Какая категория советских граждан не получала пенсии до 1956 года

Обновлено: 18.05.2024

Размер пенсии в Советском Союзе, как и сегодня, зависел от величины зарплаты. Но были установлены нижняя и верхняя границы. С годами средний и минимальный размеры выплат росли, а вот максимальный оставался неизменным. В 80-х, когда в СССР ускорился рост инфляции, этот процесс стал особенно заметным.

Пенсионная система в СССР развивалась вместе с государством. В 1930-40 годах в стране не было четко сформулированной схемы назначения пенсий.

Численность граждан, получавших пенсии от государства, в то время была минимальной. В частности, по официальной статистике, в 1941 году в СССР было всего 4 млн пенсионеров.

На что жили остальные 9 млн пожилых советских граждан?

Как начисляли пенсию в СССР?

✓ мужчины - по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет;

✓ женщины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет.

Пенсии по старости начислялись в зависимости от среднемесячной зарплаты.

Таблица расчета пенсии в СССР

Размер пенсии, в процентах к заработку

Наименьший размер пенсии (без надбавок), руб.

У лиц, работавших на подземных работах, с вредными условиями труда и в горячих цехах, пенсия была несколько выше. Кроме того, существовали разного рода надбавки. Например…

+ 10% к пенсии платили:

• за непрерывный стаж работы свыше 15 лет;
• за общий стаж работы - мужчинам, проработавшим не менее 35 лет,
• женщинам, проработавшим не менее 30 лет.

+20% к пенсии начисляли:

• рабочим и служащим, непрерывный стаж работы которых - не менее 25 лет (у женщин, имеющих детей, - не менее 20 лет).

С тех пор Закон несколько раз корректировался, но основные принципы начисления пенсий не менялись.

- Проценты по вкладам для пенсионеров в Россельхозбанке >>

- Самые выгодные вклады для пенсионеров в надежных банка – обзор >>

Каким был средний размер пенсии в СССР?

Поскольку зарплаты в Советском Союзе постепенно повышались, то и пенсии, соответственно, тоже росли.

Например, средний размер назначенной месячной пенсии в 1980 году составлял 57,2 рубля в месяц, в 1985 году – уже 72,7 руб., а в 1989 г. – 88,7 руб.

Ниже в таблицах собраны данные о среднем размере выплат в 1980-е годы в зависимости от вида пенсии: по возрасту, по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Средний размер месячной пенсии по возрасту

Средний размер месячной пенсии по инвалидности от трудового увечья или профессионального заболевания

Средний размер месячной пенсии по инвалидности от общего заболевания

Средний размер месячной пенсии по инвалидности по случаю потери кормильца

Сравним средние размеры пенсии и зарплаты в СССР

Средняя зарплата / пенсия

рабочих и служащих

пенсия по возрасту

В 1980 году средняя пенсия по возрасту составляла 36,23% от средней зарплаты.

В 1989 году - 39,05% от средней зарплаты.

- Вклады для пенсионеров в Почта Банке: высокие процентные ставки >>

- Выгодные вклады для пенсионеров в Сбербанке >>

Каким был максимальный размер пенсии в СССР?

Максимальный размер пенсии по старости в 1956 году был установлен в сумме 120 рублей в месяц . Эта цифра на протяжении многих лет оставалась неизменной, что сказывалось на финансовом обеспечении пенсионеров.

Каким был минимальный размер пенсии в СССР?

В отличие от верхней границы, нижняя планка пенсии несколько раз поднималась. В 1956 году минимальный размер пенсии по старости в СССР устанавливался в сумме 30 рублей в месяц .

К середине 1980-х годов минимальная пенсия в Советском Союзе составляла уже 50 рублей в месяц. А в 1989 году она выросла до 70 рублей в месяц. Кроме того, были устранены различия в пенсионном обеспечении трудящихся города и деревни.

Какая пенсия была у колхозников в СССР?

С 1964 года все колхозы перечисляли деньги в централизованный союзный фонд социального обеспечения. Часть денег шла также из госбюджета СССР. А уже из этого фонда колхозникам выплачивались пенсии и пособия.

Размеры пенсий у колхозников в СССР

Размеры предусмотренных законом пенсий у колхозников в СССР были ниже, чем у рабочих и служащих.

Пенсии по старости членам колхозов, по закону от 1964 года, назначались в размере 50% с заработка до 50 рублей в месяц и, сверх того, 25% с остального заработка.

Минимальный размер пенсии по старости колхозникам устанавливался в сумме 12 рублей в месяц, максимальный - 102 рубля в месяц.

Право на пенсию по инвалидности члены колхозов имели в случае наступления инвалидности I или II группы.

Так и происходило. В 1971 году минимальный размер пенсий колхозникам повысили до 20 рублей в месяц, в 1987 году – до 40 рублей. К 1989 году он вырос до 70 рублей в месяц, то есть сравнялся с нижней планкой пенсионного обеспечения рабочих и служащих.

Сколько пенсионеров было в СССР?

Число получателей пенсий в Советском Союзе увеличивалось с годами.

В 1941 году пенсии от государства в стране получали всего 4 млн человек. В основном это были персональные пенсионеры, которым назначалось пожизненное содержание за какие-либо заслуги перед страной. Пенсионеров по возрасту было всего 0,2 млн человек.

Пенсия в СССР - сколько было получателей

В 1980 году общее число пенсионеров в СССР достигло 50,2 млн человек, в 1989 году – 59, 7 млн. В 1989 году в целом по стране на 100 человек населения приходился 21 пенсионер (в 1970 г. — 17).

Сравним число пенсионеров в СССР и сейчас

В РСФСР в 1989 году насчитывалось 33,15 млн пенсионеров, в том числе 25,17 млн – по возрасту. На 100 человек населения в РСФСР в 1989 г. приходилось 22 пенсионера.

Для сравнения, в 2019 году (по данным на 1 января) в РФ насчитывалось 46,48 млн пенсионеров, в 2020 году – 46,19 млн., в 2021 году – 45,63 млн. На 100 человек населения в РФ в 2021г. приходился 31 пенсионер.

Можно ли вернуть советскую пенсионную систему?

Но критерии назначения пенсий, по ее мнению, надо сделать прозрачными.

Немного дореволюционной истории

В царской России в том или ином виде пенсионное обеспечение существовало с незапамятных времен.
Пенсии были положены государственным служащим, военным, как офицерам, так и солдатам, отслужившим 25 лет и некоторым другим категориям населения.

Не вдаваясь в особые подробности, скажу только, что по данным пенсионного фонда России в 1914 году в Российской империи право на пенсию за выслугу лет имели:

· чиновники всех классов и канцеляристы;

· учителя школ и преподаватели вузов;

· инженеры и рабочие всех казенных (государственных) заводов;

· врачи и медперсонал всех казенных больниц;

· работники железной дороги.

Немаловажным является и тот факт, что не было такого понятия как пенсионный возраст.
Для получения пенсиона в размере полного должностного оклада нужно было иметь стаж 35 лет.
При стаже от 20 до 30 лет пенсия составляла 2/3 от заработка, от 10 до 20 лет 1/3.

Все выше перечисленное относится к государственному пенсионному обеспечению.
Ну а как обстояло дело с теми, кто работал на частных предприятиях?
Что бы ни писали в учебниках истории об ужасах проклятого царизма, но социальные программы в отношении рабочих частных заводов и фабрик, действовали, и детские сады, школы для детей рабочих с бесплатным обучением, заводские больницы существовали.
Пенсионные выплаты осуществлялись из негосударственных эмеритальных, пенсионных и страховых касс которых по всей России насчитывалось более 200.
По сути это были те самые негосударственные пенсионные фонды, в которые нас всех еще совсем недавно так активно призывали вкладывать деньги.

Единственный слой населения, который никак не был охвачен пенсионным обеспечением, были крестьяне.

Пенсионные реформы в СССР

Декрет Совнаркома РСФСР от 26 апреля 1919 года гласил:

"Все старые пенсии, выдаваемые из Государственного казначейства, пенсионных, эмеритальных, вспомогательно-сберегательных и прочих касс на основании законоположений, изданных до Октябрьской рабоче-крестьянской революции, подлежат пересмотру".
Председатель Совнаркома Ульянов (Ленин), управделами Бонч-Бруевича, секретарь Фотиева.

Подтверждением всего вышесказанного может служить письмо тифлисских рабочих- железнодорожников написанное в 1927 году своему земляку И.В. Сталину которое хранится в Российском государственном архиве социально-политической истории (бывший центральный партийный архив).

"Многоуважаемый Иосиф Виссарионович! В бытность Вашу в Тифлисе, во время посещения Тифлисских Вашего имени мастерских, мы, железнодорожные рабочие и служащие как мастерских, так и депо, подали Вам просьбу, в которой просили оказать содействие, дабы дать конец волнующему нас вопросу — о возврате наших мелких сбережений, которые мы, рабочие и служащие, тяжелым трудом заработанные откладывали на черный день путем сбережения через пенсионную кассу и страхования жизни при этой пенсионной кассе. По разъяснению Наркомфина СССР, деньги наши перечислены в доход казны в 1918 году".

Тем не менее в 1918 году был выпущен декрет Совнаркома о пенсиях и ряде льгот инвалидам Империалистической (первой мировой) войны и инвалидам Красной армии.
В 1923-м право на пенсию получили старые большевики, в 1928 году работники горнорудной и текстильной промышленности.

В 1926-1927 годах средний возраст мужчин в СССР был 40,2 года, женщин – 45,6 года.
В начале 50-х годов, то есть в конце эпохи Сталина максимальная трудовая пенсия была 300 рублей и составляла 25% от среднемесячной зарплаты, размер которой на тот момент был 1200 до реформенных рублей.

Пенсионная реформа 1956 года

Тогда же впервые начали начислять пенсии колхозникам.
Правда, пенсией назвать это мягко говоря сложно.
После реформы 1961 года всем колхозникам была установлена одинаковая пенсия по 12 рублей в месяц.
В 1973 году размер государственной пенсии труженикам села был повышен до 20 рублей, а в 1987 году до 50 рублей.
Правда следует сказать, что колхозы имели право выплачивать своим ветеранам надбавки из собственного бюджета. Пенсионный возраст и трудовой стаж, необходимый для получения такой надбавки, устанавливали на общем собрании.

Нужно так же сказать, что в СССР существовала система персональных пенсий, которые назначались за особые заслуги перед страной. Различались персональные пенсионеры, республиканского и союзного значения.

На протяжении всех 90-х годов пенсионную систему реформировали реформировали, да так и не выреформивали.
Более менее, все сложилось только к 2002 году, когда у власти уже был Путин. Ну а теперь вот опять происходит то, что происходит.

В заключении хочу сказать, что при написании статьи я старался придерживаться только фактов. Я не антисоветчик и не защитник нынешнего режима. Я стараюсь быть объективным. И еще одно. Я человек пред пенсионного возраста, проживший в СССР более 30 лет, так что пожалуйста не нужно меня обвинять в том, что я не знаю реалий той страны.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Льготные пенсии в системе государственного пенсионного обеспечения СССР (1956 - 1991 гг.)

Одной из важнейших задач Советского государства почти с самого момента зарождения советской власти было создание мощной промышленности. Ряд важнейших отраслей молодой советской индустрии в своей структуре имели производства с вредными и тяжелыми условиями труда, иначе говоря, производства, опасные для жизни и здоровья занятых в них работников. Конец 1920-х - начало 1930-х годов - время ввода пенсионного обеспечения по старости. По результатам проведенных в середине 1920-х годов исследований процесса старения был установлен самый низкий в мире возраст выхода на пенсию по старости на общих основаниях: 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Необходимость привлечения в опасные производства рабочей силы обусловило появление так называемого льготного пенсионного обеспечения, позволявшего гражданам, выработавшим требуемый стаж на соответствующих видах работ, получать пенсии в более раннем возрасте. Однако получателей льготных пенсий в этот период было мало. До Великой Отечественной войны пенсионное обеспечение по старости в СССР, в принципе, не было основным видом пенсий: в 1941 году из 4 млн. пенсионеров только 200 тысяч получали пенсии по возрасту (Народное хозяйство в СССР в 1980 году. Статистический ежегодник. М.: Финансы и статистика, 1981. С. 411).

После окончания войны потребовалось срочно восстанавливать экономику, и льготным пенсиям вновь была отведена важная роль в кадровой политике государства. В послевоенное время льготное пенсионное обеспечение строилось по отраслевому принципу. Каждая отрасль, имеющая опасные производства, устанавливала свои правила: очерчивала круг претендентов, применяя для пенсионного обеспечения свои списки "вредных" профессий, и определяла размеры пенсионных выплат.

К 1955 году восстановление разрушенного войной хозяйства в основном было завершено, у государства появились свободные средства для решения социально значимых задач, и в Отчетном докладе ЦК XX съезду КПСС, состоявшемуся 14 - 25 февраля 1956 года, Н.С. Хрущев сказал, что "назрела необходимость улучшить дело пенсионного обеспечения" (Хрущев Н.С. Отчетный доклад ЦК КПСС XX съезду партии // XX съезд КПСС. Стенографический отчет. М.: Государственное издательство политической литературы, 1956. Т. 1. С. 77). Также лидер партии обозначил ряд проблем: "В пенсионном деле есть серьезные недостатки. в размерах пенсий существует недопустимый разнобой. Для ряда категорий пенсионеров установлен низкий размер пенсий, в то время как некоторые лица, в том числе работоспособные, еще не старые люди, получают высокие пенсии".

Новые Списки производств, профессий и должностей с вредными и тяжелыми условиями труда были созданы по производственному принципу. Так, пенсия работникам, занятым в металлургическом производстве, назначалась независимо от того, кому подчинено предприятие: Министерству черной металлургии или Министерству судостроительной промышленности. Также на одном предприятии могло быть организовано сразу несколько производств. Например, на стекольном заводе, подведомственном Министерству строительства, наряду с основными стекловаренными и стеклообрабатывающими цехами могли действовать литейный или керамический цеха, изготавливающие необходимые формы для стеклоизделий.

Списки делились на разделы в зависимости от видов производства. Первый Список состоял из двадцати одного раздела. Его первые разделы были посвящены горным работам и дальнейшим переработке и обогащению полезных ископаемых. Далее следовали металлургическое производство и металлообработка, химическое, электротехническое и радиотехническое производства, среди прочих: производства взрывчатых веществ, строительных материалов, стекольное производство и транспорт. Даже по названиям перечисленных производств, за работу в которых правительство гарантировало гражданам пенсионные льготы, можно определить приоритетные направления развития советской экономики. Это прежде всего производство средств производства, что совпадало с планами шестой пятилетки (1956 - 1960 годы) и семилетки (1959 - 1965 годы). Второй Список делился на тридцать два раздела, первые из которых совпадали по названию производств со Списком № 1, и дополнительно - добыча торфа, строительство зданий и сооружений, лесная, пищевая и легкая промышленность.

Для того чтобы получить льготную пенсию или пенсию "за вредность", требовалось выработать определенный общий стаж и половину от него - на тех видах работ, которые могли вызвать негативные изменения в здоровье. Список № 1 предполагал для мужчин двадцать лет общего стажа и десять из них - во вредных условиях труда или под землей. Женщинам требовалось выработать пятнадцать и семь с половиной лет соответственно. За это они могли получить пенсию по старости на десять лет раньше общеустановленного возраста, то есть с 50 и 45 лет. Занятость на работах с тяжелыми условиями труда по Списку № 2 предполагала пятилетнее снижение пенсионного возраста - до 55 и 50. Для этого мужчине нужно было отработать двадцать пять и двенадцать с половиной лет, а женщине - двадцать и десять. Кроме снижения пенсионного возраста, у работников вредных производств (Список № 1) максимальный размер пенсий мог достигать 140 рублей в случае, если они проработали на опасных работах от 15 до 20 лет, и 160 рублей, если они проработали свыше 20 лет. Для остальных советских пенсионеров "потолок" пенсионного обеспечения был предусмотрен в 120 рублей. Таким образом государство пыталось закрепить работников за их "вредными" рабочими местами.

В качестве примера воздействия на здоровье работников вредных факторов производственной среды можно привести данные исследования И.Д. Богатырева. Ученый сравнил показатели заболеваемости городского населения Челябинска (за 1959 год), Магнитогорска и Днепродзержинска (за 1956 год) и рабочих промышленных предприятий этих же городов и сделал вывод, что "у рабочих предприятий черной металлургии значительно выше и общие, и половозрастные показатели по травматизму, гриппу и острым катарам верхних дыхательных путей, ангине, заболеваниям костей, мышц и суставов, болезням кожи, периферической нервной системы (особенно пояснично-крестцовыми радикулитами), конъюнктивитами, язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки, острыми и хроническими гастритами".

К началу 1970-х годов пришло понимание недостаточности имеющихся Списков. Во-первых, изменилась структура советской промышленности: появились новые отрасли и профессии. Среди приоритетных направлений развития промышленности второй половины 1960-х годов XXIII съездом КПСС, в частности, назывались: создание достаточных мощностей по переработке полимерных материалов, организация производств по изготовлению материалов для электронной промышленности, выпуск оборудования, предназначенного для эксплуатации в условиях низких температур, освоение производства совершенных машин и оборудования для металлургических агрегатов большой мощности (Директивы XXIII съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1966 - 1970 годы // Материалы XXIII съезда КПСС. М.: Политиздат, 1966. С. 239 - 241). Во-вторых, при ускоренном составлении в 1956 году общих списков многие "вредные" профессии, в том числе местные и устаревшие, были забыты. Например, на стекольных предприятиях Владимирской области для переноски по цеху горячих изделий по сложившейся традиции брали молодых, сильных и шустрых работников. В трудовых книжках таким гражданам делались записи: "принят хлопцем". Когда этот "хлопец" достигал пенсионного возраста и обращался за пенсией, ему было нужно доказать факт своей тяжелой работы в качестве "относчика горячих изделий на отжиг" от стекловаренных печей в отжигательные печи.

Была даже сделана попытка в принципе отказаться от "списочного" подхода при определении права на льготные пенсии. Научно-исследовательские институты Министерства здравоохранения, Госкомтруда и ВЦСПС провели ряд исследований, однако итогом всей этой работы стало обновление имеющихся Списков. В 1976 г. в них дополнительно внесли более 500 профессий. При этом, по мнению авторитетного специалиста в области льготного пенсионного обеспечения В.С. Михеева, система льгот, предоставляемых по производственному принципу, имела ряд серьезных недостатков: "в одних отраслях льготы "завышены", в других "занижены", но везде они не адекватны условиям труда".

В Советском Союзе постоянно велась работа по улучшению условий труда. Действительно, советское предприятие образца 1980-х годов выглядело гораздо привлекательнее предприятия с аналогичным производством тридцатилетней давности, тем не менее данную работу нельзя было считать полностью удовлетворительной. Показательна информация, прозвучавшая на Всесоюзном совещании ученых по охране труда в 1972 году: над решением проблем оздоровления рабочих и облегчения их труда работали 29 специализированных институтов, 153 лаборатории, 219 кафедр и 30 отдельных групп. При этом отмечалось, что из 934 законченных в 1971 году научных работ в Госкомитет Совета Министров СССР по науке и технике для включения в план внедрения было передано только 37.

В качестве примера, характеризующего широкую распространенность занятости советских граждан во вредных и тяжелых условиях труда, можно привести данные по одному из городов Владимирской области и соответствующему району. Владимирская область считалась областью "высокоурбанизированной с долей городского населения на уровне 80%". В ходе диссертационного исследования автором были проанализированы сто пенсионных дел граждан, получавших пенсии по Закону 1956 года и умерших до распада СССР (Пенсионные дела 1-100 // Архив снятых с учета пенсионных дел Отдела социальной защиты населения Администрации города Гусь-Хрустальный Владимирской области (в 2001 г. архив был передан в Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Гусь-Хрустальном. Пенсионные дела уничтожены в связи с истечением срока хранения)). Наибольшее количество назначений - 39 - было произведено в 1960-х годах; в 1970-х годах было назначено 28 пенсий, в 1980-х - всего 9. Из ста проанализированных пенсионных дел - тринадцать (13%) были назначены за работу в особых условиях труда. При этом во вредных условиях труда по Списку № 1 были заняты девять человек, а в тяжелых по Списку № 2 - четверо. Из них шесть мужчин и семь женщин. При этом семь человек работали в стекольном производстве (выдувальщики, составщики шихты), трое - в химическом (изготовление стекловолокна), по одному были заняты в кузнечном производстве, на лесозаготовках и на предприятии связи.

Заслуживает внимания еще один аспект. Показатели среднего возраста (продолжительность жизни) получателей пенсии по Закону 1956 года, пенсионные дела которых были исследованы автором, распределились следующим образом: средняя продолжительность жизни всех пенсионеров - 71,8 года; получателей пенсий по старости на общих основаниях - 73,7; получательниц пенсий - матерей, воспитавших пятерых детей, - 76,5; получателей пенсии по Списку № 2 - 68,3. Самый низкий показатель у пенсионеров по Списку № 1 - 62,9.

В 2007 - 2008 годах были опрошены пятьдесят граждан, проживающих в этом же городе и районе, ставших пенсионерами в советское время. Тридцать девять респондентов приобрели этот статус в 1980-х годах, восемь - в 1970-х годах, двое - в 1990-м году и один - в 1968 году. Из пятидесяти опрошенных пенсии за работу в особых условиях труда получили двадцать два человека (44%): четырнадцать - по Списку № 1 (стекольное и химическое производства) и восемь - за работу в текстильной промышленности. Сравнивая процент занятости во вредных и тяжелых условиях труда (13 и 44%), видим, что к концу существования СССР этот показатель имел тенденцию к увеличению.

Таким образом, занятость на опасных для здоровья работах была достаточно распространена как среди мужчин, так и среди женщин. Наряду с льготным пенсионным обеспечением (к концу существования СССР многие молодые люди при выборе жизненного пути уже знали, какие профессии помогут им досрочно уйти на пенсию), причины этого были следующими: прежде всего, в малых городах и в рабочих поселках предприятия с вредными и тяжелыми условиями труда обычно были основными поставщиками рабочих мест. Плюс к этому - "вредные" профессии хорошо оплачивались. Так, заработки шестнадцати из двадцати двух респондентов, работавших на предприятиях с особыми условиями труда, позволили им получать максимальные пенсии, от 120 до 132 рублей. Согласно Статистическому ежегоднику, в 1985 году - году завершения "периода застоя" и начала "перестройки" - среднемесячная денежная зарплата по стране для промышленных рабочих составляла 212 рублей (Народное хозяйство СССР в 1985 году. М.: Финансы и статистика, 1986. С. 413). Для примера, пенсии респондентов, работавших в особых условиях труда, были назначены в 1984 - 1989 годы из следующих заработных плат: ткачихе текстильного комбината - из 287,89 рубля; прядильщице того же предприятия - из 287,59 рубля; наборщице стекломассы стекольного завода - из 255,92 рубля; размотчику стеклонити химического завода - из заработка 262,61 рубля и ткачу этого же химпредприятия - из 256,51 рубля.

Нельзя забывать и о том, что работа на предприятиях с вредными условиями труда была популярна у женщин именно из-за возможности в достаточно молодом возрасте (с 45 лет) получать пенсию. Девушки устраивались на такие предприятия, поступали в это время на учебу по заочной форме, рожали детей (периоды учебных отпусков и отпусков по уходу за детьми до полутора и позднее до трех лет засчитывались в специальный стаж), "вырабатывали" таким образом требуемые семь с половиной лет, а потом рассчитывались с этих предприятий и продолжали свой трудовой путь в другом месте, зная, что государство гарантирует им пенсионное обеспечение.

Интересный факт: в СССР к периодам работы во вредных и тяжелых условиях труда приравнивались служба в Советской армии, а также выборная партийная, комсомольская и профсоюзная работа, чем подчеркивалась их значимость для советского общества. Для этого требовалось выполнение двух условий: предельный срок не мог быть более 5 лет и служба или выборная работа должны предшествовать тяжелым работам или следовать непосредственно за ними. Этим правом, в частности, пользовались так называемые выдвиженцы из рабочих, которые, не выработав полный льготный стаж, переходили на работу на выборные должности. По свидетельству сотрудников одного из территориальных отделов социального обеспечения Владимирской области, рабочие заводов в беседах с участковыми инспекторами неоднократно говорили о том, что даже после фактического перехода на выборную должность руководители цеховых комсомольских, партийных и профсоюзных организаций по приказам продолжали числиться на рабочих местах с вредными и тяжелыми условиями труда. В этом же территориальном собесе был доказанный случай назначения пенсии за работу по Списку № 1 работнице химического завода, которая на деле руководила художественной самодеятельностью предприятия и в течение всего "вредного" периода работы "пела и плясала". Бдительные коллеги в анонимном письме сообщили об этом злоупотреблении, и после ряда проверок выплата пенсии ей была прекращена, а переполученная сумма - возвращена государству.

Подводя общие итоги, можно сказать, что принятый в 1956 году Закон "О государственных пенсиях", унифицировав права граждан на льготное пенсионное обеспечение, распространил возможность получения таких пенсий на широкие слои советских граждан. В целом льготное пенсионное обеспечение выполнило свою основную задачу по привлечению рабочей силы в опасные для жизни производства. В результате действия Закона 1956 года на 1 января 1991 года в СССР правом на государственную пенсию по Спискам № 1 и № 2 пользовались 17,1% от общей численности работников, а на работах с опасными производствами были заняты 5829 тысяч человек, или 18,1% от общего числа работников (Народное хозяйство СССР в 1990 году. М.: Финансы и статистика, 1991. С. 104 - 105). При этом установление пенсионных льгот, связанных с работой в тяжелых и вредных условиях труда, и в первую очередь снижение пенсионного возраста, может быть истолковано двояко: с одной стороны, как забота государства о своих гражданах, работающих в тяжелых условиях, с другой - как признание государством собственной неспособности создать на советских предприятиях нормальные условия труда, позволяющие им работать без опасения за собственное здоровье до более старшего возраста.

Также см. следующую публикацию: Повышенные пенсии в СССР (1947 - 1956 гг.) - Подробнее ➤


На этом мы заканчиваем краткий экскурс в историю пенсионного обеспечения в нашей стране и желаем нашим читателям всего наилучшего на наступающей неделе.

На сегодня контуры пенсионной системы выглядят так: размер пенсионной компенсации рассчитывается с учетом ИПК (пенсионного балла), который появился в 2015 году. Чем выше значение ИПК, тем больше сумма пенсионного пособия. Ежегодно требуемое количество баллов повышается. К 2025 году для обращения за пособием нужно будет набрать 30 ИПК. В 2019 году пенсия назначается при наличии у человека минимум 16,2 баллов.

Закон № 350-ФЗ внес уточнения, касающиеся предельного срока нахождения на госслужбе. К 2023 году мужчины вправе будут покинуть госслужбу по старости в 65 лет, женщины – в 63 года. Данные мероприятия будут происходить постепенно. С 2019 года каждые 12 месяцев будет прибавляться по одному году.

Процедура назначения пенсионного содержания госслужащим определена законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ. Возраст ухода с государственной службы по старости для них подняли еще в 2017 году. Изменения вводятся постепенно. Ежегодно к стажу выслуги добавляется по полгода. К 2026 году для обращения за выплатой нужно будет отработать на госслужбе 20 лет. Те, кто оформляет пособие в 2019 году, должны иметь выслугу 16,5 лет.


Норматив увольнения по старости с оформлением пенсий работникам, работающих в северных районах России, подняли: до 55 женщинам и 60 лет мужчинам. Раньше женщины на севере и в районах, приравненных к ним, выходили на пенсию в 50 лет. А мужчины – в 55. Изменения будут вводиться поэтапно с 2019 до 2023 года. В первые 2 года переходного периода выход на пенсию оформляется по старым правилам, но со сдвигом на половину года.

Новые нормы возраста выхода на пенсию не коснулись военных. Этот вопрос находится на этапе обсуждения. Планируется скорректировать стаж выслуги, при наличии которого гражданин вправе претендовать на оформление пенсионной компенсации. Планируется, что выслуга лет для будущих военных пенсионеров должна составлять 25 лет. Сейчас этот стаж составляет 20 лет. Пока что проект изменений официально не опубликован

3 октября 2018 года был подписан закон № 350-ФЗ о повышении возраста ухода на заслуженный отдых по старости. Изменения будут вводиться поэтапно до 2028 года включительно. Первоначально правительство РФ предлагало повысить возраст ухода на пенсию для женщин на 8 лет – до 63 лет, для мужчин – на 5, до 65 лет. По решению президент России Владимира Путина для граждан обоих полов возраст выхода на пенсию будет поэтапно увеличен на 5 лет.

С 2016 года Минфином и Центробанком разрабатывается новый закон о замене накопительной части пенсионного пособия индивидуальным пенсионным капиталом — ИПК. Он будет формироваться из личных средств граждан. Гражданин должен будет подписать договор с негосударственным пенсионным фондом — НПФ. Планируется ввести ставку от 0 до 6 %, которая будет ежегодно увеличиваться на один пункт. Работники будут включены в новую систему автоматически.

С 1 января 2015 года пенсионная система в России снова была изменена. Пенсионные права в новой системе учитываются уже не в рублях, а в индивидуальных пенсионных коэффициентах (баллах) — ИПК. Накопленные баллы будут переведены в рубли при назначении пенсии. Максимальное число баллов, которые можно будет заработать за год – 10. На момент выхода на пенсию баллы за каждый год суммируются и умножаются на их стоимость. Стоимость балла будет устанавливать государство. При этом государство обещает, что стоимость балла будет ежегодно расти на величину инфляции в предшествующем году. В 2014 году один балл равен 64 рублей 10 копеек.

Предправления Пенсионного фонда РФ Антон Дроздов и министр финансов Антон Силуанов на пленарном заседании Госдумы, 2015 год

Предправления Пенсионного фонда РФ Антон Дроздов и министр финансов Антон Силуанов на пленарном заседании Госдумы, 2015 год

С 1 января 2009 года правительство попыталось заставить граждан копить на свою пенсию добровольно. Гражданам было предложено в рамках программы софинансирования вносить ежемесячно на свой в ПФР небольшую сумму, минимум 2 тыс. рублей год. Государство обещало удвоить эти деньги, доплатив сумму, равную годовой сумме взноса, но не более 12 тыс. рублей в год. Для лиц пенсионного возраста государство увеличивает сумму в 4 раза – но не более 48 тыс. рублей в год. Программа была рассчитана на 10 лет, но сейчас государство ее тихо свернула Никаких официальных итогов этой программы не объявлено.


По информации Росстата на 2018 год средняя длительность жизни в России составила 72,9 года. Численность граждан трудоспособного возраста уменьшилась на 4 млн. человек. Из-за роста количества пенсионеров на ближайшие 6 лет правительству нужно изыскать 8 трлн. рублей на пенсионное обеспечение. В целях стабилизации финансовой ситуации в начале 2019 года стартовала реформа пенсионной системы. Таково официальное объяснение увеличения пенсионного возраста в России.

К 1981 году количество граждан пенсионного возраста составляло 27 миллионов человек – это 10% от общего числа жителей страны. К началу 2019 года в стране было уже 45 млн пенсионеров и эта цифра продолжает расти. На данный момент пенсионеры — это 30% от числа всех жителей России. Траты Пенсионного фонда только наполовину компенсируются страховыми взносами, другая часть расходов ПФР компенсируется бюджетными трансферами. Если бы не было принято решение о повышении возраста выхода на пенсию – бюджет стал бы неспособен обеспечивать даже те небольшие пенсии, что установлены сейчас, считает правительство. А вот увеличение пенсионного возраста позволит продолжать выплаты и даже немного поднять сумму пенсий.

Читайте также: