Если я не согласна с начисленной пенсией

Обновлено: 17.05.2024

К сожалению, пенсии назначают не всегда правильно и обоснованно. И зачастую оказывается, что не все пенсионные права учитывались при назначении пенсии. В этой статье разбирается вопрос, как определить правильность начисления пенсии, а также порядок ее перерасчета при ошибке. Приводится и практическая помощь юриста в Москве по этому вопросу.

Как определить правильность начисления пенсии

Большинство получателей страховых пенсий недовольны назначенной суммой. И многим кажется, что в расчетах закралась ошибка и им положено больше, чем назначено. Но как самостоятельно проверить, Пенсионный фонд неправильно начисляет пенсию или все-таки все права пенсионера были учтены?

Для начала стоит заказать проверку правильности начисления пенсии. Пенсионеру нужно нанести визит в Пенсионный фонд и запросить проверку корректности расчета суммы выплат. Данное заявление рассматривается в течение 5 рабочих дней. О результатах пенсионеру доложат лично, по почте или через интернет.

Но можно воспользоваться альтернативным путем. Сделать проверку корректности можно сравнив расшифровку пенсии со своими правами. Но чтобы не углубляться в законодательство, стоит доверить это дело юристу. Но перед обращением следует получить информацию о назначенном пенсионном обеспечении.

Документ предоставляется на анализ юристу. По итогам работы станет понятно, правильно ли вычисляется пенсия, или же в подсчетах во время назначения закралась ошибка.

Что делать, если пенсия назначена неправильно

В случае выявления ошибки в начислениях коррекция размера производится автоматически при условии обнаружения недочетов сотрудниками ПФР при проверке корректности по запросу пенсионера. Гражданину будет выплачиваться новая сумма с 1 числа месяца, следующего за месяцем регистрации заявления. Но в исключительных случаях, если ошибка произошла по вине сотрудников Фонда, с него можно взыскать недополученную сумму и неустойку (в судебном порядке).

Если же ошибку выявит сам пенсионер, или юрист по его поручению, то потребуется написать в ПФР заявление, чтобы сотрудники произвели перерасчет неправильно начисленных пенсий. Такое заявление должно включать в себя обоснование к перерасчету. Направлять обращение следует на имя руководителя территориального представительства ПФР, поскольку данный документ относится к жалобам. К заявлению прилагается:

  • гражданский паспорт или иное удостоверение личности;
  • СНИЛС – карточка, подтверждающая, что пенсионер сострит на учете в ПФР и на него распространяется страховая пенсионная система государства.

По обращению гражданина производится проверка корректности, итогом которой станет либо перерасчет суммы содержания, либо отказ в коррекции. В последнем случае пенсионер имеет полное право его обжаловать.

Куда жаловаться

Любой отказ Пенсионного фонда может быть оспорен. Сделать это можно как в досудебном, так и в судебном порядке. В первом случае обратиться можно в вышестоящий орган ПФР, либо в прокуратуру. В обоих случаях придется предоставить подтверждение первичного обращения:

  • удостоверение личности и СНИЛС;
  • расписку в получении документов при первичном обращении;
  • документальный отказ в ответ на первичное обращение.

Инициация проверки законности вынесения отказа приведет либо к подтверждению притязаний гражданина, если ему неправильно начислили пенсию, либо к подтверждению корректности начислений. Но и в последнем случае отчаиваться не стоит, если пенсионер уверен в своей правоте.

Даже такого уровня отказ может быть оспорен в судебном порядке. Причем если при проверке начислений в досудебном порядке пенсионеру не приводится письменная расшифровка назначенной пенсии, то расчеты будут предоставлены по требованию суда. Ведь именно в суде ПФР придется доказывать правомерность исчисления суммы. И подтверждать расчеты придется документально.

Решение суда может поставить точку в споре. Суд попросту обяжет органы ПФР произвести перерасчет. Кроме того, через суд удастся взыскать:

  • неустойку за весь период получаемой пенсии уменьшенного размера;
  • компенсацию морального вреда.

Если заново назначенная сумма вновь не устроит пенсионера, он имеет полное право потребовать ее перерасчета, пройдя все инстанции заново.

Ответственность пенсионера

Но есть ситуации, когда пенсия назначается больше, чем положена по закону. В этом случае пенсионеру может грозить лишь установление пенсии, соответствующей его правам. Разницу в переплате с него нельзя взыскать, если ошибка произошла не по его вине.

Но если ПФР докажет, что ошибка связана с недостоверными сведениями, которые были предоставлены пенсионером при назначении пенсии, ему грозить ответственность вплоть до уголовной, а также принудительный (или добровольный) возврат незаконно полученной выплаты.

В связи с частым обновлением законодательства и юридической уникальностью каждой ситуации,
мы рекомендуем получить бесплатную телефонную консультацию юриста. Свой вопрос Вы
можете задать по номеру горячей линии 8 (800) 555-40-36 или написать его в форме ниже.



Автор: Крайнев Дмитрий | 13.11.2020 | Публикации | 2477 | Время чтения: 4 мин. | Читать позднее


Что делать, если не пришла пенсия?

Причин, по которым может не приходить пенсия, много. Сложно поверить, но бывает и так, что пенсионера неизвестно по какой причине признали умершим, а потому не выплачивали ему пенсию по старости, хотя он был жив и здоров. В итоге приходится обращаться в суд, чтобы получить свое законное социальное обеспечение.

Как правильно себя вести в похожей ситуации, и куда обратиться, если не приходит пенсия?

В этой статье мы расскажем о том, какие обстоятельства могут послужить причинами невыплаты пенсий, и как правильно добиваться восстановления справедливости.

Содержание статьи:

1. Причины невыплаты пенсии

Пенсионные выплаты можно получать через кредитную организацию, заключившую договор с Пенсионным фондом России (ПФР), и с помощью отделений почтовой связи, доставляющих деньги на дом или выдающих их в отделении по месту жительства пенсионера. От этого могут зависеть и причины невыплаты денежных средств. Рассмотрим самый распространённый в последнее время способ получения пенсии — через банк.

Возможной причиной задержки пенсии может быть совпадение даты её зачисления и государственного праздника или выходного дня.

Проблема может крыться и на уровне перечисления в кредитную организацию. В таком случае может произойти сбой оборудования, ошибочное перечисление на счёт с другими реквизитами, системный сбой в работе банка или его базы данных. Возможно и то, что произошла накладка лишь в системе оповещения о транзакциях клиентов, и её скоро устранят.

Сложная экономическая ситуация в стране или регионе также может влиять на выплаты, ведь у фонда может не оказаться достаточного объёма средств для своевременного выполнения своих функций. В этом случае придётся ждать бюджетных ассигнований, в результате которых деньги всё же дойдут до пенсионеров.

Порой бывает, что в фонде отсутствуют какие-либо документы или они заполнены некорректно. Чаще всего это происходит при начислении пенсии впервые.

Пенсия ежегодно проходит индексацию, в это время работники вносят изменения в базы данных, переоформляют документы, поэтому иногда пенсии могут приходить с задержками до 5 дней.

2. Алгоритм действий для решения проблемы

Если пенсия не пришла в течение 7 дней с момента, когда она должна была поступить на счёт, следует обратиться в ближайший офис коммерческого банка и Пенсионного фонда России. В оба учреждения можно позвонить. В банке можно попросить проверить счёт, а в ПФР — уточнить дату начисления средств. Сотрудники также могут уведомить о существующих проблемах, если они есть.

Если проблема не решена или гражданин считает, что действия кредитной организации или ПФР незаконны, стоит обжаловать их в сам ПФР или банк, прокуратуру или суд.

В ПРФ и банк составляется жалоба на невыплату или задержку выплаты пенсии. Документ составляется в свободной форме на имя руководителя организации и подаётся лично сотрудникам, заказным письмом или электронным по почте, в электронном виде на сайте ПФР или через Единый портал государственных и муниципальных услуг. Претензия рассматривается в течение 15 дней со дня её регистрации. Когда в рассмотрении жалобы или её удовлетворении отказано, можно обращаться к прокурору или в суд.

Жалоба в прокуратуру должна иметь подробное описание обстоятельств дела, случаев нарушения прав обратившегося или законодательства, а также доказательства этих обстоятельств. Она подаётся в районное подразделение прокуратуры по месту регистрации пенсионера и по месту нахождения отделения ПФР.

И последний способ решения проблемы невыплаты пенсии — обращение в суд по месту нахождения местного отделения ПФР, нарушившего права клиента. В иске можно потребовать выплаты неполученной пенсии и неустойки за просрочку платежа.

Стоит обратить внимание, что при подаче искового заявления необходимо приложить к нему документы, подтверждающие обоснованность требования истца. Если истец еще не является пенсионером (пенсия ему еще официально не назначена, он должен будет уплатить госпошлину, а если истец уже является пенсионером, госпошлину ему платить не надо.

Дела рассматриваются у мирового судьи или в районном суде в зависимости от цены иска. Так, дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей 50 000 рублей, рассматриваются мировым судьей. Если же цена иска выше или иск не подлежит оценке (например, дело по спору, возникающим в связи с отказом в установлении трудовой пенсии), такие дела рассматриваются районным судом.

Обычно гражданские дела рассматриваются в течение 2 месяцев, в исключительных случаях срок может быть продлён или сокращён по решению судьи.

В течение месяца после вынесения судебного решения в окончательном виде можно подавать апелляционную жалобу в вышестоящий суд.

Моей маме-пенсионерке пришло заказное письмо из пенсионного фонда о якобы излишне выплаченных суммах пенсии из-за программной ошибки. Просят возместить добровольно.

Насколько это законно? И что будет, если не возмещать?

В действиях ПФР нет ничего противозаконного. Если излишняя выплата пенсии в пользу вашей мамы действительно была, то я бы посоветовала добровольно вернуть ее в ПФР. Иначе, если фонд обратится в суд — а он наверняка это сделает, — у него есть все шансы взыскать с мамы эту лишнюю выплату как неосновательное обогащение. И не исключено, что с процентами.

Когда не надо возвращать деньги

Есть такое общее правило. Человек, который случайно, без каких-либо оснований, получил выплаты, именуемые в ГК РФ средствами к существованию, не должен их возвращать как неосновательное обогащение.

В числе таких выплат не только пенсия, но и зарплата, пособия, стипендия, алименты и прочее. Вот реальный пример из суда. Бухгалтер из-за собственной невнимательности дважды выплатила работнику отпускные. Работник отказался вернуть ошибочно перечисленную сумму, и суд подтвердил, что работник вправе так поступить.

Когда надо вернуть

Из этого общего правила есть два исключения. Безосновательно полученные деньги надо вернуть, если их выплата произошла в следующих ситуациях.

Из-за недобросовестности получателя денег. Представим, что московский пенсионер официально устроился на работу и из-за этого потерял право на столичную надбавку к пенсии: она положена только безработным пенсионерам. О своем трудоустройстве он не уведомил ПФР и продолжал какое-то время получать надбавку. Это незаконно, и эти деньги надо вернуть.

Из-за счетной ошибки. Под ней, по мнению Роструда и судов, понимается:

  1. Арифметическая ошибка — то есть ошибка, допущенная при умножении, сложении, вычитании, делении. Типичный пример: вместо того чтобы сложить две суммы, бухгалтер их перемножил, и вот оно, неосновательное обогащение.
  2. Ошибка, возникшая из-за неправильного введения первичных параметров в компьютер. Вот решение суда об этом.

Переплата пенсии из-за сбоя в программе — это счетная ошибка или нет?

По этому случаю у судов полярные мнения. Вот конкретные примеры из практики.

В Усть-Илимске Иркутской области ПФР хотел взыскать с пенсионерки переплату, образовавшуюся из-за того , что его программа неверно рассчитала стажевый коэффициент для пенсии. Суд сказал, что это техническая ошибка, а никак не счетная. Поэтому пенсионерка ничего возвращать не должна.

Но гораздо больше судов полагают, что ошибку, произошедшую в результате сбоя ПО, надо расценивать как счетную. А значит, ПФР может через суд требовать от пенсионера вернуть переплату как неосновательное обогащение.

В качестве примера — история, случившаяся в Нижнем Новгороде. Там пенсионерка обратилась в ПФР с заявлением назначить ей единовременную выплату пенсионных накоплений. В этом случае по закону выплата пенсии по старости приостанавливается. Но из-за сбоя программы ПФР этого не случилось. И женщина продолжала какое-то время получать пенсию, которая на самом деле ей уже не полагалась.

Имейте в виду, что, кроме самой переплаты по пенсии, у ПФР есть полное право потребовать еще и уплаты процентов за пользование чужими средствами.

Иногда ПФР может сам, без суда, удержать у пенсионера переплату

У человека, который получает какую-либо пенсию, есть обязанность: незамедлительно уведомлять ПФР обо всех обстоятельствах, которые влекут прекращение выплаты пенсии или надбавки к ней либо влияют на ее размер.

К примеру, пенсионер, у которого есть ребенок в возрасте до 23 лет, обучающийся по очной форме, имеет право на фиксированную надбавку к пенсии. Но она положена лишь до тех пор, пока ребенок учится. Если его отчислят, об этом надо сообщить в ПФР. Выплачивать надбавку прекратят.

Если пенсионер этого не сделает, а потом фонд выявит переплату, он будет вправе самостоятельно принять решение удерживать переплаченную надбавку из суммы оставшейся пенсии. Максимальный размер такого удержания за раз — не более 20% от суммы пенсии.

Нередко ПФР выясняет, что у человека уже нет права на пенсию — например, ему не продлили инвалидность, — и, соответственно, прекращает ее выплачивать. То есть удерживать переплату не из чего. Тогда за возмещением расходов ПФР будет обращаться в суд.

Что в итоге

Вашей маме не надо игнорировать письмо из ПФР. Иначе фонд пойдет судиться с ней: у таких структур есть четкая установка биться за свой бюджет до последнего.

Маме стоит сходить в отделение ПФР и все подробно выяснить. Если переплата действительно есть, лучше вернуть ее добровольно.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.


ПФР всегда прав, такова позиция верхов. А почему бы не наказать ответственного работника за свое халатное отношение к работе. Может и ошибок было бы меньше. Что обычный пенсионер сидит и считает коэффициенты, которые сам черт не разберёт?


Сxодите вместе с мамой сначала в Пенсионный Фонд, пусть они конкретно скажут - что за ошибка. А после посещения ПФР посетите грамотного юриста - проконсультируйтесь. Если сбой ПО - счетная ошибка, то что тогда теxническая ошибка?

Лариса, была такая переплата, в результате вызвали письмом в пфр, писали заявление об удержании с пенсии, обоюдно решили в течение полугода возвращать небольшими суммами.


У нас в ПФР вообще лишены здравого смысла. Доплата пенсионеру за студента в том случае, если он является иждивенцем. А если перед пенсией центр занятости платит 900 руб (т.к. на последнем месте менее полугода отработала,), а у него стипендия 1500 руб, то это я у него иждивенец. И доплата не положена. Отправила SMS-вопрос на прямую линию президенту. И получила ответ от того же самого ПФР.


14.01.2020 я обратилась в пф по поводу того что не пришла пенсия я была уверена что академический отпуск меня до 13.01.2020, специалист проверил информацию и сказал о том что выплата прекращена в связи с окончанием академического отпуска который закончился 13.12.2019. я сообщила ему о том что подала документы на отчисление из учебного заведения и спросила нужно ли принести какую-то справку, на что мне ответили о том что выплата в любом случае прекращена в связи с окончанием академического отпуска и справка уже не требуется. Так же в учебном заведении мне сказали о том что информация о моем отчислении будет передана в пенсионный фонд и органы опеки. 17.01.2020 мне пришла пенсия, она продолжала поступать до 14.04.2020 о чем я не сообщила в пенсионный фонд, своей вины в этом не отрицаю, но скажите кто в этом виноват ведь я предупредила пф и придется ли мне выплачивать эту переплату

Мама недавно вышла на пенсию. Теперь, казалось бы, живи и радуйся. Ан нет. Оказалось, что в Пенсионном фонде что-то там напутали и ей неправильно рассчитали ежемесячные выплаты. Я расскажу, как заставить ПФР пересчитать свою пенсию, куда жаловаться при подобных ошибках и что делать.


Как проверить, что пенсия начислена правильно

Причин, по которым сотрудники ПФ начисляют пенсионное пособие неправильно, достаточно много. Здесь может быть ошибка самих сотрудников, т. е. человеческий фактор, либо сбой в программе, неполный пакет подтверждающих стаж документов и пр. Учитывая, насколько у российских пенсионеров малы пенсии, с ее размерами не согласны многие. И большинство считает, что в расчетах была допущена ошибка.

Последним способом может воспользоваться не только действующий пенсионер, но и лицо, только собирающееся уйти на заслуженный отдых, чтобы примерно иметь представление о размере заработанного пенсионного обеспечения.

Проверка начислений среди пенсионеров сегодня весьма актуальна, поскольку многие из них вынуждены сталкиваться с умышленно заниженными пособиями. В подобных случаях не надо стесняться, не бойтесь отстаивать свои интересы.


Неправильно начислили пенсионные выплаты – что делать

Если при проверке выяснилось, что при расчетах пенсионного пособия была допущена ошибка, то размер корректируется автоматически, но только тогда, когда несоответствия были выявлены в ходе поверки сотрудниками фонда по запросу получателя пенсии. Уже со следующего месяца первого числа выплаты будут производиться в исправленном размере.

Если просчеты в назначении пособия были допущены сотрудниками ведомства, и пенсионер может это доказать, то можно попытаться через судебные инстанции получить с ПФР компенсацию в виде недополученной суммы и неустойки в качестве морального ущерба.

К заявлению надо приложить пакет документов, содержащий:

По факту обращения пенсионера специалисты Пенсионного фонда производят проверку, по результатам которой пособие пересчитывается и выплачивается уже в правильной сумме, либо заявителю отвечают отказом, апеллируя тем, что выплаты рассчитаны правильно и в строгом соответствии с законодательными нормами. Если заявитель не согласен с выводами и решением ПФ, то он вправе обжаловать его в судебном порядке.


Куда жаловаться

Пенсионный фонд отнюдь не является завершающей инстанцией, потому его решения пенсионер всегда может оспорить. Это реально сделать в досудебном или в судебном порядке.

  1. Если пенсионер хочет обойтись малой кровью и решить вопрос мирно, то он может обратиться в вышестоящий орган Пенсионного фонда, либо в прокуратуру.
  2. Необходимо предоставить СНИЛС и удостоверение личности, письменный отказ в корректировке пенсионного пособия, расписку о получении документов.
  3. Будет назначена проверка законности отказа, которая в результате приведет к подтверждению правильности начислений, либо докажет, что пенсию назначили неправильно.
  4. Если добиться коррекции суммы выплат добиться в досудебном порядке так и не удалось, то самое время обратиться за справедливостью в судебные органы. Там ПФ придется доказывать законность произведенных начислений и подтверждать расчеты соответствующими документами.
  5. Решение суда будет уже окончательным. Обычно он заставляет ПФ пересчитать пенсию и назначить выплаты в корректированной сумме. Заявитель может попутно взыскать с ПФР компенсацию за моральный вред и за всю недоплаченную пенсию.

Если новая сумма пенсионера снова не устраивает, то он снова может затребовать перерасчет и пройти все этапы повторно.

Как заставить ПФР пересчитать пенсионное содержание

Чтобы сотрудники Пенсионного фонда произвели перерасчет пенсионного содержания, необходимы веские основания. Обычно размер пенсии увеличивается в следующих случаях:

  • увеличилось число нетрудоспособных лиц в семействе;
  • подтвердилась льготная выслуга;
  • получен стаж, законодательно обеспечивающий повышение фиксированной страховой части пенсии;
  • если гражданин проработал в течение года после назначения пенсии по инвалидности или старости;
  • поменялась категория получателя пособия из-за потери кормильца;
  • появились иждивенцы несовершеннолетнего возраста;
  • подтвердился допстаж;
  • получен стаж, позволяющий получать повышенную базовую часть страховой пенсии;
  • прочие случаи, дающие право повысить пенсионное пособие в рамках действующего законодательства.

В некоторых случаях перерасчет пенсии осуществляется ПФ в автоматическом режиме без обращения получателя. Это возможно при достижении 80-летнего возраста пенсионера, при получении инвалидности или повышении ее группы. Этим категориям получателей пенсионного пособия довольно сложно лично посещать такие организации, потому им предоставлена возможность автоматического перерасчета.

Заключение

Заставить ПФР пересчитать пенсионное пособие вполне возможно:

  • надо обратиться в ведомство с заявлением, указав в документе причину перерасчета (они подробно прописаны выше);
  • если пенсионер самостоятельно или с помощью юристов обнаружил ошибку в расчетах ПФ, то в заявлении необходимо указать именно эту причину, сославшись на произведенную проверку;
  • перед обращением нужно подготовить пакет документов, чтобы у ведомства изначально не было причин для отказа;
  • при отказе ПФ в пересчете пенсии можно обратиться с жалобой в вышестоящую организацию или прокуратуру, либо подать исковое заявление в судебный орган.

Важно понимать, что перерасчет будет затрагивать не всю пенсию, а только указанные в законодательстве части пенсионного обеспечения вроде страховой или трудовой пенсии, соцвыплат, пособия по инвалидности или в связи с потерей кормильца. За перерасчетом можно обратиться в любое время после обнаружения оснований для коррекции суммы пенсии.


Оспаривание пенсии по старости возможно только, если пенсионер или его законный представитель уверен, что выплаты были рассчитаны неверно. Необходимо доказать в суде, в чем именно заключается ошибка и недочет Пенсионного фонда. Могут быть ситуации, когда специалисты машинально ошибаются в расчетах, не учитывают наличие у матери детей, трудовой стаж – в том числе начисленный за работу на предприятиях на вредных и опасных условиях труда.

Возможны ситуации, когда пенсионер не может подтвердить свой северный стаж, либо ПФР отказывается его учитывать ввиду отсутствия документов или подтверждения надлежащего трудоустройства на северных предприятиях страны.

Отстоять в суде можно право как на страховую так и на трудовую пенсию. До обращения в судебную инстанцию истец должен изучить нормативную базу, регулирующую пенсионное законодательство. Она достаточно трудоемка и не всегда может быть исследована без помощи компетентного специалиста.

Нормативные основы оспаривания

Такой размер стажа должен быть на момент достижения гражданином пенсионного возраста. В страховой стаж входят все периоды работы гражданина, за которую работодатель отчислял социальные и пенсионные взносы. Также засчитываются периоды ухода за каждым малышом возрастом до 1.5 лет, но общий размер такого стажа не должен быть больше 6 лет.

Основная проблема споров с Управлением Пенсионного фонда заключается именно в неправильном расчете страхового стажа. Специалисты принимают во внимание не все справки, ввиду их ненадлежащего оформления или неверной информации об организации. Могут использоваться неверные коэффициенты при расчете минимальной пенсии и полагающихся надбавок за выслугу лет, за работу на вредных условиях труда. При расчете пенсионных коэффициентов учитываются надбавки за уходом за каждым ребенком. Пенсионеру полагается:

  • - 1.8 – за 1 год за первого ребенка;
  • - 3.6 – за 1 год за 2-го ребенка;
  • - 5.4 – за 1 год ухода за 3-м ребенком.

Опротестовать сумму выплаты можно по разным основаниям. В ПФР могут не правильно обозначить коэффициенты, а также рассчитать положенные выплаты по уходу за ребенком-инвалидом. При решении спора, связанного с начислением добавок и выплат, в качестве аргумента следует отталкиваться от федерального законодательства, предусматривающего порядок начисления доплат к пенсии. Для вычисления ее размера следует также учитывать сумму заработной платы по отношению к средней зарплате по России. Окончательные расчеты проводит Пенсионный фонд. Все вычисления могут быть отображены в форме справки или электронного письма.

Порядок обжалования

Необходимо обратиться с обращением непосредственно в ПФР. Гражданин должен подробно изложить причину обращения. Следует указать, в чем именно заключаются нарушения пенсионных прав граждан. Заявителю следует привести подробные расчеты и сопоставить их с расчетами из ПФР. Обращение можно подать лично или через законного представителя. Если с обращением в ПФ приходит законный представитель, то он должен предоставить нотариально подтвержденную доверенность.

В исключительных случаях, при необходимости запроса дополнительных документов срок может быть продлен еще на 30 дней. Решение по вопросу гражданина должно быть мотивированным. Если ПФР полагает, что расчеты были проведены верно, то он вправе вынести мотивированный отказ. Возможна рекомендация по предоставлению других документов – подтверждающих трудовой стаж пенсионера, льготное начисление пенсионных баллов и исчисления стажа.

Обращение в суд


Универсального способа об успешном оспаривании размера пенсии у государства не существует. Судебная практика по таким вопросам, к сожалению, находится не на стороне пенсионера. Заявители оформляют исковое заявление, полагая, что мизерный размер пенсии, не дотягивающий по своей сумме до прожиточного минимума, является злоупотреблением полномочиями со стороны Пенсионного Фонда. На практике большинство расчетов проводится верно, а низкое пенсионное обеспечение обусловлено в целом небольшими размерами таких выплат по стране.

Форма и содержание искового заявления определены ст. 125 КАС РФ. Иск обязательно оформляется в письменной форме. В нем должна быть указана дата внесения подписей административным истцом, а также дата предоставления иска в суд. В самом документе должно быть обозначено:

  • - наименование суда, в который истец подает заявление;
  • - информация об истце – его Ф.И.О, место постоянного проживания или временного пребывания;
  • - сведения о представителе истца и наличии у него высшего юридического образования;
  • - наименование ответчика;
  • - информация о соблюдении досудебного порядка разрешения спора – можно указать - заказных письмах с заявлениями, которые отправлялись на адрес ПФР;
  • - информация о том, в чем именно заключаются нарушения пенсионных прав гражданина со стороны государства и непосредственно ПФ;
  • - сведения об оплате государственной пошлины или наличии оснований для скидки или полного освобождении от уплаты пошлины.

Административный иск можно подать в электронной форме через Интернет. Тогда документ должен быть заверен квалифицированной электронной подписью заявителя или его законного представителя.

Необходимые документы

К административному иску нужно приложить:

  • - уведомление о вручении экземпляра иска и приложенных документов сторонам участника процесса. Если документы не были разосланы, то в суд нужно предоставить экземпляры иска и других документов, равных количеству участников процесса;
  • - квитанция об уплате госпошлины;
  • - документы, которые подтверждают обстоятельства, подлежащие доказыванию в суде – сведения о расчетах пенсии, документы из ПФР;
  • - информация о доверенности законного представителя заявителя, а также копию диплома о высшем юридическом образовании;
  • - другие документы, которые можно использовать для решения дела; Документация может быть предоставлена в электронной форме. Информация в справках должна быть достоверной. При необходимости суд может запросить пенсионное дело из ПФР по месту проживания истца.

Судебное разбирательство

Для уяснения позиций сторон судья может назначить предварительное заседание, на котором стороны процесса могут обменяться доводами и доказательствами. Истцу важно убедить суд в ошибочности расчетов Пенсионного фонда. Сделать это не всегда просто, так как законодательство достаточно запутано и на момент подачи заявления истец может не учесть отдельные нюансы. При разрешении дела по существу необходимо ссылаться на действующее законодательство. В своем решении судья может ссылаться не только на законы, но и на судебные акты – Постановления Пленумов ВС РФ и Определения Конституционного суда России.

Недочеты при определении размера пенсии могут быть основаны на разных законодательных нюансах и зависят от обстоятельств конкретного дела. Если решение было вынесено не в пользу истца, то его можно обжаловать в вышестоящих инстанциях. Важно соблюдать процессуальные сроки обжалования, а при их пропуске доказывать уважительность причин несвоевременного обращения в апелляционную, кассационную или надзорную инстанцию. Разбирательства подобного рода сложны и требую помощи от компетентного юриста.

Читайте также: