Как оформить пенсию в азербайджане

Обновлено: 21.05.2024

Все мы родом из Советского Союза. Жили когда-то одной большой и дружной страной и даже не задумывались, в каком из уголков СССР скоротаем старость, и даже если приходилось переезжать из одной республики в другую, это никак не отражалось на размере пенсии – она начислялась по одному общему принципу. А вот после распада страны и создания множества новых независимых государств смена места проживания стала иметь важное значение, поскольку при переезде в другую страну возникает главный вопрос: каким образом в таких случаях назначаются и выплачиваются пенсии? Именно он стал главной темой нашего разговора с заместителем управляющего отделением Пенсионного фонда РФ по Самарской области Светланой НЕФЁДОВОЙ.

- Светлана Михайловна, по какому принципу назначаются пенсии, если человек переезжает из одной страны бывшего Советского Союза в другую?

Нормы международного права основаны на трех разных принципах пенсионного обеспечения.

- Что это за принципы?

- Первый международный акт – Соглашение о гарантиях прав граждан государств – участников СНГ, подписанное 13 марта 1992 года, действует в отношении граждан, прибывших из следующих стран: Казахстан, Украина, Армения, Узбекистан, Турменистан, Киргизия, Таджикистан. Соглашение предусматривает принцип территориальности, то есть пенсию назначает и выплачивает та страна, в которой гражданин постоянно проживает, основываясь на собственном пенсионном законодательстве. По такому же принципу действуют двусторонние соглашения с Молдовой, Грузией и с Литвой.

Если, например, человек переезжает из перечисленных стран в Россию, то ему назначают пенсию по нашим, российским, законам, и наоборот. Тут важно отметить, что гражданин, который приезжает на постоянное жительство в Россию, должен документально подтвердить факт постоянного жительства на ее территории, т.е. необходимо наличие внутреннего паспорта гражданина РФ с отметкой о регистрации по месту жительства, либо вида на жительство иностранного гражданине или лица без гражданства, выдаваемое миграционной службой.

Учтите и тот факт, что при переезде выплата пенсии гражданам по прежнему месту жительства прекращается. Во всех случаях пенсию назначают заново, и для этого понадобятся все необходимые правоустанавливающие документы.

- В какие сроки назначается пенсия таким гражданам?

- Этим гражданам пенсия назначается за шесть месяцев назад, за точку отсчета берется не дата подачи заявления, а дата регистрации на территории РФ. При этом необходимо учитывать, что для выплаты за 6 месяцев назад, дата обращения не должна быть позднее 6 месяцев от даты регистрации на территории РФ.

- Как в таком случае учитывается стаж?

- Гражданам, прибывшим из государств - участников Соглашения, для исчисления пенсии учитывается трудовой стаж (в том числе и на льготных условиях), приобретенный на территории любого из этих государств до 2002 года, а также на территории бывшего СССР. С января 2002 года в России была создана страховая пенсионная система, и на размер пенсии стали влиять суммы начисленных и уплаченных страховых взносов, поэтому стаж работы после 2002 года может быть включен в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой человек работал.

Что касается заработной платы, то расчетный размер трудовой пенсии в целях оценки пенсионных прав может быть определен за 60 месяцев работы до 2002 года на основании справок, выданных работодателями, либо государственными органами на основании первичных документов. При этом суммы заработка, выплачиваемые в национальной валюте, после ее введения в государствах бывшего СССР, переводятся в рубли по курсу Центрбанка, установленному по состоянию на 01.01.2002.

Это второй принцип, по которому Россия сотрудничает с Беларусью и Латвией.

- Каким образом здесь решается вопрос пенсионного обеспечения?

- Если к нам приезжают граждане Беларуси и Латвии, то за периоды стажа, приобретенные в СССР (по Договору с Латвией – до 01.01.1991, по Договору с Беларусью – до 13.03.1992), пенсию выплачивает государство проживания пенсионера, а за последующий стаж – государство, в котором этот стаж получен: Беларусь за белорусский, Латвия – за латвийский, Россия – за российский.

- Такой вариант применим, к тем, кто, проживая в одной стране, сохраняет свое прежнее гражданство. А если человек, переехавший, допустим, в Россию из Беларуси, получает российское гражданство?

- Если человек получает российское гражданство, то пенсия ему, по желанию, может быть исчислена без учета норм Договора, т.е. ему может быть назначена пенсия как гражданину РФ. При этом при оценке его пенсионных прав учитывается весь стаж, в том числе белорусский.

Такой принцип действует в отношениях между Россией и Эстонией.

- В чем его особенность?

Каждое государство выплачивает пенсию за периоды стажа, приобретенного исключительно на своей территории. Таким образом, страна проживания пенсионера не берет на себя обязательства по выплате пенсий за советский стаж, а засчитывает годы работы у себя в республике. Россия платит за стаж в РСФСР, а Эстонская Республика – за стаж работы в ЭССР.

- Вы не упомянули Азербайджан.

-Дело в том, что это государство соглашение в области пенсионного обеспечения с Россией до сих пор не заключило.

- На что же могут рассчитывать пенсионеры из Азербайджана?

- У переселенцев из Азербайджана учитывается страховой стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 1 января 1991 года независимо от уплаты страховых взносов. Но при этом все документы должны соответствовать российскому законодательству. Периоды работы после указанной даты включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При исчислении общего трудового стажа в целях оценки пенсионных прав периоды работы в Азербайджане учитываются до 2002 года как работа за границей.

При исчислении расчетного размера трудовой пенсии прибывшим из Республики Азербайджан, во внимание принимаются сведения о заработной плате в рублях за периоды работы на территории этой республики до момента введения в республике национальной валюты.

- Какие требования предъявляются к документам при установлении пенсии в России, если те выдавались в государствах бывших союзных республик?

- Выданные в странах бывших союзных республик и предъявляемые в России для назначении пенсии документы не требуют легализации. Но, вместе с тем документы о стаже работы и заработке должны быть оформлены в соответствии с законодательством РФ. Документы, оформленные на иностранных языках, при назначении пенсии принимаются при условии их перевода на русский язык, если верность перевода, подлинность подписи переводчика засвидетельствованы нотариально. Когда в трудовой книжке или справке о трудовой деятельности выявляются несоответствия записей о трудовой деятельности, которые влияют на пенсионные права, данные сведения в обязательном порядке уточняются при нашем содействии уточняется.

- В какие сроки выплачивается пенсия пенсионерам, постоянно проживающим в России, не имеющим гражданства РФ, ежемесячно или ежеквартально?

- Иностранным гражданам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, при наличии вида на жительство (с регистрацией по месту жительства) российскую пенсию выплачивают наравне с гражданами России, ежемесячно за текущий месяц: в ноябре – за ноябрь, в декабре – за декабрь. Выплатной период в нашей области – с 5 по 25 число. Способ доставки – через УФПС или банк (у нас заключены договоры с 18 банками) – выбирает сам пенсионер.

- Откуда чаще всего в Самарскую область переезжают пенсионеры?

- Украина, Казахстан, Беларусь, Казахстан, чуть меньше Армения, редко из Прибалтики.

- С какими трудностями чаще всего сталкиваются пенсионеры при переезде в Россию?

- Все зависит от того, из какой страны человек переезжает в Россию. Я имею в виду сохранность пенсионных документов о стаже и заработке, возможность их истребования. Нередки затяжные переписки. Но самая сложная ситуация с перепиской из-за отсутствия соглашения – с Азербайджаном.

- А досрочный выход на пенсию за льготный стаж, прописано ли это в соглашениях между странами бывшего СССР?

- Нормами Соглашений, основанных на территориальном принципе, предусмотрено, что страна, в которую переезжает гражданин, устанавливает пенсии в соответствии с нормами своего пенсионного законодательства, в том числе и досрочные. В случае, если гражданину была назначена досрочная пенсия в другой стране и он переехал в Россию, а у нас по аналогичной категории работников досрочная пенсия не предусмотрена, то страна, которая назначила пенсию по своему закону продолжает ее выплачивать до момента возникновения права на пенсию в соответствии с российским законодательством.

- Нет, льготы из России не вывозятся. Точно также, если человек переселяется в Россию, его социальные льготы остаются на бывшей родине. Есть основания на льготы по российскому законодательству? Прекрасно. Значит, он получит меры социальной поддержки на общих основаниях с гражданами России. Но это не относится к дополнительному материальному обеспечению – выплатам участникам и инвалидам Великой Отечественной войны. Оно продолжает выплачиваться россиянам даже в случае их переезда в другую страну бывшего Советского Союза.

Пенсионная реформа в Азербайджане сводится к тому, что государство снимает с себя обязательства по обеспечению граждан преклонного возраста пенсиями и перекладывает их на плечи будущих пенсионеров, считает эксперт по вопросам пенсионного обеспечения, сотрудник Центра социальных исследований Рашад Гасанов. Повышение пенсионного возраста означает, что правительство не ожидает реального экономического улучшения и уже сейчас принимает меры по сокращению социальных расходов, полагает глава экономической комиссии партии Народного фронта Азербайджана Немат Алиев. Повышение пенсионного возраста приведет к тому, что в среднем пожилой человек будет получать пенсию всего шесть-семь лет, полагает зампредседателя общественного объединения "Содействие экономическим инициативам" Ровшан Агаев.

Как писал "Кавказский узел", 11 марта 2017 года Национальное собрание Азербайджана приняло изменения и дополнения в закон "О трудовой пенсии". Наиболее принципиальным нововведением стало поэтапное увеличение пенсионного возраста для мужчин с 63 до 65 лет, для женщин - с 60 до 65 лет. Поправки вступили в силу 1 июля 2017 года.

Главное - накопить минимальный пенсионный капитал

Новые правила назначения пенсий в Азербайджане были приняты рамках "Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Азербайджанской Республике в 2014-2020 годах", сообщил корреспонденту "Кавказского узла" сотрудник министерства труда и социальной защиты населения. По его словам, реформа проводится с целью либерализации системы пенсионного обеспечения.

Одним из прогрессивных новшеств, как считает сотрудник Минтруда, является то, что теперь для назначения пенсии при достижении пенсионного возраста минимальный страховой стаж (период, когда в пользу работника перечислялись платежи по обязательному социальному страхованию) не обязателен.

Раньше если у человека подходил пенсионный возраст, но при этом у него не было минимального 12-летнего страхового стажа, то пенсию получать он не мог. Сейчас это условие исключили. Главным критерием теперь является накопление минимального пенсионного капитала на персональном счете из отчислений по обязательному социальному страхованию.

Пенсионный капитал формируется в течение всего времени работы будущего пенсионера. Он формируется из отчислений, которые работодатель переводит в Пенсионный фонд из зарплаты работника. Размер их зависит от занятости человека. Так, например, отчисления из зарплаты наемных работников составляют 25 процентов, самозанятые работники платят отчисления в размере четырех процентов.

Размер минимального пенсионного капитала определяется путем умножения минимального размера пенсии, устанавливаемого государством, на 144. На сегодняшний день размер минимального пенсионного капитала составляет 16704 маната (около 10000 долларов).

Если при достижении пенсионного возраста человек накопил нужную сумму, то он имеет право получать пенсию.

Гарантированную минимальную пенсию получат и те, кто к пенсионному возрасту имел 25-летний стаж работы, однако сумма на его счету оказалась меньше размера минимального пенсионного капитала.

Минимальная пенсия на 1 июля 2017 года составляла 110 манатов (порядка 65 долларов). С учетом индексации, проведенной 1 января 2018 года в связи с ростом средней зарплаты в стране на 5,7 процента, минимальная пенсия была увеличена до 116 манатов (около 70 долларов).

Если к достижению пенсионного возраста у гражданина нет 25-летнего стажа работы и на его персональном счету меньше средств, чем размер минимального пенсионного капитала, то ему пенсия не будет выплачиваться. Этот человек может рассчитывать на пособие по старости, которое на сегодняшний день составляет 75 манатов (около 44 долларов), в то время как размер минимальной пенсии составляет 116 манатов (70 долларов).

До реформы пенсии формировались из двух частей: базовой, которую гарантировало государство, и накоплений в Пенсионном фонде на счетах самих граждан. Теперь пенсионная система полностью переходит на страховые принципы. Пенсии будут назначаться только исходя из средств, накопленных работником на своем персональном счете, которые будут ежегодно индексироваться.

В пользу граждан меняется и распределение средств по обязательному социальному страхованию, пояснил сотрудник Минтруда. В настоящее время в Госфонд социального страхования (Пенсионный фонд) отчисляются 25 процентов зарплаты сотрудника. Раньше только 50 процентов от этих средств переводились на персональный счет будущего пенсионера. Теперь на его счет будут направлять 90 процентов отчислений.

Пенсионный возраст будет увеличиваться постепенно, на шесть месяцев каждый год. Таким образом, у мужчин он вырастет с 63 до 65 лет к 2021 году, у женщин он вырастет с 60 до 65 к 2027 году. Правительство объясняет увеличение пенсионного возраста ростом продолжительности жизни в стране, а также тем, что многие граждане не хотят выходить на пенсию, так как они еще в состоянии работать, рассказал сотрудник ведомства.

По данным Минтруда на 1 апреля 2018 года, число пенсионеров в стране составляло 1 млн 313 тысяч человек или 13,3 процента населения.

Однако нововведения в полной мере коснутся тех, у которых трудовой стаж начинается с 2006 года, когда была введена система персональных пенсионных счетов. То есть пенсии по-новому будут начисляться тем, кому сейчас 33-35 лет.

У тех, кто выходит на пенсию уже сейчас, с учетом их трудового стажа до 2006 года пенсия будет рассчитываться по формуле: количество лет трудового стажа до 2006 года умножается на 306, полученная сумма умножается еще на 2,29, образованное число прибавляется к сумме накопления на персональном пенсионном счете, получившаяся сумма делится на 144. Полученный результат и будет размером пенсии.

Допустим, пенсионер до 2006 года проработал 30 лет. Это умножается на 306 – получается 9180. Указанное число умножается далее на коэффициент 2,29 и получается 21022.

Если он с 1 января по 2006 года по 31 декабря 2017 года работал и ежемесячно получал в среднем 400 манатов (около 235 долларов), то ежемесячно в Пенсионный фонд за него переводились 100 манатов (около 58 долларов) и из них половина (50 манатов или примерно 29 долларов) зачислялись на его персональный счет. Эти 50 манатов (29 долларов) умножаются на 144 (144 месяца – с 1 января 2006 года по 31 декабря 2017 года) и получается 7200. К этому числу прибавляются указанные выше 21022 – получается 28 222. Это число делится на 144, и таким образом определяется размер пенсии – 196 манатов ( примерно 115 долларов). Эта сумма ежегодно индексируется в соответствии с ростом средней зарплаты по стране.

Государство сокращает расходы на пенсионеров

Вся реформа сводится к тому, чтобы государство постепенно уменьшало свои расходы на поддержку стареющего населения, рассказал эксперт по вопросам пенсионного обеспечения, сотрудник Центра социальных исследований Рашад Гасанов.

"Раньше пенсии формировались из базовой части, которую полностью финансировало государство, и страховой части – отчислений с заработков самих граждан. Базовая часть как бы составляла минимальную пенсию, которую выплачивало государство всем пенсионерам. Сейчас уже базовой части нет. Расходы государства существенно сократятся", - сказал Гасанов корреспонденту "Кавказского узла". Теперь государство будет доплачивать недостающую до минимальной пенсии часть суммы тем лицам, у которых, несмотря на 25-летний трудовой стаж, на персональном счете окажется сумма меньше, чем минимальный пенсионный капитал. Те, у кого нет 25-летнего стажа и минимального пенсионного капитала, вовсе останутся без пенсии и будут получать пособие по старости, которое почти в два раза меньше минимальной пенсии, пояснил он.

По его словам, до реформы 37 процентов средств, необходимых на оплату пенсий, финансировалось из госбюджета. Но с каждым годом удельный вес субсидий из бюджета в Пенсионный фонд будет уменьшаться.

"Пока сокращение небольшое, поскольку реформа только началась", - сказал Гасанов.

По его словам, формально граждане и сами могут пополнять свой персональный счет в Пенсионном фонде. Но они вряд ли на это пойдут, так как не доверяют государству. "Во времена СССР и постсоветский период не раз сбережения граждан в виде вкладов и государственных займов пропадали и в лучшем случае компенсировались частично", - напомнил он.

От новой системы будут выигрывать те, у кого большая зарплата, считает Гасанов.

Не в пользу граждан изменился и порядок индексации пенсий. Если раньше она проводилась в соответствии с инфляцией, то сейчас - пропорционально росту средней зарплаты в стране, пояснил он.

На 1 января 2018 года, по данным Госкомстата Азербайджана, средняя зарплата составила 528, 2 маната ( примерно 310 долларов).

"Инфляция в 2017 году составила 12,9 процента, в то время как средняя зарплата увеличилась всего на 5,9 процента", - указал Гасанов. Логичнее было бы привязывать индексацию к инфляции, так как она более чутко реагирует на состояние экономики, чем уровень зарплаты. В периоды кризисов инфляция может стремительно расти, в то время как средняя зарплата может не расти вообще", - сказал он.

Население почувствует негативные последствия пенсионной реформы в отдаленной перспективе. "Новая система назначения пенсий очень сложная. Многие не могут разобраться. Поэтому многие не знают, что еще их ожидает. Независимых профсоюзов нет. Между тем, после кризиса, вызванного падением цен на нефть, многие работодатели, чтобы снизить расходы, стали расторгать с работниками трудовые контракты, чтобы не переводить в Пенсионный фонд 25 процентов от зарплаты и заодно и не платить подоходный налог. Работников переводят на договор об оказании услуг. При этом они платят четырехпроцентный налог и всего 26 манатов (около 15 долларов) в Пенсионный фонд. С такими взносами можно рассчитывать только на минимальную пенсию", - сказал Гасанов.

Многие, по его словам, вообще работают без оформления, особенно это касается работников сферы строительства, торговли, услуг, сельского хозяйства и др. Они не противятся, потому что могут остаться без работы, заметил Гасанов.

Эксперт обратил внимание на то, что в результате реформы значительно сократится число пенсионеров.

"Согласно официальной статистике, в возрасте 60-65 лет находятся пять процентов населения страны, это порядка полумиллиона человек. Получается, что число пенсионеров из нынешних 1,3 млн сократится на полмиллиона человек. И в то же время столько же человек будут продолжать работать, платить налоги, взносы по обязательному социальному страхованию", - сказал Гасанов.

"Правительство … после экономического кризиса, вызванного падением цен на нефть вместо того, чтобы либерализовать экономику, открыть все возможности бизнеса, стало сокращать расходы на социальную сферу", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" глава экономической комиссии партии Народного фронта Азербайджана (ПНФА) Немат Алиев.

Повышение пенсионного возраста также означает, что в обозримой перспективе правительство не ожидает реального экономического улучшения и уже сейчас принимает меры по сокращению социальных расходов, отметил Алиев.

Аргументы власти в пользу повышения пенсионного возраста несостоятельны, заявил корреспонденту "Кавказского узла" заместитель председателя общественного объединения "Содействие экономическим инициативам" Ровшан Агаев. Он отметил, что по международным стандартам средняя продолжительность жизни пенсионера после выхода на пенсию составляет 12 лет.

"По официальной статистике средняя продолжительность жизни мужчин у нас 72 года, а женщин – 75 лет. С увеличением пенсионного возраста до 65 лет стандарт о получении пенсии на протяжении не менее 12 лет соблюдаться не будет, - отметил Агаев.

"Власти аргументируют повышение пенсионного возраста аналогичной практикой в других странах. Но там другие проблемы – низкая рождаемость и высокая продолжительность жизни", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" член меджлиса партии "Республиканская альтернатива" Натиг Джафарли.

В Азербайджане проблем с рождаемостью нет, и на место уходящих на пенсию быстро будут находиться новые работники. Увеличение пенсионного возраста, напротив, создаст проблемы для занятости молодого поколения, которому и так трудно найти работу, пояснил он.

Средний возраст в Азербайджане составляет 72-73 года. Получается, что среднестатистический пенсионер при выходе на пенсию в 65 лет не получит пенсии в течение 12 лет, как предусмотрено международными стандартами, отметил Джафарли.

Повышение пенсионного возраста не привело к росту пенсий

"Я 40 лет проработала, в том числе 35 лет учительницей. Я должна была выйти на пенсию еще в сентябре прошлого года. Но из-за того что изменили закон, на пенсию я смогла выйти только в марте этого года. Получается, что государство отняло у меня пенсию за шесть месяцев", - пожаловалась на пенсионную реформу жительница Баку Тамара Кязимова.

"Год назад моя подруга, тоже учительница с 40-летним общим стажем, вышла на пенсию. Нам назначили примерно одинаковые пенсии. Ей 206 мантов (примерно 121 доллар), мне – 205 манатов (около 120,5 доллара)", - рассказала она.

Кязимова рассказала, что приходится заниматься репетиторством, чтобы прожить. Хотя, призналась она, уже тяжело работать.

"Мне 63 года. Три года я уже не работаю", - сказал бакинец Азер Гулиев. Он рассказал, что в советское время работал инженером-строителем. С 1990 года трудился в частных компаниях. Из-за кризиса и девальвации в 2015 году компания, в которой он работал, закрылась. Потом Гулиев работу уже не нашел, так как людей предпенсионного возраста неохотно берут на работу. "Думал, что хотя бы пенсию буду получать. Но теперь надо ее ждать три года", - пожаловался Азер Гулиев.

Блогер "Кавказского узла" раскритиковал пенсионные реформы России и Азербайджана

Опыт пенсионной реформы Азербайджана взяла на вооружение Россия, считает блогер "Кавказского узла".

"Люди трудились честно, платили отчисления в Пенсионный фонд, рассчитывая в 60 и 55 лет (для мужчин и женщин) уйти с работы, чтобы жить на пенсию. Пожить спокойно, выращивая цветы и внуков, помогая им своей пенсией. Но им говорят - мы вас обманывали всю жизнь, на пенсию выйдете не в 60 и 55 лет, а позже, значит, будете работать вместе с молодыми, конкурируя с ними, а если покинете службу раньше установленного срока, получите пенсию меньшего размера", - написал автор блога "Ветер с Апшерона" в публикации "Россия повторяет опыт Азербайджана по грабежу пенсионеров".

Он также поднял вопрос о том, куда деваются пенсионные накопления в случае, если пожилой человек не дожил до пенсии. "Хотя бы 50% перечисленных им средств отдали детям покойного, чтобы помочь им в первое время после потери кормильца", - говорится в его блоге.

Автор: Фаик Меджид источник: корреспондент "Кавказского узла"

Высокие темпы реформирования пенсионной системы Азербайджана, ее эффективность и функциональность во многом обусловлены применением современных технологий.

Государственная поддержка, своевременная техническая и финансовая помощь со стороны международного сообщества (ПРООН и Всемирный банк), а также широкое использование электронных ресурсов позволили Госфонду социальной защиты (ГФСЗ) успешно преодолеть проблемы в сфере управления, найти оптимальные технологические решения для обеспечения устойчивой работы всей системы. Без ложной скромности могу сказать, что сегодня ГФСЗ одно из наиболее продвинутых ведомств страны в плане создания электронного менеджмента, автоматизации процесса сбора, обработки, хранения и распространения статистической информации.

Ежегодно в отделениях фонда обрабатываются десятки тысяч платежей, бухгалтерских проводок и расчетных ведомостей, больничных листов, путевок для граждан из льготной категории и т. д. В разделе "электронные услуги" размещены наименования порядка двух десятков услуг, электронные формы соответствующих документов (заявления, бланки и др.). Это отчеты о выплаченных соцвзносах, "пенсионный калькулятор" для подсчета будущей пенсии, online-оплата по обязательному государственному социальному страхованию, информация о пенсионном капитале, отраженном на индивидуальном счете и др.

В Азербайджане впервые в Восточной Европе и СН была запущена система автоматизированного назначения трудовых пенсий

Примечательный факт: активное внедрение электронных услуг в сфере социальной защиты заставляет массы людей изучать азы компьютерной грамотности, приобретать навыки общения с электронной техникой. Если для молодых и людей среднего возраста это не проблема, то для пожилых людей научиться контактировать с Госфондом в электронном формате стало серьезным испытанием. Но с этим, судя по количеству посетителей сайта ведомства, они справляются. Активные пенсионеры оперативно получают ответы на свои запросы, адресованные в те или иные структуры нашего ведомства.

Переведены на электронный формат все основные услуги, ориентированные на пенсионеров и застрахованных лиц. Люди предпочитают получать информацию о накоплениях в своих индивидуальных счетах, начислении пенсии и т. д. через Интернет, оценивая комфортность такого процесса. Новая форма обслуживания в первую очередь позволяет гражданам значительно экономить собственное время при обращении за различными услугами, не стоять в очередях за получением какого-либо документа.

В ходе очередного опроса, проведенного на веб-страницах фонда, более 57% респондентов ответили, что являются пользователями электронных услуг, оказываемых посредством интернет-ресурса ГФСЗ.

В этом году произошло знаменательное событие. В Азербайджане впервые на пространстве Восточной Европы и СНГ была запущена система автоматизированного назначения трудовых пенсий. Для этого в фонде создан call-center (190-0). Любой гражданин, дошедший до пенсионного возраста, может позвонить по этому номеру, сообщив оператору серию и номер своего удостоверения личности. И сразу же получить информацию о размере своей пенсии, а также узнать адрес филиала, где ему выдадут пластиковую карточку для получения пенсии через банкомат. Кроме того, письменное уведомление будет автоматически направляться в соответствующее территориальное отделение фонда и по месту жительства обратившегося гражданина.

За два месяца новой услугой воспользовались 356 человек, которым была назначена пенсия в автоматическом порядке. Из них 135 человек являются жителями Баку, остальные - регионов. Нововведение является важным компонентом Госпрограммы по развитию пенсионной системы в 2009-2015 годах и позволит повысить уровень качества обслуживания населения.

Всемирный экономический форум в отчёте о конкурентоспособности (The Global Competitiveness Report 2013-2014) поставил Азербайджан на 39-е место среди 148 экономик мира. Согласно отчету произошло кардинальное снижение оценок коррупционных угроз со стороны бизнеса. Эксперты связывают эти показатели с развитием электронных государственных услуг. Тот факт, что зарегистрировать предприятие можно практически в течение дня в online-режиме, как и получить доступ к услугам государственных органов, сыграл свою роль в оценке деловым сообществом ситуации в Азербайджане.



Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории России, имеют право на страховую пенсию наравне с российскими гражданами, при соблюдении ими условий, предусмотренных российским пенсионным законодательством.

Содержание статьи:

Развал СССР, происшедший из-за преступной политике верховной власти страны под руководством Горбачёва, коренным образом изменил жизнь граждан бывшего Советского Союза, отбросив все социальные достижения предыдущих поколений на многие десятилетия назад.
В силу определенных процессов, возникших в ставших независимыми республиках, граждане были вынуждены по различным причинам переезжать из одного государства СНГ в другое. Переезды, которые и сами по себе достаточно сложное дело, усугубляются для переезжающих граждан массой сложностей, возникавших у них в бытовых, правовых и социальных сферах по новому месту жительства, в том числе и в сфере пенсионного обеспечения.

Законодательная основа гарантии прав граждан на пенсионное обеспечение

В России приняты правовые нормы, дающие определенные гарантии прав иностранным гражданам, въезжающим в нашу страну с мечтой осесть в нашем государстве на постоянной основе. Тем не менее, сложности все равно существуют, и они продолжают отравлять жизнь людей.
Право на пенсионное обеспечение граждан, прибывших на жительство в Россию из бывших республик СССР, за исключением беженцев и вынужденных переселенцев, осуществляется по месту их жительства на территории России.

Гражданам, приехавшим в Россию на ПМЖ из союзных республик бывшего СССР, с которыми не заключено двухстороннее соглашение о пенсионном обеспечении, пенсия назначается на основании российского законодательства, при этом периоды работы на территории других государств после 13.03.1992 года в трудовом стаже не учитываются .

Обязательное условие для назначения пенсии иностранным гражданам

Основополагающим условием для применения международных соглашений о гарантии прав граждан на территории России является факт постоянного проживания гражданина на российской территории, этот факт может подтверждаться:
★ паспортом гражданина Российской Федерации с указанием регистрации по месту жительства;
★ видом на жительство (для иностранного гражданина или лица без гражданства), с отметкой о регистрации по месту жительства;
★ свидетельство о регистрации по месту пребывания.

Подсчет страхового стажа у граждан, прибывших в Россию из стран СНГ (кроме граждан Белоруссии)

У граждан, прибывших из государств, не подписавших это соглашение, при назначении пенсии принимается во внимание только тот трудовой стаж, который приобретен на территории таких государств за время до 01.01.1991 года.

Стаж работы, имеющийся у граждан, прибывших в РФ после 01.01.2002 года , может быть включен в подсчет страхового стажа для получения российской пенсии только при условии, что за этот период были уплачены страховые взносы в пенсионный орган той станы, на территории которой выполнялась трудовая деятельность и между этой страной и Россией заключено дополнительное двустороннее соглашение о пенсионном обеспечении граждан. Такие периоды будут включены в страховой стаж при наличии справки об уплате страховых взносов из пенсионного фонда страны, где осуществлялась трудовая деятельность.

Гражданам, прибывшим в РФ из Литвы, Молдавии и Грузии, трудовой стаж, приобретенный ими в этих республиках в период существования СССР по 31.12.1990, учитывается по законодательству России. А периоды работы на территории этих республик после 01.01.1991 года учитываются в страховом стаже на основании справок об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение (социальное страхование).

Как осуществляется пенсионное обеспечение граждан прибывших из Белоруссии

При исчислении страхового стажа производится суммирование стажа выработанного гражданином на территориях обеих государств. Причем подсчет и подтверждение стажа производится по пенсионному законодательству того государства, в котором приобретен соответствующий стаж.
Граждане, по своему желанию, могут подать заявление о назначении и выплате им пенсии в соответствии того пенсионного законодательства, гражданами которого они являются. В таком случае положения Договора от 24.01.2006 года не будут применяться.

Договором установлен следующий порядок назначения и выплаты пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (статья 23 Договора):

★ за периоды трудовой деятельности на территории бывшего СССР, имевшие место до 13.03.1992 года, пенсию назначает и выплачивает то государство, на территории которого постоянно проживает гражданин, обратившийся за назначением пенсии;
★ за работу граждан, в период после 13.03.1992 года, на территориях РФ и РБ, каждое государство в отдельности исчисляет и выплачивает гражданам пенсию, в соответствии страхового стажа, приобретенного гражданами на его территории. То есть Россия будет отвечать только за стаж, который гражданин приобрел на её территории, а Беларусь за стаж, приобретённый у неё.

Периоды работы после 13.03.1992 года, имевшие место на территории третьих государств , не засчитываются ни в страховой, ни в общий трудовой стаж.

Как осуществляется пенсионное обеспечение граждан прибывших из Казахстана

Так как Республика Казахстан не заключила двустороннего соглашения с Российской Федерацией о пенсионном обеспечении и взаимозачете страховых взносов, пенсия гражданам, прибывающим в Россию из Казахстана на ПМЖ, устанавливается с учетом российского законодательства и Соглашения между странами СНГ от 13.03.1992 года.
При назначении пенсии будет учитываться только стаж работы в Казахстане за период до 2002 года, в том числе и советский период. При этом период работы в СССР будет подвергнут валоризации (размер пенсионного капитала увеличится на 10%).

Стаж работы на территории Казахстана после 01.01.2002 года не будет приниматься во внимание при назначении пенсии в России, по тому как в соответствии российского законодательства в период после 2002 года страховой стаж учитывается только при уплате страховых взносов в Пенсионный фонд России.

Пенсионное обеспечение граждан прибывших из Украины

О пенсионном обеспечении граждан прибывших из Украины подробно описано в статье .

Читайте также: