Юридическая практика в налоговой

Обновлено: 02.07.2024

Налоговая практика Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) два года подряд является Russia Tax Firm of the Year в 2017 и 2018 гг. по версии международного налогового издания International Tax Review / European Tax Awards.

Одна из самых больших налоговых команд среди международных юридических фирм в России. Команда состоит из экспертов, специализирующихся в различных областях налогового права и предоставляет клиентам как услуги в области налогового консультирования, включая вопросы структурирования и поддержку инвесторов, так и поддержку по налоговым спорам, в том числе и по вопросам, связанным с защитой по налоговым преступлениям.

The Legal 500 2020

Значительный опыт в налоговом консультировании и в сопровождении налоговых споров. Команду отличает высокая клиентоориентированность и понимание механизмов работы бизнеса.

Евгений Тимофеев, партнер и руководитель практики, входит в число трёх наиболее рекомендованных (Группа 1) налоговых юристов России по версии Chambers Europe 2021, а также признан Ведущим юристом (Leading individual) юридическим справочником The Legal 500 2021 и отмечен среди лучших юристов в области налогового консультирования и налоговых споров и в сфере работы с частными клиентами согласно Best Lawyers 2020, Tax Leaders 2019 (Tax Controversy и Indirect Tax) и Chambers High Net Worth (HNW) 2020, Налоговый видеоблог Евгения Тимофеева является одним из самых популярных русскоязычных профессиональных блогов в сфере налогов.

Юристы практики, включая руководителя направления Сергея Лихачева и советника Александра Ерасова, признаны ведущими профессионалами в области налогового консультирования и разрешения споров международными справочниками, включая Best Lawyers 2020 - 2021 и Tax Leaders 2019 - 2020: Tax Controversy Leaders Guide, Indirect Tax Leaders Guide.

Chambers Europe 2018

Сильная команда специалистов в области налогового права, обладающая обширным опытом как сопровождения споров, так и консультирования по налоговым вопросам, включая оптимизацию налогообложения и косвенные налоги. Получила особое признание благодаря работе по налоговым спорам; также оказывает содействие по таможенным вопросам. Работает с компаниями самых разных отраслей.

ЧЕМ МЫ ОТЛИЧАЕМСЯ?

  • Мы более всего известны как жесткие литигаторы, не признающие безвыходных ситуаций. И поэтому
  • Наши советы ориентированы на то, как на ситуацию посмотрит суд, а не Минфин. И в результате
  • Мы не раскрашиваем бумагу чернилами, а даем реальные и практические советы человеческими словами. С другой стороны,
  • Мы скажем вам не то, что вам хотелось бы услышать, а как оно есть на самом деле. При этом
  • Ваша проблема не пройдет мимо внимания партнера. Подводя итог:
  • Мы – спецназ и ориентированы не на войну, а на победу. Мы работаем для решения ваших проблем, а не для их описания.

НАШИ УСЛУГИ

Налоговое структурирование

  • Поддержка по налоговым вопросам при осуществлении иностранных инвестиций в России;
  • Налоговая поддержка и сопровождение процесса корпоративного структурирования, включая сопровождение в переговорах, подготовку налоговой части корпоративных документов;
  • Оценка налоговых рисков и разработка рекомендаций по построению безопасной и эффективной договорной структуры с налоговой точки зрения (включая структурирование внутригрупповых услуг и предоставления лицензий в рамках группы);
  • Подготовка документации в целях минимизации налоговых рисков внедряемой договорной структуры.

Частные клиенты

  • Структурирование владения активами в России и иностранных юрисдикциях;
  • Консультирование по вопросам, связанным с законодательством о КИК и деофшоризацией, включая разработку плана реструктуризации иностранной холдинговой структуры;
  • Консультирование по вопросам построения иностранной холдинговой структуры с использованием частных и инвестиционных фондов, трастов; сопровождение построения структуры;
  • Налоговое планирование для частных лиц в РФ и за рубежом; консультации по налогообложению физических лиц.

Текущее консультирование и налоговые аудиты

  • Оценка рисков и выработка рекомендаций по всевозможным налоговым вопросам, возникающим в процессе деятельности клиентов;
  • Разработка системы налогового учета и учетной политики;
  • Проведение налогового аудита в целях проверки соблюдения налогового законодательства в рамках текущего контроля (для выявления налоговых резервов, необоснованных переплат, неучтенных расходов, вычетов);
  • Выявление налоговых рисков при проведении предынвестиционного анализа, приобретении компании-цели.

Налоговые проверки и налоговые споры

  • Оспаривание ненормативных актов налоговых органов, вынесенных по результатам налоговых проверок;
  • Защита и квалифицированное представительство интересов клиента в центральном аппарате ФНС РФ и в высших судебных инстанциях (Верховный Суд РФ, Конституционный Суд РФ);
  • Защита и поддержка клиентов при проведении налоговых и таможенных проверок, направленная на снижение риска необоснованных претензий и минимизацию возможных доначислений (в том числе сопровождение клиента при проведении допросов, осмотров, обысков, других мероприятий контроля).

Налоговые преступления

  • Выявление и оценка рисков уголовно-правового характера, связанных c налоговыми и иными экономическими преступлениями;
  • Защита международных структур с целью снижения уголовно-правовых рисков;
  • Сопровождение выездных налоговых проверок с участием сотрудников правоохранительных органов;
  • Разработка стратегии защиты при наличии уголовно-правовых рисков; подготовка доказательственной базы, включая организацию проведения экспертиз; помощь при проведении допросов (опросов);
  • Проведение тренингов персонала по взаимодействию с правоохранительными и надзорными органами.

Для получения более подробной информации о нашем международном опыте, пожалуйста, нажмите здесь .

Сасов Константин

Автор настоящей статьи отвечает на вопросы: как следует поступать адвокату (адвокатскому образованию) в ситуации, когда получено требование налогового органа о раскрытии информации, составляющей адвокатскую тайну; какие действия необходимо предпринять налоговому органу, получившему адвокатский запрос по поводу налогоплательщика, не являющегося его доверителем?

Адвокатская тайна и налоговый контроль

В налоговой практике встречаются ситуации, когда налоговый орган, ссылаясь на ст. 93 и п. 1 ст. 93.1 НК РФ, требует у адвокатов и адвокатских образований представить документы и сведения, касающиеся их адвокатских услуг. Часто цель таких требований не заключена собственно в контроле за исчислением налогов адвокатами или их доверителями. Например, эту информацию планируется использовать, чтобы опорочить достоверность допроса свидетеля, в котором участвовал адвокат.

В связи с этим у адвоката, адвокатского образования (налогоплательщика) налоговым органом истребуются соглашения адвокатов с физическими лицами, которых указанные адвокаты на основании ордеров сопровождали на допросах в качестве свидетелей в налоговом органе, акты об оказании этих адвокатских услуг, сведения о лице, оплатившем данные услуги, и документы, подтверждающие прием наличных денег (в случае наличной формы расчетов).

В такой ситуации налогоплательщик находится перед сложным выбором: нарушить адвокатскую этику и раскрыть адвокатскую тайну своего доверителя или быть привлеченным к ответственности за неисполнение требования налогового органа 1 .

Для того чтобы разрешить эту коллизию, следует обратиться к основным правам и обязанностям участников налоговых правоотношений, как они определены в законе.

Налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам не все имеющиеся у них документы, а только те, которые необходимы для исчисления и уплаты налогов (подп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ). Налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов (подп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Согласно подп. 10 и 11 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право не выполнять неправомерные требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц и требовать от них соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков.

Действия налогового органа по истребованию у адвокатов и адвокатских образований (не являющихся субъектами налоговой проверки) документов и сведений, касающихся их адвокатских услуг, нарушают налоговое законодательство РФ, права и законные интересы адвокатского образования и его доверителей. Правовое обоснование такого вывода приводится ниже.

Как гласит п. 2 ст. 4 Закона об адвокатуре, Кодекс профессиональной этики адвоката устанавливает обязательные для каждого адвоката правила поведения при осуществлении адвокатской деятельности, а также основания и порядок привлечения адвоката к ответственности. Согласно п. 5 ст. 6 Кодекса профессиональной этики адвоката, принятого Первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г., правила сохранения адвокатской тайны распространяются на факт обращения к адвокату, включая имена и названия доверителей, условия соглашения об оказании юридической помощи, расчеты между адвокатом и доверителем, любые другие сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи.

Таким образом, адвокат, нарушивший адвокатскую тайну своего доверителя, подлежит дисциплинарной ответственности.

Совет Федеральной палаты адвокатов РФ разъяснил 2 , что адвокатская тайна – это состояние запрета доступа к информации, составляющей ее содержание, посредством установления специального правового режима, направленного на реализацию конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи, а также на формирование и охрану иммунитета доверителя путем: введения запретов на несанкционированное получение, разглашение или иное неправомерное использование любой информации, находящейся у адвоката в связи с его профессиональной деятельностью; закрепления права адвоката на тайну и обязанностей по ее сохранению; установления ответственности адвоката и третьих лиц за нарушение адвокатской тайны.

К предмету (содержанию) адвокатской тайны относятся:

  • факт обращения к адвокату, включая имена и названия доверителей;
  • все доказательства и документы, собранные адвокатом в ходе подготовки к делу;
  • сведения, полученные адвокатом от доверителей, и документы, если они входят в производство по делу;
  • информация о доверителе, ставшая известной адвокату в процессе оказания юридической помощи;
  • содержание правовых советов, данных непосредственно доверителю или ему предназначенных;
  • адвокатское производство по делу;
  • условия соглашения об оказании юридической помощи, включая денежные расчеты между адвокатом и доверителем;
  • любые другие сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, провозглашенной в Определении от 6 марта 2008 г. № 449-О-П, обязанность хранить адвокатскую тайну в равной степени распространяется и на адвокатские образования, включая коллегии адвокатов.

Конституционный Суд РФ разъяснил, что налоговый орган вправе требовать от адвокатских образований сведения, которые необходимы для оценки налоговых последствий сделок, заключаемых с доверителями.

Что касается сведений, которые связаны с содержанием оказываемой адвокатом юридической помощи и могут быть использованы против его доверителя, то, исходя из конституционно значимых принципов адвокатской деятельности, налоговые органы не вправе требовать их представления. Именно поэтому НК РФ устанавливает, что при осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике, полученной в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну (п. 4 ст. 82 НК РФ).

Согласно ст. 33 НК РФ должностные лица налоговых органов должны действовать в строгом соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами, реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов. Должностные лица налогового органа, проводящие проверку, вправе на основании п. 1 ст. 93 НК РФ истребовать документы и сведения у проверяемого налогоплательщика, а на основании ст. 93.1 НК РФ – у контрагентов и иных лиц. При этом в обоих случаях запрашиваемые документы и сведения должны относиться к проверяемому налогоплательщику и к предмету его налоговой проверки.

В ситуации, когда адвокат участвует в протоколе допроса свидетеля в рамках мероприятий налогового контроля (выездная налоговая проверка или камеральная налоговая проверка налоговых деклараций по НДС), эти действия явно выходят за временные рамки проверяемого налогового периода (поскольку все контрольные налоговые мероприятия всегда ретроспективны). Следовательно, запрашиваемые документы и сведения об этих (текущих) адвокатских услугах явно не относятся к проверяемому периоду и деятельности проверяемого лица.

Таким образом, подобные требования налоговых органов не соответствуют ст. 93 и п. 1 ст. 93.1 НК РФ, противоречат ст. 4, 6, 8 Закона о б адвокатуре, п. 5 ст. 6 Кодекса профессиональной этики адвоката, правовым позициям КС РФ и не подлежат исполнению согласно подп. 10 и 11 п. 1 ст. 21 НК РФ.

Адвокатский запрос и налоговая тайна

В ходе защиты прав налогоплательщиков зачастую возникает ситуация, когда налоговый орган обвиняет налогоплательщика в непроявлении им должной осмотрительности. При этом основные замечания касаются не самого налогоплательщика, а его контрагента. Например:

Поскольку у налогоплательщика отсутствует законная возможность проверить эту информацию, ему в этом может помочь адвокат.

Подпунктом 1 п. 3 ст. 6 Закона об адвокатуре закреплено, что адвокат вправе собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от государственных учреждений, органов и организаций. Указанные органы и организации в порядке, установленном законодательством, обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или их заверенные копии не позднее чем в месячный срок со дня получения запроса адвоката.

Согласно ст. 80 НК РФ налоговые декларации должны подписываться полномочным должностным лицом налогоплательщика.

На основании приведенных норм права адвокат вправе запросить у налогового органа по месту учета контрагента налогоплательщика (организации) следующую информацию:

1. Какое лицо (ФИО) согласно материалам регистрационного дела и налоговым декларациям организации являлось ее генеральным директором в период ее нахождения на налоговом учете в Вашем налоговом органе?

3. Привлекалась ли организация к налоговой ответственности в период ее нахождения на налоговом учете в Вашем налоговом органе?

Между тем согласно п. 1 ст. 102 НК РФ сведения о руководителе налогоплательщика, налоговых правонарушениях налогоплательщика, сведения о суммах недоимки и задолженностей по пеням и штрафам налоговой тайны не составляют (см.: Федеральный закон от 1 мая 2016 г. № 134-ФЗ).

Тот факт, что объем налоговой тайны налогоплательщика сократился и сведения, перечисленные в п. 1 ст. 102 НК РФ, должны быть представлены налоговым органом по запросам адвокатов, представляющих интересы третьих лиц (не налогоплательщика), признает и Конституционный Суд РФ 7 .

В адвокатском запросе нелишним будут ссылки на положения законодательства, предусматривающие ответственность за его неисполнение.

В соответствии с п. 2 ст. 6.1 Закона об адвокатуре органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации, которым направлен адвокатский запрос, должны дать на него ответ в письменной форме в тридцатидневный срок со дня его получения. В случаях, требующих дополнительного времени на сбор и предоставление запрашиваемых сведений, указанный срок может быть продлен, но не более чем на тридцать дней, при этом адвокату, направившему адвокатский запрос, направляется уведомление о продлении срока рассмотрения адвокатского запроса.

Согласно п. 5 ст. 6.1 Закона об адвокатуре неправомерный отказ в предоставлении сведений, предоставление которых предусмотрено федеральными законами, нарушение сроков предоставления сведений влекут ответственность, установленную законодательством РФ.

1 Согласно ч. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление одного документа по требованию налогового органа предусмотрен штраф в размере 200 руб.

2 Рекомендации Федеральной палаты адвокатов по обеспечению адвокатской тайны и гарантий независимости адвоката при осуществлении адвокатами профессиональной деятельности, утв. решением Совета ФПА РФ от 30 ноября 2009 г. (протокол № 3) (с доп. от 28 сентября 2016 г. (протокол № 7), от 5 октября 2017 г. (протокол № 5).

3 Доказательством выступает протокол допроса лица, являющегося согласно ЕГРЮЛ учредителем и (или) руководителем организации.

4 Такой вывод зачастую субъективен или основан лишь на сопоставлении оборотов по расчетному счету и налоговой отчетности.

5 Доказательство – материалы встречной проверки контрагента.

6 Следует указать дату заключения договора налогоплательщика с организацией.

Мы более 10 лет профессионально оказываем юридические услуги в области налогового права и имеем большой опыт защита прав налогоплательщиков в суде. Наши юристы и аудиторы, наши адвокаты защитят Вас в уголовных делах по делам об уклонении от уплаты налогов и в арбитражных судах по налоговым спорам.


1. Налоговая консультация:

  • консультация по вопросам ис числения и уплаты налогов
  • выявление налоговых рисков
  • проявление должной осмотрительности
  • проверка экономической целесообразности
  • консультация по вопросам применения налоговых льгот
  • выбор оптимальной налоговой системы

2. Оптимизация налогов при подготовке проектов договоров:

  • составление договора с учётом отимизации налогообложения;
  • юри дическое заключение по налогообложению сделки;
  • юридическая консультация по оптимизации налогов по конкретному договору;
  • налоговая консультация при совершении сделки;
  • составление и экспертиза договоров в целях оптимизации налогов в соответствии с налоговым законодательством.

3. Оптимизация налогообложения — законные налоговые схемы:

Построение оптимальной структуры сделки, реинжениринг отдельных бизнес-процессов компании и реструктуризации компании и бизнеса в целом, в целях снижения налоговых платежей и уменьшения налогового бремени. Результатом нашей работы может стать:

Очень часто оптимизация налогообложения используется как синоним к понятию уклонение от уплаты налогов. Хотим Вас заверить, что это не так. Налоговые схемы не всегда бывают незаконными. В нашем понимании оптимизация налогообложения означает законное использование макимального количества налоговых льгот, ведение бизнеса на территориях, имеющих низкую налоговую нагрузку, применение налоговых вычетов, упрощение холдинговой структуры. Обращение к специалистам нашей фирмы может уберечь вас от риска предъявления налоговых претензий и сэкономит Ваши деньги.

4. Возмещение экспортного ндс путём возврата и зачёта:

Наша компания профессионально осуществляет законный возврат экспортного НДС:

  • возмещение экспортного НДС в административном порядке. Очень часто настойчивая и аргументированная позиция налогоплательщика, который обжалует отказ в возмещении экспортного НДС в вышестоящих налоговых органах, приводит к тому, что удаётся осуществить возврат экспортного НДС без обращения в суд.
  • ведение налоговых споров и взыскание экспортного НДС в арбитражных судах всех уровней: признание незаконными решений ИФНС, содержащих отказ в возмещении экспортного НДС , обжалование начисления пени и наложение штрафа при отказе в возмещении экспортного НДС.

Мы представляем интересы наших клиентов в делах, связанных с возмещением экспортного НДС как по одиночным контрактам, так и по нескольким экспортным контрактам, как экспортного НДС, уплаченного поставщикам, так и экспортного НДС с авансов. Возможно представительство и по делам, связанным с многократными отказами Вашей налоговой инспекции и наличием вследствие этого задолженности по налогу на добавленную стоимость перед федеральным бюджетом.

5. Взыскание процентов за несвоевременный возврат экспортного НДС:

Наша компания имеет значительный успешный опыт взыскания процентов за несвоевременный возврат экспортного НДС. Причем мы не только выигрываем дела о взыскании процентов, начисленных на экспортное НДС, но и успешно осуществляем реальное взыскание процентов за невозврат экспортного НДС, проводя соответствующую работу с ИФНС и органами федерального казначейства

6. Защита прав налогоплательщика при проведении выездной налоговой проверке:

  • подготовка к налоговой проверке;
  • представление инересов и защита прав организации при проведении налоговой проверки;
  • обжалование действий / бездействий налогового инспектора;
  • возражения на Акт выездной налоговой проверки;
  • участие в рассмотрении материалов налоговой проверки;
  • апелляционная жалоба на Решение о привлечении к налоговой ответственности (Решение о взыскании налога);
  • судебное оспаривание решения налогового органа о взыскании налога, иски об оспаривании акта выездной налоговой проверки.

Выездная налоговая проверка — это еще не приговор. Грамотная и последовательная позиция налогоплательщика, заранее согласованные правдивые показания свидетелей и собранные письменные доказательства позволяют доказать добросовестность налогоплательщика, проявление налогоплательщиком долной осмотрительности и наличие экономической целесообразности в хозяйственных операциях.

Грамотная и своевременная защита нарушенных прав и законных интересов организации в сфере налогообложения является крайне важной мерой, поскольку прямо влияет на развитие, а в ряде случаев и на возможность продолжения бизнеса.

Преимущества налоговой практики - ее высокопрофессиональная, ответственная, ориентированная на результат и обладающая огромным опытом команда специалистов.

Команда практики


Екатерина Горохова

Услуги

Налоговый мониторинг

Налоговый мониторинг как форма налогового контроля действует с 2016 года. На данный момент возможностью присоединения к процедуре воспользовались более 95 крупных компаний.

Сроки представления в налоговый орган заявления о проведении налогового мониторинга и всех материалов

Не позднее 1 июля года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг. Правительством РФ продлен на 3 месяца установленный НК РФ срок представления организациями заявлений о проведении налогового мониторинга за 2021 год.

Не позднее 1 октября 2020 года при переходе на процедуру налогового мониторинга с 1 января 2021 года.

Компания предлагает следующие услуги:

Диагностика

  • Определение и оценка уровня организации СВК, в том числе на предмет соответствия требованиям ФНС России;
  • Оценка текущего состояния эффективности налоговых бизнес-процессов и качества налоговых данных, уровня автоматизации учета, разработка рекомендаций по доработке текущих налоговых бизнес-процессов;
  • Идентификация существующих налоговых рисков, в том числе на предмет определения рисков для целей их раскрытия налоговому органу, определение мероприятий по снижению налоговых рисков;
  • Оценка эффективности существующих контрольных процедур и разработка рекомендаций по их совершенствованию, в том числе их автоматизации;
  • Совершенствование ЛНА, регламентирующих вопросы организации и функционирования СВК;
  • Разработка вариантов информационного взаимодействия и раскрытия информации налоговым органам.

Подготовка комплекта документов

Консультирование по сложным вопросам налогообложения и бухгалтерского учета

  • Письменное и устное консультирование по вопросам налогообложения, ведения бухгалтерского и налогового учетов.
  • Анализ и оценка планируемых корпоративных процедур и сделок с целью выявления и устранения негативных налоговых последствий и налоговой неэффективности.
  • Разработка правовых позиций по спорным вопросам налогообложения с учетом сложившейся судебной практики и позиции фискальных органов.
  • Выработка рекомендаций по устранению налоговых рисков.
  • Подготовка правовых заключений по вопросам толкования и применения законодательства о налогах и сборах и по иным сложным правовым вопросам.
  • Разработка учетной политики для целей налогообложения и бухгалтерского учета.
  • Помощь в заполнении налоговых деклараций.
  • Проведение практических семинаров по актуальным вопросам налогообложения.

Налоговый аудит. Выявление налоговых рисков и налоговых резервов

Досудебное урегулирование налоговых споров

Досудебное обжалование результатов камеральных и/или выездных налоговых проверок:

  • подготовка возражений на акт налоговой проверки;
  • подготовка возражений по результатам проведения дополнительных мероприятий налогового контроля;
  • подготовка апелляционной жалобы и/или жалобы на вступившее в силу решение налогового органа;
  • сопровождение при проведении экспертных исследований по спорным эпизодам на стадии осуществления мероприятий налогового контроля;
  • содействие в привлечении альтернативных экспертов на стороне налогоплательщика.

Представление интересов налогоплательщиков в налоговом органе в рамках выездных и камеральных налоговых проверок:

Читайте также: