Как снижение пенсионного возраста влияет на безработицу

Обновлено: 14.05.2024

В последнее время в обществе и профессиональной среде активизировались дискуссии о необходимости повышения пенсионного возраста. Давайте рассмотрим основные последствия такого решения для российского рынка труда c точки зрения динамики его основных параметров и попробуем ответить на вопрос: в какой мере ситуация на рынке труда побуждает к тому, чтобы повысить пенсионный возраст?

Очевидно, что главным макроэкономическим аргументом для повышения пенсионного возраста выступает необходимость сокращения расходов Пенсионного фонда, сокращения его дефицита. Сокращение дефицита Пенсионного фонда будет означать сокращение соответствующих трансфертов из бюджета и, следовательно, высвобождение части бюджетных средств под другие цели (или появится возможность сократить доходную часть, то есть налоговую нагрузку на бизнес и население).

Повышение пенсионного возраста приведет к конфликту дедов и внуков

Разумеется, в этом случае снизится демографическая нагрузка на трудоспособное население. Естественно, в долгосрочной перспективе это окажет позитивное воздействие на экономику - и, в частности, на рынок труда. Однако в этой статье долгосрочные последствия мне бы не хотелось затрагивать еще и потому, что влияние повышения пенсионного возраста через десятки лет практически невозможно оценить на фоне действия целого ряда других факторов. Давайте рассмотрим основные последствия повышения пенсионного возраста и дадим им качественную оценку.

Позитивные изменения на рынке труда

Из позитивных перспектив реформы я бы прежде всего обратил внимание на смягчение проблемы дефицита трудовых ресурсов. Об актуальности проблемы повышения пенсионного возраста эксперты нашей лаборатории говорили еще десять лет назад. Дефицит рабочей силы, прежде всего квалифицированной, уже в тот период становился одним из основных ограничителей экономического роста и, соответственно, препятствием для выполнения поставленной задачи по удвоению ВВП.

Усиливающийся дефицит рабочей силы теперь уже фактически сдвинул возрастные границы на рынке труда. По данным отчетных балансов трудовых ресурсов (Росстат) за 2000-2014 гг., численность работающих старше трудоспособного возраста увеличилась практически в 1,5 раза. Только за 2010-2014 гг. численность этой категории занятого населения увеличилась почти на 23%, с 5,3 млн до 6,5 млн человек. Работающие старше трудоспособного возраста составляют почти 10% численности всего занятого населения. Кстати, по данным Пенсионного фонда РФ, численность работающих пенсионеров еще выше – около 10 млн человек (по данным на 2013 г.).

В самом общем случае количественная оценка увеличения предложения рабочей силы может быть осуществлена следующим образом. Очевидно, что уровень экономической активности пенсионеров значительно ниже, чем лиц трудоспособных возрастов. Данные Росстата позволяют оценить величину этих различий. Предположим, что повышение пенсионного возраста стимулирует рост экономической активности населения соответствующего возраста до уровня, сопоставимого с уровнем экономической активности лиц предпенсионного возраста. Рассмотрим такой гипотетический сценарий. Пенсионный возраст увеличивается для обоих полов до 65 лет.

Пусть экономическая активность составит для женщин 55-59 лет 80%, для мужчин в возрасте 60-64 года - 80%, для женщин в возрасте 60-64 года - 70%, для лиц обоих полов старше 65 лет - 20%. Тогда в 2014 г. (численность и возрастная структура населения – по данным на 1 января 2014 г.) условный прирост предложения рабочей силы составил бы около 6,5 млн человек. Соответствующий прирост почти на 70% обеспечивался бы увеличением предложения женской рабочей силы. Вместе с тем очевидно, что повышение пенсионного возраста если и будет реализовано, будет происходить более плавно, и, соответственно, адаптация населения к этим изменениям тоже будет растянута во времени.

Другим положительным результатом повышения пенсионного возраста станет уменьшение зависимости отечественного рынка труда от иностранной рабочей силы. Объяснить это просто: для смягчения проблемы дефицита трудовых ресурсов предприятия давно уже активно привлекают иностранных работников. Значительная часть иностранных трудовых мигрантов работает и в некорпоративном секторе. Повышение пенсионного возраста увеличит предложение отечественной рабочей силы и может снизить потребность экономики в иностранной.

Увеличение пенсионного возраста изменит структуру предложения рабочей силы и приведет к другим структурным изменениям на рынке труда, которые могут носить как позитивный, так и негативный характер. К позитивным изменениям, вероятно, можно будет отнести увеличение числа и доли более опытных работников на рынке труда.

Возможные риски

Увеличение предложения рабочей силы при недостаточном спросе на нее может привести к росту безработицы. При этом, с моей точки зрения, актуально говорить не только о возможном росте уровня безработицы в старших возрастных группах, но и возможном негативном воздействии повышения пенсионного возраста на молодежный рынок труда. Уровень безработицы среди молодежи достаточно высок, с ростом предложения рабочей силы риск безработицы будет выше у наименее конкурентоспособных и образованных, то есть, опять же, у молодежи.

Повышение пенсионного возраста сократит возможности для участия молодежи в процессе ротации кадров, сузит их возможности для быстрого карьерного роста. Кроме того, вероятно произойдет еще большее усиление напряженности и на рынке труда ряда регионов.

Среди очевидных рисков - снижение темпов роста заработной платы. Одним из последствий нехватки рабочей силы стали высокие темпы роста заработной платы в 2000-х гг. (пусть отчасти это и было связано с ее изначально невысоким уровнем). Увеличение предложения рабочей силы будет способствовать снижению цены труда, что, вероятнее всего, будет проявляться в невысоких темпах ее увеличения, особенно для отдельных категорий работников.

Увеличение пенсионного возраста, разумеется, приведет к сокращению доходов работающих п енсионеров. Для работающих пенсионеров увеличение пенсионного возраста фактически означает потерю пенсии как источника дохода. Отчасти это может также оказать воздействие на рост предложения рабочей силы, поскольку может побудить работать большее количество часов, возобновить работу на полную ставку, найти (при возможности) дополнительную работу. Прожиточный минимум работающих граждан выше, чем у пенсионера, поэтому повышение пенсионного возраста может стимулировать дополнительные потребительские расходы.

Велик риск усиления региональных и отраслевых диспропорций: увеличение пенсионного возраста может привести к усилению существующих диспропорций в распределении занятого населения по видам экономической деятельности и по регионам.

Повышение пенсионного возраста для пенсионеров по старости вероятно означает и определенный пересмотр существующих правил назначения пенсий по выслуге лет. Возникает вопрос, в какой мере это объективно может быть сделано.

Велик риск консервации сложившейся структуры занятости. Ключевой вопрос: в какой мере повышение пенсионного возраста и, следовательно, увеличение среднего возраста занятого населения, увеличение доли пожилых работников на рынке труда согласуется с задачей создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест (ВПРМ)? В более широком контексте можно ставить вопрос о том, как повышение пенсионного возраста повлияет на процесс согласования спроса на рабочую силу и ее предложения.

Одной из мер борьбы с безработицей является повышение квалификации, подготовка и переподготовка работников. Отсутствие стимулов у предприятий для финансирования из собственных средств соответствующих мероприятий для лиц предпенсионного возраста переложит задачу финансового обеспечения на плечи государства, что увеличит расходы государственного и региональных бюджетов. Кроме того, вероятность увеличения безработицы среди лиц соответствующих возрастов не будет в достаточной мере компенсирована возможностью их переезда в другой регион в поисках подходящей работы, что внесет свой вклад в общий объем и динамику структурной безработицы (региональной, отраслевой, профессиональной).

Мобильность населения и трудовых ресурсов выступает одним из важных факторов, воздействующих на процесс согласования спроса на рабочую силу и ее предложения. Уровень миграционной активности населения страны во многом определяется его возрастной структурой. В России наибольший удельный вес внутренних миграций приходится на население трудоспособного возраста. Так, в 2013 г. на его долю приходилось чуть менее трех четвертей всех внутренних мигрантов по РФ (доли населения младше и старше трудоспособного возраста составляли соответственно 16% и 10%). Следует отметить, что это соотношение весьма устойчиво во времени и характерно также для 2000 года. Рассматривая возрастную структуру населения в разрезе пятилетних возрастных групп, можно убедиться, что наиболее высокая миграционная активность свойственная населению активных возрастов (20-24 и 25-29 лет). Чуть меньшая (но более высокая по сравнению со всеми оставшимися возрастными группами) миграционная активность наблюдается у соседних групп населения: 15-19 и 30-34. На рис. 1 представлены структура внутренних мигрантов в России по возрасту и возрастные интенсивности внутренней миграции в России за 2013 г. (данные рассчитаны по прибывшему населению).

Наиболее высокий коэффициент интенсивности миграции наблюдается у населения в возрасте 15-19 лет, для которого характерна активная учебная миграция в этом возрасте. Движение мужского населения этого возраста определяется также призывом в армию. Для более старших возрастных групп характерно планомерное снижение соответствующих коэффициентов.

Для населения старше трудоспособного возраста характерны высокие коэффициенты закрепления по территориям. Дороговизна переезда в условиях отсутствия жилья в другой местности, а также сформировавшаяся привычка к среде (инфраструктурной, социальной, природной) во многом определяет высокую степень оседлости населения пенсионного возраста. На фоне этого мотивами смены территории проживания лицами пенсионного возраста могут служить следующие факторы: переезд к детям и внукам, уехавшим ранее в связи с учебой или в поисках работы в другой регион, смена климата на более подходящий, в условиях наличия свободного от работы времени ведение личного подсобного хозяйства. Таким образом, при наличии работы у соответствующей категории лиц повышение пенсионного возраста, скорее всего, приведет лишь к еще большему закреплению лиц этой возрастной категории (55-59 для женщин и 60-64 для мужчин) к территории проживания.

Таким образом, повышение пенсионного возраста, по всей видимости, не пройдет незамеченным для российского рынка труда.

По данным Росстата, в мае-июле этого года в РФ насчитывалось более 3,5 миллионов безработных. Это около 4,3% от числа трудоспособного населения страны. Ниже общемирового показателя, который составляет 6,5%, но это не преуменьшает значимости проблемы для отдельных граждан. Каковы причины безработицы в России и в каких регионах проблема трудоустройства выделяется ярче всего — расскажем в статье.

Причины безработицы

Экономика любого государства — это не нечто незыблемое: она меняется, растет и снижается, развивается в одним областях и деградирует в других. Вместе в ней колеблется и уровень безработицы. Причины могут быть разными: связанные как с общемировыми тенденциями, так и со спецификой политической, исторической и социальной ситуации в РФ. К числу основных причин эксперты относят:

  • Кризисное состояние экономики. Общий спрос падает, производство простаивает, соответственно необходимость в рабочих кадрах снижается;
  • Внедрение новых технологий. Этот фактор особенно актуален для высокотехнологичных отраслей, которые автоматизируются все сильнее с каждым годом. В таких сферах становятся нужны узкопрофильные специалисты в совсем небольшом количестве;
  • Низкая оплата труда. Практика последних лет показывает, что люди, даже не имея работы, редко соглашаются на вакансии с неадекватно низкой зарплатой и предпочитают ждать и искать более прибыльные варианты;
  • Демографический кризис. Сколько бы государство не предпринимало попытки стимулировать интерес граждан к деторождению, россияне не стремятся заводить больше 1-2 детей, так как не уверены в будущем. Как результат — внутреннему рынку не хватает покупателей, производства не расширяются.
  • Дисбаланс на рынке труда. Сложившиеся стереотипы о профессиях и их престижности заставляют абитуриентов поступать на невостребованные специальности и игнорировать те, на которые есть спрос.
  • Сезонные колебания. Такие отрасли как строительство, промыслы, сельское хозяйство, например, нуждаются в большом количестве работников с весны по осень, зимой же спрос на них резко падает.
  • Региональный дисбаланс. Неравномерное развитие субъектов РФ привело к тому, что на определенных территориях страны образовалась диспропорция спроса и предложения рабочей силы.

Изменение уровня безработицы в России по годам


Зарплата программиста в России

Российские 4,3% — довольно низкий показатель как по сравнению с остальными государствами, так и по сравнению с тем, что наблюдалось в российской экономике на протяжении большинства лет, начиная с 1992 года. За всю историю существования Российской федерации, максимальный процент безработицы был зафиксирован в 1999 году и составил 13%. С этого момента количество безработных снижалось до 2008 года включительно (в том году показатель был 6,2%). Затем в 2009 году снова произошел рост до 8,2%. Потом снова наступила фаза снижения и к 2019 году показатель упал до 4,6%.

Безработица в России

Среднегодовой показатель для 2021 года будет подсчитан в декабре.

В каких регионах России самый высокий уровень безработицы

Между разными субъектами РФ существует большая разница по количеству безработных трудоспособного возраста. В 2021 году хуже всего дела обстоят в Северо-Кавказском регионе, Тыве и Алтае:

Минимальный уровень безработицы, традиционно, зафиксирован с российских столицах — Москве (3%) и Санкт-Петербурге (2,5%), — а также в Татарстане (2,8%). Низкие показатели также фигурируют и в регионах с малой плотностью населения:

По данным Росстата за апрель текущего года, больше всего безработных числиться в категории от 30 до 34 лет.

А в целом, среднестатистический безработный в РФ — это 36 летний мужчина без профессионального образования. При этом, по словам экспертов, самой важной характеристикой является даже не пол или возраст, а наличие образования: именно этот критерий больше всего влияет на легкость трудоустройства.

Безработица в других странах СНГ

Рейтинг стран по количеству безработных ежегодно составляется на основе данных Всемирного банка и Международной организации труда. В настоящий момент доступен отчет за 2020 год. Аналитика не точна, так как не учитывает неработающих людей, не поставленных на учет. Но это касается чаще экономически неразвитых государств Африки в которых не существует пособий для тех, кто остался без работы, либо государственный аппарат вообще не работает в этом направлении.

Данные по республикам СНГ довольно объективны. Из таблицы ниже видно, что ситуация с трудоустройством в России лучше, чем в большинстве дружественных стран:

Страна Уровень безработицы в %
Азербайджан6,3
Армения20,2
Беларусь5,3
Казахстан6,1
Киргизия7,9
Молдова4,7
Россия5,8
Таджикистан7,5
Узбекистан6
Украина9,5
Туркменистан4,4

Если говорить об остальном мире, то хуже всего дела обстоят в ЮАР (28,7%), Палестине (27,4%) и Южно-Африканском королевстве Лесото (24,7%). Из стран Евросоюза первые места списка занимают Греция (16,9%), Испания (15,7%) и Италия (9,3%). Самые низкие значения отмечены в странах Юго-Восточной Азии: Камбоджа (0,3%), Лаосе и Таиланде (1%).

О повышении пенсионного возраста все уже знают. А вот о том, что у безработных есть льгота для досрочного назначения пенсии, почти никто не говорит. Хотя эта льгота не новая: если остаться без работы незадолго до пенсии, ее могут назначить на два года раньше.

С 2019 года в правилах назначения досрочной пенсии безработным появились изменения. Вот как это работает.

Пенсия для безработных

Если до пенсии по возрасту осталось два года, а работы нет, можно получить досрочную пенсию. Ее назначают не всем безработным, а только при совпадении таких условий:

  1. Увольнение произошло из-за сокращения или ликвидации.
  2. Безработный стоит на учете в службе занятости.
  3. У него есть 20 или 25 лет стажа.
  4. Хватает баллов для пенсии по старости. В 2019 году — 16,2 балла, в 2020 — 18,6.
  5. До обычной пенсии по возрасту осталось два года.
  6. Работу найти не получается.

Тогда служба занятости может предложить досрочную страховую пенсию. Ее посчитают так же, как обычным пенсионерам по возрасту. Но можно отказаться и получать обычное пособие по безработице — с 2019 года максимум 11 280 рублей. Его будут платить два года или больше.

Что это за льгота?

Это льгота для безработных — тех людей, кто официально не работает и стоит на учете в службе занятости. То есть статус безработного должен быть официальным.

Если такой человек стоит на учете, но работу ему никто не предлагает и шансов ее найти почти нет, служба занятости может назначить ему пенсию по старости на два года раньше.

Например, эколога Татьяну Ивановну в 2019 году сократили с работы. Ей 54 года, стаж 20 лет. На пенсию по новым правилам она выйдет только в 2021 году. Татьяна Ивановна три месяца будет получать среднюю зарплату, потом — пособие по безработице в размере 11 280 рублей. Но работу найти сложно: предпенсионеров берут неохотно, а экологов никто не ищет. Служба занятости предлагает Татьяне Ивановне досрочную пенсию по старости — не в 2021, а в 2019 году. Пенсия у нее больше пособия — 17 тысяч рублей. Татьяна Ивановна начнет получать ее в 54,5 года. А в 56,5 года оформит эту пенсию уже на общих основаниях.

На каких условиях можно получить досрочную пенсию?

Досрочную пенсию дадут не всем безработным предпенсионерам. Вот какие условия должны соблюдаться одновременно:

  1. Человека сократили, его организация ликвидировалась или он перестал быть ИП .
  2. У женщины есть 20 лет страхового стажа, у мужчины — 25 лет.
  3. Накопилось нужное количество баллов для назначения пенсии. В 2019 году — 16,2.
  4. Предпенсионер встал на учет как безработный.
  5. Ему еще два года до пенсии по старости.
  6. Служба занятости одобрила назначение страховой пенсии на два года раньше.
  7. Безработный согласен на досрочное назначение пенсии.

То есть досрочную пенсию дадут только тем, кто накопил стаж и баллы, но пока не достиг нужного возраста.

Государство как бы говорит им: граждане, вы уже хорошо поработали, заплатили достаточно взносов, и если дело только в возрасте, а на работу вас не берут — что ж, будем платить вам пенсию, как будто возраст уже наступил.

Кто назначает досрочную пенсию?

Досрочную пенсию назначает служба занятости. Причем это ее право, а не обязанность. Нельзя прийти и потребовать: назначьте мне пенсию на два года раньше. Но если вы подходите под все условия, работу найти не получается, а служба занятости не предлагает пенсию, надо задать вопрос: а, собственно, почему?

В любом случае безработным платят пособие. А период получения пособия засчитывается в трудовой стаж и за него начисляются баллы. Поэтому два года на бирже труда — это 3,6 балла, два года стажа и ежемесячные выплаты в повышенном размере, даже без назначения досрочной пенсии.

Как получить досрочную пенсию, если возраст не наступил, а работы нет?

Если до пенсии примерно два года и вас сократили с работы, встаньте на учет в службе занятости. Нужно обязательно получить статус безработного, иначе пенсии не будет.

Сначала вам в любом случае будут платить пособие по безработице. Его размер зависит от зарплаты на работе — 75% от среднего заработка, но максимум 11 280 рублей в месяц. Такое пособие можно получать в течение двух лет. Если стажа и баллов пока не хватает, выплаты все равно будут — но не пенсия, а пособие безработным.

Служба занятости начнет предлагать варианты трудоустройства. Но если их нет или ничего не подходит, то вам предложат досрочное назначение пенсии. Если вы согласны, нужно написать заявление. Какие документы понадобятся для назначения пенсии в конкретном случае, объяснят в службе занятости.

В течение десяти дней будет ответ: назначили пенсию или отказали.

Если после назначения пенсии найдется работа

Тогда пенсию платить перестанут. Но это касается только официальной работы, которая добавляет стаж и баллы. Подработки не в счет.

После увольнения с работы выплата пенсии продолжится. А когда наступит пенсионный возраст, назначат страховую пенсию на общих основаниях и будут платить ее, как всем пенсионерам, из бюджета пенсионного фонда.

Что такое пенсия по старости?

Пенсия по старости — это пенсия, которую назначают при достижении пенсионного возраста. В 2019 году пенсионный возраст для женщин — 55,5 года, для мужчин — 60,5 года. В этом возрасте назначается государственная пенсия, которая зависит от стажа конкретного человека и накопленных пенсионных баллов.

Еще бывают государственные и социальные пенсии, но они считаются по другим правилам. Безработным за два года до пенсии назначают именно страховую по старости — то есть как будто они вышли на пенсию тогда, когда положено по возрасту.

Такие досрочные пенсии платит пенсионный фонд, а потом компенсирует федеральный бюджет.

Почему безработным дают такую льготу?

Защита от безработицы гарантирована Конституцией. Но это даже не льгота, а социальная гарантия людям с большим стажем. Дело в том, что для этой досрочной пенсии при безработице требования к стажу выше, чем для всех пенсионеров.

Например, для пенсии по возрасту в 2019 году нужно накопить 10 лет страхового стажа. А чтобы получать досрочную пенсию по безработице, стаж должен быть минимум 20 или 25 лет. Иногда меньше, если была тяжелая работа.

Такую досрочную пенсию платят не из страховых взносов, а из федерального бюджета. Она хоть и называется пенсией, но фактически это пособие. Остальным безработным за пять лет до пенсии тоже платят пособие, и не факт, что оно будет меньше досрочной пенсии.




На сегодняшний день практически нет "сокращений" на предприятиях это не выгодно работадателю и поэтому увольняют по собственному желанию, всеми правдами и не правдами поэтому первый пункт по правилам биржи труда почти не пройдет никто, это хитрая уловка государства,очередной "Обман".

Шамиль, да точно не захочешь увольняться найдут к чему придраться. И уволят все равно.

Не путайте народ! чтобы безработного признали не нашедшим работу - он доджег приносить отказы от тех работодателей, которын поместили вакансию с зарплатой 10 тыс. в месяц, например. А кто ж от такого почти бесплатного работгика откажется? А если сами отказываетесь - то не имеете право га досрочную пенсию

сорри за ошибки - нельзя отредактировать


Стою в ЦЗ с28.04.18 признали "безработным" 10.08.18? Предпенсионер-уволенный по сокращению.Выплачивали пособие год+4 месяца за стаж 29 лет.В 2018 пособие составляло 8т.р.,а сейчас не платят ничего,кроме разовой помощи 1,5т.р.,до пенсии осталось 6 месяцев- никакого досрочного выхода на пенсию НЕТ!


Вот нет работы , лишили инвалидность до пенсии 2 , 5 года. на биржи по безработице говорят ищи работу будешь жить 61,5 лет. Не каких льгот.

Совершенно с вами согласен! И так у нас во многом,столько НО что попадают единицы.


Похорон за государственный счёт.Потому что откладывать нечего с нищенской зарплаты, а тем более пенсии.

А может надо проконсультироваться у юриста Центра Занятости и в Пенсионном Фонде, прежде, чем писать здесь? У каждого своя ситуация. Расскажу на своём примере, заодно отвечу на многие вопросы (Шамилю Галиеву, G P).
В 51 год в 2018 году уволилась по собственному желанию. В ноябре стала на учёт в ЦЗ. Пособие 4950 (самое высокое в 2018, рассчитывался этот максимум на основании справки о з/п с последнего места работы). Работу с з/п НИЖЕ, чем на последнем месте работы предлагать не имеют права, если только сам не попросишь (это для Marina Ilina). В январе 2019 пособие увеличилось до 8 тысяч согласно новому закону. До ноября этого года так и не смогла подобрать себе работу. 52 года. Не берут по профилю (Администратор гостиницы.. все хотят молодых). Пособие через год прекратили платить. Но! Возобновили сразу же в размере 11280 на основании признания предпенсионником, испытывающим сложности в поиске работы. (Для справки - предпенсионники-женщины в этом году от 1968 г.р. и старше). Срок продления - кол-во недель, соответствующих стажу (стаж, допустим, 28 лет, значит продления на 28 недель). Для этого нужно в Центр занятости принести справку СЗИ-ИЛС из Пенсионного Управления, т.к. она даётся ЛИЧНО человеку. Решила эту выписку-справку "прочитать".. Ума не хватило. Пошла в Пенсионный Фонд, чтобы мне специалисты объяснили, что за циферки там и к чему готовится в будущем. Меня шокировали, предложив оформить досрочную пенсию. Я то думала не раньше 2026 года. и не была готова к такому повороту, переживала, что работу найти не могу. А уже и не надо.
Да, у меня совпали факторы, описанные в статье, кроме пункта 1.
Стаж более 30 лет, баллов достаточно, на момент обращения я официальна признана безработной и испытываю трудности в поиске работы. Ах да! Неполный период работы с вредными условиями труда. Нужно 10 лет, а у меня только 5. Каждые 2 года такого периода дают право на снижение пенсионного возраста на 1 год.
Вот я и считаю так - все наши беды от незнания законов, своих прав и страха лишний раз у кого-то спросить. Не на сайте, а у специалистов в организациях. Ведь на сегодняшний день никому не интересны Ваши права, если Вы не интересуетесь ими сами. Лишний раз спросить боимся. А зря. Может кто-то из Вас давно уже может жить по своим правилам, а не прогибаться под недобросовестных работодателей, ищущих дешёвую рабсилу.

Из-за пенсионной реформы 7 миллионов россиян могут оказаться выброшенными на улицу



Глава Министерства труда РФ Максим Топилин выразил надежду на то, что пенсионная реформа не приведет к увеличению безработицы. По мнению министра, сейчас самый подходящий момент для повышения пенсионного возраста. Все потому, что в ближайшие годы на рынок труда будет входить меньше людей, чем выходить с него. Правда, прозвучало это заявление не слишком уверенно.

Напомним, что 27 сентября Государственная Дума в третьем окончательном чтении приняла поправки в пенсионное законодательство, предусматривающие повышение пенсионного возраста с 55 до 60 лет для женщин и с 60 до 65 лет для мужчин. Также был принят закон, вводящий уголовную ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу или увольнение людей предпенсионного возраста. Для работодателей-нарушителей будет введен штраф в размере до 200 тыс. руб. или до 360 часов общественных работ.

Введение социальной нормы электропотребления бессмысленно и вредно для экономики

Проблема в том, что все предлагаемые правительством меры могут усилить молодежную безработицу, которая и так уже составляет 18,7% от общего числа. То есть безработным в этой возрастной категории считается почти каждый пятый, тогда как в среднем по стране безработица колеблется возле отметки 5%.

По расчетам издания Forbes, сделанным на основе докладов Росстата и ВШЭ, за первые три года реформы из дополнительных 660 000 человек ежегодно находить работу будут 460 000, а становиться безработными или уходить с рынка труда — 200 000 человек (то есть более 5% от общего числа безработных, которых сейчас около 3,9 млн. человек). Потом численность безработных будет расти быстрее числа занятых. Трудоспособными начнут считаться все более пожилые люди, которым все труднее будет найти работу.

Правда, эти расчеты были сделаны до принятия закона об ответственности за увольнение людей предпенсионного возраста и поправок к реформе. С другой стороны, многие эксперты сомневаются в том, что угроза штрафа окажется эффективной для предприятий. Заместитель директора Института актуальной экономики Иван Антропов предполагает, что они только уведут бизнес в тень.

— Мера, запрещающая увольнять людей предпенсионного возраста, странная и может иметь ряд негативных последствий. Подняв пенсионный возраст, правительство переложило бремя содержания людей старше 60−65 лет с государства на предприятия, на бизнес. Теперь предприниматели не смогут ни при каких условиях увольнять людей предпенсионного возраста вне зависимости от того, работают они или нет, выполняют или нет свои должностные обязанности. Раз поставлена задача обеспечить работой экс-пенсионеров, суды будут принимать их сторону в любой ситуации. Доказать, что сотрудник не исполняет свои обязательства, будет очень сложно.

Соответственно, увеличится количество неэффективных работников. Появится проблема ротации кадров, станет намного меньше рабочих мест, куда могли бы прийти молодые высококвалифицированные специалисты. У предпринимателей есть два пути. Либо не брать на работу новых молодых специалистов, либо нести дополнительные расходы на содержание сотрудников в возрасте, которые с точки зрения бизнеса в рабочем процессе приносят меньше пользы.

С точки зрения социальной поддержки это хорошо. Но соцподдержкой все-таки должно заниматься государство, а не частный бизнес, который должен быть эффективным и прибыльным. Его эффективность действует на благо государства, ведь чем больше прибыль, тем больше налогов он платит. Сейчас мы видим странный процесс отказа государства от социальных обязательств, перекладывание ответственности на плечи предпринимателей, что будет еще сильнее стимулировать бизнес уходить в тень.

— У нас и так сильно развит теневой сектор. По некоторым исследованиям до трети экономики находится в тени. Такое закручивание гаек никак не стимулирует бизнес работать открыто. Теневое трудоустройство автоматически избавит их от проблем с приемом на работу или увольнением тех или иных сотрудников.

Так что эта мера очень спорная. Она может привести к замедлению экономики, еще большему снижению правовой защищенности сотрудников и неподконтрольности зарплат. Если человек работает в тени, невозможно законодательно отрегулировать снижение зарплаты, увольнение сотрудника и другие финансовые изменения.

Руководитель департамента социального развития аппарата Федерации независимых профсоюзов России Константин Добромыслов также считает, что опасность роста безработицы намного выше, чем говорят в Минтруде.

— Опасения роста безработицы есть и достаточно серьезные. Если пенсионный возраст не поднимать, ежегодно у нас на пенсию выходило бы около 1 млн. 200 тыс. граждан. Если пересчитать это с учетом пенсионной реформы, получится около семи миллионов человек, которые останутся на рынке труда в связи с тем, что им не будет назначена пенсия. Куда они будут деваться, пока непонятно.

Тенденция к тому, что у нас будут создаваться новые рабочие места, в экономике не прослеживается. Вполне очевидно, что взрослое поколение вряд ли покинет свои рабочие места и перейдет в другое место. Получается, что должности не будут освобождаться. Исчезнет сдвижка по карьерному росту, и молодым будет некуда приходить. Молодое поколение, которое будет попадать на рынок труда после вузов, встретится с трудностями в поисках рабочего места, и это очевидно.

— Да, но при прогнозировании нужно учитывать не только демографические, но и другие тенденции, например, научно-технический прогресс, цифровизацию экономики. В планах предприятий большинства отраслей мы пока не видим увеличения рабочих мест. Напротив, есть планы по оптимизации производства. Это означает, что будут внедряться новые технологии, автоматизированные рабочие мест, роботизация. То есть будет происходить сокращение рабочих мест.

Все эти составляющие говорят о том, что следует ожидать роста безработицы в связи с пенсионной реформой. А защиты от безработицы, страхования у нас, к сожалению, пока нет. Есть выплата пособий по безработице, но они настолько мизерные, что на них нельзя прожить.

— Эта выплата по безработице актуальна только в тех случаях, когда предприятия будут сокращать рабочие места. Правительство понимает и готово к тому, что с учетом цифровизации бизнес будет сокращать количество рабочих мест. То есть само себе противоречит. С одной стороны, нам говорят, что безработицы не будет, с другой, увеличивают пособия для лиц предпенсионного возраста. Но понятно, что сам человек на пособие пойдет, только если его выгонят, и он не сможет себе назначить пенсию. Продолжение работы — единственный шанс повысить свое благосостояние.

Такая защита — это, конечно, хорошо. Но если смотреть на нее с точки зрения юриспруденции, это дискриминационная статья.

— А почему такая выплата назначена только людям предпенсионного возраста? Это пособие и так не Бог весть какое большое, это прожиточный минимум. Но людям другого возраста, которых уволят, будут по-прежнему выплачивать по пять тысяч рублей. Это настоящая дискриминация. Что на это скажут международные организации? Да и в Конституции у нас прописано равенство. Так по какому признаку мы одним будем платить больше, а другим меньше? Возникает масса юридических коллизий, которые не так просто решить.

Даже введение уголовной ответственности для работодателей за увольнение лиц предпенсионного возраста - это дискриминационная статья. Ведь у нас и сегодня существуют статьи по дискриминации, они прописаны в Уголовном кодексе. В 136 статье УК РФ написано, что дискриминация в нашей стране недопустима, в том числе по возрасту. Но у нас эти статьи не работают и не применяются. Как правило, уголовное дело возникает не по самой статье, а по связанным с ней материальным статьям, ущемлению материальных интересов. Это еще одна проблема, которую нужно решать.

— Может быть, для экономики это небольшая проблема. Но по Конституции у нас социальное государство. Мы должны не допустить, чтобы человек остался без средств существования. Большинство наших граждан — наемные работники. От заработной платы зависит их жизнь, так как других источников доходов нет.

Хорошо, что сегодня низкий уровень безработицы. Но это не говорит о том, что люди, которые остались без работы, находятся в хорошем состоянии. При развитых технологиях то количество рабочей силы, которое сегодня есть в стране, будет избыточным.

Если современная экономика начинает работать правильно, достаточно 20−30% трудоспособного населения, чтобы закрыть потребности остального неработающего населения. Но тогда возникает вопрос о том, как перераспределить национальное богатство между неработающими людьми. Это переход к совершенно другому обществу, где труд — не бремя, а почетная обязанность и нужно доказывать, что ты достоин работать. Но тогда где занять остальную часть населения?

Большое количество безработных опасно для общества. Это и спад здоровья населения, и криминогенная среда, и другие негативные явления.

Читайте также: