Жалоба на неуплату налогов юридическим лицом

Обновлено: 17.05.2024

kak_podat_zhalobu_v_vyshestoyashchiy_nalogovyy_organ_v_2021_godu.jpg

Похожие публикации

Жалоба на решение налогового органа, подаваемая в вышестоящую структуру – обязательный этап досудебного урегулирования спорного вопроса в текущем времени. В 2021 году правила подачи подобных жалоб меняются.

Решение ИФНС вступает в силу через месяц после вручения проверяемому лицу (п. 9 ст. 101 НК РФ). До истечения месячного срока у налогоплательщика есть возможность подать апелляционную жалобу в УФНС, позже можно оформлять только обычную жалобу. Алгоритм оспаривания действий налоговых органов регламентирован главой 19 НК РФ.

Как подается апелляционная жалоба на решение налоговой

Федеральным законом от 17.02.2021 г. № 6-ФЗ изменен порядок подачи и рассмотрения жалоб по решениям ИФНС. Нововведения начали действовать с 17 марта 2021 года. Ключевые моменты оспаривания действий налоговиков:

  • апелляция возможна только до истечения месячного срока с момента оповещения налогоплательщика о принятом решении;
  • жалоба с приложениями подается в УФНС, но не напрямую, а через инспекцию, действия которой оспариваются;
  • факт подачи апелляционной жалобы отодвигает дату вступления в силу спорного решения;
  • рассмотрение документов по апелляции по обновленным правилам возможно в формате видео-конференц-связи;
  • УФНС наделено правом приостанавливать рассмотрение жалоб.

Жалоба в вышестоящую налоговую составляется в письменном виде. Документ может быть оформлен на бумаге и подан лично в инспекцию или отправлен по почте. Альтернативный вариант – составление электронного документа с передачей его в налоговый орган через кабинет налогоплательщика или путем отправки по ТКС.

Алгоритм оспаривания действий налоговиков:

  • в месячный срок после получения спорного решения составляется жалоба и отправляется в ИФНС, действия которой нарушают права физического или юридического лица;
  • ИФНС в трехдневный срок перенаправляет документы в вышестоящую инстанцию;
  • если инспекция устранила недочеты, она сообщает об этом в УФНС (в трехдневный срок), жалоба в вышестоящий налоговый орган остается без рассмотрения, о чем в пятидневный срок принимается соответствующее решение;
  • личное присутствие налогоплательщика при рассмотрении сути спора не требуется, исключение может быть сделано при наличии противоречий на этапе сличения документов, поданных сторонами конфликта, допустим вариант обсуждения по видеосвязи;
  • жалоба рассматривается в течение месяца, итог выводится в решении УФНС, которое доводится до налогоплательщика в трехдневный срок.

При несогласии с выводами вышестоящего налогового органа можно обратиться в арбитражный суд – на это дается 3 месяца с момента принятия УФНС соответствующего решения (п. 4 ст. 198 АПК РФ).

Обязательные реквизиты жалобы перечислены в ст. 139.2 НК РФ. В документе указывается адресат (УФНС, в которое направляются документы), ФИО и адрес лица, оспаривающего решение ИФНС, контактные данные. Обязательно отражается предмет обжалования и наименование налогового органа, принявшего неправомерное решение. Жалоба на действия налоговой должна содержать перечисление причин несогласия с мнением ИФНС, аргументация приводится с отсылом на законодательные нормы. Важно обозначить требование об отмене или изменении соответствующего решения. Дополнительно надо прописать способ оповещения о результатах рассмотрения жалобы. Документ заверяется подписью лица, чьи права нарушены, или его представителя. В последнем случае надо приложить доверенность, подтверждающую правомочность действий подписанта.

Жалоба дополняется документами, подтверждающими правильность выводов налогоплательщика. Все приложения фиксируются в описи. Поданная жалоба на решение налоговой может быть отозвана полностью или частично. Для этого надо подать соответствующее заявление в УФНС. Но по новым правилам такой шаг лишает права на повторное оспаривание действий налоговиков в рамках события, по которому отозвана жалоба на налоговый орган.

В каких случаях жалобу оставят без рассмотрения

Вышестоящий налоговый орган может оставить без рассмотрения требования жалобы в полном объеме или частично. Перечень возможных причин для отказа в изучении проблемы приведен в ст. 139.3 НК РФ:

  • жалоба подана напрямую в УФНС, то есть из цепочки исключена налоговая инспекция, действия которой являются предметом спора;
  • документ не подписан или содержит не весь набор обязательных реквизитов, не обозначены оспариваемые акты ИФНС;
  • апелляционная жалоба в налоговую подана с нарушением сроков – для рассмотрения дела надо приложить к комплекту документов ходатайство о восстановлении срока;
  • этот вопрос уже оспаривался ранее или обращение было отозвано налогоплательщиком;
  • жалоба на бездействие налоговой не рассматривается, если ИФНС до принятия решения вышестоящим органом устранило нарушение и сообщило об этом в УФНС;
  • на дату получения УФНС документов спор разрешен по тем же основаниям в судебном порядке;
  • ИП или предприятие, оспаривающее действия налоговиков, ликвидированы или по иным причинам исключены из базы данных регистратора.

Когда производится проверка жалоб, налоговая при оставлении документов без изучения должна оформить соответствующее решение в пятидневный срок – отсчет ведется с момента получения жалобы налоговым органом или от даты отзыва обращения, либо со дня поступления сведений об устранении инспекцией нарушений. Еще три дня дается налоговикам для доведения до налогоплательщика информации об оставлении жалобы без рассмотрения.

Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.

Конституционный Суд РФ опубликовал Постановление от 08.12.2017 № 39-П, в котором подтвердил право налоговиков в порядке исключения взыскивать задолженность организаций по налогам и сборам за счет денег и имущества их должностных лиц. Рассказываем, что это за исключения и насколько реальна перспектива понести имущественную ответственность за свою компанию.

Суть вопроса

Поводом к принятию вышеуказанного постановления послужило обращение в КС ряда граждан. В своих жалобах они просили проверить конституционность некоторых положений ГК РФ, НК РФ и УПК РФ, которые позволяют наказывать директоров и главных бухгалтеров за налоговые нарушения, допускаемые юрлицами.

Речь идет о возмещении вреда, причиняемого бюджетам неуплатой налогов и пеней. Данный вред, согласно обжалуемым заявителями нормам (ст.31 НК РФ, ст. 1064 ГК РФ и ст. 54 УПК РФ), теоретически можно взыскать с должностного лица организации, виновного в неуплате налогов, путем предъявления ему гражданского иска.

КС РФ не нашел оснований для признания спорных норм незаконными и противоречащими Конституции РФ. Тем самым было подтверждено право ФНС и прокуратуры обращаться в суд с исками к должностным лицам организаций о взыскании с них налоговых недоимок.

Одновременно суд обратил внимание на то, что данное право может быть реализовано лишь в крайних случаях. В частности, когда возможность взыскания налогов и штрафов с самой организации уже утрачена по причине прекращения ее деятельности.

Судьи пояснили, что за неуплату юрлицом налогов и сборов налоговую ответственность несет именно организация, а не ее работники и должностные лица. Но это общее правило.

В ряде случаев прокуратура и налоговая инспекция все же могут взыскать налоговую недоимку организации за счет средств ее учредителей и должностных лиц. Например, за счет имущества генерального директора или главного бухгалтера. Что это за случаи, и когда подобная мера может быть применена в отношении должностных лиц юрлица Конституционный Суд и разъяснил в данном постановлении.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. КС РФ подтвердил право налоговиков в порядке исключения взыскивать задолженность организаций по налогам и сборам за счет денег и имущества их должностных лиц.

2. Данное право может быть реализовано лишь в крайних случаях, например, когда возможность взыскания налогов и штрафов с самой организации уже утрачена по причине прекращения ее деятельности.

3. Предъявление имущественных требований должностному лицу возможно лишь при соблюдении ряда условий.

4. За счет средств должностных лиц может быть погашена недоимка по налогам и пени. Взыскать с работника штрафы, наложенные на организацию за налоговое нарушение, нельзя.

5. Виновные сотрудники не обязательно будут погашать образовавшуюся недоимку по налогам в полном объеме. Величина компенсации будет определяться в каждом конкретном случае с учетом степени вины, имущественного положения сотрудника и тяжести последствий.

268.jpg
Главбух за компанию не отвечает

Особенность ответственности за неуплату налогов объясняется самой природой правонарушений, совершаемых юрлицами. Лицом, ответственным за неуплату налогов и сборов является сам налогоплательщик – организация. За данные нарушения юрлицо отвечает по НК РФ.

В то же самое время занижать облагаемую базу и уклоняться от уплаты налогов организация может только опосредованно - через своих должностных лиц, которые несут за это административную и уголовную ответственность. Кроме того, к сотрудникам организации могут быть применены и меры гражданско-правового характера. Данные меры выражаются в том, что сотрудник, виновный в неуплате налогов, может быть обязан по решению суда возместить причиненный бюджету ущерб. То есть, заплатить недоимку по соответствующим налогам и уплатить все причитающие пени.

Однако данная мера ответственности по отношению к сотрудникам организации применяется крайне редко и только в порядке исключения. Дело в том, что вред, причиняемый налоговыми правонарушениями юрлиц, возмещается самими юрлицами в порядке налогового законодательства. Сотрудники организации по общему правилу не могут нести имущественную ответственность перед бюджетом за свои ошибки и просчеты, которые привели к непоступлению налогов. Особенно, когда никакого уголовного дела в отношении них не возбуждалось и их вина не была доказана судом.

Чтобы иметь хоть какую-то возможность для предъявления сотруднику компании имущественных требований в счет возмещения ущерба, этот сотрудник должен быть осужден за совершение налогового преступления и признан виновным в неуплате налогов или сокрытии имущества.

Причем даже осуждение сотрудника или прекращение в отношении него уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям (когда виновен, но оправдан) не позволяют взыскивать неуплаченные налоги и пени за счет его собственных средств или иного имущества. С самой организации-нарушителя данный ущерб взыскивается в приоритетном порядке. Поэтому, привлекая юрлицо к ответственности за неуплату налогов, никаких финансовых претензий к сотрудникам компании правоохранители, как правило, не имеют. А если бы имели - происходило бы взыскание ущерба в двойном размере (один раз - с юрлица в порядке налогового законодательства, а второй - с сотрудника в порядке, установленном ГК РФ). Как результат – неосновательное обогащение бюджета.

Таким образом, директор и бухгалтер, по чьей вине произошла неуплата налогов, несут только уголовную или административную ответственность перед государством. За недоимки организации в сфере налоговых отношений они не отвечают. Все недоимки, пени и штрафы в этой части возмещаются самой организацией в рамках НК РФ. Иное означало бы возложение на сотрудников заведомо невыполнимых обязанностей (с учетом налоговой нагрузки на юрлиц) и непропорциональной нарушению ответственности.

44.jpg
Исключения из правила

Раскрывая смысл обжалуемых заявителями норм, КС РФ указал, что само по себе выполнение в организации функций руководителя и бухгалтера не означает, что к таким лицам могут быть предъявлены какие-либо требования финансового характера. Причем даже в теории. Иск о возмещении ущерба, причиненного юрлицом путем неуплаты налогов, можно предъявить лишь:

  • к сотруднику, который был осужден за совершение налогового преступления;
  • к сотруднику, уголовное преследование которого в связи с совершением таких преступлений было прекращено по нереабилитирующим основаниям;
  • к сотруднику, обвиняемому в совершении налогового преступления.

Причем факта судимости и уголовного преследования за совершение налогового преступления недостаточно для привлечения сотрудника к гражданско-правовой ответственности. Чтобы обязать руководителя или бухгалтера возместить ущерб, причиненный неуплатой налогов, необходимо соблюдение ряда обязательных условий:

  1. Невозможность погашения недоимки по налогам и пеням за счет самой организации. Например, когда в ЕГРЮЛ уже была внесена запись о прекращении деятельности этой компании, либо в случаях, когда организация фактически является недействующей.
  2. Непосредственная связь совершенного сотрудником налогового преступления с причиненным бюджету ущербом.
  3. Наличие в действиях сотрудника всех элементов состава гражданского правонарушения.

Если все условия соблюдаются, то таких сотрудников действительно можно обязать возместить причиненный ущерб. Однако и тут есть ряд ограничений – за счет их средств может быть погашена недоимка по налогам и пени. Взыскать с работника штрафы, наложенные на организацию за налоговое нарушение, нельзя.

Причем виновные сотрудники не обязательно будут погашать образовавшуюся недоимку по налогам в полном объеме. Величина компенсации будет определяться в каждом конкретном случае с учетом степени вины, имущественного положения сотрудника и тяжести последствий.

Таким образом, если деньги на счетах компании или стоимость ее имущества позволяют погасить образовавшуюся задолженность перед бюджетом, сотрудник не будет нести финансовую ответственность даже при наличии его вины.

Отдельно КС РФ оговаривает случаи, когда организации-неплательщики служат лишь "прикрытием" для действий контролирующих их должностных лиц. Если будет установлено, что организация не является самостоятельным субъектом, суд может обязать контролирующих ее должностных лиц погасить долги по налогам без лишних формальностей. То есть, например, до фактического прекращения организацией своей деятельности и внесения записи в ЕГРЮЛ.


В чём суть документа?

Утверждена форма жалобы и апелляционной жалобы на акты, действия и бездействие налоговиков. Налоговое ведомство также установило порядок заполнения жалобы, форматы и порядок представления её в электронном виде.

В каких случаях подаются такие жалобы?

До того, как обжаловать решение (действие, бездействие) налоговой инспекции в суде, налогоплательщик должен обязательно обжаловать его в досудебном порядке.

Обжаловать можно решение по проверке, налоговое уведомление, требование об уплате и иные документы или действия (бездействие) должностных лиц. Для каждого предмета обжалования предусмотрен свой код.

В апелляционном порядке можно обжаловать решения по итогам выездной или камеральной проверки, которые ещё не вступили в силу.

Нельзя обжаловать в апелляционном порядке решения, которые выносит сама ФНС России (её центральный аппарат).

Куда подавать апелляционную жалобу?

Жалобу необходимо адресовать вышестоящему налоговому органу, но подать через инспекцию, чьё решение обжалуется. Инспекция в течение трёх рабочих дней собирает материалы по проверке и вместе с жалобой передаёт в вышестоящий налоговый орган.

Что должно быть указано в жалобе?

— сведения о лице, чьи права нарушены;

— информацию о том, что именно обжалуется;

— основания, по которым лицо считает, что его права нарушены. Следует отразить обстоятельства, на которых основаны доводы заявителя;

— требования подателя жалобы.

В какой срок можно жаловаться?

Сроки отличаются для решений по итогам камеральных и выездных проверок, которые не обжалованы в апелляционном порядке, и всех остальных решений, а также действий (бездействия) инспекции.

Так, апелляционную жалобу нужно подать до того, как решение по итогам проверки вступит в силу — то есть в течение 1 месяца со дня, когда оно вручено.

Обжаловать решение по итогам камеральных и выездных проверок, которые не обжаловались в апелляционном порядке, можно в течение года со дня принятия такого решения. Дата вручения такого решения значения не имеет.

Остальные решения инспекции, а также её действия (бездействие) можно обжаловать в течение года со дня, когда узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.

Как подать жалобу в налоговый орган?

Жалобы (апелляционные жалобы) на акты налоговых органов ненормативного характера, действия (бездействие) их должностных лиц могут быть поданы в письменной форме или в электронном виде с использованием усиленной электронной подписи.

Долго ли будут рассматривать жалобу?

Сроки, в течение которых жалобы рассматриваются, отличаются для жалоб на решения по камеральным и выездным проверкам и для жалоб на остальные решения, а также действия (бездействие) инспекции.

Жалобы на решения по итогам выездных и камеральных проверок вышестоящий орган рассматривает в течение месяца со дня получения.

Этот срок могут продлить ещё на месяц, если вышестоящему органу нужно получить дополнительные документы.

Жалобы на другие решения и на действия (бездействие) инспекции рассматривают в течение 15 рабочих дней со дня получения.

Решение по жалобе отправят в течение 3 рабочих дней со дня принятия.

Может ли инспекция не принять жалобу?

— жалоба подана не в ту инспекцию;

— формат не соответствует утверждённому;

— есть проблемы с усиленной квалифицированной электронной подписью;

Должны ли храниться жалобы?

Да должны. Даже электронные документы с усиленной квалифицированной электронной подписью и сертификаты ключей, применявшиеся и связанные с подачей жалоб, участники информационного обмена должны хранить в течение 5 лет с даты получения (отправки).

Когда приказ вступает в силу?

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

Кристина Шперлик

Предприниматель может обжаловать решения налоговых органов, если он считает, что они нарушают его права. Рассказываем о том, как это можно сделать, какие документы и в какие сроки подать, на какие нюансы обратить внимание.

Обжалование в вышестоящем налоговом органе или в суде решения инспекции, которое не устраивает налогоплательщика, предусмотрено ст. 138 НК РФ. При этом сразу обжаловать решение в суде, то есть обратиться туда напрямую, заявитель не может — у него просто е примут заявление. Решения налоговой или ее должностных лиц можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе или в том же органе, который вынес налоговый акт.

В вышестоящем налоговом органе можно обжаловать любые документы, которые подписаны начальником или заместителем начальника налогового органа.

Можно обжаловать в том же налоговом органе, который вынес налоговый акт, документы, подписанные другими сотрудниками налогового органа, — например, инспектором или начальником отдела.

Порядок обжалования решения налоговой может включать от одного до трех этапов.

Составление возражения на претензии, содержащиеся в акте налоговой проверки

Датой получения акта считается дата, которую налогоплательщик сам указал при его получении, поэтому нужно следить, чтобы в акте была проставлена реальная дата вручения, а не более раннее число, иначе срок подачи возражений может сократиться. Если акт был направлен по почте, то датой его вручения считается 6-й день с даты отправки ИФНС заказного письма.

В возражениях нужно указать номер и дату акта проверки и максимально подробно изложить, почему налогоплательщик не согласен с актом в целом или с его отдельными положениями, и по возможности подтвердить свои аргументы документально. Впоследствии, при подаче иска в суд, это будет доказательством того, что налогоплательщик достаточно активно отстаивал свою позицию. Также в перечне приложений надо указывать каждый прикрепляемый документ, чтобы исключить споры о составе заявки.

Налогоплательщику сообщают, где и когда будут рассматриваться акт проверки и возражения — он может присутствовать, давать устные пояснения и представлять подтверждающие документы. При этом аргументы налогоплательщика должны быть указаны в протоколе, который ведется при рассмотрении (п. 4 ст. 101 НК РФ).

Как правило, по итогам рассмотрения акта и возражений принимается одно из следующих решений:

  • о привлечении налогоплательщика к ответственности;
  • об отказе от привлечения ответственности;
  • о проведении дополнительного контроля.

Решения о привлечении к ответственности и об отказе можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе и позже в суде. А результаты дополнительных мероприятий налогового контроля сами могут быть предметом для подачи возражений (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).

Что должен сделать руководитель налогового органа перед рассмотрением материалов налоговой проверки согласно п. 3 ст. 101 НК РФ:

  • объявить, кто занимается делом, материалы какой налоговой проверки будут рассматриваться;
  • установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении;
  • при необходимости проверить полномочия представителя лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка;
  • разъяснить тем, кто задействован в процедуре, их права и обязанности (ст. 21, 23 НК РФ);
  • вынести решение об отложении рассмотрения материалов, если лицо, участие которого важно, не явилось.

Если налоговый орган не отклонил претензии, его решение можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе и позже в суде.

Как подавать возражения:

  • в канцелярию налогового органа или окно приема документов налогового органа;
  • по почте;
  • лично или через представителя.

Подача жалобы или апелляционной жалобы

Апелляционная жалоба подается в том случае, если решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершенное налоговое правонарушение еще не вступило в силу. Сроки подачи — в течение 10 дней с того момента, как получено решение налоговой. По окончании этого срока оно вступает в силу (п. 2 ст. 101.2 НК РФ).

Жалобу можно подать в письменном или электронном виде, в том числе через личный кабинет налогоплательщика. Она должна быть подписана руководителем или представителем. Если она подается уполномоченными представителями налогоплательщика, вместе с жалобой нужно представить доверенность.

Представлять интересы налогоплательщика без доверенности могут только законные представители организации (генеральный директор, руководитель, председатель) или физического лица (родители, опекуны, попечители).

Уполномоченный представитель налогоплательщика (физлицо или юрлицо) может представлять интересы налогоплательщика на основании доверенности (ст. 185-189 ГК РФ). Чтобы представлять интересы ИП, нужно нотариально удостоверить доверенность (п. 3 ст. 29 НК РФ).

Есть решения, которые нельзя обжаловать в апелляционном порядке, а только в судебном. Речь идет о решениях, вынесенных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Информация, которую необходимо включить в жалобу и апелляционную жалобу

Эта информация указана в ст. 139.2 НК РФ:

  • ФИО и адрес заявителя или наименование и адрес организации-заявителя;
  • обжалуемый акт, действия или бездействие его должностных лиц;
  • наименование налогового органа, действия которого обжалуются;
  • основания, по которым нарушены права заявителя;
  • требования лица, подающего жалобу;
  • способ получения решения по жалобе: на бумаге, в электронном виде или через личный кабинет налогоплательщика.

Кроме того, допустимо внесение в жалобу дополнительных обстоятельств, которые могут смягчить или исключить ответственность налогоплательщика. Также в жалобе могут быть указаны другие необходимые для своевременного рассмотрения жалобы сведения, в том числе номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и т.д.

Срок принятия решения по жалобе — в течение месяца после подачи (п. 6 ст. 140 НК РФ), однако он может быть продлен еще на 15 дней, если так решит руководитель или заместитель руководителя налогового органа.

Еще в течение трех рабочих дней налогоплательщику сообщат о принятом решении. Со дня принятия решения по апелляционной жалобе решение налогового органа по результатам проверки вступает в силу.

Апелляционная жалоба подается в тот же налоговый орган, который выносил решение. Он должен передать жалобу в вышестоящий налоговый орган в течение 3-х дней. Пока жалоба рассматривается вышестоящим налоговым органом, начисленные платежи не взыскиваются.

Вступившее в силу решение налогового органа, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган в общем порядке в течение года с момента вынесения обжалуемого решения.

Если вы пропустили срок подачи жалобы по уважительной причине, его можно восстановить, подав ходатайство в налоговый орган.

Зачем нужно подавать жалобу

  • чтобы впоследствии вашу заявку рассмотрел суд;
  • это бесплатно;
  • это несложно и не требует помощи юристов;
  • вам не нужно присутствовать на рассмотрении жалобы;
  • если в обжаловании отказано, можно понять, почему это произошло, и более тщательно подготовиться к защите своей позиции в суде;
  • если решение налоговых органов или должностных лиц в вышестоящем налоговом органе удалось обжаловать, оно будет приостановлено.

Как составить жалобу

Жалобу можно подать и на решение налогового органа в целом, и на отдельные его части. В жалобе должны быть указаны причины, по которым вы не согласны с решением налоговой, и изложено ваше требование — о полной или частичной отмене решения, проведении дополнительной проверки или изменении решения, иначе ее не примут.

Образец жалобы можно скачать на сайте ФНС.

Подача иска в суд

Если налогоплательщик не согласен с решением вышестоящего налогового органа или вышестоящий налоговый орган не рассмотрел жалобу в установленный срок, можно подать иск в суд (п. 2 ст. 138 НК РФ). Для этого нужно уплатить пошлину в размере 3000 руб. (ст. 333.21 НК РФ).

Информацию, которую нужно указать в иске

  • наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление;
  • для организаций — наименование истца, место нахождения; для ИП — место госрегистрации, номер телефона и e-mail;
  • наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт и вышестоящего налогового органа;
  • название, номер и дата принятия оспариваемого акта;
  • цену иска (если иск подлежит оценке);
  • какие права заявителя были нарушены;
  • ссылки на законы и нормативные правовые акты, которым не соответствует решение налогового органа;
  • требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) должностных лиц незаконными.

Что приложить к заявлению

  • копию свидетельства о регистрации организации;
  • обжалуемый акт;
  • документы, на которые ссылается налогоплательщик;
  • документы о направлении заявления в налоговые органы;
  • доверенность представителя;
  • документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка;
  • подтверждение оплаты госпошлины.

Срок рассмотрения заявлений — 3 месяца, но он может быть продлен по решению председателя суда до 6-ти месяцев.

Физлица обжалуют решения налоговых органов в суде общей юрисдикции, а ИП и организации — в арбитражном суде по правилам АПК РФ.

Если арбитражный суд отказался удовлетворить заявление, решение суда можно обжаловать в апелляционной и кассационной инстанциях.

На что нужно обратить внимание налогоплательщику:

  • Важно активно и последовательно отстаивать свои интересы в ходе проверки, так как это поможет отстоять позицию в суде.
  • Возражения на акт налоговой проверки составляются в течение 2-х месяцев после окончания выездной проверки и 10 дней после окончания камеральной проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ).
  • Подать возражения можно в течение месяца (п. 6 ст. 100 НК РФ), начиная с момента получения акта. Реальной датой считается дата, когда налогоплательщик подписал документ, поэтому нужно следить, чтобы в акте была проставлена реальная дата вручения, а не более раннее число, иначе срок подачи возражений может сократиться.
  • Если документы подаются по почте, нужно учитывать время почтового отправления, чтобы успеть в срок.
  • К возражению нужно прикладывать копии подтверждающих документов и указывать в перечне приложений каждый документ, чтобы исключить споры о составе заявки.
  • Результаты дополнительных мероприятий налогового контроля сами могут быть предметом для подачи возражений (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).
  • В возражениях налогоплательщик должен максимально подробно описывать, почему он не согласен с актом, и по возможности подтверждать это документально. Впоследствии, при подаче иска в суд, это будет доказательством того, что налогоплательщик достаточно активно отстаивал свою позицию.
  • Пока результаты налоговой проверки рассматриваются, налогоплательщик может предоставить руководителю налогового органа устное несогласие с результатами проверки и дополнительные документы. Аргументы налогоплательщика должны быть указаны в протоколе, который ведется при рассмотрении (п. 4 ст. 101 НК РФ).
  • Когда руководитель налогового органа вынес по результатам проверки решение о привлечении к налоговой ответственности, можно обжаловать решение налогового органа в вышестоящем налоговом органе. Это обязательный этап (п. 2 ст. 138 НК РФ), без которого нельзя впоследствии подать заявление в арбитражный суд.
  • Если решение налогового органа еще не вступило в силу, нужно подать апелляционную жалобу в тот же орган, который вынес решение, в течение одного месяца (п. 9 ст. 101 НК РФ). В этом налоговом органе находятся все материалы налоговой проверки, и после получения жалобы чиновники самостоятельно направят жалобу в вышестоящий налоговый орган (п. 1 ст. 139.1 НК РФ).
  • Как и возражения, апелляционную жалобу можно подать лично, в электронном виде или через личный кабинет налогоплательщика.
  • Если налогоплательщик пропустил срок подачи апелляции, он может обжаловать решение налогового органа, которое уже вступило в силу, с помощью обычной жалобы (п. 2 ст. 139 НК РФ) в течение года после принятия решения.
  • Пропущенный срок можно восстановить перед вышестоящим налоговым органом, подав ходатайство с указанием уважительных причин. Решение о том, восстановить срок обжалования или нет, принимает вышестоящий налоговый орган (п. 2 ст. 139 НК РФ).
  • Налоговый орган может оставить жалобу без рассмотрения (ст. 139.3 НК РФ).
Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Читайте также: