Какая из перечисленных социальных групп имеющих общие социально значимые признаки лишняя пенсионеры

Обновлено: 06.05.2024

В заданиях этой части выберите только один правильный ответ.

Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом. Итого за часть I – 10 баллов.

1. Любая совокупность людей, выделенных по социально - значимым критериям, называется:

1) социальной группой 2) социальным классом

3) социальной общностью 4) социальной мобильностью

2. Верны ли следующие суждения о социальных ролях?

А. В каждый момент своей жизни человек одновременно исполняет целый набор социальных ролей.

Б. Исполнение определенных социальных ролей может привести к личностно-ролевому конфликту, в условиях которого личные принципы человека противоречат ролевым установкам.

1) верно только А 2) верно только Б

3 ) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

1) оценка обществом с точки зрения социальной значимости положения, должности, занимаемых человеком.

2) ожидаемое обществом от человека поведение, связанное с занимаемым им положением.

3) изменение человеком своего положения в обществе, переход из одной социальной группы в другую.

4) положение, занимаемое человеком в обществе, определяющееся его образованием, доходами, иными признаками.

4. Верны ли следующие суждения о социальном статусе?

А. Социальный статус – это положение человека в обществе, дающее ему права и обязанности.

Б. Все социальные статусы люди приобретают от рождения.

1) верно только А 2) верно только Б

3 ) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

5. К социальным группам, выделяемым по поселенческому (территориальному) признаку, относится (-ятся):

1) класс 2) программисты 3) нация 4) горожане

6. Верны ли следующие суждения о межнациональных отношениях?

А) Демократические принципы межнациональных отношений заключаются в равноправии представителей разных национальностей.

Б) В демократическом государстве каждый гражданин волен указывать этническую принадлежность по своему усмотрению.

1) верно только А 2) верно только Б

3 ) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

7. Каждый человек в обществе обладает рядом статусных ролей. Часть из них носит достигаемый характер, часть – предписанный. Предписанным статусом личности является статус:

1) коммерсант 2) аристократ

3) гуманитарий 4) стихотворец

8. Поведение, не согласующееся с общественными нормами, называется:

1) девиантным 2) демонстративным

3) дезинтеграционным 4) деструктивным

9. Отличительным признаком нации как этнической общности является:

1) общность языка и духовной культуры

2) суверенность во внешней политике

3) наличие публичной власти

4) многообразие отношений собственности

10. Примером межнациональной интеграции является:

1) протекционизм в экономике

2) религиозный фанатизм

3) национализм в различных формах

4) транснациональные корпорации

Часть II .

11. Установите соответствие между социальными общностями и критериями их выделения: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца. - 2 б.

СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ

12 . В приведенном списке указаны черты сходства племени и нации и отличия племени от нации. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:- 1 б.

1) возникает в догосударственный период

2) относится к этническим общностям

3) является элементом социальной структуры

4) основывается на кровном родстве

черты сходства

черты отличия

13. Запишите слово, про­пу­щен­ное в таблице. - 1 б.

ЭЛЕМЕНТЫ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Система запретов, ограничений, разрешений, основанных на поддержке большинства членов общества

Общественная реакция на поведение человека или группы

14. Какие два из пе­ре­чис­лен­ных по­ня­тий ис­поль­зу­ют­ся в первую оче­редь при опи­са­нии социальной сферы об­ще­ства? - 2 б.
Этнос; глобализация; власть; страта; тоталитаризм.

Прочитайте текст и выполните задания 15- 16

Социальный статус

Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Например: мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор наук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т. д. Один человек может занимать два противоположных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери сын.

Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором. В статусном наборе обязательно найдется главный. Главным статусом именуют наиболее характерный для данного человека статус, с которым его отождествляют другие люди или с которым он отождествляет себя сам. Для мужчин чаще всего главным является статус, связанный с основным местом работы (директор банка, юрист, рабочий), а для женщин - с местом жительства (домохозяйка). Хотя возможны и иные варианты. Это значит, что главный статус относителен — он не связан однозначно с полом, расой или профессией. Главным всегда является тот статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.

15 . Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них - 2 б.

16 . В тексте приводится точка зрения, согласно которой в статусном наборе обязательно найдется главный статус. Разделяете ли вы эту позицию? Приведите два аргумента в обоснование своей позиции. - 2 б.

Критерии оценки:

Часть I .

В заданиях этой части выберите только один правильный ответ.

Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом. Итого за часть I – 10 баллов.

1. Совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение общества, называется:

1) социальной группой 2) социальной структурой

3) социальной стратой 4) социальной мобильностью

2. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?

А) Социальное падение, как и восхождение, могут совершать целые социальные группы.

Б) Вертикальная социальная мобильность связана с изменениями социального положения в пределах одной и той же страны.

1) верно только А 2) верно только Б

3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

3. Среди основных форм социальной мобильности ученые выделяют горизонтальную и вертикальную. Какой из приведенных примеров иллюстрирует вертикальную социальную мобильность?

1) молодой чиновник сделал головокружительную карьеру, быстро поднявшись от специалиста отдела министерства до начальника управления

2) сотрудник банка, операционист-кассир был переведен в новое отделение банка.

3) владелец крупной сети салонов мобильной связи открыл филиалы своей фирмы в двух провинциальных городах страны.

4) воспитательница детского сада перешла на работу в другой детский сад ближе к дому

4. Верны ли следующие суждения об этнических группах?

А) Этнические группы выделены по национальному признаку.

Б) Разновидностями этнических групп являются племена и народности

1) верно только А 2) верно только Б

3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

5. К этническим группам относится:

1) племя 2) сословие 3) каста 4) класс

6. Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?

А) Отклоняющееся поведение иногда является средством самоутверждения, особенно у подростков.

Б) Отклоняющееся поведение нередко является следствием недостатков воспитания в семье.

1) верно только А 2) верно только Б

3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

7. Достигаемым статусом не является:

1) работа 2) образование 3) возраст 4) хобби

8 . Мера, принимаемая против стороны, нарушившей правила поведения, называется:

1) фикцией 2) презумпцией 3) деликтом 4) санкцией

9. Национальная принадлежность человека является характеристикой его:

1) прирожденного статуса 2) социальной роли

3) достигаемого статуса 4) общественного престижа

10. Какая из перечисленных социальных групп выделена по экономическому признаку:

1) москвичи 2) мусульмане 3) инженеры 4) землевладельцы

Часть II .

11. Установите соответствие между социальными общностями и критериями их выделения: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца. - 2 б.

Социальная группа

Каждый человек является частью нескольких социальных групп, люди в которых объединены определенными признаками. Это утверждение справедливо даже по отношению к тем, кто практически ни с кем не общается и взаимодействует с миром только через интернет. Сегодня мы подробно поговорим о том, что представляют собой социальные группы, как они формируются, какими признаками обладают и какую роль играют в нашей жизни.

Что такое социальная группа?

Социальная группа – это совокупность людей, так или иначе связанных между собой и объединенных определенными признаками. В роли таких признаков могут выступать возраст, религиозные и идеологические взгляды, принадлежность к субкультуре и прочие особенности. Социальная группа может определяться одним фактором или совокупностью нескольких факторов.

Минимальный размер социальной группы зависит от того, с какой целью она выделяется. В определенных ситуациях это может быть и 2 человека. Но в большинстве случаев речь идёт о группах, включающих хотя бы несколько человек. Максимальный размер социальной группы не ограничен и зависит от того, насколько распространен признак, по которому выделяется данная группа.

Примеры социальных групп:

  • школьники старших классов;
  • абитуриенты определенного вуза;
  • спортсмены;
  • молодые мамы на детской площадке;
  • программисты;
  • железнодорожные работники.

Социальные группы могут выделяться по разным признакам, объединяться между собой или, наоборот, разделяться по какому-то дополнительному признаку. К примеру, студенты и студентки, обучающиеся на одном курсе вуза, могут рассматриваться как одна обобщенная или две отдельные социальные группы (в зависимости от задачи).

Сопоставление человека с определенной социальной группой позволяет понимать его потребности, интересы, особенности поведения и прочие личностные характеристики, ничего о нём не зная. Поэтому данное понятие так интересует маркетологов.

Признаки социальных групп

При объединении людей в социальные группы используется обобщение по следующим признакам:

  • наличие между ними определенных взаимосвязей;
  • прямое или косвенное взаимодействие между ними;
  • устойчивость объединяющего признака;
  • приверженность общим идеям;
  • наличие ожиданий относительно друг друга;
  • ощущение принадлежности к группе;
  • характерные особенности поведения;
  • наличие некоей внутренней организации (например, в компании друзей за каждым обычно закрепляется определенная роль).

Социальная группа – это объединение людей, которые сами как-то соотносят себя друг с другом. При этом они не обязательно взаимодействуют между собой напрямую (к примеру, прихожане церкви могут не быть знакомыми между собой, но признают, что являются частью объединения).

Классификация социальных групп

Для лучшего понимания того, что такое социальная группа, разберёмся с особенностями классификации различных групп. Американский социолог Чарльз Кули предложил разделить их на два типа:

  • Первичные. Такие группы объединяют людей, которые связаны между собой напрямую, имеют эмоциональную близость или кровное родство.
  • Вторичные. В такие группы входят люди, объединенные какими-то общими интересами, взглядами или идеями. При этом изначально у них нет личной или эмоциональной привязанности. Это может быть профсоюз или рабочий коллектив предприятия.

Другой распространенный метод классификации основывается на способе внутренней организации и регулирования взаимодействия между членами группы. В рамках данной классификации социальные группы делятся на:

  • Формальные. Такие группы обычно имеют отношение к определенным организациям, а взаимоотношения между их членами подчиняются правилам, прописанным в официальных документах. Примером такой социальной группы может служить коллектив предприятия, группа или поток студентов.
  • Неформальные. Такие социальные группы возникают стихийно на основании наличия у достаточного количества людей взаимных интересов. Примером такой социальной группы может служить компания друзей или группа молодых родителей, которые гуляют с детьми на одной и той же площадке.

Ещё один признак, который часто используется – это степень принадлежности индивида к определенной группе. Данный подход применяется, когда нужно показать отношение конкретного человека к социальной группе. Здесь возможны три варианта:

  • Ингруппа. Это социальная группа, с которой конкретный человек соотносит себя сам. Это может быть своя конфессия, компания, семья, друзья.
  • Аутгруппа. Такую социальную группу человек оценивает как чужую для себя. Это может быть чужая конфессия, другая группа в вузе или коллектив другой компании.
  • Референтная группа. Это группа, с которой человек себя не соотносит, но хочет соотносить, ориентируясь на их систему ценностей. У референтной социальной группы есть две основных функции: нормативная (даёт человеку систему ценностей, на которую можно ориентироваться) и сравнительная (позволяет оценивать себя и свои успехи на текущем этапе).

Ещё один вполне очевидный признак для классификации – численность. По нему все социальные группы делятся на два типа:

  • Малые. К данному типу обычно относят группы, насчитывающие от 2 до 30 участников. Примером может служить семья, компания друзей или школьный класс.
  • Большие. К этому типу относят группы, количество участников в которых превышает 30 (верхний предел не обозначен). Это может быть профсоюз или религиозная конфессия.

Принадлежность к социальным группам может меняться либо сохраняться в течение жизни. К примеру, место рождения, цвет кожи, пол и некоторые особенности здоровья не меняются. Соответственно, по данным признакам человек всю жизнь принадлежит к определенным социальным группам. Но при этом у него меняется возраст, социальный и семейный статус, место жительства, уровень дохода и многие другие признаки, в связи с чем он переходит между разными группами.

Способы деления на социальные группы

Рассмотрим несколько наиболее важных признаков, используемых социологами, маркетологами и прочими исследователями для определения социальных групп.

  • Возраст. От данного признака зависит практически всё в жизни человека: его интересы, социальный и семейный статус, здоровье и многие другие признаки, имеющие значение для социологических, маркетинговых и прочих исследований.
  • Пол. От пола также зависит сфера интересов человека, потребности, особенности здоровья, образ жизни и многое другое.
  • Территория проживания. Это может быть конкретный регион проживания или тип местности (сельская, городская).
  • Профессия. Социальная группа, выделенная по данному признаку, может включать представителей конкретной профессии (врач) или определенной специализации (хирург, ортопед, офтальмолог).
  • Религиозная принадлежность. В мире существует порядка 5000 различных религиозных направлений. У основных религий количество последователей исчисляется миллиардами.
  • Национальность. Несмотря на растущую популярность космополитизма, большинство людей в мире отождествляют себя с определенной нацией.

Разумеется, один человек на основании перечисленных признаков может быть отнесён к нескольким социальным группам. К некоторым он будет относиться на протяжении всей жизни (пол, национальность), другие будут меняться (возраст), третьи он, возможно, поменяет сам (профессия, религиозная принадлежность, место проживания).

Правила поведения в социальной группе

  • манера речи, сленговые особенности;
  • стиль поведения;
  • стиль одежды, характерные предметы гардероба (кепка, кеды) или аксессуары (рюкзак, портфель);
  • обычаи и ритуалы;
  • повседневные привычки.

В формальных социальных группах соблюдение групповых норм часто является требованием (к примеру, школьники должны носить форму и приходить в школу с рюкзаком или портфелем). В неформальных социальных группах нет официальных правил, требующих соблюдать групповые нормы, но их несоблюдение может привести к неуважению, непризнанию и прочим санкциям со стороны других участников.

Функции социальных групп

Ещё одним важным моментом в понимании того, что такое социальная группа, является знание её функциональной значимости (то есть, пользы, которую она может приносить своим участникам). Социологи называют следующие функции социальных групп:

  1. Экспрессивная функция. Каждый человек нуждается в выражении своих эмоций, в одобрении его взглядов и идей. Его социальная группа даёт ему возможность самовыражаться, обеспечивает уважением и одобрением со стороны других участников.
  2. Эмоциональная поддержка. В любой трудной ситуации человеку необходимо чувствовать, что он не один и у него есть круг эмоционально близких людей. Иногда это семья или друзья, а иногда – единомышленники.
  3. Социализация. Социальная группа может помочь человеку найти своё место в обществе, познакомиться с потенциальными друзьями, найти спутника жизни (более подробно о социализации читайте в этой статье).
  4. Инструментальная функция. Нельзя недооценивать важность социальных групп в плане взаимопомощи. К примеру, национальные диаспоры часто помогают людям трудоустроиться в чужой стране.

Отличия социальной группы от социальной общности

Следует отличать понятия социальная группа и социальная общность. Социальная группа – это объединение людей, так или иначе взаимодействующих между собой или имеющих отношение друг к другу, даже если они не знакомы между собой (к примеру, коллектив большой корпорации является социальной группой).

Социальной общностью называется некоторая совокупность людей, не имеющих отношения друг к другу, но объединяемых каким-то общим признаком. Кроме того, в отличие от социальной группы, она может представлять собой временное объединение людей. К примеру, зрители, пришедшие в кинотеатр на просмотр фильма – это социальная общность, но не группа.

Все социальные статусы можно подразделить на два основных типа: те, которые предписываются индивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий, и те, которые личность достигает своими собственными усилиями.

Институты общества функционируют эффективно только в том случае, если люди хорошо исполняют свои обязанности, строго обозначенные внутригрупповыми и межгрупповыми отношениями.

В середине 30-х гг. XX в. талантливый человек — философ, математик, священник — отец Павел Флоренский (1882—1937) писал, что капитализм — явление, ведущее в конечном счете к смерти… политическая свобода масс в государствах с представительным правлением есть обман и самообман масс… представительное правление ведет к господству случайных групп и всеобщей продажности; пресса — ко лжи; судопроизводство — к инсценировке правосудия и т. д., и т. д.

Все это разрушительно-активно действует на человека, атомизирует его, воспитывает индивидуалиста, а не существо общественное, по Аристотелю. Рецепт против этой болезни “выписывает” крупнейший мыслитель XX в. А. Ф. Лосев (1893-1988 (время горбачевской “перестройки”)): “общественность и коллективизм… который не подавляет личность, а помогает ей развиваться, предоставляет ей возможности и стимулы для самораскрытия, коллективизм — требование времени” [1] .

Простейший путь достижения согласованного исполнения обязанностей — разделение всех видов деятельности на множество предписанных ролей. После первого ролевого обучения, которое начинается в раннем детстве, предписанные роли должны назначаться в соответствии с некоторыми критериями, известными как “путь достижения успеха”. Пол и возраст используются в обществе как основа для ролевого предписания. Раса, национальность, классовая и религиозная принадлежность часто используются в качестве основы для предписанных ролей. В зрелом возрасте процесс ролевого обучения усложняется. Женщина, например, может одновременно выступать в ролях жены, матери, гражданки и т. д.

Большинство функций могут достаточно хорошо выполняться как женщинами, так и мужчинами, если они социализированы. Но здесь могут сказываться традиции народа. Так, во многих странах мира, особенно мусульманских, тяжелые сельскохозяйственные работы выполняются преимущественно женщинами.

Индивиды могут позволить себе обходить некоторые элементы традиций и обычаев, но они рискуют быть отчужденными от общества.

Роли мужчины и женщины в обществе со временем изменяются: замена тяжелого ручного труда машинным, уменьшение размеров семьи и домашних обязанностей в значительной степени сократили различия между мужскими и женскими ролями. Информационные технологии, применение электронной техники внесли в эти изменения существенный вклад.

Для любого общества не менее важно предписывание ролей в соответствии с возрастом. Приспособление индивидов к постоянно меняющемуся возрасту и возрастным статусам — постоянная проблема. Не успевает индивид приспособиться к одному возрасту, как тут же надвигается другой, с новыми статусами и новыми ролями. Не зря французы говорят, если бы молодость (юность) умела, если бы старость могла. В определенном возрасте индивид может испытывать трудности, связанные с приспособлением к новым ролевым статусным требованиям. Ребенок, о котором говорят, что он старше своих лет, обычно не реализует полностью свои потенциальные детские роли. Это отрицательно сказывается на полноте его социализации. В перспективе у таких личностей обычно возникают конфликты при исполнении ролей, соответствующих их возрасту.

В современном российском обществе особенно заметна неудачная социализация при подготовке к юности и старости. Молодой человек нередко пасует перед трудным выбором, предпочитая оставаться зависимым от родителей или других родственников, что характерно для более раннего возраста.

Старость во многих примитивных, или традиционных, обществах уважаема и почитаема в первую очередь потому, что в таких обществах люди в основном формируют свое поведение на основе древних и признанных обычаев и традиций, неформального контроля за соблюдением этих традиций. А самое главное, старые люди были носителями бесценного опыта, “сына ошибок трудных”. Однако в современном обществе, где традиции, опыт не играют столь значительной роли, старость причиняет многие неудобства. Быстро изменяющееся индустриальное общество очень редко рассматривает старых людей как источник мудрого руководства. Их основной функцией в последующей жизни оказывается в большей степени поддержание собственного существования. Поэтому переход к роли пожилого человека в современном российском обществе очень болезнен и сложен для каждого индивида.

Социальная позиция, которая закрепляется через индивидуальный выбор и конкуренцию, определяется как достигаемый статус. В современных индустриальных и постиндустриальных, информационных обществах имеется большая свобода в занятии личностью того или иного положения. Это во многом объясняется тем, что для успешного функционирования такого общества нужна весьма значительная мобильность трудовых ресурсов, и потому происходит четко выраженная ориентация в основном на личностные качества индивидов, на изменение статусов в соответствии с их усилиями.

Контроль общества за справедливостью при определении статусов дает выигрыш в гибкости той социальной системе, которая предоставляет возможность занимать значимое положение людям, проявляющим для этого наибольший талант. Но конкуренция увеличивает число лишних людей, неудовлетворенных существующим положением, увеличивает социальное напряжение. Несопоставимы возможности достижения высоких социальных статусов сыном крупного руководителя, бизнесмена, с одной стороны, и сыном крестьянина — с другой. Основное социальное положение в обществе (социально-классовый статус) является частично предписанным (т. е. отражает статусы родителей) и частично достигаемым с помощью способностей и устремлений самого индивида. Идеал общества, в котором большинство статусов являются достигаемыми, — стремление к тому, чтобы люди занимали положение в соответствии со своими способностями. Если приобретение статусов происходит на основе соревнования и доступ к соответствующему обучению открыт для каждого, тогда причиной низкого статуса может быть только неспособность и некомпетентность. Однако даже в этом случае посредственность находит возможность для достижения высокого статуса, используя групповые квоты, льготы, поддержку клана и т. д.

Ролевое поведение — это фактическое поведение того, кто играет роль. Ролевое поведение отличается от ожидаемого во многих отношениях: в интерпретации роли, в личностных характеристиках, изменяющих шаблоны и образцы поведения, в отношении к данной роли, в возможных конфликтах с другими ролями. Все это приводит к тому, что нет двух людей, играющих данную роль совершенно одинаково. Не все солдаты храбры, не все священники святы и т. д. Разнообразие ролевого поведения может быть значительно уменьшено в организациях, где прослеживается определенная предсказуемость действий даже при различном поведении ее членов.

Ролевое поведение в некоторых случаях является высокосознательным; при таком поведении лицо постоянно изучает собственные усилия и создает желательный образ собственного “Я”. Американский исследователь И. Гоффман (1922-1982) разработал концепцию драматического ролевого представления, заключающуюся в выделении сознательного усилия к исполнению роли так, чтобы создать желаемое впечатление у других. Согласно этой концепции каждый из нас является актером, имеющим свою аудиторию. Личность по-разному преподносит себя, когда находится в той или иной аудитории, действует в роли так, что дает драматическую картину своего “Я”. Почти каждый человек в определенном месте и в определенное время является актером.

Помимо ролей, несущих непосредственную общественную нагрузку, имеющих смысл и значение для социальной системы в целом, существуют и личные отношения людей друг с другом, в которых человек также занимает определенное место и в соответствии с ним выполняет какие-то функции. Этот слой отношений описывается понятием “межличностная роль”. Как и социальные роли, межличностные роли тоже могут быть различными и даже совершенно противоположными в разных малых группах: друг, враг, доверенное лицо и т. д.

Роль может пониматься как объективно (с точки зрения ее общественного значения), так и субъективно, преломляясь в сознании индивида и по-своему истолковываясь им. По Парсонсу, точкой отсчета должны быть не личностные смыслы, а именно социальные потребности в отношении той или иной роли. С точки зрения социума отклонение, уход от ролевых нормативов представляет собой аномалию. Поэтому глубокое усвоение правил ролевого поведения облегчает существование личности в обществе, понижает степень ее конфликтности, служит основанием уверенного и стабильного самочувствия. Освоение социальных ролей — часть процесса социализации личности, непременное условие “врастания” человека в общество себе подобных. Развитая личность может использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям, в то же время не сливаясь, не идентифицируясь с ролью.

Теория ролей хорошо описывает адаптационную сторону процесса социализации личности, но эту схему нельзя принять за единственную и исчерпывающую, поскольку она оставляет в тени активное творческое личностное начало.

  • [1] Лосев А. Ф. Страсть к диалектике. — М., 1990. —- С. 64-67.

1. К демографическими группам относится одна из перечисленных групп:

1. дети и старики

2. К социальным группам, выделяемым на основании наследуемых прав и обязанностей, относятся:


Социально-демографическая группа – это общность людей, сложившаяся на основе единых признаков. По полу, например, или по возрасту. Социальный признак при этом является ключевым. Демографический скорее нейтрален. Он приобретает смысл лишь в социально-историческом контексте. В общем, к таковым группам относятся те, у которых есть основания для неравенства. Сейчас стоит их перечислить и отдельно рассказать о присущих им особенностях.

Социально-демографическая группа - дети

Это первая социально-демографическая группа, которую стоит выделить. Для детей характерны специфические потребности, права и интересы. Но они в то же время не имеют достаточной способности для отстаивания и защиты их перед лицом общества.

Дети зависят от условий, которые им предоставляет для развития государство, общество, школа и семья. Они являются объектом социальной заботы. Ответственность за их здоровье и судьбу лежит как на родителях, так и на обществе с государством.

К демографической социальной группе относится каждый юный член общества возрастом до 18 лет. У всех представителей данной категории отсутствует полная дееспособность. Частичная присутствует у малолетних (от 7 до 14) и несовершеннолетних (от 15 до 18). Подростки, относящиеся к последней подгруппе данной категории, могут самостоятельно распоряжаться заработком и стипендией, совершать гражданские сделки. А еще они несут уголовную ответственность.

Основная социально-демографическая группа - молодежь

Молодежь: немного истории

Эта социально-демографическая группа впервые была выделена в период конца XVII – начала XVIII века. Именно тогда начались индустриальные революции, в результате которых взаимоотношения между производством и семьей изменились кардинально.

До наступления тех времен глава семьи передавал свое ремесло наследнику в рамках домашнего обучения и воспитания. Но производство усложнилось, и появилась необходимость получать образование в соответствующих учреждениях.

В те времена не было такой социально-демографической группы, как молодежь. Дети автоматически становились взрослыми, когда приступали к работе, тем самым начиная помогать старшим.

Все изменилось, когда подростков стали отправлять в ремесленные училища и университеты. Да, дети еще не работали – но они уже оторвались от семьи и приступили к получению профподготовки. Получался некий переходный социальный статус. И вот именно эта группа рассматривается как молодежь того времени.

Современное определение феномена

Молодежь, являющуюся одной из основных социально-демографических групп, отличают следующие критерии:

Для этой социально-демографической группы характерно развитие определенных доминирующих черт, которые, по мере взросления, чаще всего сглаживаются. Сюда относится возбудимость, педантичность, циклотимность, гипертимность, эмотивность, тревожность и т.д. Как бы там ни было, в итоге доминирующая черта определяет остальные социально-психологические качества личности.

К демографической социальной группе относится молодежь

Функции молодежи

Их нельзя не упомянуть в отдельности. Ведь эта социально-демографическая группа выполняет функции, которые представители других категорий и слоев просто не могут осуществить. Их можно выделить в следующий перечень:

  • Молодежь перенимает по наследству уже достигнутый уровень развития государства и общества, формирует в себе образ будущего. Это – функция социального воспроизводства.
  • Молодежь обладает собственными интересами и целями. Они не всегда совпадают с ценностями общества. И так как молодое поколение представляет собой будущее, перемены неизбежны.
  • У молодежи не всегда сформированы духовно-нравственные и ценностные ориентиры. Плюс нехватка опыта может отразиться на принятии важных решений. Однако молодые люди, вступая в общество, становятся основным объектом адаптации, социализации, воспитания и образования.
  • Молодежь – главный участник экономической инициативы и социальной мобильности.

И конечно же, люди, относящиеся к этой выделяемой социально-демографической группе, являются обширным слоем общества. Который, если быть объективными, может стать источником как возрождения нашей страны, так и деградации, напряженности.

Трудоспособное население

Трудоспособные граждане

Еще одна основная социально-демографическая группа населения. К ней относятся все мужчины возрастом от 16 до 60 лет и женщины от 16 до 55. Как можно видеть, частично в эту группу включены дети и молодежь, являющиеся представителями вышеперечисленных групп.

Всех людей, относящихся к категории трудоспособных, объединяет одно – возможность участвовать в рабочем процессе. Каждый из них занят в личном или государственном хозяйстве.

Неработающие, кстати, тоже относятся к данной категории. В соответствии с рекомендациями ООН, в население, считающееся экономически активным, включены и граждане, находящиеся в поисках вакансии.

Согласно статистике за 2015 год, в России около 5.6% трудоспособных человек не вовлечено в рабочий процесс. А это около 8.2 миллиона граждан.

Работающий пенсионер

Пенсионеры

Это отдельная социальная группа, выделенная по демографическому признаку. Согласно данным за 2000 год, 18.5% населения России составляют пенсионеры. Это очень много. В соответствии со шкалой, по которой определяется демографическое старение, показатель выше 18% присущ лишь обществу пожилых людей. Если верить прогнозам экспертов, то к 2050-му он увеличится до 37.2%.

Правда, во многих государствах (в европейских, в частности) ситуация хуже. Общество стареет, а способствуют этому многие экономические, социальные и демографические процессы.

Но стоит вернуться к главной теме. Пенсионеры – это крупная социальная общность и важнейший элемент структуры нашего социума. Их установки и поведение, которые обусловлены новым экономическим положением, влияют на многие процессы, в том числе политические и экономические.

Отдыхающий пенсионер

Особенности пенсионной группы

Ключевым отличием категории, в которую входят пожилые люди, является ее неоднородный в социально-демографическом плане состав. Российские пенсионеры отличаются по следующим признакам:

  • Образование, пол, возраст. Это демографические аспекты.
  • Социальный статус до отправки на пенсию, наколенный стаж работы, доходность, причина прекращения работы, возраст. Это социальные факторы.

Но также пожилых людей кое-что и объединяет. Сюда можно отнести верность традициям, морально-нравственные качества, дисциплинированность, ценности, мировоззрение. Это же определяет и специфику их положения в обществе. Больше всего вопросов вызывает то, что пенсионеры продолжают участвовать в избирательных кампаниях. Хотя выход на пенсию влияет на социальную активность, а значит, было бы логично, неси он еще и политическую инертность.

Основные социально-демографические группы

Заключение

Как можно было убедиться, каждой группе из перечисленных свойственны определенные специфические особенности. Важно отметить, что еще категории в обществе принято делить по уровню физической активности, по социальному статусу и прочим особенностям. Таким образом, каждый из нас может относиться сразу к нескольким группам. Точно так же, как молодежь – к трудоспособному населению.

Читайте также: