Выкуп муниципального имущества в рассрочку при усн проводки

Обновлено: 18.05.2024

В данной статье рассматриваются варианты учета операций по выкупу лизингового имущества, которое было взято в аренду, и в дальнейшем будет принято к учету как основное средство в программе 1С Управление холдингом 8. В таком случает организация становится лизингополучателем. При этом предмет лизинга – арендуемое имущество, может числиться на балансе у арендодателя (лизингодателя – ЛД), либо на балансе у арендатора (лизингополучателя – ЛП). То есть возможны два варианта учета. Кроме того, при наличии выкупной цены лизинга, каждый вариант будет иметь свои особенности ее отражения.

Как правило, инструменты лизинга или инструменты финансовой аренды используются организациями в своей производственно-хозяйственной деятельности. Они необходимы для снижения налоговой нагрузки, применения налоговых льгот в части долгосрочной аренды спецтехники, различного оборудования, автотранспорта, другого имущества с последующей передачей в собственность предприятия.

В заключаемых договорах на аренду содержатся сроки и стоимость услуг, графики платежей. В договоре может быть указан возврат имущества арендодателю в конце срока аренды или выкуп, в том числе и досрочно. Выкупная цена лизинга (ВЦ) обычно выделена отдельной строкой. Оплата может проводиться как в составе арендных платежей, так и в конце действия договора.

Варианты учета арендуемого имущества

Первый вариант – арендуемое имущество учтено у ЛД. В таком случае у самой организации оно будет учтено на забалансовом счете (001), амортизация при этом не будет рассчитываться и начисляться.

Второй вариант учета арендуемого имущества – у ЛП на балансовых счетах 01.03, 02.03.

Учет расчетов с ЛД

Вариант учета выкупа, учитываемого на балансе ЛД

При выкупе актива, учитываемого на счете 001, сначала стоимость списывается с этого счета, а затем принимается к учету либо по ВЦ, либо по первоначальной стоимости. Срок полезного использования (СПИ) можно ввести за весь период, когда актив был в аренде, либо указать только остаточный.


Прием к учету арендованного имущества

В приведенном примере показаны бухгалтерские записи для варианта, когда организация принимает к учету арендованное имущество стоимостью 600 000 руб. с выкупной стоимостью 200 000 руб.

Если нужно принять к учету актив только по ВЦ, то проводка Дебет 01.01 Кредит 02.01 не формируется.


Поступление основных средств в 1С Управление холдингом 8

Вариант учета выкупа лизингового имущества, учитываемого на балансе лизингополучателя

Учет выкупа лизингового имущества предполагает, что в конце срока аренды право собственности перейдет к арендатору, а ВЦ объекта, по сути, является неоплаченной суммой.

При принятии актива к учету ВЦ также не увеличивает первоначальную стоимость, а в налоговом учете может быть списана сразу или через амортизацию, или не включена в расходы. В связи с этим налоговый учет (НУ) выкупаемого объекта может быть отличен от бухгалтерского учета (БУ), что будет влиять на образование временных разниц (ВР).


Выкуп предметов лизинга в 1С 8.3

Здесь указываются дата, контрагент-лизингодатель, договор лизинга и событие, на основании которого создается документ.

Документ содержит 4 закладки:

  • Предметы лизинга;
  • Бухгалтерский учет;
  • Налоговый учет;
  • Амортизационная премия.

На закладке Бухгалтерский учет будут заполнены и могут быть изменены:

  • счет учета арендных обязательств;
  • счета учета собственных основных средств, амортизации.

Доступны варианты учета:

  • Начисление амортизации – для этой опции указывается срок полезного использования для НУ;
  • Включение в расходы при принятии к учету – указывается способ отражения расходов.
  • Стоимость не включается в расходы.

В зависимости от введенной выкупной цены лизинга и порядка ее учета формируются бухгалтерские записи.

Если была указана выкупная стоимость лизингового имущества, создаются записи на счетах учета обязательств и НДС. Если выкупная цена лизинга не была указана, то проводки по расчетам с арендодателем не создадутся.

Проводки по перемещению имущества в состав собственных ОС формируются с учетом стоимости основного средства, суммы накопленного износа в БУ и НУ и зависят от того, есть или нет ВЦ и какая опция выбрана для отражения в НУ.

Для ОС, приобретённых в периоде применения УСН, порядок признания расходов не зависит от СПИ. В Налоговом кодексе такая зависимость просто не установлена. Вместе с этим, в упомянутом выше абзаце 8, налоговый период, в течение которого признаются расходы, недвусмысленно употреблены в единственном числе. И так как он в целях применения УСН равен одному календарному году, то приходим к следующему заключению.

Затраты на внеоборотные активы, купленные в периоде использования УСН, признаются в расходах по УСН равными частями за каждый квартал одного календарного года.

С этим разобрались. Теперь получим ответ на вопрос: каким образом следует признавать в расходах затраты на приобретённые ВА в рассрочку при УСН. Некая коллизия состоит в том, что с одной стороны расходы на ВА должны быть признаны до конца того налогового периода, в котором ВА был введен в эксплуатацию. С другой стороны, налогоплательщик и по окончанию данного налогового периода продолжает оплачивать ВА, приобретённый в рассрочку. То есть обязательство покупателя перед поставщиком еще не погашено.

Эта коллизия разрешена в подп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ: затраты на покупку ОС учитываются в расходах в связи с применением УСН на последнюю дату отчетного и/или налогового периода в размере уплаченных сумм. То есть независимо от того, как часто погашается коммерческий кредит, в расходы принимаются затраты по мере их оплаты, но на конец очередного квартала.

В силу этой нормы, если оплата коммерческого кредита продолжается и в следующем календарном году, то признание расходов продлевается на следующий календарный год. Полностью расходы будут учтены в том календарном году, в котором покупатель перечислит последнюю часть коммерческого кредита.

В таблице показан план погашения коммерческого кредита и расчётные значения расходов, которые можно учитывать конце каждого квартала 2017 года.

ОС в рассрочку при УСН в 1С 8.3

Из таблицы легко видеть, что, например, платёж, осуществлённый в марте, списывается на расходы равными частями по 7500 рублей за четыре раза. Платёж, осуществлённый в июне, списывается на расходы равными частями по 10000 рублей за три раза. Третий платёж списывается равными частями за два раза. Четвёртый платёж списывается сразу в полном размере. Во второй год эти списания повторяются.

В учебной базе 1С:Бухгалтерия 8 ред. 3.0 были сделаны следующие хозяйственные операции.

ОС в рассрочку при УСН в 1С 8.3

ОС в рассрочку при УСН в 1С 8.3

aaa

aaa

ОС в рассрочку при УСН в 1С 8.3

ОС в рассрочку при УСН в 1С 8.3

ОС в рассрочку при УСН в 1С 8.3

В последних шести рисунках входной НДС по приобретённым активам нигде не выделен, как самостоятельный расход. Это правильно, ибо НДС, предъявленный покупателю при покупке ОС, неплательщики НДС учитывают в их стоимости, подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ. То есть, упрощенцы включают входящий НДС в стоимость приобретенных объектов ОС.

Прокомментируем последний рисунок, напомнив, что ежеквартальный платёж составляет 30 000 рублей.

Строка 11-14. Платёж за первый квартал в расходах учитывается равными долями ежеквартально. Следовательно, 7500 рублей – это последняя четверть уплаты, произведённой в 1-м квартале. 10000 рублей – это последняя треть уплаты, произведённой во 2-м квартале. 15000 рублей – это вторая половинка уплаты, произведённой в 3-м квартале. 30000 рублей – это уплата, произведённой в 4-м квартале.

Из приведённых отчётов видно, что за первый календарный год в расходы принято половина стоимости ОС, 120000 рублей. Остальная сумма в таком же порядке будет признана в следующем налоговом периоде.

ОС в рассрочку при УСН в 1С 8.3

Представленные сведения совпадают с выполненными нами расчётами, которые были представлены в таблице, расположенной в начале статьи. Например, второй платеж по кредиту, осуществлённый в июне, учтён в расходах тремя равными суммами: в июне, сентябре и в декабре.

Добрый день! У меня сложный вопрос, очень прошу помочь мне. Заранее очень вам признательна. Постараюсь написать понятно.
Организация на УСН 15% арендовала помещение, затем его выкупила у города. Была предоставлена рассрочка платежа на 3 года с оплатой процентов на остаточную стоимость. В июне 2014 года был произведен первый платеж. В августе 2014 года передано помещение в собственность под залог. В июне 2017 года полностью выкуплено помещение. Сейчас на стадии оформления в Госреестре. Вопрос и не один: 1) какие проводки должны быть с самого начала оплаты, 2) учитываются ли в расходах проценты за рассрочку, 3) начисляется ли амортизация в бух и налог учете, 4) платить ли налог на имущество по кадастровой стоимости после регистрации в Госреестре, и последний 5) если с 01.01.2018 года перейти на УСН 6% — какие налоговые последствия.
С уважением, Екатерина.

Ответ ( Один )

Опишите, почему вы пишете жалобу на этот ответ

1 и 3) Бухгалтерские проводки:

К балансовому счету 01:

Перечислена предоплата за помещение

Выписка банка по расчетному счету

Отражено приобретение помещения

Акт о приеме-передаче здания (сооружения)

Сумма перечисленной предоплаты зачтена в счет оплаты объекта недвижимости

Уплачена государственная пошлина за регистрацию перехода права собственности на здание

Выписка банка по расчетному счету

Сумма государственной пошлины включена в первоначальную стоимость здания

Расписка в принятии документов на государственную регистрацию прав

Акт о приеме-передаче здания (сооружения),

Инвентарная карточка учета объекта основных средств

Свидетельство о государственной регистрации прав,

Инвентарная карточка учета объекта основных средств

В течении 3-лет и до окончательного расчета

Перечислена предоплата за помещение

Выписка банка по расчетному счету

Ежемесячно начиная с месяца ввода в эксплуатацию течение срока полезного использования (либо до момента выбытия)

Однако в данных нормах не указано, как учитывать в расходах приобретение основных средств в рассрочку. Ответ на этот вопрос можно найти в Письмах Минфина от 17 мая 2011 г. N 03-11-06/2/78 и от 13 декабря 2010 г. N 03-11-11/287. По мнению финансистов, в подобных ситуациях дожидаться, пока ОС будет полностью оплачено, не нужно — расходы списываются по мере их перечисления поставщику поквартально равными частями до конца календарного года (пп. 4 п. 2 ст. 346.17 и абз. 5 пп. 3 п. 3 ст. 346.16 НК).

Проценты, выплачиваемые в связи с предъявлением рассрочки, также относятся в состав расходов на основании пп. 9 п. 1 ст. 346.16 НК РФ как проценты, уплачиваемые за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов).

По поводу учета процентов есть 2 точки зрения:

Проценты не учитываются в составе расходов на приобретение основных средств (п. 2 ст. 346.16, пп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ, Письмо Минфина России от 11.06.2013 N 03-11-11/21720).

Расходы на уплату процентов за предоставление рассрочки должны учитываться в составе расходов на приобретение основных средств в порядке, установленном п. 3 ст. 346.16 НК РФ (Письмо ФНС России от 06.02.2012 N ЕД-4-3/1818, Письма Минфина от 30.06.2011 N 03-11-06/2/101 и от 02.07.2010 N 03-11-11/182).

4) Налог на имущество исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости (здания, строения, сооружения или помещений в них) надо платить, если одновременно выполняются четыре условия (п. 2 ст. 346.11, п. п. 1, 2, 7, 10, пп. 2, 3 п. 12 ст. 378.2 НК РФ, Письма Минфина от 03.04.2017 N 03-05-05-01/19468, от 26.05.2016 N 03-05-05-01/30390, ФНС от 01.02.2016 N БС-4-11/1375@, Информация ФНС от 08.12.2015):

Если по состоянию на 1 января текущего года в перечне субъекта РФ вашего объекта нет или его кадастровая стоимость не определена, налог за этот год платить не надо.

5) Если организация сменит объект налогообложения, то это никак не повлияет на учет данного основного средства ни в налоговом (оно уже будет учтено в расходах), ни в бухгалтерском учете.


Договором лизинга предусмотрены условия передачи имущества в пользование или временное владение арендатору вместе с переходом прав собственности или без него. В нем же определяются и основные аспекты сделки – возможность выкупа объекта в собственность фирмы-получателя по завершении договора или до его истечения, выкупная цена актива и др.

На практике используются 2 способа выкупа арендованного имущества:

По истечении срока действия договора единовременным внесением суммы оговоренной выкупной стоимости (существует возможность и досрочной уплаты выкупной стоимости актива);

Внесением периодических авансов в составе лизинговых платежей.

От того, на чьем балансе учитывается арендованный объект – у лизингодателя или у получателя имущества, а также как выкупная стоимость означена в договоре зависит бухгалтерское сопровождение операций в учете арендатора. Разберемся, как отразить в учете выкуп арендованного имущества.

Выкуп предмета лизинга: проводки у лизингополучателя

Если объект лизинга числится на балансе фирмы-лизингополучателя, операции по покупке оформляются проводками:

Операции

Д/т

К/т

Стоимость объекта по договору

76/Арендные обязательства (АО)

Арендованный актив введен в работу

Выплачена выкупная стоимость после уплаты лизинговых платежей

НДС со стоимости актива

Объект вошел в состав собственных ОС

Износ по объекту лизинга (ОЛ) переведен на основной субсчет

По арендованным объектам, числящимся на балансе получателя необходимо начислять амортизацию (по способу, действующему в компании арендатора). После приобретения актива и перевода его в состав собственных ОС износ продолжает начисляться по тому же методу.

Выкуп арендованных активов: примеры

Пример 1

При учете объекта на балансе получателя (выкупная стоимость включена в лизинговые платежи), выкуп лизинга проводки будет иметь следующие:

Компания на ОСНО 31.05.2019 получила в лизинг оборудование на условиях:

– цена договора 1 872 000 руб., в т.ч. НДС 20% – 312 000 руб., в нее входят плата за аренду 1 440 000 руб. (НДС 240 000 руб.) и выкупная стоимость 432 000 руб. (в т.ч. НДС 72 000 руб.);

– лизинговые платежи (ЛП) в месяц с учетов выкупной стоимости – 156 000 руб. (в т.ч. НДС 26 000 руб.).

– предусмотрен выкуп оборудования;

– срок соглашения — 12 мес.;

– оборудование будет числиться на балансе арендатора.

Проводки:

Операции

Д/т

К/т

Сумма

На 31.05.2019:

- долг перед лизингодателем на сумму ЛП за 12 мес.

08

76/ АО

1 560 000

- оборудование учтено в составе арендованных ОС

01/ар.

08

1 560 000

- начислен НДС с величины ЛП (26 000 х 12)

19

76/АО

312 000

Ежемесячно:

- начисление ЛП

76/АО

76/ ЛП

156 000

- уплата ЛП

76/ЛП

51

156 000

- возмещен НДС с суммы ЛП за исключением НДС с выкупной стоимости (26 000 – 6000)

68

19

20 000

- начисление износа (допустим, СПИ – 36 мес.) – (1 560 000 / 36)

20

02/аренд

43 333

Выкуп актива отразится на 01.06.2020:

Оборудование переведено в состав собственных ОС

01

01/ар.

1 560 000

Списана амортизация по объекту лизинга на износ по собственным ОС (43 333 х 12)

02/ар.

02

520 000

Возмещен НДС по выкупной стоимости

68

19

72 000

Досрочный выкуп предмета лизинга: проводки у лизингополучателя

При выкупе объекта до окончания срока соглашения (на что, кстати, должны быть весомые причины), бухгалтерские записи будут изменены в части той суммы платежей, которая осталась невыплаченной по условиям договора в установленные сроки. Заметим, что в большинстве соглашений указывается, что досрочный выкуп не становится причиной перерасчета суммы аренды, т. е. заложенные в лизинговый платеж при заключении договора проценты, должны быть выплачены. Примем этот факт для расчета досрочного выкупа актива.

Возвращаясь к примеру 1, допустим, что арендатор договорился о досрочном приобретении оборудования 01.02.2020. На этот момент его задолженность лизингодателю составит 624 000 руб., в т. ч. НДС 104 000 руб. Проводки:

Операции

Д/т

К/т

Сумма

На 01.02.2019:

- начислены досрочные платежи по договору (156000 * 4 мес.)

97

76/ЛП

624 000

- НДС (с начисленных сумм ЛП и выкупной стоимости)

19

76/ЛП

152 000

- оплата

76

51

624 000

- НДС возмещен

68

19

152 000

До окончания срока действия договора ежемесячно списываются затраты со счета РБП

20,26

97

130 000

Выкуп объекта, числящегося на балансе лизингополучателя, а выкупная стоимость уплачивается отдельно:

Принимая условия предыдущего примера, допустим, что договором предусмотрена отдельная уплата выкупа оборудования. В этой ситуации выкупную стоимость в полном размере компания уплатит после завершения обязательств по лизинговым платежам, равным 120000 руб. с учетом НДС ежемесячно.

Проводки:

Операции

Д/т

К/т

Сумма

На 01.06.2020:

Произведен окончательный выкуп актива

76/ (АО)

51

432 000

НДС с выкупной стоимости

19

76

72 000

НДС принят к вычету

68

19

72 000

После этих записей, как и в предыдущем примере, арендованный объект из разряда лизингового имущества перейдет в состав собственных активов компании.

Выкуп предмета лизинга, числящегося на балансе арендодателя, выкупная стоимость которого входит в лизинговый платеж: проводки

Продолжая тот же пример, допустим, что оборудование, переданное в аренду, находится на балансе компании-лизингодателя. В этом случае объект учитывается за балансом, амортизация на него не начисляется, в лизинговые платежи не включается доля выкупной стоимости, а учитывается в качестве аванса:

Операции

Д/т

К/т

Сумма

Начисление ЛП

20

76/ЛП

100 000

НДС

19

76/ЛП

20 000

Начислен аванс в счет уплаты выкупной стоимости

76/АВ

76/ЛП

36 000

Перечислен ежемесячный платеж

76/ЛП

51

156 000

На сч. 76/авансы фиксируется оплата первоначальной стоимости актива. На дату выкупа компания спишет его с забалансового счета и учтет выкупную стоимость без НДС как первоначальную

08

76/АВ

360 000

НДС в выкупной стоимости

19

76/АВ

72 000

Оборудование введено в эксплуатацию

01

08

360 000

НДС возмещен

68

19

72 000

Если же договором предусмотрена отдельная уплата выкупа после окончания срока договора, то начисление полной суммы выкупной стоимости будет произведено разово на дату, означенную в соглашении – Д/т 08 К/т 76.

Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.

Читайте также: