Что такое пенсионная ловушка

Обновлено: 29.04.2024

Первый капкан, капкан философии — это убежденность в необходимости государственной пенсионной системы как таковой. Этот тезис основывается на двух неявных предпосылках: большинство людей неадекватно, а будущее предсказуемо. Какую роль играют эти предпосылки для пенсионной системы?

Если большинство людей неадекватно, то они достаточно беспомощные существа:

— не любят свою работу и мечтают после 50 лет не слезать с печи;

— не заботятся о своем здоровье и образовании и к 55-60 годам представляют собой интеллектуально устаревшие развалины;

— не могут, не умеют и не хотят самостоятельно делать сбережения;

— не любят детей, а дети, разумеется, ненавидят своих родителей.

Радует в этой картине мира только одно — будущее предсказуемо. Совершенно ясно, когда надо работать, а когда отдыхать, сколько надо откладывать на старость и куда инвестировать эти средства, только вот большинство населения в упор не видит этих очевидных путей. Зато есть небольшое число избранных (чиновники и эксперты), которые про будущее все-все знают и позаботятся о том, чтобы большинство, несмотря на свою неполноценность, получило достойное пенсионное обеспечение.

На самом деле обе эти посылки ложны.

Вместе с тем большинство людей разбирается в своих личных планах на будущее гораздо лучше, чем мог бы сделать самый умный из людей, но не за себя, а за всех. Кто, кроме вас, может решить, что сейчас вам надо больше денег потратить на лечение, образование или выплату ипотечного кредита, отложив на время заботу о пенсии, чтобы потом, будучи более умным и менее больным, чем вы могли бы быть иначе, зарабатывать больше и дольше? В постиндустриальном обществе представление о близорукости, то есть коротком горизонте планирования большинства граждан, тем более может быть поставлено под сомнение. Услуги образования и здравоохранения будут занимать все большую долю в потреблении, а это одновременно инвестиции в сохранение занятости, то есть замена пенсии. Таким образом, в постиндустриальном обществе конфликт текущего потребления и необходимости сбережения средств на пенсию будет во многом смягчен. И даже ничего не планирующие люди, грамотно потребляющие образовательные и медицинские услуги, смогут обходиться без государственного пособия.

Второй капкан, капкан дизайна — это сакрализация некоторых технических элементов пенсионного обеспечения. Чиновники и эксперты, веря в святость своей миссии по построению идеальной пенсионной системы, невольно начали абсолютизировать текущие результаты своего труда и приучили население относиться к этим элементам с таким же, если не большим трепетом. Оказалось, что финансировать выплату пенсий в рамках распределительной системы нужно исключительно за счет взносов с заработной платы работающих. Для выплаты пенсий необходимо иметь специальную бюрократическую структуру — Пенсионный фонд, в котором трудится 133 000 человек. Администрированием взносов не может заниматься налоговая служба (это же взносы, а не налоги!) Изменение технических параметров (например, пенсионный возраст) нередко воспринимается как подрыв основ. Некоторые из этих параметров закреплены в Конвенции Международной организации труда (МОТ), другие — в обещаниях президента и премьера, третьи — в сознании населения.

Механизм действия второго капкана очень прост. Руководство страны обещало не повышать пенсионный возраст, во всяком случае пока. Согласно Конвенции МОТ (которую мы не ратифицировали, но почему-то должны соблюдать) соотношение пенсии и заработной платы должно быть не меньше 40%. Все вместе это означает, что невозможно сократить число получателей пенсии, а ее размер должен только увеличиваться. Следовательно, должен расти и общий уровень расходов на пенсионное обеспечение. За счет чего их финансировать? Конечно, за счет увеличения страховых взносов — нельзя же увеличивать дефицит Пенсионного фонда?! Но беда в том, что мы уже достигли того уровня обложения заработной платы, превышение которого приведет к массовому уходу в тень, либо к экономическому спаду в несырьевом секторе экономики. Получается тупик: абсолютизация каждого отдельного элемента нынешней пенсионной системы приводит к тому, что надо что-то менять, но ничего изменить невозможно. В отличие от первого капкана, который обществом еще слабо осознан, второй уже давит российскую экономику, как испанский сапожок.

Тот факт, что система пенсионного обеспечения находится в кризисе, становится все очевиднее. В частности, для экспертов и чиновников, которые заняты ее реформированием. Свои идеи о реформах пенсионной системы в последнее время высказывали зампред Центробанка Алексей Улюкаев и бывший министр финансов Алексей Кудрин. Обществу, попавшему в двойной капкан пенсионной системы, предлагаются пути выхода. Давно пришло время их обсуждать.

Президент Владимир Путин обратится с посланием к Федеральному собранию Российской Федерации. Коснется ли он пенсионной реформы?

В ближайшее время президент Владимир Путин обратится с посланием к Федеральному собранию Российской Федерации. Сроки обращения неоднократно переносились. Поначалу глава государства планировал выступить с обращением в конце февраля, потом в марте, а затем – 7-8 апреля. Наконец стало известно, что президент огласит свое послание – 21 апреля. Обычно этот документ обозначает стратегические ориентиры развития страны, прежде всего в социально-экономической сфере.

Такая медлительность в, казалось бы, уже обкатанной за два десятка лет процедуре, вызывает удивление. При этом главной причиной неоднократного переноса сроков оглашения ежегодного послания к Федеральному собранию называют продолжающуюся корректировку положений пенсионной реформы 2018 года. Следует напомнить, что в соответствии с принятым законом о повышении пенсионного возраста, возраст выхода на пенсию был увеличен с 60 до 65 лет для мужчин и с 55 до 60 лет – для женщин.

Власти не желают признавать полный провал и отменять пенсионную реформу

Власти не желают признавать полный провал пенсионной реформы и отменять ее, опасаясь издержек репутации. Хотя большего ущерба для авторитета, чем эта пенсионная реформа, придумать невозможно. В связи с чем прямо по ходу осуществления пенсионных нововведений в законодательство вносились изменения декоративного характера. Например, зачет в трудовой стаж периодов переобучения, дополнительного профессионального образования и повышения квалификации для некоторых категорий работников.

Поправки в пенсионное законодательство не изменят характер пенсионной реформы

Подобные косметические поправки никак не меняют характер пенсионной реформы. Поэтому накануне думских выборов, которые должны пройти в сентябре 2021 года, и на фоне продолжающего нарастать социального недовольства, вызванного пандемией коронавируса, кризисом в экономике, безработицей и падением доходов населения, следует ожидать более существенной и глубокой корректировки пенсионного законодательства. О чем президент, вероятно, сообщит в своем послании Федеральному собранию.

Изменения могут коснуться порядка исчисления трудового стажа за период с 1989 по 1999 год включительно. Предполагается, что трудовой стаж за этот период будет рассчитываться, исходя из фактически отработанного с учетом повышающего коэффициента 1,3. Иначе словами, если гражданин за этот период имеет стаж трудовой деятельности пять лет, то он увеличится до шести с половиной, если семь лет, то засчитают девять лет с небольшим, при десятилетнем стаже при расчете пенсии работнику будет зачтено тринадцать лет.

Законопроект о возврате прежнего пенсионного возраста и запрете его повышения

Другая поправка может быть связана с сокращением срока выхода на пенсию для некоторых категорий граждан. Предлагается разрешить им выходить на пенсию на 3 года раньше – мужчинам соответственно в 62 года, а женщинам – в 57 лет. Перечень льготных категорий работников в настоящее время уточняется и дополняется. Эта поправка облегчит жизнь многим россиянам. Но все же это не полная отмена пенсионной реформы, а лишь ее смягчение. Хотя граждане предпенсионного возраста будут и этому рады.

Снижение пенсионного возраста в европейских странах, как выбраться из ловушки

Чтобы выбраться из ловушки, в которую российские власти сами себя загнали повышением возраста выхода на пенсию, от пенсионной реформы нужно отказаться полностью, вернувшись к прежним срокам назначения пенсии. И чем быстрее, тем лучше для страны. Это было бы справедливо по отношению к гражданам, достигшим пенсионного возраста. Поскольку на фоне высоких доходов бюджета и обнищания населения увеличение сроков выхода на пенсию выглядит как экономия на спичках.

Если вам нужен квалифицированный и опытный юрист для защиты прав и законных интересов граждан, обращайтесь в центр Кирпиков и партнеры.


Вопросы пенсионного обеспечения обсуждали 21 июня на онлайн-конференции в Минтруда и соцзащиты. Специалисты ведомства помогли разобраться в трудных ситуациях и прокомментировали слухи.

Женщина на пенсии

В СМИ появилась информация, что повышение пенсионного возраста для женщин до 63 лет может продолжиться после 2022 г.

Насколько велика вероятность этого?

Предложения по данному вопросу в настоящее время не прорабатываются.

Пенсионная ловушка

Определенные условия для получения пенсии, в т.ч. по длительности стажа работы (официальной занятости, подтвержденной в установленном порядке) с уплатой страховых взносов в Фонд социальной защиты населения РБ (далее – Фонд), в пенсионном законодательстве присутствовали и до принятия решений о повышении требований о стаже. В 2018 г. для назначения пенсии необходимо иметь не менее 16 лет 6 месяцев работы с уплатой взносов (ежегодно это требование увеличивается на 6 месяцев до 20 лет в 2025 г., то есть в 2019 г. нужно иметь уже 17 лет работы, и т.д.).

Если по каким-то причинам на дату достижения пенсионного возраста требуемый стаж отсутствует, можно продолжить трудовую деятельность и доработать недостающий период. Законодательство это не запрещает.

Обратите внимание, что для формирования полновесного страхового стажа (за год работы – год страхового стажа) необходима уплата взносов в Фонд за весь период этой работы из заработка не ниже минимальной зарплаты. Информацию о периодах уплаты взносов и величине заработной платы (дохода), из которых они уплачивались, можно получить в территориальных органах Фонда.

Нагрузка на работающих

Много ли пенсионеров приходится на 1 тыс. работающих белорусов?

В 2015 г. на 1 тыс. работников приходилось 572 пенсионера, в 2016 г. и в 2017 г. – 591 и 597 соответственно. Если бы не было принято решение о постепенном повышении пенсионного воз­раста, это соотношение, т.е. нагрузка на работников лицами пенсионных возрастов, была бы еще выше.

Социальная пенсия

Сколько получателей социальной пенсии? Много ли отказов в назначении трудовой пенсии из-за нехватки страхового стажа?

По статистике за май 2018 г., средний размер социальной пенсии – 191,45 BYN, это выше бюджета прожиточного минимума пенсионера (157,50 BYN).

В основном социальную пенсию у нас получают дети-инвалиды в возрасте до 18 лет и инвалиды с детства. Размеры пенсии у них разные – от 154,94 BYN (у инвалидов III группы) до 227,24 BYN (у инвалидов I группы, детей-инвалидов с 4-й степенью утраты здоровья).

Социальная пенсия назначается также женщинам старше 60 лет, мужчинам старше 65 лет, не имеющим права на трудовую пенсию из-за отсутствия требуемого стажа работы с уплатой взносов. Численность таких пенсионеров 3,6 тыс. человек (всего 5% от общего числа получателей социальной пенсии или 0,14% от общей численности пенсионеров). Многие из тех, кто сегодня получает данную пенсию, не отработали в течение трудоактивного периода даже 5 лет.

Вредная работа

Отработал 13 лет на вредной работе по списку № 2. Возраста 55 лет достиг в ноябре 2017 г. Однако в назначении пенсии мне было отказано в связи с повышением пенсионного возраста.

Когда мне можно будет обращаться за назначением пенсии повторно?

С 01.01.2017 г. одновременно с общеустановленным пенсионным возрастом повышается возраст, дающий право на трудовую пенсию по возрасту, назначаемую до достижения общеустановленного пенсионного возраста. В частности, на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда по списку № 2. Указанный возраст повышается соразмерно повышению общеустановленного пенсионного возраста: ежегодно с 1 января на 6 месяцев, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Таким образом, в 2017 г. пенсия по возрасту за работу с особыми условиями труда по списку № 2 мужчинам, имеющим полную продолжительность специального стажа (не менее 12 лет 6 месяцев), назначалась по достижении возраста 55 лет 6 месяцев, в 2018 г. – 56 лет и т.д.

Пенсия домохозяйке

В силу семейных обстоятельств работала только 4 года. Все остальное время занималась домашним хозяйством. Детей нет.

Будет ли мне назначена какая-либо пенсия?

В связи с отсутствием требуемого для назначения трудовой пенсии по возрасту стажа работы с уплатой взносов (в текущем году – это 16 лет 6 месяцев), по достижении 60 лет будет назначена социальная пенсия.

Валерий КОВАЛЬКОВ, заместитель министра труда и социальной защиты

Союзная пенсия

Договор о пенсионном обеспечении трудящихся стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) может быть подписан в 2018 г.

Это как-то повлияет на пенсионное обеспечение белорусов?

Вступление в силу норм Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств – членов ЕАЭС (в случае, если он будет принят и ратифицирован государствами – членами ЕАЭС) предоставит возможность гражданам этих государств, в т.ч. гражданам Беларуси, формировать пенсионные права через уплату страховых взносов в период работы на территории любого государства – члена ЕАЭС, сохранять и реализовывать эти права в последующем.

Так, гражданин Беларуси, работающий на территории государства – члена ЕАЭС с уплатой страховых взносов после вступления в силу Соглашения, будет иметь право в последующем получить пенсию за соответствующий стаж от этого государства (при соблюдении условий национального законодательства). Указанная пенсия будет экспортироваться из государства, где протекала работа, в государство – член ЕАЭС, где гражданин будет проживать.

Предпринимательский риск

С 1999 г. по 2001 г. была индивидуальным предпринимателем. Пенсионные взносы не платила, так как это было необязательно. В 2005–2011 гг. оказывала услуги физическим лицам по гражданско-правовым договорам также без уплаты пенсионных взносов.

Войдут ли эти периоды моей работы в стаж для назначения пенсии?

Нет, оснований для включения этих периодов в стаж не имеется. Согласно законодательству в стаж работы для назначения пенсии и исчисления ее размера не учитываются периоды предпринимательской, иной деятельности, в течение которых уплата страховых взносов в установленном порядке не производилась.

Испанские страсти

Мне 52 года. С 2006 г. проживаю и работаю в Испании.

С какого возраста мне полагается пенсия и сколько трудового стажа требуется для начисления пенсии? Будет ли стаж, заработанный на территории Испании, учтен в пенсии? Если нет, что можно сделать в данной ситуации?

Иной порядок пенсионного обеспечения граждан, в частности, устанавливающий назначение пенсий каждым государством за стаж работы на его территории и суммирование (учет) стажа работы на территории иностранного государства для определения права на пенсию, может быть предусмотрен международными договорами РБ в области социального (пенсионного) обеспечения.

Договора (соглашения) в области пенсионного обеспечения у Беларуси с Испанией не имеется, и работа по его заключению не ведется.

Наталья МУРАШКЕВИЧ, начальник главного управления пенсионного обеспечения Минтруда и соцзащиты

Разница в суммах

В каких регионах самая высокая и самая низкая средняя назначенная пенсия?

Самые высокие трудовые пенсии на­значаются в Минске. Здесь средний размер трудовой пенсии в мае 2018 г. составил 355,20 BYN. Наименьший размер трудовой пенсии зафиксирован в Брестской области – 319,73 BYN.

Причина таких расхождений – межрегиональные различия в уровне заработной платы, из величины которой исчисляются трудовые пенсии.

Пенсия ребенку

После смерти мужа осталась одна с ребенком 3 лет и без доходов. Ребенок часто болеет, поэтому я не работаю. В настоящее время занимаюсь оформлением пенсии по случаю потери кормильца на ребенка.

Может ли быть назначена пенсия за умершего супруга мне, ведь я тоже находилась на его иждивении?

Законодательство предоставляет право на пенсию по случаю потери кормильца неработающей супруге, занятой уходом за ребенком умершего кормильца, не достигшим 8 лет.

При устройстве на работу или достижении ребенком 8 лет выплата назначенной пенсии по случаю потери кормильца будет прекращена.

Подтверждение заработка

В 2019 г. выхожу на пенсию.

За какой период нужно подтвердить заработную плату для исчисления пенсии?

В 2019 г. заработок для исчисления пенсии будет определяться за последние 25 лет подряд стажа работы, но не более чем за фактически имеющийся стаж работы. Поэтому если вы до дня назначения пенсии продолжите работать, то заработок будет учитываться начиная с 1994 г. либо, если были перерывы в работе, – за более ранний период. За время до введения в республике персонифицированного учета (до 01.01.2003 г.) для исчисления пенсии заработок подтверждается справками работодателей.

Донорский след

Мне 59 лет. С прошлого года мне выплачивается пенсия за выслугу лет как педагогическому работнику.

Зачет в общем стаже

С 2007 г. по 2011 г. ухаживал за инвалидом I группы с получением пособия.

Будет ли этот период учтен в общий стаж при принятии решения о назначении пенсии?

Да, такой период засчитывается в общий стаж и учитывается в размере пенсии. Однако поскольку в этот период уплата страховых взносов не производится, он не учитывается в минимально необходимый стаж работы с уплатой страховых взносов, требуемый для назначения трудовой пенсии по возрасту (в 2018 г. – 16 лет 6 месяцев).

Дополнение стажа

При выходе на пенсию по возрасту стаж работы составил 37 лет 10 месяцев 18 дней.

Могу ли я дополнить стаж до 38 полных лет?

Перерасчет пенсии по возрасту производится с учетом стажа работы, протекавшей после ее назначения, при условии неполучения пенсии за этот период на основании соответствующего заявления.

Таким образом, если после назначения пенсии по возрасту вы будете продолжать работу, то сможете дополнить свой стаж периодами работы без получения пенсии.

Обратите внимание, что если период работы без получения пенсии составит более 2 месяцев, то в соответствии со ст. 23 1 Закона пенсия увеличится за каждые полные 2 месяца работы без получения пенсии дополнительно еще на 1% заработка, из которого исчисляется пенсия.

Более подробную информацию по данному вопросу можно получить в органе по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения пенсионного дела.

Лариса ЯШКОВА, заместитель начальника главного управления пенсионного обеспечения Минтруда и соцзащиты

Все больше белорусов попадают в ловушку страхового стажа и вынуждены получать социальную пенсию. Для многих факт ее начисления становится неожиданностью.


Елена Поплаская. Фото: charter97.link

– Расскажите, как вы узнали о том, что вам будут начислять социальную пенсию?

– Дело в том, что я жена военного. Мы все время жили по гарнизонам, поэтому я работала в разных местах и с перерывами.

Декретные от этого завода я получала в течение двух декретных отпусков подряд, в это время муж служил в Риге. А затем нас перевели в Щучин, где я работала экономистом территориального медицинского объединения. После сокращения полка в Щучине мы попали в Марьину Горку, и там оказалось очень трудно с работой. Я регулярно ходила в службу занятости, но так ничего, кроме пособия по безработице, оттуда не получила.

А потом, в один год, тяжело заболели мои родители в Минске. У мамы выявили болезнь Альцгеймера, ей дали первую группу по инвалидности. А у папы диагностировали болезнь Паркинсона. Чтобы за ними смотреть, 11 лет назад я переехала в Минск из Марьиной Горки.

Вначале забот было так много, что я даже не регистрировалась в службе занятости как опекун инвалида первой группы и не просила от государства никакой материальной помощи. Но, увидев насколько наплевательски медицина и соцслужбы относятся к попавшим в беду людям, решила из принципа зарегистрироваться и получать пособие по уходу за родителями.

Пособие я оформила в январе 2008 года – а в 2016-м мама умерла. За все эти восемь лет пришлось столкнуться с массой унижений и дискриминаций при получении государственных денег.

Первой дискриминацией было то, что, будучи прописанной в Марьиной Горке, я получала значительно меньшее пособие, чем прописанные в Минске.

Во-вторых, унизительным был сам размер пособия. Первое время каждый месяц я получала аж целых 12 долларов! Эту цифру я запомнила на всю жизнь.

Но чтобы получать даже такие деньги, я была вынуждена подписать бумагу формата А4 о том, что я никто и нигде: что у меня нет абсолютно никаких доходов, даже процентов в банке.

Сейчас мне 56 лет, и работаю, но даже если проработаю до пенсионного возраста, все равно останусь без трудовой пенсии.

– На это как-то повлияли новые пенсионные законы властей?

– Конечно, у меня вычеркнуты из стажа время учебы в нархозе, два декретных отпуска и – что самое возмутительное – восемь лет ухода за больной мамой.

Причем, когда я оформляла пособие по уходу за инвалидом первой группы, в органах соцобеспечения мне не сказали, что эти годы не войдут в трудовой стаж.

Цинизм наших властей в том, что они держат людей в неведении, ставя потом перед фактом социальной пенсии как обухом по голове. Достаточной информации нет и на официальных сайтах органов власти. Я – человек с высшим экономическим образованием, с достаточно высоким уровнем компьютерной грамотности и навыками поиска информации в интернете – не могу разобраться, по какому принципу нам начисляют пенсии.

Система выстроена крайне непрозрачно, данные с государственных сайтов противоречат друг другу, приводят совершенно разные цифры. Сайт Мингорисполкома сообщает по пенсионному стажу одно, а сайт службы занятости Советского района Минска – совершенно другое.

По тем данным, которые мне удалось собрать из открытых источников, в 60 лет я должна получать пенсию в размере 87 рублей.

Когда же я пришла со своей трудовой книжкой на прием к работнику службы занятости по нашему району, она что-то почитала в интернете и сказала: а с чего вы взяли, что получите целых 87 рублей пенсии? Вам полагается 54 рубля…

– И как вы отреагировали на такую информацию?

– Сказать, что я расстроилась, – это ничего не сказать. Я просто была в шоке. Перед глазами прыгали бесконечные ссылки на какие-то указы, по которым государство оставляет меня на старости с 25 долларами в месяц.

В системе социального обеспечения Беларуси творится какой-то абсурд. Я обязательно найду юриста, чтобы оспорить это решение. Потому что это – просто беспредел.

Возмущает еще и то, что в стране создана непрозрачная и странная пенсионная система. Пенсию начисляют по месту последней работы. Человек должен сам собирать справки за всю свою жизнь и нести их на работу. Там проводят какие-то вычисления и отправляют в пенсионный фонд.

Это ужасно запутанная система, в которой все сделано для того, чтобы обычный человек не мог разобраться самостоятельно и защитить свои права.

Я, конечно, понимаю, что в стране нет денег и что уровень развития политики и экономики определяется по отношению государства к старикам и животным. Но как можно придумывать такие цифры: пособие по уходу за матерью-инвалидом в 12 долларов и пенсия в 25 долларов? Я как экономист не могу обосновать таких странных цифр.

Наши белорусские старики просто обречены гнить заживо – если у них нет нормальных детей, готовых брать на себя функции государства и заботиться о них в старости.

Я понимаю, что тренд отношения к людям (и пенсионерам в том числе) задает высшая государственная власть. Но хочется спросить чиновников на местах: вы же непосредственно общаетесь с людьми, к вам за помощью приходят далеко не самые обеспеченные, как вы им в глаза смотрите?

Я-то со своей ситуацией справлюсь: у меня и дети хорошие, и сама я еще полна энергии, но есть ситуации куда более серьезные, чем у меня.

Например, у моей подруги упал со строительных лесов, реставрируя церковь. Теперь он инвалид первой группы, а подруга за ним ухаживает. Это случилось, когда им было чуть за 20, а теперь им – по 50 уже. Получается, что ей все эти годы не зачислят в трудовой стаж. Муж без нее беспомощен. По логике государства, ей что, надо было бросить больного мужа, чтобы наработать себе на пенсию? И она получит эти нищенские 25 долларов.

У нас в государстве происходят просто аморальные вещи.

А пенсии при этом урезают до минимума. Не скажу, что это плохое отношение к людям – это вообще никакое отношение к людям.

У нас около 60 – 70% доходов госбюджет получает от пошлин, налогов и штрафов. Это страшно. Это говорит о том, что государство никакое.

– В пенсионной ловушке, кроме вас, оказались многие белорусы. Что бы вы посоветовали им делать?

– Я и согласилась на это интервью, чтобы своей историей помочь людям. Пусть, прочитав об этом, они думают, анализируют, что-то решают.

У меня есть какой-то оптимизм и боевое настроение. Я верю, что если обмениваться информацией, помогать друг другу, то получится решить многие проблемы в стране.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро

Eсли вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Депутаты Госдумы собрались на экстренное совещание, чтобы обсудить инициативу Минтруда, согласно которой размер пенсии теперь будет зависеть от пола. Для мужчин ничего не изменится. А вот женщины, по некоторым подсчетам, могут лишиться пятой части выплат.

Депутаты Госдумы собрались на экстренное совещание, чтобы обсудить инициативу Минтруда, согласно которой размер пенсии теперь будет зависеть от пола. Для мужчин ничего не изменится. А вот женщины, по некоторым подсчетам, могут лишиться пятой части выплат. Такой подход вызвал справедливые вопросы: а не дискриминация ли это? Пусть женщина иногда и работает меньше, и на пенсию выходит раньше, но как же дети — не считается?

Этот вопрос мучит многих, а справедливо ли это? Женщины будут получать пенсию меньше, чем мужчины. Газеты 23 января 2014 года вышли с заголовками о таком гендерном неравенстве. По информации журналистов, согласно новой методике, которую намерены применять уже с 2016 года, разница в ежемесячных суммах выплат может составить 20 процентов. На первый взгляд — шокирует, но попробуем разобраться.

Дело в том, что накопительная часть пособия по старости будет выплачиваться ежемесячно равными долями. Существует понятие "срок дожития", или более благозвучно "ожидаемый период выплат" — это время, в течение которого пенсионеру выдается накопленная сумма. Логично, что чем длиннее этот срок, тем меньше размер ежемесячного пособия.

Мужчины, как правило, уходят на заслуженный отдых в 60 лет, период выплат, согласно новому постановлению Минтруда, у них — 227 месяцев. Женщины прекращают работу раньше — в 55, а их официальный "срок дожития" 270 месяцев. Значит, и размер каждой выплаты меньше.

В министерстве труда России просят не нагнетать. В ведомстве разъясняют, значение имеет, скорее, не пол, а возраст выхода на пенсию и прежний доход — ведь именно от зарплаты зависит величина накопительной части.

"Что касается накопительной пенсии, то здесь будет некоторая дифференциация. То есть этот не очень большой размер накопительной пенсии будет чуть выше для тех, кто выходит в 60 лет, тут не важно – мужчина или женщина. Для тех кто уходит на пенсию в 60 лет – она будет немного больше, для тех, кто выходит в 55 лет – она, соответственно, будет чуть меньше", — объясняет директор департамента пенсионного обеспечения министерства труда и социального развития России Игнат Игнатьев.

Но общество возмутилось. Некоторые юристы даже требовали отдать авторов постановления под суд за ущемление прав женщин. Проблемой озаботились в Государственной думе. Фракция "Единая Россия" в экстренном порядке провела заседание, на Охотный ряд даже вызвали чиновников Минтруда.

Представители ведомства снова и снова убеждали, что их неправильно поняли. Чиновники недоумевали, почему столько шума наделала новация, которая была предложена как вариант. Но депутаты настаивают, "срок дожития" должен быть одинаковый и для мужчин, и для женщин, как сейчас.

"Никакого гендерного подхода в определении периода накопительной пенсии в методике, утверждаемой постановлением правительства, не будет. У нас должен быть единый показатель для мужчин и для женщин в периоде выплаты накопительной пенсии, который должен дифференцироваться, исходя из объективных статистических данных, определяющих динамику увеличения продолжительности жизни", — оправдывалась глава думского комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ольга Баталина.

По данным министерства труда, накопительная часть составляет в среднем около 10 процентов всей суммы пенсии, остальное — страховая. А разница между ежемесячными выплатами мужчин и женщин, согласно методике, о которой столько шума, в среднем всего-то 100 рублей.

Эксперты просят смотреть шире. В России, действительно, у женщин пенсии намного скромнее мужских. Потому что и зарплаты ниже. Но по этому вопросу, дискуссии об ущемлении прав не столь бурные.

"Когда говорят о правах женщин, говорят об одной из женских проблем – у нас неравенство в оплате труда, как и во всем мире. Другое дело, что в одних европейских странах это 10-15 процентов, а у нас эта цифра где-то приближается к 30. В результате у женщин ниже пенсия, чем у мужчин. Другое дело, что при начислении пенсии, о чем речь пошла, расчет пенсий у мужчин один, у женщин – другой, разница будет с учетом того, что женщины раньше выходят на пенсию, мужчины – позже, а разница будет только 100 рублей – это вообще чушь! У нас статья 19 Конституции России гласит- равные права мужчин и женщин", — отмечает председатель Союза женщин России, сенатор Екатерина Лахова.

И немного статистики. По данным Пенсионного фонда, всего в России чуть более 40 миллионов пенсионеров. Росстат поясняет, женщин пенсионного возраста (старше 55 лет) почти в два раза больше, чем мужчин (старше 60 лет).

Одни представительницы слабого пола за дифференцированным подходом усмотрели ловушку, другие — желание власти, побудить женщин работать и после 55 лет. Эксперты называют идею Минтруда антикризисной, которая поможет эффективно сэкономить средства бюджета, а также Пенсионного фонда. Теперь вопрос: рискнет ли правительство внедрить такую систему?

Читайте также: