Как происходит информирование граждан и должностных лиц об изменениях в пенсионном законодательстве

Обновлено: 17.05.2024

Государственная услуга предоставляется гражданам предпенсионного возраста.

К категории граждан предпенсионного возраста относятся:

Граждане предпенсионного возраста имеют право бесплатно получать в органах Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) сведения об отнесении их к категории граждан предпенсионного возраста.


Полное наименование:

Результат предоставления

Получение гражданином сведений об отнесении к категории граждан предпенсионного возраста по форме.

Срок предоставления

Государственная услуга предоставляется гражданину при его обращении о предоставлении сведений (запрос) в территориальный орган ПФР не позднее трех рабочих дней со дня регистрации запроса в территориальном органе ПФР.

Стоимость

Заявители

I. Получатели государственной услуги:

Граждане предпенсионного возраста.

II. Заявители, обращающиеся за предоставлением государственной услуги:

  1. Лица, указанные в п. I.
  2. Законные или уполномоченные представители получателей государственной услуги.

Порядок действий

Порядок действий заявителя

  1. Лично (через представителей) обращается в территориальный орган ПФР.
  2. Подает запрос о предоставлении сведений об отнесении к категории граждан предпенсионного возраста по форме и необходимые документы.
  3. Получает сведения об отнесении к категории граждан предпенсионного возраста по форме.

Основание для отказа в предоставлении государственной услуги — отсутствие в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации сведений, в том числе в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, позволяющих отнести гражданина к категории граждан предпенсионного возраста.

Порядок действий уполномоченной организации

I. Прием и регистрация запроса и документов, необходимых для предоставления государственной услуги

  1. Принимает запрос и документы, необходимые для предоставления государственной услуги.
  2. Проводит оценку достоверности представленных документов.
  3. Проверяет правильность оформления и полноту заполнения запроса.
  4. Сверяет данные, содержащиеся в представленных документах.
  5. Регистрирует запрос и принятые документы.

II. Формирует и представляет (направляет) гражданину сведения об отнесении к категории граждан предпенсионного возраста

III. Исправление допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах

  • Исправляет допущенные опечатки и ошибки в выданных в результате предоставления государственной услуги сведениях в течение 3 рабочих дней со дня обращения гражданина.

Документы

Документы, представляемые заявителем

  1. Запрос о предоставлении сведений об отнесении к категории гражданина предпенсионного возраста по форме.
  2. Документ, удостоверяющий личность заявителя.
  3. При обращении представителя либо законного представителя гражданина, имеющего право на получение государственной услуги, дополнительно представляются:
    • документы, удостоверяющие полномочия законного представителя;
    • документ, удостоверяющий личность представителя;
    • документы, удостоверяющие личность и полномочия представителя организации, — в случае обращения организации, на которую возложено исполнение обязанностей опекунов или попечителей;
    • в случае обращения организации, на которую возложено исполнение обязанностей опекунов или попечителей — документы, удостоверяющие личность и полномочия представителя организации; в случае представления интересов гражданина лицом в силу полномочия, основанного на доверенности, — доверенность и документ, удостоверяющий личность представителя. В случае если доверенность удостоверена нотариально, документа, удостоверяющего личность гражданина, интересы которого представляются, не требуется.

Основания для отказа в приеме документов:

  • неустановление личности лица, обратившегося за оказанием услуги (непредъявление данным лицом документа, удостоверяющего его личность, отказ данного лица предъявить документ, удостоверяющий его личность, предъявление документа, удостоверяющего его личность с истекшим сроком действия);
  • неподтверждение полномочий гражданина.

Документы, выдаваемые заявителю

Сведения об отнесении гражданина к категории граждан предпенсионного возраста по форме.

Организации, участвующие в предоставлении

Организации, принимающие документы

Организации, принимающие решение по предоставлению

Организации, выдающие конечные документы

Порядок обжалования

Гражданин (представитель) имеет право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия) ПФР, территориальных органов ПФР, их должностных лиц, многофункционального центра, а также работника многофункционального центра при предоставлении государственной услуги (жалоба).

В досудебном (внесудебном) порядке гражданин вправе обратиться с жалобой в письменной форме на бумажном носителе или в электронной форме в ПФР, территориальный орган ПФР, МФЦ либо в соответствующий орган государственной власти (орган местного самоуправления) публично‑правового образования, являющийся учредителем МФЦ (учредитель МФЦ):

  • в ПФР — на решение и (или) действие (бездействие) руководителя территориального органа ПФР;
  • в вышестоящий территориальный орган ПФР — на решение и (или) действие (бездействие) руководителя и (или) должностного лица нижестоящего территориального органа ПФР;
  • к руководителю территориального органа ПФР — на решение и (или) действие (бездействие) должностного лица территориального органа ПФР;
  • к руководителю МФЦ — на решения и действия (бездействие) работника МФЦ;
  • к учредителю МФЦ или должностному лицу, уполномоченному нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, — на решения и действия (бездействие) МФЦ.

Порядок досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) территориального органа ПФР, предоставляющего государственную услугу, а также его должностных лиц регулируется:

Информация о праве граждан на досудебное (внесудебное) обжалование действий (бездействия) и (или) решений, принятых (осуществленных) в ходе предоставления государственной услуги ПФР, территориальными органами ПФР, их должностными лицами, многофункциональными центрами, а также работниками многофункциональных центров, об органах, организациях и лицах, уполномоченных на рассмотрение жалобы, направленной в досудебном (внесудебном) порядке, способах информирования граждан о порядке подачи и рассмотрения жалобы, в том числе с использованием Единого портала, а также перечне нормативных правовых актов, регулирующих порядок досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) ПФР, его территориальных органов, их должностных лиц, многофункциональных центров, а также работников многофункциональных центров, подлежит обязательному размещению на Едином портале.

Государственная услуга предоставляется гражданам предпенсионного возраста.

К категории граждан предпенсионного возраста относятся:

Граждане предпенсионного возраста имеют право бесплатно получать в органах Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) сведения об отнесении их к категории граждан предпенсионного возраста.


Полное наименование:

Результат предоставления

Получение гражданином сведений об отнесении к категории граждан предпенсионного возраста по форме.

Срок предоставления

Государственная услуга предоставляется гражданину при его обращении о предоставлении сведений (запрос) в территориальный орган ПФР не позднее трех рабочих дней со дня регистрации запроса в территориальном органе ПФР.

Стоимость

Заявители

I. Получатели государственной услуги:

Граждане предпенсионного возраста.

II. Заявители, обращающиеся за предоставлением государственной услуги:

  1. Лица, указанные в п. I.
  2. Законные или уполномоченные представители получателей государственной услуги.

Порядок действий

Порядок действий заявителя

  1. Лично (через представителей) обращается в территориальный орган ПФР.
  2. Подает запрос о предоставлении сведений об отнесении к категории граждан предпенсионного возраста по форме и необходимые документы.
  3. Получает сведения об отнесении к категории граждан предпенсионного возраста по форме.

Основание для отказа в предоставлении государственной услуги — отсутствие в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации сведений, в том числе в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, позволяющих отнести гражданина к категории граждан предпенсионного возраста.

Порядок действий уполномоченной организации

I. Прием и регистрация запроса и документов, необходимых для предоставления государственной услуги

  1. Принимает запрос и документы, необходимые для предоставления государственной услуги.
  2. Проводит оценку достоверности представленных документов.
  3. Проверяет правильность оформления и полноту заполнения запроса.
  4. Сверяет данные, содержащиеся в представленных документах.
  5. Регистрирует запрос и принятые документы.

II. Формирует и представляет (направляет) гражданину сведения об отнесении к категории граждан предпенсионного возраста

III. Исправление допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах

  • Исправляет допущенные опечатки и ошибки в выданных в результате предоставления государственной услуги сведениях в течение 3 рабочих дней со дня обращения гражданина.

Документы

Документы, представляемые заявителем

  1. Запрос о предоставлении сведений об отнесении к категории гражданина предпенсионного возраста по форме.
  2. Документ, удостоверяющий личность заявителя.
  3. При обращении представителя либо законного представителя гражданина, имеющего право на получение государственной услуги, дополнительно представляются:
    • документы, удостоверяющие полномочия законного представителя;
    • документ, удостоверяющий личность представителя;
    • документы, удостоверяющие личность и полномочия представителя организации, — в случае обращения организации, на которую возложено исполнение обязанностей опекунов или попечителей;
    • в случае обращения организации, на которую возложено исполнение обязанностей опекунов или попечителей — документы, удостоверяющие личность и полномочия представителя организации; в случае представления интересов гражданина лицом в силу полномочия, основанного на доверенности, — доверенность и документ, удостоверяющий личность представителя. В случае если доверенность удостоверена нотариально, документа, удостоверяющего личность гражданина, интересы которого представляются, не требуется.

Основания для отказа в приеме документов:

  • неустановление личности лица, обратившегося за оказанием услуги (непредъявление данным лицом документа, удостоверяющего его личность, отказ данного лица предъявить документ, удостоверяющий его личность, предъявление документа, удостоверяющего его личность с истекшим сроком действия);
  • неподтверждение полномочий гражданина.

Документы, выдаваемые заявителю

Сведения об отнесении гражданина к категории граждан предпенсионного возраста по форме.

Организации, участвующие в предоставлении

Организации, принимающие документы

Организации, принимающие решение по предоставлению

Организации, выдающие конечные документы

Порядок обжалования

Гражданин (представитель) имеет право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия) ПФР, территориальных органов ПФР, их должностных лиц, многофункционального центра, а также работника многофункционального центра при предоставлении государственной услуги (жалоба).

В досудебном (внесудебном) порядке гражданин вправе обратиться с жалобой в письменной форме на бумажном носителе или в электронной форме в ПФР, территориальный орган ПФР, МФЦ либо в соответствующий орган государственной власти (орган местного самоуправления) публично‑правового образования, являющийся учредителем МФЦ (учредитель МФЦ):

  • в ПФР — на решение и (или) действие (бездействие) руководителя территориального органа ПФР;
  • в вышестоящий территориальный орган ПФР — на решение и (или) действие (бездействие) руководителя и (или) должностного лица нижестоящего территориального органа ПФР;
  • к руководителю территориального органа ПФР — на решение и (или) действие (бездействие) должностного лица территориального органа ПФР;
  • к руководителю МФЦ — на решения и действия (бездействие) работника МФЦ;
  • к учредителю МФЦ или должностному лицу, уполномоченному нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, — на решения и действия (бездействие) МФЦ.

Порядок досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) территориального органа ПФР, предоставляющего государственную услугу, а также его должностных лиц регулируется:

Информация о праве граждан на досудебное (внесудебное) обжалование действий (бездействия) и (или) решений, принятых (осуществленных) в ходе предоставления государственной услуги ПФР, территориальными органами ПФР, их должностными лицами, многофункциональными центрами, а также работниками многофункциональных центров, об органах, организациях и лицах, уполномоченных на рассмотрение жалобы, направленной в досудебном (внесудебном) порядке, способах информирования граждан о порядке подачи и рассмотрения жалобы, в том числе с использованием Единого портала, а также перечне нормативных правовых актов, регулирующих порядок досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) ПФР, его территориальных органов, их должностных лиц, многофункциональных центров, а также работников многофункциональных центров, подлежит обязательному размещению на Едином портале.

Моя сестра проживает за границей. Приезжает в Россию и получает пенсию по месту оформления. Она спрашивает, изменились ли условия получения пенсии, если да, то что изменилось? Нужно ли ей переводить пенсию за границу или она может так же получать её здесь?

Информация о внесении изменений в Положение о порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы Российской Федерации

По желанию граждан, проживающих за рубежом, выплата назначенной пенсии может осуществляться на территории Российской Федерации или переводиться за ее пределы по месту их жительства. Для получения пенсии в России гражданам следует обращаться в орган, осуществлявший пенсионное обеспечение по прежнему месту жительства в Российской Федерации. Для перевода пенсии за ее пределы следует обращаться непосредственно в Пенсионный фонд Российской Федерации.

При обращении за переводом (выплатой) пенсии гражданином, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, согласно Положению № 510 представляется:

— заявление о переводе назначенной пенсии за пределы Российской Федерации заявление о выплате пенсии на территории Российской Федерации, согласно приложениям № 2 и № 6 к Положению № 510;

— справка о дате выезда гражданина на постоянное жительство из Российской Федерации (переезда из одного государства в другое) и месте его постоянного жительства за пределами Российской Федерации по форме согласно приложению № 7 к Положению № 510, которая выдается дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации;

— справка о выполнении (невыполнении) гражданином оплачиваемой работы за пределами Российской Федерации по форме согласно приложению № 8 к Положению № 510, которая выдается дипломатическим представительством, консульским учреждением Российской Федерации или компетентным органом (должностным лицом) иностранного государства. Даная справка представляется только в установленных законодательством Российской Федерации случаях, если выплата пенсии зависит от факта выполнения оплачиваемой работы[1].

Выплата пенсии лицам, проживающим за пределами Российской Федерации, производится при условии представления в Пенсионный фонд Российской Федерации (в случае перевода назначенной пенсии за пределы России) или в его территориальный орган (в случае получения пенсии на территории России) документа, подтверждающего факт нахождения гражданина в живых, либо личной явки гражданина в соответствующий орган, выплачивающий ему пенсию, или дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации за рубежом с целью продолжения выплаты пенсии в соответствующий период. В случае личной явки гражданина в ПФР (его орган, осуществляющий пенсионное обеспечение гражданина на территории Российской Федерации) или дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации за рубежом составляется акт о личной явке гражданина по форме согласно приложению № 9 к Положению № 510.

Таким образом, выплата пенсии лицам, проживающим за рубежом, может производиться не только при условии представления в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, документа, подтверждающего факт нахождения гражданина в живых, который выдается нотариусом на территории Российской Федерации либо компетентным органом (должностным лицом) иностранного государства, но и в случае личной явки гражданина либо в ПФР (его территориальный орган, который осуществляет выплату пенсии), либо в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации за рубежом.

Обращаем внимание, что для выплаты пенсий, назначенных на нетрудоспособных граждан (детей, братьев, сестер и внуков, не достигших 18 лет) и на граждан, признанных в установленном порядке судом недееспособными, получателями которых являются их законные представители, документ, подтверждающий факт нахождения гражданина в живых, представляется на получателя пенсии и на гражданина, на которого назначена пенсия. Это же правило применяется и при составлении актов личной явки.

Важно, что документ, подтверждающий факт нахождения гражданина в живых, (акт о личной явке гражданина) представляется (составляется) не ранее чем по истечении 12 месяцев со дня:

подачи гражданином, проживающим за границей, заявления о выплате пенсии за пределы Российской Федерации или на ее территории соответственно в Пенсионный фонд Российской Федерации или его орган, осуществляющий ему выплату пенсии;

представления (составления) ранее представленного (составленного) документа, подтверждающего факт нахождения гражданина в живых, либо акта о личной явке гражданина (его законного представителя).

При этом днем представления указанного документа в ПФР и его территориальные органы считается дата его составления.

Тем самым, отпадает необходимость оформления и представления документа, подтверждающего факт нахождения гражданина в живых (акта о личной явке гражданина) непосредственно на 31 декабря каждого года, как это было предусмотрено ранее. Например, на основании документа, подтверждающего факт нахождения гражданина в живых (акта о личной явке гражданина) выданного соответствующим органом 15.09.2014 выплата пенсии органом, осуществляющим пенсионное обеспечение гражданина, будет продолжена по 30.09.2015.

В случае если выплата пенсии зависит от факта выполнения оплачиваемой работы, одновременно с подтверждением факта нахождения гражданина в живых представляется справка о выполнении (невыполнении) гражданином оплачиваемой работы за пределами Российской Федерации.

Кроме того, предусмотрена возможность направления дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями Российской Федерации через Министерство иностранных дел Российской Федерации в ПФР актов личной явки граждан посредством электронного взаимодействия МИД России и ПФР после подписания соответствующего соглашения об электронном документообороте.

Суд указал, что если в случае невыполнения этой обязанности ПФР гражданин несвоевременно обратился с заявлением о получении компенсационных выплат, то неполученные суммы должны быть выплачены ему полностью без ограничения каким-либо сроком


Одна из адвокатов заметила, что решение Верховного Суда является примером того, как должны применяться нормы права на практике и при разрешении споров. Другая отметила, что значительное количество споров о поражении в правах социально незащищенных граждан связано с юридической неграмотностью. По мнению третьей, рассматриваемая правовая позиция ВС дает гражданам зеленый свет для взыскания сумм задолженности за прошлое время, не полученных своевременно по вине ответственных органов.

Верховный Суд опубликовал Определение № 5-КГ21-29-К2 от 31 мая, в котором поддержал мать ребенка-инвалида в требовании перерасчета ежемесячных компенсационных выплат, не полученных в течение нескольких лет по вине пенсионного органа.

1 января 2012 г. Главное управление ПФР № 9 по г. Москве и Московской области назначило социальную пенсию по инвалидности дочери Юлии Баланиной. Через месяц она прекратила работать, поскольку осуществляла уход за ребенком.

Спустя 6 лет, 1 ноября 2018 г. пенсионный орган установил Юлии Баланиной ежемесячную компенсационную выплату как лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом. Далее женщина обратилась с заявлением о перерасчете ежемесячной выплаты со дня возникновения права на такую выплату, т.е. за период с 7 февраля 2012 г. по 31 октября 2018 г. В данном заявлении ей было отказано, но решением пенсионного органа указанный период был засчитан Юлии Баланиной в страховой стаж.

В октябре 2019 г. женщина через представителя обратилась в суд с иском о перерасчете ежемесячной компенсационной выплаты со дня возникновения права на такую выплату. В суде представитель заявителя приводил доводы о том, что правоотношения между Юлией Баланиной и ГУ ПФР № 9 возникли с января 2012 г. при подаче ею заявления о назначении пенсии по инвалидности ее ребенку, при этом пенсионным органом ей не было разъяснено о праве неработающих трудоспособных лиц, осуществляющих уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет, обратиться с заявлением об установлении ежемесячной выплаты. Он также указал, что в 2014 г. Юлия Баланина при смене места жительства представляла документы в тот же пенсионный орган, однако и при этом обращении он не уведомил ее о наличии у нее права на ежемесячную выплату.

Как отмечалось в иске, отказ пенсионного органа в перерасчете ежемесячной выплаты не соответствует положениям пенсионного законодательства и Указа Президента РФ от 26 февраля 2013 г. № 175, в связи с чем Юлия Баланина просила признать незаконным отказ пенсионного органа в установлении ей ежемесячной выплаты как лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом, со дня возникновения права на эту выплату и обязать ответчика произвести перерасчет этой выплаты.

Решением Хорошевского районного суда г. Москвы от 24 декабря 2019 г. в удовлетворении исковых требований Юлии Баланиной было отказано. Впоследствии апелляция и кассация поддержали это решение. Суды указали, что из материалов дела не следует, что уполномоченным органом были нарушены права заявителя, поскольку ежемесячная выплата назначена с месяца подачи заявления в пенсионный орган, оснований для назначения выплаты ранее обращения Юлии Баланиной у органа отсутствовали, в связи с чем действия ответчика не могут быть признаны незаконными, а основания для перерасчета также отсутствуют.

Позднее представитель Юлии Баланиной обратился с кассационной жалобой в Верховный Суд. Изучив дело, Судебная коллегия по гражданским делам ВС удовлетворила жалобу, отменив решения нижестоящих инстанций в связи с выявленными нарушениями норм материального и процессуального права.

Как пояснил Верховный Суд, в целях усиления социальной защищенности нетрудоспособных граждан Указом Президента РФ от 26 декабря 2006 г. № 1455 с 1 января 2007 г. установлены ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, к категории которых были отнесены в том числе дети-инвалиды в возрасте до 18 лет. Анализируя положения данного Указа, Правил осуществления ежемесячных компенсационных выплат от 4 июня 2007 г. № 343, Указа Президента РФ от 26 февраля 2013 г. № 175, Правил осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам от 2 мая 2013 г. № 397, Верховный Суд указал, что ежемесячная выплата рассматриваемой категории граждан является мерой социальной поддержки.

ВС отметил, что по общему правилу ежемесячная выплата назначается органом, осуществляющим пенсионное обеспечение ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, на основании заявления лица, осуществляющего уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также необходимых документов, представляемых этим лицом в случае их отсутствия в распоряжении органа, осуществляющего выплату пенсии ребенку-инвалиду.

Таким образом, ВС пришел к выводу, что в случае невыполнения пенсионным органом названной обязанности, приведшего к несвоевременному обращению неработающего трудоспособного лица, осуществляющего уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, в пенсионный орган с заявлением о назначении ежемесячной выплаты, данное лицо имеет право на выплату неполученных сумм ежемесячной выплаты за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

Суд также заключил, что суды нижестоящих инстанций не учли тот факт, что пенсионный орган не представил данных о том, что при обращении Юлии Баланиной с заявлением о назначении социальной пенсии по инвалидности своему ребенку он выполнил обязанность по информированию о ее праве получения льготы. В связи с этим ВС отменил судебные акты нижестоящих инстанций и направил дело на новое рассмотрение.

Адвокат АП Новосибирской области Татьяна Яцученко считает, что гражданское судопроизводство должно обеспечивать правильное разрешение дел и способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду. По ее мнению, рассматриваемое определение вызывает уважение к Верховному Суду РФ и является примером того, как должны применяться нормы права на практике и при разрешении споров.

По мнению юриста, к.ю.н. Юлии Севастьяновой, выводы, высказанные Верховным Судом, можно охарактеризовать как тихую революцию в области социального обеспечения, поскольку они дают вторую жизнь принципу приоритета прав человека и гражданина, закрепленному в Конституции.

Адвокат, член Совета АП Калининградской области Ирина Фаст указала, что в настоящее время действительно существует проблема: многие граждане узнают о своем праве на получение социальных выплат спустя длительное время с момента его возникновения или вовсе не знают о нем. По ее мнению, это вызвано многими причинами, в числе которых низкая правовая грамотность и сложное для простого человека законодательное регулирование.

Адвокат обратила внимание, что ВС в данном судебном акте исходил из того, что РФ является социальным государством, политика которого направлена на обеспечение достойной жизни каждого человека путем установления и реальной реализации различных гарантий социальной защиты.

Читайте также: