Выдается ли свидетельство о постановке на учет в налоговом органе в 2021

Обновлено: 17.05.2024

В течение пяти дней после того, как все процедуры, связанные с регистрацией ИП или с регистрацией ООО, успешно завершены, информация из налоговой инспекции передаётся в адрес внебюджетных фондов, где осуществляется постановка ООО или ИП на учёт.

Индивидуальные предприниматели встают на учёт в ФФОМС и ПФР. Что касается организаций, то они, помимо регистрации в ФФОМС и ПФР, встают на учёт ещё и в ФСС.

Каждое уведомление содержит сведения о регистрационном номере, который Вы будете использовать при формировании отчётности и перечислении страховых взносов.

Информация для работодателей при постановке на учёт

Организации избавлены от необходимости осуществлять двойную регистрацию в фондах, поскольку, в отличие от индивидуальных предпринимателей, изначально встают на учёт в качестве работодателей, ведь любая организация всегда имеет в штате хотя бы одного наёмного работника – директора (генерального директора).

В этом случае ИП обязан дополнительно зарегистрироваться в Пенсионном фонде РФ и встать на учёт в Фонде социального страхования именно как работодатель. Заявление на регистрацию в качестве работодателя в указанных фондах заполняется и подаётся в двух экземплярах. При регистрации в этом статусе предприниматель становится носителем регистрационного номера страхователя.

Существуют чёткие сроки, в рамках которых индивидуальный предприниматель обязан зарегистрироваться как работодатель. Течение срока регистрации начинается с даты, когда между предпринимателем и наёмным работником заключён первый трудовой договор или гражданско-правовой договор.

Встать на учёт в статусе работодателя индивидуальный предприниматель обязан:

  • в Пенсионном фонде РФ – в течение 30 календарных дней;
  • в Фонде социального страхования – в течение 10 календарных дней.

За нарушение сроков регистрации в ПФР и ФСС предусмотрена ответственность в виде штрафов.

Размер их составляет:

  • 5 000 рублей при сроке нарушения до 90 дней;
  • 10 000 рублей при сроке нарушения свыше 90 дней.

Кроме того, предусмотрены штрафные санкции в отношении индивидуального предпринимателя при осуществлении деятельности в условиях, когда он не встал на регистрационный учёт в ФСС как страхователь. Размер штрафа в этом случае составляет 10% облагаемой базы для расчёта взносов, которая исчисляется за всё время работы ИП без регистрации в ФСС в статусе страхователя. При этом размер штрафа не может составлять менее 20 000 рублей.

Уведомления в адрес Роспотребнадзора и других государственных контролирующих органов

У организаций и индивидуальных предпринимателей существует обязанность подавать уведомления в адрес соответствующих органов государственного контроля перед тем, как они начинают осуществлять определённые виды деятельности и получать по этим видам деятельности прибыль.

Уведомление о начале осуществления отельных видов деятельности подаётся по специальной форме, указанной в Приложении к постановлению Правительства РФ №584 от 16 июля 2009 года. Подавать уведомление следует по месту планируемой предпринимательской деятельности, то есть там, где Вы предполагаете вести работы, осуществлять торговлю или оказывать услуги.

В соответствии с п.7 ст.8 Федерального закона №294-ФЗ от 26 декабря 2008 года, организации и индивидуальные предприниматели обязаны подавать уведомления о начале предпринимательской деятельности в адрес уполномоченных органов государственного контроля в 10-дневный срок с момента внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).

Подача уведомления в бумажном виде. При таком варианте Вы заполняете уведомление по установленной форме, распечатываете его в двух экземплярах и лично представляете в соответствующий орган государственного контроля. Вы также можете делегировать эту функцию своему представителю. Один из двух экземпляров Вы получаете обратно, при этом бумага должна содержать отметку органа государственного контроля о получении. Именно этот экземпляр является доказательством того, Вы произвели уведомление госоргана.

Отправка уведомления по почте. В этом случае Вы осуществляете регистрируемую почтовую отправку уведомления. Вы также производите опись вложения, которое остаётся у Вас (в описи должно быть указано отсылаемое уведомление). Кроме того, у Вас на руках должна быть квитанция. Дата, указанная в этой квитанции, является датой, когда Вы представили уведомление в адрес органа государственного контроля.

Отправка уведомления в электронном виде. Этот вариант подачи уведомления предполагает реализацию процедуры уведомления посредством использования онлайн-сервиса на сайте Госуслуг. Как правило, в 10-дневный срок информация о Вас попадает в реестр Роспотребнадзора.

Как уже было отмечено, отправка уведомления в случае, если Ваш вид деятельности подпадает под уведомительное правило, является обязательной процедурой.

Нарушение срока подачи уведомления карается штрафными санкциями.

Размер штрафов составляет:

  • от 3 000 до 5 000 рублей для индивидуальных предпринимателей;
  • от 10 000 рублей до 20 000 рублей для организаций (кроме того, должностные лица организации могут быть отдельно оштрафованы в размере от 3 000 рублей до 5000 рублей).

Помимо этого, предусмотрены штрафные санкции при подаче уведомления, сведения в котором признаны недостоверными. В этом случае индивидуальный предприниматель может быть оштрафован на сумму от 5 000 рублей до 10 000 рублей.

Что касается организаций, то они могут быть подвергнуты штрафу в размере от 20 000 рублей до 30 000 рублей. Дополнительно должностные лица организации рискуют получить штраф в размере от 5 000 до 10 000 рублей.

Теперь Вы обладаете практически полной информацией о том, как осуществляется регистрация ООО или ИП в различных фондах, а также о том, как подаются уведомления о начале работы по определённым видам предпринимательской деятельности в адрес Роспотребнадзора и других уполномоченных органов государственного контроля.

Если к тому же Вы определились с организационно-правовой формой ведения бизнеса, выбрали систему налогообложения и разобрались с прочими нюансами, то самое время начать процедуру регистрации своего дела. Первый шаг в этом направлении – формирование пакета регистрационных документов.

Сформировать полный перечень документов для открытия своего бизнеса можно самостоятельно, однако Вы рискуете допустить ошибки, одна или несколько из которых могут привести к отказу в регистрации. В этом случае Вы теряете не только время, но и деньги в виде уплаченной госпошлины за услуги регистрации.

Более надёжным способом может быть формирование документов с помощью специализированных компаний. При таком варианте Вы получаете гарантию корректности всего регистрационного пакета, но тратите, помимо обязательных расходов на открытие бизнеса, дополнительные деньги.

В такой ситуации оптимальным вариантом формирования пакета документов для открытия своего дела является способ, при котором Вы всё делаете самостоятельно, то есть бесплатно, но при этом быстро и с гарантией полной корректности, как в случае обращения в специализированную компанию.

Вам достаточно пройти несколько коротких и простых шагов, после чего Вы получаете совершенно бесплатно готовый регистрационный пакет абсолютно корректных документов для открытия своего бизнеса!

Обновление всей информации осуществляется в сервисе круглосуточно. Такой режим позволяет гарантировать, что Вы в любой момент времени пользуетесь только актуальными бланками и только утверждёнными законами, указами, положениями, распоряжениями и приказами.

Вам всегда гарантирован быстрый и абсолютно точный расчёт налоговых платежей и страховые взносов, а также зарплаты и отпускных, больничных и пособий. За счёт интеграции с банками и платёжными системами Вы имеете возможность перечислять все начисленные суммы прямо через сервис!

Вы хотите зарегистрировать свой бизнес быстро и абсолютно бесплатно? Вы хотите всегда оперативно, правильно и вовремя производить расчёт и уплату любых налогов? Вы хотите всегда легко и корректно формировать любую отчётность и своевременно её подавать?

Ведение налоговой отчетности - сложный процесс, который нуждается в подробном изучении. Именно этим мы сейчас займемся.

Ведение налоговой отчетности - сложный процесс, который нуждается в подробном изучении. Именно этим мы сейчас займемся.


Что такое налоговый учет?

Система сбора информации о том, какие доходы и расходы были получены в бизнесе в определенный период, называется налоговый учет (НУ). Помимо сбора эта система еще и систематизирует данные, чтобы определить налоговую базу, уточнить, какой налог на прибыль придется платить компании. Расчет ведется зависимо от того, на какой системе работает компания или ИП. Например, если используется общая система налогообложения, рассчитывается налог на прибыль, а если применяется УСН, тогда база рассчитывается по упрощенной схеме.

Если данные собраны, они используются организациями или ИП чтобы правильно составить отчетность, а после этого передать её в ФНС. При этом налоговые органы должны проконтролировать, насколько правильно посчитан налог, достоверны ли переданные данные. Когда это сделано, можно приступать к сбору налога согласно НУ.

Иногда НУ путают с бухгалтерским видом отчетности. Суть налогового учета в том, чтобы правильно оплатить налоги, поскольку они определяются именно на его базе. Тогда как бухучет просто описывает финансовую сторону работу компании и состояние дел на определенный момент. Из-за путаницы, которая возникает, если заменить эти два понятия, могут образоваться серьезные проблемы вплоть до расхождений в прибыли, что облагается налогом. Потому многие пытаются свести к минимуму разницу между показателем налоговых и бухгалтерских отчетов.

Налоговый учет: какие принципы имеет?

Налоговый учет (НУ) имеет несколько важных принципов, которые необходимо знать:

Согласно текущему Налоговому кодексу можно самостоятельно определить, какой выбор сделать в плане ведения налоговой отчетности. В том числе это касается того, какой системой налогообложения пользоваться.


Как ведется налоговый учет в ИП

Налоговый учет доходовпроводится согласно определенным принципам, что определяются зависимо от выбранной системы налогообложения, которую подобрал предприниматель на момент регистрации своей деятельности. Обычно предприниматели предпочитают выбирать УСН, поскольку эта система предусматривает упрощенный формат налогообложения. Хотя прежде чем остановиться на рассматриваемом варианте следует помнить, что такой формат не всегда предусматривает возможность его использовать. Например, некоторые виды деятельности не смогут воспользоваться простой схемой. В частности, это касается следующих направлений:

  • Банковской области;
  • Области страхования;
  • При открытии ломбардов;
  • При создании компаний, область деятельности которых находится в игорном бизнесе.

Если ИП не может остановиться на УСН, он может использовать другую популярную систему – ЕНВД или ОСНО. Кроме того может использоваться патентная система. В любом случае, чтобы можно было вести налоговый учет (НУ)? необходимо выбрать один из предложенных вариантов. Если этого не сделать, ИП изначально будет работать на ОСНО – одной из самых сложных и невыгодных систем. А если захотите перейти на альтернативный вариант, придется подождать до следующего года.

Как вести налоговый учет для ООО

Налоговый учет в 2022 году для ООО, как правило, ведут специалисты. Это связано с тем, что деятельность ООО намного сложнее и многограннее, чем у ИП. Соответственно, намного больше налогов, за уплатой которых приходится следить. Не говоря уже о ведении документации, в том числе отчетности, что будет передана в ФНС.

Система, по которой будет вестись налоговый учет, также выбирается в начале деятельности компании. Сделать это может директор. Выбор, как и в предыдущем случае, заключается в том, чтобы остановиться на одной из предложенных государством систем. Для того, чтобы разобраться, какой же вариант выбрать, рассмотрим каждый отдельно.

ОСНО. Учет налогов ведется в нескольких направлениях. В частности, каждый квартал нужно сдавать отчет НДС и платить 18% в рамках этого же налога. Также платите налог на прибыль (20% каждый месяц или квартал), на имущество компании (действует местный тариф, который не должен быть выше 2,2% и оплачивается раз в год), транспортный и земельный налог (если компания выступает владелицей земли и транспорта). Кроме того, налоговый учет ведется и с зарплаты работников (от 13% до 30% каждую зарплату, а также придется каждый год передавать справку 2-НДФЛ, а 6-НДФЛ каждый квартал). Помимо этого, нужно платить страховые взносы за работников.

УСН. Если выбрать эту систему, не придется платить НДС и налоги на прибыль. Зато актуальным является земельный/транспортный, а также единый налог 6%. Декларацию нужно передавать каждый год. Платится налог с зарплаты работников, а также страховые взносы на них (передается форма 4-ФСС в ФСС - Фонда социального страхования).

ЕНВД. Как и в предыдущем случае, нужно заплатить единый налог по индивидуальной ставке, зато освободитесь от некоторых других. Хотя все ещё придется вести налоговый учет доходов, это освобождает от лишней бумажной волокиты. Будете платить только взносы за страховку, налог на зарплату сотрудников, а также на имущество, транспорт и землю.

Чтобы правильно вести налоговый учет в 2022 году, нужно учитывать особенности каждого рассмотренного варианта.

Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе

Чтобы исключить путаницу с совпадением ФИО физических и наименований юридических лиц, была введена система уникальных номеров, позволяющих точно идентифицировать налогоплательщика. ИНН, или идентификационный номер налогоплательщика — это последовательность цифр, специальный код, который присваивается, согласно п. 7 ст. 84 НК РФ, каждому налогоплательщику на территории РФ.

О порядке присвоения, применения и изменения ИНН подробно можно узнать из Приказа ФНС России от 29.06.2012 N ММВ-7-6/435@. Там же рассказано и о структуре этого кода.

До 1 января 2017 года ИНН выдавался на защищенном бланке, после этой даты — печатается на обычной бумаге формата А4. (Приказ Федеральной налоговой службы от 12 сентября 2016 г. № ММВ-7-14/481@)

Виды и структура

ИНН могут быть двух видов. Это ИНН юридического лица, или физического лица. Параллельно с этим они подразделяются на ИНН российских организаций и физлиц, и ИНН для иностранных организаций, и физлиц.

Из чего собственно состоит этот код. Это не произвольный набор цифр, он присваивается исходя из специального алгоритма, который разработан АО ГНИВЦ.

  • ИНН организации — десятизначный цифровой код: NNNNXXXXXC
  • ИНН физического лица — двенадцатизначный цифровой код: NNNNXXXXXXCC

Значение ИНН российских ФЛ и ЮЛ ИНН иностранных ФЛ и ЮЛ
NNNN код налогового органа, который присвоил ИНН. Например, в коде 7720329391, 7720 — это код территориальной ИФНС №20 по городу Москве. Он, в свою очередь, состоит из кода субъекта РФ и порядкового номера налоговой инспекции внутри субъекта. код присваивается ФНС. Пример: 9909
XXXXX (XXXXXX) порядковый номер записи о лице в территориальном разделе Единого государственного реестра налогоплательщиков (далее – ЕГРН) налогового органа, который присвоил ИНН, — 5 знаков — для организации (6 знаков — для физического лица); код иностранной организации (КИО) согласно Справочнику “Коды иностранных организаций”, формируемому в соответствии с порядком, установленным порядком
C (CC) контрольнаясумма (1 символ — для организации, 2 символа — для физлица), рассчитанное по специальному алгоритму, установленному ФНС (а точнее, АО ГНИВЦ).

Образцы свидетельств

Если ИНН присвоен физическому лицу, выглядеть свидетельство будет так:

А вот так выглядит свидетельство иностранного гражданина:

Свидетельство коммерческого юридического лица, в форме ООО:

Свидетельство некоммерческой организации:

С 1 января 2017 года печать свидетельства о постановке на учет в налоговом органе более не осуществляют на защищенных бланках. Выдается свидетельство на обычном листе формата А4:

Свидетельства показаны разных годов, менялся бланк, расположение элементов, но сильных различий не было. С 2002 года применяется форма 1-1-Учет, для юридических лиц, и 1-2-Учет для физических. За подробностями — в Приказ ФНС России от 11.08.2011 N ЯК-7-6/488@.

ИНН физического лица/ИП

Как было уже рассказано выше, ИНН физического лица (не важно, ИП он или нет) состоит из 12 знаков. Документ с номером ИНН выдается либо при личном обращении гражданина (например, впервые устраивается на работу), либо при получении статуса индивидуального предпринимателя.

Согласно п. 2 ст. 84 НК РФ, налоговый орган (территориальная инспекция) обязан поставить на учет обратившегося гражданина (или иностранного гражданина) в течение 5 дней, со дня получения его обращения. В этот же срок выдается свидетельство по форме 1-2-Учет.

С какого возраста можно получить ИНН

А вот ИНН в полном виде (и он будет содержать номер в ЕГРН) присваивается гражданину в следующих случаях:

  • по месту жительства;
  • по месту пребывания (при отсутствии места жительства физического лица на территории Российской Федерации);
  • по месту нахождения недвижимого имущества или транспортного средства (при отсутствии у физического лица места жительства (места пребывания) на территории Российской Федерации).

Если физическое лицо не является ИП, оно вправе не указывать ИНН на обращениях, декларациях, и прочих документах, которые подаются в ФНС. Однако, при регистрации в виде ИП или в качестве учредителя юр. лица, ИНН, если получено свидетельство, указывать нужно обязательно. При желании гражданина, ИНН могут указать в паспорте.

ИНН юридического лица

ИНН организации состоит из 10 знаков (арабские цифры), и он также не может быть повторно присвоен другой организации (хотя случаи были).

Присваивается в следующих случаях:

ИНН российских ФЛ и ЮЛ ИНН иностранных ФЛ и ЮЛ
При создании, в том числе путем реорганизации — по месту нахождения. При обращении, на основании ст. 84 НК РФ.

Как узнать ИНН

Узнать ИНН физического лица, располагая его паспортными данными, можно, воспользовавшись сервисом ФНС:

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 102 НК РФ, сведения об ИНН являются налоговой тайной. При этом, они являются общедоступными, о чем можно судить по выпискам из ЕГРЮЛ:

Данные о постановке на налоговый учет из выписки ЕГРЮЛ

И если с упомянутым сервисом все понятно, не давайте свой паспорт кому попало, то с ЕГРЮЛ все сложнее, там не нужно специальных данных для получения информации.

Номера в выписке

То же самое и с ЕГРИП, введены просто умозрительные ФИО:

С юридическим лицом все проще — существует масса онлайн-сервисов, в том числе открытый ЕГРЮЛ, и найти там ИНН искомого юридического лица особого труда не составит. Правда, в случае с юридическими лицами ИНН нужен скорее для проверки контрагента, чем для его поиска.

По иностранным организациям в открытом доступе есть ряд сведений из ЕГРН.

Кроме всего прочего на сайте ФНС есть сервисы по верификации ИНН:

Как получить свидетельство ИНН

Либо прийти лично, получив, заполнив и подав бланк заявления по форме 2-2-Учет.

Российские ФЛ или ИП Российские ЮЛ Иностранные ФЛ Иностранные ЮЛ
5 дней 5 дней 3 дня, в случае необходимости 30 дней

Как получить дубликат ИНН в случае его утраты и в других случаях

Дубликат свидетельства выдается в налоговой инспекции по месту жительства (пребывания, нахождения имущества) физического лица, либо по месту нахождения юридического лица (для иностранных компаний — отдельная инспекция, например, в Москве это МИФНС №47).

Для этого заполняется заявление, уплачивается госпошлина 200 рублей, и через 5 рабочих дней вам выдается новое свидетельство. Можно заполнить заявление на сайте ФНС.

При смене фамилии, имени, отчества, даты рождения, места рождения, пола физического лица — получать новое свидетельство не обязательно. При смене места жительства вообще менять свидетельство не нужно.

Нужен ли ИНН иностранному гражданину

Если иностранный гражданин приехал не в качестве туриста, а решил заниматься предпринимательской деятельностью, либо работать по трудовому договору, а также владеет налогооблагаемым имуществом — иными словами, является налогоплательщиком — то получить ИНН ему придется. Если ранее ИНН ему не присваивался, и он регистрируется в качестве ИП — то ИНН будет ему присвоен при регистрации.

Можно ли открыть ИП/ООО без ИНН

Если ИНН был присвоен, то его нужно указать как при регистрации ИП, так и ООО. Но если нет — то указать его не выйдет.

Тут нужно определиться с тем, что ИНН, вернее, номер в ЕГРН гражданину присваивается при получении свидетельства о рождении. А ИНН формируется при обращении в налоговую для постановки на учет. То есть, ИНН, по сути, есть у всех. Но если человек не обращался в налоговую инспекцию за свидетельством, то номер ему не присваивался, и, соответственно, указать он его не сможет. При регистрации ИП, если ранее ИНН не был присвоен, его присвоят в момент регистрации. К номеру записи в ЕГРН добавят код инспекции и контрольную сумму, и выдадут соответствующее свидетельство.


Как стать самозанятым в 2021 году и законно ли осуществлять деятельность без регистрации в качестве ИП, уплачивая налог на профессиональный доход? Эти вопросы приобрели актуальность в связи с недавними изменениями законодательства. Смотрите пошаговую инструкцию регистрации в качестве самозанятого в нашей статье.

Уведомляем налоговую

Процедура регистрации самозанятых граждан без ИП в 2021 году прописана Налоговым кодексом РФ, в частности п. 7.3 ст. 83.

Форма данного документа утверждена приказом ФНС России от 31.03.2017 № ММВ-7-14/270@.

Бланк уведомления можно скачать по ссылке ниже


Этим же приказом установлен порядок заполнения формы.

Чтобы зарегистрироваться как самозанятый, гражданину необходимо указать в уведомлении:

  • ИНН (при наличии);
  • код налогового органа, в который направляется уведомление;
  • вид деятельности (в соответствии с НК или региональным законом);
  • Ф.И.О. заявителя;
  • его пол и дату рождения;
  • реквизиты удостоверяющего личность документа (для граждан РФ — общегражданский паспорт);
  • адрес места жительства или пребывания в стране;
  • реквизиты регионального закона и виды деятельности в соответствии с ним, если осуществляемая деятельность не установлена НК;
  • дату составления документа и подпись.

РАЗЪЯСНЕНИЯ от КонсультантПлюс:
Кто вправе применять НПД: применять спецрежим могут физлица, в том числе ИП. Для применения спецрежима регистрация в качестве ИП не нужна, если этого не требует законодательство по виду осуществляемой деятельности.
Кто не вправе быть самозанятым: не могут перейти на уплату налога на профессиональный доход лица, если они. Переходите в К+, и узнайте кто может, а кому запрещено применять режим для самозанятых. Для этого бесплатно получите пробный демо-доступ к справочно-правовой системе.

Уведомить налоговый орган о том, что человек будет работать как самозанятый, можно различными способами. Подробнее о них расскажем ниже.

Напомним, с 01.07.2020 года субъекты вправе присоединиться к режиму самозанятости добровольно. Подробности см. здесь.

Рассмотрим, как зарегистрироваться самозанятым в 2021 году через это приложение:

Уведомление при этом будет сформировано автоматически, дополнительных действий от заявителя не потребуется.

Через личный кабинет на сайте ФНС

  1. Установите программу на любое доступное устройство.
  2. Введите действующий номер телефона.
  3. Выберите субъект РФ из предлагаемого перечня.
  4. Введите ИНН и пароль для доступа в личный кабинет налогоплательщика.
  5. Придумайте и введите ПИН-код для дальнейшего доступа в приложение.

В этом случае паспорт не требуется, как и фотография заявителя.

Прибегнув к помощи в банке

На основании ч. 3 ст. 3 закона 422-ФЗ физическое лицо имеет право уполномочить на информационный обмен с налоговыми органами специальные площадки и кредитные организации. Иными словами, зарегистрироваться в качестве самозанятого можно через банк.

Данный сервис доступен только тем клиентам Сбербанка, которые проживают (имеют открытые счета и банковские карты) в одном из субъектов РФ, где реализуется эксперимент.

Постановка на учет в налоговой

Работа самозанятого с чеками. Уплата налогов

Налог на доходы физических лиц, в соответствии с п. 70 ст. 217 НК, не начисляется в отношении доходов, которые получены от профессиональной деятельности нянь, репетиторов, сиделок, лиц, осуществляющих ведение домашнего хозяйства, уборку помещений физическим лицам. Соответственно, в этих случаях самозанятые не выдают чеков и не уплачивают налогов.

Указанное приложение также упрощает процедуру уплаты налога на профессиональный доход (4%), поскольку самостоятельно исчисляет сумму, подлежащую уплате на основании полученных доходов. Гражданину остается лишь выбрать способ оплаты: с банковской карты или же по квитанции в кредитной организации. В последнем случае приложение поможет сформировать квитанцию и сохранить ее на устройстве.

Для того, чтобы узнать, с каких доходов вам нужно заплатить налог, с каких - нет, а также, что будет, если ошибиться в расчетах, получите бесплатный пробный доступ к системе КонсультантПлюс.

Итоги

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Читайте также: