Взыскание налогов и сборов включая пени что это значит у судебных приставов

Обновлено: 02.07.2024

Налоги – неотъемлемая часть жизни любой страны, в том числе России. Они необходимы для улучшения экономики и общедоступных благ государства для повышения комфорта и уровня жизни граждан в целом.

Налоговая система это объединение всех сборов, плат, платежей, которые взимаются с налогоплательщиков. Правила, по которым происходит данная процедура, предустановлены Налоговым Кодексом РФ.

Принципы работы налоговой системы в России

Налоговая система в Российской Федерации строится как с помощью Конституции, так и с помощью Налогового Кодекса. Существует система из трех уровней налогообложения страны:

  • Первый уровень – федеральный.
  • Второй уровень – региональный.
  • Третий уровень – местный.

Федеральные налоги – их обязаны платить на всей территории Российской Федерации. Оплата почти одинакова для всех лиц и учреждений, вне зависимости от того, в каком именно районе или городе они находятся. Сюда относятся НДС, акцизные сборы и т. д.

Взыскание налогов и сборов, включая пени

Налоги обязательная часть жизнедеятельности страны

Региональные пошлины – сборы, которые взимаются с отдельных республик, областей и других субъектов, входящих в состав РФ. Сумма может быть разной в зависимости от того, в какой местности производится взимание налогов. Например, налог на имущество, транспорт и т. д.

Местные сборы – за их установку отвечает НК, а контроль и сбор происходят с помощью актов отдельных поселений. Таких как районное, сельское, городское поселение и т. п. Данные выплаты обязательны на территории этих субъектов. Примерами таких налогов может быть торговый, земельный сбор и т. д.

Важно! Данный принцип присущ всем федеративным государствам.

НК Российской Федерации был принят в 1999 году, в нем описано и установлено, как должны быть урегулированы те или иные взаимоотношения между платежами и людьми, которые их вносят, связь и совокупность разных пошлин между собой, их оплата и так далее.

Взыскание налогов и сборов, включая пени

Налоговый Кодекс РФ.

Принципы налогообложения

Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов

Налогообложение делится на четыре принципа, которые направлены на эффективное взаимоотношение между налогооборотом в стране. Они помогают работать системе налогообложения без сбоев, поддерживать правила и критерии, необходимые для отбора пошлины.

  • Принцип справедливости. Заключается в том, чтобы распределить налоги по всем платежеспособным гражданам равномерно и одинаково, соответственно их доходу.
  • Принцип определенности. Все нюансы оплаты налогов должны быть определенными: точная сумма, время, место, где должна производиться оплата, способ оплаты должны быть известны плательщику заранее.
  • Принцип удобства. Все вышеперечисленные пункты должны быть максимально удобны для плательщика. Это повышает эффективность и скорость оплаты и обработки налогообложений.
  • Принцип экономии. Включает в себя аспект уменьшения затрат, которые были совершены для сборов.

Взыскание налогов и сборов, включая пени что это

Взыскание налогов и сборов, включая пени, производится не только в Москве или в России, но и во всем мире. Это взимание налогов принудительным способом. Это значит, что если человек не оплатит вовремя часть или полностью всю сумму сбора, то это позволяет с помощью законодательства обратиться к счетам в банке и другим ресурсам, с которых возможно изъять средства для уплаты долга. Суд имеет право взыскивать задолженность, обращаясь в банки. Если грозит взыскание задолженности по налогам, должнику высылается письмо с просьбой оплатить долг. В данном документе должна быть предоставлена следующая информация:

  • сумма задолженности, которую необходимо оплатить,
  • пеня, которая набежала к моменту отправки письма,
  • сроки оплаты и сроки исполнения требования об оплате,
  • меры, которые будут применены в случае неуплаты указанной суммы в срок.

Взыскание налогов и сборов, включая пени

Справка об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов

Эта цифра может варьироваться в одну или иную сторону в зависимости от разных факторов. После истечения данного срока и неуплаты задолженности эта недоимка по налогам может быть взыскана с помощью судебного постановления. В случае физических лиц такие приказы осуществляются с помощью суда, а в случае юридических лиц в бесспорном порядке. Суд обращается в банки, в которых налогоплательщик имеет счета, для подачи обращения и списания определенной суммы для возмещения неустойки. Банки в обязательном порядке должны выполнить требование суда и перечислить сумму на счета государства. Оплата штрафа происходит с текущих счетов, за исключением бюджетных.

Обратите внимание! Обычно плательщику дают около 60 дней для погашения такой задолженности.

Как избежать взыскания налогов и сборов законным путем

Уклонение от уплаты налогов

Первое, что необходимо знать предпринимателю, учредителю или другому человеку – как работает налоговая проверка. Именно невыполнение указаний и правил при проверке со стороны налоговой могут сыграть на руку и в суде можно будет заявить, что налоговая проверка действовала не по правилам, указанным в законодательстве.

Второе это правильное составление документа о возражении и несогласии с решением налоговой проверки. Правильность заполнения, описание всех причин несогласия, приведения аргументов и фактов – это шаг к принятию решения в пользу налогоплательщика.

Третье – это заявка на проведение дополнительной проверки налоговой. В данном случае плательщик также имеет возможность при благоприятных обстоятельствах избежать наказания.

Четвертое – если декларация уточнения налоговой была сдана после того, как завершилась налоговая проверка с положительным результатом для налогоплательщика.

Взыскание налогов и сборов, включая пени

Как избежать взысканий налогов.

Эти методы не имеют срока давности и работают легально в соответствии с законодательством. Не исключено, что в каждом случае возможен индивидуальный исход и для этого нужно не действовать шаблонно, а детально рассмотреть все перспективы. Лучше всего руководствоваться КБК и Налоговым Кодексом РФ для избежания нарушений со стороны законодательства.

24 января 2018 года Общество подало налоговую декларацию по НДС за 4 квартал 2017 года, заявив вычеты.

11 мая 2018 года был составлен акт проверки.

12 ноября 2018 года было принято решение по результатам камеральной налоговой проверки. Решением налогоплательщик был привлечен к ответственности, наложен штраф, выявлена недоимка, начислены пени.

19 февраля 2019 года апелляционная жалоба Общества на решение о привлечение к ответственности была отклонена вышестоящим налоговым органом, решение о привлечении к ответственности вступило в силу.

26 февраля 2019 года налоговый орган выставил требование об уплате задолженности.

19 марта 2019 года налоговый орган направил Обществу требование об уплате налога.

23 марта 2019 года налоговый орган принял решение о взыскании налогов, пеней и штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика.

24 марта 2019 года, 09 июня 2019 года и 12 июля 2019 года налоговый орган принял решения о приостановлении операций по счетам Общества.

04 апреля 2019 года Общество подало в суд заявление о признании недействительным решения инспекции и проиграло дело в двух инстанциях (дело № А21-4552/2019).

10 апреля 2019 года налоговый орган принял решение о взыскании налога, сбора, пеней, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика.

26 июня 2019 года Общество обратилось в суд с заявлением о признании недействительным требования от 26 февраля 2019 об уплате налога, пени, штрафа и проиграло в трех инстанциях (дело № А21-8475/2019). Требование об уплате налога может быть признано недействительным, если оно не соответствует фактической обязанности налогоплательщика по уплате налога, пеней, штрафа, процентов; налоговая инспекция допустила существенные нарушения требований к его содержанию; требование направлено повторно. Вышеназванных оснований суд не установил. Суд пришел к выводу, что поскольку на момент выставления оспариваемого требования налоговым органом не утрачена возможность применения мер принудительного взыскания, основания для признания недействительным требования отсутствуют. Оспариваемое требование соответствует установленной решением Инспекции от 12 ноября 2018 фактической обязанности Общества по уплате НДС, поскольку в рамках дела № А21-4552/2019 отказано в удовлетворении заявления общества о признании недействительным решения инспекции.

19 июля 2019 года вышестоящий налоговый орган отменил меры принудительного исполнения обязанности по уплате налога, пеней, штрафов, в частности, отменено решение от 23 марта 2019 года о взыскании налога, пени, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств. Управление признало, что требование о взыскании недоимки подлежало выставлению в срок не позднее 25 октября 2018 года, а решение о взыскании недоимки за счет денежных средств могло быть принято налоговым органом не позднее 15 января 2019 года.

02 августа 2019 года инспекция обратилась в суд с исковым заявлением о взыскании с Общества задолженности (дело № А21-10479/2019). Первая инстанция иск удовлетворила. Апелляционная инстанция решение отменила, в иске отказала. Кассационная инстанция (суд округа) отменила постановление апелляционной инстанции, оставила в силе решение первой инстанции. Общество подало кассационную жалобу в ВС, которая была передана на рассмотрение экономической коллегии ВС. Общество считает, что налоговый орган пропустил шестимесячный срок судебного взыскания задолженности, применяемый при утрате налоговым органом возможности внесудебного взыскания. Срок пропущен вследствие длительности проведения камеральной налоговой проверки. Решение по ее результатам было принято инспекцией 12 ноября 2018 года, в то время как должно было быть принято не позднее 12 июля 2018 года.

Судебная коллегия по экономическим спорам ВС оставила постановление суда кассационной инстанции без изменения, а жалобу Общества без удовлетворения.

Получается, что, если налоговый орган нарушал нормативные сроки проведения мероприятий налогового контроля, обращения решения, принятого по их результатам, к исполнению, не по причинам, зависящим от налогоплательщика, не по объективным причинам, то через 2 года, отсчитываемые от даты, когда требование об уплате налога должно было быть направлено на основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговый орган не сможет взыскать с налогоплательщика задолженность. Что касается шестимесячного срока, предусмотренного п. 3 ст. 46 НК, то его суды сочли нужным применить с учетом даты фактического направления требования, а не нарушенных налоговым органом нормативных сроков проведения мероприятий налогового контроля, вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки и исполнения решения налогового органа. В рассматриваемом деле шестимесячный срок на обращение инспекции в суд с заявлением о взыскании недоимки по налогу, пеням, штрафам начал исчисляться с 20 марта 2019 года (следующий день после истечения срока исполнения требования об уплате недоимки) и истек 19 сентября 2019 года, а, соответственно, обращаясь 02 августа 2019 года в арбитражный суд, инспекция уложилась в отведенный законом срок. То есть, общий двухлетний срок необходимо применять, исходя из отведенных законом на соответствующие процедуры сроков, а сроки отдельных мероприятий отсчитываются последовательно, их отсчет начинается с дат фактического завершения предшествующих мероприятий.

Срок проведения проверки - 3 месяца (п. 2 ст. 88 НК), срок составления акта проверки - 10 дней (п. 1 ст. 100 НК), срок получения акта - на 6 день с даты отправки заказного письма (п. 5 ст. 100 НК), срок предоставления возражений на акт проверки - 1 месяц (п. 6 ст. 100 НК), срок вынесения решения - 10 дней, срок получения решения - на 6 день со дня отправки заказного письма (п. 9 ст. 101 НК), срок на обжалование решения налогового органа - 1 месяц (ст. 139.1 НК), срок рассмотрения жалобы вышестоящим органом - 1 месяц (ст. 140 НК), срок выставления требования - 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения (п. 2 ст. 70 НК), срок исполнения требования - 8 дней с даты получения требования (+ 6 дней на получение требования), срок для вынесения решения о взыскании недоимки за счет денежных средств налогоплательщика - 2 месяца (п. 3 ст. 46 НК), срок для обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки в судебном порядке - 6 месяцев (п. 3 ст. 46 НК). Налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога в течение 2 лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (п. 1 ст. 47 НК).

Читайте также: