Задвоение затрат в налоговом учете

Обновлено: 16.05.2024

В соответствии со своей учетной политикой организация учитывала расходы на ремонт производственного оборудования: в налоговом учете — единовременно в качестве косвенных расходов, а в бухгалтерском учете — в составе прямых расходов. По итогу выездной налоговой проверки в целях налога на прибыль налоговый орган переквалифицировал затраты на ремонт и техническое обслуживание из косвенных расходов в прямые, скорректировал остатки незавершенного производства и готовой продукции и доначислил налог в сумме более 750 тыс. рублей.

  • Постановления АС СЗО от 15.04.2021 N Ф07-2962/21 по делу N А05-15361/2019, 14 ААС от 24.12.2021 N 14АП-7084/20, Решение АС Архангельской области от 13.07. 2020 N А05-15361/2019
  • О доначислении налога на прибыль в сумме более 750 тыс. руб.
  • Суды трех инстанций по эпизоду переквалификации расходов на ремонт в прямые расходы поддержали налоговый орган.

Ситуация

Возражая в суде против позиции налоговых органов, налогоплательщик заявил:

  1. На основании п. 1 ст. 260, пп.2 п.1 ст. 253, п.5 ст. 272 НК РФ расходы на ремонт и техобслуживание основных средств относятся к прочим расходам и признаются для целей налогообложения прибыли в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат. Данные расходы являются косвенным и согласно п.2 ст. 318 НК РФ полностью относятся к расходам текущего периода, без распределения на остатки НЗП и готовой продукции.
  2. Спорные затраты на ремонт не относятся к прямым расходам, так как не составляют основу стоимости выпускаемой продукции, являются общецеховыми расходами, технологический процесс производства продукции не предусматривает ремонтных работ.
  3. Так как налогоплательщику п. 1 ст. 318 НК РФ предоставлено право самостоятельно определять перечень прямых расходов, исходя из специфики производственной деятельности, отнесение затрат на ремонт и техническое обслуживание основных средств к косвенным расходам в учетной политике для целей налогообложения прибыли правомерно.

Возможность распределения расходов на ремонт оборудования и включения их в состав прямых расходов для целей налогового учета была обоснована налоговым органом с использованием методики распределения расходов, применяемой налогоплательщиком в целях бухгалтерского учета.

Ольга Новикова
Член Палаты налоговых консультантов, DipIFR Russian, руководитель отдела консалтинга, к. э. н.

Решение

Суды поддержали доначисление налога на прибыль, в результате переквалификации расходов на ремонт из косвенных в прямые, так как налоговики доказали непосредственную связь спорных расходов с основной производственной деятельностью налогоплательщика.

  • Отклонил утверждение налогоплательщика, что положения п. 1 ст. 260 НК РФ специально устанавливают, что расходы на ремонт основных средств в полном размере уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль в периоде, когда они понесены, без распределения на остатки НЗП и нереализованной продукции, так как из п. 2 ст. 253 и п. 1 ст. 318 НК РФ следует, что прочие расходы могут быть отнесены не только к косвенным, но и к прямым. При этом квалификация расходов не может зависеть исключительно от произвольного усмотрения налогоплательщика, а должна быть обоснованной с точки зрения экономики и технологии производственного процесса.
  • Указал, что расходы на ремонт и техническое обслуживание связаны с поддержанием работоспособности производственного оборудования основного производства, направлены на продление срока его эксплуатации и обеспечивают поступление экономических выгод от таких затрат в будущем, в течение нескольких отчетных периодов. Кроме того, наличие реальной возможности распределить расходы на ремонт и техобслуживание на изготавливаемую продукцию налоговый орган доказал, используя механизм, применяемый налогоплательщиком в бухгалтерском учете, где расходы на ремонт были отнесены к прямым общепроизводственным расходам.

Поэтому признание спорных расходов в целях налогообложения единовременно является необоснованным как с экономической точки зрения, так и с учетом принципа соотносимости доходов и расходов основного производства налогоплательщика.

В ходе выездной проверки налогоплательщика, осуществляющего деятельность по производству фанеры и древесных плит, были проведены допросы главного бухгалтера, главного экономиста, главного энергетика, механиков производственных и ремонтного участка. Было установлено, что ремонт и техобслуживание выполнялись в отношении оборудования лущильно-сырьевого, сушильно-сортировочного и клеевого участков, участка обработки фанеры. Эти работы непосредственно относились к производственному оборудованию основного технологического процесса и позволяли вести производственный процесс непрерывно.

Таким образом, налоговый орган доказал, что ремонт и техобслуживание производственного оборудования обеспечивали непрерывность технологического процесса изготовления продукции, обосновали включение данных расходов в состав прямых, предложили экономически обоснованную методику распределения данных расходов на остатки незавершенного производства и готовой продукции.

В итоге суд признал доначисления налога на прибыль правомерным.

Результат

Для снижения данного риска рекомендуем проанализировать свою учетную политику и максимально сблизить перечень прямых расходов в налоговом и бухгалтерском учете, а также применять единую методику распределения расходов, основанную на технологии производства.

НК РФ Статья 252. Расходы. Группировка расходов

1. В целях настоящей главы налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 настоящего Кодекса).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзац исключен. - Федеральный закон от 29.05.2002 N 57-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. В целях настоящей главы расходами вновь созданных и реорганизованных организаций признается стоимость (остаточная стоимость) имущества, имущественных и неимущественных прав, имеющих денежную оценку, и (или) обязательств, получаемых в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц, которые были приобретены (созданы) реорганизуемыми организациями до даты завершения реорганизации. Стоимость имущества, имущественных и неимущественных прав, имеющих денежную оценку, определяется по данным и документам налогового учета передающей стороны на дату перехода права собственности на указанные имущество, имущественные и неимущественные права.

(в ред. Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Расходами вновь созданных и реорганизованных организаций также признаются расходы (а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, убытки), предусмотренные статьями 255, 260 - 268, 275, 275.1, 279, 280, 283, 304, 318 - 320 настоящей главы, осуществленные (понесенные) реорганизуемыми организациями в той части, которая не была учтена ими при формировании налоговой базы. В целях налогообложения указанные расходы учитываются организациями-правопреемниками в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящей главой. Состав таких расходов и их оценка определяются по данным и документам налогового учета реорганизуемых организаций на дату завершения реорганизации (дату внесения записи о прекращении деятельности каждого присоединяемого юридического лица - при реорганизации в форме присоединения).

Дополнительные расходы, связанные с передачей (получением) имущества (имущественных и неимущественных прав) при реорганизации организаций, в целях налогообложения учитываются в порядке, установленном настоящей главой.

(в ред. Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Особенности определения расходов, признаваемых для целей налогообложения, для отдельных категорий налогоплательщиков либо расходов, произведенных в связи с особыми обстоятельствами, устанавливаются положениями настоящей главы.

4. Если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие затраты.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Понесенные налогоплательщиком расходы, стоимость которых выражена в иностранной валюте, учитываются в совокупности с расходами, стоимость которых выражена в рублях.

Понесенные налогоплательщиком расходы, стоимость которых выражена в условных единицах, учитываются в совокупности с расходами, стоимость которых выражена в рублях.

Пересчет указанных расходов производится налогоплательщиком в зависимости от выбранного в учетной политике для целей налогообложения метода признания таких расходов в соответствии со статьями 272 и 273 настоящего Кодекса.

В целях настоящей главы суммы, отраженные в составе расходов налогоплательщиков, не подлежат повторному включению в состав его расходов.

С каждым годом в бизнесе набирает обороты популярность привлечения сторонних консультантов в самых различных сферах- от юриспруденции и бухгалтерского учета до консалтинга в сфере экологии.

Множество предпринимателей пользуются консультационными услугами, преимущества которых для бизнеса очевидны: от экономии времени до получения гарантированного результата от сотрудничества исходя из сложившейся практики и уникальных наработок консультанотов.

Как правило, услуги консультантов недешевы, поэтому для отражения их в составе расходов для цели исчисления налогов необходимо внимательно относиться к оформлению документов, а также обоснованию необходимости привлечения сторонних специалистов.

Расходы на юридические, консультационные, бухгалтерские и иные аналогичные услуги могут быть учтены для целей налогообложения при условии их соответствия критериям, установленным п.1 ст.252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

В соответствии с п.1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст.265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы экономически необоснованны, нецелесообразны.

Основаниями для подобных выводов налогового органа является наличие общедоступных сведений в отчете об оказании услуг, наличие аналогичных служб у налогоплательщика (например, предоставление юридических услуг компании, у которой есть собственная юридическая служба), оказание консультационных услуг по типу абонентского обслуживания по фиксированной сумме; отсутствие в приказе об учетной политике положения о передаче ведения бухгалтерского учета сторонней организации.

Расходы документально не подтверждены или по ним невозможно четко идентифицировать оказанные услуги.

В этом случае налоговики не принимают расходы в связи с тем, что не была представлена документы не соответствуют требованиям налогового и бухгалтерского законодательства, из содержания договора, акта приема-сдачи , отчетов нельзя однозначно определить какие услуги оказаны, в документах нет достаточной информации об объеме, характере и результатах оказанных услуг; в документах нет расчета стоимости оказанных услуг; не представлена программа и расписание семинаров, списка обучающихся, табелей учета рабочего времени (в

случае предоставления услуг по обучению)

Расходы направлены на получение необоснованной налоговой выгоды.

Подобный вывод широко используется налоговыми органами на практике вследствие того, что произведенные затраты не связаны со спецификой деятельности, осуществлены не для получения дохода налогоплательщиком, существует взаимозависимость между получателем и исполнителем услуг.

Для снижения рисков непринятия расходов к налоговому учету налогоплательщик должен заранее позаботиться о грамотном оформлении документов и подготовке аргументированного обоснования необходимости привлечения консультантов.

Пути снижения налоговых рисков:

1. Наличие (то есть своевременное составление) соответствующих требованиям законодательства РФ документов, подтверждающих оказание услуг: договора, задания к договору (и/или сметы, или плана), акта сдачи-приемки, отчета, платежных поручений и др.

2. Подробное описание в документах, кем, кому, когда, в какие сроки оказываются услуги, перечень и стоимость (подтвержденная расчетом) услуг.

3. Исключение из договора на оказание услуг запрета на использование общедоступной информации.

4. Четкое отражение в акте сдачи-приемки услуг факта оказания услуги, а также связи предоставления такой услуги с деятельностью налогоплательщика. Точное и подробное указание в акте сдачи-приемки услуг по долгосрочным договорам содержания оказанных услуг, что позволит безошибочно идентифицировать их, а также подтвердить их оказание, оплату и принятие к учету.

5. Отражение в отчетах (и/или пояснениях, и/или анализах) связи между оказанными услугами и достигнутыми результатами (экономическим эффектом).

6. Обязательное оформление по услугам, оказанным в устной форме, отчета, в котором подробно описан перечень обсужденных и разъясненных вопросов.

7. Оказание услуг не лично руководителю, а организации. Расходы на услуги фактически оказанные руководителю не относятся к производственной деятельности, поэтому не могут включаться в расходы организации.

8. Следует избегать дублирования функций работников налогоплательщика и функций привлекаемых специалистов.

9. Подтверждение (документальное) факта отсутствия по объективным причинам возможности осуществления должностных функций сотрудниками налогоплательщика. Такими объективными причинами могут быть:

- нахождение штатных сотрудников в отпусках, командировках, на больничных;

- наличие вакантных мест в штате налогоплательщика;

-несоразмерность количества штатных сотрудников объему работы налогоплательщика;

- отсутствие у штатных сотрудников соответствующего образования;

- отсутствие у штатных сотрудников опыта работы;

-специфичность проблемы, требующей специальных познаний (узкой квалификации);

- занятие привлекаемого специалиста профильным видом деятельности.

Таким образом, минимизировать претензии налоговых органов позволяет правильное оформление и учет документов, подтверждающих оказание услуг.

Михаил Кобрин

Быстрое заведение первички, автоматический расчет налогов, отправка отчетности онлайн, электронный документооборот, бесплатные обновления и техподдержка.

На общем режиме вам придется платить налог на прибыль. Прибыль — это разница между доходами и расходами. Следовательно, существует 2 пути снижения налогооблагаемой базы — снижение доходов или рост расходов. Сокрытие выручки наказуемо, но есть законный способ уменьшить налоговую нагрузку — увеличить расходы. Какие расходы можно и нужно признать для снижения базы по налогу на прибыль, читайте в статье.

Расходы ОСНО делятся на две группы:

  • Расходы на производство и реализацию.
  • Внереализационные расходы.

Признать затраты для целей налогообложения можно не всегда. Для этого нужно соблюсти условия:

  • Есть подтверждающие документы.
  • Расходы связаны с деятельностью фирмы и принесут или могут принести доходы в будущем.

Производственные расходы на ОСНО

Большая часть ваших расходов связана с производством и реализацией продукции. Это затраты на материалы, оплату труда, амортизация и прочие расходы.

К материальным расходам относятся все затраты на покупку сырья, топлива, запчастей или комплектующих. Сюда же относятся и затраты на услуги контрагентов по доставке материалов.

Затраты на оплату труда — это не только выданная зарплата. Это и премии, и поощрение, и компенсация, и отпускные — любые выплаты в пользу работника.

Амортизационные отчисления не совсем типичный расход. Рассмотрим его на примере.

Организация приобрела станок за 100 000 рублей. Срок полезной эксплуатации 10 лет. Но списать в расходы всю стоимость сразу вы не можете. Каждый год фирма может списывать в расходы амортизационные отчисления — 10 000 рублей.

В примере представлен самой простой способ расчета амортизации — линейный, но есть и другие варианты. В любом случае амортизация — это “эхо” прошлых расходов на покупку основных средств, которые вы списываете в течение нескольких лет.

Прочие расходы очень разнообразны. Это и расходы на командировки, на обучение персонала, на услуги юристов и аудиторов, представительские расходы, реклама и т.д. (см. ст.264 НК РФ).

В бухгалтерском учете эти расходы учитываются на счете 90.2.

Внереализационные расходы

Расходы на ОСНО

Внереализационные расходы прямо с деятельностью фирмы не связаны. Если с определением производственных расходов проблем не возникает, то идентификация второй категории вызывает сомнения. К ним относятся (ст.265 НК РФ):

  • затраты на содержание переданного в аренду имущества;
  • уплаченные проценты по кредитам;
  • отрицательные разницы по курсам валют;
  • затраты по судебным тяжбам;
  • банковские комиссии;
  • санкции по договорам;
  • налоги и авансы по ним;
  • любые другие обоснованные расходы — то есть перечень не закрыт.

В эту категорию попадают и убытки в виде безнадежных долгов, потерь от простоев, недостачи и потери от стихийных бедствий.

Нормируемые и ненормируемые расходы

На первый взгляд кажется, что раз расходы прямо или косвенно связаны с производством, то и списываются они на базу по налогу на прибыль в полном объеме. Это заблуждение, ряд расходов нормирован НК РФ. Списать сумму, превышающую норматив, нельзя. Рассмотрим основные нормы по расходам.

Расходы на рекламу. Затраты на рекламу в СМИ, на вывески и на проведение ярмарок можно полностью списать в расходы (п.4 ст. 264 НК РФ). Расходы же не указанные в этом пункте, а также затраты на покупку призов для победителей розыгрышей нормируются. Списать в расходы можно только сумму, не превышающую 1% от реализационных доходов за год.

Представительские расходы. Если вы часто встречаетесь с бизнес-партнерами, а особенно если это партнеры-иностранцы, то то статья представительских затрат будет существенной. Но списать в расходы вы сможете суммы не более 4% от ваших затрат на оплату труда за отчетный период.

Потери. В ходе доставки или хранения сырья и запасов, они подвергаются физическому воздействию. Например, соль в зависимости от влажности меняет вес, жидкости могут испаряться и т.д. На расходы можно списать потери от такого воздействия, но только в пределах естественной убыли.

Добровольная медстраховка. Дополнительная страховка — неплохая возможность привлечь новых сотрудников. Но знайте, что списать на расходы можно не более 6% от затрат на зарплату.

Методы признания расходов

Помимо того что расходы делятся на две большие группы, так еще и признавать их можно двумя методами. Первый — метод начисления. Он доступен всем налогоплательщикам на общем режиме.

Расходы признаются в зависимости от их группы. Например, покупка сырья у поставщика. Расходы на его приобретение вы признаете только тогда, когда отпустите сырье в производство. А расходы на зарплату признаются ежемесячно в момент ее начисления, а не выплаты. Аналогично и амортизация. Расходы по оплате услуг признаются в день подписания акта выполненных работ.

Этот метод не завязан на движение денежных средств. Могут быть ситуации, когда суммы признанных расходов огромны, но денежные средства вы еще даже не выплачивали.

Внереализационные доходы признаются в особом порядке. Дата их признания устанавливается п.7 ст. 272 НК РФ.

Кассовый метод доступен ограниченному кругу лиц. П.1 ст.273 выдвигает следующие условия:

  • вы не относитесь к кредитным учреждениям и микрофинансовым организациям;
  • за предыдущие 4 квартала вы, в среднем, получали выручки меньше 1 млн. рублей за квартал (при превышении этого лимита вы слетаете с кассового метода и должны пересчитать налог на прибыль методом начисления);
  • вы не добываете углеводороды на морских месторождениях;
  • вы не контролирующее лицо иностранных организаций.

В отличие от метода начисления кассовый завязан на движение денег. То есть расходы признаются в момент их оплаты из кассы или с расчетника. Законодатель в п.3 ст. 273 предусмотрел перечень расходов, которые признаются в особом порядке. Например, затраты на материалы учитываются в качестве расхода в момент их передачи в производство. Расходы по оплате труда учитываются не в день ее начисления, а в день выплаты.

Ведите учет расходов правильно! Признавайте все разрешенные расходы и снижайте сумму налога на прибыль. Чтобы облегчить процесс учета расходов и избежать ошибок, используйте облачный сервис Контур.Бухгалтерия. Первый месяц использования предоставляется абсолютно бесплатно.

На общем режиме вам придется платить налог на прибыль. Законный способ уменьшить налоговую нагрузку — увеличить расходы. Какие расходы можно и нужно признать для снижения базы по налогу на прибыль, читайте в статье.

  • Легко ведите учёт и заводите первичку
  • Отправляйте отчётность через интернет
  • Сервис расчитает налоги и напомнит о платеже
  • Начисляйте зарплату, больничные, отпускные

Компании и ИП не всегда работают на одном налоговом режиме долгие годы, иногда его приходится менять. В статье расскажем, какие бывают причины для смены системы налогообложения (СНО), как и в какие сроки сменить налоговый режим.

Закон разрешает совмещать несколько налоговых режимов. В статье расскажем, как совмещать ПСН и ОСНО.

Совмещение налоговых режимов помогает оптимизировать работу компании и экономить на налогах. Разрешает ли законодательство совмещать УСН и ОСНО? Об этом — в статье.

  • Центр поддержки
  • Заказать звонок
  • Написать в чат
  • Помощь

Попробовать бесплатно 14 дней

Как адвокатам и их доверителям избежать рисков необоснованного привлечения к налоговой и уголовной ответственности? Адвокату – обезопасить себя от обвинений в мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК РФ), а доверителю – от обвинений в уклонении от уплаты налогов? Как защитить в суде размер адвокатского гонорара в качестве разумного? На эти и другие вопросы даны ответы в статье.

Что нужно знать доверителю адвоката для предотвращения налоговых рисков

В письме от 6 августа 2018 г. № 03–03–07/55113 Министерство финансов РФ разъяснило требования налогового законодательства к учету для целей налога на прибыль расходов на оплату труда адвокатов. Их названо три: документальная подтвержденность, экономическая обоснованность и наличие деловой цели. Они распространяются на всех доверителей: физических и юридических лиц, которые будут учитывать эти затраты для целей налогообложения.

Документальная подтвержденность означает, что объем и полноту оказанной адвокатом помощи можно проверить по первичным документам. Это максимально точно и полно должно быть отражено в соглашении, акте выполненных работ (услуг), отчете (распечатке биллинга) или ином аналогичном документе. Неоправданная краткость отчетов может породить налоговый спор, который может разрешиться только в высших судебных инстанциях [1] .

Под экономической неоправданностью юридических услуг налоговые органы понимают их нецелесообразность, ненужность, некачественность или завышение стоимости. В актах налоговой проверки часто можно увидеть довод, что налогоплательщик мог оказать юридические услуги своими силами. Судебная практика высших судов выработала следующие подходы:

– обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата [2] ;

– право на налоговый учет таких расходов не связано с последующей реализацией юридических услуг [3] ;

– это право не связано с наличием в штате налогоплательщика аналогичных должностей [4] ;

– в отсутствие указанных в ст. 40 НК РФ оснований инспекция не вправе проверять правильность применения цен по заключенным договорам на оказание юридических услуг и ставить названные цены под сомнение;

– если налогоплательщик подтвердил факт и размер произведенных расходов, возлагать на него дополнительно бремя доказывания разумности этих расходов суды не имеют правовых оснований;

– порядок отнесения к расходам в целях исчисления налога на прибыль оплаты юридических услуг установлен в гл. 25 НК РФ и не связан с оценкой разумности таких расходов при их распределении в составе судебных издержек [5] .

Деловая цель сделки – это наличие экономических или иных разумных причин для ее заключения и исполнения. Налоговая минимизация не может быть единственной или основной целью сделки (см. ст. 54.1 НК РФ). В целях борьбы с налоговым мошенничеством налоговые органы часто подвергают сомнению наличие деловой цели в уплате высоких гонораров представителям налогоплательщика в суде. Лучшим доказательством преследования такой цели может послужить расчет экономической выгоды налогоплательщика, полученной в результате оказанной услуги. Например, размер сбереженных денежных средств доверителя может многократно превышать затраты на оплату труда адвоката, представлявшего его интересы в суде [6] .

Еще одним (четвертым) требованием, предъявляемым сегодня налоговым органом к затратам на оплату труда адвоката, служит налоговая добросовестность адвоката. Так, в Соглашении от 30 июля 2018 г. № 01–01– 06/08–321/№ 7–8–01/20571 Минфин России и ФНС России договорились, что Минфин будет направлять в ФНС информацию обо всех судебных актах, предусматривающих взыскание судебных издержек на оплату труда адвоката за счет средств проигравшего госоргана. Это позволит налоговым органам оперативно провести налоговую проверку услугодателя на предмет полноты налогообложения его выручки, компенсированной доверителю за счет средств федерального бюджета. О результатах такой проверки ФНС должен будет отчитаться перед Минфином.

Для адвокатов это означает одно: как только доверитель обращается в суд за возмещением налоговым органом судебных расходов, потраченных на адвоката в рамках судебного налогового спора, адвокат должен быть готов к налоговой проверке того периода, в котором эти доходы были им получены.

Можно предположить, что отрицательные результаты налоговой проверки адвоката могут негативно отразиться и на правах его доверителя: если будет установлено, что доверитель знал или должен был знать о налоговой недобросовестности услугодателя, суд сможет снизить размер заявленных судебных расходов до разумных (ч. 2 ст. 110 АПК РФ) либо полностью отказать в защите его права (п. 2 ст. 10 ГК РФ).

Налоговый учет судебных издержек

Судебные издержки учитываются их плательщиком для целей исчисления налога на прибыль в составе внереализационных расходов на основании подп. 10 п. 1 ст. 265 НК РФ (как судебные расходы и арбитражные сборы). С этим согласны налоговые органы и Минфин России [7] .

Если судебные издержки возмещаются стороне по правилам АПК РФ, они учитываются как внереализационные доходы на основании п. 3 ст. 250 НК РФ (возмещение убытков) [8] .

Часто возникают ситуации, когда суд снижает возмещаемую сумму по мотиву ее чрезмерности. В этом случае внереализационный расход налогоплательщика оказывается выше его внереализационного дохода (налоговая выгода). Признать ее необоснованной вряд ли получится, поскольку она образовалась по воле не налогоплательщика, а суда.

В практике были попытки налогового органа снизить размер судебных издержек, принятых в налоговом учете, по мотиву их неразумности и чрезмерности. Налогоплательщики возражают, поскольку такого права налогового органа НК РФ не предусматривает. Подобный налоговый спор рассматривался Президиумом ВАС РФ еще в 2008 г. [9]

В ходе налоговой проверки налоговый орган пришел к выводу, что отнесение на затраты для целей налогообложения всей суммы судебных издержек налогоплательщика незаконно, поскольку не соблюден критерий экономической обоснованности затрат, установленный в п. 1 ст. 252 НК РФ.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования и признавая произведенные обществом расходы по оплате юридических услуг экономически необоснованными, суды трех инстанций, применив положения ст. 40 Кодекса, исходили из несоответствия размера произведенных затрат сложившейся в регионе стоимости помощи адвокатов с учетом продолжительности рассмотрения и сложности судебного дела. Кроме того, по мнению судов, наличие в структуре общества собственной юридической службы, сотрудники которой имеют достаточный опыт работы, также свидетельствует об экономической необоснованности произведенных расходов.

ВАС РФ не поддержал доводы судов трех инстанций и вынес решение в пользу налогоплательщика по следующим основаниям.

Согласно ст. 247 Кодекса объектом обложения налогом на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, – полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с гл. 25 Кодекса.

В силу ст. 252 Кодекса расходы – это обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Таким образом, гл. 25 Кодекса при регулировании налогообложения прибыли организаций установлена соотносимость доходов и расходов и связь последних именно с деятельностью организации по извлечению прибыли.

Следовательно, расходы, обусловленные необходимостью осуществления организацией ее деятельности, исходя из действующего налогового законодательства, предполагают признание их экономически оправданными (обоснованными).

При этом НК РФ не содержит положений, позволяющих налоговому органу оценивать произведенные налогоплательщиками расходы с позиции их экономической целесообразности, рациональности и эффективности.

По смыслу правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в постановлении от 24 февраля 2004 г. № 3-П, судебный контроль также не призван проверять экономическую целесообразность решений, принимаемых субъектами предпринимательской деятельности, которые в сфере бизнеса обладают самостоятельностью и широкой дискрецией.

Факт реального оказания юридических услуг инспекция не оспаривала, доказательства их оплаты представлены в ходе камеральной налоговой проверки. Производственная направленность этих расходов следует как из условий договоров, так и материалов арбитражного дела.

Каких-либо обстоятельств, указывающих на недобросовестность общества как налогоплательщика, суды не установили. Ввиду отсутствия по данному спору предусмотренных в ст. 40 НК РФ оснований инспекция была не вправе проверять правильность применения цен по заключенным обществом договорам на оказание юридических услуг и ставить эти цены под сомнение. Поскольку общество подтвердило факт и размер произведенных расходов, возлагать на него дополнительно бремя доказывания разумности названных расходов суды правовых оснований не имели.

Анализ данного судебного акта указывает на различия в установлении разумного размера судебных издержек для целей возмещения стороной и для целей налогового учета. Вывод о том, что снижение судом размера возмещаемых издержек до разумного не имеет значения для налогообложения прибыли, поддерживают и другие авторы [10] .

[2] Определение КС РФ от 4 июня 2007 г. № 320-О-П и 366-О-П.

[3] Постановление Президиума ВАС РФ от 18 февраля 1997 г. № 3982/96.

[4] Постановление Президиума ВАС РФ от 17 ноября 1998 г. № 3501/98.

[5] Постановление Президиума ВАС РФ от 18 марта 2008 г. № 14616/07.

[7] См., например, письмо УФНС России по г. Москве от 27 декабря 2005 г. № 20–12/97003 и письмо Минфина России от 18 января 2005 г. № 03–03–01–04/2/8.

[8] См. об этом письма Минфина России от 22 декабря 2008 г. № 03–03–06/2/176; от 18 января 2005 г. № 03–03–01–04/2/8 и от 21 августа 2009 г. № 03–11–06/2/157; письма УФНС России по г. Москве от 22 февраля 2005 г. № 20–12/10937; от 27 декабря 2005 г. № 20–12/97003 и др.

[9] Постановление Президиума ВАС РФ от 18 марта 2008 г. № 14616/07.

[10] См.: Камалова Е. Как учесть судебные расходы // Новая бухгалтерия. 2009. № 11.

Читайте также: