Какая была пенсия в 2005 году

Обновлено: 02.05.2024

№ 295 - 296
2 июля - 19 августа 2007

Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова

Средний размер назначенных пенсий растет, но в некоторых регионах России остается ниже прожиточного минимума

В соответствии с российским законодательством, средства на выплату пенсий аккумулирует Пенсионный фонд Российской Федерации. Объемы поступления страховых взносов и налоговых платежей увеличиваются год от года и в 2003-2005 годах они устойчиво превышали суммы произведенных за счет фонда расходов (рис. 7).

В 2005 году объем поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов и налоговых платежей достиг почти 1350 миллиардов рублей, что больше, по сравнению с предыдущим 2004 годом, на 32,9%, а с корректировкой на индекс потребительских цен - на 23,6%. Общий объем поступлений составил 6% от валового внутреннего продукта (ВВП).

В том же году фондом было израсходовано 1299 миллиардов рублей, в том числе на финансирование выплат населению пенсий и пособий - 1144, на осуществление ежемесячной денежной выплаты - 121 миллиард рублей. Доля средств, израсходованных на эти виды выплат, составила, соответственно, 5,3% в ВВП (по сравнению с 2004 годом ниже на 0,2 процентного пункта) и 0,6%.

Рисунок 7. Поступление и расходование средств Пенсионного фонда Российской Федерации, 1992-2005 годы, млрд.рублей (до 1998 г. - трлн.рублей)

По данным Пенсионного фонда Российской Федерации, на конец 2005 года число пенсионеров, которым пенсии назначены в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях Российской Федерации", составило 36,2 миллиона человек (94,4% от общего числа пенсионеров, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации). Средний размер назначенных им месячных пенсий - 2575,2 рубля, что в 1,3 раза выше среднего размера пенсий, назначенных в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Об изменении среднего размера основных видов пенсий можно судить по данным, представленным в таблице 1. В июле 2007 года средний размер назначенных месячных пенсий 5 возрос, по предварительным данным, до 3101 рубля, что на 13,6% больше по сравнению с июлем 2006 года.

Таблица 1. Средний размер назначенных месячных пенсий по видам пенсионного обеспечения 6 , на конец года; рублей (до 1998 г. - тыс.рублей)

Пенсии всех пенсионеров, состоящих на учете в органах социальной защиты населения

по случаю потери кормильца (на каждого нетрудоспособного члена семьи)

госслужащие, получающие пенсию по старости (или по инвалидности) и за выслугу лет

Помимо государственного пенсионного обеспечения граждан в Российской Федерации действует негосударственное пенсионное обеспечение 7 . В 2005 году в стране насчитывалось 290 негосударственных пенсионных фондов (больше было только в предыдущем, 2004 году - 296). Они охватывали более 6,1 миллиона участников, из которых 705,7 тысячи человек являлись получателями дополнительных пенсий, что составляет 1,8% от общей численности пенсионеров, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации (рис. 8). По данным Федеральной службы по финансовым рынкам, в 2005 году были осуществлены пенсионные выплаты на общую сумму 7569,0 млн.рублей, что в среднем составляет 893,8 рубля в месяц на одного получателя (в 2004 году - 825,9 рубля, в 2001 году - 258,5 рубля).

Рисунок 8. Число участников системы негосударственного пенсионного обеспечения и получателей негосударственных пенсий, 1996-2005 годы, тысяч человек

В 2006 году реальный размер 8 назначенных месячных пенсий вырос на 5,1% по сравнению с предыдущим годом, а в 2005 году - на 9,6%. В итоге он достиг почти 70% к уровню 1990 года, заметно превышая уровень кризисных 90-х годов (рис. 9). Тенденция устойчивого роста реального размера назначенных пенсий наблюдается начиная с 2000 года, после того как в 1990 года он опустился до наиболее низкого уровня (30% к уровню 1990 года).

Повышению реального содержания пенсий способствовали проводимые индексации пенсий. На 1 января 2005 года размер базовой части трудовой пенсии по старости составлял 660 рублей в месяц, а с 1 марта 2005 года, в соответствии с Федеральным законом от 14 февраля 2005 года № 3-ФЗ, размер базовой части трудовой пенсии по старости был увеличен до 900 рублей в месяц. С 1 августа 2005 года была проведена дополнительная индексация базовой и страховой части трудовой пенсии: коэффициент увеличения был определен в размере 1,06, а коэффициент дополнительного увеличения размера страховой части трудовой пенсии - в размере 1,048. В результате размер базовой части трудовой пенсии по старости составил 954 рубля в месяц. Размер ежемесячных денежных выплат в течение года также дважды индексировался, как и размер пенсии. Большая часть пенсионеров имела право на получение этих ежемесячных денежных выплат.

Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ были внесены изменения в законодательные акты Российской Федерации, предусматривающие переход от предоставления ряда натуральных льгот отдельным категориям граждан к денежным компенсациям, а также разграничение расходных обязательств по предоставлению мер социальной поддержки гражданам по уровням бюджетной системы 9 .

Одновременно с увеличением реального размера назначенных пенсий устойчиво росло соотношение среднего размера пенсий с величиной прожиточного минимума: если в 1999 году средний размер назначенных пенсий составлял лишь 70% от величины установленного для пенсионеров прожиточного минимума, то в 2002 году они сравнялись, а в 2004 году средний размер пенсии превысил величину прожиточного минимума пенсионера на 6,3%. Поскольку ни в 2005, ни в 2006 году величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации не устанавливалась, нельзя определенно утверждать, что тенденция устойчивого роста сохранялась и в эти годы. Однако в пользу этого утверждения говорит сохраняющаяся тенденция роста реального размера назначенных пенсий (рис. 10).

Рисунок 9. Реальный размер средней назначенной пенсии (1990=100) и ее соотношение с прожиточным минимумом пенсионера (в %), 1992-2006 годы

В первом полугодии 2007 года средний размер назначенных месячных пенсий составил 2968 рублей, а его реальный размер - 104,9% к соответствующему периоду 2006 года.

Соотношение среднего размера назначенных месячных пенсий (с учетом компенсации) и величины среднего размера начисленной заработной платы составило 23,7% (в первом полугодии 2006 году - 26,6%, в целом за год - 25,6%). Примерно таким же оно было в 1992 году - 26,0%, а затем возросло до 40% в 1995-1996 годах. После снижения до 29% в 1999 году оно немного увеличилось и оставалось на уровне около 32% в 2000-2002 годах, а затем начало постепенно снижаться, что говорит о замедлении роста среднего размера назначенных песий по сравнению со средним размером начисленной заработной платы.

Рисунок 10. Реальный размер средней назначенной пенсии (в % к декабрю 1994 года) и ее соотношение с прожиточным минимумом пенсионера (в разах), по месяцам 1995-2007 годов

Сравнение среднего размера назначенных пенсий с величиной прожиточного минимума, утвержденного региональными органами власти, показывает, что не во всех субъектах Российской Федерации пенсия может обеспечить даже самые минимальные жизненные потребности. Так, в 2005 году в 17 из 88 регионов-субъектов федерации средний размер назначенных пенсий был ниже величины утвержденного прожиточного минимума, причем особенно значительно в ряде регионов Крайнего Севера: Эвенкийском (69% от величины прожиточного минимума), Корякском (78%) и Чукотском автономных округах (82%). В половине регионов превышение среднего размера назначенных пенсий над величиной прожиточного минимума не превышало 19%, а наибольшим оно было в Республике Северной Осетии-Алании - на 42% (рис. 11).

Рисунок 11. Средний размер назначенных пенсий (рублей в месяц) и его соотношение с прожиточным минимумом пенсионера (в %), по регионам-субъектам Российской Федерации в 2005 году
Список регионов

5 - Средний размер назначенных месячных пенсий определяется делением общей суммы назначенных месячных пенсий на численность пенсионеров, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации.
6 - До 2002 года - с учетом компенсации.
7 - Негосударственный пенсионный фонд - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками фонда в пользу участников фонда. Фонды осуществляют деятельность и производят выплаты негосударственных пенсий участникам фонда независимо от государственного пенсионного обеспечения населения.
8 - Реальный размер назначенных пенсий - относительный показатель, исчисленный путем деления индекса номинального размера (т.е. фактически сложившегося в отчетном периоде) пенсий на индекс потребительских цен за соответствующий период времени.
9 - К числу расходных обязательств Российской Федерации, которые финансируются из федерального бюджета, отнесены меры социальной поддержки, предоставляемые:

  1. инвалидам войны;
  2. участникам Великой Отечественной войны;
  3. ветеранам боевых действий;
  4. военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
  5. лицам, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";
  6. лицам, работавшим в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
  7. членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членам семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
  8. инвалидам;
  9. детям-инвалидам;
  10. лицам, подвегшимся воздействию радиации.

Этим категориям граждан предоставляются ежемесячная денежная выплата, а также набор социальных услуг, включающий:

  • обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера);
  • предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение;
  • бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

К числу расходных обязательств субъектов Российской Федерации (финансируются из бюджетов субъектов Российской Федерации) отнесены меры социальной поддержки, предоставляемые:

Расчет пенсии зависит и от законодательства, действовавшего в период, когда граждане осуществляли трудовую деятельность. Сегодня актуально говорить о трех пенсионных законах, устанавливающих различный порядок расчета пенсии. В данной статье Вы узнаете основные моменты расчета пенсии по разным правилам, что позволит проверить ранее назначенную пенсию.

В статье приводится порядок индексирования пенсии, назначенной 01.01.2002. Содержание статьи полезно для пенсионеров, которые сомневаются в том, правильно ли им назначена и проиндексирована пенсия.

Содержание статьи:


Достаточно часто при расчете пенсии мне задают вопрос о возможности применения ранее действовавшего пенсионного законодательства.

Согласно данному нормативному акту право на пенсии по старости на общих основаниях устанавливалось ст. 10 Закона – мужчинам при достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщинам – по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет.

Таким образом, максимально возможный размер пенсии составляет 185,32 х 3 х 1,2= 667,15 руб.

Установленный рассматриваемым законом порядок выгодно применять при подсчете трудового стажа, поскольку только этим нормативным актов разрешается включать следующие периоды помимо работы:

— службу в составе Вооруженных Сил бывшего СССР (ст. 90 Закона). Более того, при подсчете трудового стажа для назначения пенсии по старости на общих основаниях военная служба по призыву включалась в двойном размере;

— обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре включается в общий трудовой стаж наравне с работой (ст. 91 Закона);

— проживание жен (мужей) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с мужьями (женами) в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства (ст. 92 Закона);

— выплаты пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах и переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства (ст. 92 Закона);

— и другие периоды.


В период с 01.01.2002 по 31.12.2014 действовал иной пенсионный порядок, установленный федеральным законом № 173-ФЗ.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. При этом обязательным условием является наличии не менее пяти лет страхового стажа (учитываемая при определении трудовой пенсии суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы, а также иных периодов, засчитываемых в трудовой стаж).

В основе установленной пенсионной формулы основным показателем становится расчетный размер пенсии (РП). Он зависит от:

1) коэффициента среднемесячной заработной платы, ограниченного максимумом 1,2. Данные коэффициент определяется как частное от деления Вашего среднемесячного заработка (ЗР) к заработной плате в РФ за тот же период (ЗП). Проблемы возникают в том случае, когда не удается документально подтвердить размер заработка в течение пяти лет до 2002 года либо в период с 01.01.2000 по 31.12.2001 годы;

2) от стажевого коэффициента, равного 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20.

При этом при расчете размера пенсии учитывается среднемесячная заработная плата в РФ за третий квартал 2001 г. для исчисления и увеличения размеров пенсий, утвержденной Правительством РФ (СЗП = 1671 руб.). Ее размер не меняется и един для все будущих пенсионеров.

С учетом изложенного, максимальный размер пенсии на 01.01.2002 составляет:

РП = 1671 х 1,2 х 0,75 = 1503 руб.

Согласно Закону, пенсия включает две части:

1) базовая часть – 450 руб.;

2) страховая часть – 1053 руб.

В дальнейшем высчитывается пенсионный капитал, который зависит от страховых взносов за период с 01.01.2002 по 31.12.2014.

Если их не было, происходит индексирование базовой и страховой частей пенсии. Если страховые взносы начислялись, их также индексируют как страховую часть пенсии.

Далее учитываем так называемую валоризацию, применяемую с 01.01.2010.

Ее размер устанавливается в соответствии со статьей 30.1 пункта 1 Федерального закона 173-ФЗ: 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона (до 1.01.2002 г.) и, сверх того, 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года.

Так, мужчина может уйти на пенсию с 60 лет. С учетом начала трудовой деятельности в 18 лет, периода работы с 01.01.1991 по 31.12.2001, а также 31 года общего трудового стажа до 1 января 1991 года максимальный размер валоризации составит 41%.

Другими словами, увеличение рассчитывается как произведение страховой части пенсии на процент валоризации. При этом следует учитывать, что в страховую часть не входят страховые взносы.

Проведем индексацию и увеличение пенсии в соответствии с законом, без начисления страховых взносов.

Размер пенсии на 01.01.2002 1503 руб.

Страховая часть – 1053 руб., базовая часть – 450 руб.

Валоризация 41%. Увеличение = 3873,38 х 0,41 = 1588,09

Таким образом, в случае, если пенсионер официально после 31.12.2001 не работал (работодатель не производил отчислений страховых взносов за своего работника), с учетом начала трудовой деятельности в 18 лет, периода работы с 01.01.1991 по 31.12.2001, а также 31 года общего трудового стажа до 1 января 1991 года, размер пенсии по состоянию на 31.12.2014 года составит 12246,12 руб.

Если в указанный период страховые взносы начислялись, размер пенсии будет увеличен в установленном законом порядке.

С 01.01.2015 вновь кардинально изменилось пенсионное законодательство. Пенсионная система включает в себя обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение и негосударственное (добровольное) пенсионное обеспечение.

Здесь речь пойдет только об обязательном пенсионном обеспечении, которое представляет собой отложенную часть заработка, которая выплачивается при наступлении страхового случая, включая достижение пенсионного возраста. Именно поэтому Пенсионный Фонд России пропагандирует идею, согласно которой, чем больше средств направлено на будущую пенсию в течение трудовой деятельности, тем выше пенсия. Но не все так очевидно.

Пенсия по старости сегодня называется страховой пенсией – ежемесячная денежная в целях компенсации лицам заработной платы и иных выплат, утраченных с наступлением нетрудоспособности по старости.

Если ранее пенсия включала в себя страховую часть и базовую часть, то согласно новому закону страховая пенсия по старости состоит из страховой части и фиксированной выплаты.

С 01.01.2015 размер пенсии напрямую зависит от официальной заработной платы работника. Поскольку именно от нее зависит, какие сведения предоставит работодатель о застрахованном лице в Пенсионный Фонд России и какие он перечисляет страховые взносы.

Общий тариф страхового взноса составляет 22% от годового фонда оплаты труда работника в пределах законодательно установленной суммы (в 2018 – 991 000 руб.). С величины, превышающей данный размер работодатель уплачивает взносы по тарифу 10%. При этом нужно учитывать:

1) на формирование страховой пенсии идет только 16%, а 6% направляется на формирование фиксированной выплаты. Однако в тех случаях, когда гражданин воспользовался правом выбора тарифа страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии, 10% направляются на страховую часть, 6% — на накопительную часть; 6% на фиксированные выплаты;

2) в 2014-2019 годах все средства страховых взносов (16%) направляются на формирование только страховой пенсии независимо от ранее выбранного гражданином варианта пенсионного обеспечения.

Основания получения страховой пенсии по старости закреплены в ст. 8 Федерального закона: право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. При этом обязательными условиями являются наличии не менее 15 лет страхового стажа и наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

В связи с тем, что пенсионная реформа реализуется поэтапно, при выходе на пенсию в 2018 году необходимо, помимо достижения пенсионного возраста, иметь страховой стаж 9 лет и 13,8 пенсионных баллов (величина индивидуального пенсионного коэффициента).

Расчет пенсии по новому закону следует разделить на две части.

1. Перевод ранее начисленного размера пенсии.

С учетом положений ч. 1 ст. 34 Федерального закона величина индивидуального пенсионного коэффициента (пенсионные баллы) до 01.01.2015 определяется исходя из размера страховой части пенсии, деленной на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015, указанную в ч. 10 ст. 15 Федерального закона, т.е. 64,10 руб.

В соответствии с нашим примером, по состоянию на 31.12.2014 года пенсия составляла 12246,12 руб., включая страховую часть – 8335,78 руб.

Если в пенсионных баллах, то 130,04 (8335,78 / 64,1 = 130,04).

В тех случаях, когда идет речь о пенсионере, то размер пенсии продолжает индексироваться.

Размер пенсии на 31.12.2014 – 12246,12 руб.

Страховая часть – 8335,78 руб., базовая часть – 3910,34 руб.

ежегодная индексация с 1 февраля исходя из роста потребительских цен за прошедший год

Таким образом, для пенсионера, который официально после 31.12.2001 не работал (работодатель не производил отчислений страховых взносов за своего работника), с учетом начала трудовой деятельности в 18 лет, периода работы с 01.01.1991 по 31.12.2001, а также 31 года трудового стажа до 1 января 1991 года, размер пенсии по состоянию на 01.01.2018 года составит 15578,64 руб.

2. Расчет пенсии, формируемой с 01.01.2015.

Страховая пенсия по старости формируется по формуле:

Пенсионные баллы х Стоимость пенсионного балла + Фиксированная выплата

Оценить преимущества либо недостатки нового пенсионного законодательства можно на простых примерах.

При зарплате в 2017 году 10 000 руб. (годовой заработок 120 000 руб.) на страховую пенсию направляется 19 200 руб. Для перевода страховых взносов в пенсионные баллы указанная сумма делится на размер страховых взносов от максимально установленной законом суммы (876 000 х 16% = 140 160 руб.) и умножается на 10. Следовательно, размер пенсионных баллов составит 1,37 ((19200 / 140160) х 10). Это означает, что к ежемесячному размеру пенсии прибавится 107,65 руб. (1,37 х 78,58 = 107,65; количество пенсионных баллов умножается на стоимость пенсионного балла в 2017 г.).

При зарплате в 2017 году 15 000 руб. (годовой заработок 180 000 руб.) на страховую пенсию направляется 28 800 руб. Для перевода страховых взносов в пенсионные баллы указанная сумма делится на размер страховых взносов от максимально установленной законом суммы (876 000 х 16% = 140 160 руб.) и умножается на 10. Следовательно, размер пенсионных баллов составит 2,05 ((28800 / 140160) х 10). Это означает, что к ежемесячному размеру пенсии прибавится 161,09 руб. (2,05 х 78,58 = 161,09; количество пенсионных баллов умножается на стоимость пенсионного балла в 2017 г.).

Так, за 30 лет работы пенсия составит по действующему законодательству 9815,6 (161,09 х 30 + 4982,9 = 9815,6; страховая часть плюс фиксированная выплата). В такой ситуации размер пенсии на 1200 руб. выше величины прожиточного минимума пенсионера в Воронежской области.

При зарплате в 2017 году 35 000 руб. (годовой заработок 420 000 руб.) на страховую пенсию направляется 67 200 руб. Для перевода страховых взносов в пенсионные баллы указанная сумма делится на размер страховых взносов от максимально установленной законом суммы (876 000 х 16% = 140 160 руб.) и умножается на 10. Следовательно, размер пенсионных баллов составит 4,79 ((67200 / 140160) х 10). Это означает, что к ежемесячному размеру пенсии прибавится 376,4 руб. (4,79 х 78,58 = 376,4; количество пенсионных баллов умножается на стоимость пенсионного балла в 2017 г.).

Так, за 30 лет работы пенсия составит по действующему законодательству 16274,9 (376,4 х 30 + 4982,9 = 8000,3; страховая часть плюс фиксированная выплата).

При этом законодатель установил максимальное количество пенсионных баллов, которые можно начислить за год – 10 (но поэтапно, так в 2018 году – 8,7). Это означает, что в 2018 году доходы свыше 862 170 руб. (71 847,5 руб. ежемесячно) не повлекут увеличения страховой пенсии по старости.

Выводы

Изменения пенсионного законодательства направлены не только на защиту интересов пенсионеров, но и государственных интересов. Сегодня для ухода на пенсию по старости необходимо не только работать официально, но и получать определенную зарплату, чтобы иметь необходимый страховой стаж и индивидуальный пенсионный коэффициент. В противном случае, граждане после достижения пенсионного возраста не смогут рассчитывать на страховую пенсию, а для получения социальной пенсии нужно будет ждать еще 5 лет.


ТАСС-ДОСЬЕ. 6 сентября 2018 года в пресс-службе Пенсионного фонда России (ПФР) объявили, что пенсии по старости проиндексируют с 1 января на 7,05% в 2019 году, на 6,6% в 2020 году и на 6,3% в 2021 году. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об индексациях пенсий в России.

В настоящее время все виды пенсий, выплачиваемых ПФР, ежегодно индексируются в связи с ростом цен и среднемесячной заработной платы.

История индексации пенсий в 1990-х годах

Впервые в России пенсии были проиндексированы еще до распада СССР - в декабре 1990 года. Тогда Верховный совет РСФСР из-за роста цен повысил минимальные пенсии с 70 до 100 рублей.

С 1 января 1992 года и до пенсионной реформы 2002 года минимальная пенсия в России повышалась 27 раз: с 342 неденоминированных рублей до 185,32 рубля (с учетом деноминации 1998 года выплаты выросли в 542 раза). В 1992-1993 годах индексации производились согласно указу президента РФ, законам РФ, постановлениям Верховного совета РФ. В 1994-1997 годах соответствующие изменения вносились федеральными законами, затем решения о повышении пенсий принимались правительством РФ.

Самое большое единовременное повышение произошло 1 ноября 1992 года, тогда пенсии были увеличены в 2,5 раза. Вызвано это было рекордным уровнем инфляции, который по итогам 1992 года составил 2508,8%.

Рост размера минимальных пенсий в 1990-е годы был выше, чем увеличение размера назначенных (реально полученных) пенсионных выплат. По данным Росстата, они выросли в 235 раз с учетом деноминации 1998 года: с 3,5 тыс. неденоминированных рублей в 1992 году ($12,2 по среднегодовому курсу Банка России) до 823,4 рубля в 2001 году ($28,23).

Индексации пенсий в 2002-2009 годах

В 2002 году стартовала крупномасштабная пенсионная реформа, которая заключалась в постепенном переходе от распределительной к распределительно-накопительной системе пенсионного обеспечения. Пенсия была разделена на три части: базовую (гарантируется государством), страховую (пенсионные взносы, которые вычитаются из заработной платы и гарантируют выплаты после выхода на пенсию) и накопительную (реальные деньги на личном счету, которые до выхода на пенсию могут инвестироваться в ценные бумаги и другие активы). Тогда же появилась социальная пенсия: так называют регулярные выплаты гражданам, признанным нетрудоспособными (инвалидам), детям-сиротам, а также некоторым группам граждан, которые достигли пенсионного возраста, но не наработали на полноценную страховую пенсию.

Базовая часть трудовой пенсии на 1 января 2002 года была установлена в размере 450 рублей (для категории пенсионеров по старости и без иждивенцев). В период до 2009 года включительно она повышалась 15 раз - до 2562 рублей (в 5,69 раза). В 2007 году базовая часть была проиндексирована трижды, в 2006 и 2008 годах - один раз. Крупнейшее разовое повышение произошло 1 марта 2003 года - на 36%.

Страховая часть пенсии за тот же период индексировалась 15 раз - минимум на 6,2% (включая дополнительные индексации), из них трижды - в 2007 году. Самый большой размер индексации (17,5%) был установлен 1 апреля 2009 года.

С 2001 года по 2010 год назначенные пенсии выросли в 7,5 раза с 823,4 рубля в 2001 году ($28,23) до 6177,4 рубля в 2010 году ($203).

Индексация пенсий после 2010 года

В 2010 году было ликвидировано разделение базовой и страховой части пенсий - они были объединены в страховую часть.

С 2010 года размер страховой части трудовой пенсии индексировался 12 раз (включая повышение с 1 января 2018 года). Обычно это происходит с 1 февраля и с 1 апреля. В 2012-2014 годах и 2017 году корректировка суммы страховой пенсии прошла дважды. В 2010, 2011, 2015, 2016 годах - один раз. Крупнейшая разовая индексация была произведена 1 февраля 2015 года - на 11,4%. Меньше всего пенсии выросли с 1 января 2018 года - на 3,7%. В 2016 году при индексации 1 февраля правительство впервые приняло решение не индексировать пенсии работающих пенсионеров. Это связано с ростом дефицита пенсионного фонда. Вторую индексацию в 2016 году было решено заменить на единовременную выплату в размере 5 тыс. рублей.

В 2017 году пенсии повышались дважды. 19 января было подписано постановление правительства РФ об индексации фиксированной выплаты к страховой пенсии. Согласно документу, с 1 февраля она проиндексирована на 5,4% - т. е. на уровень инфляции в 2016 году. Повышение пенсии коснулось только неработающих пенсионеров. Постановление о повышении социальных пенсий (на 1,5%) было подписано 16 марта. C 1 апреля страховые пенсии увеличились на 0,38% (в рамках законодательства, без специального постановления), причем повышение было сделано как для неработающих, так и для работающих пенсионеров.

По данным Росстата, средний номинальный размер назначенных пенсий в 2010-2017 годах вырос в 2,15 раза в рублевом эквиваленте: с 6177,4 рубля ($203) до 13336 рублей ($232).

1 января 2018 года в России состоялась индексация страховых пенсий. Для неработающих пенсионеров выплаты выросли на 3,7% (выше уровня инфляции, которая составила около 2,5%). Среднегодовой размер страховой пенсии по старости достиг 14151 рубля.

Социальные пенсии в предыдущий раз индексировались 1 апреля 2018 года - на 2,9% - до 9062 рублей. Соответствующее постановление было подписано премьер-министром России Дмитрием Медведевым 20 марта.

1 августа 2018 года были проиндексированы пенсии работающих пенсионеров. Максимальная прибавка составила 235 рублей.

Рассматривая пенсию в России, необходимо учесть тот возраст, в котором люди выходят на заслуженный отдых. Помимо этого, принять во внимание размер средней пенсии по старости, а также ее минимальное значение.

Только так можно сориентироваться, какие категории лиц наиболее обеспеченные к старости, а кто вынужден довольствоваться минимальными суммами. К тому же можно проследить динамику роста выплат от государства и учесть прогнозные данные.


Пенсионный возраст

Рассматривая весь исторический спектр развития пенсионного обеспечения, стоит отметить, что данная выплата появилась в СССР в 1928 году и впервые была введена для работников текстильной промышленности. Именно с этого периода были установлены первые цифры, касающиеся пенсионного возраста, который составил:

  • Для мужчин 60 лет.
  • Для женщины 55 лет.

Далее, в 1932 году, данное право распространилось также на другие виды рабочих и колхозников. Но для работников сельского хозяйства были установлены другие временные рамки:

Позже, с 1968 года, и они стали выходить на пенсию, как и остальные работники.


В современной России первые разговоры о необходимости повышения пенсионного возраста начались еще в 1997 году. Инициатива исходила от Министерства экономики. В 2010 году эти разговоры и обсуждения стали регулярными. И вот, с 1 января 2017 года вступил в силу закон, касающийся повышения пенсионного возраста для всех чиновников. В соответствии с ним возрастную планку установили:

  • Для мужчин на отметке 65 лет.
  • Для женщин – 63 года.

И вот в 2019 году это повышение коснулось всех категорий работников. Теперь мужчины отправятся на заслуженный отдых в 65 лет, а женщины в 60. Единственное, на что необходимо обратить внимание – это этапы введения. Так, например:

  • Мужчины 1958 года рождения выходят на пенсию в 60 лет.
  • А вот тот, кто родился в 1959, отправится на отдых только в 61 год.
  • Появившиеся на свет в 1960 смогут отдохнуть от работы только в 62 года.

Такая же поэтапность существует и у женщин. И чтобы точно узнать, когда можно собираться не работать, можно воспользоваться специальной табличкой.


Виды пенсий

На сегодняшний день в РФ существует несколько видов пенсий:

  • Страховая, которая служит компенсацией всем гражданам их заработной платы или других видов дохода на момент осуществления трудовой деятельности. Также она выплачивается нетрудоспособным застрахованным лицам. Страховая пенсия может быть трех видов:
  • По старости – используется чаще всего.
  • По инвалидности – назначается тем, кто утратил свое здоровье и получил определенную группу инвалидности.
  • По случаю потери кормильца – доступно тем нетрудоспособным лицам, которые утратили кормильца по причине смерти. За исключением только умышленный уголовных деяний, которые повлекли за собой кончину.

Существует также вид, который называется по государственному пенсионному обеспечению. Он доступен лицам, которые находились на федеральной государственной службе на тот момент, и когда они достигли определенного срока выслуги или возраста. Отсюда подвиды:

  • За выслугу лет.
  • По старости.
  • По инвалидности.
  • Социальная.
  • Накопительная, которая формируется за счет совместных взносов работодателя и дохода инвестирования. Но, на данный момент она доступна только тем лицам, которые родились в 1967 году и моложе и до конца 2015 года они сделали выбор в пользу именно такого вида. Правда, периодически встает вопрос о заморозке выплат по такому типу.

Также существует негосударственный тип, который требует заключения договора с негосударственным пенсионным фондом.


Численность пенсионеров

Рассматривая официальную статистику, можно учесть, сколько пенсионеров проживает на сегодняшний день в России, а также сколько из них получают разные виды пенсии. Таким образом можно проследить динамику, какова численность пожилых людей и как она изменяется по отношению к общему населению страны. Данные, предоставляемые Росстатом, говорят о том, что:

  • В 2012 году в стране было 42.367.000.
  • В 2013 – 42.837.000.
  • В 2014 уже 43.327.000.
  • В 2015 – 43.797.000.
  • В 2016 – 45.182.000.
  • В 2017 – 45.709.000.
  • В 2018 году – 46.071.000.
  • В 2019 году – 46.480.000.

При этом необходимо отметить существенный рост части населения, которая достигла возраста, когда им необходимо платить пенсию. Как видно из приведенной статистики, ежегодно это число увеличивалось до 2020 года как минимум на 300.000 человек.


Размер пенсии

Рассматривая величину денежного пособия, которое получают пожилые люди, стоит отметить тот факт, как оно изменилось за последние 7 лет:

  • В 2012 году средний размер выплат для лиц, состоящих на учете в системе ПФР, составил 8272,7 руб.
  • В 2013 – 9153,6 руб.
  • В 2014 – 10029 руб.
  • В 2015 – 10888 руб.
  • В 2016 – 12080 руб.
  • В 2017 – 17425 руб.
  • В 2018 – 13323 руб.
  • В 2019 – 14102 руб.
  • В 2020 – 14924 руб.
  • Прогнозно* в 2021 – 15779 руб.


Динамика

Как видно из представленных цифр количества пенсионеров – этот показатель неуклонно растет. Происходит это весьма существенными темпами, которые составляют приблизительно 0,3-0,4% от общей численности населения в год.

Что же касается увеличения дохода, то здесь рост, к сожалению, не такой существенный. За 7 лет средняя пенсия увеличилась приблизительно на 65%.


Прогноз

По прогнозным данным количество пенсионеров в стране будет расти и дальше. Выглядеть это будет следующим образом:

  • В 2025 году их будет почти 45 млн.
  • К 2030 – 46,5 млн человек.
  • В 2040 количество будет превышать 50 млн.
  • А к 2050 составит около 52 млн граждан.


Обусловлено это следующими негативными факторами:

  • Уменьшением рождаемости в стране.
  • Недостаточно качественными условиями жизни, которые вызывают миграционный отток молодой части населения. К тому же уезжают самые образованные, те, кто может найти себе применение и более высокооплачиваемую работу в другой стране.
  • Увеличение возраста, в котором женщина рожает своего первенца. В результате возраст поколения увеличивается, а сменяемость поколений происходит реже.

Что же касается размера пенсии, то вот какие прогнозные данные предлагает Росстат:

  • В 2021 году ожидается сумма приблизительно в 15.800.
  • К 2025 году – 22.000 руб.
  • К 2030 году – 23.700 руб.
  • К 2035 году – она должна повыситься до 25.500 руб.


Как видно из всех данных Росстата, ситуация в стране с количеством пенсионеров является достаточно тяжелой. Их большое количество и дальнейший рост требуют немедленного решения проблемы по улучшению демографии. В противном случае в ближайшие десятилетия встанет вопрос о пенсионных выплатах, так как наряду с увеличением числа пенсионеров, число работоспособных граждан будет уменьшаться.

Читайте также: