Как выглядит квитанция пенсии

Обновлено: 16.05.2024

Знание — сила, и особенно важно обладать знаниями о своей будущей пенсии. Где же взять полную информацию о ней? Посмотреть в индивидуальном лицевом счете в ПФР. Бывает, что люди находят там ошибки, которые могут негативно отразиться на будущей пенсии, если вовремя их не устранить. Вот почему важно периодически проверять состояние своего ИЛС. О подробностях расскажем в статье.

Что такое ИЛС

Индивидуальный лицевой счет (ИЛС) — это электронный документ, который содержит информацию о вашей трудовой деятельности и пенсионных правах. При помощи этого документа вам удобно отслеживать изменения на счете, а ПФР по нему будет определять, какой размер пенсии вам положен после завершения трудовой деятельности. У каждого индивидуального счета есть уникальный страховой номер — СНИЛС. Все, что нужно знать о СНИЛС мы рассказали в отдельной статье.

Как открыть ИЛС

Если вы трудоустроены официально, и работодатель платит за вас страховые взносы, будьте уверены — индивидуальный лицевой счет у вас уже есть. В ином случае ПФР откроет его по вашему личному заявлению или при поступлении информации от других государственных учреждений, если на момент обращения в которые у вас не было открытого ИЛС.

Индивидуальный лицевой счет должен быть у всех граждан, в том числе и иностранных, которые находятся в России на постоянной или временной основе.

Какие сведения содержит извещение ИЛС и как его читать

Извещение о состоянии индивидуального лицевого счета состоит из нескольких частей, которые могут меняться в зависимости от того, в ПФР или НПФ формируется ваша пенсия, находитесь ли вы на этапе накопления пенсии или вам уже назначили пенсионные выплаты или, например, вы успели принять участие в программе государственного софинансирования пенсий. Расскажем подробнее о каждой из частей.

Общая часть содержит индивидуальные данные о вас:

  1. Фамилию, имя и отчество;
  2. Дату рождения;
  3. Страховой номер — СНИЛС;
  4. Вариант пенсионного обеспечения (направление страховых взносов на формирование страховой и накопительной пенсии или направление страховых взносов на формирование страховой пенсии);
  5. Величину индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК);
  6. Трудовой стаж, учитываемый для назначения пенсии.

Первый блок отражает информацию о трудовой деятельности с 2015 года: список работодателей, продолжительность периодов работы, суммы страховых взносов, которые трансформировались в баллы.

Второй блок содержит идентичную первому информацию, но за периоды до 2015 года.

Третий блок будет присутствовать в выписке, если вы формируете пенсионные накопления в ПФР. Он включает информацию о выбранной управляющей компании и инвестиционном портфеле. В этом же блоке приведена итоговая сумма накоплений с учетом инвестирования.

Четвертый блок содержит информацию, если вы формируете пенсионные накопления в НПФ. Здесь будет указана дата заключения договора, название негосударственного пенсионного фонда и сумма пенсионных накоплений с учетом их инвестирования и возможная сумма потерь при досрочном переходе к новому страховщику.

Пятый блок появится у вас, когда придет время получать пенсию. В этом блоке будет отражаться дата назначения страховой пенсии, сумма страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней, размер накопительной пенсии и сумму срочной или единовременной выплаты — если применимо.

Как получить извещение о состоянии ИЛС и сколько стоит такая услуга

Чтобы ознакомиться с состоянием ИЛС, нужно запросить выписку. Услуга бесплатна, а сделать запрос на ее получение можно несколькими способами:

Какие документы нужны, чтобы получить выписку

Набор необходимых документов будет меняться в зависимости от способа подачи запроса.

При онлайн-запросе через личный кабинет ПФР или портал Госуслуг предоставление документов не требуется.

При личном обращении в отделение ПФР или МФЦ то от вас потребуется заполненное заявление, паспорт и СНИЛС. Если от вашего имени будет действовать представитель, тогда к запросу помимо обозначенных документов понадобится нотариальная доверенность.

Если вы хотите обратиться в ПФР по почте, то в конверт необходимо вложить заполненное заявление и копию паспорта. В этом случае документы необходимо заверить у нотариуса.

Кто может запросить сведения о состоянии ИЛС

Индивидуальный лицевой счет содержит конфиденциальную информацию, поэтому ее вправе запросить владелец, либо его уполномоченный или законный представитель.

Уполномоченный представитель действует на основании доверенности. В интересах недееспособного человека будет действовать его законный представитель — попечитель или опекун.

Как внести изменения в выписку, если данные неверны

Если в полученном извещении вы обнаружили ошибку, то необходимо обратиться в ПФР с заявлением о корректировке сведений и внесении уточнений в индивидуальный лицевой счет. Подать заявление можно как лично в ближайшем отделении, так и на сайте ПФР или по почте. В течение десяти рабочих дней после получения заявления ПФР должен провести проверку и уведомить вас о ее результатах.

Дополнительные документы, которые подтвердят недостоверность сведений в ИЛС, потребуются в случаях, если ошибки касаются недостающего стажа и заработной платы или необходимо подтвердить периоды жизни, которые засчитываются в страховой стаж, или организация, передавшая недостоверные сведения о вас, ликвидирована.

Пенсию можно получать через организацию федеральной почтовой связи (отделение почтовой связи по месту жительства) или через кредитные организации, представив заявление в Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) по Санкт-Петербургу и Ленинградской области или его Управления в административных районах Санкт-Петербурга по месту получения пенсии:

    • по адресу регистрации места жительства гражданина;
    • по адресу места пребывания гражданина;
    • по адресу фактического проживания гражданина, указанному в заявлении пенсионером;
    • по месту нахождения организации, в которой проживает пенсионер (в случае проживания в стационарном учреждении социального обслуживания или лишения свободы).

    Доставка пенсии осуществляется:

    • через организацию почтовой связи по адресу проживания пенсионера;
    • через кредитную организацию.

    Пенсионер вправе выбрать по своему усмотрению организацию, осуществляющую доставку, и уведомить об этом территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации путем подачи заявления о доставке пенсии.

    В случае выбора пенсионером организации, осуществляющей доставку, с которой у Отделения ПФР по Санкт‑Петербургу и Ленинградской области договор не заключен, рассмотрение заявления пенсионера о доставке пенсии приостанавливается до заключения договора между Отделением и выбранной пенсионером организацией, осуществляющей доставку, но не более чем на три месяца.

    Для изменения способа доставки необходимо представить соответствующее заявление:

    • при обращении пенсионера до 20 числа текущего месяца изменение организации, осуществляющей доставку пенсии, производится с 1 числа месяца, следующего за текущим;
    • при обращении пенсионера после 20 числа текущего месяца — с 1 числа месяца через один после текущего.

    Особенности организация доставки пенсии через кредитные организации:

    • возможно зачисление пенсии ребенка как на счет в кредитной организации, открытый на имя ребенка, так и на счет, открытый на имя родителя;
    • дети в возрасте от 14 до 18 лет в соответствии с нормами действующего законодательства вправе получать начисленную им пенсию самостоятельно — на свой счет;
    • родитель является законным представителем ребенка и может подать заявление от имени ребенка до момента наступления его совершеннолетия — 18 лет;
    • пенсии, назначенные несовершеннолетним и недееспособным гражданам, могут быть зачислены на счет опекуна (попечителя), только если это номинальный счет.


    Полное наименование:

    Результат предоставления

    1. Удовлетворение поданного заявления либо отказ в удовлетворении поданного заявления.
    2. Вынесение распоряжения о возобновлении выплаты пенсии или решения об отказе в возобновлении выплаты пенсии.
    3. Решение о прекращении выплаты пенсии.
    4. При подаче заявления о факте осуществления(прекращения) работы и (или) иной деятельности на территории РФ:
      • приобщение заявления о факте осуществления(прекращения) работы и (или) иной деятельности на территории РФ к материалам выплатного дела для учета при вынесении решения о выплате сумм пенсии по сведениям, представленным страхователем;
      • решение об отказе в удовлетворении поданного заявления.
    5. Заявление о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности за пределами территории РФ:
      • вынесение решения о выплате сумм пенсии с учетом документов, подтверждающих факт осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности, выданных компетентными органами (должностными лицами) иностранного государства;
      • решение об отказе в удовлетворении поданного заявления.

    Срок предоставления

    1. Внесение информации в выплатное дело гражданина в соответствии с заявлением о доставке пенсии не позднее чем через 3 рабочих дня после получения территориальным органом ПФР указанных заявлений с документами.
    2. Запрос выплатного дела направляется территориальным органом ПФР по новому месту жительства гражданина в территориальный орган ПФР по прежнему месту жительства гражданина в течение дня, следующего за днем получения территориальным органом ПФР заявления о запросе выплатного дела.
    3. Заявление о возобновлении выплаты пенсии рассматривается территориальным органом ПФР не позднее чем через 5 рабочих дней со дня получения территориальным органом ПФР указанного заявления и документов + 2 рабочих дня (передача документов в УПФР и обратно).
    4. Заявление о восстановлении выплаты пенсии рассматривается территориальным органом ПФР не позднее чем через 5 рабочих дней со дня получения территориальным органом ПФР указанного заявления и документов.
    5. Решение по заявлениям о факте осуществления(прекращения) работы и (или) иной деятельности на территории РФ выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором территориальным органом ПФР получены сведения, представленные страхователем на территории РФ.
    6. Решение по заявлениям о факте осуществления(прекращения) работы и (или) иной деятельности за пределами территории РФ выносится не позднее 5 рабочих дней со дня получения заявления + 2 рабочих дня (передача документов в УПФР и обратно).
    7. В течение 1 рабочего дня, следующего за днем получения территориальным органом ПФР заявления о прекращении выплаты пенсии и документов + 2 рабочих дня (передача документов в УПФР и обратно).

    Стоимость

    Заявители

    I. Получатели государственной услуги:

    1. Граждане Российской Федерации.
    2. Иностранные граждане.
    3. Лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации.

    II. Заявители, обращающиеся за предоставлением государственной услуги:


    Несколько лет назад даже представить было сложно, что для получения большинства услуг Пенсионного фонда не придётся лично идти в ПФР. Теперь всё просто – взять справку, подать заявление на выплату или узнать информацию о пенсии можно, не выходя из дома.

    Нажмите для увеличения

    Как узнать о пенсионных правах

    Если вы работающий человек, вам пригодится доступ к электронной трудовой книжке (ЭТК). Она есть в Личном кабинете на госуслугах не только у тех, кто писал заявление о переходе на ЭТК, но и у всех официально работающих по трудовому договору. Теперь, чтобы получить выписку о вашей трудовой деятельности (она может понадобиться для оформления кредита, получения визы или пособий), вам больше не надо идти к своему работодателю. Выписку можно заказать в формате PDF и получить онлайн (подробнее об ЭТК – на с. 4).

    Ещё одна полезная услуга для работающих – выписка о состоянии индивидуального лицевого счёта (ИЛС). В нём содержится вся ваша трудовая биография, а также какой стаж и сколько индивидуальных пенсионных коэффициентов (ИПК) вы уже заработали.

    Кстати, умножив величину своего ИПК на 98,68 руб. (его стоимость в 2021 г.) и прибавив 6044,48 руб. (размер фиксированной выплаты в 2021 г.), вы получите примерную сумму вашей будущей страховой пенсии, ­которую заработали на данный момент.

    Как сделать перерасчёт

    Если у вас появилось право на получение пенсии, подайте заявление о её назначении через госуслуги. Пенсия будет рассчитана и назначена в течение 10 рабочих дней.

    Действующие пенсионеры на госуслугах могут получить онлайн-справку о размере пенсии, дистанционно написать заявление о перерасчёте пенсии, изменении способа её доставки – список электронных возможностей обширен.

    Куда обратиться за соцвыплатой

    Дистанционно, но уже на сайте ПФР, можно обратиться за компенсацией и выплатой тем, кто ухаживает за нетрудоспособными пожилыми людьми старше 80 лет, за ребёнком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства 1-й группы, – все заявления можно ­заполнить онлайн.


    Как оформить детское пособие

    Семьям с детьми, которые получают или только собираются оформить выплаты в ПФР, во многих жизненных ситуациях нет смысла лично посещать Пенсионный фонд. Уведомление о выдаче ­СНИЛС и сертификата на маткапитал автоматически придёт в Личный кабинет, как только из ЗАГСа поступит информация о регистрации новорождённого. И для того чтобы начать использовать маткапитал, не придётся идти в ПФР – заявление о распоряжении средствами можно подать онлайн. На госуслугах есть возможность дистанционно получить выписку об остатке маткапитала.

    Если хотите получать новые ежемесячные пособия, которые были введены в этом году (беременным женщинам и одиноким родителям детей в возрасте от 8 до 17 лет), отправляйтесь на госуслуги и заполняйте электронное заявление. Для назначения этих пособий учитываются доходы и имущество семьи, поэтому надо ввести дополнительные сведения о себе, детях и других членах семьи. При этом основные данные ПФР запросит самостоятельно в других ведомствах. Заявление рассматривается 10 рабочих дней. В сложных случаях срок может составить до 30 рабочих дней. Впрочем, при положительном решении пособие вам начнут выплачивать именно с момента подачи заявления.

    Понятно, что некоторые вопросы нельзя решить без посещения ПФР. Сейчас для снижения риска распространения коронавируса приём в клиентских службах и управлениях Пенсионного фонда ведётся по предварительной записи (онлайн или по телефону), а также если нет возможности получить необходимую услугу дистанционно. Поэтому регистрируйтесь на гос­услугах, подтверждайте свою учётную запись и пользуйтесь электронными услугами ПФР. Тем более уже в ближайшем будущем их список будет серьёзно расширен (подробнее о новых сервисах – на с. 2–3).

    Позаботиться о будущем заранее. Как нужно оформлять пенсию, чтобы ничего не упустить – объясняем шаг за шагом

    Чтобы оформить пенсию, среднестатистический россиянин должен собрать кипу документов и справок, и все это отнести вместе с заявлением в Пенсионный фонд. Многие (и совершенно зря) начинают это делать уже после того, как отпразднуют свой пенсионный возраст, но в идеале нужно начинать процедуру заранее. Следить за стажем и пенсионными баллами можно уже сейчас, а вот собирать документы нужно за год до заветного возраста.

    Пока пенсия еще не скоро – проверять стаж и баллы

    Формирование будущей пенсии начинается задолго до того, как человек ее оформляет. По сути, деньги на пенсию начинают откладываться с первого рабочего дня (или со службы в армии – смотря что было раньше), поэтому важно заранее убедиться, что работодатель оформил все документы правильно, а взносы за работника идут в полном объеме.

    Страховые взносы с 1 августа каждого года переводятся в пенсионные баллы. Схема не очень сложная, но сейчас речь не об этом – главное, чтобы все взносы правильно учитывались на индивидуальном личном счете застрахованного лица. Проверить это просто:

    Результат система покажет сразу – сколько лет стажа и сколько пенсионных баллов учтено за заявителем.

    Не нужно пугаться, если система покажет, например, только 18 лет стажа, а человек работает уже 30 – данные переносятся из системы персонифицированного учета, а она заработала только с 2002 года. Всю информацию о более раннем стаже и заработке Пенсионный фонд будет собирать, когда наступит время выходить на пенсию.

    Для нас же в этом разделе самое главное – чтобы все периоды занятости (пусть и с 2002 года) отображались правильно и в полном объеме. Если чего-то не хватает – нужно обратиться в местное отделение Пенсионного фонда с соответствующим заявлением.

    Поэтому ПФР просит подготовиться к выходу на пенсию заранее – составив так называемый макет пенсии. Под этим понятием подразумевается определенный набор информации, которая нужна для оформления пенсии человеку. По сути, это все пенсионное дело, за исключением собственно заявления о назначении пенсии. Чтобы собрать макет пенсионного дела, ПФР нужны такие данные:

    • паспорт (или вид на жительство – у иностранцев тоже есть право на российскую пенсию);
    • СНИЛС;
    • трудовая книжка и другие документы, подтверждающие стаж;
    • документы, подтверждающие среднемесячный заработок за 2000-2001 годы или за любые 60 месяцев подряд до 2002 года;
    • дополнительные документы, подтверждающие иные обстоятельства.

    По закону все это должен собирать и передавать в Пенсионный фонд работодатель (хотя большей части данных у него нет – и их все равно будет собирать работник), а те пенсионеры, которые не работают, собирают и приносят это самостоятельно.

    Работодатель должен передать всю информацию минимум за полгода до выхода работника на пенсию. Сам же работник может записаться и прийти на формирование макета пенсии за 12 месяцев до даты наступления пенсионного возраста.

    Желательно не затягивать с этим – и записаться в ближайший свободный день после предпоследнего дня рождения перед выходом на пенсию. Дело в том, что документы, скорее всего, придется собирать долго и по разным архивам, а если сильно задержаться, то можно даже потерять часть пенсии. Но об этом – дальше.

    Собрать все необходимые справки

    Если у будущего пенсионера весь стаж – это периоды после 2002 года, ему почти не придется собирать дополнительные документы. Но пока на дворе 2021 год, на пенсию выходят мужчины 1960 года рождения и женщины 1965-го. Соответственно, практически у всех из них есть стаж, который не учтен в системе персонифицированного учета.

    Пенсионный фонд может потребовать разные документы. Чаще всего это следующее:

    • справки, подтверждающие стаж . Вообще, это подтверждается трудовой книжкой – но если в записи о работе будет хотя бы что-то недостаточно четко написано (или печать окажется смазанной), то придется собирать справки. Если предприятие все еще работает – справку можно взять там, если нет – то в муниципальном архиве. Увы, в 90-е предприятия часто закрывались так быстро, что даже не успевали сдать документы в архив, тогда подтвердить стаж не получится никак;
    • справки о среднемесячной зарплате . Есть два варианта – получить справку о зарплате за 2000-2001 годы (и эти данные могут уже быть у ПФР) или справку о среднем заработке за любые 60 месяцев стажа, идущие подряд.

    Многие оформляют справки за те годы, когда их зарплата была самой высокой (например, за 1987-1991 годы), но нужно смотреть на соотношение со средней зарплатой по стране. Возможно, за какие-то годы зарплата окажется выше в соотношении, хотя по сумме будет не очень высокой.

    В принципе, Пенсионный фонд может запросить и другие документы. Например, до 2002 года в стаж могла включаться учеба – соответственно, придется достать справку об обучении. Если предприятие, на котором работал будущий пенсионер, меняло название и организационно-правовую форму, может потребоваться историческая архивная справка.

    Для тех, кто имеет право на досрочный выход на пенсию по особым основаниям – эти основания тоже придется подтвердить. Например, если это работа в районах Крайнего Севера, нужно, чтобы это упоминалось в справке о трудоустройстве (или в отдельном документе). То же касается и льготного стажа по определенным профессиям, представители которых выходят на пенсию раньше других. Если стаж относится к другой стране и справка выдана не на русском языке, придется заказать ее нотариально заверенный перевод.

    Все это нужно успеть сделать до момента выхода на пенсию, максимум – не позднее 3 месяцев после этой даты. Если пенсионер успеет донести все документы раньше 3 месяцев с момента наступления пенсионного возраста, он получит пенсию с самой начальной даты. А если не успеет – то только с момента, когда соберет все нужные документы.

    Самое сложное – если справку достать не удалось

    Именно подтверждение стажа и зарплаты – главная проблема на пути оформления пенсии. В сети можно найти много жалоб на то, что сотрудники Пенсионного фонда без достаточных оснований придираются к записям в трудовых книжках и требуют получить справку на каждую запись о трудоустройстве. А получить справку порой бывает сложно или вообще невозможно.

    Если все же это случилось и Пенсионный фонд требует справку о том или ином периоде занятости, то порядок действий будет примерно таким:

    Подтвердить трудовой стаж, если информация в архиве не сохранилась, можно с помощью двоих свидетелей. Это должны быть люди, работавшие в тот же период на том же предприятии (и у ПФР не должно быть претензий к их стажу). Они должны предоставить письменные пояснения, где указать, что данный конкретный человек работал с ними на том же самом предприятии в то же самое время. Соответственно, к пояснениям нужно будет приложить и подтверждающие личность и трудовой стаж документы.

    Этот вариант хорош тем, что свидетелям необязательно лично посещать Пенсионный фонд – у них можно взять объяснения в письменном виде и приложить их к пенсионному делу. Правда, есть одна огромная проблема – если данных о предприятии нет в архиве, никто из работников не сможет зачесть этот период в стаж. Соответственно, давать свидетельские показания будет попросту некому.

    Важно – свидетельскими показаниями можно подтвердить только факт трудоустройства (то есть, стаж). Подтвердить средний заработок с их помощью не получится.

    • профсоюзные учетные карточки;
    • комсомольские и партийные билеты, где фиксируются взносы;
    • расчетные листки и расчетные книжки (с 1992 по 2002 годы);
    • другие документы, которые позволяют четко установить, что человек работал на конкретном предприятии.

    В любом случае, здесь придется потрудиться – и при сборе документов, и при последующем обращении в суд все зависит от настойчивости заявителя. Без его желания и активных действий никто за него не подготовит документы для выхода на пенсию.

    За месяц до выхода на пенсию – подать заявление

    Закон разрешает подавать заявление уже непосредственно на назначение пенсии, когда до собственно дня выхода на пенсию остается месяц или меньше. Дело в том, что просто поданное заявление еще не означает, что пенсию назначат – сначала все документы рассматривает специальная комиссия, которая их проверяет и выносит вердикт. Поэтому, если подавать заявление уже после выхода на пенсию, первая выплата может прийти с задержкой в 1-2 месяца (хотя и придет вся сумма с самого дня выхода на пенсию).

    Если же подать заявление чуть раньше, документы рассмотрят быстрее и уже в первую расчетную дату новый пенсионер получит свою пенсию. Но если документов не будет хватать и пенсионер будет слишком долго их нести, то он может получить пенсию не с даты своего пенсионного возраста, а с более поздней (на сбор документов есть 3 месяца).

    При желании можно даже заранее оформить пенсионную карту в своем банке – и подать ее реквизиты вместе с заявлением на назначение пенсии. Тогда пенсия не будет приходить по почте, а сразу будет зачислена на банковский счет. Особенно актуально для того, кто не живет по адресу регистрации (прописки).

    Кстати, еще часто возникает путаница с датой выхода на пенсию – из-за продолжающейся реформы и того факта, что некоторые пенсионеры выходят на пенсию досрочно. На этот случай в Клиентской службе ПФР в каждом отделении есть отдел оценки пенсионных прав – там точно все подсчитают и назовут точную дату выхода на пенсию.

    Если все документы были собраны еще на этапе макета, то достаточно будет просто подать заявление – и пенсионное дело автоматически сформируется. Можно принести все справки и документы к моменту подачи заявления, хотя лучше так не делать – некоторых документов может не хватать.

    Отдельно скажем об иностранцах, оформляющих пенсию после получения вида на жительство. Закон запрещает получать пенсию сразу из двух стран (за редкими исключениями). Поэтому при оформлении российской пенсии такой иностранец пишет заявление об отказе от пенсии в стране его гражданства. Соответственно, заявление идет туда по каналам ПФР, и все это время человек фактически не получает российскую пенсию (или получает, но потом ему придется вернуть часть суммы). Поэтому лучше заранее позаботиться о том, чтобы отказаться от первой пенсии в пользу российской.

    Что нужно сделать после оформления пенсии

    Пенсия – это основной, но не единственный вид поддержки пожилых россиян. Прежде всего, нужно уточнить – возможно у пенсионера есть право на одну из ежемесячных денежных выплат (например, как федеральный льготник или ветеран труда). На ЕДВ нужно подавать отдельное заявление, а еще определиться, получать набор социальных услуг в денежной или натуральной форме.

    Следующая возможность – оформить свидетельство пенсионера. В 2021 году после 6 лет отсутствия в России вернули пенсионные удостоверения. Оформляют его прямо в Пенсионном фонде, всего за полчаса. При себе достаточно иметь фотографию, все остальное сделают сотрудники ПФР самостоятельно. Такое удостоверение может давать право на скидки в магазинах, аптеках, сфере услуг и общественном транспорте.

    Многие регионы дополнительно вводят льготы на проезд в общественном транспорте для пенсионеров, но подтверждаются эти льготы специальным проездным документом. И вот его оформляют уже не в ПФР – а в местном отделе социальной защиты населения или в МФЦ. Нужно обратить внимание – не снизит ли оформление такой карты сумму социальной доплаты к пенсии (если сама пенсия ниже прожиточного минимума).

    Также регионы могут вводить и другие меры социальной поддержки для пенсионеров – узнать о них можно на месте в отделе соцзащиты, в МФЦ или на региональных порталах госуслуг.

    А еще не стоит забывать еще об одной важной льготе для пенсионеров – налоговой. Пенсионер вправе не платить налог на недвижимость за один из объектов по каждому типу недвижимости – например, за одну квартиру, один дом, один гараж, и т.д. Также пенсионер вправе вычесть 600 квадратных метров из налогооблагаемой площади земельного участка у него в собственности. Некоторые регионы дают пенсионерам льготы по транспортному налогу.

    Налоговые льготы применяются автоматически, но лучше перепроверить все через личный кабинет на сайте ФНС. А если у пенсионера, например, 2 квартиры в собственности, он должен выбрать одну из них, на которую получит льготу. И для этого нужно будет написать соответствующее заявление.

    Читайте также: