Что будет с пенсионным возрастом в 2024 году

Обновлено: 18.05.2024

Сразу после объявления о реформе рейтинги президента, премьер-министра и правительства начали стремительно падать. Тем не менее уже 3 октября Владимир Путин подписал закон о реформе, хоть и в смягченном варианте. Зачем правительство пошло против общественного мнения, и кто был автором этой реформы?

Как решали

Дата — всего лишь случайное совпадение, уверяет источник Forbes в кабинете министров, осведомленный о ходе реформы. Заседания правительства проходят каждый четверг. На 7 июня была назначена прямая линия с президентом, которого максимально дистанцировали от пенсионной реформы, поэтому судьбоносное объявление назначили на 14 июня — ближайший четверг после прямой линии. Но решение о реформе было принято значительно раньше.

Еще до выборов президента на многочисленных совещаниях обсуждался пакет реформ, который правительству предстояло реализовать в новом политическом цикле, рассказывает один из федеральных чиновников. В обсуждении повышения пенсионного возраста участвовали Дмитрий Медведев, министр финансов Антон Силуанов, министр экономического развития Максим Орешкин, возглавлявший в то время Центр стратегических разработок Алексей Кудрин, председатель Центробанка Эльвира Набиуллина, помощник президента Андрей Белоусов. Социальный блок, которым в прежнем правительстве руководила Ольга Голодец, в этом не участвовал.

В ведомствах эту информацию не прокомментировали. С объявлением о реформе решили повременить до выборов и последующей смены правительства. Новый кабинет министров Путин представил 18 мая. Ответственной за социальные вопросы стала бывший председатель Счетной палаты Татьяна Голикова, поэтому основной груз проблем, связанных с реформой, лег на ее плечи.

Кто был автором

Люди искали виновных и строили догадки. Одна из популярных версий: на реформу Путина уговорили Кудрин и первый замглавы администрации президента Сергей Кириенко. А в авторы текста законопроекта о пенсионной реформе народная молва записала молодого экономиста Владимира Назарова, который работает в Институте Гайдара и возглавляет финансовый НИИ при Минфине.

Конкретного лица за реформой не видно, но очевидно одно: впервые о повышении пенсионного возраста объявили в самом жестком из всех обсуждавшихся вариантов — 63 года для женщин и 65 лет для мужчин, и это была идея Минфина, который формально не имел отношения к подготовке законопроекта. Чиновник, знакомый с ходом подготовки закона, подтвердил, что на гораздо более мягком сценарии настаивала Татьяна Голикова — взять паузу и посвятить какое-то время адаптации населения. И тем не менее именно ее блоку пришлось подготовить текст закона в жестком варианте — этим занимались специалисты из Минтруда и Пенсионного фонда.

Подарок от Путина

Президент долго хранил молчание и не вмешивался. Вся ответственность за реформу легла на плечи правительства. Впервые о реформе президент высказался лишь через месяц после объявления правительства. На встрече с волонтерами ЧМ в Калининграде Путин уверял, что ни один из вариантов повышения пенсионного возраста ему не нравится и что окончательного решения по этому вопросу еще нет. Но ему все же пришлось поставить точку в этом вопросе. В правительстве, разумеется, ожидали бурной реакции общественности, но рейтинг президента падал просто сокрушительно. Через три дня после объявления реформы уровень одобрения работы Путина, по данным ФОМ, упал до 69% — абсолютный минимум за последние пять лет, но телеобращение ситуацию не спасло: к ноябрю рейтинг одобрения составлял уже 61%.

Зачем все это

Доводы в пользу повышения с тех пор не изменились. В России резко уменьшается соотношение пенсионеров и работников, за которых платятся социальные страховые взносы. Иначе говоря, тех, кто оплачивает пенсии ныне живущим пенсионерам, становится все меньше. Сейчас, по расчетам исследователей ВШЭ, на одного пенсионера приходится 2,3 человека трудоспособного возраста. Учитывая теневую занятость, по расчетам РАНХиГС, на одного пенсионера приходится всего 1,1 работающего, за которого работодатель выплачивает взносы. Через 10 лет этот показатель составит 1,2 благодаря повышению пенсионного возраста, в противном случае он скатился бы к единице к 2030 году, поясняет Юрий Горлин.

При росте экономики около 1,5% в год (на конец 2018 года Минэкономразвития прогнозирует рост ВВП на 1,8%, а на конец 2019-го — 1,3%) индексировать размер пенсий по уровню инфляции или чуть выше можно было бы и без повышения пенсионного возраста, подсчитал Горлин. Но обеспечить устойчивый рост пенсий уже не получится без дополнительных мер, потому что зарплаты будут расти быстрее и пенсии потеряют свою основную функцию — быть страховкой от утраты заработка. Именно поэтому страховые пенсии в ближайшие шесть лет будут повышаться темпами, значительно превышающими прогнозируемый уровень инфляции.

По оценкам экспертов, итоговые траты бюджета окажутся даже выше, чем экономия от повышения пенсионного возраста. По расчетам, которые представляла Татьяна Голикова, деньги, полученные от повышения пенсионного возраста, не покроют траты на пенсионное обеспечение. Реформа сэкономит бюджету 2,9 трлн рублей, но пенсионное обеспечение потребует затрат в 3,3 трлн рублей за шесть лет.

Что сделали не так

Высокая скорость реализации реформы — это российский опыт, который оказался весьма болезненным. От официального объявления о реформе до подписания закона Путиным прошло всего 112 дней, а реализация нововведений начнется уже с 1 января 2019 года. В ОЭСР, например, средний период между принятием закона о пенсионной реформе и его реализацией составляет около 9 лет.

Сторонники реформы спешат заверить: сравнивать опыт России с опытом США или Европы некорректно. Более адекватное сравнение — с другими восточноевропейскими странами и странами СНГ. Когда повышение пенсионного возраста запоздало, приходится проводить реформу относительно высокими темпами и без длительного подготовительного периода, рассуждает Владимир Назаров. В большинстве восточноевропейских стран и в СНГ пенсионный возраст повысили в конце 1990-х — начале 2000-х годов и темпы роста составляли, как правило, 6–12 месяцев в год. К 2018 году лишь в двух странах СНГ, России и Узбекистане, пенсионный возраст сохранился на советском уровне.

Российские показатели пенсионной реформы далеки от рекордных, указывают экономисты. Чехия несколько лет назад начала повышение пенсионного возраста с 60 до 67 лет для мужчин и с 55 до 67 лет для женщин, а в Армении в 2001 году пенсионный возраст мужчин был за один год повышен сразу на три года.

Армия безработных

Есть один спорный вопрос: сможет ли экономика создать новые рабочие места для предпенсионеров. По оценкам Минэкономразвития, прирост занятых из-за повышения пенсионного возраста составит в 2019 году 137 200 человек, а суммарно к 2024 году — 1,8 млн человек. В министерстве верят, что этот выплеск рабочей силы добавит к росту ВВП 1,3 процентного пункта, то есть по 0,2–0,3 процентного пункта в год. Эксперты НИФИ более оптимистичны и прогнозируют прирост в 0,3–0,5 процентного пункта ВВП ежегодно.

Эти расчеты основаны на том, что не вышедшие на пенсию люди найдут работу. А в этом экономисты и противники реформы, да и сами будущие предпенсионеры не уверены. По мнению депутата Олега Шеина, инициатива правительства выпустит на рынок армию безработных. В мире идет процесс автоматизации производства. В таких условиях повышение пенсионного возраста — это просто выбрасывание на рынок труда абсолютно ненужной рабочей силы.

Госдума в третьем, окончательном чтении приняла законопроект о федеральном бюджете на 2022–2024 годы. На этом же пленарном заседании были приняты бюджеты трёх внебюджетных фондов: ПФР, а также ФСС и ФОМС. Бюджеты приняли, но почему-то не проходит ощущение, что нас опять обманули. И, более того, спор о пенсиях напомнил театр, где добрые депутаты бились со злыми… Но так ли всё на самом деле?

Согласно закону, доходы бюджета ПФР в 2022 году составят 10,032 трлн рублей, в 2023 году – 10,591 трлн рублей, в 2024 году – 11,074 трлн рублей. Расходы в 2022 году составят 10,154 трлн рублей, в 2023 году – 10,574 трлн рублей, в 2024 году – 11,167 трлн рублей.

Устойчивость и сбалансированность – это главные качества подготовленных к третьему чтению бюджетов фондов. В условиях неопределённости, связанной с новой коронавирусной инфекцией, её влиянием на глобальные экономические процессы, именно устойчивость и сбалансированность фондов гарантируют, что все социальные обязательства государства, а также делегированные законодательством России полномочия для фондов будут в полном объёме выполнены,

– заявил в ходе обсуждения проектов бюджетов депутат от "Единой России" Айрат Фаррахов.

Депутат от КПРФ Алексей Куринный напомнил, что деньги во внебюджетных фондах всё-таки народные и собираются с населения и организаций, а значит, все они учитываются, хотя и частично, в госпрограммах, их цель – решение государственных задач:

Поэтому я ещё раз вам озвучу цифры, которые озвучивал до этого. Это средняя страховая пенсия на будущий год – 18 520 р. Это плюс 984 рубля, или 5,6% индексация всего лишь. Больше, конечно, чем в 2021 году. Но я напомню, что Центробанк отчитался недавно, инфляция будет 7,9%. Про 2% забыли. Фактически сегодня бюджет Пенсионного фонда – это полный провал государственной политики в сфере пенсионного обеспечения граждан. Проект бюджета Пенсионного фонда на 2022–2024 годы не только не обозначает выход из пенсионного тупика, но ещё и дополнительно ухудшает положение миллионов наших граждан.

Представитель партии "Справедливая Россия – За Правду" Олег Нилов во время выступления назвал "надуманной надстройкой" сам Пенсионный фонд. По его словам, в советское время подобной организации не было, однако граждане получали достойные пенсии. При этом не было необходимости содержать раздутый аппарат и строить для сотрудников фонда дорогостоящие здания:

Всё это надо отменять, вот в чём наша принципиальная позиция. И главная поправка, если бы можно было её внести, звучала бы так: закрыть (ПФР. – Ред.), и реформы пенсионные признать как минимум неудовлетворительными, а правильнее сказать – вредительскими.

Депутат от "Единой России" Михаил Тарасенко отметил, что таким образом у нас упадёт уровень пенсионного обеспечения, поскольку принятый бюджет ПФР предполагает рост всего лишь на 5,6%:

Единственное, что в этой ситуации заставляет нашу фракцию голосовать за этот законопроект, – это то, что президент дал поручение найти решение этого вопроса, с тем чтобы уровень пенсионного обеспечения граждан не снизился, а увеличился. И поэтому дано поручение. Цена этого вопроса 150 миллиардов рублей. И это решение сейчас в правительстве активно ищут. Я думаю, будет найдено.

Эту тему в программе "Царьград. Главное" обозреватель Юрий Пронько обсудил с депутатом, членом фракции КПРФ Алексеем Куринным.

"Всё падает, мы это понимаем, но будем голосовать за"

Юрий Пронько: Больше всего мне "понравилось" это высказывание единоросса Михаила Тарасенко, который фактически "прикрылся" фигурой президента, полностью сняв с себя ответственность. Это какое-то особое политическое поведение или нечто иное?

Алексей, вы очень жёстко заявили о том, что пенсионная реформа провалилась. Вас поддержали некоторые коллеги. Но господин Тарасенко из фракции "Единая Россия" сказал: да, всё падает, но будем голосовать за. Вы можете объяснить логику в принятии подобных решений?

Алексей Куринный: Я в своём выступлении как раз и говорил об отсутствии логики: несмотря на национальную цель, направленную на рост пенсий, опережающий инфляцию, вы вдруг голосуете за индексацию, которая на 2% ниже даже той инфляции, которую Центробанк прогнозирует на конец года. При этом почему-то отсылаете нас к пока ещё не принятому решению президента, не найденным деньгам и какой-то возможной перспективе.

Вас же люди избирали в Госдуму для того, чтобы вы решали их проблемы. А вы говорите: мы закрываем глаза, ничего страшного, а там, может быть, что-нибудь получится. При этом, безусловно, бюджет Пенсионного фонда – это абсолютный провал.

Что говорит о провале пенсионной реформы

– Вы можете объяснить, почему считаете это провалом?

– Во-первых, не получилось обещанного роста пенсий хотя бы на тысячу рублей. И с каждым годом этот рост будет всё меньше и меньше. Во-вторых, индексация пенсий – ниже уровня инфляции. В-третьих, будет уменьшаться и соотношение средней пенсии к прожиточному минимуму пенсионера, то есть в этом году это 166%, а в 2024-м – всего 152%. А это значит, что покупательная способность пенсий будет падать.

Ну и, наконец, соотношение к средней заработной плате, так называемый коэффициент замещения, здесь тоже мы видим снижение показателей. В 2015 году было 35%, а в 2024-м станет 30%.

– То есть даже эта пресловутая тысяча Силуанова – это тоже фиаско.

– Да, полный провал. Понятно, что весь эффект от повышения пенсионного возраста закончился. И сегодня нужен либо экономический рост, либо придётся снова повышать пенсионный возраст, другого варианта нет.

– И ведь ваши коллеги из "партии власти" это тоже понимают. Но всё равно голосуют за.

– Они многие вещи понимают, и Тарасенко их озвучивает. Но голосуют почему-то совсем по-другому. У него было много других предложений, вполне здравых. Но почему-то он обвинял Государственную думу, где большинство из "Единой России", что она не принимает такие законопроекты, хотя их неоднократно вносили.

К примеру, отмена льготы для богатых при отчислениях в Пенсионный фонд, которая сегодня существует. Но именно эти законопроекты, когда их вносили в Госдуму, "Единая Россия" проваливала несколько раз.

Я уж не говорю про теневую занятость и про те два триллиона рублей, которые до Пенсионного фонда не доходят, потому что четверть наших граждан якобы нигде не работает, а правительство на это смотрит сквозь пальцы. И, мало того, Пенсионный фонд несёт убытки.

Мы столкнулись с тем, что за ближайшие три года количество людей, которые не смогли себе заработать на страховую пенсию, увеличится на 250 тысяч человек. Они, достигнув пенсионного возраста, нормальную страховую пенсию получать не будут, потому что не хватит баллов, а размер отчислений был очень низкий, ведь работали они "вчёрную".

– Он озвучивает официальную политику в данном случае. Потому что разговоры про это идут давно. Врачей у нас не хватает, поэтому давайте врачей-пенсионеров попробуем вернуть в систему. При этом отсутствие такого решения, как индексация пенсий работающим пенсионерам, вывела с рынка труда порядка пяти миллионов человек.

Потери Пенсионного фонда на этом составили порядка 600 миллиардов рублей. И ровно столько же Пенсионный фонд сэкономил из-за того, что не индексируется пенсия работающим пенсионерам. То есть мы через шесть лет после принятого решения вышли ноль в ноль.

Финансирование здравоохранения сокращается, и это факт

– И самое главное, что никто за это не отвечает: ни Силуанов, ни те, кто продавливал в Госдуме пенсионную реформу и такие позорные решения, как отказ в индексации работающим пенсионерам и инвалидам. Я хотел бы с вами разобрать ещё и тему соцфондов. Вы сегодня заявили, что финансирование отечественного здравоохранения будет сокращено:

Я вынужден опровергнуть не раз звучавшие заявления о беспрецедентном росте расходов на здравоохранение. Если мы сегодня даже учтём те 28 миллиардов, которые были дополнительно предусмотрены в федеральном бюджете, рост составит всего 150 миллиардов. Это будет минус 5% в постоянных ценах по сравнению с 2021 годом. Никакого роста.

А вот что заявил Михаил Тарасенко:

У нас система работает неправильно. Не богатые платят за бедных, а здоровые – за больных, а у нас богатым созданы преференции, потому что уплата страховых взносов с определённого уровня заработной платы ограничивается. Это противоречит основополагающему принципу социального страхования.

Олег Нилов затронул вопрос профицита Фонда социального страхования размером в 50 с лишним миллиардов рублей:

– Алексей, вы утверждаете, что будет фактическое сокращение объёма финансирования здравоохранения. Однако если послушать главу парламентского комитета по бюджетам и налогам Андрея Макарова, то объёмы финансирования увеличиваются. Кто в этой ситуации лукавит?

– Андрей Михайлович почему-то ссылается на 2017, на 2018 доковидные годы. Действительно, в 2020–2021 годах был существенный рост, но его съел ковид. Всё это повышение, которое якобы произошло в здравоохранении, было направлено на конкретную цель – на дополнительные обязательства, на дополнительную помощь. Это не имеет никакого отношения к остальным нозологиям, которые сегодня присутствуют на нашем медицинском поле.

Иными словами, даже если мы возьмём 2021–2022 годы и их сравним в постоянных ценах, то есть вычтем инфляцию, то у нас будет минус 5% финансирования. Если возьмём по отношению к ВВП, это более грамотный подход, то доля расходов государственных на здравоохранение – примерно 4%, в следующем году будет 3,9%, а к 2024 году – падение до 3,7%.

К тому же те пациенты, которые сегодня не поступают, накапливаются, а это – не сделанные операции, не проведённое вовремя лечение. Всё это, безусловно, даст о себе знать и потребует дополнительных расходов.

Но правительство ждёт каких-то более суровых времён, когда можно будет распечатать "кубышку". 1200 человек в день умирающих официально – для них сегодня это не суровые времена, и это не тот момент, когда необходимо накопленные резервы наконец начинать тратить на людей, на здравоохранение.

И из-за нынешнего варианта финансирования в части исполнения национальных целей повышения продолжительности жизни, снижения смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, онкологических заболеваний не будет. Это можно абсолютно чётко прогнозировать. Даже несмотря на то, что правительство их откорректировало – аккуратненько так, под шумок – в начале этого года.

Профицит – как переходящий вымпел

– Алексей, а что это за 50 миллиардов рублей профицита из года в год, как переходящий вымпел, о которых говорил Олег Нилов?

– Это несбалансированность двух подразделов бюджета Фонда социального страхования. Один – это больничные листы, беременность, здесь всё время дефицит. А другой – это страхование от профессиональных рисков: профзаболевания, выплаты, связанные с оплатой при получении травм на производстве, и так далее. Вот второй раздел регулярно у нас профицитный.

Это говорит о том, что у нас занижается профессиональная заболеваемость. Она у нас в три раза ниже, чем в Европе. Я очень сильно сомневаюсь, что сегодня в европейских странах такие вредные условия труда, что у них заболеваемость в три раза выше, чем в России.

И эти средства должны быть направлены целевым образом на улучшение условий труда и на реабилитацию. Но они у нас находятся в резерве. Более того, они частично тратятся на покрытие дефицита первой части, связанной с больничными листами по нетрудоспособности.

О чём умалчивает Андрей Макаров

– Я правильно понимаю, что вы голосовали против этих бюджетов?

– Тогда давайте послушаем фрагмент пламенной речи господина Макарова, когда он тех, кто голосовал против, обвинил во всех грехах:

Сегодня вы голосуете против обеспечения жильём инвалидов. Вы голосуете против долговременного ухода за гражданами пожилого возраста. Вы голосуете против того, чтобы были выплаты на детей. Я подчёркиваю, это миллионы людей, миллионы семей. Я могу называть цифры. Вы голосуете против программы социального развития села. Вы голосуете против строительства дорог, региональных, местных, по которым пойдут школьные автобусы, которые повезут детей в нормальные школы. Что будет, если не принять бюджет? Это будет самый жестокий кризис для страны, после которого вся инфляция, которая сейчас есть, покажется праздником. На самом деле своим голосованием вы делаете одно: вы хотите кризиса.

– Алексей, вы хотите кризиса? Вы выступаете против новых дорог? Вы выступаете против выплат детям? Вы все, кто голосовал против, такие злые?

– Андрей Михайлович не лишён артистических способностей. Страна будет жить по 1/12 текущего, 2021 года. То есть никаких изменений колоссальных не произойдёт. А вот то, что в бюджете 2022 года профицит в почти полтора триллиона рублей, господин Макаров предпочитает не вспоминать. А ведь это те деньги, которые не распределены, при этом в бюджете нет нормальных денег на лекарства, на здравоохранение, там нет нормальных денег на образование и на науку.

Он не говорит о том, что сегодня не финансируется, что не даёт возможности стране экономически развиваться, а ведь это самое главное. Прогнозируемый сегодня правительством рост – это 4%, если сравнить с 2019-м, то на полтора процента рост, в следующем – 2%, и в 2024 году – 2,5%.

– Это даже не среднемировые показатели. А чем они обосновывают этот полуторатриллионный профицит? И это в ситуации стагнации, в ситуации кризиса, в ситуации обнищания населения иметь полуторатриллионный профицит? Чем-то они это объясняют?

– Они говорят: страна находится в тяжёлых условиях. Возможно, придётся тратить деньги на какие-то пока не предусмотренные бюджетом цели. Правительство лучше знает и так далее. Более того, под это дело мы в прошлом году и в позапрошлом году ещё и кредитовались дополнительно к бюджету.

То есть, имея колоссальные резервы, мы брали в долг и платили за это проценты. Причём эти проценты уже приближаются к триллиону рублей ежегодно! А свои собственные деньги почему-то направляем в иностранные ценные бумаги и в доллары.

– А тогда почему исполняется так называемое "бюджетное правило", если вы готовитесь к тяжёлым временам? Зачем вы рекордными темпами скупаете валюту, покупательная способность которой на Западе снижается? Где логика, в чём она заключается? Более того, не мне вам рассказывать, что и министр финансов России Антон Силуанов, и глава комитета Госдумы Андрей Макаров лгут и лукавят по поводу "тёмных или тяжёлых времён". У них был профицит в 2018 году, в 2019 году и даже в ковидном 2020 году. Они думают, что мы этого не помним? Они думают, что мы забыли о том, как Силуанов конце прошлого декабря триллион рублей не мог потратить?

– Мы говорим то же самое. Когда не было денег, а мы со своими предложениями, касающимися индексации пенсий работающим пенсионерам или поддержки "детей войны", выходили, а нам отказывали, это было понятно или хотя бы объяснимо. Но когда деньги есть, а вы порой не можете найти копейки на индексацию выплат военным пенсионерам, и это тоже в очередной раз заморожено, вот этого понять невозможно.

Не находите деньги на больных детей, не находите деньги на бесплатные лекарства, но они же есть. Кому и когда они должны понадобиться? Кто доживёт до этого счастья? Причём этот вопрос неоднократно задавался, а ответ мы получали витиеватый: у нас турбулентная экономика, мы должны готовиться к худшим временам, поэтому нам нужны резервы. А то вдруг нефть упадёт? Тогда зададим встречный вопрос: а вдруг мы не доживём?

Программа "Царьград. Главное" выходит на "Первом русском" каждый будний день в 18:00. Не пропустите!

Одновременно с решением повысить пенсионный возраст в России, законодательно был утвержден график ежегодной индексации пенсии до 2024 года включительно. Закон предусматривает такой порядок повышения, в результате которого пенсии будут ежегодно расти в среднем на тысячу рублей и к 2024 году составят более 20 тысяч (тоже в среднем).

Увеличение будут производить путем индексации двух основных параметров, от которых зависит страховая пенсия:

Запланированное до 2024 года ежегодное повышение полагается только неработающим пенсионерам. Для работающих право на индексацию предоставляется при увольнении и переходе в категорию нетрудоустроенных, в связи с чем Пенсионный фонд осуществляет перерасчет пенсии.

Если же пенсионер продолжает работать, его пенсионное обеспечение ежегодно повышают с 1 августа. Прибавка обеспечивается в результате учета дополнительного стажа и баллов, но размер ее незначительный — не более 200-300 рублей.

Как будет индексироваться пенсия

Схема индексации страховой пенсии на 2019-2024 гг. установлена такой, чтобы в результате всех запланированных повышений средний размер выплаты вырос до 20 тыс. руб. Утвержденный законом порядок представлен в виде инфографики:

Индексация пенсии до 2024 года проценты

Инфографика: индексация пенсий до 2024 года

Как и обычно, повышение будет осуществляться за счет изменения стоимости пенсионного балла и фиксированной выплаты, из которых рассчитывается пенсия. Формула расчета страховой пенсии (СП) выглядит следующим образом:

  • Сипк — стоимость одного пенсионного коэффициента, установленная законом на дату расчета;
  • ∑ИПК — сумма пенсионных коэффициентов, сформированных на лицевом счете гражданина;
  • ФВсп — фиксированная выплата (базовая часть страховой пенсии), установленная законом на дату расчета.

Соответственно, при индексации стоимости коэффициента и фиксированной выплаты на установленный законом процент размер пенсионного обеспечения тоже увеличивается на этот же процент.

Нужно отметить, что повышение касается только неработающих пенсионеров, получающих какой-либо вид страховой пенсии (по инвалидности, старости или потере кормильца). Для работающих граждан стоимость коэффициента и фиксированной части не индексируется на протяжении всего периода, пока они трудоустроены. Повышение для них по-прежнему будет полагаться только после увольнения и перерасчета с учетом пропущенных за годы работы повышений.

График индексации пенсии по годам до 2024 года

Схема индексации пенсии до 2024 года утверждена таким образом, чтобы размер прибавки к среднему размеру выплаты составлял 1000 рублей в год. Чтобы обеспечить такую прибавку в графике повышения предусмотрели следующие изменения:

  • Повышение в течение установленного периода будут проводить ежегодно с 1 января. До этого индексацию проводили не с начала финансового года, а только с 1 февраля.
  • Процент, на который ежегодно будут увеличивать пенсию, превышает инфляцию. До этих изменений повышение производилось строго в соответствии с фактической инфляцией (по прогнозам, инфляция будет составлять примерно 4% в год).

Предусмотренные законом проценты индексации до 2024 года представлены в таблице:

Год Индексация, в % Средний размер пенсии после повышения, в руб. Величина прибавки, в руб.
2019 7,05 15367 в среднем, примерно 1 тыс. руб.
2020 6,6 16284
2021 6,3 17212
2022 5,9 18227
2023 5,6 19248
2024 5,5 20306

Нужно пояснить, что величина прибавки определена относительно среднего размера страховой пенсии и для каждого гражданина будет рассчитана индивидуально.

  • Если пенсионное обеспечение гражданина меньше средней по России величины, тогда и сумма доплаты от ежегодных индексаций будет ниже 1 тысячи рублей.
  • Если пенсия выше средней, то и прибавка превысит тысячу рублей.

Чтобы рассчитать, как в результате индексации вырастет размер выплаты, необходимо умножить его на процент, установленный для соответствующего года.

Стоимость пенсионного балла по годам до 2024 года (таблица)

Ежегодная индексация цены одного пенсионного коэффициента в период 2019-2024 гг. будет производиться в соответствии с частью 7 ст. 10 закона № 350-ФЗ от 03.10.2018 г. Эта норма закона содержит точные значения пенсионного балла, которые будут применяться при расчете пенсии — они представлены далее в таблице:

Год Стоимость пенсионного коэффициента, в руб.
2019 87,24
2020 93,00
2021 98,86
2022 104,69
2023 110,55
2024 116,63

Фиксированная выплата к пенсии в период 2019-2024 г.

Размеры фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, которые будут установлены в 2019-2024 годах, законодательно закреплены в части 8 ст. 10 закона № 350-ФЗ. Для остальных видов страхового обеспечения величина ФВ определяется следующим образом:

  • фиксированная часть пенсии по инвалидности 1 группы составляет 200% от ФВ по старости;
  • по инвалидности 2 группы — 100% от выплаты по старости;
  • по инвалидности 3 группы и по потере кормильца — 50% от ФВ по старости.

С 2019 по 2024 г. величина фиксированной выплаты будет устанавливаться в соответствии с данными таблицы:

Год Величина фиксированной выплаты к соответствующему виду пенсионного обеспечения, в руб.
по инвалидности 1 группы по старости, по инвалидности 2 группы по инвалидности 3 группы, по потере кормильца
2019 10668,38 5334,19 2667,10
2020 11372,50 5686,25 2843,13
2021 12088,96 6044,48 3022,24
2022 12802,20 6401,10 3200,55
2023 13519,12 6759,56 3379,78
2024 14262,68 7131,34 3565,67

Значения ФВ, приведенные в таблицы, действуют только для неработающих пенсионеров. Для граждан, продолжающих работать, фиксированная часть не индексируется и остается неизменной с даты оформления ими пенсионного обеспечения.

Для некоторых категорий пенсионеров законом предусмотрено право на дополнительное повышение фиксированной части. Согласно статье 17 закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г., увеличение ФВ полагается:

Если пенсионер проживает в северных регионах России, то величина фиксированной выплаты увеличивается на установленный по месту проживания районный коэффициент. Например, на Чукотке ФВ повышается в два раза.

Повышение пенсии работающим пенсионерам

Еще с 2016 года была отменена ежегодная индексация страховой пенсии работающих пенсионеров, и в период 2019-2024 гг. восстанавливать ее также не планируют.

  • Глава Минфина Антон Силуанов заявлял, что изменять сложившийся порядок повышения нецелесообразно. Такую позицию он аргументировал тем, что у работающих пенсионеров регулярно растет заработная плата с темпами, превышающими инфляцию.
  • Антон Дроздов, занимавший тогда должность главы Пенсионного фонда, отмечал, что на восстановление индексации для работающих потребуется около 368 млрд руб. ежегодно.

Пока работающие пенсионеры могут рассчитывать на увеличение пенсии только в результате ежегодного перерасчета с 1 августа. Он заключается в пересчете пенсионного обеспечения с учетом пенсионных баллов, сформированных за год, предшествующий перерасчету.

  • Величина прибавки в августе рассчитывается как стоимость накопленных коэффициентов, причем стоимость одного балла берется по нормативу, установленному законом на дату выхода на пенсию.
  • Учитывается не более трех пенсионных коэффициентов, а неучтенный остаток баллов переходит на следующий год.

Таким образом, размер ежегодной прибавки работающему пенсионеру зависит от даты оформления им пенсионного обеспечения и количества накопленных баллов. С учетом ограничения по количеству учитываемых при перерасчете коэффициентов (не более трех), размер максимальной прибавки с 1 августа будет определяться по таблице:

Когда была (будет) оформлена пенсия Сколько стоит 1 ИПК, в руб. Максимальный размер прибавки с 1 августа, в руб.
до 31.01.2016 71,41 214,23
с 01.02.2016 74,27 228,81
с 01.02.2017 78,28 234,84
с 01.04.2017 78,58 235,74
с 01.01.2018 81,49 244,47
с 01.01.2019 87,24 261,72
с 01.01.2020 93,00 279,00
с 01.01.2021 98,86 296,58
с 01.01.2022 104,69 314,07
с 01.01.2023 110,55 331,65
с 01.01.2024 116,63 349,89

С 2019 года в России повысили пенсионный возраст. Это тот возраст, с которого мужчины и женщины получают право на пенсию по старости от государства.

Раньше на пенсию по старости можно было выйти в 55 или 60 лет — даже без выслуги, льгот, троих детей и тяжелой работы. Теперь возраст повысили. Но не сразу на пять лет, а постепенно. Кому-то дали больше льгот, кто-то получит прибавку, а кто-то должен будет дольше работать.

Мы еще не рассказывали, что именно изменилось в пенсионной системе. Но уже пора, поэтому вот полный разбор основных поправок.

Главное из пенсионной реформы

Вот что нужно знать всем, кто собирается получать пенсию в России:

  1. Пенсионный возраст повысили до 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин.
  2. Повышение будет постепенным. Таблица по возрастам есть в статье.
  3. Право на досрочную пенсию за тяжелый и вредный труд сохранили.
  4. Многодетные матери смогут получать пенсию на три или четыре года раньше. А некоторые — с 50 лет.
  5. Женщины со стажем 37 лет и мужчины со стажем 42 года могут выйти на пенсию на два года раньше. Но только с 55 и 60 лет.
  6. Безработные предпенсионеры смогут получать пенсию досрочно по решению службы занятости.
  7. Жители Крайнего Севера выходят на пенсию на пять лет раньше остальных, но возраст им тоже повысили на пять лет. Требования к стажу не изменились, и есть переходный период.
  8. Сельские пенсионеры получат прибавку — в 2019 году она составит 1333 Р в месяц.
  9. Социальную пенсию без стажа и баллов будут платить с 65 лет женщинам и с 70 лет мужчинам. То есть на пять лет позже, чем было. Переходный период тоже действует.
  10. Учителям, врачам и артистам сохранили досрочную пенсию за выслугу, но платить ее будут с отсрочкой.
  11. Госслужащим пенсионный возраст повысят постепенно: женщинам до 63 лет, мужчинам до 65 лет.
  12. Средняя пенсия по старости будет расти на 1000 рублей каждый год. Прибавку заплатят сверх прожиточного минимума.
  13. Предпенсионерам дали льготы с учетом возраста: по налогам, наследству, пособиям, алиментам и диспансеризации.
  14. Для тех, кто вышел на пенсию до 2018 года, ничего не изменится. Дорабатывать им не нужно, а прибавку уже платят.

Что такое пенсионная реформа?

Пенсионная реформа — это изменения в правилах назначения пенсии. До 2019 года были одни условия, а с 2019 года они изменились. Основное и самое резонансное изменение в законе о пенсиях — повышение пенсионного возраста.

Пенсионный возраст — этот тот возраст, когда у любого гражданина России возникает право каждый месяц получать деньги от государства просто потому, что ему исполнилось сколько-то лет.

Пенсия по старости может быть страховой — когда накопился трудовой стаж и баллы. Еще она может быть социальной — когда стажа и баллов не хватает, но бюджет все равно будет что-то платить, чтобы поддерживать минимальный уровень жизни социально незащищенных граждан.

До 2019 года право на страховую пенсию по старости возникало в 55 лет у женщин и в 60 лет у мужчин. Это значит, что любая женщина, которой в 2018 году исполнилось 55 лет, при условии, что у нее накопилось 9 лет стажа и минимум 13,8 балла, получала право на пенсию от государства. Каждый месяц ей бы платили какую-то сумму — не меньше прожиточного минимума в регионе. Средняя пенсия по старости в 2018 году составляла 14,5 тысячи рублей. У мужчин право на такие выплаты появлялось с 60 лет.

Правительство решило повысить пенсионный возраст. Мы разобрали предпосылки для пенсионной реформы — если кратко, то в России всё больше пенсионеров, всё меньше трудящихся, уже сейчас половина денег на пенсии берется из федерального бюджета, пенсионного фонда не хватает, а тратить на пенсии нужно больше, чем Россия зарабатывает на нефти и газе.

Мы уже собирали мнения читателей по улучшению пенсионной системы и предложения, как накопить на старость без поддержки государства. Теперь посмотрим на нормы федерального закона, которые уже вступили в силу и работают.

Пенсионный возраст повысили до 60 и 65 лет, но не для всех сразу

До 2019 года право на пенсию по старости можно было получить в 55 и 60 лет, но в 2019 году уже нельзя. Если женщине в мае 2019 года исполняется 55 лет, она еще не может прийти в отделение ПФР и обратиться за назначением пенсии.

В 2019 году пенсионный возраст для женщин составляет 55,5 года, а для мужчин — 60,5 года. Та же женщина сможет обратиться за пенсией не в мае 2019 года, а в ноябре — на полгода позже.

Такой пенсионный возраст сохранят не для всех. Сейчас идет переходный период. Каждый год мужчины и женщины будут все позже получать право на пенсию по старости. Например, в 2021 году женщинам назначат пенсию уже не в 55,5, а только в 56,5 года. А в 2024 году — в 58 лет.

В итоге в 2028 году пенсионный возраст повысят окончательно. Он составит 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. Первыми это повышение почувствуют те, кто родился в 1968 и 1963 году. Сейчас этим женщинам 51 год, а мужчинам 56 лет. Еще год назад они рассчитывали уйти на заслуженный отдых или получать прибавку к зарплате через пять лет, но теперь им придется отработать до пенсии еще почти десять лет.

Читайте также: