Юридически значимое действие в налоговом праве

Обновлено: 15.05.2024

Под юридическим фактом понимается конкретное жизненное обстоятельство, с которым
юридическая норма связывает возникновение, изменение или прекращение правовых последствий.
К юридическим фактам в налоговом праве, так же как и в финансовом праве, относятся действия
(бездействие) или события.
Действия – это юридические факты, которые являются результатом волеизъявления лиц.
Действия подразделяются на правомерные, отвечающие требованиям закона, и неправомерные,
не соответствующие таким требованиям. В налоговом праве юридическими фактами, порождающими правовые последствия, являются и неправомерные действия. Среди неправомерных действий как оснований движения налоговых правоотношений выделяются правонарушения в виде проступков.
Налоговые проступки как юридические факты по форме совершения могут подразделяться на проступки-действия и проступок-бездействие. Надо заметить, что в налоговом праве удельный вес проступков-бездействий, с которыми связывается возникновение охранительных правоотношений, очень велик. К примеру, в соответствии с НК РФ к категории налогового проступка-бездействия относятся:

  • уклонение от постановки на учет в налоговых органах (ст. 117);
  • неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика или иного обязанного лица (ст. 134);
  • неисполнение банком решения налогового органа о взыскании налога (ст. 135);
  • непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126), и т.д.

В качестве примеров юридических фактов в финансовом праве можно привести утверждение
финансово-плановых актов. После выполнения заданий, содержащихся в планах, финансовые
правоотношения прекращаются, но нередко возникают вновь между этими же участниками на основе новых планов.
Юридические факты в налоговом праве достаточно тесно связаны с юридическими актами в
финансовом праве. Так, на основании правовых норм и финансовых планов общего значения
принимаются индивидуальные финансово-правовые акты, которые также ведут к возникновению,
изменению или прекращению налоговых правоотношений. К таким актам относятся: извещение
налогоплательщика налоговым органом о необходимости уплаты определенной суммы налога,
распоряжение министерства о передвижении средств по статьям смет подведомственных учреждений в рамках сводной сметы этого министерства, о выделении временной финансовой помощи подведомственным предприятиям и др.
При неисполнении участниками финансовых правоотношений своих обязанностей возникают
правоотношения, связанные с применением мер ответственности (начисление пеней на невнесенную сумму налогового платежа в государственный или местный бюджет, прекращение финансирования при использовании средств не по целевому назначению и др.).
События – это обстоятельства, не зависящие от воли людей (смерть и рождение человека,
стихийное бедствие). Правовая норма может связывать с ними возникновение, изменение или
прекращение налоговых (финансовых) правоотношений. Например, рождение у гражданина ребенка, достижение лицом определенного возраста влияют на правоотношения по поводу налоговых платежей; в связи со стихийными бедствиями, эпидемиями возникают правоотношения по поводу предоставления субвенций из вышестоящего бюджета в нижестоящий.
В налоговом праве в числе юридических фактов, вызывающих движение финансовых
правоотношений, могут быть названы и события. Здесь имеют место относительные и абсолютные
события. Относительные события – это явления, вызванные деятельностью человека, но выступающие независимо от причин, их породивших. Число относительных событий в налоговом праве невелико. Главным образом они выступают в качестве оснований правоотношений по использованию налоговых льгот. Например, в соответствии с НК РФ, установившим налог на доходы физических лиц, к относительным событиям как юридическим фактам могут быть отнесены проценты и выигрыши по вкладам в банках (в пределах ставки рефинансирования Центрального банка РФ).
Главной функцией юридических фактов в налоговом праве является обеспечение возникновения, изменения и прекращения правовых отношений.
Объект налогообложения – это и есть тот юридический факт (действие, событие, состояние),
который обусловливает обязанность субъекта заплатить налог. На этом основании п. 1 ст. 17 НК РФ
устанавливает обязательное закрепление в законе при установлении того или иного налога юридических фактов, с которыми связывается обязанность его уплаты. Так, налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговый период;
  • налоговая ставка;
  • порядок исчисления налога;
  • порядок и сроки уплаты налога (п. 1 ст. 17 НК РФ).

В налоговом праве юридические факты выполняют активную информативную функцию, которая связана с предварительным воздействием норм права на общественные отношения. Юридические факты в налоговом праве зафиксированы в правовых нормах и уже самим фактом своей фиксации оказывают влияние на правовые последствия. Появление одних юридических фактов соответствует интересам субъектов, и они делают необходимые шаги к тому, чтобы эти факты возникли, других юридических фактов стараются избежать.
В налоговом праве целая категория субъектов права, ориентируясь на нормы налогового права, в
которых зафиксированы юридические факты, старается их избежать, а значит, не допустить
возникновения налоговых правоотношений. Эта категория субъектов – налогоплательщики. Они
стараются избегать как тех юридических фактов, которые образуют налоговое правонарушение и
связаны с охранительным правоотношением, так и тех (что важно), которые образуют объект
налогообложения и являются основой для возникновения правоотношения по уплате налога.
Существует даже специальный вид профессиональной деятельности, называемый “аналоговое
планирование”, целью которого является минимизация налогообложения на предприятии. Отсюда
любая неточность, некорректность фиксации юридических фактов в налогово-правовой норме является основанием для того, чтобы налогоплательщик пытался обратить ее в свою пользу.
В налоговом праве юридические факты наделены стимулирующей функцией. Так, многие
юридические факты стимулируют субъект налогового права к тем видам деятельности, которые
социально необходимы, значимы, полезны для субъекта. Например, получение предприятием налоговой льготы по уплате НДС, налога на прибыль, налога на имущество связывается, в частности, с фактом нахождения в трудовых отношениях с предприятием работников-инвалидов. В связи с этим многие предприятия, ориентируясь на это законодательное установление, стремятся принять на работу работников-инвалидов.

Федеральным законом от 21.11.2011 N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" устанавливаются основные гарантии реализации права граждан Российской Федерации (далее - граждане) на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации, организационно-правовые основы формирования государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи и организационно-правовые основы деятельности по правовому информированию и правовому просвещению населения.

На территории Ивановской области оказание бесплатной юридической помощи урегулировано:

Законом Ивановской области от 08.11.2012 N 90-ОЗ "Об обеспечении граждан Российской Федерации бесплатной юридической помощью на территории Ивановской области, о правовом информировании и правовом просвещении населения Ивановской области"

Постановлением Правительства Ивановской области от 28.12.2012 N 571-п "О некоторых вопросах участия адвокатов в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи на территории Ивановской области"

Постановлением Правительства Ивановской области от 19.02.2014 N 50-п "О государственной системе бесплатной юридической помощи в Ивановской области"

Постановлением Правительства Ивановской области от 06.12.2016 N 405-п "Об утверждении Положения о порядке, условиях и организационно-правовом обеспечении реализации права на получение бесплатной юридической помощи гражданами Российской Федерации, пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи на территории Ивановской области"

Постановлением Правительства Ивановской области от 28.12.2012 N 572-п "Об утверждении перечня документов, определяющих принадлежность гражданина Российской Федерации к категории лиц, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи"

Постановлением Правительства Ивановской области от 06.03.2015 N 69-п "О Порядке принятия решений об оказании в экстренных случаях бесплатной юридической помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации"

Для получения бесплатной юридической помощи необходимо обратиться к участникам системы бесплатной юридической помощи с письменным заявлением, а также представить документ, удостоверяющий личность (паспорт) и документы, подтверждающие отнесение его к категориям граждан, которые имеют право на получение бесплатной юридической помощи. После этого принимается решение об оказании юридической помощи.
Участники системы бесплатной юридической помощи, при принятии решения об оказании бесплатной юридической помощи гражданину, имеющему право на получение такой помощи, должны учитывать, что бесплатная юридическая помощь не оказывается в случаях, если гражданин:

обратился за бесплатной юридической помощью по вопросу, не имеющему правового характера;

просит составить заявление, жалобу, ходатайство или другой документ правового характера и (или) представлять его интересы в суде, государственном или муниципальном органе, организации при отсутствии правовых оснований для предъявления соответствующих требований;

просит составить заявление в суд и (или) представлять его интересы в суде, государственном или муниципальном органе, организации при наличии установленных законодательством Российской Федерации препятствий к обращению в суд, государственный или муниципальный орган, организацию.

Также бесплатная юридическая помощь не оказывается в случае:

не предоставления документов, подтверждающих отнесение гражданина к категориям, которые имеют право на получение бесплатной юридической помощи;
гражданин ходатайствует об оказании ему квалифицированной юридической помощи, при этом отказывается сообщить необходимые сведения по делу либо представить документы, имеющие отношение к делу. В таком случае лицу, оказывающему бесплатную юридическую помощь, будет затруднительно в полной мере оценить ситуацию и выбрать правильный путь для восстановления нарушенных прав.

Согласно информации уполномоченных органов в сфере оказания бесплатной юридической помощи при обращении граждан в государственные органы допускаются следующие типичные ошибки, влекущие оставление обращений граждан без ответа:

в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ. В этом случае ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией;
документы, необходимые для получения гражданами бесплатной юридической помощи, представлены не в полном объеме;
представленные документы содержат недостоверные сведения;
гражданин ходатайствует об оказании бесплатной юридической помощи, не относящейся к компетенции государственного органа;
в обращении обжалуется судебное решение. В этом случае в течение семи дней со дня регистрации обращение возвращается гражданину, направившему это обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения;
в обращении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
текст письменного обращения не поддается прочтению. В этом случае ответ на обращение не дается, и оно не подлежит направлению на рассмотрение должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия почтовый адрес поддаются прочтению;
в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства;
ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну. В этом случае гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

Читайте также: