Выход на пенсию сотрудников налоговой службы

Обновлено: 15.06.2024

Государственные служащие – это граждане, трудоустроенные на госслужбе. Они выполняют должностные обязанности и получают за это зарплату. У этой категории работников есть властные, распорядительные и контрольные функции.

Нововведения

Госслужащие могут одновременно получать две пенсии. Одну по выслуге лет. Это подтверждает ФЗ-166. Другую – по старости, как все граждане РФ. При этом для получения пенсии по выслуге лет достаточно 20 лет стажа в должности государственного служащего. Также увеличены требования к возрасту будущего пенсионера. Увеличение проходит в несколько этапов, как указано в таблице :

Год, когда работник достигнет пенсионного возраста

Минимальный возраст для женщин и мужчин соответственно

Таким образом, изменения в 2021 году коснулись возраста выхода на пенсию госслужащих и размера минимального стажа. Еще одно требование – ИПК. Чтобы уйти с работы и получать пособие, госслужащий в России должен набрать пенсионный коэффициент. В 2021 году составляет – 21 балл. Если пенсионер не попадает под эти критерии, но проработал 25 лет в качестве госслужащего, он может подать запрос на оформление выплаты.

Кто получит пенсию госслужащего

Ст. 10 ФЗ №58 разъясняет: кто относится к государственным служащим. По закону к ним относят :

  1. Федеральных государственных служащих, получающих зарплату из государственного бюджета.
  2. Государственных служащих субъектов РФ. К ним относят работников регионов и муниципалитетов. Их деятельность финансируют из конкретного бюджета субъекта страны.

Служебные обязанности работников объясняют их особый статус. Для этих категорий служащих устанавливаются отдельные нормативы об их статусе, зарплате, материальных выплатах на пенсии и т.д.

Федеральные государственные служащие

Федеральными госслужащими называют граждан, которые занимают одну из должностей, финансируемой из госбюджета. Они могут работать в :

  • силовых ведомствах;
  • государственных компаниях;
  • федеральных ведомствах;
  • администрации Президента;
  • Совете Федерации;
  • Правительстве;
  • Государственной Думе.

При этом не все бюджетные работники будут считаться федеральными служащими. Назначение на должность происходит по указу Президента или федеральным законам. Более подробно о требованиях к федеральным госслужащим можно узнать в ФЗ-79.

Государственные служащие субъектов рф

К ним относят лиц, осуществляющих трудовую деятельность в регионах. Им зарплата выплачивается из регионального бюджета. При этом не каждый работник, занятый в государственном или региональном органе, будет считаться госслужащим. Только тот, кто занимает соответствующую должность. Право получать пенсию по выслуге лет будет только у этой категории служащих

Пенсия госслужащих

Есть несколько ключевых моментов, которые влияют на величину пенсионного пособия. Чтобы заявитель мог получать пособие, он должен подходить под требования.

В 2019 году совокупный стаж по профессии составлял 16 лет и более, в 2021 году лимит повышен до 17,5 лет.

Пенсия госслужащих по-новому зависит от дохода, выплаченного за предшествующие 12 месяцев до сокращения, и выработки.

Минимальный стаж

Чтобы получить статус пенсионера, служащий должен достичь соответствующего возраста и накопить минимальный стаж. В России этот порог равен 15 годам. Если в сумме все отработанные года в должности госработника превысят 15 лет, заявитель может закончить карьеру. Если работник отработал всего 15 лет, а из них 10-12 лет по профессии, стажа для получения пособия не хватит.

Что могут включить в стаж государственной гражданской службы

В ст. 54 ФЗ №79 от 27.07.2004 г. указаны все периоды, которые включат в стаж. Учитываются периоды замещения должностей, а также время, когда специалисты занимали должность в государственной или муниципальной инстанции, а также в муниципальной службе или ином месте из списка, указанного в нормативно-правовых актах РФ.

ст. 54 ФЗ 79

К этим периодам добавляется стаж, перечисленный в Указе Президента РФ №1141 от 20.90.2010 г. и в Указе Президента РФ №1532 от 19.11.2007 г. В нем указано 20 разных категорий, разбитых на подпункты. Так, в гражданский стаж зачтут время, когда специалист работал в прокуратуре или следственном комитете, нес военную службу, работал в:

  • Органах Министерства внутренних дел,
  • Противопожарной организации,
  • Наркоконтроле,
  • ФСИН,
  • Таможне,
  • Налоговой полиции,
  • Межгосударственных органах,
  • Профсоюзах.

При расчете пенсии эти периоды могут учесть, если подать соответствующее заявление о зачете стажа.

Как рассчитывается стаж

Стаж нужен, чтобы замещать определенные группы должностей, для расчета ежемесячной надбавки к пособию по выслуге лет при гражданской службе, при расчете ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за стаж и при назначении пенсии по выслуге лет.

Чтобы замещать определенные группы должностей, нужно иметь определенное количество стажа. Перечень требований указан в Указе Президента РФ №1131 от 27.09.2005 года. Стаж учитывается в зависимости от группы должности: высшей, главной, ведущей, старшей и младшей.

Стаж

Должность

Надбавка к пенсии также зависит от стажа. Она составляет от 10 до 30% в зависимости от количества отработанных лет :

  1. 1-5 лет – 10% за выслугу лет.
  2. 5-10 лет – 15%.
  3. 10-15 лет – 20%.
  4. Более 15 лет – 30%.

Дополнительный оплачиваемый отпуск государственным гражданским служащим считается исходя из 1 дополнительного календарного дня отпуска за каждый год работы. Для высших и главных должностей есть ограничения: совокупный размер основного и дополнительного ежегодного отпуска не должен превышать 45 дней. Для ведущих, старших и младших должностей порог составляет 40 календарных дней.

Пенсия за выслугу лет назначается госслужащим, отработавшим определенное количество лет. В 2021 году досрочный выход на пенсию возможен при выработке больше 17,5 лет. При этом они должны находиться в замещающей должности не менее 12 полных месяцев, если не был сокращен штат или ликвидирован госорган.

Размер пособий

Пенсия госслужащих рассчитывается по формуле, в которой учитывается:

  • среднемесячный доход заявителя;
  • стаж, который заявитель успел наработать;
  • индивидуальных пенсионных баллов.

Как рассчитывается пенсия

Пособие считается, как 45% от средней зарплаты или менее для федеральных работников. Региональным госслужащим могут считать выплаты по увеличенному коэффициенту, если это закреплено в региональном нормативном акте.

При этом, когда у чиновника есть стаж в гражданской должности свыше установленной выслуги, ему сделают надбавку: 3% ежегодно.

Если гражданин в последний год работал не на должности госслужащего, заработанные средства не зачтут при расчете пенсии. Сначала все выплаты за год суммируются, а затем делятся на 12. Помимо оклада в эту сумму учтут ежемесячные доплаты к пенсии за госслужбу, финансовые поощрения, премии. Не учитываются :

  • периоды неоплачиваемого отпуска;
  • декретный отпуск;
  • периоды временной нетрудоспособности.

Общий размер пенсии госслужащих не должен превышать 2,8 средних окладов, установленных для конкретной должности. Полученная сумма составит базовую сумму пенсии.

Далее к этой сумме прибавляют надбавку за стаж. За 15 лет выслуги госслужащий получит дополнительно 45% от средней зарплаты. Каждые последующие 3 года стажа добавят еще 3%.Условие распространяется на всех госслужащих, подходящих под условия, если размер их пенсии не будет выше 75% от среднемесячного заработка.

Для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсия увеличивается на соответствующий районный коэффициент. Рассмотрим на примере, как формируется пенсия госслужащего.

Волков Ф.И. 26 лет занимал должность федерального государственного служащего. В 2017 году он стал получать страховую пенсию по старости в размере 7197 рублей при средней зарплате 16706 рублей.

П = (СЗх0,45-СП)+СЗх0,03хСТ, где

· СЗ – средняя зарплата за месяц.

· СП – размер пенсии по старости.

· СТ – срок службы более 16,5 лет.

Так как Волков Ф.И. отработал больше 15,5 лет ему положена надбавка за каждые дополнительные три года службы. Пенсионер отработал сверх нормы 11 лет.

(16706х0,45 – 7197)+0,03х16706х11 = 5833,68 рублей. – это пенсия, которую Волков Ф.И. будет получать по выслуге лет.

Факторы, влияющие на размер пенсии

Сумма зависит от уровня заработной платы. Размер выплаты считают исходя из среднего дохода за последний год.

Учитываются: размер оклада, премии, надбавки, материальные дотации. Не учитывается: доход от другой деятельности. Если госслужащий читал лекции в университете и получал за это зарплату, при расчете пенсии эта статья дохода не будет считаться.

Кроме средней зарплаты учитывают количество лет, в течение которых гражданин проработал на конкретной должности.

Индексация пенсии

С 2019 года пенсия госслужащих индексируется ежегодно на 4%. Индексация касается прокуроров, судей и других категорий граждан. Пока неизвестно будет ли проиндексировала пенсия этим категориям служащих в 2022 году.

Страховая часть пенсии, пособие по инвалидности и возрасту индексируются каждый год. Индексацию проводят совместно с ростом части пенсии на содержание.

Прибавка за выслугу лет

Выслуга лет считается, если специалист беспрерывно работал на конкретной должности. Право оформить льготную ежемесячную выплату есть у госслужащих. Прибавка предоставляется: гражданским служащим, судьям, приставам, бюджетникам и другим работникам.

Выслуга лет никак не скажется на размере зарплаты. С ее помощью можно получать дополнительные доплаты к пенсии госслужащим по трудовому стажу. По получении возраста выхода на пенсию госслужащим стаж будет влиять на размер пособия. В ТК РФ нет никаких уточнений о размере выплаты.

Чтобы получать надбавку, госслужащий должен соответствовать нескольким критериям. Они варьируются исходя из рода деятельности, количества отработанных лет, причин окончания службы и прочих факторов.

Льготную пенсию назначат, если :

  1. Есть основания назначить госслужащему страховую пенсию, так как дотации за выслугу устанавливаются в дополнение. В первом полугодии 2021 года страховую пенсию назначат мужчинам старше 61,5 лет и женщинам старше 56,5 лет, если они проработали больше 12 лет и имеют ИПК 21 и более. гражданского госслужащего 17,5 лет и больше.
  2. Работник увольняется с работы, так как закончился срок служебного контракта или по другой причине.
  3. Госслужащий определенный срок замещал должность федеральной государственной гражданской службы непосредственно перед увольнением.

Кроме того, федеральному госслужащему, у которого есть стаж больше 25 лет в должности госслужащего, при завершении карьеры по собственному желанию из-за расторжения служебного контракта, положена при госслужбе пенсия по выслуге лет до того момента, как ему станет выплачиваться страховая пенсия. Это право есть у тех, кто до того, как прекратить работать, замещал должность из Указа Президента РФ больше семи лет.

Льготную пенсию не будут выплачивать во время прохождения госслужбы или в моменты замещения госдолжности. Выплату возобновят по заявлению пенсионера со следующего дня после увольнения.

Фактически, надбавка является финансовой стимуляцией для государственного служащего. Для ее расчета нужны следующие данные :

  • ежемесячный фактор выплат;
  • уровень оклада служащего;
  • место деятельности;
  • соотношение надбавки к выработке по время.

Подтверждают основания на оформление выслуги записи из трудовой книжки. Учитывают дату приема на работу, совокупный срок службы, зарплату на каждом месте работы.

В выслуге, необходимой для оформления пенсионной выплаты, не учитываются периоды неоплачиваемого отпуска, декретный отпуск, период нетрудоспособности по беременности и родам. С 2021 года не учитываются выплаты по листам нетрудоспособности.

Заключение

Стаж, необходимый для выхода на пенсию, ежегодно увеличивается. Вместе с ним изменяется возраст, когда госслужащий может завершить карьеру и получать пенсионное обеспечение. По новым условиям назначения пенсии введет минимальный порог службы. Для отдельных госслужащих он должен превышать 15 лет. В остальных случаях порядок назначения остался без изменений.

Компенсация в связи с выходом на пенсию предусмотрена соответствующим внутренним Положением. Ее размер не превышает трехкратный средний месячный заработок работника. Каков порядок налогообложения НДФЛ и страховыми взносами, ФСС НС (НС и ПЗ) компенсации в связи с выходом на пенсию?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В данном случае компенсация в связи с выходом на пенсию работника не облагается НДФЛ и страховыми взносами в ПФР, ФОМС, ФСС РФ, а также взносами на страхование от НС и ПЗ.

Обоснование вывода:

В соответствии со ст. 78 ТК РФ трудовой договор может быть в любое время расторгнут по соглашению сторон трудового договора. Гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудового договора, установлены в главе 27 ТК РФ. Так, ст. 178 ТК РФ определен порядок выплат выходных пособий.

Согласно ст. 178 ТК РФ увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия) в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).

Вместе с тем ст. 178 ТК РФ устанавливает, что помимо случаев выплаты таких пособий, прямо предусмотренных данной статьей, трудовым договором или коллективным договором могут предусматриваться другие случаи выплаты выходных пособий, а также устанавливаться повышенные размеры выходных пособий, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ. Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) НДФЛ, поименованы в ст. 217 НК РФ.

На основании п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению (освобождаются от налогообложения) НДФЛ все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных, в частности, с увольнением работников. Исключением являются суммы выплат в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (абзац 8 п. 3 ст. 217 НК РФ).

Отметим, что в п. 3 ст. 217 НК РФ речь идет о компенсационных выплатах, установленных соответствующим законодательством. При этом нормы главы 23 НК РФ не дают определения понятию "компенсационные выплаты, связанные с увольнением работников". ТК РФ установлены случаи, при которых работодатель обязан производить выплату выходного пособия при увольнении работника (ст.ст. 178, 181, 279 ТК РФ). В то же время трудовым договором или коллективным договором могут предусматриваться другие случаи выплаты выходных пособий, а также устанавливаться повышенные размеры выходных пособий, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ (часть 4 ст. 178 ТК РФ). Следовательно, обязанность работодателя производить выплаты выходных пособий при увольнении может быть установлена в том числе и локальным актом организации. Выплаты, осуществленные на основании трудового, коллективного договоров и локальных актов организации, прямо законодательством не установлены, но они осуществляются на основании права, предоставленного соответствующим законодательством.

В рассматриваемом случае выплаты установлены внутренним Положением, что, на наш взгляд, позволяет применить нормы п. 3 ст. 217 НК РФ. В качестве подтверждения данной позиции можно руководствоваться тем, что согласно подходу, представленному в определении СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 20.12.2016 N 304-КГ16-12189, выходное пособие, предусмотренное трудовым и (или) коллективным договором, является компенсационной выплатой при увольнении, установленной законодательством РФ. При этом судьи указывают, что часть 4 ст. 178 ТК РФ позволяет работодателю трудовым договором или коллективным договором определять другие случаи выплат выходных пособий, а также устанавливать повышенные размеры выходных пособий.

Следовательно, выплаты, производимые при увольнении работника организации, освобождаются от обложения НДФЛ в сумме, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка (шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях).

Сумма вознаграждения, превышающая установленное абзацем 8 п. 3 ст. 217 НК РФ ограничение, облагается НДФЛ в общеустановленном порядке (смотрите также письма Минфина России от 19.02.2018 N 03-04-06/10121, от 12.02.2018 N 03-04-06/8420, от 14.12.2017 N 03-04-06/83826, от 09.10.2017 N 03-04-06/65651, от 17.03.2017 N 03-04-06/15529, от 06.04.2016 N 03-04-05/19656,от 12.02.2016 N 03-04-06/7535, от 04.02.2016 N 03-04-06/5728, от 24.08.2015 N 03-04-06/48657, от 19.06.2014 N 03-03-06/2/29308, от 13.02.2014 N 03-04-06/6028, ФНС России от 13.11.2015 N БС-4-11/19889@).

По мнению Минфина России, нормы п. 3 ст. 217 НК РФ применяются в отношении доходов работников организации независимо от занимаемой должности, а также основания, по которому производится увольнение (письма Минфина России от 06.10.2015 N 03-04-06/56952, от 04.06.2014 N 03-04-06/26714, от 18.12.2012 N 03-04-05/6-1407, от 15.11.2012 N 03-04-06/1-321, от 14.11.2012 N 03-04-05/1-1285, от 22.08.2012 N 03-04-06/6-255).

Так, в частности, в письме от 19.06.2014 N 03-03-06/2/29308 финансовое ведомство разъяснило, что единовременное пособие, выплачиваемое сотрудникам организации при увольнении в связи с выходом на пенсию по старости и (или) инвалидности, освобождается от обложения НДФЛ на основании п. 3 ст. 217 НК РФ в сумме, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка. Суммы превышения трехкратного размера среднего месячного заработка подлежат обложению НДФЛ в установленном порядке (смотрите также письма Минфина России от 21.07.2014 N 03-04-05/35552, от 29.04.2014 N 03-04-05/20081, от 07.04.2014 N 03-04-06/15454, от 11.10.2013 N 03-04-06/42433). При этом в приведенном письме речь идет о выплате единовременного пособия, произведенной работодателем на основании локального нормативного акта.

Таким образом, по нашему мнению, в рассматриваемой ситуации единовременная выплата, произведенная работодателем в соответствии с локальным актом организации при увольнении работника в связи с выходом на пенсию в сумме, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка, не облагается НДФЛ на основании п. 3 ст. 217 НК РФ. Данная позиция подтверждена приведенными ранее разъяснениями Минфина России.

В то же время следует отметить, что существуют иные разъяснения финансового ведомства, которые могут быть истолкованы не в пользу налогоплательщиков. Так, в письме от 23.11.2016 N 03-04-06/69183 Минфин России указал, что на выплаты при увольнении сотрудника организации, не предусмотренные частями первой и третьей статьи 178 ТК РФ, а также не установленные коллективным договором организации, действие п. 3 ст. 217 НК РФ не распространяется и указанные доходы подлежат обложению НДФЛ в установленном порядке (смотрите также письма Минфина России от 29.12.2016 N 03-04-05/79262, от 29.12.2016 N 03-04-05/79263). Однако финансовое ведомство в своих разъяснениях все же делает ссылку на часть четвертую ст. 178 ТК РФ, в которой речь идет не только о коллективных договорах, но и о трудовых договорах и других случаях выплаты выходных пособий. А в более позднем письме Минфина России от 20.01.2017 N 03-04-05/2655 прямо указано, что компенсационные выплаты, связанные с увольнением работников, предусмотренные коллективным и трудовым договорами, освобождаются от обложения НДФЛ на основании п. 3 ст. 217 НК РФ в сумме, не превышающей в целом трехкратного размера среднего месячного заработка (шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях). Эти же выводы повторены в письмах Минфина России от 22.02.2017 N 03-04-06/10153, от 16.02.2017 N 03-04-06/8715, от 14.02.2017 N 03-04-06/8141, от 08.02.2017 N 03-04-06/6652 (здесь затронуты также страховые взносы), от 3.02.2017 N 03-04-06/5893, от 03.02.2017 N 03-04-06/5890, от 01.02.2017 N 03-04-06/5210, от 31.01.2017 N 03-04-06/4947, от 24.01.2017 N 03-04-06/3273, от 20.01.2017 N 03-04-06/2657.

Напомним также, что на основании п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента). Отметим, что опубликованные в различных справочных правовых системах и средствах массовой информации разъяснения Минфина России признаются разъяснениями, данными неопределенному кругу лиц (постановление Президиума ВАС РФ от 30.11.2010 N 4350/10). На наш взгляд, в условиях рассматриваемой ситуации организация может занять позицию, в соответствии с которой выплаты, связанные с увольнением работника в связи с выходом на пенсию и предусмотренные локальным актом организации, освобождаются от обложения НДФЛ на основании п. 3 ст. 217 НК РФ в установленных пределах, то есть следовать приведенным ранее разъяснениям Минфина России. В случае возникновения претензий со стороны налоговых органов то обстоятельство, что налоговый агент выполнял письменные разъяснения, данные неопределенному кругу лиц финансовыми и налоговыми органами, будет являться обстоятельством, исключающим начисление пеней (п. 8 ст. 75 НК РФ) и вину налогового агента в совершении налогового правонарушения (пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ). Поскольку уплата НДФЛ за счет средств налоговых агентов не допускается (п. 9 ст. 226 НК РФ), у налогового органа отсутствуют основания для взыскания с налогового агента за счет его средств не удержанного с физических лиц НДФЛ (смотрите также письмо ФНС России от 04.08.2015 N ЕД-4-2/13600).

Страховые взносы в ПФР, ФОМС, ФСС РФ

Согласно абзацу 2 пп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам и являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, признаются плательщиками страховых взносов.

Суммы выплат и иных вознаграждений, не подлежащие обложению страховыми взносами, перечислены в п. 1 ст. 422 НК РФ. Этот перечень является исчерпывающим и не может толковаться расширительно (письмо Минфина России от 14.02.2017 N 03-15-06/8071). Абзац шестой пп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ содержит положения, практически аналогичные рассмотренным выше (п. 3 ст. 217 НК РФ): из данной нормы следует, что компенсационные выплаты, связанные с увольнением работников (выходные пособия, компенсации, среднемесячный заработок на период трудоустройства и т.д.), независимо от основания, по которому производится увольнение, в том числе выплачиваемые на основании соглашения сторон о расторжении трудового договора, освобождаются от обложения страховыми взносами на основании положений ст. 422 НК РФ в сумме, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (смотрите также письма Минфина России от 22.06.2017 N 03-04-06/39345, от 05.05.2017 N 03-15-06/27725, от 20.04.2017 N 03-04-06/23897, от 07.03.2017 N 03-04-06/12796, от 08.02.2017 N 03-04-06/6652, от 16.11.2016 N 03-04-12/6708, письмо Минтруда России от 11.03.2016 N 17-3/В-98).

Суммы упомянутых выплат при увольнении, превышающие трехкратный размер (шестикратный размер для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей) среднего месячного заработка, подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Освобождение сумм выходных пособий от обложения страховыми взносами не ставится в зависимость от оснований расторжения трудового договора с работниками. Соответственно, в рассматриваемом случае суммы компенсации, выплачиваемые работнику при увольнении в связи с выходом на пенсию, страховыми взносами не облагаются.

Взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Порядок уплаты взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний регулируется Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ (далее - Закон N 125-ФЗ).

Пунктами 1 и 2 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами являются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.

Суммы выплат в виде выходного пособия в части, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка, не облагаются взносами на данный вид обязательного страхования на основании абзаца шестого-девятого пп. 2 п. 1 ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ).

В частности, абзацем 6 пп. 2 п. 1 ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ установлено, что не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск.

При этом выплаты при увольнении в связи с выходом на пенсию не имеют целью оплату выполнения трудовых обязанностей в рамках трудового договора, не связаны с выполнением трудовых обязанностей и не влияют на достижение положительного результата труда, они не зависят от трудовых успехов работника, не являются средством вознаграждения за труд, не носят систематический характер, не зависят от сложности, количества и качества выполняемой работы.

Учитывая это, ВС РФ в определении от 16.01.2018 N 303-КГ17-20493 пришел к выводу, что подобные выплаты представляют собой выплаты социального характера и не являются объектом обложения взносами на страхование от НС и ПЗ (не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов). Смотрите по данному вопросу подробнее в материале: Комментарий к определению Верховного Суда Российской Федерации от 16.01.2018 N 303-КГ17-20493 (О.И. Волкова, журнал "Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: акты и комментарии для бухгалтера", N 2, февраль 2018 г.).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

- Энциклопедия решений. Налогообложение выплат при увольнении работников;

- Энциклопедия решений. НДФЛ с компенсаций, связанных с увольнением работников;

- Энциклопедия решений. Компенсационные выплаты, не подлежащие обложению страховыми взносами.

Теперь пенсионный фонд оказывает новую услугу — подтверждение статуса предпенсионера. Или подтверждение, что такого статуса нет. Справку выдают за минуту через интернет. Она поможет получить оплачиваемые выходные для обследований, повышенные пособия по безработице и льготы по имущественным налогам. Вот главное.

Читай, пока не пенсионер

Кто такие предпенсионеры?

Предпенсионеры — это люди, которым осталось пять лет до того возраста, что даст право на страховую пенсию по старости, в том числе досрочную. Таких людей выделили в отдельную категорию из-за повышения пенсионного возраста с 2019 года. Теперь женщины не могут выходить на пенсию в 55 лет, а мужчины — в 60 лет, но государство хочет их поддержать. Поэтому предпенсионерам дают специальные льготы, платят повышенные пособия по безработице и могут досрочно назначить пенсию при увольнении.

Чтобы пользоваться преимуществами предпенсионного возраста для экономии денег и защиты прав, нужно подтвердить статус предпенсионера. И не словами, а официальным документом.

Еще предпенсионерами называют тех, кто получил право на льготы по старым правилам — с 55 или 60 лет. То есть если бы пенсионный возраст не подняли, то женщина вышла бы на пенсию в 55 лет, а теперь она выйдет позже, но налог не будет платить уже сейчас. Для таких льгот достаточно подтвердить возраст, больше никакие условия не важны.

Это две разные категории. Например, право на обязательную долю в наследстве возникнет у женщины только в 55 лет — потому что это зависит именно от возраста. А другая женщина сможет получать повышенное пособие по безработице как предпенсионер с 54 лет, потому что ее уволили за пять лет до пенсии.

Какие льготы есть у предпенсионеров?

За несколько лет до пенсии можно пользоваться такими правами и льготами:

За пять лет до пенсии С 55 или 60 лет
Два оплачиваемых выходных для диспансеризации — каждый год Освобождение от налога на имущество — по одному объекту любого вида
Повышенное пособие по безработице — 11 280 Р вместо 8000 Р Вычет по земельному налогу — не нужно платить за шесть соток
Выход на пенсию на два года раньше — по инициативе службы занятости Обязательная доля в наследстве — независимо от завещания
Запрет на увольнение из-за возраста — работодателю грозит штраф по УК Алименты от супругов и родственников — но только по своему желанию

Налоговые льготы предоставляют не по возрасту, а с таким условием: если возникло право на пенсию по старым правилам. Но для этого женщине как раз и должно исполниться 55 лет, а мужчине — 60. Просто для налогов в праве на пенсию учтут еще стаж и баллы, а для наследства и алиментов они не нужны.

Когда нужно подтверждать статус предпенсионера?

Этот статус нужно подтвердить в тех случаях, когда льгота зависит именно от него — то есть в законе про льготу так и написано, что она положена гражданам предпенсионного возраста. Или есть еще какая-то привязка к пенсии по старости. Кто-то попадает в списки предпенсионеров в 51 год, кто-то в 57 лет, а кто-то только в 60 лет и даже позже.

Тогда для льготы, пособия или диспансеризации нужно принести документ, в котором написано, что эта женщина или этот мужчина — предпенсионер. Подтверждение выдает пенсионный фонд. Там уже все посчитано.

Вот полный список случаев, когда стоит получить справку:

  1. Вы проходите диспансеризацию и отпрашиваетесь с работы на два дня. Предпенсионеры могут так делать каждый год, им должны оплатить это время.
  2. Вы встали на учет в службе занятости и рассчитываете на повышенное пособие в течение 12 месяцев. Для досрочной пенсии подтверждать статус не нужно.
  3. Вы хотите получить льготы по налогу на имущество и землю, хотя права на пенсию пока нет.
  4. Вас уволили из-за возраста за пять лет до пенсии, и вы хотите наказать работодателя. Странно, что пенсионный фонд не дает справок именно с таким основанием — по статье 144.1 УК. Статус подтвердить придется, а какую справку брать — непонятно.
  5. Вы хотите проверить, есть ли уже такой статус. Просто так, для себя.

Как подтвердить статус предпенсионера?

Все сведения о людях предпенсионного возраста есть у пенсионного фонда. Чтобы получить справку, нужно подать запрос:

Если подавать запрос лично, нужен только паспорт. Никаких документов о стаже, заработке или страховых взносах требовать не могут. Сотруднику положено только проверить личность. Если от вас требуют какие-то справки или отправляют в другое ведомство — это нарушение регламента. Если вы пришли с паспортом, а вам отказали в выдаче справки — это тоже нарушение. Сразу жалуйтесь: для начала — руководству зарвавшегося сотрудника. У него нет полномочий куда-то вас посылать и требовать дополнительные документы. Есть только одна причина для отказа в справке: если вы пришли без паспорта или он просрочен.

Если подавать документы через интернет, паспорт не нужен. Личность подтвердит простая электронная подпись — проще говоря, логин и пароль от вашей учетной записи на госуслугах. Это самый простой и удобный вариант, он и правда работает.

Как получить справку через интернет?

Сведения из реестра предпенсионеров может запросить кто угодно в любом возрасте. В справке будет указано, относитесь вы к этой категории или нет.

Вот инструкция, как все сделать на сайте ПФР:

Нужно правильно указать цель запроса. Это не формальность. Для работодателя вы можете быть предпенсионером, а для налоговой — еще нет. Разобраться может только пенсионный фонд

Справка моментально появится в истории обращений. Ее можно скачать, распечатать или переслать в виде файла

Чтобы получить такую справку через интернет, понадобилась ровно минута. В справке для налоговой будет указано другое основание

Можно запросить несколько таких справок, получать их хоть каждый день или взять отдельно для налоговой, службы занятости и работодателя. Везде будут указаны разные нормы закона, но ответ всегда приходит моментально.

Сколько стоит эта справка?

Эта справка бесплатная. Нет никаких госпошлин, сборов или комиссий. Если вы где-то встретите услугу по подтверждению статуса предпенсионера или платный сервис якобы для экономии времени — не тратьте деньги. И расскажите близким, для которых это сейчас актуально. Даже если у них нет учетной записи на госуслугах, можно сходить в ближайший МФЦ. Время выдачи справки с ожиданием и проверкой личности — максимум 15 минут.

Что делать с этой справкой дальше?

Представьте ее по месту требования: в налоговую с заявлением на льготу, в службу занятости для повышенного пособия или работодателю для диспансеризации за его счет.




Не все так просто, получить эту справку после выхода на пенсию становится НЕВОЗМОЖНО.
Стал предпенсионером в июне 2019 г., пенсионером в декабре 2019 г., справку о льготах по налогу на имущество физ. лиц за 2019 г. нужно успеть подать в ИФНС до мая 2020 г. , а такую справку в ПФРФ не дают, у них свой "регламент", противоречащий нормам ГК и НК, но регламент для них важнее.
Программа у них сделана людьми, не имеющими никакого понятия о законодательных нормах, делалась в спешке, с ошибками.
Вы здесь расказываете, как легко получать эту справку. ну-ну, никто только не расказывает как может "карета быстро превратиться в тыкву" из-за дури горе-специалистов ПФРФ.
Если что, то статус предпенсионера я подтвердил сразу же через МФЦ и участвовал в программе переобучения для предпенсионеров, а вот справку сейчас для ИФНС получить не могу, не дают ее мне !
И ни где о таком идиотизме не написано !
Возраст есть, право на пенсию по достижении 60-лет есть, статус предпенсионера был подтвержден, пенсия уже назначена, а подтвердить статус предпенсионера для получения льгот перед ИФНС нет такой возможности, ну не видит меня их программ как предпенсионера и на свои обращения непосредственно в ПФРФ получаю отписки с ссылками на их "внутренний регламент", утвержденный правда в Минюсте.
На пустом месте создать человеку такую проблему, для этого особый талант у чиновников должен
быть !

Наша команда стремится помочь вам принимать более взвешенные финансовые решения. Мы придерживаемся строгой редакционной политики. Данная статья может содержать ссылки на финансовые продукты наших партнеров. Мы открыто говорим о том, как мы зарабатываем деньги. -->

  • В. э. образование.
  • Работала 5 лет в банке.
  • Независимый эксперт.
  • Финансовый аналитик. . .

Если работник трудоустроен официально, то работодатель обязательно делает отчисления в пенсионный фонд. Сумма высчитываются относительно заработной платы и передается в ПФР. Эти деньги идут на поддержание пенсионных выплат текущим пенсионерам и на формирование будущей пенсии самого работника.

В последнее время вопрос пенсионных отчислений весьма актуален. Многие граждане интересуются, сколько отчисляется в Пенсионный Фонд с зарплаты, как распределяются эти деньги, как отслеживать свои накопления. Поэтому портал Бробанк.ру провел анализ и дал ответы на важные для россиян вопросы.

Сколько от зарплаты идет в Пенсионный Фонд

Работодатель проводит довольно много отчислений из заработной платы работника, и это не только обязательный 2НДФЛ. По закону он обязан сам проводить социальные вычеты из зарплаты и перечислять эти деньги в бюджет.

Что вычитает работодатель кроме налогов:

  • отчисления в Пенсионный Фонд с зарплаты составляют 22% от начисленной суммы;
  • также уплате подлежит взнос в фонд Медицинского страхования — 5,1%. Фактически это оплата за медицину (так что, она у нас совсем не бесплатная);
  • фонд социального страхования — 2,9%. Этот фонд занимается выделением средств на оплату больничных. Так что, за свой больничный мы по факту тоже платим.

Пенсионные отчисления в процентах от зарплаты — самая большая затратная часть. В целом работодатель платит в госорганы 30% от начисленной зарплаты, плюс к ним добавляется еще НФДЛ 13%. По закону НДФЛ выплачивается с начисленной заработной платы, а все остальные взносы — отталкиваясь от размера зарплаты, но за счет самого работодателя.

Конечно, многим работодателям не нравится такое положение вещей, и пенсионные отчисления с зарплаты они делают все же за счет самих работников, изначально занижая реальный размер заработной платы.

Как делятся отчисления в Пенсионный Фонд с зарплаты

Итак, процент отчисления в Пенсионный Фонд с зарплаты — 22%. Все эти деньги направляются в ПФР, но разделяются на две большие категории, которые преследуют разные цели:

Работодатель обязан самостоятельно делать социальные вычеты из зарплаты, которые впоследствии делятся на разные затратные части

  1. 16% направляются на страховую часть пенсии. Это значительная часть отчислений. По сути эти деньги идут на формирование будущей пенсии гражданина. Чем больше он получает зарплату, чем больше размер пенсионных отчислений с нее, тем выше по итогу будет пенсия.
  2. 6% — накопительная часть пенсии. Этой частью гражданин может распоряжаться, перемещать деньги из ПФР в НПФ — негосударственные фонды. То, сколько отчисляется в Пенсионный Фонд на накопительную часть, можно отслеживать, следить за ростом накоплений.

Если рассматривать страховую часть, то как-то отслеживать, сколько вы отдали в ПФР, нельзя, если только делать самостоятельные расчеты. Эти деньги уходят на выплаты действующим пенсионерам. Потом, когда вы тоже достигните пенсионного возраста, государство будет давать вам обеспечение также за счет молодых граждан — так устроена система.

С 1 января 2019 вступил в силу закон, согласно которому все 22% отчислений в ПФР будут направляться на страховую пенсию. Эта норма будет действовать до конца 2021 года.

Такое решение было вызвано тем, что фонд ПФР испытывает серьезные трудности, нехватку средств. Так что, теперь весь процент отчисления в Пенсионный Фонд направляется на одну цель. Накопительный счет и расположенные на нем средства никуда не деваются, им можно управлять по своему усмотрению, но за счет выплат работодателя он пополняться не будет.

С 1 января 2019 вступил в силу закон, по которому все 22% отчислений в ПФР будут идти на страховую пенсию

Как проводятся отчисления в Пенсионный Фонд от зарплаты

Сам работник может даже не думать об этом. Процент пенсионных отчислений, его расчет и перечисление средств — все это законная обязанность любой компании или предпринимателя, которые нанимают работников.

Расчет выплат ведется только с официальной зарплаты работника. Если он получает выплату в конверте, никаких отчислений не последует. Если частично в конверте, то отчисления будут рассчитаны только от официально проведенной суммы.

Если вы трудоустроены неофициально, процент отчислений в ПФР браться не будет. Ваша пенсия никак не будет формироваться.

Расчет выплат ведется только с официальной зарплаты работника, в противном случае пенсия не начисляется

По закону пенсионные отчисления в России выплачиваются работодателем не позднее 15 числа следующего месяца. То есть за заработную плату, полученную работником в марте, компания должна сделать взнос не позже 15 апреля.

Любой бухгалтер знает, сколько с зарплаты отчисляется в пенсионный фонд. К назначенному времени специалист проводит все расчеты и направляет средства со счета компании на специальный счет ПФР. Небольшие ИП обычно не держат в штате постоянных бухгалтеров и нанимают временных, которые также делают все расчеты и совершают переводы.

Как проверить, делает ли работодатель отчисления

Каждый гражданин имеет доступ к информации о размере своей накопительной пенсии, на которую уходит 6% от отчислений. По логике, если выплачиваются эти 6%, то 16% на социальную пенсию тоже были выплачены. Если знать, сколько перечисляют в Пенсионный Фонд с зарплаты на накопительную часть, то можно без труда выявить оставшиеся 16%.

Например, вы видите, что в прошедшем месяца ваш накопительный счет пополнился на 1800 рублей, соответственно, это 6%. Нам же нужно вычислить 16%. Путем математических вычислений получаем, что 16% — это 4800 рублей. Сколько платится в Пенсионный Фонд с зарплаты в этом случае — 4800+1800, то есть 6600 рублей.

Как получить информацию о состоянии накопительного счета:

  • на портале Госуслуг при условии наличия на нем регистрации;
  • в территориальном отделении ПФР при наличии паспорта в порядке очереди.

Если вы видите, что накопительный счет не пополнился или пополнился, но на меньшую сумму, можно задавать вопросы работодателю. Такое действие является незаконным. Для начала просто обратитесь к бухгалтеру или к руководству. Не исключается, что это просто банальная ошибка, которая тут же будет исправлена. Бухгалтера прекрасно знают, сколько процентов идет в Пенсионный Фонд, но человеческий фактор не исключается.

Проблемы при отслеживании информации

С начала 2019 года у граждан возникают проблемы с получением информации. Процент пенсионных накоплений в части накопительного типа пенсии временно переводится на страховой счет. В итоге счет, на котором можно отслеживать движение, не пополняется. Накопительная пенсия заморожена до конца 2021 года, движения средств не будет в любом случае, даже если работодатель верно исполняет все свои обязательства.

Так что, какой передал процент от зарплаты в Пенсионный Фонд работодатель, можно узнать только при непосредственном обращении в ПФР. Если у вас есть сомнения, лучше это сделать. Обычно, если работодатель — крупная и стабильная компания, проблем не возникает. А вот если это небольшое ИП, могут возникнуть махинации.

Если отчисляемый процент не устраивает, то можно софинансировать свою будущую пенсию самостоятельно

Мы разобрались, какой процент работодатель отчисляет в Пенсионный Фонд. Сверх вашей зарплаты в этот орган уходит 22% Сумма немаленькая, но именно она формирует вашу будущую пенсию. Если вас не устраивает то, сколько отчисляют в Пенсионный Фонд, вы правомочны софинансировать свою будущую пенсию и класть на свой накопительный счет дополнительные суммы. В этом случае дополнительный процент отчислений в Пенсионный Фонд формируете вы сами.

Какие имеет выплаты налоговый инспектор при выходе на пенсию?

Ответы на вопрос:

Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ

(ред. от 02.07.2013)

"О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"

Статья 7. Условия назначения пенсий федеральным государственным гражданским служащим

(в ред. Федерального закона от 18.07.2009 N 187-ФЗ)

1. Федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет и замещении должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3, 7 - 9 части 1 статьи 33, пунктами 1, 8.2 и 8.3 части 1 статьи 37, пунктами 2 - 4 части 1 и пунктами 2 - 4 части 2 статьи 39 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации") (с учетом положений, предусмотренных абзацами вторым и третьим настоящего пункта).

(в ред. Федерального закона от 05.04.2013 N 57-ФЗ)

Федеральные государственные гражданские служащие при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2 (за исключением случаев истечения срока действия срочного служебного контракта в связи с истечением установленного срока полномочий федерального государственного гражданского служащего, замещавшего должность федеральной государственной гражданской службы категорий "руководитель" или "помощник (советник)"), 3 и 7 части 1 статьи 33, подпунктом "б" пункта 1 части 1 статьи 37 и пунктом 4 части 2 статьи 39 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", имеют право на пенсию за выслугу лет, если на момент освобождения от должности они имели право на трудовую пенсию по старости (инвалидности) и непосредственно перед увольнением замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев.

Федеральные государственные гражданские служащие при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 2 (в случае истечения срока действия срочного служебного контракта в связи с истечением установленного срока полномочий федерального государственного гражданского служащего, замещавшего должность федеральной государственной гражданской службы категорий "руководитель" или "помощник (советник)"), 8 и 9 части 1 статьи 33, подпунктом "а" пункта 1, пунктами 8.2 и 8.3 части 1 статьи 37, пунктами 2 - 4 части 1 и пунктами 2 и 3 части 2 статьи 39 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее одного полного месяца, при этом суммарная продолжительность замещения таких должностей составляет не менее 12 полных месяцев.

(в ред. Федерального закона от 05.04.2013 N 57-ФЗ)

1.1. Федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 25 лет и увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", до приобретения права на трудовую пенсию по старости (инвалидности) имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 7 лет.

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 03.05.2011 N 94-ФЗ)

2. Пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и выплачивается одновременно с ней.

3. Пенсия за выслугу лет не выплачивается в период прохождения государственной службы Российской Федерации, при замещении государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации, муниципальной должности, замещаемой на постоянной основе, должности муниципальной службы, а также в период работы в межгосударственных (межправительственных) органах, созданных с участием Российской Федерации, на должностях, по которым в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляются назначение и выплата пенсий за выслугу лет в порядке и на условиях, которые установлены для федеральных государственных (гражданских) служащих. При последующем увольнении с государственной службы Российской Федерации или освобождении от указанных должностей выплата пенсии за выслугу лет возобновляется со дня, следующего за днем увольнения с указанной службы или освобождения от указанных должностей гражданина, обратившегося с заявлением о ее возобновлении.

Читайте также: