Что значит заблаговременное обращение за пенсией

Обновлено: 13.05.2024

1. Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

2. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона. Если указанное заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, либо подается через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, днем обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.

3. В случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.

4. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при приеме заявления дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить по собственной инициативе.

5. Страховая пенсия назначается ранее дня обращения за страховой пенсией, определенного частью 2 настоящей статьи, в следующих случаях:

1) страховая пенсия по старости - со дня, следующего за днем увольнения с работы, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 30 дней со дня увольнения с работы;

2) страховая пенсия по инвалидности - со дня признания лица инвалидом, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев с этого дня;

3) страховая пенсия по случаю потери кормильца - со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока - на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией.

6. Страховая пенсия по старости лицу, получающему страховую пенсию по инвалидности, достигшему возраста для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1 или 1.1 статьи 8 настоящего Федерального закона, имеющему не менее 15 лет страхового стажа и величину индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, назначается со дня достижения им указанного возраста без истребования от него заявления о назначении страховой пенсии по старости на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, в течение 10 рабочих дней со дня вынесения решения о назначении страховой пенсии по старости извещает данное лицо о назначении ему страховой пенсии по старости.

7. Заявление о назначении страховой пенсии, заявление о переводе на страховую пенсию или заявление о переводе с одного вида страховой пенсии на другой рассматривается не позднее чем через 10 рабочих дней со дня приема этого заявления органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, которые он вправе представить по собственной инициативе с учетом положений части 8 статьи 21 настоящего Федерального закона, либо со дня представления дополнительно документов в соответствии с частями 3 и 4 настоящей статьи, либо со дня поступления документов, запрошенных органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях.

8. В случае проведения проверки документов, необходимых для установления страховой пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе приостановить срок рассмотрения заявления до завершения проверки, представления документов, запрошенных в указанных органах и организациях, но не более чем на три месяца.

9. В случае отказа в удовлетворении заявления о назначении страховой пенсии, заявления о переводе на страховую пенсию или заявления о переводе с одного вида страховой пенсии на другой орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, не позднее чем через пять рабочих дней после дня вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причины отказа и порядка его обжалования и одновременно возвращает все представленные им документы.

2) страховая пенсия по инвалидности - на срок, в течение которого соответствующее лицо признано инвалидом, но не более чем до дня назначения (в том числе досрочно) страховой пенсии по старости либо до дня достижения возраста, предусмотренного частью 1 или 1.1 статьи 8 настоящего Федерального закона, при наличии 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, а при отсутствии 15 лет страхового стажа и (или) величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30 - до дня достижения возраста для назначения социальной пенсии по старости, предусмотренной подпунктом 5 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации";

3) страховая пенсия по случаю потери кормильца - на срок, в течение которого соответствующее лицо считается нетрудоспособным, в том числе бессрочно.

11. Перевод с одного вида страховой пенсии на другой, а также с другой пенсии, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, на страховую пенсию производится с 1-го числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором пенсионером подано заявление о переводе с одного вида страховой пенсии на другой либо с другой пенсии на страховую пенсию со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона (если их нет в его выплатном деле), но не ранее дня приобретения права на страховую пенсию.

О заблаговременной работе с документами граждан, уходящих на пенсию, рассказывает Марина Буйко, начальник отдела оценки пенсионных прав застрахованных лиц Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово и Кемеровском районе (межрайонного).

- Марина Владимировна, в чём заключается заблаговременная работа с документами?

- Заблаговременная работа – это комплекс мер по обеспечению полноты и достоверности сведений о пенсионных правах граждан. Результатом заблаговременной работы является своевременное и правильное назначение пенсии. Стоит напомнить, что заблаговременная работа проводится в отношении лиц, выходящих на пенсию в 2017, 2018, 2019 г .

- Обязаны ли граждане обращаться в ПФР для проведения заблаговременной работы?

- Очень часто граждане пренебрегают такой подготовительной работой и обращаются в Пенсионный фонд уже по достижению пенсионного возраста. Но, как показывает практика, редко когда удаётся сразу назначить человеку пенсию по имеющимся документам.

- Может ли работодатель помочь своим сотрудникам предпенсионного возраста в подготовке документов?

- Да, работодатель может заключить Соглашение об электронном документообороте с Пенсионным фондом.

-Можно подробнее, что это за Соглашение?

- Соглашение — это двусторонний порядок организации информационного электронного взаимодействия по представлению документов, в соответствии с которым организация предоставляет сканированные формы документов, необходимых для назначения пенсии.

- Если работодатель заключил Соглашение, что ему делать дальше?

- В соответствии с данным Соглашением, в Пенсионный фонд сначала представляются списки работающих граждан, приобретающих право на страховую пенсию по старости в ближайшие 12 месяцев. Далее работодатель представляет документы для формирования макета электронного пенсионного дела. Важно, что для заблаговременной работы оригиналы документов не требуются, все документы представляются в виде скан-копий, заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного сотрудника.

- Несет ли страхователь при заключении Соглашения материальные траты?

В рамках данной технологии Страхователь не несёт дополнительных материальных затрат на приобретение, установку, обслуживание программного обеспечения и средств криптографической защиты информации.

- Куда следует обращаться работодателям для заключения Соглашения?

- Как человек узнает о результатах проведенной работы в отношении его документов?

- После того, как заблаговременная работа завершена, органы ПФР формируют уведомление будущему пенсионеру, в котором отражаются все неточности и несоответствия в трудовой книжке, при этом все замечания отрабатываются специалистами Пенсионного фонда путём запросов дополнительных справок и подтверждений в организации и архивы.

- Что делать гражданину, если его работодатель не заключил Соглашение? Как ему в этом случае провести заблаговременную работу со своими документами?

В этом случае гражданин может явиться в Пенсионный фонд лично.

- А что делать гражданину после заблаговременной работы с его документами?

- Гражданину необходимо подать заявление на назначение пенсии за месяц до возникновения права на неё. Существует несколько вариантов подачи заявления на назначение пенсии гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Российской Федерации:

- Марина Владимировна, что делать тем, кто не смог вовремя начать заблаговременную работу? Например, если гражданину до выхода на пенсию осталось несколько месяцев?

- Если до пенсии осталось несколько месяцев, времени на проведение заблаговременной работы остается мало. Тем не менее, данная работа будет проведена, но стоит обратить внимание на то, что в этом случае будущему пенсионеру необходимо лично (либо через законного представителя) представить оригиналы документов.

Пожалуй, каждый гражданин, который рассчитывает на получение пенсии, периодически интересуется ее размером, тем, сколько средств он накопил и каким будет размер выплат по достижению им определенного возраста. Если ваш работодатель отчисляет средства в государственный фонд, за всей информацией вам следует обращаться в ПРФ. Рассмотрим виды пенсий, каким должен быть порядок обращения в пенсионный фонд, как написать заявление той или иной формы.

Виды пенсий

    Страховая. За счет нее компенсируется зарплата или другой доход, который гражданин получал бы, если бы не утратил своей трудоспособности. Начисления устанавливаются определенного размера, который государство индексирует с учетом инфляции.

Обратите внимание! Страховая часть бывает трех видов: по старости (выплачивается гражданину по достижении определенного законодательством возраста), по инвалидности (начисляется тем, кто имеет первую, вторую или третью группу и учитывает, работает гражданин или нет) и по случаю потери кормильца (устанавливается нетрудоспособным членам семьи, которые лишились кормильца, кроме тех случаев, когда причиной его гибели стали их сознательные действия).

Формы обращения в ПФР

Рассмотрим варианты получения полезной информации из Пенсионного фонда России. Граждане используют как письменные, так и устные обращения. Чтобы получить данные в электронном виде и проверять состояние своих накоплений, необходимо предварительно зарегистрировать личный кабинет на Едином портале госуслуг.

Устное обращение. Вы можете задать вопросы представителю пенсионного фонда по месту жительства. Для этого необходимо прийти в территориальное подразделение ПФР. Чтобы получить информацию, необходимо прийти в отделение с паспортом, т. к. сведения о пенсии нельзя передавать третьим лицам. Специалист фонда предоставит вам устную консультацию. В случае необходимости предоставит необходимые выписки, документы и пр. – но для этого нужно будет сделать отдельный запрос.


  • заполнить образец заявки, который вам предоставит специалист фонда во время вашего визита в отделение. Плюс этого варианта в том, что вы сможете заполнить при поддержке специалиста и подать все необходимые заявки. Минус в том, что такой способ отнимает достаточно много времени.

На заметку! Уже подготовленный письменный запрос вы можете передать специалисту ПФР во время личного посещения офиса или через доверенного представителя. В этом случае порядок обработки заявки будет аналогичным. Если заявление в пенсионный фонд приносит третье лицо, то помимо основных документов ему необходимо передать сотруднику ПФР заверенную нотариусом доверенность.

  • заполнить форму обращения в интернете. В этом случае понадобиться зарегистрироваться на портале ПФР.

Важно! Чтобы войти в личный кабинет на официальном сайте Пенсионного фонда России, необходимо сначала зарегистрироваться на Едином портале госуслуг. Только после создания учетной записи и подтверждения ваших паспортных данных можно будет войти в личный кабинет на сайте ПФР.

Важно! Если гражданин, достигший пенсионного возраста, проживает в сельской местности, он может переслать документы в пенсионный фонд через интернет или почтой, кроме того, их могут отвезти в ПФР представители сельской/поселковой или районной администрации.

Как написать заявление

Расскажем об основных правилах составления заявки в пенсионный фонд. Образец нужного заявления есть на сайте ПФР или в его отделении (для тех, кто планирует подать его во время визита в офис в своем регионе). Первый способ значительно быстрее. Тем не менее, в офисе специалист может дать ответы на некоторые возникшие вопросы, подсказать, как правильно заполнить заявку.

На официальном сайте ПФР есть образцы заявлений о назначении пенсии, перерасчете ее размера, переводе средств в другой фонд, о проведении заочного освидетельствования и многие другие. Любая заявка рассматривается по правилам в течение десяти рабочих дней.

Важно! Если вы отправляете запрос онлайн, необходимо будет прикрепить к письму скан-копии соответствующ их бумаг.

Образец заявления

Когда гражданин достигает определенного возраста, установленного на законодательном уровне, заявление на начисление пенсии направляется в территориальное подразделение ПФР. Никаких ограничений по срокам на сегодняшний день нет. Датой подачи заявки считается следующий день с момента ее написания.

Бумага оформляется в соответствии с образцом, который есть на сайте пенсионного фонда или в его отделении (в электронном и бумажном виде соответственно).


  • паспорт заявителя — гражданина Российской Федерации;
  • СНИЛС и индивидуальный налоговый номер;
  • трудовая книжка, справка с последнего/текущего места работы о начислении заработной платы;
  • свидетельство о заключении брака (для женатых/замужних граждан);
  • документы о рождении детей.

Если есть обстоятельства, которые могут повлиять на назначение пенсии (ее размер), их также необходимо предоставить в ПФР.

С этими документами необходимо прийти в офис пенсионного фонда, где его сотрудник сделает копии бумаг и направит их на рассмотрение в соответствующий отдел.

Важно! Заявитель получает на руки письменное уведомление, в котором дата приема. Если каких-то документов не хватает, ваше заявление все равно будет принято, но нужные бумаги необходимо будет подать в течение определенного срока.

Заявление о переводе накопительной части пенсии

Рассмотрим, как написать заявление о том, чтобы накопительную часть переводили в негосударственный пенсионный фонд. Сначала следует выбрать НПФ, который бы устраивал вас по условиям своей работы. Ориентироваться в выборе вам помогут различные рейтинги, а также показатель доходности от ваших отчислений в будущем. В заявлении, которое вы отправляете в ПФР, следует указать название негосударственного фонда, в которой вы собираетесь переводить накопительную часть. Если заявитель недееспособный или несовершеннолетний гражданин, заполнить за него заявку может его законный представитель или доверенное лицо.

После того, как вся процедура будет пройдена, с НПФ заключается договор, который вступает в силу с 1 января следующего года. Сами отчисления начинают поступать в фонд до наступления апреля. Затем НПФ приступает к накоплению пенсии своего клиента.

Заключение

Читайте также: