Запрос из налоговой по нерезидентам

Обновлено: 16.05.2024

Порядок исчисления налогов у работников, осуществляющих деятельность как в России, так и на территории иностранного государства, вызывает множество вопросов. Проблема правильного налогообложения актуальна и в отношениях между компанией и ее участниками/акционерами, находящимися за рубежом, при выплате дивидендов. Рассмотрим в статье основные проблемы определения статуса налогового резидентства в описанных случаях.

Что говорит закон о расчёте дней пребывания в России для целей признания лица налоговым резидентом РФ?

В соответствии с пунктом 1 статьи 207 НК РФ плательщиками НДФЛ признаются физические лица - налоговые резиденты Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. Налоговыми резидентами Российской Федерации признаются физические лица, фактически находящиеся на территории России не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

При этом для 2020 года предусмотрены специальные правила, согласно которым физическое лицо добровольно может признать себя налоговым резидентом РФ, если находился в 2020 году на территории РФ не менее 90 дней, после подачи в налоговый орган соответствующего заявления в произвольной форме в срок до 30 апреля 2021 года.

Как налоговому агенту удерживать налог у нерезидента, какие предусмотрены санкции за неправильное удержание налога?

Налоговый агент несет ответственность за исчисление, удержание и перечисление НДФЛ, включая и правильность определения налогового статуса получателя дохода (Письмо ФНС России N БС-4-11/9701@).Удерживать НДФЛ у нерезидента налоговому агенту нужно только с тех доходов, которые он получил от источников в России (п. 2 ст. 209 НК РФ).

К ним, например, относятся (п. 1 ст. 208 НК РФ):
• зарплата за исполнение трудовых обязанностей в РФ;
• оплата за оказание услуг, выполнение работ в РФ;
• дивиденды и проценты от российской организации.

В отношении большинства доходов, получаемых физическими лицами, не являющихся налоговыми резидентами РФ, применяется налоговая ставка 30% (п. 3 ст. 224 НК РФ). За исключением доходов в виде дивидендов (об этом ниже).

При этом порядок налогообложения доходов от источников в РФ зависит от условий международных договоров. Налог может не удерживаться (или удерживаться в ином размере) в случае, если лицо является налоговым резидентом иностранного государства, с которым РФ заключен международный договор, предусматривающий полное или частичное освобождение от налогообложения в России соответствующего вида дохода. Международные договоры имеют приоритет над НК РФ (ч. 4 ст.15 Конституции РФ, п.1 ст.7 НК РФ). Поэтому налоговый агент обязан их применить, если выплачивает доход нерезиденту.

По общему правилу, если работник на дату получения дохода стал нерезидентом, удержанный ранее в текущем году налог нужно пересчитать.

Обратите внимание что согласно пп. 1 и 10 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать от налоговых агентов документы, служащие основаниями для удержания и перечисления налогов, документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность удержания и перечисления налогов, а также требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налоговых агентов и с корреспондентских счетов банков сумм налогов и перечисления этих сумм в бюджетную систему РФ. Если налоговый орган выявит несвоевременное удержание НДФЛ, то с налогового агента подлежат взысканию пени согласно ст. 75 НК РФ, а также штраф по ст. 123 НК РФ в размере 20% от неудержанной суммы налога.

Какой документацией подтверждается статус налогового резидента-нерезидента, нужно ли что-то запрашивать, куда-то обращаться?

Статус налогового резидента иностранного государства подтверждается документом, выданным уполномоченным органом этого государства и подтверждающим, что указанное в нем физическое лицо в целях налогообложения является резидентом иностранного государства (например, вид на жительство, свидетельство о регистрации и т.д.).

Как уже отмечалось, физическое лицо может быть освобождено от уплаты налога (либо платить его по сниженной ставке), если такое право предусмотрено соответствующим Соглашением между Россией и другом государством. Согласно разъяснениям, данным в Письме ФНС России от 30.09.2019 N БС-4-11/19925, статус налогового резидента иностранного государства подтверждается паспортом иностранного гражданина (иным документом, удостоверяющим личность). Если эти документы не позволяют подтвердить наличие статуса налогового резидента иностранного государства, с которым Россией заключен международный договор по вопросам налогообложения, у этого лица запрашивается официальное подтверждение его статуса налогового резидента государства, с которым РФ заключен международный договор по вопросам налогообложения.

Конкретный перечень документов для подтверждения статуса налогового резидента РФ - физического лица, ни в НК РФ, ни в каких-либо иных нормативных документах не установлен. Правил подтверждения физическим лицом фактического времени нахождения в России не установлено. Подтверждение статуса производится лицом самостоятельно исходя из особенностей каждой конкретной ситуации. Поэтому для этих целей можно использовать любые официальные документы, позволяющие установить количество календарных дней пребывания лица на территории РФ в течение предшествующих 12 последовательных месяцев. Например, время пребывания может быть определено по отметкам пропускного контроля в паспорте, квитанции о проживании в гостинице и другим документам (письма Минфина России от 31.07.2020 N БВ-3-17/5577@, 12.07.2017 N 03-04-05/44434, ФНС России от 19.09.2016 N ОА-3-17/4272@).

Минфин России в письме от 13.01.2015 N 03-04-05/69536 среди таких документов назвал табель учета рабочего времени, справку из учебного заведения, справку, полученную по месту проживания в РФ.

Если же работник часто выезжает за рубеж, то помимо табеля для определения его статуса понадобятся:
• загранпаспорт работника (копии страниц);
• приказы (распоряжения) о направлении работников в командировки;
• авансовый отчет;
• документы, прилагаемые к авансовому отчету (проездные документы, документы о проживании);
• путевые листы (для автотранспортных предприятий);
• другие документы, позволяющие определить время нахождения работника на территории РФ и за ее пределами.

Также подтверждение статуса налогового резидента РФ осуществляется путем выдачи ФНС России или уполномоченным ею территориальным налоговым органом запрашиваемого документа.

Однако следует учитывать некоторые правовые особенности в отношении документов, подтверждающих статус налогового резидента:
• вид на жительство не подтверждает фактическое время нахождения физического лица на территории страны. (Письмо Минфина России от 24.06.2019 N 03-04-05/46120);
• свидетельство о регистрации по месту временного пребывания, документы о регистрации по месту жительства (пребывания) не являются документами, подтверждающими фактическое время нахождения лица на территории России (Письмо Минфина России от 23.05.2018 N 03-04-06/34676, Письмо ФНС России от 22.05.2018 N БС-4-11/9701@).

Какие документы нужны для избежания двойного налогообложения по НДФЛ у источника выплаты?

Для этих целей необходимо иметь только официальное подтверждение того, что данное лицо является резидентом иностранного государства. Документы о полученном доходе и уплаченном налоге не требуются, если иное не предусмотрено международным соглашением, так как налог уплачивается в РФ. Официальным документом является документ, выданный уполномоченным органом иностранного государства и подтверждающий, что указанное в нем физическое лицо в целях налогообложения является резидентом этого государства (разъяснения по данному вопросу даны также в Письме Минфина России от 10.06.2010 N 03-04-06/6-112).

НДФЛ нужно уплатить в России, или иностранном государстве? Какой порядок применяется при выплате дивидендов?

Доходы, полученные резидентом иностранного государства в результате работы на территории Российской Федерации, подлежат налогообложению в Российской Федерации.
В отношении доходов в виде дивидендов по акциям, выпущенным российской организацией, налоговый агент определяет сумму налога отдельно по каждому налогоплательщику по налоговым ставкам, предусмотренным НК РФ. Дивиденды от участия в деятельности российских организаций, облагаются по ставке 15 процентов (п.3 ст. 224 НК РФ). При этом международным договором РФ, регулирующим вопросы налогообложения, может быть предусмотрена иная ставка (п. 6 ст. 275 НК РФ).

Может ли нерезидент РФ получить налоговый вычет?

Нерезиденты платят налоги в РФ только на доходы от источников РФ, каких-либо других обязательств в РФ, помимо уплаты налогов, нет. При этом налоговые вычеты (например, стандартные, имущественные, социальные) к доходам нерезидентов применять нельзя.
Эти вычеты применяются только в отношении доходов, для которых ставка налога установлена п. 1 ст. 224 НК РФ (13%), для нерезидентов же ставка установлена иным положением - п. 3 ст. 224 НК РФ.

Иностранный гражданин может получить налоговые вычеты, если он приобретет статус налогового резидента, поскольку в этом случае его доходы будут облагаться по ставке 13%, установленной п. 1 ст. 224 НК РФ (п. 3 ст. 210 НК РФ, Письмо Минфина России от 22.03.2010 N 03-04-05/6-114).

В статье мы рассмотрели основные моменты, касающиеся определения резидентства в вопросах налогообложения. Однако в процессе взаимодействия с нерезидентами у компании могут возникать и другие вопросы и проблемы , пути решения которых зависят от специфики ситуации.

Наши юристы готовы проконсультировать компанию по любым вопросам, связанным с налогообложением резидентов и нерезидентов.

Ольга Краснова, член Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка, заместитель председателя по бухгалтерской комиссии

Чтобы правильно рассчитать НДФЛ, человек должен определить свой налоговый статус – резидент или нерезидент России. Для этих категорий предусмотрены разные перечни доходов, с которых нужно платить налог и разные ставки налога. Резидент вправе получать стандартные, профессиональные и социальные вычеты по НДФЛ, а нерезидент – нет.

Как определить количество дней

Статус получателя дохода определяют по количеству календарных дней, которые человек фактически находился на территории России в течение 12 следующих подряд месяцев.

Налоговый резидент – это человек, который находился в России 183 дня и более в течение 12 следующих подряд месяцев.

Такой порядок следует из пункта 2 статьи 207 НК.

Исключение предусмотрено только для российских военных, которые служат за границей, и тех сотрудников органов госвласти и местного самоуправления, кто командирован на работу за пределы России. Таких граждан признают резидентами независимо от того, сколько времени они проводят в России. Об этом сказано в пункте 3 статьи 207 НК.

Соглашения об устранении двойного налогообложения России с другими государствами могут устанавливать другой порядок, как установить резидентство.

Важно: резидента иностранного государства могут не признать резидентом РФ в целях НДФЛ независимо от срока нахождения в России. Это случаи, когда иностранные государства приняли ограничительные меры в отношении этих физлиц. Перечень мер определит Правительство РФ. Чтобы такого человека не признали налоговым резидентом, ему нужно подать в ФНС заявление по форме из приказа ФНС от 21.06.2019 № ММВ-7-17/318. К заявлению нужно приложить документ, который подтверждает резидентство иностранного государства (п. 4 ст. 207 НК).

Дата отсчета

Если НДФЛ удерживает и перечисляет в бюджет налоговый агент, то датой, с которой нужно вести обратный отсчет 12-месячного периода, будет дата возникновения дохода. Такой вывод подтверждают положения пункта 2 статьи 207, статьи 223 и пункта 4 статьи 226 НК (письма Минфина от 25.05.2011 № 03-04-06/6-122, от 19.03.2007 № 03-04-06-01/74).

Если НДФЛ со своего дохода человек платит сам, то датой обратного отсчета является 1 января года, следующего за годом, в котором получен доход. В этом случае 12-месячный период равен календарному году, в котором человек получил доход. То есть определять налоговый статус для расчета обязательств по НДФЛ нужно по итогам этого года. Такой вывод подтверждают положения пункта 2 статьи 207, статей 216 и 228 НК, письмо Минфина от 25.04.2011 № 03-04-05/6-293.

Расчет времени пребывания в России

Период пребывания в России (менее или более 183 дней) отсчитывайте со дня прибытия (въезда) в Россию по день выезда из страны включительно. Такой порядок расчета подтверждают письма Минфина от 21.03.2011 № 03-04-05/6-157, ФНС от 24.04.2015 № ОА-3-17/1702.

Если человек выезжает за границу, то до его возвращения отсчет 183 дней прерывается. Исключения составляют зарубежные поездки для краткосрочного лечения или обучения, а также если физлицо исполняет трудовые или иные обязанности при выполнении работ или услуг на морских месторождениях углеводородного сырья. Продолжительность таких поездок включается в расчет 183 дней, которые необходимы для получения статуса резидента. Об этом сказано в пункте 2 статьи 207 НК. Цель поездки, дни которой включают в расчет 183 дней, необходимо подтвердить документально.

Утрачивает ли сотрудник статус резидента, если он длительное время работает на морских месторождениях углеводородного сырья.

Нет, сотрудник не утрачивает статус резидента.

Но при условии, если он исполняет свои обязанности на российских месторождениях углеводородного сырья, а не зарубежных. Компания должна отслеживать статус сотрудников, которые по ее заданию выезжают за рубеж.

Это важно для расчета НДФЛ. Поскольку ставки налога применяют в зависимости от того, какой у сотрудника статус:

– резидент – 13 процентов;

– нерезидент – 30 процентов.

Резидентами считают физлиц, которые за последние 12 месяцев находились в России минимум 183 календарных дня.

Период в 183 дня не должен прерываться (письма Минфина от 15.02.2017 № 03-04-05/8334, от 04.08.2016 № 03-04-05/45898).

Если сотрудник часто выезжал за границу либо был там длительное время, его статус – нерезидент. С его доходов удерживайте НДФЛ по ставке 30 процентов (п. 3 ст. 224 НК).

Период пребывания сотрудника в России не прерывается, если он исполняет трудовые или иные обязанности на морских месторождениях углеводородного сырья (п. 2 ст. 207 НК). Его статус – резидент, поэтому с доходов сотрудника удерживайте НДФЛ по ставке 13 процентов.

Но учтите, что правило действует только при работе сотрудника на российских месторождениях в границах внутренних морских вод, территориального моря или континентального шельфа России, российской части или сектора дна Каспийского моря. Так предусмотрено пунктом 2 статьи 207, подпунктом 4 пункта 1 статьи 11.1 НК (письмо УФНС по Москве от 29.06.2018 № 20-15/138825@).

По каким документам определять

В законодательстве нет перечня документов, по которым можно установить количество дней нахождения в России для определения налогового статуса. Следовательно, это могут быть любые документы, подтверждающие факт нахождения человека в стране.

Так, даты въезда в Россию и выезда из нее можно установить по отметкам российской пограничной службы:

  • в загранпаспорте;
  • в дипломатическом паспорте;
  • в служебном паспорте;
  • в паспорте моряка (удостоверении личности моряка);
  • в миграционной карте;
  • в проездном документе беженца и т. д.

Отметки, которые делают в документах пограничные службы иностранных государств, при определении налогового статуса не учитывайте – отметки не могут подтверждать продолжительность пребывания человека на территории России (письмо Минфина от 26.04.2012 № 03-04-05/6-557).

Если отметка в паспорте отсутствует (например, человек приехал с Украины или из Республики Беларусь), то в качестве доказательства пребывания в России можно использовать другие документы. Например, квитанции о проживании в гостинице, а для работающих граждан – табели учета рабочего времени или справки с места работы, выданные на основании данных табелей. Для граждан, обучающихся в России, такими документами могут быть справки с места учебы, которые подтверждают фактическое посещение учебного заведения в соответствующем периоде. Документы с отметкой о регистрации по местожительству нельзя использовать для подтверждения налогового статуса – сами по себе они не позволяют установить фактическую продолжительность пребывания в России (письма Минфина от 13.01.2015 № 03-04-05/69536, от 27.06.2012 № 03-04-05/6-782, ФНС от 25.05.2011 № АС-3-3/1855).

Важно: если у человека есть недвижимость в России, это никак не влияет на его налоговый статус для целей НДФЛ. Такие разъяснения приведены в письме Минфина от 05.10.2018 № 03-04-06/71660.

Подтверждает ли вид на жительство время фактического пребывания человека в России.

Фактическое время пребывания в России необходимо рассчитать, чтобы определить налоговый статус человека (резидент или нерезидент) для целей расчета НДФЛ.

Нет, не подтверждает.

В законодательстве нет перечня документов, по которым можно установить количество дней нахождения в России для определения налогового статуса. Это могут быть любые документы, подтверждающие факт нахождения человека в стране.

Так, даты въезда в Россию и выезда из нее можно установить по отметкам:

  • в загранпаспорте;
  • в дипломатическом паспорте;
  • в служебном паспорте;
  • в паспорте моряка (удостоверении личности моряка);
  • в миграционной карте;
  • в проездном документе беженца и т. д.

Если отметка в паспорте отсутствует (например, человек приехал из Украины или Республики Беларусь), то доказательством пребывания в России могут быть другие документы.

Например, документы о регистрации по местопребыванию, квитанции о проживании в гостинице. Для работающих людей – табели учета рабочего времени или справки с места работы, выданные на основании данных табелей.

Для учащихся – справка с места учебы, которая подтверждает фактическое посещение учебного заведения. Это следует из писем Минфина от 13.01.2015 № 03-04-05/69536, ФНС от 25.05.2011 № АС-3-3/1855.

Вид на жительство подтверждает только право иностранного гражданина либо лица без гражданства на постоянное проживание в России, а также на свободный въезд в Россию и выезд из страны.

Для лиц без гражданства вид на жительство также является документом, удостоверяющим личность. Об этом сказано в пункте 1 статьи 2 Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ.

Вид на жительство подтверждает право гражданина жить в России и удостоверяет его личность, но не является документом о том, сколько фактически человек находится на территории страны. Аналогичная точка зрения отражена в письмах Минфина от 24.06.2019 № 03-04-05/46120, от 25.12.2014 № 03-04-05/67311, от 17.07.2009 № 03-04-06-01/176 и пр.

Загранкомандировки и отпуска за рубежом

Когда человек выезжает за границу, он покидает территорию России. При определении налогового статуса учитывайте только дни фактического пребывания человека в России. Если в течение 12 следующих подряд месяцев человек находился в России 183 календарных дня и более, он признается налоговым резидентом. Если в течение 12 следующих подряд месяцев человек находился в России менее 183 календарных дней, он является нерезидентом. Об этом сказано в пункте 2 статьи 207 НК.

В период пребывания в России включайте как день прибытия в страну, так и день отъезда. Такой порядок расчета подтверждает Минфин в письмах от 21.03.2011 № 03-04-05/6-157, от 04.07.2008 № 03-04-06-01/187 и от 03.07.2008 № 03-04-05-01/228.

Если человек выезжает за границу, то пока он не вернется, отсчет 183 дней прерывается. Исключения составляют только зарубежные поездки для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения. Во всех остальных случаях (в т. ч. при нахождении в загранкомандировке или отпуске за рубежом) период нахождения за границей не включается в число дней пребывания на территории России. Такой порядок следует из пункта 2 статьи 207 НК. Подтверждает данный вывод и Минфин в письме от 26.07.2007 № 03-04-06-01/268.

Пример.

определения налогового статуса человека (резидент или нерезидент) для целей НДФЛ.

В течение года человек неоднократно ездил в загранкомандировки по работе.

Работа гражданина Молдавии А.С. Кондратьева связана с командировками. В течение 2019 года (365 дней) его три раза направляли в загранкомандировки сроком на 100, 20 и 40 дней (исключая день выезда из России и возвращения в Россию).

Всего продолжительность служебных загранкомандировок составила 160 дней.Кондратьев выезжал в отпуск за границу на 24 дня (исключая день выезда из России и возвращения в Россию).

В общей сложности за последние 12 месяцев Кондратьев провел:

за границей – 184 дня (160 дн. + 24 дн.);

на территории России 181 день (365 дн. – 184 дн.), то есть менее 183 дней.

Кондратьев признается налоговым нерезидентом.

Д окументы о краткосрочном пребывании за рубежом

К документам, которые подтверждают нахождение человека за пределами России для краткосрочного лечения или обучения, можно отнести:

  • договоры с медицинскими или образовательными организациями на лечение либо обучение;
  • справки медицинских или образовательных организаций о том, что провели лечение либо человек прошел обучение с указанием его времени;
  • копии страниц паспорта со специальными визами и отметками пограничного контроля о пересечении границы.

Нет ограничений по возрасту, видам учебных заведений и изучаемых дисциплин, лечебных учреждений и заболеваний, перечню стран, в которых проходит обучение или лечение. Об этом сказано в письмах Минфина от 18.05.2018 № 03-04-05/33747, от 26.06.2008 № 03-04-06-01/182, ФНС от 15.10.2015 № ОА-3-17/3850 и от 20.07.2012 № ОА3-13/2525.

Выезд за рубеж имеет значение только для подсчета количества дней пребывания в России, он не прерывает течение 12-месячного периода. Такой порядок следует из пункта 2 статьи 207 НК.

Возможно, что в течение года (например, за семь месяцев) количество дней пребывания человека в России достигнет 183 дней. В этом случае он становится резидентом. И этот статус до конца года измениться уже не может. Это подтверждают письма Минфина от 29.03.2007 № 03-04-06-01/94 и от 29.03.2007 № 03-04-06-01/95.

ПРИМЕР

Пример, как определить в целях НДФЛ налоговый статус человека (резидент или нерезидент).

В июне 2019 года А.В. Львов получил доход от продажи автомобиля. НДФЛ с полученной суммы Львов должен рассчитать и перечислить в бюджет самостоятельно (подп. 2 п. 1 ст. 228 НК). Чтобы узнать, какую ставку взять для расчета НДФЛ, Львов должен определить свой налоговый статус – резидент или нерезидент.

Налоговым периодом по НДФЛ является год (ст. 216 НК).

Рассчитать и перечислить налог в бюджет Львов должен по его итогам, когда год закончится (п. 4 ст. 228 НК).

Свой налоговый статус Львов определил по состоянию на 31 декабря года, в котором он получил доход от продажи автомобиля.

12 следующих подряд месяцев – это период с 1 января по 31 декабря 2019 года (365 дней). За этот период Львов покидал Россию только один раз – на 28 дней во время отпуска, за минусом дня выезда из России и возвращения в Россию.

На это время не прерывается течение 12-месячного периода, за который Львов должен определить свое время нахождения в России.

Однако 28 дней, которые Львов отдыхал за рубежом, в расчет времени нахождения в России не включаются.

За 12 следующих подряд месяцев 2019 года Львов провел в России:365 дн. – 28 дн. = 337 дн.

Так как Львов провел в России более 183 дней (337 дн. > 183 дн.) за 12 следующих подряд месяцев, он является налоговым резидентом России.

СИТУАЦИЯ

прерывается ли 12-месячный период при определении налогового статуса иностранца, который в связи с окончанием срока разрешения на пребывание в России выезжает из страны.

В следующем году он вновь въезжает в РоссиюНет, не прерывается.Законодательством установлен единый порядок, по которому определяется налоговый статус человека при расчете НДФЛ.

Если в течение 12 следующих подряд месяцев человек находился в России 183 календарных дня и более, он признается налоговым резидентом.

Если в течение 12 следующих подряд месяцев человек находился в России менее 183 календарных дней, он является нерезидентом (п. 2 ст. 207 НК).

Использование именно 12-месячного периода для определения налогового статуса плательщика НДФЛ обязательно.

При этом если НДФЛ со своего дохода человек платит самостоятельно, то 12-месячный период равен календарному году, в котором получен доход (п. 2 ст. 207, ст. 216 и 228 НК).

Прерывание данного срока законодательством не предусмотрено (в т. ч. по причинам, например, расторжения или повторного заключения трудового договора, выезда и обратного въезда на территорию России). В то же время количество дней пребывания человека в России (менее или более 183 дней) в течение 12-месячного периода прерываться может. Это подтверждают положения пункта 2 статьи 207 НК.Если человек выезжал за границу для лечения или обучения (на срок не более шести месяцев), то 12-месячный период не прерывается.

Продолжительность поездок включается в расчет 183 дней (п. 2 ст. 207 НК). При этом цель поездки необходимо подтвердить документально (например, при прохождении лечения – договором с медицинским учреждением, справкой с указанием времени его проведения и копией паспорта с отметкой пограничного контроля) (письмо Минфина от 26.06.2008 № 03-04-06-01/182).

Если человек покидал Россию по другим причинам (в т. ч. в связи с переоформлением миграционных документов, прекращением трудового договора), то 12-месячный период, по которому определяется налоговый статус человека, также не прерывается. Однако дни пребывания за границей из расчета 183 дней нужно исключить (письмо Минфина от 26.05.2011 № 03-04-06/6-123).

Как подтвердить статус в налоговой инспекции

Статус резидента России может подтвердить налоговая инспекция. Для этого человеку необходимо подать заявление в налоговую инспекцию и получить документ, который подтвердит его резидентство.

image_pdf
image_print


Илья Назаров, управляющий партнер

АКТУАЛЬНО НА 01.11.2021

Уведомление об открытии/изменении реквизитов/закрытии зарубежного счета физическим лицом существует давно. С 2015 г. у физических лиц появилась обязанность направлять в российскую налоговую отчеты о движении денежных средств и иных активов по зарубежным счетам (банковским, а также счетам в иных организациях финансового рынка (ИОФР). В настоящей статье будут рассмотрены все обязанности физических лиц, связанные с наличием иностранного счета и последствия неисполнения таких обязанностей.

Уведомление об открытии зарубежного счета и Отчеты о движении денежных средств по зарубежному счету

Указанное ниже распространяется на физических лиц, которые являются валютными резидентами РФ (с 1 января 2018 г. — это ВСЕ граждане России, а также иностранные граждане, имеющие российский ВНЖ) и в календарном году находятся на территории РФ более 183 дней. Требования по представлению Уведомления об открытии/закрытии/изменении реквизитов зарубежного счета, Отчетов о движении денежных средств по зарубежному счету и к порядку проведения валютных операций по зарубежным счетам НЕ распространяются на граждан РФ, которые суммарно в календарном году находились или планируют находиться за пределами РФ более 183 дней.

2) Закрытие счета в иностранном банке

1 месяц с даты открытия/закрытия счета Документы прикладывать НЕ требуется
(напр., копии заключенных банковских договоров, реквизиты счета и т.д. прикладывать НЕ требуется, однако налоговый орган ВПРАВЕ запросить указанные документы в качестве подтверждения заявленных лицом сведений)
ч.2 ст. 15.25 КоАП РФ

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 000 до 1 500 рублей.

ч.2.1. ст. 15.25 КоАП РФ

Документы прикладывать НЕ требуется

2) Закрытие счета в иностранном банке

1) первый отчет — в срок до 01 июня года, следующего за годом, в котором был открыт зарубежный счет

Далее — ежегодно в срок до 01 июня

ч.6.5. ст. 15.25 КоАП РФ

Повторное (подразумевается пропуск отчетного периода) непредставление Отчета о движении денежных средств

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 20 000 рублей

Срок давности — 2 года с момента совершения правонарушения , т.е. с 1 июня года, следующего за отчетным.

Декларация 3-НДФЛ

В случае же, если поступавшие на зарубежный счет суммы являются доходом, а валютный резидент в отчетном году являлся также НАЛОГОВЫМ резидентом РФ (находился на территории РФ более 183 дней в календарном году), то данный доход должен быть задекларирован в РФ и с него должен быть уплачен НДФЛ.

Отчетный период для иностранного счета: 01 января — 31 декабря

2) уплата налога — до 15 июля этого же года

Срок давности — 3 года с 01 мая года, в котором необходимо было подать Декларацию 3-НДФЛ

Если прибыль была получена налогоплательщиком в 2014 г., то декларация 3-НДФЛ должна быть подана до 30 апреля 2015 г.
Срок давности истекает: 01.05.2015 г.+ 3 года = 01.05.2018 г.

2) ст.122 НК РФ —
Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога — 20% от суммы неуплаченного налога

Срок давности — 3 года с 01 января года следующего за годом, в котором необходимо было уплатить НДФЛ в бюджет.

В 2022 г. налоговая может вынести решение о проведении проверки не более чем за 3 предыдущих отчетных года — 2021, 2020, 2019.

Налогоплательщик освобождается от ответственности за данное правонарушение, если им самостоятельно исчислен и уплачен в бюджет налог ДО того, как ФНС направило налогоплательщику соответствующее предписание.

3) пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ за каждый день просрочки (начиная с 15 июля)

4) ст.ст. 198 УК РФ — уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере.

Законность валютных операций

3) законное списание (расходование) денежных средств, НО зачисленных на счет с нарушением требований валютного законодательства — незаконная валютная операция

Момент исчисления срока исковой давности по административным валютным правонарушениям

Ст. 4.5. КоАП РФ Давность привлечения к административной ответственности

Постановление по делу об административном правонарушении за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете не может быть вынесено по истечении 2-х лет со дня совершения административного правонарушения.
При длящемся административном правонарушении сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. В Постановлении Пленума ВС РФ (ниже) дано соответствующее разъяснение о том, какое правонарушение признается длящимся.

Судье следует иметь в виду, что статьей 4.5 КоАП РФ установлены сроки давности привлечения к административной ответственности, истечение которых является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).

Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения .

Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

В отношении незаконной валютной операции срок давности начинает исчисляться С МОМЕНТА СОВЕРШЕНИЯ ОПЕРАЦИИ — правонарушение также НЕ является длящимся. Указанный срок НЕ может быть восстановлен уполномоченным органом с момента обнаружения факта правонарушения.

Момент исчисления срока исковой давности по налоговым правонарушениям

Ст. 113 НК РФ Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения

Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового (расчетного) периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли 3 года (срок давности).

Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных статьями 120 и 122 настоящего Кодекса.

Исчисление срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120 и 122 настоящего Кодекса.

Таким образом:

ст. 119 НК РФ — непредставление декларации — штраф 5% от суммы налога за каждый полный и неполный месяц просрочки (начиная с 01 мая), но не более 30% и не менее 1 000 руб.

Срок давности — 3 года с 01 мая года, в котором необходимо было подать Декларацию 3-НДФЛ

Постановление Президиума ВАС РФ от 22.02.2011г. № 13447/1

Ст. 119 Кодекса (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ) предусматривает ответственность за непредставление налоговой декларации в установленный законодательством срок, в виде взыскания штрафа в размере 5% неуплаченной суммы налога по этой декларации, за каждый полный или полный месяц просрочки, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб.

Таким образом, при несвоевременном представлении налоговой декларации днем совершения правонарушения является следующий день после истечения срока, установленного для подачи декларации в налоговую инспекцию.

При этом следует отметить, что дата фактического представления декларации в налоговую инспекцию на отсчет срока давности привлечения к ответственности не влияет.

ст.122 НК РФ — н еуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога — 20% от суммы неуплаченного налога

Срок давности — 3 года с 01 января года следующего за годом, в котором необходимо было уплатить НДФЛ в бюджет.

Ответы на часто задаваемые вопросы

1. Как в России узнают, что у меня есть иностранный счет?

Информация о зарубежном счете может стать известна российским налоговикам в рамках автоматического обмена информацией между странами, подписавшими соответствующие соглашения ОЭСР. Вступление в силу соглашений, а соответственно и первый обмен намечены на сентябрь 2018 года . Только практика может показать, насколько эффективным и действенным окажется данный международный инструмент. Подробнее об автоматическом обмене с Россией Вы можете прочитать в нашей статье (СТАТЬЯ) Автоматический обмен налоговой информацией CRS 2018 — как происходит, какая информация передается, какая установлена ответственность?

к приказу ФНС России

от 07.11.2017 N ММВ-7-17/837@

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДОКУМЕНТА, ПОДТВЕРЖДАЮЩЕГО СТАТУС НАЛОГОВОГО

РЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Список изменяющих документов

(в ред. Приказа ФНС России от 06.08.2019 N СА-7-17/397@)

1. Настоящий Порядок устанавливает процедуру представления документа, подтверждающего статус налогового резидента Российской Федерации, в соответствии с подпунктом 16 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 2006, N 31 (ч. 1), ст. 3436; 2016, N 49, ст. 6844; 2017, N 30, ст. 4453) и подпунктом 5.9.37 пункта 5 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 40, ст. 3961; 2015, N 15, ст. 2286; 2017, N 29, ст. 4375) для организаций, физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями (далее - налогоплательщики).

2. Статус налогового резидента Российской Федерации определяется в соответствии со статьями 207 и 246.2 Кодекса (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 2001, N 1 (ч. 2), ст. 18; 2006, N 31 (ч. 1), ст. 3436; 2013, N 40 (ч. 3), ст. 5038; 2014, N 48, ст. 6660; 2015, N 24, ст. 3377; 2016, N 7, ст. 920; 2017, N 15 (ч. 1), ст. 2133; N 30, ст. 4453).

3. Подтверждение статуса налогового резидента Российской Федерации осуществляется путем выдачи ФНС России или уполномоченным ею территориальным налоговым органом (далее - уполномоченный налоговый орган) документа, подтверждающего статус налогового резидента Российской Федерации, по форме согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

4. Документ, подтверждающий статус налогового резидента Российской Федерации, выдается налогоплательщику (его представителю ) на основании заявления о представлении документа, подтверждающего статус налогового резидента Российской Федерации (далее - Заявление). К Заявлению могут быть приложены документы о фактах и обстоятельствах, требующих подтверждения статуса налогоплательщика налоговым резидентом Российской Федерации.

Здесь и далее полномочия представителя налогоплательщика документально подтверждаются в соответствии со статьями 27 и 29 Кодекса (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 1999, N 28, ст. 3487; 2003, N 27 (ч. 1), ст. 2700; 2009, N 30, ст. 3739; 2011, N 47, ст. 6611; 2017, N 30, ст. 4453), а также статьями 182 и 185 Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301; 2013, N 19, ст. 2327; 2017, N 31 (ч. 1), ст. 4808).

5. Заявление представляется в ФНС России или уполномоченный налоговый орган налогоплательщиком или его представителем на бумажном носителе по форме согласно приложению N 1 к настоящему приказу одним из выбранных им следующих способов:

Налогоплательщик вправе приложить к Заявлению документы, подтверждающие его статус налогового резидента Российской Федерации.

(п. 6 в ред. Приказа ФНС России от 06.08.2019 N СА-7-17/397@)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Документ, подтверждающий статус налогового резидента Российской Федерации, выдается за один календарный год (предшествующий дню представления Заявления в налоговый орган, текущий календарный год или предыдущие календарные годы).

(в ред. Приказа ФНС России от 06.08.2019 N СА-7-17/397@)

(см. текст в предыдущей редакции)

Для целей применения международных договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения документ, подтверждающий статус налогового резидента Российской Федерации, выдается по каждому источнику дохода, объекту имущества.

8. Выдача документа, подтверждающего статус налогового резидента Российской Федерации, производится по результатам рассмотрения Заявления при наличии документов о фактах и обстоятельствах, требующих подтверждения статуса налогового резидента Российской Федерации и оформляется на бумажном носителе по форме согласно приложению N 2 к настоящему приказу или в электронной форме в формате PDF.

Документ, подтверждающий статус налогового резидента Российской Федерации, направляется налогоплательщику или его представителю в зависимости от выбранного им способа получения документа:

на бумажном носителе по почте;

10. В случае если по итогам рассмотрения Заявления не подтверждается статус налогового резидента Российской Федерации, налогоплательщик (его представитель) информируется об этом способом, выбранным налогоплательщиком (его представителем) для получения документа, подтверждающего статус налогового резидента Российской Федерации.


Тенденция последних лет – увеличение числа иностранных работников. В связи с этим кадровикам приходится сталкиваться с дополнительными вопросами, которые им не важны, если сотрудники – граждане России. Например, как правильно определить налоговый статус работника (ведь от него зависит конечная сумма, которую после вычета налогов получит работник-иностранец). Проанализируем, какие документы подтверждают нахождение работника в России и, ­соответственно, его статус.

Д ля расчета налога на доходы физических лиц важно определить налоговый статус работника. Другими словами, является ли он резидентом РФ или нет. От ответа на этот вопрос зависит ставка налога (из данного правила есть исключения, мы их отметим) и предоставление стандартных налоговых вычетов. При этом налоговый статус зависит от количества дней, проведенных в РФ. Разберемся, какими документами можно подтвердить нахождение работника в России.

Налоговые резиденты

Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в РФ не прерывается на время выезда за границу для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья (п. 2 ст. 207 НК РФ).

Понятия налогового резидента и резидента в целях применения положений валютного законодательства не совпадают (письмо ФНС России от 03.09.2014 № ОА-3-17/2962).

Учтите, что резидентство зависит от фактического времени пребывания на территории РФ, а не от времени официального трудоустройства (письмо Минфина России от 03.04.2015 № 03-04-05/18625).

Окончательный налоговый статус физического лица, определяющий налого­обложение его доходов, полученных за налоговый период (календарный год), уточняется с учетом периода нахождения в РФ в данном году (письмо Минфина России от 30.12.2014 № 03-04-06/68489).

Подсчет упомянутых выше 183 дней производится работодателями на дату фактического получения работником дохода (письмо ФНС ­России от 02.03.2015 № ОА-3-17/779@).

В расчет берут 12-месячный период, в т.ч. начинающийся в одном и заканчивающийся в следующем календарном году (письма ФНС России от 29.04.2015 № ОА-4-17/7402@ и Минфина России от 31.03.2015 № ­03-04-05/17664).

183 дня исчисляют путем суммирования всех календарных дней, в которые физлицо находилось в РФ в течение 12 следующих подряд месяцев (письма ФНС России от 22.08.2012 № ЕД-4-3/13897@ и Минфина России от 29.06.2015 № 03-04-05/37275). При этом требований о непрерывности течения указанных 183 дней положения Кодекса не содержат (письма ФНС России от 10.06.2015 № ОА-3-17/2276@ и от 27.06.2014 № ­ОА-3-17/2137).

Дни въезда на территорию России и выезда из нее рассматриваются в качестве дней нахождения в РФ (письма ФНС РФ от 10.06.2015 № ОА-3-17/2276@, от 01.04.2009 № ШС-17-3/72@, от 24.04.2015 № ОА-3-17/1702@).

При выезде физлица за пределы РФ для прохождения лечения в период нахождения на территории РФ могут быть включены дни, в течение которых налогоплательщик оформлял обязательные разрешительные документы на лечение (письмо Минфина России от 02.07.2015 № ­03-04-05/38173).

Положений, обязывающих налогоплательщиков уведомлять налоговые органы о факте утраты статуса налогового резидента РФ, законодательство не ­содержит (письма ФНС России от 16.01.2015 № ОА-3-17/87@ и от 19.12.2014 № ­ОА-3-17/4397@).

Кто отвечает за неправильный статус

Минфин России в письме от 12.08.2013 № 03-04-06/32676 сказал, что ответственность за правильность определения налогового статуса физлица – получателя дохода, исчисление и уплату налога в соответствии с его налоговым статусом лежит на работодателе.

Поэтому при наличии оснований считать, что гражданин РФ может не являться налоговым резидентом, работодатель вправе запросить у физического лица соответствующие документы или их копии. Нотариальное заверение копий таких документов, а также нотариальное заверение их перевода на русский язык не требуется. В случае если физическое лицо не представляет запрашиваемые документы, налоговый агент вправе применить к выплачиваемым этому физическому лицу доходам налоговую ставку и порядок расчета налоговой базы, предусмотренные для лиц, не являющихся налоговыми резидентами.

Установление налогового статуса физических лиц – получателей дохода производится работодателем самостоятельно исходя из особенностей каждой конкретной ситуации (письмо Минфина РФ от 16.03.2012 № ­03-04-06/6-64).

Подтверждающие документы

В законодательстве не прописан перечень документов, подтверждающих нахождение физических лиц на территории РФ (письма ФНС России от 05.03.2013 № ЕД-3-3/743@ и Минфина России от 13.01.2015 № ­03-04-05/69536). Поэтому рассмотрим разъяснения чиновников.

Паспорт

Документами, подтверждающими фактическое нахождение физлица на территории РФ, являются, прежде всего, копии страниц паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы ­(письмо ФНС России от 10.06.2015 № ОА-3-17/2276@).

Между тем не всегда отметка о пересечении границы ставится в паспорт. Причем это касается как ближнего зарубежья, так и дальнего. К примеру, по внутреннему российскому паспорту можно въезжать в Абхазию, Белоруссию, Казахстан и Киргизию. Если же говорить о дальнем зарубежье, то многие страны не ставят выездной штамп (Новая Зеландия, США, Великобритания и т.д.). Посмотрим, как подтвердить ­налоговый статус в этих случаях.

Иные документы

  • сведения из табеля учета рабочего времени;
  • данные миграционных карт;
  • документы о регистрации по месту жительства или пребывания;
  • справки с предыдущих мест работы;
  • справки из учебных заведений;
  • квитанции о проживании в гостиницах.

Также это могут быть иные документы, оформленные в порядке, регламентированном законодательством РФ, на основании которых можно установить длительность фактического нахождения физического лица в России (письма УФНС России по г. Москве от 15.03.2012 № ­20-14/022432@ и ФНС РФ от 22.07.2011 № ЕД-4-3/11900@).

Если речь идет не об отметке в паспорте, то чаще всего нахождение в России подтверждается совокупностью документов (например, из списка, указанного выше). К примеру, сами по себе не доказывают ­нахождение в РФ:

  • уведомление о прибытии в место пребывания (письмо Минфина России от 19.12.2014 № 03-04-06/65970);
  • вид на жительство (письмо Минфина России от 25.12.2014 № 03-04-05/67311);
  • регистрации (временная / постоянная) по месту жительства в РФ и свидетельство о постановке физлица на учет в налоговом органе (письмо Минфина России от 13.01.2015 № 03-04-05/69536).

Работник может представить работодателю документы, необходимые для удержания налога в соответствии с его налоговым статусом, самостоятельно либо по запросу работодателя (письмо ФНС РФ от 23.09.2008 № 3-5-03/529@).

Документы на лечение и обучение

Как мы уже говорили, период нахождения физлица в РФ не прерывается на время его выезда за границу для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения (п. 2 ст. 207 НК РФ).

Под обучением понимается процесс освоения обучающимся физическим лицом образовательной программы, а не оказания услуг по преподаванию педагогическим работником (письмо Минфина России от 27.05.2013 № 03-04-05/19093).

Документами, подтверждающими нахождение на обучении, могут являться копии страниц загранпаспорта со специальными (учебными) визами и отметками органов пограничного контроля о пересечении границы, а также копии договоров с иностранными образовательными и иными организациями об оказании соответствующих услуг (письмо ФНС России от 28.05.2013 № ОА-4-13/9604).

Подтвердить нахождение физлица на лечении могут договоры с медицинскими учреждениями, справки, выданные медицинскими учреждениями, свидетельствующие о проведении лечения, с указанием времени проведения лечения, а также копии паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы (письмо Минфина РФ от 26.06.2008 № 03-04-06-01/182).

Отметим, что ограничения по возрасту, по видам учебных заведений, учебных дисциплин, лечебных учреждений, видам заболеваний, а также по перечню зарубежных стран, в которых граждане могут проходить лечение или обучение (менее шести месяцев), в законодательстве не установлены. Данный вывод прозвучал в письме ФНС РФ от 23.09.2008 № ­3-5-03/529@.

Учтите, что дни проживания за границей в целях краткосрочного (менее шести месяцев) обучения / лечения учитываются при подсчете дней нахождения в РФ только в случае, если физлицо выезжает для обучения / лечения из РФ и возвращается в РФ после прохождения обучения / лечения (письмо Минфина России от 26.09.2012 № ­03-04-05/6-1128).

Когда не важен налоговый статус

Минимальный налог вне зависимости от статуса

Один человек, а ставки разные

Как видите, налоговый статус иностранца не всегда влияет на ставку налога по НДФЛ. Всегда надо рассматривать в качестве кого прибыл иностранный гражданин в Россию. К примеру, налогообложение доходов физлиц, выехавших из Донецкой и Луганской областей Украины, зависит, прежде всего, от времени их пребывания в РФ. В то же время, если указанные граждане получили в РФ статус беженцев, то доходы от осуществления трудовой деятельности независимо от пребывания в РФ облагаются по ставке 13% (письма Минфина России от 03.04.2015 № 03-04-05/18625, от 11.03.2015 № 03-04-05/12859 и от 29.01.2015 № 03-04-05/3267). Если гражданин утрачивает статус беженца, но при этом не является налоговым резидентом РФ, то его доходы подлежат налогообложению по ставке 30% (письмо ФНС России от 06.03.2015 № БС-4-11/3628@).

Как видите, статус налогового резидента всегда актуален.

Приведем еще один пример. Налогообложению по ставке 13% подлежат не любые доходы, получаемые высококвалифицированным специалистом, а только от осуществления трудовой деятельности в РФ (письмо Минфина России от 17.03.2015 № 03-04-06/14003). Если такой сотрудник не является налоговым резидентом, то суммы оплаты организацией расходов на провоз багажа от места проживания до места работы, стоимости обучения, аренды жилого помещения и автомобильной парковки облагаются по ставке 30% (письма Минфина России от 02.04.2015 № ­03-04-06/18278 и от 16.12.2014 № 03-04-06/64843).

Стандартные вычеты и налоговый статус

При расчете налога доходы работников, облагаемые по ставке, предусмотренной в п. 1 ст. 224 НК РФ (13%), можно уменьшить на сумму полагающихся налоговых вычетов (п. 3 ст. 210 НК РФ). Это право реализуется налогоплательщиками независимо от их гражданства и места ­регистрации (письмо УФНС России по г. Москве от 29.02.2012 № ­20-14/14805@).

Учитывая, что в данной норме отсылка идет именно на определенный пункт НК РФ, а не просто на ставку налога, можно сделать вывод, что для получения вычета необходимо быть налоговым резидентом РФ.

К примеру, если иностранный гражданин, признаваемый беженцем или получивший временное убежище на территории России, не является налоговым резидентом РФ, и его доходы облагаются по ставке 13% (согласно п. 3 ст. 224 НК РФ), то налоговые вычеты не предоставляются. Когда указанное лицо станет налоговым резидентом РФ и его доходы будут облагаться по ставке 13%, установленной п. 1 ст. 224 НК РФ, ему могут быть предоставлены вычеты по НДФЛ (письмо ФНС России от 30.10.2014 № БС-3-11/3689@).

Приведем еще один пример. Доходы в связи с работой по найму в РФ, полученные гражданами республик Беларусь, Казахстан и Армения, с 1 января 2015 г. облагаются по ставке 13%. Тем не менее положение Договора о применении к доходам граждан этих государств налоговых ставок, предусмотренных для налоговых резидентов государств-членов, не означает, что эти граждане автоматически признаются резидентами в соответствующем государстве. Вопросы признания физического лица налоговым резидентом какого-либо из государств-членов Договором не регулируются. В этих целях используются положения национального законодательства (письмо Минфина России от 09.04.2015 № ­03-04-06/20223).

Гражданин может получить доход от источников, находящихся не только в РФ, но и за границей. К примеру, если налоговый резидент РФ получил доход за рубежом, налог придется исчислить дважды (в РФ и в стране выплаты дохода). Для исключения таких ситуаций государства заключают специальные соглашения во избежание двойного налогообложения.

Читайте также: