраст самого молодого участника войны 75 лет). В данном случае решение продиктовано необходимостью за счет второй пенсии несколько повысить общий уровень пенсионного обеспечения участников Великой Отечественной войны, которые хотя и не пострадали вследствие военной травмы, но все же являются инвалидами и пожилыми людьми.

Право получать две пенсии предоставляется, кроме того, родителям и вдовам погибших (умерших) военнослужащих. Эти правила несколько изменились. В настоящее время они следующие.

Право на получение двух пенсий по Закону 1990 г. предоставляется:

вдовам военнослужащих, погибших в войну с Финляндией, Великую Отечественную войну, войну с Японией, не вступившим в новый брак (им могут устанавливаться пенсия по старости (пенсия по инвалидности, за выслугу лет, социальная пенсия) и пенсия по случаю потери кормильца — за погибшего мужа);

родителям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы, за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий (им могут устанавливаться пенсия по старости (пенсия по инвалидности, за выслугу лет, социальная пенсия) и пенсия по случаю потери кормильца). При этом пенсия по случаю потери кормильца устанавливается каждому из родителей погибшего (умершего) военнослужащего.

Две пенсии устанавливаются также в соответствии с Законом 1993 г. Кому? Женам военнослужащих, погибших в период Великой Отечественной войны (они имеют, как правило, право на получение пенсии по случаю потери кормильца за погибшего мужа независимо от получения ими другой пенсии) и родителям военнослужащих, погибших (умерших) вследствие военной травмы (им могут назначаться пенсия по старости (по инвалидности, за выслугу лет, социальная пенсия) в соответствии с Законом 1990 г. и пенсия по случаю потери кормильца по Закону 1993 г.).

Для родителей и вдов указанных военнослужащих предусмотрены также некоторые другие льготы, касающиеся условий и норм их пенсионного обеспечения.

Право получать две пенсии по различным основаниям широко распространено во многих других странах, в частности в странах антигитлеровской коалиции, участвовавших §о Второй мировой войне (Англия, США и др.).

Контрольные вопросы:

1.Какие две пенсионные системы выделяются в России в зависимости от источников средств, за счет которых выплачивается пенсия?

2.Каковы причины, побудившие Россию заново сформировать свою
пенсионную систему?

3. Каковы основные идеи, определившие содержание российского пенсионного Закона 1990 г.?

4.Каково значение относительного и абсолютного уровня пенсионного обеспечения? Как они определяются?

5.Каковы причины девальвации российской пенсионной системы в
последние годы и способы, которые использовались для этого властными
структурами?

6.Дайте понятие пенсии.

7.Назовите критерии, определяющие классификацию пенсий.

8.В чем состоит право выбора пенсии? Кому и при каких условиях по
российскому законодательству предоставлено право получать две государственные пенсии?

Глава 9. Пенсия по старости

Понятие пенсии по старости

Все пенсии, как отмечалось, подразделяются на пенсии, которые устанавливаются в связи с трудовой, иной определенной деятельностью и вне связи с такой деятельностью. Соответственно выделяются трудовые (или страховые) пенсии по старости и социальные (или нестраховые) пенсии по старости.

Трудовой пенсией по старости принято называть такую, которая устанавливается в связи с достижением определенного возраста (возраста в полных прожитых человеком годах) и в то же время при наличии соответствующего трудового стажа[141].

В отличие от трудовой для установления социальной пенсии по старости необходимо лишь достижение определенного возраста, трудовой же стаж в данном случае юридически безразличен.

В пенсионном законодательстве России зачастую бывает сложно разобраться. Давайте вместе будем выяснять, когда и как можно перейти на более выгодный для вас вид пенсионных выплат.

Существуют следующие виды пений :

  • страховые;
  • государственные;
  • социальные.

Они в свою очередь делятся на пенсии :

  • по возрасту;
  • по инвалидности;
  • по потере кормильца;
  • по выслуге.

Для каждого вида пенсионных выплат разработаны свои правила и условия.

Первое - Пенсии по возрасту

Если у вас большой стаж и были высокие заработки, то вам выгоднее оформлять пенсию по возрасту.

В 2021 году для нее требуется минимум 12 лет стажа и 21 пенсионных баллов. Ее размер состоит из фиксированной выплаты , которые гарантированно выплачивается государством. Ее размер в 2020 году составляет 6044 руб.

Вторая составляющая – это страховая пенсия . Ее размер зависит от страховых баллов, которые пенсионер заработал на протяжении своей трудовой деятельности.

Люди, которые имеют дозы радиации, полученные при ликвидации аварии на ЧАЕС или на других объектах, имеют право на государственную пенсию по возрасту. У них есть право переходить со страховой пенсии на государственную, выбирая тот вариант, где больше выплаты.

Количество переходов не ограничено.

Обратите внимание!

Государственные пенсии каждый год индексируются. А страховая пенсия остается без изменений пока человек работает.

Граждане, получающие выплаты по потере кормильца, тоже имею право перейти на пенсию по возрасту при достижении пенсионного возраста.

Если вы получаете, получающий пенсию за умершего мужа или жену, и достигли 80 лет, то сразу лишаетесь доплаты в размере 100% фиксированной выплаты, которая в 2021 году составляет 6044 руб.

Как только вы переходите на страховой вид пенсии, доплата возобновляется.

Второе - Пенсии по инвалидности

Пенсионер с инвалидностью имеет право выбора между страховым видом пенсии, если имеет необходимое количество лет страхового стажа, и социальным видом.

Например, социальная пенсия для инвалидов 1 группы в 2021 году составляет 12 088 руб. Если размер страховой пенсии меньше, то лучшим вариантом будет перейти на социальные выплаты.

Такая категория граждан, как участники великой отечественной войны, чернобыльцы, военнослужащие могут выбрать государственную пенсию. Например, для инвалида, участника великой отечественной войны 1 группы она составляет в 2021 году 15 102 руб.

Третье - Пенсия по потере кормильца

Нетрудоспособные члены семьи, которые имеют право на выплаты по потере кормильца, могут выбирать между страховой и социальными видами пенсий.

Страховая пенсия назначается, если у кормильца был страховой стаж. В этом случае ее размер индивидуален и зависит от суммы пенсионных баллов, которые заработал кормилец.

Сверх рассчитанной выплаты добавляется еще фиксированная выплата. Ее размер в два раза меньше, чем для пенсии по возрасту и составляет в 2021 году 3022 руб.

Кроме того, не следует забывать, что при переходе на страховую пенсию по потере кормильца, пенсионер лишается специальных доплат, таких как на иждивенца, за 80-летие, северных надбавок и за сельский стаж.

Но есть один важный момент.

Пенсия по потере кормильца – это единственный вид пенсии, с которой не происходит удержание долгов.

Социальные пенсии по потере кормильца устанавливаются в фиксированном размере. На него не влияет ни стаж, ни заработок кормильца. В 2021 году он составляет 5 796 руб., а для детей-сирот – 11 593 руб.

Поэтому вы можете выбрать тот вид пенсии, который вам выгоден.

Члены семьи военнослужащих и приравненных к ним сотрудников правоохранительных органов имеют право на ведомственную пенсию по потере кормильца. Ее размер зависит от величины денежного довольствия, который получал кормилец и составляет 50% или 40% на каждого иждивенца. Но в любом случае, ее размер не может быть ниже 8 634 руб. в 2021 году.

Чтобы перейти с одного вида пенсии на другой, нужно обратиться в Пенсионный фонд или в отдел МВД или в другое ведомство, которое занимается пенсионным обеспечением служащих.

В заявлении необходимо указать, какой вид пенсии вы получали ранее. и на какой вид пенсии желаете перейти.

Перевод будет сделан с первого числа месяца, следующего за месяцем обращения.

Лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору (за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").

Супруги лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, погибших вследствие причин, перечисленных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), не вступившие в новый брак, имеют право на одновременное получение двух пенсий. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная статьей 30 настоящего Закона, и любая другая пенсия, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии по случаю потери кормильца).

Родители лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, умерших (погибших) вследствие причин, перечисленных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), имеют право на одновременное получение двух пенсий. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная статьей 30 настоящего Закона, и любая другая пенсия, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии по случаю потери кормильца).

Лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Статья 8. Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, которые подверглись радиационному воздействию, и их семей

Лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, подвергшимся радиационному воздействию при проведении взрывов и испытаний ядерного оружия либо в результате аварийных ситуаций на ядерных объектах гражданского и военного назначения, а также при ликвидации последствий этих аварий, и семьям этих лиц предоставляются дополнительно льготные условия назначения пенсий, выплачиваются надбавки к пенсиям, пособия и компенсации в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию.

ГАРАНТ:См. комментарии к статье 8 настоящего Закона

Информация об изменениях:Федеральным законом от 28 ноября 1995 г. N 186-ФЗ в статью 9 настоящего Закона внесены изменения

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 9. Выплата пособий

Лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, уволенным со службы, пенсионерам-инвалидам из числа этих лиц и членам семей умерших пенсионеров выплачиваются пособия в порядке и размерах, определяемых законодательством Российской Федерации и нормативными актами Правительства Российской Федерации.

ГАРАНТ:См. комментарии к статье 9 настоящего Закона

Информация об изменениях:Федеральным законом от 3 декабря 2007 г. N 319-ФЗ в статью 10 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2008 г.

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 10. Средства на выплату пенсий

Выплата пенсий лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям обеспечивается за счет средств федерального бюджета. При этом финансирование расходов на выплату пенсий осуществляется в централизованном порядке.

Выплата пенсий, предусмотренных Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" для военнослужащих, лиц, приравненных по пенсионному обеспечению к военнослужащим, и их семей, осуществляется в соответствии с указанными федеральными законами.




ГАРАНТ:См. комментарии к статье 10 настоящего Закона

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 11. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие пенсионное обеспечение

Пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и их семей в зависимости от последнего места службы этих лиц осуществляется:

а) Министерством обороны Российской Федерации - в отношении военнослужащих, уволенных из Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил Российской Федерации, железнодорожных войск и других воинских формирований Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации (кроме формирований, перечисленных в пунктах "б" и "в" настоящей статьи), лиц, указанных в части первой статьи 3 настоящего Закона, а также их семей;

б) Министерством внутренних дел Российской Федерации - в отношении военнослужащих, уволенных из внутренних войск и военизированной пожарной охраны, лиц рядового и начальствующего состава, уволенных из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральных органов налоговой полиции, а также их семей;

в) Федеральной службой безопасности Российской Федерации - в отношении военнослужащих, уволенных из органов федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войск, органов внешней разведки, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, федеральных органов правительственной связи и информации, федерального органа специальной связи и информации, из Главного управления охраны Российской Федерации, Службы безопасности Президента Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации и Службы специальных объектов при Президенте Российской Федерации, а также их семей;

г) Федеральная служба исполнения наказаний - в отношении сотрудников, уволенных из учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также членов их семей;

д) Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ - в отношении сотрудников, уволенных из органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также их семей.

Пенсионное обеспечение соответствующих категорий уволенных со службы военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждений и органов уголовно-исполнительной системы бывшего Союза ССР, других государств и их семей, указанных в абзацах третьем и пятом пункта "а" и пункте "б" статьи 1 настоящего Закона, осуществляется в соответствии с ведомственной принадлежностью, предусмотренной настоящей статьей.

ГАРАНТ:См. комментарии к статье 11 настоящего Закона

Информация об изменениях:Федеральным законом от 3 декабря 2007 г. N 319-ФЗ в статью 12 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2008 г.

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 12. Дополнительные социальные гарантии

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут устанавливать за счет средств собственных бюджетов дополнительные социальные гарантии для пенсионеров из числа лиц, указанных в пункте "а" статьи 1 настоящего Закона, и членов их семей, проживающих на территории Российской Федерации.

Спор с госорганом: когда гражданин выиграет

15 августа 2017-го Эльмира Атасова* обратилась в пенсионный фонд, чтобы оформить пенсию по старости. Для этого важно не только достичь определенного возраста (в 2017-м году он составлял 55 лет для женщин), но и иметь минимальный страховой стаж — это сумма времени, когда в течение жизни гражданин уплачивал страховые взносы. Атасовой, чтобы получить пенсию, нужно было иметь не менее 8 лет стажа. Но при подсчете этого периода орган вычеркнул время, когда женщина находилась в декрете. Она представила свидетельство о рождении двух детей, а фонду нужен был документ, подтверждающий ее декрет — справка об отпуске по уходу за ребенком. В итоге ее стаж составил менее чем 6 лет, и ей отказали в пенсии.

8 августа 2018 года женщина обратилась в орган повторно и уже представила все необходимые бумаги. Пенсию ей согласились выплатить, но с момента ее второго визита.

  • проверяет правильность оформления заявления;
  • разъясняет заявителю, какие документы он должен представить дополнительно;
  • выдает уведомление и указывает в нем перечень недостающих документов и сроки их представления.

ВС подчеркнул, что нижестоящие инстанции эти правила не изучили и не выяснили, объяснили ли истице, каких документов не хватает и в какие сроки она может их донести. Коллегия обратила внимание на пояснения представителя Атасовой. Он указывал, что пенсионный орган не объяснил его доверительнице, что нужно принести дополнительные бумаги. В итоге ВС отменил решения трех инстанций, а спор вернул в Лефортовский районный суд г. Москвы. Рассмотрев дело еще раз, суд удовлетворил требования пенсионерки частично, акт по делу не опубликован (дело № 02-2992/2021).

Эксперт говорит, что в подобных случаях эффективнее сразу идти в суд: сам Пенсионный фонд порой дает такой устный совет. Это подтверждает и Екатерина Болдинова, партнер, руководитель налоговой практики юридической фирмы Five Stones Consulting Five Stones Consulting Федеральный рейтинг. группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Частный капитал Профайл компании × . По ее словам, после пенсионной реформы участились ситуации с неверным подсчетом наступления пенсионного возраста. В таких случаях нужно обращаться в суд и обжаловать решение ПФР. В в резолютивной части суд устанавливает дату, с которой должна быть назначена пенсия, и только после этого у ПФР отпадают все вопросы.

Часто споры с госорганами касаются отказов во льготах и выплатах, говорит Ибрагимова. Граждане оспаривают решения, когда чиновники не хотят выдавать им маткапитал или не перечисляют региональные выплаты семьям с детьми или малоимущим.

Валентина Щербанова* — пенсионерка из Челябинской области. Каждый месяц она получала пенсию 6700 руб. Ее размер — ниже прожиточного минимума в регионе (7400 руб.). Жила она в ипотечной квартире. Ежемесячный платеж 9800 руб. за Щербанову оплачивали родственники.

Чтобы определить совокупный доход Щербановой в месяц, соцзащита сложила ее пенсию и платеж по ипотеке. Вышло 16 500 руб. Сотрудники управления решили, что на оплату жилья в месяц у нее уходит не больше 22%, и из этих соображений выплатили ей за январь 2017-го 160 руб., а спустя месяц — 897 руб. С этим расчетом женщина не согласилась: она настаивала, что платеж по ипотеке учитывать не стоит. Пока в органе выясняли, как же нужно платить пенсионерке, она задолжала за коммуналку. Поэтому в марте выплату субсидии приостановили, а в мае ей совсем отказали в поддержке.

Тогда Щербанова обратилась в суд. Она просила обязать соцзащиту пересчитать причитавшуюся ей поддержку исходя из реального дохода — пенсии в 6700 руб., а еще отменить решение о прекращении выплат, компенсировать ей моральный вред (сумма не указана) и судебные расходы.

ВС обратил внимание на административный регламент по предоставлению такой субсидии, который утвердило правительство Челябинской области. В нем есть пункт, что орган соцзащиты не может прекратить выплату, если задолженность образовалась по уважительным причинам. Суд указал, что к ним относится тяжелое материальное положение, невыплата зарплаты, болезнь и другое. В таких случаях отказать в субсидии нельзя. Вместо выяснения всех обстоятельств спора, суды ограничились указанием на правомерность действий ответчика, указал ВС. В итоге он отменил решения нижестоящих инстанций, а спор вернул в районный суд. Информации о новом рассмотрении на сайте суда нет.


В 2009 году Елена Иванова вышла замуж за Дмитрия Горина*, у них родился ребенок. Собственного жилья молодая семья не имела, поэтому им пришлось жить у тещи. Кроме них там же проживал брат молодой жены. Места всем не хватало. Тесно было и по жилищным нормам: на пятерых им полагалось жилье площадью 60 кв. м., а площадь их квартиры составляла только 47,5.

Поэтому в 2012-м Гориных поставили на учет для улучшения жилищных условий как молодую семью. Семь лет они простояли в очереди, а потом из списка их исключили. Специальная комиссия при администрации Кингисеппского района Ленинградской области узнала, что брат Елены получил 1/2 доли в доме, которые тоже нужно учитывать. А вместе с ней на каждого члена семьи Гориных приходилось больше учетной нормы.

Но с этим Елена Горина не согласилась. Чтобы восстановиться в списках участников жилищных программ, она обратилась в суд и объяснила, что к брату они не переезжали. То, что их родственник стал собственником части дома, никак не повлияло на ее семью, которая, как и раньше, ютится в маленькой квартире. Первая инстанция решила, что у администрации были все основания, чтобы исключить Горину и ее родных из числа нуждающихся в улучшении жилищных условий. Такого же мнения оказались апелляция и кассация. Только ВС, до которого дошел этот спор, указал, что сам по себе факт родства сестры с братом не свидетельствует, что они члены одной семьи. Это не означает и то, что площадь принадлежащего брату дома нужно учитывать при определении обеспеченности Гориной и ее детей жильем. ВС отменил акты трех инстанций и принял по делу новое решение: он удовлетворил административный иск Гориной, признав незаконным исключение семьи из списка нуждающихся в жилье (дело № 33-КАД20-3-К3).

Предприниматель Петр Белый* задолжал Владимиру Рябкову* деньги. Мировой судья судебного участка № 1 Ленинского судебного района г. Ульяновска взыскал с бизнесмена долг и выдал Рябову исполнительный лист. С ним мужчина обратился в отдел по ЦАО № 3 УФССП России по Москве. Но в возбуждении исполнительного производства ему отказали, потому что в документе не указали сведения о должнике и взыскателе: дату и место рождения Белова, а еще место госрегистрации должника как индивидуального предпринимателя.

Тогда Рябков обратился в суд, чтобы признать незаконным постановление пристава об отказе в возбуждении исполнительного производства. Первая инстанция ему отказала, а вот Мосгорсуд внимательнее изучил исполлист. Оказалось, что в нем есть данные о регистрации Белова по месту жительства, ИНН и ОГРН индивидуального предпринимателя. По этим сведениям приставы могли идентифицировать должника. А из сведений ЕГРИП возможно установить дату и место рождения, а еще место и дату регистрации Белова в качестве ИП.

Исполнительный документ не содержал недостатков, которые бы мешали судебному приставу возбудить на его основании исполнительное производство и совершать по нему исполнительные действия, указала апелляция.

В итоге апелляция отменила решение первой инстанции, а требования должника удовлетворила (дело № 33а-6017/2019).

Поэтому в случае несогласия с действиями сотрудников ФССП имеет смысл обратиться в суд. Балдин говорит, что зачастую судебный пристав приходит в суд с постановлением, уже отмененным начальником отдела, и суд прекращает производство, так как нет предмета рассмотрения. Но это уже результат для гражданина, так как его цель достигнута, уверен эксперт.


Ветеран обратился в суд, он требовал вернуть списанную сумму (123 454 руб.), а еще возместить средства, потраченные на услуги представителя (20 000 руб.). Первая инстанция оказалась на стороне ФССП, решив, что истец сам не предупредил должностных лиц о природе денег. Они не знали, что трогать их нельзя. По мнению райсуда, сам пристав выяснять происхождение средств на счете должника не должен. С этим согласилась и апелляция. А вот ВС занял другую позицию, решив, что судебный пристав должен выяснить вид счета и целевое назначение денег. Поэтому коллегия отменила решения и вернула дело в апелляцию (дело № 47-КП9-14). При новом рассмотрении суд отменил решение первой инстанции и взыскал с ФССП в пользу пенсионера 123 454 руб. в качестве убытков, а еще 20 000 руб., потраченные на юриста.

Советы для граждан в спорах с госорганами

Еще один важный совет — фиксировать любое действие или бездействие должностного лица. Вести переговоры с госорганом только письменном виде. А если вам в чем-либо отказывают, то нужно попросить письменный отказ.

По такой категории споров претензию до обращения в суд направлять необязательно (за исключением обжалования актов налоговой). Ольга Рогачева, адвокат АК Бородин и Партнеры Бородин и Партнеры Федеральный рейтинг. группа Банкротство (включая споры) (mid market) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции × , считает, что гражданин может только потратить время на досудебный порядок. Она советует сразу обращаться с иском. Но отстаивать свои права в суде нужно решительно, иначе и не стоит начинать, предупреждает Колганов. Нужно быть уверенным в своей правоте и не бояться идти до конца, даже после отказов первой и апелляционной инстанций.


Однозначно можно рекомендовать доходить до Верховного суда для отстаивания своих интересов. К великому сожалению, именно ВС начинает глубоко разбираться в ситуации ущемленных граждан и нередко встает на их сторону.

Нурида Ибрагимова, руководитель Департамента контроля качества Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Федеральный рейтинг. ×

Читайте также: