Земельный налог доклад кратко

Обновлено: 18.05.2024

Краткая характеристика земельного налога, порядок его исчисления и сроки уплаты. Субъекты (налогоплательщики) и объекты налогообложения. Налоговая база и ставка, порядок их определения и установления. Порядок освобождения от налогообложения (льготы).

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 21.11.2011
Размер файла 15,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

студентка гр. 7-10-7у

Преподаватель Иванова С.С.

1. Краткая характеристика налога

2. Субъект налогообложения

3. Объект налогообложения

4. Налоговая база

5. Налоговая ставка

6. Налоговые льготы

7. Порядок исчисления налога

8. Порядок и сроки уплаты

1. Краткая характеристика налога

Земельный налог является местным налогом, который устанавливается налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных гл.31 НК, порядок и сроки уплаты налога. При установлении налога могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения. Более подробно можно ознакомиться в гл. 31 налогового Кодекса.

2. Субъект налогообложения (налогоплательщик)

земельный налог ставка льгота налогоплательщик

Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды (ст. 388, НК).

3. Объект налогообложения

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог, при этом есть перечень земель, которые не признаются объектом налогообложения (ст.389, НК).

4. Налоговая база

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (ст. 390, НК).

Порядок определения налоговой базы - ст. 391, НК. Особенности определения налоговой базы в отношении земельных участков, находящихся в общей собственности - ст. 392, НК. Налоговый период. Отчетный период - ст. 393, НК.

5. Налоговая ставка

1. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

1) 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жкк (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры ЖКХ или приобретенных для жилищного строительства; приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

3) Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка (ст. 394, НК).

6. Налоговые льготы

Освобождаются от налогообложения:

1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации;

2) организации - в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;

3) религиозные организации - здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;

4) общероссийские общественные организации инвалидов; организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов; учреждения, единственными собственниками, имущества которых являются общероссийские общественные организации инвалидов;

5) организации народных художественных промыслов;

6) физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов;

7) организации - резиденты особой экономической зоны (ст. 395, НК).

7. Порядок исчисления налога

1. Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

2. Налогоплательщики - организации, физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно.

3. Если иное не предусмотрено пунктом 2, сумма налога (сумма авансовых платежей по налогу), подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

4. Представительный орган муниципального при установлении налога вправе предусмотреть уплату в течение налогового периода не более двух авансовых платежей по налогу для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, уплачивающих налог на основании налогового уведомления. Сумма авансового платежа по налогу исчисляется как произведение соответствующей налоговой базы и доли налоговой ставки в размере, не превышающем одной второй налоговой ставки, в случае установления одного авансового платежа, и одной третьей налоговой ставки в случае установления двух авансовых платежей.

5. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с пунктом 1, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу.

6. Налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

7. В случае возникновения у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности пользовании, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом если возникновение указанных прав произошло до 15-го числа месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав.

8. В отношении земельного участка (его доли), перешедшего по наследству к физическому лицу, налог исчисляется, начиная с месяца открытия наследства.

9. Представительный орган муниципального образования при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

10. Налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка.

11. Органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с п.4 ст.85 НК.

12. Органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы муниципальных образований ежегодно до 1 февраля года, обязаны сообщать в налоговые органы сведения о земельных участках, по состоянию на 15 января года, являющегося налоговым периодом.

13. Сведения представляются по формам, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области контроля налогов и сборов.

14. По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года.

15. В отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

16. В отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 по истечении 10 лет с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости (ст. 398, НК).

8. Порядок и сроки уплаты налога

1. Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). При этом срок уплаты налога (авансовых платежей по налогу) для налогоплательщиков - организаций или физических лиц (ИП) не может быть установлен ранее срока, предусмотренного п.3 ст.398 НК.

2. В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) не предусмотрено иное.

3. Налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков.

4. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (ст. 397, НК). Налоговая декларация - ст. 398, НК.

Подобные документы

Порядок исчисления, срок уплаты акцизов. Налогоплательщики и объекты налогообложения акцизами. Сумма налога и вычеты. Сроки и порядок уплаты налога. Объект налогообложения и налоговая база по налогу на доходы физических лиц. Статус налогоплательщика.

реферат [40,8 K], добавлен 28.01.2009

Плательщики земельного налога и объекты налогообложения. Налоговые ставки, порядок исчисления и сроки уплаты налога. Налоговый период и налоговая отчетность. Задачи на расчёт ставки и суммы земельного налога, сроки представления расчёта текущих платежей.

презентация [301,1 K], добавлен 30.10.2015

Основные налогоплательщики земельного налога. Налоговая база и порядок ее определения. Кадастровая стоимость земельного участка. Характеристика основных налоговых ставок. Порядок исчисления и уплаты земельного налога и авансовых платежей по нему.

контрольная работа [15,4 K], добавлен 28.08.2010

Плательщики земельного налога, свидетельство о правах собственности на землю, объекты налогообложения и налоговая база. Кадастровая стоимость земельного участка, ставки земельного налога и налоговые льготы, порядок начисления и сроки уплаты налогов.

реферат [17,6 K], добавлен 19.04.2010

Характеристики земельного налога: налогоплательщики, объект налогообложения и налоговые база, период и ставка. Организации и физические лица, освобожденные от него. Порядок его исчисления и сроки уплаты. Роль налога в формировании местных бюджетов.

реферат [22,8 K], добавлен 17.05.2015

Оценка современного состояния и перспектив развития налоговой системы России. Земельный налог: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, ставки, сроки, порядок исчисления и уплаты. Принцип налогообложения нераспределенной прибыли.

контрольная работа [25,4 K], добавлен 18.09.2013

Порядок уплаты земельного налога и авансовых платежей. Особенности исчисления земельного налога на территории Городского округа Тольятти. Ставка земельного налога, алгоритм расчета. Условия освобождения от налогообложения организаций и физических лиц.


Организации — собственники земельных участков с любым режимом налогообложения обязаны платить земельный налог. Закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ отменил составление декларации по земельному налогу с отчетности за 2020 год, но расчет налога организации должны производить самостоятельно. О том, как это сделать, расскажет наша статья.

Ставка земельного налога для юридических лиц

Ставки земельного налога устанавливают местные органы власти, на территории которых расположен участок, а также власти городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь).

Если ставки в регионе не установлены, согласно пп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ, применяется общая максимальная ставка по земельному налогу 1,5 процента.

Для некоторых категорий земель, например, сельхозназначения, которые используются для сельхозпроизводства, максимальная ставка — 0,3 процента.

Срок уплаты земельного налога

Срок уплаты земельного налога за год не может быть раньше 1 февраля следующего года;

— по авансовым платежам по итогам I, II и III кварталов — не позже последнего числа следующего за отчетным периодом месяца.

Для организаций, включенных на 01.03.2020 в реестр субъектов МСП и занятых в пострадавших от пандемии сферах деятельности, сроки оплаты авансовых платежей за I и II кварталы 2020 год продлены. Местные власти и города федерального значения также могут продлить сроки оплаты авансовых платежей в связи с эпидемией. Для указанной категории юрлиц:

— авансовые платежи за I квартал 2020 года продлены до 30.10.2020. Если организация — субъект МСП работает в отрасли из дополнительного перечня, указанного в п. 4 Постановления Правительства РФ от 07.11.2020 № 1791, то срок уплаты продлевается до 30.12.2020 (п. 1 Постановления Правительства РФ от 07.11.2020 № 1791);

— авансовые платежи за II квартал 2020 года продлены до 30.12.2020. Ряду организаций, согласно п. 10 ч. 1 ст. 2 Закона от 08.06.2020 № 172-ФЗ, предоставлена федеральная льгота в виде освобождения от оплаты авансового платежа за II квартал.

Для авансовых платежей, срок уплаты которых продлен, предоставлена годичная рассрочка

Пункт 2 ст. 387, п. 1 ст. 397 НК РФ

Пункт 3 ст. 398 НК РФ

Постановление Правительства РФ от 07.11.2020 № 1791

Не позднее 1 марта года, который следует за истекшим годом.

Местные власти (Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя) впредь не будут устанавливать сроки уплаты налога

Не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Местные власти (Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя) впредь не будут устанавливать сроки уплаты авансовых платежей

Подпункты 72, 77 ст. 2, ч. 7, 17 ст. 3 Закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ

Кем проводится исчисление земельного налога

Расчет земельного налога вручную

Общий порядок расчета земельного налога установлен в п. 1 ст. 396 НК РФ. Для расчета налога за год необходимо кадастровую стоимость участка умножить на ставку налога.

Кадастровую стоимость необходимо брать на 1 января года, за который начисляется налог.

Если в течение года организация перечисляла авансовые платежи, то оставшаяся к уплате по итогам года сумма рассчитывается по правилам п. 5 ст. 396 НК РФ: из величины начисленного за год налога вычитаются перечисленные авансовые платежи за I, II и III кварталы.

Налог рассчитывается отдельно (пп. 1, 2 ст. 391, п. 1 ст. 396 НК РФ):

  • по каждому земельному участку;
  • по каждой доле в праве общей собственности на участок, в том числе по тем долям, в отношении которых действуют разные ставки.

Если участок расположен на территориях разных муниципальных образований, налог нужно начислять и уплачивать отдельно по каждому муниципальному образованию (п. 1 ст. 391, п. 1 ст. 396 НК РФ).

Специальный порядок расчета земельного налога действует, если:

  • у организации есть льготы;
  • срок владения участком составлял не весь год;
  • участок предназначен для жилищного строительства.

Порядок уплаты земельного налога юридическим лицом

Земельный налог и авансовые платежи оплачиваются в ИФНС по месту нахождения земельного участка (п. 3 ст. 397 НК РФ).

Необходимость оплаты авансовых платежей по земельному налогу по итогам I, II и III кварталов устанавливают местные власти. Согласно пункту 2 ст. 397 НК РФ авансы по налогу оплачивать не нужно, если местными органами муниципальных образований (региональными законами в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе):

  • отчетные периоды по земельному налогу не установлены;
  • предусмотрено полное освобождение от оплаты авансовых платежей.

Что делать в случае переплаты по земельному налогу

Если у организации образовалась переплата по земельному налогу, ее можно зачесть или вернуть (ст. 78 НК РФ).

Причем, по п. 6 ст. 78 НК РФ, если у налогоплательщика есть недоимка по другим налогам, а также долги по пеням и штрафам, возврат возможен только после зачета переплаты в счет погашения указанных обязательств.

Зачет переплаты по налогу производится:

  • в счет предстоящих платежей по земельному или другим налогам (п. 4 ст. 78 НК РФ). Этот способ работает, если у плательщика нет задолженности по иным налогам. Для зачета в этом случае необходимо подать заявление по форме приложения 9, утвержденной Приказом ФНС РФ от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@;
  • в счет погашения недоимки по другим налогам, а также задолженности по пеням и штрафам (п. 5 ст. 78 НК РФ). Данный способ зачета осуществляется налоговиками самостоятельно не более чем за 3 года со дня уплаты указанной суммы налога (п. 5 ст. 78 НК РФ). Со своей стороны налогоплательщик вправе подать в ИФНС письменное заявление с просьбой о зачете.

Благодаря Закону от 29.09.2019 № 325-ФЗ, с 01.10.2020 утратил силу абзац 2 п. 1 ст. 78 НК РФ, согласно которому зачет сумм переплаты должен был осуществляться исключительно по соответствующим видам налогов и сборов, то есть федеральные налоги в счет федеральных, региональные — в счет региональных, местные — в счет местных. Земельный налог относится к категории местных налогов.

Таким образом, с 01.10.2020 появилась возможность зачесть переплату по земельному налогу в счет оплаты налога любого вида.

Возврат переплаты производится по письменному заявлению согласно форме приложения 8, утвержденной Приказом ФНС РФ от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@, в течение одного месяца со дня его получения.

Согласно пункту 7 ст. 78 НК РФ, на возврат у налогоплательщика есть три года с момента переплаты.

За несвоевременный возврат на сумму переплаты начисляются проценты за каждый календарный день просрочки. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в момент нарушения срока возврата (п. 10 ст. 78 НК РФ). Если инспекция откажет в возврате, можно обратиться в суд.

Льготы по налогу для юридических лиц

По земельному налогу установлены две категории льгот: федеральные и местные.

Федеральные льготы прописаны в ст. 395 НК РФ. Они освобождают от налога узкий перечень юридических лиц и действуют на территории всей страны. Они предоставляются в виде:

  • освобождения от оплаты налога отдельных юридических лиц. К этой группе налогоплательщиков относятся резиденты ОЭЗ и религиозные организации (п. 1 ст. 395 НК РФ);
  • установления пониженных ставок налога для отдельных категорий земель. Например, для земель, находящихся под жилищным фондом, и земель сельскохозяйственного назначения установлена ставка налога в размере 0,3 процента (пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ).

В 2020 году из-за пандемии коронавируса введена федеральная льгота в виде освобождения от оплаты земельного налога за II квартал 2020 года. Льгота установлена пунктом 10 ч. 1 ст. 2 Закона от 08.06.2020 № 172. Она распространяется на довольно узкий круг плательщиков:

  • на организации, включенные в реестр МСП и занятые в наиболее пострадавших от пандемии отраслях по перечню, установленному Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 434;
  • включенные в реестр социально ориентированные НКО, являющиеся с 2017 года получателями президентских грантов по развитию гражданского общества, грантов и субсидий, предоставляемых в рамках программ, реализуемых исполнительной властью федерального, регионального и местного уровней, а также исполнители общественно полезных услуг и поставщики соцуслуг;
  • централизованные религиозные организации и входящие в их структуру религиозные организации, а также учрежденные ими социально ориентированные НКО;
  • включенные в реестр НКО, в наибольшей степени пострадавшие от пандемии.

Эта федеральная льгота действует лишь в отношении тех участков, которые используются организациями в предпринимательской или уставной деятельности.

Местные льготы действуют только на территории той местности, для которой они установлены. Льготы предоставляются в виде (п. 2 ст. 387 НК РФ):

  • освобождения от уплаты налога;
  • пониженных ставок;
  • уменьшения суммы уже рассчитанного налога;
  • необлагаемой доли площади участка;
  • не облагаемой налогом суммы.

В связи с отменой деклараций по земельному налогу, о наличии льготы по налогу за 2020 год инспекцию нужно уведомить. Чтобы заявить льготу, необходимо подать в ИФНС заявление по форме, установленной Приказом ФНС РФ от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@. Коды льгот для составления заявления нужно взять из приложения 2 данного приказа.

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

В соответствии со ст. 388 НК плательщиками земельно­го налога являются организации и физические лица, облада­ющие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизнен­ного наследуемого владения.

Не являются плательщиками земельного налога лица в отношении земельных участков, находящихся у них на пра­ве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Объектом налогообложения являются земельные участ­ки, расположенные в пределах муниципальных образований, на территории которых вводится земельный налог.

Не признаются объектами налогообложения земельные участки, изъятые из оборота или ограниченные в обороте в соответствии с российским законодательством:

- занятые особо ценными объектами культурного насле­дия, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археоло­гического наследия;

- предоставленные для обеспечения обороны, безопаснос­ти и таможенных нужд;

- в пределах лесного фонда;

- занятые находящимися в государственной собственнос­ти водными объектами в составе водного фонда и некоторые другие.

Для целей налогообложения земельным налогом законо­дательство выделяет три категории налогоплательщиков.

Первая категория – это организации. Эти налогоплатель­щики определяют налоговую базу самостоятельно на основа­нии сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, находящемся в их собственности (пользо­вании).

Вторая категория – эта физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями. Эти налогоплатель­щики определяют налоговую базу самостоятельно в отноше­нии тех земельных участков, которые используются ими для осуществления предпринимательской деятельности.

Третья категория – это физические лица (не являющиеся индивидуальными предпринимателями). Для этой категории налогоплательщиков налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые им предоставляют органы, осуществляющие ведение земельного кадастра.

Законодательство устанавливает необлагаемый налогом минимум (10 тыс. руб. на одного налогоплательщика на тер­ритории одного муниципального образования) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоян­ном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении, для следующих категорий налогоплательщиков:

- инвалидов I, II и III групп (с некоторыми оговорками);

- Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;

- инвалидов с детства;

- ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны и боевых действий;

- физических лиц, имеющих права на льготы в связи с ядерными авариями и катастрофами.

Если для конкретного налогоплательщика размер налого­вой базы оказывается меньше, чем необлагаемый минимум, то для целей налогообложения налоговая база принимается равной нулю.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога.

Налоговый кодекс (ст. 394) устанавливает максимальные значения налоговых ставок:

- 0,3% – в отношении земельных участков сельскохозяй­ственного назначения, занятых жилищным фондом и предос­тавленных для личного подсобного хозяйства;

- 1,5% – в отношении прочих земельных участков.

- НК РФ устанавливает налоговые льготы в виде освобожде­ния от налогообложения следующих категорий налогопла­тельщиков:

- организаций и учреждений уголовно-исправительной системы Минюста России;

- организаций – в отношении земельных участков, заня­тых государственными автомобильными дорогами общего пользования;

- религиозных организаций – в отношении земельных участков, на которых расположены строения религиозного и благотворительного назначения;

- общероссийских общественных организаций инвали­дов – в отношении земельных участков, используемых для осуществления уставной деятельности;




- организаций народных художественных промыслов – в отношении земельных участков, находящихся в местах тра­диционного размещения этих промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художествен­ных промыслов;

- некоторых других категорий организаций.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложе­ния. В свою очередь кадастровая стоимость земельного участ­ка определяется в соответствии с земельным законодатель­ством РФ.

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. По итогам года определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога, причем от­четным периодом является I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года. При этом I квартал, полугодие и 9 меся­цев являются отчетным периодом только в отношении нало­гоплательщиков – организаций и физических лиц, являю­щихся индивидуальными предпринимателями. В отношении налогоплательщиков – физических лиц представительные органы муниципальных образований при установлении зе­мельного налога вправе предусмотреть уплату в течение на­логового периода не более двух авансовых платежей.

Порядок исчисления налога и авансовых платежей.

После окончания календарного года индивидуальный предприниматель и организации должны представить в нало­говые органы декларацию по земельному налогу. Срок пред­ставления налоговой декларации – не позднее 1 февраля года, который следует за налоговым периодом. Законами муници­пальных образований могут быть установлены отчетные пе­риоды, каждый из которых равен одному кварталу. Срок пред­ставления расчета по авансовым платежам — не позднее 30 апреля, 31 июля, 31 октября.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (гл. 31 НК РФ).

Земельный налог устанавливается и вводится в действие НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.

При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков , признаваемых объектом налогообложения.

О разъяснении некоторых вопросов, связанных с определением местоположения границ земельного участка при осуществлении постановки его на государственный кадастровый учет см. Письмо Росреестра от 16.02.2016 N 19-00221/16.

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года (ст. 393 НК РФ).

Налогоплательщики земельного налога (ст. 388 НК РФ):

    • организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

    В отношении земельных участков, входящих в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, налогоплательщиками признаются управляющие компании. При этом налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд.

    Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков,

      1. находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или
      2. переданных им по договору аренды.

      Объект налогообложения земельным налогом (ст. 389 НК РФ):

        • земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

        Не признаются объектом налогообложения :

          1. земельные участки, изъятые из оборота ;
          2. земельные участки, ограниченные в обороте , которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
          3. земельные участки из состава земель лесного фонда ;
          4. земельные участки, ограниченные в обороте, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.

          Налоговая база земельного налога (ст. 390, 391 НК РФ):

          Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

          Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

          В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет.

          Налоговая база в отношении земельного участка, находящегося на территориях нескольких муниципальных образований, определяется по каждому муниципальному образованию (городам федерального значения Москве и Санкт-Петербургу). При этом налоговая база в отношении доли земельного участка, расположенного в границах соответствующего муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), определяется как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная указанной доле земельного участка.

          Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.

          Налогоплательщики-организации (или ИП) определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (праве пожизненного наследуемого владения).

          Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

          Налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении для ряда категорий налогоплательщиков (ст. 391 НК РФ).

          Налоговая ставка земельного налога (ст. 394 НК РФ):

          Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

          1) 0,3% в отношении земельных участков:

            • отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
            • занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
            • приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
            • ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

            2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

            Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

            Читайте также: