Договор о пенсиях между россией и белоруссией

Обновлено: 14.05.2024

В 2021 году вступило в силу новое Соглашение по вопросам выплаты пенсий гражданам государств, входящих в Евразийский экономический союз. Оно решит проблемы многих граждан, которые платят страховые взносы в другой стране, но не могут претендовать на пенсию оттуда. Мы разобрались в ситуации и рассказываем главное о новом документе.

Пенсии по территориальному и пропорциональному принципу

Согласно законодательству России, право на пенсию и ее сумма определяются страховым стажем и взносами на пенсионное страхование. Но это касается только периодов после 2002 года, а за более ранние периоды пенсионные права рассчитываются по более сложной схеме (с учетом стажа и средней зарплаты).

Но есть еще один важный момент: до и после распада СССР у многих россиян был трудовой стаж в других союзных республиках, а потом – странах СНГ. Чтобы как-то упорядочить пенсионные права, в 1992 году на уровне СНГ было подписано специальное Соглашение касательно начисления пенсий. Его общие положения касательно россиян такие:

  • за периоды до 1991 года стаж работы в любой республике СССР включается в трудовой (страховой) стаж для начисления пенсий;
  • за периоды с 1992 по 2001 годы учитывается стаж, полученный в государствах, подписавших Соглашение;
  • с 2002 года в стаж учитываются только те периоды, когда за будущего пенсионера шли отчисления в Пенсионный фонд России.

Проблема была в том, что это Соглашение подписали не все постсоветские страны – среди подписантов были Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина.

С другими бывшими союзными республиками позже были подписаны отдельные соглашения:

  • Молдавия – в 1995 году;
  • Грузия – в 1997 году;
  • Литва – в 1999 году;
  • Латвия – в 2007 году;
  • Эстония – в 2011 году.

Как можно увидеть, до сих пор не заключено соглашение с Азербайджаном, но со всеми остальными бывшими республиками СССР такие договоренности существуют.

С Белоруссией в 2006 году было подписано новое Соглашение по принципу пропорциональности – по нему для граждан обеих стран гарантируется выплата пенсии, заработанной в обеих странах, а за советский период пенсионные права рассчитываются, исходя из государства проживания.

Новое соглашение ЕАЭС

Поскольку действующие соглашения (за исключением Белоруссии) лишали граждан права на пенсию в случае работы после 2002 года в другом государстве, это было серьезной проблемой. И только в декабре 2019 года стало ясно, что проблема будет решена.

В Санкт-Петербурге было подписано соглашение между странами-членами Евразийского экономического союза, куда кроме России входят Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения. Это соглашение в течение 2020 года ратифицировали парламенты всех стран-участниц, и с января 2021 года оно вступило в силу.

Если говорить кратко, новое соглашение распространяет принцип пропорциональности на все страны ЕАЭС. По сути, теперь в любом государстве из этих пяти можно оформить пенсию, заработанную в любом другом государстве ЕАЭС, причем если стаж был в двух или более государствах, каждое будет платить свою долю пенсии.

Итак, общие черты нового соглашения таковы:

  • в России оно касается страховой пенсии (включая фиксированную выплату) и накопительной пенсии. Социальные пенсии в Соглашение не входят;
  • оформлять пенсию, заработанную в другой стране, можно в Пенсионном фонде России (и дата обращения в ПФР считается датой обращения в зарубежный фонд);
  • выдавать пенсию может как Пенсионный фонд страны проживания, так и страны, которая назначает эту пенсию;
  • иностранцы, за которых перечисляются страховые взносы, имеют равные права на пенсию с гражданами страны;
  • в России фиксированная выплата полагается только тем, кто проживает на территории РФ (то есть, за границей российская пенсия будет выплачиваться только за пенсионные баллы);
  • при назначении пенсии учитывается стаж в стране проживания, а если его недостаточно – то во всех остальных странах (но только если он не учитывается при назначении другой пенсии).

То есть, для оформления пенсии в другой стране не придется выезжать со своего места жительства – заявление можно подать в Пенсионный фонд по месту проживания. Но придется собирать справки о стаже из другой страны (в соответствии с законодательством страны проживания).

Однако касательно стажа и суммы пенсии есть достаточно много разных особенностей, которые нужно знать.

Особенности расчета стажа и суммы

Новое Соглашение частично решает этот вопрос. Так, пенсию будет начислять та страна, в которой получен стаж, причем по своим собственным правилам. То есть, если гражданин Белоруссии заработал пенсию и в России, и в Белоруссии, то получать ее он будет от обоих государств. Правда, фиксированную выплату (базовую часть, и т.д.) ему будет платить только та страна, где он живет.

Что касается стажа и пенсионных прав, то будут работать следующие положения:

  • если стажа для назначения пенсии в конкретной стране, то можно зачесть и стаж из других стран . Главное – чтобы те же периоды не учитывались при назначении пенсии в других странах;
  • при назначении российской пенсии будет учитываться стаж , полученный на территории СССР и РФ;
  • пенсионные баллы (коэффициенты) в России будут рассчитываться по существующим правилам. Но если их не будет хватать, пенсионеру начислят по 1 баллу за каждый год работы в любой из других 4 стран ЕАЭС. Причем рассчитываться они будут вплоть до месяцев (1/12 балла) и дней (1/360 балла);
  • льготный стаж , полученный в одной стране, в другой льготным не считается (но засчитывается в общий стаж);
  • чтобы оформить пенсию по законодательствую конкретной страны , нужно иметь в ней не менее 12 месяцев трудового стажа (кроме накопительных пенсий, пенсий по инвалидности и потере кормильца);
  • если для назначения пенсии по инвалидности нужно пройти освидетельствование, это можно сделать по месту жительства бесплатно, или даже заочно.

Правда, не все так идеально – каждая страна будет платить свою часть пенсии за стаж, сформированный после вступления в силу соглашения (то есть, с 2021 года). А за периоды до этого будут действовать прежние правила – в том числе соглашения СНГ и с другими странами.

Еще важный пункт – признание документов, необходимых для назначения пенсии. Так, Соглашение предполагает, что документы каждой из 5 стран будут признаваться в остальных странах без дополнительных процедур. Но при этом Пенсионный фонд конкретной страны может попросить заявителя предоставить нотариально заверенный перевод документов на государственный язык.

Таким образом, новое Соглашение позволяет решить проблему, когда иностранные работники делают страховые взносы, которые затем никак не влияют на их пенсии. Теперь, вероятно, у них будет больше стимулов к легальной работе – например, проработав в России год, такой иностранец сможет претендовать на какую-то часть российской пенсии.

Размер пенсии в России для лиц, имеющих трудовой стаж на территории Беларуси, определяется с учетом Договора от 24.01.2006 года и Соглашения от 20.12.2019 г. Однако основой является именно российское пенсионное законодательство. В данной статье Вы найдете простую и понятную инструкцию по расчету размера пенсии со ссылками на нормы международных договоров и действующего российского законодательства.

Содержание статьи:

Что нужно знать о Договоре 2006 года и Соглашении 2019 года между Российской Федерацией и Республикой Беларусь

В случае, если гражданин имеет период работы на территории Республики Беларусь более 12 месяцев после 13.03.1992 года, его пенсионные права, включая порядок расчета размера пенсии, определяются с учетом положений международного права.

Во-первых, Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24.01.2006 года (ратифицирован Федеральным законом РФ от 7.12.2006 г. № 227-ФЗ, вступил в силу 29.03.2007 г.).

Во-вторых, Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств — членов Евразийского экономического союза от 20.12.2019 г. (ратифицировано Федеральным законом РФ от 09.11.2020 г. № 354-ФЗ, вступило в силу 01.01.2021 г.).

Данные документы содержат положения, существенно влияющие на подсчет трудового стажа, стажевого коэффициента и пенсионного капитала, и как следствие – на размер пенсии.

Стоит отменить наиболее важные положения Соглашения 2019 года.

Согласно п.5 ст.7 Соглашения право на пенсию в России, за исключением накопительной пенсии, а также трудовых (страховых) пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, в соответствии с настоящим Соглашением возникает при наличии не менее 12 полных месяцев стажа работы, приобретенного на территории Республики Беларусь.

На основании ст.8 Соглашения размер пенсии в России определяется исходя из пенсионных прав, приобретенных в соответствии с российским законодательством, и в порядке, установленном в России.

В соответствии со ст.12 Соглашения, назначение и выплата пенсии осуществляются в следующем порядке:

  • за стаж работы, приобретенный после 01.01.2021 г. пенсия назначается и выплачивается государством, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы;
  • за стаж работы, приобретенный до 01.01.2021 г. пенсия назначается и выплачивается с учетом Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года.

При этом, согласно п.3 ст.7 Соглашения в Российской Федерации при определении права на пенсию величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется за периоды стажа работы, приобретенного на территории Российской Федерации, а также на территории бывшего Союза Советских Социалистических Республик. В случае если величины индивидуального пенсионного коэффициента недостаточно для возникновения права на пенсию, то учитывается величина индивидуального пенсионного коэффициента, равная 1 за 1 год стажа работы, приобретенного на территориях государств-членов. При этом 1 месяц стажа работы составляет 1/12 часть коэффициента за полный календарный год, а 1 день — 1/360 часть коэффициента за полный календарный год.

Поскольку страховая пенсия включает в себя страховую часть и фиксированную выплату, важно учитывать положения п.4 ст.4 Соглашения, согласно которым следующие денежные выплаты производятся только при условии проживания трудящегося на территории России:

  • фиксированная выплата к страховой пенсии;
  • повышение и (или) увеличение фиксированной выплаты к страховой пенсии;
  • доплата к страховой пенсии, валоризация пенсионных прав в денежном выражении.

Пошаговая инструкция расчета размера пенсии с учетом периода работы на территории Республики Беларусь

1. Учитываем стаж работы на территории обеих государств до 01.01.2002 г.

В соответствии с п.1 ст. 11 Договора при определении права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения.

Для примера возьмем следующие периоды работы мужчины

  • с 01.05.1977 по 30.04.1978 – советский период;
  • с 01.05.1978 по 10.05.1978 – советский период;
  • с 11.05.1978 по 22.05.1980 – служба в Армии;
  • с 01.07.1980 по 19.03.1987 – советский период;
  • с 30.03.1987 по 07.04.1988 – советский период;
  • с 25.04.1988 по 11.07.1988 – советский период;
  • с 12.07.1988 по 12.03.1992 – советский и российский период;
  • с 13.03.1992 по 27.05.1998 – на территории Республики Беларусь;
  • с 28.05.1998 по 13.10.2000 – на территории Республики Беларусь;
  • с 24.11.2000 по 31.12.2001 – на территории РФ.

Таким образом, календарный общий трудовой стаж до 01.01.2002 года (по п. 3 ст. 30 федерального закона №173-ФЗ – не включается период учебы, не применяется льготный порядок исчисления стажа) составил 24 года 04 мес. 16 дней, в том числе: в России 15 лет 09 мес. 15 дней, в Беларуси 08 лет 07 мес. 01 день).

Рассчитать стаж можно с помощью нашего калькулятора.

Подсчитанный стаж необходим для определения стажевого коэффициента, который для мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20.

В нашем случае, поскольку стаж менее 25 лет, стажевый коэффициент равен 0,55.

2. Учитываем заработок до 01.01.2002 года.

Возможно два варианта учета заработка, из которых выбирается наиболее выгодный:

1) среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования;

2) за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами (справки о заработке).

Далее нужно рассчитать коэффициент соотношения Вашего среднего заработка со средним заработком за аналогичный период по стране. При этом нужно учитывать, что в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации ЗР/ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.

Рассчитать наиболее выгодное отношение Вашего среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации с учетом имеющихся у Вас данных о ежемесячном заработке можно с помощью нашего калькулятора.

В нашем примере максимально выгодное отношение среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате по стране определено за 60 месяцев с февраля 1987 г. по январь 1992 г. и составило 1,292. С учетом законодательного ограничения в нашем случае коэффициент соотношения заработных плат равен 1,2.

3. Рассчитываем расчетный размер трудовой пенсии (РП) за период до 01.01.2001 г.

Расчетный размер трудовой пенсии рассчитывает по формуле:

РП = СК х ЗР / ЗП х СЗП, где

РП — расчетный размер трудовой пенсии;

СК — стажевый коэффициент;

ЗР / ЗП – коэффициент соотношения среднемесячный заработок гражданина с среднемесячной заработной платой по стране за тот же период

СЗП — среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством РФ (1671 руб.).

РП = 0,55 х 1,2 х 1671 = 1102,86 руб.

4. Устанавливаем величину расчетного пенсионного капитала на 01.01.2002 года.

Устанавливаем величину расчетного пенсионного капитала (ПК) на 01.01.2002.

Размер базовой части трудовой пенсии по старости (БЧ) на 1 января 2002 года установлен законодательством Российской Федерации в размере 450 руб.

Ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости установлен ч. 1 ст. 32 федерального закона №173-ФЗ в количестве 228 месяцев.

ПК = (РП – БЧ) х Т = (1102,86 – 450) х 228 = 148 852,08 руб.

Поскольку в нашем примере общий трудовой стаж на 31.12.2001 г. менее 25 лет (24 года 04 мес. 16 дней), пенсионный капитал подлежит соразмерному уменьшению:

ПК = 148852,08 х Общий трудовой стаж / 25 лет =

= 148 852,08 х (24 х 12 + 4 +16/30) / 300 = 145 147,32 руб.

5. Учитываем валоризацию.

Что касается валоризации, ее размер устанавливается в соответствии с п. 1 ст. 30.1 Федерального закона № 173-ФЗ.

Сумма валоризации составляет 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ (до 1.01.2002 г.) и, сверх того, 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года.

Соответственно, поскольку стаж до 1991 года составляет 13 полных лет (13 лет 05 мес. 26 дней), расчетный пенсионный капитал увеличивается на 13 % и плюс 10 % за стаж до 2002 года. Всего расчетный пенсионный капитал увеличивается в 1,23 раза.

ПК = 145 147,32 х 1,23 = 178 531,20 руб.

6. Учитываем коэффициент выработки российского стажа – требования абз. 2 п.1 ст.12 Договора.

В соответствии с указанным положением, в том случае, если при назначении пенсии в Российской Федерации согласно настоящему Договору страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет менее 25 лет у мужчин и менее 20 лет у женщин, исчисление размера пенсии, соответствующего страховому (трудовому) стажу, приобретенному на территории Российской Федерации, производится следующим образом: размер пенсии, определенный согласно законодательству Российской Федерации, делится для мужчин — на 300 месяцев, для женщин — на 240 месяцев и затем умножается на число месяцев фактически имеющегося страхового (трудового) стажа, приобретенного на территории Российской Федерации (в этом стаже период свыше 15 дней округляется до полного месяца, а период до 15 дней включительно не учитывается).

В нашем примере трудовой стаж до 01.01.2002 года, приобретенный на территории России составляет 15 лет 09 мес. 15 дней или 189 мес.

ПК = 178 531,20 х 189 / 300 = 112 474,66 руб.

7. Индексируем расчетный пенсионный капитал на 31.12.2014 г.

Необходимо учитывать, что с 2002 по 2014 год ежегодно проводилась индексация расчетного пенсионного капитала, и в каждом году утверждался свой коэффициент повышения. В итоге, к 31 декабря 2014 года, к моменту вступления в силу новых пенсионных правил, коэффициент индексации составил 5,6148166. Это означает, что величина расчетного пенсионный капитал увеличивается в 5,6148166 раз.

ПК = 112 474,66 х 5,6148166 = 631 524,59 руб.

8. Учитываем страховые взносы за периоды работы с 2002 по 2014 годы.

В данные период на размер пенсии влияют только страховые взносы, уплачиваемые работодателем в Пенсионный Фонд России.

При этом, уплаченные взносы индексируются на по состоянию на 31.12.2014 года.

Узнать сумму страховых взносов с учетом индексации можно в личном кабинете на сайте Пенсионного Фонда России (закажите выписку из индивидуального лицевого счета) или на нашем сайте с помощью нашего пенсионного калькулятора (для расчета потребуются данные о Вашем заработке).

В нашем примере общая сумма страховых взносов с учетом индексации за период с 2002 по 2014 годы включительно составила 467 508,89 руб.

ПК = 631 524,59 + 467 508,89 = 1 099 033,48 руб.

9. Рассчитываем страховую часть пенсии.

Далее, рассчитываем страховую часть пенсии (СЧ): результат деления расчетного пенсионного капитала (ПК) на ожидаемый период выплаты пенсии (Т). Ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости на 2021 год установлен законодательством Российской Федерации в количестве 228 месяцев.

СЧ = ПК / Т = 1 099 033,48 / 228= 4 820,32 руб.

10. Рассчитываем пенсионные баллы (ПБ) до 01.01.2015 г.

Пенсионные баллы (ПБ) рассчитываются как результат деления размера страховой части пенсии (СЧ) на стоимость пенсионного балла на 01.01.2015 (СБ).

Стоимость одного пенсионного балла по состоянию на 1 января 2015 года (СБ) установлена законодательством Российской Федерации в размере 64 рублей 10 копеек.

ПБ = СЧ / СБ = 4 820,32 / 64,1 = 75,2 балла

11. Учитываем пенсионные баллы после 2015 года.

С 01.01.2015 года уплаченные страховые взносы переводятся в пенсионные баллы в соответствии с федеральным законом 400-ФЗ.

Индивидуальный пенсионный коэффициент рассчитывается за каждый календарный год в следующем порядке:

СВ × 12 месяцев : СВmax × 10, где:

СВ – размер страховых взносов, которые работодатель уплачивает за Вас по тарифу 16%

СВmax – сумма страховых взносов, которые уплачивает работодатель по тарифу 16% с предельной величины базы, установленной для их исчисления:

  • в 2015 году- 711 000 рублей, соответственно, сумма страховых взносов по тарифу 16% – 113 760 рублей) – постановление Правительства РФ от 26 ноября 2015 г. № 1265.
  • в 2016 году- 796 000 рублей, соответственно, сумма страховых взносов по тарифу 16% – 127 360 рублей) – постановление Правительства РФ от 26 ноября 2015 г. № 1265;
  • в 2017 году – 876 000 рублей, соответственно, сумма страховых взносов по тарифу 16% – 140 160 рублей) – постановлением от 29.11.2016 г. № 1255;
  • в 2018 году – 1 021 000 рублей, соответственно, сумма страховых взносов по тарифу 16% – 163 360 рублей) – пункт 5 статьи 421 НК РФ;
  • в 2019 году – 1 150 000 рублей, соответственно, сумма страховых взносов по тарифу 16% – 184 000 рублей) – пункт 5 статьи 421 НК РФ;
  • в 2020 году – 1 292 000 рублей, соответственно, сумма страховых взносов по тарифу 16% – 206 720 рублей) – пункт 5 статьи 421 НК РФ;
  • в 2021 году – 1 465 000 рублей, соответственно, сумма страховых взносов по тарифу 16% – 234 400 рублей) – пункт 5 статьи 421 НК РФ.

Вы можете рассчитать пенсионные баллы в автоматическом режиме с помощью нашего пенсионного калькулятора.

В нашем примере на момент выхода на пенсию накоплено 9,607 баллов.

Таким образом, с учетом накопленных пенсионных баллов за 2015-2021 годы, их общее количество составляет:

ПБ = 75,2 + 9,607 = 84,807 балла

12. Путем преобразования Ваших пенсионных прав в определенное количество пенсионных баллов, мы можем рассчитать размер Вашей пенсии.

Для расчета размера пенсии применяется следующая формула: накопленное количество баллов умножается на стоимость одного балла и прибавляется фиксированная выплата.

С 01.01.2021 года для расчета размера пенсии применяется следующая формула: накопленное количество баллов умножается на стоимость одного балла (на 01.01.2021 цена пенсионного балла составляет 98,86 рублей) и прибавляется фиксированная выплата (на 01.01.2021 г. – 6044,48 руб.).

В соответствии с п.4 ст.4 Соглашения фиксированная выплата к страховой пенсии, доплата к страховой пенсии, валоризация в денежном выражении производятся только при условии проживания на территории РФ.

П = Б х СБ + ФВ = 84,807 х 98,86 + 6044,48 =
14 428,50 руб.

С 01.01.2022 года, размер пенсии составит:

П = Б х СБ + ФВ = 84,807 х 104,69 + 6 401,1 = 15 279,54 руб.

Спорные положения международных положений

Данное право закреплялось в п.2 ст.23 Договора 2006 года, но не содержится в Соглашении 2019 года.

Вы можете оставить свой отзыв или просто слова благодарности на Яндексе — мы будем знать, что наша работа приносит пользу.

Существует ли соглашение между Россией и Беларусией о пенсионном обеспечении? Если да, то где его можно найти, его полное название.

Ответы на вопрос:

Двухстороннего - пока нет. Существует нижеследующее.

о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения

(Москва, 13 марта 1992 г.)

Правительства государств-участников настоящего Соглашения,

руководствуясь статьями 2, 4 этого Соглашения о создании Содружества Независимых Государств,

исходя из необходимости защиты прав граждан в области пенсионного обеспечения,

сознавая, что каждое государство-участник Содружества должно нести непосредственную ответственность за пенсионное обеспечение своих граждан,

признавая, что государства-участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств-участников Соглашения,

признавая необходимость неукоснительного соблюдения обязательств по международным соглашениям, заключенных СССР по вопросам пенсионного обеспечения,

согласились о нижеследующем:

Пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств-участников Содружества и порядок выделения средств на их пенсионное обеспечение регулируются специальным Соглашением.

До заключения специального Соглашения пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств-участников Содружеств, осуществляется в соответствии с законодательством, действовавшим к моменту подписания государствами настоящего Соглашения.

См. Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих и Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих Пограничных войск, членов их семей и государственного страхования военнослужащих Пограничных войск (Ташкент, 15 мая 1992 г.)

Все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по настоящему Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями.

Государства-участники Соглашения проводят политику гармонизации законодательства о пенсионном обеспечении.

Настоящее Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников Соглашения.

1. Назначение пенсий гражданам государств-участников Соглашения производится по месту жительства.

2. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

3. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.

В случае, если в государствах-участниках Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии.

При переселении пенсионера в пределах государств-участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.

Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства-участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 6 настоящего Соглашения.

Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение в государствах-участниках Соглашения сотрудничают друг с другом в порядке, определяемом по соглашению между их центральными органами.

Стороны уполномочивают свои компетентные органы заключить указанные соглашения в течение не более шести месяцев со дня подписания настоящего Соглашения.

Государства-участники Содружества рассматривают вопросы, не урегулированные настоящим Соглашением, а также связанные с его применением путем переговоров.

Государства-участники Содружества берут на себя обязательство информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.

Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств-участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 года, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.

Настоящее Соглашение вступает в силу с момента подписания.

1. Каждый участник настоящего Соглашения может выйти из него, направив соответствующее письменное уведомление депозитарию. Действие Соглашения в отношении этого участника прекращается по истечении 6-ти месяцев со дня получения депозитарием такого уведомления.

2. Пенсионные права граждан государств-участников Содружества, возникшие в соответствии с положениями настоящего Соглашения, не теряют своей силы и в случае его выхода из Соглашения государства-участника, на территории которого они проживают.

Совершено в городе Москве 13 марта 1992 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Архиве Правительства Республики Беларусь, которое направит государствам, подписавшим настоящее Соглашение, его заверенную копию.

В 2021 году вступило в силу новое Соглашение по вопросам выплаты пенсий гражданам государств, входящих в Евразийский экономический союз. Оно решит проблемы многих граждан, которые платят страховые взносы в другой стране, но не могут претендовать на пенсию оттуда. Мы разобрались в ситуации и рассказываем главное о новом документе.

Пенсии по территориальному и пропорциональному принципу

Согласно законодательству России, право на пенсию и ее сумма определяются страховым стажем и взносами на пенсионное страхование. Но это касается только периодов после 2002 года, а за более ранние периоды пенсионные права рассчитываются по более сложной схеме (с учетом стажа и средней зарплаты).

Но есть еще один важный момент: до и после распада СССР у многих россиян был трудовой стаж в других союзных республиках, а потом – странах СНГ. Чтобы как-то упорядочить пенсионные права, в 1992 году на уровне СНГ было подписано специальное Соглашение касательно начисления пенсий. Его общие положения касательно россиян такие:

  • за периоды до 1991 года стаж работы в любой республике СССР включается в трудовой (страховой) стаж для начисления пенсий;
  • за периоды с 1992 по 2001 годы учитывается стаж, полученный в государствах, подписавших Соглашение;
  • с 2002 года в стаж учитываются только те периоды, когда за будущего пенсионера шли отчисления в Пенсионный фонд России.

Проблема была в том, что это Соглашение подписали не все постсоветские страны – среди подписантов были Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина.

С другими бывшими союзными республиками позже были подписаны отдельные соглашения:

  • Молдавия – в 1995 году;
  • Грузия – в 1997 году;
  • Литва – в 1999 году;
  • Латвия – в 2007 году;
  • Эстония – в 2011 году.

Как можно увидеть, до сих пор не заключено соглашение с Азербайджаном, но со всеми остальными бывшими республиками СССР такие договоренности существуют.

С Белоруссией в 2006 году было подписано новое Соглашение по принципу пропорциональности – по нему для граждан обеих стран гарантируется выплата пенсии, заработанной в обеих странах, а за советский период пенсионные права рассчитываются, исходя из государства проживания.

Новое соглашение ЕАЭС

Поскольку действующие соглашения (за исключением Белоруссии) лишали граждан права на пенсию в случае работы после 2002 года в другом государстве, это было серьезной проблемой. И только в декабре 2019 года стало ясно, что проблема будет решена.

В Санкт-Петербурге было подписано соглашение между странами-членами Евразийского экономического союза, куда кроме России входят Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения. Это соглашение в течение 2020 года ратифицировали парламенты всех стран-участниц, и с января 2021 года оно вступило в силу.

Если говорить кратко, новое соглашение распространяет принцип пропорциональности на все страны ЕАЭС. По сути, теперь в любом государстве из этих пяти можно оформить пенсию, заработанную в любом другом государстве ЕАЭС, причем если стаж был в двух или более государствах, каждое будет платить свою долю пенсии.

Итак, общие черты нового соглашения таковы:

  • в России оно касается страховой пенсии (включая фиксированную выплату) и накопительной пенсии. Социальные пенсии в Соглашение не входят;
  • оформлять пенсию, заработанную в другой стране, можно в Пенсионном фонде России (и дата обращения в ПФР считается датой обращения в зарубежный фонд);
  • выдавать пенсию может как Пенсионный фонд страны проживания, так и страны, которая назначает эту пенсию;
  • иностранцы, за которых перечисляются страховые взносы, имеют равные права на пенсию с гражданами страны;
  • в России фиксированная выплата полагается только тем, кто проживает на территории РФ (то есть, за границей российская пенсия будет выплачиваться только за пенсионные баллы);
  • при назначении пенсии учитывается стаж в стране проживания, а если его недостаточно – то во всех остальных странах (но только если он не учитывается при назначении другой пенсии).

То есть, для оформления пенсии в другой стране не придется выезжать со своего места жительства – заявление можно подать в Пенсионный фонд по месту проживания. Но придется собирать справки о стаже из другой страны (в соответствии с законодательством страны проживания).

Однако касательно стажа и суммы пенсии есть достаточно много разных особенностей, которые нужно знать.

Особенности расчета стажа и суммы

Новое Соглашение частично решает этот вопрос. Так, пенсию будет начислять та страна, в которой получен стаж, причем по своим собственным правилам. То есть, если гражданин Белоруссии заработал пенсию и в России, и в Белоруссии, то получать ее он будет от обоих государств. Правда, фиксированную выплату (базовую часть, и т.д.) ему будет платить только та страна, где он живет.

Что касается стажа и пенсионных прав, то будут работать следующие положения:

  • если стажа для назначения пенсии в конкретной стране, то можно зачесть и стаж из других стран . Главное – чтобы те же периоды не учитывались при назначении пенсии в других странах;
  • при назначении российской пенсии будет учитываться стаж , полученный на территории СССР и РФ;
  • пенсионные баллы (коэффициенты) в России будут рассчитываться по существующим правилам. Но если их не будет хватать, пенсионеру начислят по 1 баллу за каждый год работы в любой из других 4 стран ЕАЭС. Причем рассчитываться они будут вплоть до месяцев (1/12 балла) и дней (1/360 балла);
  • льготный стаж , полученный в одной стране, в другой льготным не считается (но засчитывается в общий стаж);
  • чтобы оформить пенсию по законодательствую конкретной страны , нужно иметь в ней не менее 12 месяцев трудового стажа (кроме накопительных пенсий, пенсий по инвалидности и потере кормильца);
  • если для назначения пенсии по инвалидности нужно пройти освидетельствование, это можно сделать по месту жительства бесплатно, или даже заочно.

Правда, не все так идеально – каждая страна будет платить свою часть пенсии за стаж, сформированный после вступления в силу соглашения (то есть, с 2021 года). А за периоды до этого будут действовать прежние правила – в том числе соглашения СНГ и с другими странами.

Еще важный пункт – признание документов, необходимых для назначения пенсии. Так, Соглашение предполагает, что документы каждой из 5 стран будут признаваться в остальных странах без дополнительных процедур. Но при этом Пенсионный фонд конкретной страны может попросить заявителя предоставить нотариально заверенный перевод документов на государственный язык.

Таким образом, новое Соглашение позволяет решить проблему, когда иностранные работники делают страховые взносы, которые затем никак не влияют на их пенсии. Теперь, вероятно, у них будет больше стимулов к легальной работе – например, проработав в России год, такой иностранец сможет претендовать на какую-то часть российской пенсии.

Существует ли соглашение между Россией и Беларусией о пенсионном обеспечении? Если да, то где его можно найти, его полное название.

Ответы на вопрос:

Двухстороннего - пока нет. Существует нижеследующее.

о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения

(Москва, 13 марта 1992 г.)

Правительства государств-участников настоящего Соглашения,

руководствуясь статьями 2, 4 этого Соглашения о создании Содружества Независимых Государств,

исходя из необходимости защиты прав граждан в области пенсионного обеспечения,

сознавая, что каждое государство-участник Содружества должно нести непосредственную ответственность за пенсионное обеспечение своих граждан,

признавая, что государства-участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств-участников Соглашения,

признавая необходимость неукоснительного соблюдения обязательств по международным соглашениям, заключенных СССР по вопросам пенсионного обеспечения,

согласились о нижеследующем:

Пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств-участников Содружества и порядок выделения средств на их пенсионное обеспечение регулируются специальным Соглашением.

До заключения специального Соглашения пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств-участников Содружеств, осуществляется в соответствии с законодательством, действовавшим к моменту подписания государствами настоящего Соглашения.

См. Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих и Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих Пограничных войск, членов их семей и государственного страхования военнослужащих Пограничных войск (Ташкент, 15 мая 1992 г.)

Все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по настоящему Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями.

Государства-участники Соглашения проводят политику гармонизации законодательства о пенсионном обеспечении.

Настоящее Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников Соглашения.

1. Назначение пенсий гражданам государств-участников Соглашения производится по месту жительства.

2. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

3. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.

В случае, если в государствах-участниках Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии.

При переселении пенсионера в пределах государств-участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.

Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства-участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 6 настоящего Соглашения.

Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение в государствах-участниках Соглашения сотрудничают друг с другом в порядке, определяемом по соглашению между их центральными органами.

Стороны уполномочивают свои компетентные органы заключить указанные соглашения в течение не более шести месяцев со дня подписания настоящего Соглашения.

Государства-участники Содружества рассматривают вопросы, не урегулированные настоящим Соглашением, а также связанные с его применением путем переговоров.

Государства-участники Содружества берут на себя обязательство информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.

Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств-участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 года, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.

Настоящее Соглашение вступает в силу с момента подписания.

1. Каждый участник настоящего Соглашения может выйти из него, направив соответствующее письменное уведомление депозитарию. Действие Соглашения в отношении этого участника прекращается по истечении 6-ти месяцев со дня получения депозитарием такого уведомления.

2. Пенсионные права граждан государств-участников Содружества, возникшие в соответствии с положениями настоящего Соглашения, не теряют своей силы и в случае его выхода из Соглашения государства-участника, на территории которого они проживают.

Совершено в городе Москве 13 марта 1992 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Архиве Правительства Республики Беларусь, которое направит государствам, подписавшим настоящее Соглашение, его заверенную копию.

Читайте также: