Платить налоги неприятная обязанность или финансовая сознательность граждан

Обновлено: 23.04.2024

Многие люди задаются вопросом, зачем собственно платить налоги? Что это дает? Насколько реально общее благо, которое реализуется на средства налогоплательщиков?

Действительно, за что мы платим налоги (прежде всего НДФЛ)? Куда тратятся эти деньги и не воруют ли их? Почему часто российский налогоплательщик не чувствует угрызений совести, если утаивает от государства некоторую сумму?

Данная тема очень актуальна в современной жизни. Люди, не интересуясь экономической стороной жизни, все чаще сетуют на власть за то, что на селе не ведется строительство детский садов, закрываются школы, не хватает средств не то, что на ремонт дороги, а даже на ее содержание в зимний период времени. А ведь в этом есть вина и каждого из нас! Стоит ли платить налоги? И откуда берутся деньги на содержание школ, садов, больниц и других бюджетных учреждений?

Основная цель данной работы заключается в том, чтобы понять, платить налоги – это неприятная обязанность, или же финансовая сознательность?

Наиболее актуальными в современных условиях являются следующие задачи:

Изучить существующие налоги

Ознакомиться с порядком формирования бюджета МО Кожевниковский район

Определить приоритетные направления расходования бюджетных средств в МО Кожевниковский район

Изучить Стратегию социально-экономического развития Кожевниковского района до 2025.

В идеале, налоги нужны, чтобы государство смогло реализовывать социальные цели, в достижении которых заключается смысл существования всех демократических обществ. Речь идет о качестве жизни граждан, здоровья, уровня образованности и благосостояния нации. Кроме того, отдавая часть своих доходов в бюджет, мы по сути выступаем соучастниками создания благоприятной для жизни среды. Мы инвестируем в национальную безопасность, строительство дорог, программы борьбы с бедностью, образование.

Обязанность каждого гражданина!

Статья 57 Конституции РФ провозглашает:

Обязанность граждан платить налоги и сборы впервые была включена в Конституцию с переходом страны к рыночной экономике. Это было прямым следствием того, что сфера государственной собственности была в значительной степени сокращена, активно развивалась частная собственность, свобода предпринимательства, различные виды экономической деятельности. Поэтому обязанность уплаты налогов и сборов в новой Конституции Российской Федерации была закреплена как одна из важнейших.

Понятие и признаки налогов

. налоге является обязанностью каждого участника налогового отношения, т.е. как того, который обязан платить налог, . признаки налогов; 2) рассмотреть функции и сущности налогов; 3) рассмотреть классификации налогов; ГЛАВА1 ПОНЯТИЯ И ПРИЗНАКИ НАЛОГОВ Налоги . Конституции Республики Казахстан определено, что каждый обязан законно платить установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги .

Вопросы налогообложения в Российской Федерации регулируются Налоговым кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним федеральными законами о налогах и сборах, а также законами субъектов РФ о налогах и сборах и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о местных налогах и сборах, принимаемыми в соответствии с Кодексом.

Обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы по аналогии со статьей 57 Конституции РФ закреплена и в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ.

Налог – как обязательный и безвозмездный платеж.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные.

В статье 13 Налогового кодекса РФ определено, что к федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

3) налог на доходы физических лиц;

4) налог на прибыль организаций;

5) налог на добычу полезных ископаемых;

8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

9) государственная пошлина;

10) налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.

Согласно статье 14 Налогового кодекса РФ к региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

В соответствии со статьей 15 Налогового кодекса РФ к местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц;

3) торговый сбор.

Таким образом, формируются бюджеты разного уровня: федеральный, региональный и местный.

Своевременная уплата налогов, не смотря на то, являются ли они федеральными, региональными или местными, дает возможность на развитие территорий Российской Федерации. Если рассматривать в частности Кожевниковский район, то можно обозначить определённые приоритетные направления развития данной территории. Они прописаны в Стратегии по социально-экономическомуо развитию Кожевниковского района до 2025.

Система целей и приоритетов задают приоритетные направления социально-экономического развития Кожевниковского района:

1. Развитие экономической базы Кожевниковского района;

2. повышение качества жизни и развитие социальной сферы

Экономика Донецкого региона. Состояние и перспективы развития

. базой, фундаментом экономики столицы Донбасса является донецкий уголь. Угольная промышленность размещена в семи районах города . образовался индустриально-аграрный хозяйственный комплекс с преимущественным развитием тяжелой промышленности. Большинство отраслей специализации - . района. [1]. Раздел 3. Хозяйство В общегосударственном и международном разделении труда Донецкий экономический район .

3. Развитие инфраструктуры района

4. Совершенствование муниципального управления.

Согласно этому документу в районе прогнозируется рост объема поступлений налогов на совокупный доход в консолидированный бюджет Томской области с МО Кожевниковский район на 10 млн. руб. (на 83 % в 2025 году по отношению к 2013г).

Динамика роста объема поступлений налогов на совокупный доход в консолидированный бюджет Томской области с МО Кожевниковский район представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Динамика роста объема поступлений налогов на совокупный доход в консолидированный бюджет Томской области с МО Кожевниковский район (млн. руб.)

Заданное развитие сельской территории возможно только при полном выполнении заданного плана поступлений налоговых сборов.

Именно поэтому развитие Российской Федерации находится в руках каждого гражданина страны! Поэтому платить налоги – это все же финансовая сознательность, это уровень жизни населения и степень развития региона и страны в целом.

Заключение

Подведя итог, хочется отметить, что без налогов не может существовать ни одно государство. Для повышения уровня жизни в стране очень важно, чтобы государственный бюджет своевременно пополнялся. Налоги являются основным источником доходов. С древних времен люди понимали, зачем их платить и как это важно. Налоги всегда были составляющей общественной жизни человечества. Государство не могло существовать без денежных средств, ни одна казна не могла бы обеспечить его всем необходимым без постоянного пополнения.

Это лишь некоторые направления расходования налоговых поступлений. Однако, уже на основании этого можно сделать вывод, что платить налоги необходимо для обеспечения финансовой независимости страны, улучшения жизни граждан и общества в целом, чтобы люди были уверены в завтрашнем дне!

Список используемых источников

1. Конституция Российской Федерации

Доходы и расходы местных бюджетов

. администраторов поступлений в бюджет, группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации доходов. Доходы местных бюджетов также как и бюджеты других уровней бюджетов формируются за счет налоговых и неналоговых доходов. К налоговым доходам .

2. Налоговый Кодекс российской Федерации

3. Устав Муниципального образования Кожевниковский район

5. Стратегия социально-экономического развития Кожевниковского района до 2025

Примеры похожих учебных работ

Земельный налог в Российской Федерации и перспективы его развития

. в общем объеме доходных поступлений, земельный налог является важным источником формирования местных бюджетов. земельный участок налог бюджет льгота уплата 1. МЕХАНИЗМ ВЗИМАНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА 1.1 Земельный налог и его роль в доходах .

Доходы бюджета субъекта Российской Федерации и пути их укрепления (на примере бюджета .

. усовершенствовать механизм формирования доходной части региональных бюджетов, чтобы повысить уровень собственных доходов регионов. Целью дипломной работы является исследование доходной части бюджета субъекта Российской Федерации и способов ее .

Система налогообложения Российской Федерации

. рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зави­сит эффективное функционирование всего народного .

История развития налогообложения в Российской Федерации

. на состояние научно технического прогресса. История налогов представляет собой часть истории общества, государства и права. История налогов в России одновременно выступает составной частью общей (всемирной) истории налогов - науки, предметом которой .

Современная налоговая система Российской Федерации

. принципы построения налоговой системы; кратко охарактеризовать особенности современной налоговой системы РФ; перечислить проблемы и ограничения развития современной налоговой системы; раскрыть перспективы развития налоговой системы РФ. Объектом .

Фонд социального страхования Российской Федерации, его правовой статус, характеристика, .

Доклад на конференции "Налоговое право в решениях Конституционного суда РФ", 20 - 28 апреля 2021 г. Вы можете принять участие в конференции, оставив комментарий к этому докладу и к докладам других участников конференции. Программа конференции по этой ссылке.

КС РФ в качестве критерия для определения соответствия установленных механизмов регулирования налогообложения нормам Конституции РФ, руководствуется направленностью регулирования на обеспечение полного и всестороннего изучения обстоятельств, имеющих значение для выявления действительного размера налогового обязательства[1].

Исходной посылкой для определения данного понятия является обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ). По смыслу данной нормы, обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы корреспондирует право каждого не быть принужденным к уплате налогов и сборов, не отвечающих указанному критерию[2].

Соответствие данному критерию означает, что обязанность платить налоги должна пониматься как обязанность платить налоги в размере не большем, чем это установлено законом[3].

Соблюдение данного критерия возможно при двух условиях:

  1. Установленный механизм налогообложения, который обеспечивает полноту и своевременность взимания налогов и сборов с обязанных лиц, и одновременно
  2. Надлежащий правовой характер деятельности уполномоченных органов и должностных лиц, связанный с изъятием средств налогообложения.

Эффективность налогообложения и реальность его целей возможна только при формальной определенность[4], полноте элементов налогового обязательства и учете объективных характеристик экономико-правового содержания налога, что позволяет налогоплательщикам своевременно уплачивать налог, а налоговым органам осуществлять контроль за действиями налогоплательщиков по уплате налоговых сумм в бюджет[5].

Обеспечение полноты и своевременности взимания налогов и сборов с обязанных лиц означает установление федеральным законодательством надлежащих условий исполнения налоговой обязанности, что предполагает определение всех элементов налогообложения, включая объект налогообложения, налоговую базу, порядок исчисления и уплаты налога[6]. При этом, налоги устанавливаются законодателем в соответствии с сущностью каждого из них и как элементы единой налоговой системы, параметры и условия функционирования которой применительно к каждому налогоплательщику определяются объективными закономерностями и требованиями, включая их экономическую обоснованность и недопустимость произвольного установления[7].

Надлежащий правовой характер деятельности уполномоченных органов и должностных лиц, связанных с изъятием средств налогообложения означает определение федеральным законодательством системы налоговых органов, относящихся к федеральным экономическим службам, их задачи, функции, формы и методы деятельности, порядок проверки правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов[8].

Конституция РФ, закрепляя обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы, непосредственно не предусматривает обеспечительный механизм ее исполнения. В качестве элемента правового механизма, гарантирующего исполнение конституционной обязанности по уплате налогов, выступает система мер налогового контроля, каковой в соответствии с НК РФ признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ (п. 1 ст. 82 НК РФ)[9].

Одной из форм проведения налогового контроля являются налоговые проверки – камеральные и выездные[10]. Налоговые проверки, с точки зрения КС РФ, представляют собой механизм определения действительного размера налоговой обязанности налогоплательщика[11].

Указание в данном случае на исчерпывающие меры представляется неслучайным и содержание данных мер может быть выявлено при обращении к практике КС РФ по вопросам, связанным с оглашением показаний, данных не явившимся в суд потерпевшим или свидетелем.

Ввиду того, что именно налогоплательщик обязан уплачивать налог в размере не большем, чем это предусмотрено законом, на налоговый орган возложена обязанность обеспечить надлежащее исполнение данной обязанности, предпринимая для этого достаточные попытки (проявляя немалую настойчивость). При таком толковании, КС РФ рассматривает налоговый орган не только в качестве лица, действия которого направлены на обеспечение фискальных интересов государства, а рассматривает действия налогового органа как направленные на защиту налогоплательщика от возможной уплаты налога в размере большем, чем это предусмотрено законом.

Это свидетельствует о том, налоговые органы должны предпринимать действия, которые по своей направленности соответствуют действиям налогоплательщика, исполняющего обязанность уплаты налога в размере не большем, чем это предусмотрено законом. Налоговый орган в рамках налогового контроля должен установить размер налогового обязательства таким образом, как бы его самостоятельно исчислил налогоплательщик в соответствии с нормами закона.

Иными словами, действия налогового органа, предпринимаемые в рамках налогового контроля, не могут быть им произвольно ограничены в той мере, в какой данные действия необходимы для установления действительного размера налогового обязательства налогоплательщика. При этом данный довод не означает возможность налогоплательщика произвольно отказываться от возложенных на него законом обязанностей, ввиду того, что налоговый орган должен предпринимать исчерпывающие меры, направленные на установление действительного размера налогового обязательства.

Налогоплательщик представляет налоговую декларацию, что является одним из элементов обеспечительного механизма исполнения обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы[16].

Для исполнения обязанности по уплате налога одним из элементов является обязанность налогоплательщиков представлять необходимые для уплаты налогов документы и сведения[17]. Вместе с этим, на налоговые органы возложена обязанность воспользоваться правомочием истребовать у налогоплательщика необходимую информацию и налогоплательщик вправе предполагать, что если налоговый орган не обращается к нему за объяснениями или документами, подтверждающими декларируемые налоги, то у налогового органа нет сомнений в правильности уплаты налогов[18].

Вместе с этим налоговый орган должен использовать не чрезмерные, а только необходимые и строго обусловленные целями налогового контроля меры, в противном случае налоговый контроль может превратиться из необходимого инструмента налоговой политики в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности[20].

Следовательно, допустимые, исчерпывающие и не чрезмерные действия налогового органа в рамках налогового контроля являются необходимым условием для определения действительного размера налогового обязательства.

На основании вышесказанного, под действительным размером налогового обязательства понимается уплата налогов в размере не большем, чем установлено законом, что возможно, если единовременно соблюдаются следующие требования:

  1. Установлены элементы налогового обязательства (Формальная определенность, полнота элементов налогового обязательства и учет объективных характеристик экономико-правового содержания налога);
  2. Соблюдается надлежащий правовой характер деятельности налоговых органов, который:
    1. Обеспечивается формами налогового контроля (камеральная и выездная налоговые проверки);
    2. Реализуется исчерпывающими мерами, предпринимаемыми налоговым органом, которые направлены на определение действительного размера налогового обязательства.

    [1] Участие свидетеля (п. 1 ст. 90 НК РФ) (Определение Конституционного Суда РФ от 16.07.2015 № 1770-О), выездная налоговая проверка (Определение Конституционного Суда РФ от 20.12.2016 № 2672-О, Определение Конституционного Суда РФ от 10.03.2016 № 571-О), выездная налоговая проверка за период, за который представлена уточненная налоговая декларация (абз. 3 п. 4 ст. 89 НК РФ) (Определение Конституционного Суда РФ от 20.12.2016 № 2670-О), повторная выездная налоговая проверка (п. 10 ст. 89 НК РФ) и дополнительные мероприятия налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ) (Определение Конституционного Суда РФ от 23.07.2020 № 1781-О, Определение Конституционного Суда РФ от 19.11.2015 № 2551-О), вынесение решения по результатам ВНП (п. 3 ст. 89, п. 8 ст. 101 НК РФ) (Определение Конституционного Суда РФ от 26.10.2017 № 2470-О), применение расчетного метода (Определение Конституционного Суда РФ от 25.11.2020 № 2823-О, Определение Конституционного Суда РФ от 28.01.2021 № 150-О, Определение Конституционного Суда РФ от 26.02.2021 № 185-О), Совместная с налоговым органом сверка расчетов по налогам (пп. 5.1 п. 1 ст. 21 НК РФ) (Определение Конституционного Суда РФ от 27.09.2018 № 2461-О)

    [2] П. 3 Мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 17.03.2009 № 5-П

    [3] П. 2 Мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 28.02.2019 № 13-П, п. 2 Мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 03.06.2014 № 17-П, Определение Конституционного Суда РФ от 19.12.2019 № 3531-О, Определение Конституционного Суда РФ от 23.10.2014 № 2320-О, Определение Конституционного Суда РФ от 04.06.2013 № 966-О, Определение Конституционного Суда РФ от 01.03.2012 № 384-О-О, Определение Конституционного Суда РФ от 01.12.2009 № 1553-О-П

    [4] Формальная определенность налоговых норм предполагает их достаточную точность, чем обеспечивается их правильное понимание и применение (п. 2 Мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 28.03.2000 № 5-П).

    [5] П. 2 Мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 22.06.2009 № 10-П, п. 2 Мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 16.07.2004 № 14-П

    [6] П. 2 Мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 22.06.2009 № 10-П

    [8] П. 2 Мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 16.07.2004 № 14-П

    [9] Определение Конституционного Суда РФ от 06.07.2010 № 933-О-О

    [10] П. 2 Мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 16.07.2004 № 14-П

    [12] Определение Конституционного Суда РФ от 27.02.2018 № 526-О

    [13] Определение Конституционного Суда РФ от 19.12.2019 № 3312-О, Определение Конституционного Суда РФ от 25.06.2019 № 1782-О, Определение Конституционного Суда РФ от 28.02.2019 № 513-О, Определение Конституционного Суда РФ от 17.07.2018 № 1969-О, Определение Конституционного Суда РФ от 27.03.2018 № 802-О, Определение Конституционного Суда РФ от 25.01.2018 № 196-О, Определение Конституционного Суда РФ от 19.12.2017 № 2827-О, Определение Конституционного Суда РФ от 23.11.2017 № 2739-О, Определение Конституционного Суда РФ от 19.12.2017 № 2893-О, Определение Конституционного Суда РФ от 10.10.2017 № 2252-О

    [14] Определение Конституционного Суда РФ от 10.10.2017 № 2252-О

    [15] Определение Конституционного Суда РФ от 10.10.2017 № 2252-О

    [16] Определение Конституционного Суда РФ от 15.11.2007 № 817-О-О, Определение Конституционного Суда РФ от 17.11.2009 № 1497-О-О

    [17] Определение Конституционного Суда РФ от 23.07.2020 № 1650-О, Определение Конституционного Суда РФ от 28.05.2020 № 1114-О, Определение Конституционного Суда РФ от 16.03.2006 № 70-О, Определение Конституционного Суда РФ от 05.07.2005 № 301-О, Определение Конституционного Суда РФ от 19.02.1996 № 5-О

    [18] Определение Конституционного Суда РФ от 12.07.2006 № 267-О

    [19] Определение Конституционного Суда РФ от 26.02.2021 № 185-О, Определение Конституционного Суда РФ от 28.01.2021 № 150-О, Определение Конституционного Суда РФ от 25.11.2020 № 2823-О, Определение Конституционного Суда РФ от 29.09.2020 № 2314-О, Определение Конституционного Суда РФ от 05.07.2005 № 301-О

    [20] п. 2 Мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 марта 2009 г. № 5-П, п. 3 Мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 18.02.2000 № 3-П


    Муниципальный район "Ленский район"

    Авторизация через ЕСИА временно не доступна в связи с обновлением системных компонентов, при этом все инструменты Портала доступны без авторизации ЕСИА

    Logo

    Платить налоги – это конституционная обязанность каждого гражданина.

    Платить налоги – это конституционная обязанность каждого гражданина.

    Ежегодно налоговыми органами направляются уведомления об уплате имущественных налогов. Сегодня на вопросы о ходе кампании по исчислению и уплате имущественных налогов ответила начальник отдела камеральных проверок Межрайонной ИФНС России №2 по РС(Я) Игнатьева Татьяна Владимировна.

    Вопрос: Как проходит уведомительная кампания по имущественным налогам в этом году?

    Ответ: В этом году, налоговым органом расчет имущественных налогов произведен в полном объеме, и т.к. имущественные налоги рассчитываются за предыдущий период, в 2014 г. произведен расчет налогов за 2013 г. Рассылка налоговых уведомлений уже производится, и закончится в конце июня текущего года.

    Вопрос: Что собой представляет налоговое уведомление?

    Ответ: Налоговое уведомление – это расчет налоговых обязательств физического лица, произведенный налоговым органом на основании имеющихся сведений.

    Форма налогового уведомления содержит информацию об объекте налогообложения, об адресе его местонахождения, о налоговой базе, о доле в праве, налоговой ставке, о периоде владения объектом, о льготах (в случае наличия), о сумме налога.

    Единое налоговое уведомление содержит информацию обо всех объектах налогообложения (имущество, земля, транспорт). Поэтому количество квитанций на уплату, направляемых вместе с налоговым уведомлением, соответствует количеству налогов, которые необходимо уплатить.

    Также в уведомлении, Вы можете найти информацию о недоимке и задолженности по пени (в случае их наличия на момент формирования налогового уведомления).

    Вопрос: Можно найти информацию, связанную с исчислением имущественных налогов, на сайте налоговых органов?

    Вопрос:Откуда в налоговые органы поступают данные для начисления имущественных налогов?

    Ответ: Согласно пункту 4 статьи 85 Налогового кодекса РФ, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, регистрацию транспортных средств, осуществляющие кадастровый учет земельных участков обязаны сообщать сведения о регистрации указанных объектов и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в установленный срок.

    Так, сведения о недвижимом имуществе поступают от Росреестра, о транспортных средствах - из ГИБДД, Государственной инспекции Гостехнадзора и инспекции по маломерным судам.

    Налоговой базой для транспортного налога будет являться количество лошадиных сил, для земельного налога – кадастровая стоимость земельного участка.

    Таким образом, от корректности получаемых сведений зависит правильность начисления имущественных налогов.

    Вопрос:За какой период в этом году граждане должны оплатить имущественный налог? И могут ли начислить налог за несколько лет?

    Ответ: В этом году налоговые уведомления направлены на уплату имущественных налогов начисленных за 2013 год.

    Но в случае если ранее налог не был исчислен, по объективным причинам (отсутствие сведений об инвентаризационной стоимости объекта и др.), то налоговое уведомление будет направлено не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

    Например, гражданин владеет имуществом с 2010 года, но по каким-то причинам (это может быть связано с поздним поступлением сведений из регистрирующих органов либо с наличием ошибки в сведениях, не информативностью сведений) налог на имущество ему не был начислен. В данном случае ему придет уведомление об уплате налога за 2011, 2012, 2013гг. За 2010 год налог начислен не будет.

    Стоит не забывать, что перед выездом за пределы РФ необходимо обязательно оплатить всю задолженность по налогам, чтобы ограничение выезда не стало для вас неожиданностью.

    Вопрос: А если машина была приобретена в этом году, когда должен быть уплачен транспортный налог?

    Ответ: За все имущество, приобретенное в текущем 2014 году, расчет налога будет произведен только в следующем 2015 году и, соответственно, обязанность по уплате возникнет только в 2015 году.

    Вопрос: Многих жителей интересует вопрос о льготах на имущественные налоги. Есть ли они? И кто имеет право на получение льгот?

    Ответ: Льготы поимущественным налогам, как и сами налоги, устанавливаются законодательством. Для каждого налога предусмотрены свои льготы и устанавливают их на разных уровнях.

    Так, транспортный налог относится к региональному налогу, поэтому, кроме установленных налоговым кодексом, дополнительные льготы вводятся Закон Республики Саха (Якутия) "О налоговой политике Республики Саха (Якутия)" от 07.11.2013 1231-З N 17-V. Поэтому все льготы по транспортному налогу действуют на всей территории нашей республики.

    Налог на имущество физических лиц и земельный налог относятся к местным налогам, соответственно, дополнительные льготы вводятся органами муниципальных образований. Поэтому в разных территориях муниципальных образований могут действовать различные льготы.

    Поскольку вопрос о перечне льгот по налогам и порядку их предоставления является наиболее объемным, подробнее об установленных законодателем льтох, и размере, и порядке применения мы разъясним в следующем интервью.

    Вопрос: Как можно получить льготу? Что для этого нужно сделать?

    Ответ: Важным моментом является то, что льгота носит заявительный характер, соответственно, налоговые органы не могут применить их самостоятельно по отношению к каким-либо налогоплательщикам.

    Поэтому, для получения льготы налогоплательщику необходимо обратиться с заявлением в налоговый орган и представить документы, подтверждающие право на льготу.

    Заявление на получение льготы можно подать не дожидаясь налогового уведомления.

    Если вы имели право на льготу и в предыдущие периоды, а заявление подадите только сейчас, то вам будет произведен перерасчет налога с момента, когда возникло право на льготу, но не более чем за три года.

    Вопрос: Что делать, если приходит ошибочное налоговое уведомление (указан неверный адрес или перечень имущества)? Куда обращаться?

    Ответ: К форме налогового уведомления прилагается форма заявления, с помощью которой налогоплательщик может обратиться в налоговую инспекцию, и сообщать о неточностях или недостоверной информации, содержащейся в налоговом уведомлении. В заявлении нужно указать, что именно в налоговом уведомлении не верно отражено, адрес месторасположения, адрес регистрации, период владения и пр.

    Вопрос: В каком порядке рассматриваются такие заявления граждан?

    Ответ: Поступившие заявления налогоплательщиков, рассматриваются в общем порядке в сроки, установленные ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и составляют 30 дней со дня регистрации заялвения.

    В первую очередь уточняется информация, указанная в заявлении, по базе данных налоговых органов. В случае отсутствия информации в базе данных налогового органа или несоответствия информации, указанной в Заявлении, сведениям, содержащимся в налоговом органе, направляется запрос в регистрирующие органы, предоставившие информацию, на основании которой исчислен налог.

    После получения ответа, подтверждающего данные налогоплательщика, в базу данных налогового органа вносятся соответствующие изменения и направляется ответ заявителю по почтовому адресу, либо по электронному, указанному в заявлении.

    В случае, если изменения, внесенные в базу данных налогового органа, влияют на сумму налога, осуществляется перерасчет и формируется новое налоговое уведомление, которое направляется вместе с ответом в адрес налогоплательщика.

    Вопрос: А что делать, если налоговое уведомление не получено?

    Ответ: Согласно п. 2 ст. 52 Налогового Кодекса РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 4 ст. 52 НК РФ).

    Но если налоговое уведомление не получено и Вы знаете, что являетесь плательщиком земельного, транспортного налога или налога на имущество физических лиц, то следует обратиться в налоговый орган по вопросу получения налогового уведомления и платежного документа для оплаты.

    Также, если вы знаете, что почтовые отправления не доходят по вашему адресу, рекомендуем подключиться к сервису Личный кабинет физического лица, где Вы сможете самостоятельно получить налоговое уведомление. Также сможете увидеть все объекты налогообложения, суммы задолженности и переплаты и много другое.

    Через сервис Личный кабинет физического лица приходит многочисленное количество писем, что исключает необходимость граждан лично обращаться в налоговый орган. Ответы на заявления граждан, по их выбору, поступают либо на их эл.почту либо, обычным почтовым отправлением.

    Поводя итоги интервью, хотелось бы напомнить, что 1 ноября наступит срок уплаты имущественных налогов начисленных за 2013г. Надеемся, что все граждане имеющие налоговые обязательства исполнят свою конституционную обязанность в установленный срок. Помните, что пополнение местного бюджета зависит, в том числе от поступления местных налогов.


    Ст. 45 НК РФ закрепляет за налогоплательщиками, которые представляют собой различные субъекты предпринимательской деятельности, обязанность по уплате налогов, сборов и страховых взносов в бюджет. Неисполнение этой нормы влечет за собой ответственность. Фискальные органы имеют право в таких случаях самостоятельно взыскивать недостающие суммы со счетов плательщика, а также применять иные меры для перечисления в бюджет долгов по налоговым платежам. Расскажем об обязанностях налогоплательщиков подробнее.

    За кем закреплены обязанности по исчислению и уплате налогов?

    До 30.11.2016 ст. 45 НК РФ обязывала платить налоги их плательщиков исключительно самостоятельно. С указанной даты появилась возможность уплаты налогов иными лицами (п. 1 ст. 45 НК РФ), но с оговоркой о невозможности для этого лица требовать возврата уплаченного им налога.

    Важно! Рекомендации от КонсультантПлюс
    Налоги, которые за вас уплатило другое лицо, вы можете учесть в расходах, если есть все условия для этого. При этом в некоторых случаях такие суммы вы также должны отразить в доходах. А если таким способом ваш покупатель вносит свой аванс и вы применяете общий режим, вам также придется начислить НДС.
    В бухгалтерском учете отразите уменьшение кредиторской задолженности по налогам и изменение обязательств между вами и третьим лицом. Если налоги уплачены за вас безвозмездно, то признайте эти суммы прочим доходом. А если налоги заплатил за вашу организацию учредитель, то отразите в учете добавочный капитал.
    Подробнее о том, как учесть и отразить налоги, уплаченные третьим лицом, читайте в К+. Пробный доступ к системе бесплатен.

    С 01.01.2017 по правилам НК РФ стало необходимо платить и страховые взносы. Поэтому с начала 2017 года ст. 45 НК РФ распространила свое действие и на них.

    Должен ли сотрудник самостоятельно уплачивать неудержанную с него сумму НДФЛ?

    Физлица, которые являются наемными работниками, самостоятельно налог на доходы не оплачивают. Эта обязанность ложится на налоговых агентов ― их работодателей. Они, в свою очередь, отчитываются по итогам календарного года перед ФНС за удержанные и перечисленные суммы.

    Если у налогового агента нет возможности сразу удержать налог с выплаченных работнику средств(доход получен в натуральном виде или как материальная выгода), то он удерживает его с доходов, выплачиваемых в этом же налоговом периоде в более поздние месяцы (не превышая 50% суммы каждой выплаты). С этим согласны и налоговики, что подтверждается письмом ФНС России от 22.08.2014 № СА-4-7/16692.

    Пример 1:

    Работника Иванову Ю. Г. по окончании 2-го квартала организация приняла решение поощрить в виде передачи ей натуральной продукции на общую сумму 55 000 руб. Удержать НДФЛ в размере 7 150 руб. по итогам 2-го квартала не удалось. Заработная плата Ивановой Ю. Г. в следующем месяце составила 22 000 руб. На основании сделанного перерасчета была удержана сумма налога в размере 10 360 руб., в том числе 2 860 руб. за текущий месяц, 7500 руб. ― сумма задолженности по НДФЛ.

    Окончание налогового периода и передача сведений в инспекцию о факте неудержания НДФЛ прекращает дальнейшую ответственность работодателя как налогового агента. Теперь рассчитаться с бюджетом обязан сам гражданин, которому ИФНС на основании данных, полученных от налогового агента, направит уведомление на уплату налога.

    Пример 2:

    Организация предоставила работнику Петрову А. С. в ноябре путевку на санаторно-курортное лечение стоимостью 78 000 руб. У Петрова А. С. возникла кредиторская задолженность по НДФЛ в размере 10 140 руб. До конца отчетного периода заработок работника составил 18 500 руб. Поэтому с него была удержана сумма НДФЛ в размере 9 250 руб. (не более 50% от дохода), в том числе текущий налог ― 2 405 руб., НДФЛ за путевку ― 6 845 руб. Оставшуюся сумму налога в размере 3 295 руб. налоговый агент удержать не смог, о чём и сообщил в инспекцию до 1 марта следующего года, уведомив при этом сотрудника. Оплатить оставшуюся сумму задолженности должен теперь сам гражданин Петров А. С. после получения уведомления из ИФНС.

    Об ответственности работника и работодателя при выплате "серых" зарплат читайте здесь.

    Какие последствия могут быть при нарушении п. 1 ст. 45 НК РФ физическими лицами?

    За счет перечисленных налогов происходит пополнение бюджета, осуществляется множество социальных программ, в том числе по здравоохранению, образованию и поддержанию общественного порядка.

    За всеми налогоплательщиками, в том числе и за физлицами, закреплена обязанность по погашению своих обязательств перед бюджетом, о чём говорится в п. 1 ст. 45 НК РФ. Неисполнение этих функций влечет за собой административную и даже уголовную ответственность, если обнаруживается сумма недоимки в особо крупных размерах.

    Налоговое правонарушение может выражаться также как неподача декларации и требуемых подтверждающих документов в установленные сроки, передача заведомо ложных сведений, занижающих налогооблагаемую базу.

    В некоторых случаях с граждан может быть снята ответственность:

    • если указанное правонарушение было совершено вследствие обстоятельств непреодолимой силы, таких как стихийное бедствие;
    • налогоплательщик находился в состоянии, при котором не мог нести ответственность за свои действия;
    • если гражданину предоставлены письменные указания о порядке исчисления налогов (только в тех случаях, когда физлицо обратилось за разъяснениями, указав достоверную информацию);
    • если имели место иные причины, признанные судом как оправдательные.

    К ответственности за невыполнение обязанностей по п. 1 ст. 45 НК РФ привлекаются лица, достигшие 16-летнего возраста. Это могут быть граждане РФ, иностранные подданные и лица без гражданства.

    В качестве наказания за правонарушение в особо крупном размере в соответствии с УК РФ могут быть избраны следующие меры:

    • штраф;
    • принудительные работы;
    • арест;
    • лишение свободы.

    Следствием нарушения п. 1 ст. 45 НК РФ является появление недоимки. Если гражданин впервые нарушил закон, не уплатив умышленно крупные суммы в бюджет, но затем добровольно погасил задолженность, начисленные штрафы и пени, уголовная ответственность к нему может не применяться.

    В каких случаях следует считать обязанность по уплате налогов исполненной?

    Обязанность налогоплательщика по уплате налога можно считать исполненной, а кредиторскую задолженность погашенной в следующих случаях (п. 3 ст. 45 НК РФ):

    1. С момента передачи налогоплательщиком(или иным лицом) в банк платежного поручения на перечисление полной суммы налога при условии, что денежных средств на расчетном счете достаточно для выполнения операции.
    2. С момента выдачи физлицом поручения банку на оплату бюджетного обязательства без открытия счета в банке.
    3. С момента отражения на лицевом счете организации операции по перечислению требуемой суммы.
    4. В день внесения гражданином в банк, кассу местной администрации, почтовое отделение суммы, необходимой для погашения существующей задолженности.
    5. В день вынесения налоговым органом решения о зачете задолженности в счет имеющейся переплаты по другим налогам.
    6. В день удержания суммы по задолженности налоговым агентом, если на него возложена такая обязанность.
    7. В день уплаты декларационного платежа, если применяется упрощенный порядок декларирования доходов граждан.
    8. При оплате налогов, задержка которых квалифицируется как уголовно наказуемое деяние – день подачи в банк платежного документа при условии наличия на счете средств, достаточных на оплату не только налога, но и штрафов, предусмотренных УК РФ.

    Пример:

    Организация начислила УСН за 2-й квартал в сумме 55 800 руб. Срок уплаты по налогу ― 25 июля. В этот день в банк было передано платежное поручение, однако денежных средств на погашение задолженности не хватило. 27 июля на расчетный счет организации поступила выручка в размере 65 000 руб. В связи с этим задолженность по УСН была погашена лишь 27 июля. Таким образом, организация нарушила порядок уплаты налога в срок. Налоговый орган начислил пени за 2 дня просрочки.

    Важно! Рекомендации от КонсультантПлюс
    Если вы правильно оформили платежное поручение на уплату налога (сбора, страхового взноса), банк списал у вас средства, но инспекция их не видит, проводится розыск платежа.
    Для этого подайте в инспекцию.
    Схему действий смотрите в К+, оформив бесплатный пробный доступ к системе.

    При некоторых обстоятельствах задолженность по налогам не погашается:

    1. Налогоплательщик (или иное лицо) самостоятельно отозвал поручение на уплату налога, в связи с чем оплата не была произведена.
    2. Организация возвратила сумму, предназначенную для погашения долговых обязательств перед бюджетом, с лицевого счета или эту сумму вернуло налогоплательщику казначейство.
    3. Касса местной администрации или почтовое отделение возвратили гражданину внесенную им сумму, предназначавшуюся для погашения задолженности.
    4. При совершении платежа налогоплательщик (или иное лицо) указал неверные реквизиты.
    5. У организации имеется непогашенная первоочередная задолженность на момент совершения платежа.

    Пример:

    Организация подготовила и передала в банк платежное поручение на уплату ЕНВД 25 апреля за 1-й квартал. Однако у нее имелись непогашенные обязательства по исполнительным листам работников (алименты на детей). Суммы на расчетном счете для погашения обеих задолженностей оказалось недостаточно. Банк списал при помощи платежного требования первоочередную задолженность по алиментным выплатам. В результате обязанность предприятия по уплате налога в срок не была исполнена, что повлекло за собой начисление пеней.

    В случае длительной неуплаты фискальные органы отставляют за собой право для принудительного взыскания задолженности в соответствии с п. 6 ст. 45 НК РФ.

    Каким образом налогоплательщик может доказать факт своевременной уплаты налога в соответствии с п. 7 ст. 45 НК РФ?

    Обязанность по уплате налога считается исполненной, если банком принято соответствующее платежное поручение на перечисление средств в бюджетную систему при наличии достаточного денежного остатка на счете.

    Если в ходе составления поручения произошла ошибка, которая не повлияла на конечную уплату, налогоплательщик вправе обратиться в ИФНС с предоставлением пояснений и подтверждающих перечисление документов (п. 7 ст. 45 НК РФ).

    Для того чтобы выявить возможные несоответствия при расчетах по данным налогоплательщика и инспекции, рекомендуется проведение сверки расчетов по налогам, штрафам и пеням. Итоговые результаты сверки оформляются как акт с действующими подписями заинтересованных лиц.

    Как ошибки в платежном поручении влияют на правильность зачисления налогов?

    Если субъект предпринимательской деятельности передал в банк платежное поручение для полного погашения задолженности перед бюджетом, то при наличии необходимой суммы денежных средств на расчетном счете его обязанности как налогоплательщика считаются исполненными (ст. 45 НК РФ).

    В то же время неверно оформленная платежка может иметь негативные последствия разной степени тяжести, в зависимости от того, какая именно была допущена ошибка.

    К примеру, неверно указанный статус плательщика не является основанием для признания налога неуплаченным. Об этом говорит многочисленная судебная практика (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.09.2006 по делу № А26-2235/2006-29).

    Не признают суды и неправильно указанный КБК как повод для незачисления платежа, так как ст. 45 НК РФ не содержит подобного требования.

    Однако для того, чтобы избежать возможных споров с инспекторами, следует всё же уделять повышенное внимание реквизитам в платежных поручениях.

    Обязанность по погашению задолженности признается невыполненной, если в платежках неверно указаны счет казначейства и наименование банка-получателя (подп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ).

    Как уточнить налоговый платеж при ошибке в платежном поручении, подробно разъясняется в готовом решении от КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.

    Что говорит статья 45 НК РФ об обязанности по уплате имущественных налогов физическими лицами?

    П. 1 ст. 45 НК РФ обязывает физлиц производить своевременную уплату налогов ― имущественного, транспортного, земельного. Однако порядок определения сроков по исполнению данных обязанностей немного отличается от того, что предусмотрен для организаций.Расчет этих налогов делает ИФНС, рассылая плательщикам уведомления на уплату. По всем этим налогам для физлиц установлен единый срок оплаты – до 1 декабря года, наступающего за оплачиваемым.

    При отсутствии уплаты налоговые органы направляют физлицам уведомления с требованием погасить текущую задолженность и сумму возникших в связи с этим пеней. Погасить эту задолженность граждане должны не позднее 1 месяца со дня получения уведомления (п. 6 ст. 58 НК РФ), если в нём не указан иной установленный законодательно срок.

    Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
    Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.


    Ст. 45 НК РФ закрепляет за налогоплательщиками, которые представляют собой различные субъекты предпринимательской деятельности, обязанность по уплате налогов, сборов и страховых взносов в бюджет. Неисполнение этой нормы влечет за собой ответственность. Фискальные органы имеют право в таких случаях самостоятельно взыскивать недостающие суммы со счетов плательщика, а также применять иные меры для перечисления в бюджет долгов по налоговым платежам. Расскажем об обязанностях налогоплательщиков подробнее.

    За кем закреплены обязанности по исчислению и уплате налогов?

    До 30.11.2016 ст. 45 НК РФ обязывала платить налоги их плательщиков исключительно самостоятельно. С указанной даты появилась возможность уплаты налогов иными лицами (п. 1 ст. 45 НК РФ), но с оговоркой о невозможности для этого лица требовать возврата уплаченного им налога.

    Важно! Рекомендации от КонсультантПлюс
    Налоги, которые за вас уплатило другое лицо, вы можете учесть в расходах, если есть все условия для этого. При этом в некоторых случаях такие суммы вы также должны отразить в доходах. А если таким способом ваш покупатель вносит свой аванс и вы применяете общий режим, вам также придется начислить НДС.
    В бухгалтерском учете отразите уменьшение кредиторской задолженности по налогам и изменение обязательств между вами и третьим лицом. Если налоги уплачены за вас безвозмездно, то признайте эти суммы прочим доходом. А если налоги заплатил за вашу организацию учредитель, то отразите в учете добавочный капитал.
    Подробнее о том, как учесть и отразить налоги, уплаченные третьим лицом, читайте в К+. Пробный доступ к системе бесплатен.

    С 01.01.2017 по правилам НК РФ стало необходимо платить и страховые взносы. Поэтому с начала 2017 года ст. 45 НК РФ распространила свое действие и на них.

    Должен ли сотрудник самостоятельно уплачивать неудержанную с него сумму НДФЛ?

    Физлица, которые являются наемными работниками, самостоятельно налог на доходы не оплачивают. Эта обязанность ложится на налоговых агентов ― их работодателей. Они, в свою очередь, отчитываются по итогам календарного года перед ФНС за удержанные и перечисленные суммы.

    Если у налогового агента нет возможности сразу удержать налог с выплаченных работнику средств(доход получен в натуральном виде или как материальная выгода), то он удерживает его с доходов, выплачиваемых в этом же налоговом периоде в более поздние месяцы (не превышая 50% суммы каждой выплаты). С этим согласны и налоговики, что подтверждается письмом ФНС России от 22.08.2014 № СА-4-7/16692.

    Пример 1:

    Работника Иванову Ю. Г. по окончании 2-го квартала организация приняла решение поощрить в виде передачи ей натуральной продукции на общую сумму 55 000 руб. Удержать НДФЛ в размере 7 150 руб. по итогам 2-го квартала не удалось. Заработная плата Ивановой Ю. Г. в следующем месяце составила 22 000 руб. На основании сделанного перерасчета была удержана сумма налога в размере 10 360 руб., в том числе 2 860 руб. за текущий месяц, 7500 руб. ― сумма задолженности по НДФЛ.

    Окончание налогового периода и передача сведений в инспекцию о факте неудержания НДФЛ прекращает дальнейшую ответственность работодателя как налогового агента. Теперь рассчитаться с бюджетом обязан сам гражданин, которому ИФНС на основании данных, полученных от налогового агента, направит уведомление на уплату налога.

    Пример 2:

    Организация предоставила работнику Петрову А. С. в ноябре путевку на санаторно-курортное лечение стоимостью 78 000 руб. У Петрова А. С. возникла кредиторская задолженность по НДФЛ в размере 10 140 руб. До конца отчетного периода заработок работника составил 18 500 руб. Поэтому с него была удержана сумма НДФЛ в размере 9 250 руб. (не более 50% от дохода), в том числе текущий налог ― 2 405 руб., НДФЛ за путевку ― 6 845 руб. Оставшуюся сумму налога в размере 3 295 руб. налоговый агент удержать не смог, о чём и сообщил в инспекцию до 1 марта следующего года, уведомив при этом сотрудника. Оплатить оставшуюся сумму задолженности должен теперь сам гражданин Петров А. С. после получения уведомления из ИФНС.

    Об ответственности работника и работодателя при выплате "серых" зарплат читайте здесь.

    Какие последствия могут быть при нарушении п. 1 ст. 45 НК РФ физическими лицами?

    За счет перечисленных налогов происходит пополнение бюджета, осуществляется множество социальных программ, в том числе по здравоохранению, образованию и поддержанию общественного порядка.

    За всеми налогоплательщиками, в том числе и за физлицами, закреплена обязанность по погашению своих обязательств перед бюджетом, о чём говорится в п. 1 ст. 45 НК РФ. Неисполнение этих функций влечет за собой административную и даже уголовную ответственность, если обнаруживается сумма недоимки в особо крупных размерах.

    Налоговое правонарушение может выражаться также как неподача декларации и требуемых подтверждающих документов в установленные сроки, передача заведомо ложных сведений, занижающих налогооблагаемую базу.

    В некоторых случаях с граждан может быть снята ответственность:

    • если указанное правонарушение было совершено вследствие обстоятельств непреодолимой силы, таких как стихийное бедствие;
    • налогоплательщик находился в состоянии, при котором не мог нести ответственность за свои действия;
    • если гражданину предоставлены письменные указания о порядке исчисления налогов (только в тех случаях, когда физлицо обратилось за разъяснениями, указав достоверную информацию);
    • если имели место иные причины, признанные судом как оправдательные.

    К ответственности за невыполнение обязанностей по п. 1 ст. 45 НК РФ привлекаются лица, достигшие 16-летнего возраста. Это могут быть граждане РФ, иностранные подданные и лица без гражданства.

    В качестве наказания за правонарушение в особо крупном размере в соответствии с УК РФ могут быть избраны следующие меры:

    • штраф;
    • принудительные работы;
    • арест;
    • лишение свободы.

    Следствием нарушения п. 1 ст. 45 НК РФ является появление недоимки. Если гражданин впервые нарушил закон, не уплатив умышленно крупные суммы в бюджет, но затем добровольно погасил задолженность, начисленные штрафы и пени, уголовная ответственность к нему может не применяться.

    В каких случаях следует считать обязанность по уплате налогов исполненной?

    Обязанность налогоплательщика по уплате налога можно считать исполненной, а кредиторскую задолженность погашенной в следующих случаях (п. 3 ст. 45 НК РФ):

    1. С момента передачи налогоплательщиком(или иным лицом) в банк платежного поручения на перечисление полной суммы налога при условии, что денежных средств на расчетном счете достаточно для выполнения операции.
    2. С момента выдачи физлицом поручения банку на оплату бюджетного обязательства без открытия счета в банке.
    3. С момента отражения на лицевом счете организации операции по перечислению требуемой суммы.
    4. В день внесения гражданином в банк, кассу местной администрации, почтовое отделение суммы, необходимой для погашения существующей задолженности.
    5. В день вынесения налоговым органом решения о зачете задолженности в счет имеющейся переплаты по другим налогам.
    6. В день удержания суммы по задолженности налоговым агентом, если на него возложена такая обязанность.
    7. В день уплаты декларационного платежа, если применяется упрощенный порядок декларирования доходов граждан.
    8. При оплате налогов, задержка которых квалифицируется как уголовно наказуемое деяние – день подачи в банк платежного документа при условии наличия на счете средств, достаточных на оплату не только налога, но и штрафов, предусмотренных УК РФ.

    Пример:

    Организация начислила УСН за 2-й квартал в сумме 55 800 руб. Срок уплаты по налогу ― 25 июля. В этот день в банк было передано платежное поручение, однако денежных средств на погашение задолженности не хватило. 27 июля на расчетный счет организации поступила выручка в размере 65 000 руб. В связи с этим задолженность по УСН была погашена лишь 27 июля. Таким образом, организация нарушила порядок уплаты налога в срок. Налоговый орган начислил пени за 2 дня просрочки.

    Важно! Рекомендации от КонсультантПлюс
    Если вы правильно оформили платежное поручение на уплату налога (сбора, страхового взноса), банк списал у вас средства, но инспекция их не видит, проводится розыск платежа.
    Для этого подайте в инспекцию.
    Схему действий смотрите в К+, оформив бесплатный пробный доступ к системе.

    При некоторых обстоятельствах задолженность по налогам не погашается:

    1. Налогоплательщик (или иное лицо) самостоятельно отозвал поручение на уплату налога, в связи с чем оплата не была произведена.
    2. Организация возвратила сумму, предназначенную для погашения долговых обязательств перед бюджетом, с лицевого счета или эту сумму вернуло налогоплательщику казначейство.
    3. Касса местной администрации или почтовое отделение возвратили гражданину внесенную им сумму, предназначавшуюся для погашения задолженности.
    4. При совершении платежа налогоплательщик (или иное лицо) указал неверные реквизиты.
    5. У организации имеется непогашенная первоочередная задолженность на момент совершения платежа.

    Пример:

    Организация подготовила и передала в банк платежное поручение на уплату ЕНВД 25 апреля за 1-й квартал. Однако у нее имелись непогашенные обязательства по исполнительным листам работников (алименты на детей). Суммы на расчетном счете для погашения обеих задолженностей оказалось недостаточно. Банк списал при помощи платежного требования первоочередную задолженность по алиментным выплатам. В результате обязанность предприятия по уплате налога в срок не была исполнена, что повлекло за собой начисление пеней.

    В случае длительной неуплаты фискальные органы отставляют за собой право для принудительного взыскания задолженности в соответствии с п. 6 ст. 45 НК РФ.

    Каким образом налогоплательщик может доказать факт своевременной уплаты налога в соответствии с п. 7 ст. 45 НК РФ?

    Обязанность по уплате налога считается исполненной, если банком принято соответствующее платежное поручение на перечисление средств в бюджетную систему при наличии достаточного денежного остатка на счете.

    Если в ходе составления поручения произошла ошибка, которая не повлияла на конечную уплату, налогоплательщик вправе обратиться в ИФНС с предоставлением пояснений и подтверждающих перечисление документов (п. 7 ст. 45 НК РФ).

    Для того чтобы выявить возможные несоответствия при расчетах по данным налогоплательщика и инспекции, рекомендуется проведение сверки расчетов по налогам, штрафам и пеням. Итоговые результаты сверки оформляются как акт с действующими подписями заинтересованных лиц.

    Как ошибки в платежном поручении влияют на правильность зачисления налогов?

    Если субъект предпринимательской деятельности передал в банк платежное поручение для полного погашения задолженности перед бюджетом, то при наличии необходимой суммы денежных средств на расчетном счете его обязанности как налогоплательщика считаются исполненными (ст. 45 НК РФ).

    В то же время неверно оформленная платежка может иметь негативные последствия разной степени тяжести, в зависимости от того, какая именно была допущена ошибка.

    К примеру, неверно указанный статус плательщика не является основанием для признания налога неуплаченным. Об этом говорит многочисленная судебная практика (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.09.2006 по делу № А26-2235/2006-29).

    Не признают суды и неправильно указанный КБК как повод для незачисления платежа, так как ст. 45 НК РФ не содержит подобного требования.

    Однако для того, чтобы избежать возможных споров с инспекторами, следует всё же уделять повышенное внимание реквизитам в платежных поручениях.

    Обязанность по погашению задолженности признается невыполненной, если в платежках неверно указаны счет казначейства и наименование банка-получателя (подп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ).

    Как уточнить налоговый платеж при ошибке в платежном поручении, подробно разъясняется в готовом решении от КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.

    Что говорит статья 45 НК РФ об обязанности по уплате имущественных налогов физическими лицами?

    П. 1 ст. 45 НК РФ обязывает физлиц производить своевременную уплату налогов ― имущественного, транспортного, земельного. Однако порядок определения сроков по исполнению данных обязанностей немного отличается от того, что предусмотрен для организаций.Расчет этих налогов делает ИФНС, рассылая плательщикам уведомления на уплату. По всем этим налогам для физлиц установлен единый срок оплаты – до 1 декабря года, наступающего за оплачиваемым.

    При отсутствии уплаты налоговые органы направляют физлицам уведомления с требованием погасить текущую задолженность и сумму возникших в связи с этим пеней. Погасить эту задолженность граждане должны не позднее 1 месяца со дня получения уведомления (п. 6 ст. 58 НК РФ), если в нём не указан иной установленный законодательно срок.

    Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
    Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

    Читайте также: