Земельный налог за 2018 год

Обновлено: 02.05.2024

Платите налоги, взносы и сдавайте отчетность, не выходя из дома! Сервис напомнит обо всех отчетах.

Земельный налог относится к местным и регулируется законодательством муниципальных образований, а в городах федерального значения — Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — законами этих городов. В рамках Налогового кодекса муниципальные образования определяют:

  • налоговые ставки;
  • порядок и сроки уплаты налога;
  • налоговые льготы, включая размер не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Какие организации платят земельный налог?

Налогоплательщики по земельному налогу — организации, обладающие земельными участками, которые признаются объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса. Земля должна принадлежать организации на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Организации не отчитываются и не платят налог по земельным участкам, которые находятся у них на праве безвозмездного пользования или переданы по договору аренды.

Если земельный участок относится к имуществу, составляющему паевой инвестиционный фонд, налогоплательщиком признается управляющая компания. Налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд.

Объект налогообложения по земельному налогу


Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. Не признаются объектом налогообложения:

  • земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством;
  • ограниченные в обороте земельные участки, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;
  • земельные участки из состава земель лесного фонда;
  • ограниченные в обороте земельные участки, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами;
  • земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.

Налоговая база по земельному налогу

Налоговая база определяется отдельно для каждого земельного участка и равна его кадастровой стоимости на 1 января года, за который считается налог. Если земельный участок появился в течение налогового периода, то для определения налоговой базы берется кадастровая стоимость на дату постановки земельного участка на государственный кадастровый учет.

Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах. Из этого правила есть исключения:

  • если кадастровая стоимость земельного участка изменилась после исправления ошибки, , допущенной государственным органом при регистрации участка или ведении кадастра недвижимости, или после ее оспаривания: в этом случае исправление учитывается в расчете налоговой базы, начиная с периода, в котором ошибочные данные использовались для расчета. То есть пересчитывается база текущего года и прошлых лет, если в них уже применялась ошибочная база;
  • если кадастровая стоимость земельного участка изменилась в связи с изменением характеристик участка (площадь увеличена, присвоена новая категория земель и пр.): применяйте новую кадастровую стоимость со дня внесения в ЕГРН новых характеристик участка. При расчете налога за текущий год будут использованы две стоимости: до внесения в ЕГРН изменений и после. За прошлый год налог не пересчитывается.

Если земельный участок одновременно находится на территориях нескольких муниципальных образований, для каждого из них налоговая база определяется отдельно и равняется кадастровой стоимости доли участка, приходящейся на муниципальное образование.

Как определить налоговую базу для земельного участка, находящегося в общей собственности

Для земельных участков, которые находятся в общей долевой собственности, налоговая база определяется отдельно для каждого налогоплательщика-собственника участка пропорционально его доле в общей собственности.

Часто при покупке недвижимости покупатель получает право собственности на часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования. Налоговая база по этому участку для указанного лица определяется пропорционально его доле в праве собственности на земельный участок.

Если недвижимость покупают несколько лиц в совместную собственность, налоговая база для каждого будет равной долей кадастровой стоимости.

Налоговый и отчетный период по земельному налогу

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года — по итогам этих периодов нужно платить авансовые платежи.

Законодательные органы муниципального образования могут не устанавливать отчетные периоды. Если их нет, то налог уплачивается только по итогам года, без авансовых платежей.

Налоговая ставка по земельному налогу

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований и законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

Узнать свою ставку вы можете на сайте ФНС России.

Ставки не могут превышать:

— 0,3 %

  • для земель сельскохозяйственного назначения и земель, которые входят в состав зон сельскохзяйственного использования населенных пунктов. При этом земли должны фактически использоваться для сельхозпроизводства;
  • для земель, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса;
  • для участков, приобретенных для жилищного строительства, кроме используемых в предпринимательской деятельности;
  • для участков, приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, и земель общего назначения, если они не используются в предпринимательской деятельности;
  • для участков, которые ограничены в обороте и предоставлены для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

— 1,5 % для прочих земельных участков.

По этим же ставкам производится налогообложение, если налоговые ставки не определены нормативными правовыми муниципального образования.

Муниципальное образование может установить дифференцированные налоговые ставки в зависимости, например, от категории земли или места нахождения объекта налогообложения участка в муниципальным образовании.

Налоговые льготы по земельному налогу

От налогообложения освобождаются:

Полный список смотрите здесь.

Дополнительно местные власти могут вводить свои льготы — они будут действовать только на территории соответствующего муниципального образования (города федерального значения). Узнать о них можно на сайте ФНС России.

Порядок расчета земельного налога и авансовых платежей по нему

Сумма налога считается после окончания налогового периода и равна произведению налоговой ставки и налоговой базы.

Если компания приобрела земельный участок с целью жилищного строительства, расчет налога и авансовых платежей по нему производится по пониженной ставке — 0,3 %, если местные власти не установили ставку ниже. Дополнительно применяется повышающий коэффициент:

  • коэффициент 2 применяется в течение 3 лет с даты государственной регистрации права собственности на земельный участок и до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости;
  • коэффициент 1, если строительство и государственная регистрация прав произошли раньше истечения трех лет, то переплаченная сумма налога зачитывается или возвращается налогоплательщику в общем порядке;
  • коэффициент 4, если жилищное строительство превысило 3-летний срок, в течение следующих лет и до государственной регистрации прав на построенный объект применяется коэффициент.

Налогоплательщики-организации, для которых установлены авансовые платежи, самостоятельно исчисляют земельный налог и авансовые платежи по нему после окончания первого, второго и третьего квартала.

Квартальный авансовый платеж = ¼ × налоговая ставка × кадастровая стоимость земельного участка на 1 января налогового периода.

Муниципальные образования могут разрешить некоторым категориям налогоплательщиков не исчислять и не перечислять авансовые платежи.

По итогам налогового периода организации перечисляют в бюджет разницу между исчисленной суммой налога и уплаченными в течение налогового периода авансовыми платежами.

Неполный налоговый период или неполный период действия льгот

Если налогоплательщик получил или потерял право собственности на земельный участок в течение налогового периода, при расчете налога и авансовых платежей нужно учесть время владения участком. Для этого рассчитывается коэффициент: число полных месяцев владения участком делим на число календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Расчет числа полных месяцев владения участком делается так:

  • если право собственности на земельный участок или его долю получено до 15-го числа (включительно) или прекращение права произошло после 16-го числа и позже, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права;
  • если право собственности на земельный участок или его долю произошло после 15-го числа или прекращение права произошло до 15-го числа (включительно), этот месяц не считается месяцем владения участком.

Налогоплательщики, которые имеют право на налоговые льготы, должны предоставлять в ИФНС по месту нахождения налогоплательщика или участка заявление по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@ . Срок подачи заявления не установлен, но сделать это следует до даты уплаты налога, чтобы у ИФНС были все сведения для проверки поступившей суммы. Заявление о льготе за 2020 год налоговая рекомендовала подать в первом квартале 2021 года.

Когда сдавать отчетность по земельному налогу

По итогам 2020 года сдавать декларацию по земельному налогу организациям уже не надо. В будущем это тоже не понадобится.

Проверьте, совпадает ли уплаченная вами сумма с расчетом налоговой. Если да, то поводов для беспокойства нет. Если же есть расхождения, то тут несколько вариантов:

  • вы переплатили налог — вы можете зачесть или вернуть излишне уплаченную сумму;
  • вы недоплатили налог — надо погасить недоимку и заплатить пени;
  • налоговая ошиблась в расчетах — в течение 10 рабочих дней надо дать пояснения, подтверждающие правильность вашего расчета.

Срок уплаты земельного налога и авансовых платежей

Организации платят авансовые платежи и земельный налог в бюджет по месту нахождения земельных участков в сроки, которые с 2021 года стали едиными по всей стране:

  • налог за год — не позднее 1 марта года, следующего за истекшим годом;
  • авансовые платежи — не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Хотите легко платить налоги и сдавать декларации? Работайте в облачном сервисе Контур.Бухгалтерия: ведите учет, начисляйте зарплату и отпрвляйте отчетность онлайн. Сервис напомнит об уплате налога, поможет рассчитать его и автоматически сформирует отчетность. Первый месяц работы бесплатен для всех новых пользователей.

ФНС России разъяснила условия применения при исчислении налога повышающих коэффициентов в отношении земельных участков для жилищного строительства.

Применение повышающих коэффициентов при исчислении земельного налога предусматривается пунктами 15 и 16 статьи 396 НК РФ.

Условием для применения повышающих коэффициентов является госрегистрация права собственности на земельный участок с видом разрешенного использования, предусматривающим жилищное строительство (индивидуальное жилищное строительство).

Сообщается, что применение указанных коэффициентов прекращается в случае госрегистрации права на построенный объект недвижимости, для строительства которого приобретался участок.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 23 октября 2018 г. N БС-4-21/20677@

О НАПРАВЛЕНИИ

ПИСЬМА МИНФИНА РОССИИ ПО ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ ПОВЫШАЮЩИХ

КОЭФФИЦИЕНТОВ ПО ЗЕМЕЛЬНОМУ НАЛОГУ

Федеральная налоговая служба направляет для сведения и руководства в работе разъясненияМинистерства финансов Российской Федерации от 19.10.2018 N 03-05-04-02/75191 по вопросу применения при исчислении земельного налога повышающих коэффициентов, предусмотренных пунктами 15 и 16 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении земельных участков с видом разрешенного использования, предусматривающим жилищное строительство (индивидуальное жилищное строительство), приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами.

Доведите настоящие разъяснения до сотрудников налоговых органов, осуществляющих администрирование земельного налога.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 19 октября 2018 г. N 03-05-04-02/75191

В Департаменте налоговой и таможенной политики совместно с Правовым департаментом рассмотрено письмо по вопросу о применении повышающих коэффициентов по земельному налогу и сообщается следующее.

В соответствии с пунктом 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы земельного налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы земельного налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

Согласно пункту 16 статьи 396 Налогового кодекса в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы земельного налога производится с учетом коэффициента 2 по истечении 10 лет с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

Таким образом, условием для применения при исчислении земельного налога коэффициентов, предусмотренных пунктами 15 и 16 статьи 396 Налогового кодекса, является государственная регистрация права собственности на земельный участок с видом разрешенного использования, предусматривающим жилищное строительство (индивидуальное жилищное строительство).

При этом применение указанных коэффициентов прекращается в случае государственной регистрации права на построенный объект недвижимости, для строительства которого приобретался (предоставлялся) в собственность физическими и юридическими лицами соответствующий земельный участок.


Расчет земельного налога регламентируется главой 31 НК РФ. В то же время это налог местный, и как его рассчитывать, определяется не только Налоговым кодексом, но и муниципальными законами. Настоящий обзор поможет налогоплательщикам разобраться в хитросплетениях федерального и местного законодательства.

Земельный налог: общегосударственные нормы

На федеральном уровне установлены основные правила уплаты земельного налога: кто является налогоплательщиком, общие для страны льготы и перечень необлагаемых участков, налоговый и отчетный периоды, налоговая база, максимальные налоговые ставки, сроки представления отчетности, сроки уплаты налога гражданами и самый ранний срок уплаты налога организациями.

ВАЖНО! С 01.01.2021 года в отношении земельного налога введен ряд нововведений:

  • отменено его декларирование;
  • ФНС самостоятельно рассчитает сумму налога и пришлет уведомление;
  • изменены сроки уплаты налога: авансы по ЗН нужно перечислять не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом, годовой платеж - не позднее 01 марта.

Налог должны платить граждане и организации, имеющие земельные участки в собственности, а также владеющие ими на праве бессрочного или пожизненного наследуемого владения. За арендованные и безвозмездно используемые участки налог не платится.

Для расчета земельного налога нужно знать кадастровую стоимость участка на 1 января оплачиваемого года. Для участков, сформированных в течение года, в расчет берется кадастровая стоимость на дату их включения в ЕГРН.

НК устанавливает максимально возможные ставки налога (ст. 394 НК РФ). По ставке 0,3% облагаются земли:

  • сельхозназначения;
  • занятые инженерными объектами ЖКХ и жилыми домами, а также предназначенные для их строительства;
  • предназначенные для личного подсобного хозяйства, дач, садоводств и ферм;
  • предоставленные для нужд обороны, безопасности и таможни.

Все прочие земли облагаются по ставке 1,5%.

Отчетными периодами являются первый, второй и третий кварталы. Налоговый период — год.

Важно! Рекомендации от КонсультантПлюс
Сравните сумму налога, исчисленную инспекцией, с суммой, которую вы рассчитали и уплатили.
Если они равны, значит, налог был рассчитан и уплачен правильно.
Если суммы различаются, проверьте.
Подробнее см. в К+, получив пробный доступ бесплатно.

Необлагаемые земли и общегосударственные льготы

Отдельные виды земельных участков налогом не облагаются (п. 2 ст. 389 НК РФ). К ним относятся участки:

  • занятые федеральными объектами, перечисленными в п. 4 ст. 27 ЗК РФ;
  • на которых расположены объекты культурного наследия, водные объекты и леса, перечисленные в подп. 2, 3, 4 п. 5 ст. 27 ЗК РФ;
  • участки, находящиеся в общей собственности, на которых расположены многоквартирные жилые дома.

НК освобождает от налогообложения отдельные категории организаций и граждан (религиозные организации, общества инвалидов — полный список приводится в ст. 395 НК РФ).

Кроме того, есть льготные категории граждан (ветераны ВОВ, пенсионеры, инвалиды, чернобыльцы), которые вправе не платить налог с 600 кв. м одного из принадлежащих им участков (п. 5 ст. 391 НК РФ).

Особенности расчета налога на земельные участки, предназначенные для строительства жилья

Для ускорения строительства жилья, а также для исключения злоупотреблений правом на пониженную налоговую ставку государством предусмотрены повышающие коэффициенты при расчете земельного налога с участков, предназначенных для жилищного строительства (пп. 15, 16 ст. 396 НК РФ).

Налог с таких участков, кроме предназначенных для ИЖС, осуществляемого физлицами, в первые 3 года с даты регистрации права на участок уплачивается с коэффициентом 2.

Если же стройка продлится дольше 3 лет, то с четвертого года и до окончания строительства применяется коэффициент 4.

Граждане, получившие землю под ИЖС и не построившие жилье в течение 10 лет с даты регистрации права на участок, начиная с одиннадцатого года и до окончания стройки должны будут уплачивать налог в двойном размере.

Земельный налог: местное законодательство

На местном уровне устанавливаются сроки уплаты налога и авансовых платежей предприятиями. НК эти вопросы не регулирует, лишь не позволяя установить дату уплаты ранее 1 февраля.

Кроме того, муниципалитеты вправе:

  • вводить всевозможные дополнительные льготы и налоговые вычеты;
  • устанавливать более низкие по сравнению со ст. 394 НК РФ ставки, которые при этом могут быть дифференцированы по категориям земель и характеру их использования;
  • отменить отчетные периоды и авансовые платежи для организаций.

Таким образом, чтобы узнать, как рассчитать земельный налог, необходимо внимательно изучить законодательство муниципалитета, где расположен участок. Рассмотрим формулу расчета земельного налога для юрлиц.

Порядок расчета земельного налога для юридических лиц

Предприятия рассчитывают налог самостоятельно. В общем случае формула расчета земельного налога для юридических лиц выглядит так:

Н — земельный налог за год;

КС1 … КСn кадастровая стоимость каждого участка;

Сн1 … Снn — налоговая ставка по каждому участку;

Кв1 … Квn — коэффициент владения каждым участком.

Проще и быстрее всего кадастровую стоимость можно выяснить на сайте Госреестра недвижимости. Кроме того, можно обратиться в Госреестр лично и получить официальную выписку о стоимости участка.

Если предприятие владело землей целый год, то коэффициент будет равен 1. В противном случае для его определения следует разделить количество месяцев владения на 12. При этом если право собственности возникло после 15-го числа или утрачено до 15-го числа, то месяц возникновения (утраты) права в расчет не берется.

Налог с участков, расположенных на территории нескольких муниципальных образований, рассчитывается пропорционально доле, приходящейся на каждый муниципалитет.

Если местный закон обязывает делать квартальные авансовые платежи, то их размер составляет 1/4 от годовой суммы налога. То есть порядок расчета земельного налога следующий:

Нав — авансовый налог на землю,

Н — налог за год

На сумму уплаченных авансов уменьшается итоговый платеж за год.

Организации, имеющие право на льготы, корректируют приведенную формулу с их учетом. Местное законодательство может предусматривать освобождение от налогообложения некоторых объектов, налоговые вычеты и другие преференции, поэтому выработать единую, подходящую для всех формулу невозможно.

О нюансах расчета земельного налога в особенных случаях рассказали эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.

Рассмотрим, как рассчитать налог на земельный участок на примере.

Пример учета расчетов по земельному налогу организациями

За год фирма должна заплатить 11 437,50 руб. (1 525 000 × 0,75%).

Сумма авансов за каждый квартал составит 2 859,38 руб. (11 437,50 / 4).

Если же земельный участок используется в сопутствующей деятельности, счет учета затрат меняется на прочие расходы:

Как рассчитать налог при изменении кадастровой стоимости

Порядок учета в расчете налога изменения в течение года кадастровой стоимости земли имеет особенности. Рассмотрим, порядок расчета земельного налога в различных ситуациях.

В общем случае изменение кадастровой стоимости в течение года не влияет на расчет налога. Но из этого правила есть исключения:

  • исправление ошибок, допущенных при определении стоимости;
  • изменение стоимости по решению суда или специальной комиссии по рассмотрению споров;
  • изменение площади, вида или категории земельного участка.

В первом случае перерасчет налога (авансовых платежей) производится за весь период, в котором применялась неверная стоимость. Корректировка по решению комиссии или суда осуществляется начиная с года, когда было заявлено об оспаривании стоимости.

Отметим, что с 01.01.2019 вступили в силу изменения в гл. 31 НК РФ, согласно которым перерасчет налога в обоих случаях производится за всё время применения неправильной кадастровой стоимости. Поправки обратной силы не имеют и применяются, если изменения произошли после 01.01.2019.

В третьей ситуации налог (авансовые платежи) определяется с учетом коэффициента, рассчитываемого аналогично коэффициенту владения (п. 7.1 ст. 396 НК РФ). Рассмотрим, как рассчитать земельный налог с формулами коэффициентов владения и изменения.

Одновременное применение коэффициентов владения и изменения

По мнению ФНС (письмо от 23.05.2018 № БС-4-21/9823), поддержанному Минфином (письмо от 06.06.2018 № 03-05-04-02/38570), налог с одновременным применением коэффициентов владения и изменения, отличных от 1, рассчитывается по формуле:

Ни = КС1 × Сн × Кв × Ки1 + КС2 × Сн × Кв × Ки2,

Ни — налог с участка, стоимость которого изменилась;

КС1 — первоначальная кадастровая стоимость;

Сн — ставка налога;

Кв — коэффициент владения;

Ки1 — коэффициент изменения, равный отношению количества месяцев владения до изменения стоимости к общему количеству месяцев владения;

КС2 — новая кадастровая стоимость;

Ки2 — коэффициент изменения, равный отношению количества месяцев владения после изменения стоимости к общему количеству месяцев владения.

Расчет земельного налога для физических лиц

Вопрос: как рассчитать земельный налог за год — перед физлицами не стоит. За них расчет производит налоговая инспекция. Подлежащая уплате сумма налога сообщается налогоплательщикам путем отправки налогового уведомления. Формула расчета земельного налога для физических лиц аналогична формуле для юрлиц.

Налог по уведомлению надо перечислить в бюджет не позднее 1 декабря года, следующего за оплачиваемым. За 2020 год нужно заплатить до 01.12.2021.

Гражданам-льготникам следует учитывать, что о праве на льготы нужно сообщить в налоговую инспекцию. Для этого подается заявление по форме из приказа ФНС от 14.11.2017 № ММВ-7-21/897. К заявлению рекомендуется приложить подтверждающие документы. О праве на ранее уже предоставленную бессрочную льготу повторно заявлять не надо.

Чтобы воспользоваться налоговым вычетом по п. 5 ст. 391 НК РФ нужно до 1 ноября года, с которого будет применяться вычет, подать в ИФНС уведомление о выбранном для применения вычета участке. Форма уведомления утверждена приказом ФНС от 26.03.2018 № ММВ-7-21/167. Если не подать уведомление, льгота применяется к участку с максимальным налогом.

Итоги

Для правильного расчета земельного налога необходимо тщательно изучить местное законодательство. Именно оно определяет конкретные ставки налога, действующие на территории льготы, сроки уплаты юрлицами.

Физлицам рассчитывать налог самостоятельно нет необходимости. Они уплачивают его на основании налоговых уведомлений. Однако при наличии льгот о них необходимо сообщить в инспекцию.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Расчет земельного налога за год — актуальная задача, с которой сталкиваются все фирмы и ИП, владеющие земельными участками. Расскажем о сложностях, которые могут возникнуть в процессе расчета, в нашей статье.

Плательщики и неплательщики земельного налога

Земельный налог — часть налоговой нагрузки любого хозсубъекта, имеющего в собственности земельный участок. Он регулируется нормами гл. 31 НК РФ. Уплачивать его должны как собственники-физлица, так и бизнес-субъекты.

Важно! Бремя земельного налога ложится именно на собственников. Если, к примеру, субъект выступает арендатором участка либо пользуется им безвозмездно на основании договора с собственником, платить налог не нужно.

Итак, по каждому участку земли, находящемуся во владении у плательщика, исчисляется налоговая база. Однако некоторые участки согласно ст. 389 НК РФ не считаются объектом обложения налогом. В частности, это:

  • земли, изъятые из оборота;
  • земли, на которых располагаются объекты культурного наследия, музеи-заповедники, ценные археологические объекты;
  • земли лесного и водного фондов;
  • участки, причисляемые к категории общедомового имущества многоквартирного дома.

Кроме того, освобождены от уплаты налога некоторые категории субъектов-собственников. В их числе:

Платят ли пенсионеры земельный налог? Ответ — в нашей статье.

База по земельному налогу

Базой по земельному налогу выступает кадастровая стоимость участков, подпадающих под категорию облагаемых земельным налогом (ст. 398 НК РФ). Кадастровая стоимость, в свою очередь, для целей налогообложения берется в величине, актуальной на 1 января года, по итогам которого рассчитывается база.

Важно! Если же участок появился в течение года, стоимость учитывается на дату, когда была внесена запись в ЕГРН.

Земельный участок может располагаться на территории, к примеру, двух муниципальных образований. Тогда собственнику следует вычислить доли, в которых такой участок относится к одному и второму муниципалитету. Налоговая база будет исчисляться по каждой доле в соответствующей пропорции от кадастровой стоимости.

Обратите внимание! Базу по налогу с такого участка следует считать отдельно по каждому муниципалитету.

По общему правилу, если в течение года стоимость участка изменялась, то в целях налогообложения такие перемены будут учитываться только со следующего налогового периода и, соответственно, не повлияют на обязательства плательщика за текущий и предшествующие годы.

Исключения из этого правила прописаны в п. 1 ст. 391 НК РФ. К примеру, если при определении кадастровой стоимости участка произошла ошибка, следует рассчитать ее исходя из корректной стоимости начиная с того налогового периода, когда ошибка была допущена.

Налоговый и отчетный периоды и действующие ставки

Налоговым периодом считается год, а отчетными для плательщиков-фирм — 1, 2 и 3-й кварталы (ст. 393 НК РФ). При этом в законах субъектов РФ отчетные периоды могут и не предусматриваться.

Конкретный размер ставок по налогу в 2020 году также определяется региональным законодательством. Однако в НК РФ установлено, что максимальная ставка по земельному налогу в субъектах России не должна быть выше следующих значений (п. 2 ст. 394 НК РФ):

  • 0,3% — в отношении земель сельскохозяйственного назначения; по участкам, на которых располагаются объекты жилищного фонда либо объекты ЖКХ; по землям, приобретенным для ИЖС, личного подсобного хозяйства, садоводства и дачного хозяйства; а также по землям, предназначенным для оборонных и таможенных целей РФ;
  • 1,5% — по иным категориям земельных участков.

Плательщикам важно знать, что если налоговые ставки в отношении различных категорий земель в региональном законодательстве отдельно не предусмотрены, то применяются указанные выше значения.

Как рассчитать земельный налог за год

Плательщикам-организациям необходимо вычислять сумму налога к уплате самостоятельно. Для физических лиц, владеющих облагаемыми налогом участками, согласно НК РФ расчет производят налоговые органы (п. 3 ст. 396 НК РФ).

Сумма земельного налога рассчитывается по итогам года и определяется как произведение кадастровой стоимости участка и налоговой ставки. Если установлен отчетный период, то в течение года вычисляется авансовый платеж в размере ¼ от суммы налога за год.

Важный момент: как рассчитать земельный налог за год, если в течение года участок был приобретен в собственность либо, напротив, утрачен? В такой ситуации сумма налога к уплате дополнительно умножается на специальный коэффициент владения (п. 7 ст. 396 НК РФ), а именно: отношение числа полных месяцев владения плательщика земельным участком к числу месяцев в году.

При этом нужно помнить:

  • Если участок перешел в собственность до 15-го числа месяца (включая само 15-е число), такой месяц учитывается при расчете указанного коэффициента как полный. Аналогично, если бывший собственник утратил право владения после 15-го числа (начиная с 16-го), месяц также включается в расчет как полный.
  • Если же право собственности было оформлено после 15-го числа либо прекратилось до 15-го числа, месяц не должен быть засчитан при расчете срока владения.

Обратите внимание! Если земельный участок перешел плательщикам — физическим лицам по наследству, налог с него уплачивается начиная с того месяца, когда было открыто наследство.

С 2020 года установлены новые сроки уплаты земельного налога, единые для всех — до 01.03.2001.

Не знаете, как уплатить земельный налог без квитанции? Наш материал поможет вам разобраться в этом.

Как плательщику пошагово исполнить свои налоговые обязательства

Итак, приведем пошаговый алгоритм, придерживаясь которого плательщик-организация не ошибется с расчетом земельного налога за год:

  • Во-первых, выясните актуальную кадастровую стоимость земельного участка, находящегося в собственности, по состоянию на 1 января года, по итогам которого рассчитывается сумма налога. Сделать это можно, обратившись в Росреестр.
  • Внимательно изучите законодательство региона, чтобы знать, какие налоговые ставки действуют в нем применительно к имеющемуся земельному участку.
  • Уточните перечень предусмотренных федеральным, а также местным законодательством налоговых льгот и распространяются ли они на конкретную организацию и конкретный земельный участок. Кроме того, определите, применять ли для расчета налога к уплате какие-либо коэффициенты.
  • Определите сумму налоговых обязательств плательщика за год.

Какой КБК указывать при уплате земельного налога, мы писали в статье.

На что обратить внимание при заполнении декларации по земельному налогу

В соответствии с федеральным законом от 15.04.2019 № 63-ФЗ начиная с отчетности за 2020 год заполнять и сдавать налоговые декларации по земельному налогу не требуется. Однако уточненки и несданные декларации за прошлые периоды сдать придется.

Шаблон для составления декларации за 2019 год фирма может взять из приказа ФНС РФ от 10.05.2017 № ММВ-7-21/347@ (уточненки надо сдавать на тех бланках, которые были актуальны в периоде, за который подается уточнение). Структура декларации следующая:

  • Титульный лист. На нем прописываются все реквизиты и данные о плательщике.
  • Раздел 1. В него компания включает получившиеся в ходе расчета итоговые значения налога к уплате в бюджет.
  • Раздел 2. В данном блоке предприятие показывает детальный расчет налогооблагаемой базы по земельному налогу. Расчет осуществляется отдельно в отношении каждого находящегося в собственности у фирмы земельного участка, включаемого в конкретную декларацию.

Подробнее о том, как правильно заполнить декларацию, читайте в нашей статье.

Числовые значения в разделах 1 и 2 декларации организации указывают округленно, без копеек. Кроме того, листы декларации нумеруются.

Если компания-плательщик опоздает со сдачей декларации в инспекцию, ей будет грозить штраф, предусмотренный ст. 119 НК РФ, т. е. 5% от неуплаченной суммы земельного налога, прописанной в декларации, за каждый (в том числе неполный) месяц просрочки. При этом минимальный штраф по данной норме — 1 тыс. руб., а максимальный — 30% от суммы неуплаченного налога.

Рассчитывать сумму земельного налога к уплате необходимо субъектам, владеющим участком на праве собственности. Чтобы корректно рассчитать налог по итогам года, необходимо знать основные элементы налогообложения. С повышенным вниманием отнеситесь к выяснению актуальной кадастровой стоимости участка, поскольку от нее напрямую зависит размер налоговых обязательств плательщика.

Изменение кадастровой стоимости земельного участка

Ранее мы сообщили читателям, как сложилась высшая арбитражная практика в отношении определения облагаемой базы по земельному налогу в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода. Очевидно, такой же подход применяется и при изменении нормативной стоимости земли в течение налогового периода, что важно для крымских и севастопольских налогоплательщиков.

В общем случае облагаемая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 НК РФ).

Только в отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого земельного участка.

Специально указано, что изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, хотя до сих пор было предусмотрено два исключения из данного правила.

Так, если обнаружено, что при определении кадастровой стоимости земельного участка была допущена ошибка, то при ее исправлении происходит изменение этой стоимости. Оно учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была применена ошибочно рассчитанная кадастровая стоимость.

Другой случай – изменение кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда. Сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или суда, учитываются при расчете налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в ЕГРН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Изменение вида использования или категории земельного участка

Однако на практике нередко случается, что кадастровая стоимость земельного участка меняется в течение налогового периода вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка и (или) его перевода из одной категории земель в другую. Но, как видим, в ст. 391 НК РФ ничего не говорится о том, как учитывать это изменение.

Получается, что при таком изменении кадастровой стоимости надо применять общее ограничение и не учитывать его при расчете земельного налога за налоговый период, когда произошло изменение.

Конституционный суд в Определении от 09.02.2017 № 212-О подтвердил, что изменение кадастровой стоимости земельных участков, произошедшее в текущем налоговом периоде в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка, может быть учтено только со следующего налогового периода по земельному налогу. Это относится ко всем случаям изменения вида разрешенного использования земельного участка, произошедшим в течение налогового периода, независимо от того, привели данные изменения к улучшению или к ухудшению положения налогоплательщика.

За весь налоговый период, в котором произошло изменение кадастровой стоимости земельного участка по указанной причине, налог рассчитывается исходя из той кадастровой стоимости, которая определена на начало этого налогового периода, а пересчет производится со следующего налогового периода. Такой вывод сделал Минфин в Письме от 14.04.2017 № 03-05-04-02/22593, основываясь на решении КС РФ.

Законодатели определились по-другому

Но, как оказалось, подобный вывод относится только к изменениям кадастровой стоимости по названной причине, произошедшим только в 2017 году или ранее. Федеральным законом № 286-ФЗ в п. 1 ст. 391 НК РФ добавлено еще одно исключение, связанное как раз с таким изменением.

С 01.01.2018 если изменение кадастровой стоимости случилось вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка и (или) его перевода из одной категории земель в другую, то оно учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для расчета кадастровой стоимости этого земельного участка.

То есть расчет земельного налога в данной ситуации схож с тем, который установлен для вновь созданного земельного участка, поскольку при этом налоговая база должна быть определена с учетом остатка налогового периода после дня внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для расчета кадастровой стоимости земельного участка.

В связи с этим в п. 7 ст. 396 НК РФ указывается, что в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента.

Аналогично будет рассчитываться коэффициент и при изменении кадастровой стоимости вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка и (или) его перевода из одной категории земель в другую, о чем говорится в новом п. 7.1 ст. 396 НК РФ.

Это означает, что фактически для такого налогового периода надо рассчитать два коэффициента. Один определяется как отношение числа полных месяцев со дня изменения вида разрешенного использования земельного участка и (или) его перевода из одной категории земель в другую к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. Назовем его К2.

Другой коэффициент (К1) определяется как отношение числа полных месяцев до дня изменения вида разрешенного использования земельного участка и (или) его перевода из одной категории земель в другую тоже к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде (в общем случае – 12).

На основании п. 7 ст. 396 НК РФ можно также утверждать следующее. Если день внесения в ЕГРН сведений об изменении кадастровой стоимости имел место до 15-го числа соответствующего месяца включительно, этот месяц включается в число тех, которые участвуют в расчете коэффициента К2. Если же день внесения в ЕГРН сведений об изменении кадастровой стоимости был после 15-го числа соответствующего месяца, этот месяц участвует в расчете коэффициента К1.

В итоге расчет земельного налога будет произведен по следующей формуле:

ЗН = (КС1 х СН1 х К1) + (КС2 х СН2 х К2), где:

ЗН – сумма земельного налога за год;

КС1 – кадастровая стоимость до изменения (на 1 января налогового периода);

СН1 – ставка земельного налога, установленная для категории, присвоенной земельному участку до изменения;

КС2 – кадастровая стоимость после изменения (на дату внесения сведений в ЕГРН);

СН2 – ставка земельного налога, установленная для категории земельного участка после изменения.

Льгота по земельному налогу – документы необязательны

В соответствии с п. 5 ст. 391 НК РФ для некоторых категорий физических лиц (в том числе для индивидуальных предпринимателей) облагаемая база по земельному налогу уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении.

До сих пор для того, чтобы получить данную льготу, налогоплательщику нужно было представить в налоговый орган по его выбору документы, подтверждающие его право на уменьшение налоговой базы. Об этом сказано в п. 6 ст. 391 НК РФ. Но с 01.01.2018 указанный пункт утратит силу.

Однако сохранится п. 10 ст. 396 НК РФ. А в нем также говорится, что плательщики земельного налога – физические лица, имеющие право на льготы, представляют подтверждающие данное право документы. Здесь, кроме того, сказано, что должно быть представлено и заявление о предоставлении льготы.

Налоговая служба в Письме от 16.11.2015 № БС-4-11/19976@ направила рекомендуемую форму такого заявления. Но Федеральным законом № 286-ФЗ дополнен п. 10 ст. 396 НК РФ: налоговики должны теперь разработать названную форму как нормативный документ. Очевидно, они должны это сделать до наступления 2018 года.

В указанный пункт внесено еще одно изменение, важное для налогоплательщиков. С 01.01.2018 им необязательно будет представлять документы, подтверждающие право на льготу (хотя такой возможности их не лишают), достаточно только заявления.

Здесь же будет обозначено, что подтверждение права налогоплательщика на налоговую льготу осуществляется в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному п. 3 ст. 361.1 НК РФ для льгот по транспортному налогу (применяется с 01.01.2018).

Согласно этому порядку налоговый орган, не имея подтверждающих документов, по информации, указанной в заявлении налогоплательщика о предоставлении налоговой льготы, запрашивает сведения, подтверждающие право налогоплательщика на нее, у органов, организаций, должностных лиц, у которых имеются соответствующие сведения.

Лицо, получившее запрос налогового органа о предоставлении сведений, подтверждающих право налогоплательщика на налоговую льготу, должно исполнить его в течение семи дней со дня получения или в тот же срок сообщить в налоговый орган о причинах неисполнения запроса.

Читайте также: